Причина не могу учиться

9 самых частых причин, почему ребёнок не хочет учиться

Кто бы что ни говорил, а хотеть учиться для человека — нормально. Нас драйвят новые знания, умения и опыт! Правда, совершенно не обязательно хотеть учиться в конкретной школе, в школе вообще, всегда или тому, что считают нужным другие. Ксения Букша объясняет, в каких случаях нормально не испытывать тяги к знаниям здесь и сейчас.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. В школе скучно

Причина не могу учиться

Фото: Shutterstock (cristovao)

Самая частая причина. Когда-то школа была окном в мир. Вокруг был унылый нелёгкий быт, а в школе — рассказы географа о необыкновенных странах и приключениях, картинки в учебниках и книгах (дома у многих ни одной книжки не было). Вокруг — серая и однообразная борьба за существование, а в школе — знания, возможности, социальный лифт, первые крепкие дружбы и первые мечты. Это ощущалось, и наши прадеды и прабабушки бежали в школу вприпрыжку по пять-семь километров лесом.

Сейчас всё устроено по-другому. Вокруг интересный мир, полный информации, развлечений, эмоций, красок. Учителю приходится постараться, если он хочет заинтересовать ребят так же сильно, как те стимулы, которые с детства окружают их в реальности и в сети. Школа не может угнаться за жизнью. И детям в ней скучно.

Что делать? Лучшие из учителей умеют дать детям то, чего никто больше дать не может, — живое общение с понимающим взрослым. Они будят мысль и учат ловить кайф от коллективного и индивидуального решения задач, анализа художественного текста или исторической ситуации. Стоит попробовать найти школу, где такой учитель есть. Хотя бы один. А лучше несколько.

2. Ничего не получается

Причина не могу учиться

Фото: Shutterstock (Cristina Conti)

Есть дети, которые не способны продемонстрировать высокую школьную успеваемость. Они вообще не приспособлены к нашей классно-урочной системе. Не слышат учителя на уроке, не успевают делать задания, не могут быстро усвоить материал. Причины могут быть разными — обычно это всевозможные задержки развития, дефицит внимания, специфические трудности с чтением, письмом и счётом. Конечно, задержки постепенно компенсируются, но ребёнок уже привык считать себя аутсайдером.

Он отстал от программы, желания учиться не выработалось, ассоциации со школой однозначно плохие: это место, где я вечный неудачник

В нашей школе неуспеваемость ученика — целиком его вина. Если ты не можешь постараться так, чтобы получилось, то ты плохой и негодный. Иногда ребёнок нормально учился в начальной школе и «скатывается» в 5-6-7-м классе: программа стала труднее, а мозг не успел вырасти.

Что делать? Менять ситуацию. Иногда для этого приходится работать с логопедом или психологом, иногда — менять школу или даже форму обучения. Не бывает прирождённых двоечников. Не бывает «просто ленивых и нерадивых». Постоянные двойки — не вина ученика, каждый может и должен получать знания в своём темпе.

3. Плохие отношения с одноклассниками

Причина не могу учиться

Фото: Shutterstock (Ollyy)

Школьный коллектив хуже офисного, потому что взрослый может уйти от коллег на другую работу, а ребёнку от одноклассников деться часто некуда. Он их не выбирал, и, если дружба или хоть минимальный нейтралитет не складывается, школьная жизнь становится адом. Хорошо, если в школе есть с кем пообщаться или хотя бы уроки спросить. А если там сплошной троллинг и травля?

Что делать? Проблемы школьного коллектива решаются только системно, и делать это должны взрослые — учителя и администрация. Наверное, в условиях современной российской школы то, о чём я говорю, звучит как утопия. Но ничего другого тут не придумаешь.

4. Нет сил и настроения

Причина не могу учиться

Фото: Shutterstock (esthermm)

Ребёнок не хочет не только учиться, но и вообще почти ничего. Может быть, это преходящая подростковая астения — скачок роста, начало месячных. Может быть, признак болезни, например, депрессии. Есть дети, у которых сил, настроения, здоровья всегда чуть меньше, чем нужно. Или даже намного меньше. Это дети, которые в 4-5-м классе могут прийти из школы и лечь спать. Активному ребёнку школа, как кажется, нипочём, но и он в какой-то момент может сдуться и сказать: не хочу вставать, не хочу «на фабрику», где столько народу и всё время нужно что-то делать. Это не лень, а защитный механизм тела и психики.

Читайте также:  Какие могут быть причины увольнения

Что делать? Разрешать пропускать школу, отдыхать и валяться в постели. Устраивать дополнительные каникулы. Если совсем невмоготу — какое-то время поучиться дома. Здоровье дороже!

5. Страх неудачи

Причина не могу учиться

Фото: Shutterstock (Herlanzer)

Убить учебную мотивацию можно и страхом соревнования или экзаменов. Сейчас это мощнейший фактор. Дети конкурируют между собой: у неё двойки за все ВПР, вот курица. Подзуживают и некоторые родители: почему четвёрка? Страх по поводу ЕГЭ принимает порой китайские масштабы (в Китае регулярны экзаменационные самоубийства). Маленькому менеджеру-ученику страшно не оправдать ожиданий, ощутить себя неудачником.

Есть ученики, для который конкурентная среда по разным причинам — яд.

  • Медлительные дети, которые не могут «с блеском показывать эффективный результат».
  • Дети, которые боятся, что родители расстроятся или рассердятся, что одноклассники их будут троллить.
  • Дети нервные, невротичные, пугливые — эти могут вообще сломаться.
  • Дети с резко повышенным перфекционизмом — то же самое.
  • Дети с особыми интересами — не могут выучить то, что не зацепило эмоционально, зато уж свою любимую тему знают не на школьную пятёрку, а сразу на кандидатскую.

Лучше не учиться вообще, сойти с дистанции безопаснее — ведь страх не показать результат убивает удовольствие от процесса.

Что делать? Решительно снимать страх: убирать конкурентную среду, не бояться упустить время. Образование можно получить когда угодно и как угодно, а жизнь у нас только одна, и психика тоже.

6. Зависимость от гаджетов

Причина не могу учиться

Фото: Shutterstock (Rawpixel.com)

Кто сидит в телефоне? Все сидят в телефоне. Некоторые в планшете или ноутбуке. Информационные зависимости многочисленны и разнообразны. Привычка тоннами потреблять лёгкий контент может здорово сказаться на желании ребёнка вкладывать себе в голову что-то посложнее. Взрослые и то часто безуспешно пытаются ограничить «зависание в фейсбуке», а уж ребёнку это и вовсе не под силу. Часто ребёнок, получивший телефон с интернетом, быстро перестает интересоваться не только школой, но и чем бы то ни было ещё. Есть и другие зависимости — например, игровая; общительным детям, у которых есть проблемы с вниманием, трудно вылезти из мессенджера и взяться за уроки.

Что делать? Понятия не имею. Ведь не советовать же родителям «растить детей без гаджетов». Наверное, для кого-то они не проблема. Но некоторые могут все лучшие годы так провести, и это не только про детей.

7. Не до учёбы

Причина не могу учиться

Фото: Shutterstock (esthermm)

Помните этот анекдот? «Мне бы ваши заботы, господин учитель». Ребёнку или подростку может быть просто не до учёбы. Тяжело болен один из родителей. Умер домашний питомец. Ребенок влюблён, переживает неудачу или чего-то сильно боится. Мало ли в жизни бывает проблем.

К этому же пункту относятся дети, на которых чаще всего жалуются учителя. Эти «невозможные маленькие подлецы и негодяи, сущие демоны, которые в свои одиннадцать-двенадцать уже совершенно испорчены». Как правило, это дети, у которых дома действительно всё неправильно. Не обязательно маргиналы, в богатых семьях тоже встречается и равнодушие родителей, и насилие, и заброшенность, и одиночество. Ребёнок ни к кому не привязан, о нём никто особо не заботится, его, возможно, развращают деньгами или чем-то ещё — каким он будет расти? Какого интереса к учёбе можно от него ожидать?

Что делать? Родителям — пытаться поддерживать. Если речь об учителях, которые видят ребёнка только в школе, то вряд ли они смогут кардинально изменить его жизнь. Потребность в саморазвитии ребёнок чувствует, только если удовлетворены базовые потребности — в тепле, безопасности, общении.

8. Перекорм

Причина не могу учиться

Фото: Shutterstock (Jacek Chabraszewski)

Потребление знаний не может быть пассивным. В норме всё происходит так: сначала у ребёнка возникает познавательный интерес, потом он делает самостоятельные движения в этом направлении (задаёт вопрос, что-то ищет) и уж потом — как награду — получает знания и умения (ответ на вопрос, или книжку, или видео, или какой-то новый опыт).

В наши дни родители нередко ставят этот процесс с ног на голову и начинают впихивать в ребёнка знания и умения до того, как он сам заинтересовался какой-либо темой

Причём впихивают в увлекательной, развлекательной, игровой форме, так что и усилий прикладывать не надо. Понятно, родителям хочется, чтобы знания оказались в голове ребёнка пораньше. Но это же не коробочка, в ней всё должно происходить по естественному, природному порядку: сначала мотивация, потом вознаграждение (новые знания — для мозга это вознаграждение, представляете себе?).

Это всё равно что кормить насильно: ложку за маму, ложку за папу, и вот уже ребёнок не знает, не понимает, когда он хочет есть, а когда сыт. Со знаниями — абсолютно та же история.

Что делать? Надолго отстать. Чтобы ликвидировать последствия перекорма и ощутить собственный аппетит к знаниям, может потребоваться много времени. Хорошо бы, чтобы за это время не возникли проблемы, описанные в пункте 6.

9. Другие интересы

Причина не могу учиться

Фото: Shutterstock (Rawpixel.com)

Ребёнок доучился до девятого класса в хорошей школе и вдруг упёрся: не хочу высшее образование, хочу быть массажистом или парикмахером, учить других краситься или вообще зарабатывать на стримах — а что, отличное занятие. А ещё может хотеться приключений. Куда-то поехать, где-то потусоваться, попробовать одно и другое, хлебнуть разной жизни и всяческого опыта.

Читайте также:  Сильный неприятный запах мочи у мужчин причины и лечение

Родители сидят и чешут затылок: с одной стороны, высшее образование… Хотелось бы… С другой — кто сказал, что человек, который просидел штаны в вузе, непременно умнее и счастливее? С третьей — ребёнок должен получить свой жизненный опыт, с четвёртой — вдруг потом пожалеет, а будет труднее наверстать, а армия, а…

Что делать? В разных случаях по-разному. Всё зависит от того, насколько серьёзен интерес подростка и что он готов делать, чтобы следовать своему жизненному плану. В любом случае «заставить силой» или «просто отойти в сторону» не выйдет: такие вещи можно и нужно обсуждать вместе.

Источник

Не хочу учиться! Почему падает мотивация к обучению и что с этим делать

Многие современные дети, как их называют специалисты − «цифровое поколение», не хотят ходить в школу. Часто это нежелание появляется из-за внушений самих взрослых, сделанных еще до того, как малыши становятся первоклассниками. Интерес к учебе пропадает и позже − в подростковом возрасте и в старших классах. Почему так происходит и как этого не допустить − разбираемся в нашей статье.

Родители, бабушки и дедушки говорят ребенку, припугивая его и не осознавая последствий своих слов: «Вот пойдешь в школу, и там нужно будет сидеть тихо, баловаться на уроках нельзя!», «Это ты пока можешь делать, что захочется, а пойдёшь в школу — там тебе достанется!», «Как же ты учиться будешь, ты такой невнимательный!». Дошкольники зависимы от родителей и смотрят на мир их глазами. Разумеется, сами дети чувствуют тревогу взрослых и начинают думать, что учёба это что-то не совсем приятное, требующее невероятных усилий. Именно с таким настроем некоторые ребята впервые переступают порог школы. Не лучше ли вместо внушения страха подбодрить ребенка и настроить его положительно?

Если у детей не сформирована мотивация к получению новых знаний, учиться с охотой они не будут. При этом отсутствие интереса к обучению может появиться, как ни парадоксально, из-за оголтелого курса на «раннее развитие». Одни родители, обеспокоенные предстоящей учебой своих детей, стараются подготовить их к школе как можно лучше и требуют беглого чтения и счета чуть ли не с трех лет. Другие мамы и папы, чьи амбиции высоки, стремятся воспитать вундеркиндов с пеленок и начинают, например, обучать своих малышей иностранным языкам еще до того, как те начинают чисто говорить на родном языке. Зачастую причина такого «раннего старта» − неправильное представление о физиологических особенностях развития детей.

Не далеко от незнающих основ физиологии дошкольного возраста родителей уходят и некоторые специализированные детские сады, где дети только изредка играют и гуляют, а основное время проводят на занятиях. Результатом стремления научить всему и как можно раньше становятся не только антипатия, но и крайне негативное отношение ребенка к обучению в школе.

Если ребенка с раннего детства много нагружали развивающими занятиями, то в первый класс он может прийти уже уставший. Это значит, его перекормили раньше, чем проснулся аппетит. Важно идти в ногу с интересами ребенка, учитывать их, а не торопиться загрузить малыша информацией.

Кроме того, если до школы он уже многое знает, на уроках ему будет скучно, а от скуки дети обычно находят другие занятия. Подвох в том, что можно пропустить тот момент, когда появится большой объём новых знаний, а привычка их усваивать и трудиться регулярно так и не будет сформирована, − утверждает психолог Надежда Керова.

Почему в школе пропадает мотивация к обучению

Допустим, что с привычкой учиться и мотивацией у ребенка все хорошо- бабушка-педагог научила его читать и писать, нагрузки до школы были в меру, обучали с любовью, используя правильные методики. Однако школьника ожидают обстоятельства, которые могут отбить желание познавать новое. Разберем некоторые из них:

Не получается хорошо учиться

Случается, что даже подготовленные первоклассники испытывают трудности, например, с математикой или письмом. Следствие − дети становятся невнимательными на уроках по предметам, в которых они неуспешны.

Задачи родителей и учителя − как можно раньше выявить проблемные дисциплины, помочь ребенку подтянуть знания и не допустить развития страха провала по этим предметам.

Непосильные учебные нагрузки

Ученики часто «заболевают», а родители не могут определить: ребенок действительно не может или просто не хочет идти в школу. При постоянных непосильных для ребенка нагрузках болезнь становится единственной возможностью для детей пропустить уроки. Когда подобный «номер» проходит раз, другой, третий, то притворство становится обычным делом.

Родителям важно дать понять ребенку − если заболел, то в постель и полоскать горло каждый час, а не за компьютер.

Читайте также:  Причиной субъективности анализа документов могут быть

Страх перед трудностями

От детей можно услышать: «Я так боюсь ошибиться, что у меня ладошки мокрые». Оказаться смешным перед всем классом, получить двойку у доски, — такие «боюсь» вызывают у школьников нежелание идти в школу.

Сможет ли ребенок побороть страхи − зависит от родителей, их любви и поддержки. Стоит как можно чаще внушать ребенку веру в свои силы, подбадривать его, демонстрировать доверие и поощрять самостоятельность.

Например, ученику младших классов можно поручать походы в магазин у дома за хлебом, а школьнику постарше позволять самостоятельно распоряжаться карманными деньгами. При этом крайне важно не только хвалить ребенка за результаты, но и показывать на примерах, почему знания, полученные в школе, полезны в реальной жизни − без умения быстро читать или правильно считать сложно делать покупки в магазине, без азов по предмету «Окружающий мир» − оценивать состояние погоды перед прогулкой и т.д.

Низкий авторитет педагога

Обесценивание авторитета учителя мало способствует желанию слушать его во время урока, поэтому о работе педагога лучше говорить в нейтральных или положительных тонах. Еще лучше − вообще исключить оценку действий учителя в присутствии детей.

Чрезмерная строгость и отсутствие похвалы

Когда родители осуждают и «штрафуют» детей за плохие оценки, и при этом не хвалят за успехи в школе, у детей пропадает желание учиться. В таких случаях в помощи психолога нуждаются не только дети, но и сами родители.

Важно помнить, что чрезмерная строгость, особенно при отсутствии поддержки и похвалы, так же как и постоянная критика — плохие помощники в формировании мотивации к учебе.

Плохие отношения с одноклассниками

Друзья, компании по интересам, формирование детского коллектива и лидерских качества — все это необходимый для ребенка опыт на пути взросления. Часто подростки ходят в школу больше не из желания приобрести знания, а ради общения. Если же отношения с одноклассниками не складываются, то интерес к школе пропадает.

Родителям важно научиться быть другом своему ребенку и стараться быть в курсе не только его оценок, но и интересов. Если на лицо признаки буллинга, необходимо обсудить проблему с классным руководителем и вместе с ним принять меры по прекращению травли.

Учителю, если он замечает что в классе травят кого-то из учеников, нужно обязательно выявить причину и вместе со школьным психологом разработать стратегию действий. Если ситуация зашла слишком далеко, в работу по устранению травли привлекают администрацию школы и родителей.

Скучно на уроках

Пожалуй, это самый главный фактор. В эпоху интернет-технологий большинству школьников неинтересно сидеть за партой и учиться, им и хочется получать знания, то все здесь и сейчас, с минимальными усилиями и, по-возможности, в развлекательной форме. Ведь так просто найти ответ на любой вопрос, спросив у Google.

Конечно, в разрешении этой проблемы важны умение учителя преподносить материал, способность чувствовать атмосферу в классе и управлять ею, талант пробуждать интерес к предмету. Однако все уроки не могут быть игровыми и нестандартными, а кроме того, школьник должен не только знакомиться с новой информацией, но и осмысливать и запоминать ее. А это без усилий и труда невозможно.

Сторонниками учителя могут и должны стать родители, которые должны развивать в детях ответственность, своим примером показывать, что обучение проходит не зря, если полученные знания остаются в памяти, отрабатываются навыки их применения в жизни, и для этого приходится стараться и прилагать усилия.

Ученики «перекормлены информацией»

Еще пару десятков лет назад мультфильмы можно было посмотреть только по телевизору и только в определенное время, не было возможности скачивать из интернета музыку любого жанра и направления, путешествия в дальние страны были мечтой, а знания, которые передает учитель, можно было получить только сидя за партой − записать в тетрадь и запомнить. Настало информационное пресыщение, многое из желаемого оказывается на ладони лишь по одному клику. Родители сетуют: «Ничего не хочет. Театры, экскурсии, поездки в другой город, в новую страну, возможность соприкоснуться с другой культурой — ничего не интересует».

Есть ли выход

Для многих интерес к учебе во многом зависит от личности учителя. Именно педагог может (или, к сожалению, наоборот) привить ученику тягу к знаниям и любовь к своему предмету. При этом повторю, воспитать интерес учиться, любознательность, любовь к книгам — уже прерогатива родителей. При желании взрослым удается заинтересовать ребенка даже в подростковом возрасте, и показать личном примере, что всегда есть возможность открывать для себя что-то новое и интересное, ранее неведомое. Возможно, на какое-то время им стоит прекратить или максимально сузить бесперебойный поток удовольствий, радостей жизни. Родители должны обладать знаниями и волей, чтобы показать: учеба- это труд, без которого невозможно развитие.

А какие причины нежелания учиться современных детей можете назвать вы?

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник