Закреплены нормы избирательного права могут быть

Нормы избирательного права

Статья посвящена анализу и классификации норм избирательного права в РФ.

Понятие «норма» очень широкое. Если мы посмотрим на общелитературное понятие «норма», то это есть установленная мера, средняя величина чего-либо, например: норма выработки, норма литературного языка, норма выпадения осадков. Но норма — это и узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Итак, мы видим, что понятие «норма» имеет употребление во всех науках. Для анализа мы отталкиваемся от общеметодологического понятия «социальная норма», которая также имеет широкое толкование: как общее правило поведения людей в обществе, эталон, масштаб, образец, которым руководствуются в обществе.

Особой разновидностью социальных норм выступают правовые нормы. С одной стороны, эти нормы, порожденные социальной динамикой общества несут в себе его сущностно-содержательные характеристики и не могут рассматриваться в отрыве от него. С другой стороны, они отличны от всех других социальных норм своей санкционированностью государством и общеобязательным значением. При этом общеобязательность все же достигается возможностью государственного принуждения, а не потому, что данные нормы охватывают наиболее повторяющиеся социальные процессы, причинно- следственные связи, образцы поведения, как это утверждают отдельные авторы. Другие социальные нормы также «охватывают наиболее повторяющиеся социальные процессы» и являются «образцами поведения», однако это не делает их правовыми.

Таким образом норма избирательного права-это узаконенное установление, признанный обязательный порядок неотъемлемого механизма российского демократического государства, его республиканского строя, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить свободные и законные выборы народных представителей.

Совокупность норм избирательного права составляет подотрасль конституционного права, и по данному основанию выделяются следующие группы норм.

Первую группуобъединяет нормы по объекту правового регулирования. Это совокупность норм, устанавливающих общие принципы действия избирательного законодательства. гарантийные нормы, которые обеспечивают введение в избирательное право института организационных, информационных и процессуальных гарантий реализации и защиты субъективных избирательных прав граждан России.

Вторую группусоставляют нормы, обеспечивающие важнейшие гарантии прав граждан Российской Федерации, связанные с учетом и регистрацией избирателей, составлением избирательных списков, образованием избирательных округов и избирательных участков.

Третья группа образована нормами, закрепляющими важнейшие принципы функционированием избирательной системы, оформляет статус и структуру избирательных комиссий, порядок их формирования, принципы организационной деятельности комиссий, принципы гласности в их деятельности, правовой статус членов избирательных комиссии и соответствующие меры юридической ответственности, применяемые к избирательным комиссиям.

Четвёртая группа— это нормы, которые связаны с гарантиями граждан на выдвижение кандидатов, регламентируют сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, порядок регистрации кандидатов, устанавливают их статус.

Пятая группавключает нормы, закрепляющие гарантии прав на получение и распространении информации о выборах, устанавливающие принципы информационного обеспечения выборов, информирования избирателей, регулирующие обнародование опросов общественного мнения, порядок участия СМИ в предвыборной агитации, общие условия и правовые ограничения ее проведения.

Шестую группу составляют нормы, связанные с гарантиями прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования

Седьмую группу образуют нормы, регулирующие порядок обжалования нарушений избирательных прав. Они устанавливают основания для аннулирования, отмены регистрации кандидата списка кандидатов, отмены решений об итогах голосования, закрепляют процессуальные сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений, принципы и основания юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Восьмую группу составляют нормы, закрепленные в различных нормативных правовых актах, заключительные и переходные наложения. Недооценивать эту группу норм нельзя, поскольку именно они устанавливают условия вступления в силу нормативных актов, утраты ими юридической силы, важные переходные положения, связанные с порядком применения отдельных статей, совмещением выборов, гарантиями для отдельных категорий лиц и органов, конкретизируются условия участия в выборах отдельных субъектов избирательных правоотношений и т.д.

По роли в механизме правового регулирования избирательные нормы можно дифференцировать на нормы общего и конкретного содержания.

Нормы общего содержания устанавливают исходные принципы, категории, которые относятся ко всем выборным институтам. Это в первую очередь нормы общих положений главы первой Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», а также федеральных законов: «О выборах Президента Российской Федерации» (глава I), «О выборах депутатов Государственной Думы» (глава I).

Изложение правового материала в этих нормах характеризуется определенными особенностями. Учитывая, что они имеют приоритетный характер и остальные конкретные нормы должны соответствовать им. законодатель стремится закрепить в них важнейшие принципы регулируемых институтов, тогда как непосредственную регламентацию функционирования институтов даст в других разделах, главах, через совокупность конкретных норм.

Таким образом, законодатель совершенно оправданно повышает статус различных правовых институтов, закрепляя важнейшие принципы в общих нормах. Тем самым достигаются их усиленная юридическая защита и устойчивость самого механизма правового института, регламентированного правилами конкретных норм на основе принципов, закрепленных в общих нормах, создающих правовой каркас такого института.

Что касается конкретных норм, то они непосредственно устанавливают права и обязанности, условия их реализации, регламентируют статутные и функциональные характеристики правовых институтов и т.д. Они содержат четкое правило поведения, т.е. в них имеется указание на конкретное право, обязанность или сформулирован запрет на определенный вид поведения.

Безусловно, этими нормами определяется и компетенция органов власти, задействованных в организации избирательного процесса. Так, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» определяются полномочия Центральной избирательной комиссии РФ в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» по которой она: устанавливает порядок использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдумов в части, не урегулированной федеральными законами, а также порядок обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы» и т.д.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного права, а содержат четкое предписание поступать в соответствии с правилами, т.е. являются обязательными к исполнению, содержат однозначный вариант действий.

Что касается диспозитивных норм, то они предусматривают возможность выбора варианта действий субъектов избирательно- правовых отношений с учетом указанных в нормах условий и обстоятельств, т.е. допускается регулирование отношений по соглашению сторон.

Альтернативные нормытакже достаточно полно представлены в избирательном законодательстве. Они, как известно, допускают выбор из обозначенных в избирательной норме вариантов поведения.

По характеру содержащего предписания избирательно-правовые нормы дифференцируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Как известно из теории права, с помощью управомочивающих норм закрепляется компетентность субъектов, в данном случае избирательного права, субъекту права представляется определенная возможность поведения, гарантированная обязанностью другого лица Эти правила, закрепленные в управомочивающих нормах, определяют права субъектов действовать тем или иным образом. Обязывающих норм

Читайте также:  Анализ мочи расшифровка норма оксалаты

Что касается обязывающих норм, то к ним относятся все нормы, в которых исключается иной вариант действий, закрепляются обязанности субъектов электоральных отношений соотносить свое поведение с действиями, установленными данными нормами, которые возлагают на субъектов обязанности совершать определенные действия.

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них указанных, т.е. на субъекта электоральных отношений возлагается обязанность воздерживаться от определенных действий, не совершать их.

Источник

Система избирательного права

Система избирательного права по характеру правовых предписаний, содержащихся в федеральном избирательном законодательстве и конкретных законах о выборах, разделяется на нормы и институты, присущие каждой из его частей – общей и особенной.

Институты общей части устанавливают универсальные принципы избирательного права, исходные начала организации избирательного процесса, общий правовой режим осуществления отдельных стадий, процедур и избирательных действий.

Институты особенной части определяют конкретные процедуры и условия реализации норм материального избирательного права в ходе подготовки и проведения выборов.

Институциональное разделение избирательного права получает формальное отображение в общей и особенной частях избирательных кодексов, принятых в ряде субъектов РФ (в Белгородской Воронежской, Свердловской, Московской областях и городе Москва, Республике Башкортостан и др.).

Особое место в системе институтов избирательного права занимает институт ответственности за нарушение избирательных прав граждан, в том числе в виде возможности расформирования избирательных комиссий в случае принятия решений, совершения действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и повлиявших на результаты волеизъявления участников выборов.

Принципиально новым юридическим элементом современной системы избирательного права являются гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Гарантийные нормы выполняют правообеспечительную функцию в механизме правового регулирования всех видов выборов.

Избирательно-правовые нормы – это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в избирательно-правовых актах правила, установленные или санкционированные государством, направленные на регулирование избирательных отношений путем установления прав и обязанностей их участников. Нормы избирательного права, являясь разновидностью правовых норм, содержат в себе свойства, характерные для всех правовых норм, и специфические качества, определяемые принадлежностью к избирательному праву.

Своеобразие избирательно-правовых норм обусловлено следующими обстоятельствами:

— предметом регулирования избирательно-правовых норм. Избирательно-правовые нормы регулируют общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

— источниками, в которых выражены избирательно-правовые нормы;

— преобладанием в составе избирательного права процессуально-правовых норм, регламентирующих процедуру реализации субъективного избирательного права граждан, порядок формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Структура избирательно-правовых норм. Под структурой правовой нормы принято понимать ее внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов. В структуре правовой нормы выделяют:

гипотеза – часть нормы, которая указывает на те условия, т.е. фактические обстоятельства, при наступлении или не наступлении которых норма вступает в действие;

диспозиция – часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъектов;

санкция – часть нормы, которая указывает на меры, применяемые при ее несоблюдении.

Большинство норм избирательного права имеют двухчленную структуру: гипотезу и диспозицию. Так, например, п. 4 ст. 11 ФЗ «Об основных гарантиях…» гласит: «Если срок полномочий органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта РФ о выборах отсутствует либо положение (положения) закона субъекта РФ не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в орган государственной власти субъекта РФ, в орган местного самоуправления в части положения (положений) закона субъекта РФ, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента РФ».

Закреплены нормы избирательного права могут быть

Данная норма прямо указывает на условия, при которых она может быть реализована, и устанавливает правила, которыми необходимо руководствоваться при наступлении указанных условий. Санкция у данной нормы избирательного права отсутствует.

Также среди норм избирательного права немало норм, состоящих из одной диспозиции – дефинитивных и декларативных норм. Дефинитивные нормы предписания, направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории.

Примером дефинитивных избирательно-правовых норм могут служить нормы, содержащиеся в ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях…», определяющие основные термины избирательного права: выборы, депутат, избиратель, избирательная кампания, избирательные права граждан и т.д.

Декларативные (нормы-принципы) – предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности правовых норм. В качестве примера декларативных норм можно привести норму, содержащуюся в ст. 5 ФЗ «Об основных гарантиях…», согласно которой граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

Примером норм, содержащих в своей структуре санкцию, могут служить нормы, устанавливающие ответственность за нарушение избирательного законодательства. Так, «регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу (санкция), в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией (гипотеза).

Классификация избирательно — правовых норм.

По объекту правового регулирования выделяются нормы:

— регламентирующие субъективное избирательное право;

— закрепляющие принципы избирательного права;

— регламентирующие избирательный процесс;

— регулирующие иные составные части предмета избирательного права.

По функциям, которые выполняют правовые нормы в механизме правового регулирования, их подразделяют:

— регулятивные (правоустановительные), регулируют позитивную деятельность субъектов права, определяя их права и обязанности в общественных отношениях;

— охранительные, закрепляют меры юридической ответственности и защиту субъективных прав.

По характеру прав и обязанностей:

— управомочивающие нормы – устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой права: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…»;

— обязывающие нормы – устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. Большинство обязывающих норм относится к деятельности избирательных комиссий. Примером обязывающей нормы может служить положение п. 4 ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях…»: «При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ»;

— запрещающие нормы – устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их. Например, ч. 10 ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает, что наблюдатель не вправе выдавать бюллетени избирателям, участникам референдума и т.д.

Читайте также:  Лейкоциты в моче что это значит и какая норма

По территории действия:

— действуют на всей территории РФ;

— распространяются на часть ее территории (субъект РФ, муниципальное образование).

Источник

Понятие и функции избирательного права. Ключевые избирательные гражданские права

Избирательная система – это средство демонстрации независимой воли народа, выраженная в организационно-формальном виде. Избирательная система считается необходимым механизмом демократического устройства государства. Её задача состоит в обеспечении беспрепятственных выборов представителей от народа.

Избирательная система охватывает 3 взаимозависимых составляющих:

  • гражданское избирательное право;
  • способ выборов народных представителей;
  • порядок выборов.

Понятие «избирательное право» имеет 2 значения:

  • с одной стороны, оно описывает право баллотироваться в качестве кандидатов и голосовать, то есть пассивное и активное избирательное право;
  • с другой стороны, это количество законодательных положений, регулирующих выборы.

В чём заключаются ключевые функции избирательного права?

Характеризуя избирательное право нужно прежде всего учитывать его 2 ключевых значения:

  • избирательное право – это один из разновидностей субъективного права, дающее возможность каждому гражданину избирать своего депутата, президента, партию, либо быть самому избранным в государственные органы, в районные исполнительные комитеты, подавать свою кандидатуру на президентских выборах;
  • в объективном смысле, это комплекс норм, которые закрепляют избирательные субъективные гражданские права, определяют порядок их предоставления и реализации в процессе осуществления процесса выборов.

Политические избирательные задачи

Основная задача политических выборов при представительной демократии – формировать состав органов власти. Ряд органов власти состоят из отдельных людей, которые были выбраны народом (например, депутаты в парламенте). Некоторые органы власти могут состоять только из одного избираемого человека (например, институт президента).

Как правило, лица, имеющие право участвовать в выборах, заранее определяются или отбираются для участия в выборах, чтобы минимизировать усилия по проведению этих самых выборов. Это называется списком кандидатов. На состав избираемого списка можно повлиять. Выражение воли отдельных лиц при голосовании называется голосованием.

Существует множество избирательных систем, касающихся конкретной формулировки голосов и их суммирования для формирования общего решения. Два самых распространённых типа избирательных систем – мажоритарные и пропорционального представительства.

Политические выборы подчиняются ряду требований, которые являются абсолютно необходимыми для реального достижения желаемого баланса интересов. Иногда они расширяются, чтобы включить дополнительные требования, возникающие из особых интересов:

  • контроль избирателей над партиями, членами парламента и правительствами;
  • представление интересов избирателей;
  • интеграция населения в политику;
  • конкурирование личных и программных альтернатив;
  • интеграция политических сил, включая все важные проблемы и заботы людей и др.

Что такое субъективное избирательное право?

В субъективном смысле, это конституционное гражданское право выбирать и быть самими избранными в государственные органы, а также принимать участие в общегосударственных и местных референдумах.

На этом уровне существует 2 разновидности субъективного избирательного права:

  • активное (возможность избирать);
  • пассивное (возможность быть избранным).

Существует в избирательной структуре и иные правомочия:

  • на участие в выдвижении кандидатов;
  • на предвыборную агитацию;
  • право быть наблюдателем;
  • на работу в избирательных комиссиях (для подсчёта поданных за каждого кандидата голосов и определения итогов выборов);
  • на прочие избирательные действия в границах избирательного законодательства.

Активное избирательное право есть лишь у совершеннолетних (с 18 лет) граждан. Этим правом обладают только граждане с достижения ими определённого (введённого законами) возраста для получения государственной должности. Данное право может ограничиваться для тех, кто:

  • признан судом недееспособным (или частично дееспособным);
  • лишён свободы после приговора суда, кто за совершённое преступление в ходе судебного разбирательства получил меру лишения свободы;
  • несёт государственную службу, работает на государственной административной должности, исполнение обязанностей по которой не может быть совместимым с выборной должностью.

Что означает объективное избирательное право?

Это комплекс из норм права, контролирующие все избирательные процессы в стране и определяющие избирательные гражданские права.

Данное право считается главной составляющей конституционного права. Своими функциями и значением оно выходит за границы обычных правовых институтов. По своей внутренней структуре, по источникам и степени влияния на создание и деятельность народных органов власти (так называемого гражданского общества) объективное избирательное право можно отнести к базовой отрасли конституционного права. Центральное его предназначение заключается в юридической организации выборов ради предоставления возможности гражданам выбирать и самим быть избранными.

Избирательное право считается универсальным способом регулирования всех типов выборов, которые связаны с претворением в жизнь субъективных гражданских избирательных прав. Оно способствует процедуре легитимации выборов, доверию граждан к властным институтам (которые являются выборными), применяется ко всем без исключения избирательным кампаниям.

Это право имеет естественную связь с субъективными избирательными гражданскими правами. В отдельных случаях избирательные права могут принадлежать и гражданам других государств (если они постоянно проживают на территории государства и другие условия).

Что относится к первостепенным избирательным гражданским правам?

К избирательным гражданским правам относятся:

  • участие в выдвижении конкретных кандидатов;
  • участие в мероприятиях по предвыборной агитации;
  • участие в качестве наблюдателя на выборах за деятельностью избирательных комиссий (в том числе, за процессом подсчёта голосов избирателей и определения итогов выборов);
  • иная избирательная деятельность в рамках Конституции и иных законов.

Избирательные права граждан имеют определённые свойства:

  • после их реализации на пройденных выборах не прерываются и не появляются снова, а присутствуют постоянно;
  • обладают схожим объёмом и смысловым содержанием для всех людей;
  • имеют специфический способ обеспечения.

Обобщая все перечисленные свойства, можно дать общее качественное определение современного избирательного права. Избирательное право – это комплекс правовых норм, регламентирующих социальные связи, которые защищают права граждан (а также иностранцев в определённых законом случаях) избирать и быть избранными, предоставляют возможность участия в других избирательных действиях, регламентируют порядок осуществления данных прав в ходе организации и проведения выборов (а также в межвыборный период).

В избирательном праве существует целый комплекс элементов, которые отражают объективное распределение производящих его норм по самостоятельным институтам, обусловленное разнообразием их целевого назначения в законном обеспечении осуществления и защиты избирательных гражданских прав.

В структуре объективного избирательное права существует 2 института:

  • материальный (статусный);
  • процессуальный (этапный).

Материальные (или статусные) институты определяют то, какой правовой статус будет у разных субъектов в качестве участников электорального цикла: у кандидатов, избирателей, ЦИКа, наблюдателей, региональных избирательных комиссий и др.

Процессуальные (или этапные) институты регулируют сам избирательный процесс, алгоритм его циклов, этапов, очерёдность совершения производящих избирательный процесс операций: от назначения даты выборов до высчитывания и официального опубликования властями результатов этих выборов.

Организация и осуществление выборов возможны только в рамках избирательного процесса и ряда поочерёдных стадий, соединяющих весь комплекс юридически необходимых действий, которые совершаются разнообразными субъектами избирательных взаимоотношений.

Читайте также:  Может ли при раке быть в норме онкомаркер са 125

К основополагающим стадиям избирательного процесса относятся:

  • назначение даты выборов;
  • организация избирательных округов, региональных избирательных участков и создание списков избирателей;
  • продвижение и регистрация народных кандидатов (или, например, партийных списков);
  • предвыборная агитация;
  • процедура голосования и подсчитывание итогов выборов.

Без этих стадий не представляется возможным проведение самих выборов, потому что эти стадии являются прежде всего юридической формой, которая обеспечивает целостность и нужную преемственность всех осуществляемых для выборов действий. Необходимо учитывать наличие и дополнительных стадий, помимо обязательных основных стадий избирательного цикла. К ним могут относиться выдвижение дополнительных кандидатов или списков из кандидатов (например, по партийным спискам), повторное голосование и др.

По масштабам и охватам избирательные нормы могут быть общими и особенными.

К общим нормам относятся универсальные, не зависящие от типов и уровней осуществляемых выборов избирательные нормы. К ним относятся целый ряд политических институтов: принципы и субъекты избирательного права, различные типы избирательных систем, сам избирательный процесс, информационное и финансовое обеспечение выборов, процедуры обжалования нарушений электорального цикла и др.

К специальным нормам относятся избирательные нормы, применимые только в соответствующих видах выборов (например, на выборах в местные и региональные органы самоуправления, в республиканские и федеральные органы власти и др.).

Типы выборов

Выборы – это метод определения, который широко распространён во многих политических организациях любого масштаба.

В политике это:

  • муниципалитет (муниципальные выборы);
  • местные органы власти (региональные выборы, окружные выборы);
  • парламент (парламентские выборы, выборы в сенат);
  • глава государства (например, президентские выборы);
  • политические партии (первичные выборы);
  • наднациональные образования (выборы в международные политические союзы, выборы в Европарламент и др.);
  • ассоциации (общие собрания, собрания совладельцев);
  • компании (Совет директоров, собрания акционеров);
  • профсоюзы (профсоюзные выборы);
  • религиозные, церковные организации (конклав собирается для назначения папы, выборы для назначения аббата) и др.

По регулярности выборы бывают нескольких типов:

  • обычные – по истечении установленного законом срока предоставления полномочий;
  • досрочные – осуществляются при досрочном прекращении полномочий выборных должностных лиц;
  • внеочередные – они проводятся в чрезвычайных, часто кризисных обстоятельствах, когда необходимо оперативно уполномочить новых представителей власти;
  • повторяющиеся (так называемый второй тур) – проводится при отсутствии явного победителя при первом этапе голосования по правилам действующего законодательства.

Что такое пассивное избирательное право?

Это право характеризуется целым рядом особенностей. Это означает, что для кандидата на выбранную государственную должность предполагаются дополнительные специальные цензы. Они могут быть очень жёсткими и суровыми, но при этом их нельзя считать какими-то недемократическими препятствиями. Дело в том, что существует общее установленное правило.

Пассивное избирательное право предполагает следующее: чем должность выше, тем условия к кандидату на эту должность должны быть более жёсткими. При этом требования к кандидату на должность могут ужесточаться только ради одной общественно полезной цели: достижения автономности и независимости на уровне местного самоуправления. Поэтому в федеративных государствах зачастую федеральные выборы проходят более лояльно, чем региональные.

Для того, чтобы обладать пассивным избирательным правом, необходимо соответствовать ряду законодательных условий (цензов):

  • достичь определённого законом возраста (ценз возрастной);
  • прожить на территории государства определённый законом срок (ценз оседлости);
  • не иметь двойного гражданства (или вида на жительство другого государства);
  • пребывать ограниченное количество сроков на конкретной государственной должности;
  • не иметь непогашенной или неснятой судимости по тяжким и особо тяжким преступлениям, а также по статьям уголовного кодекса за экстремизм и др.

Существуют и другие ограничения по решению суда, которые прописаны в законах о гарантиях гражданских избирательных прав. С каждым годом в разных странах перечень этих цензов активно расширяется.

Избирательные системы

Для проведения выборов существует несколько типов избирательных систем:

  • Мажоритарная избирательная система. Она, в свою очередь, имеет свои разновидности: 1) система абсолютного большинства, при которой кандидат избирается, когда он получает абсолютное большинство в 50% плюс 1 голос; 2) система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов, которое может составлять менее 50%; 3) система квалифицированного большинства, когда есть установленный законом минимальный лимит процента голосов для кандидата; 4) система единственного и передаваемого голоса, при которой отсутствуют избирательные списки.
  • Пропорциональная избирательная система. В ней места в коллегиальных руководящих органах распределяются по количеству полученных голосов. Законодательство часто предусматривает сочетание такого типа системы с фиксированным избирательным порогом, и политическим силам, получающим голоса ниже этого порога, не разрешается распределять места между соответствующими руководящими органами. Эта мера применяется для того, чтобы отсеять случайные политические течения без общественного веса, не отвлекать общественную энергию и не мешать дальнейшей работе коллектива бесконечными ссорами и всевозможными альтернативными точками зрения.
  • Преференциальная избирательная система. Она основана на пропорциональной системе, но помимо пропорционально полученных голосов учитывается ещё один тип выбора. В бюллетенях для голосования есть место не только для обозначения предпочитаемой политической силы, но и для предпочтительного кандидата этой политической силы. Таким образом, списки избирателей составляются не руководством партии, а непосредственно избирателями. Каждая партия включает не кандидатов, которые указаны первыми в списках, а избранных представителей общества, получивших наибольшее количество баллов напротив своего имени.
  • Смешанная избирательная система. Это параллельное поведение вышеперечисленных типов избирательных систем, в которых одни кандидаты избираются по мажоритарной системе, а остальные – по пропорциональной или пропорционально-преференциальной системе.

Отличие между пропорциональной и мажоритарной системами

Разделение систем по этому признаку не имеет смысла, если речь идёт о выборах единого должностного лица (президента, мэра и т. д.). Так что здесь речь идёт о выборах крупных коллективных органов власти (парламента или одной из его палат, местных советов и т. п.).

При пропорциональной системе избиратели голосуют за партии, блоки партий или иные политические силы. От результатов голосования зависит то, сколько своих представителей будет иметь каждая политическая сила в органах власти. Чем больше избирателей проголосовало за политическую силу, тем больше представителей этой силы должно быть в этом органе власти.

При мажоритарной системе территория, на которой проживают избиратели, делится на избирательные округа. Как правило, в каждом округе предстоит выбрать одного члена данного органа власти (в этом случае округа называются одномандатным). При этом изредка практикуются и многомандатные округа при сохранении принципов мажоритарной системы. Избиратели голосуют за конкретных кандидатов, баллотирующихся в данном округе (как правило, запрещено баллотироваться в нескольких округах одновременно). Чем большую поддержку избирателей в округе получит кандидат, тем больше у него шансов стать членом данного органа власти. Орган власти, таким образом, состоит из представителей разных округов.

Иногда часть органа власти избирается по пропорциональной системе, а часть – по мажоритарной. Тогда вообще такую избирательную систему называют смешанной.

Источник