Закон субъекта российской федерации может содержать нормы устанавливающие
Содержание статьи
Законы субъектов Российской Федерации
К данным актам относятся конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, их законы. Конституции (уставы) субъектов Федерации принимаются ими самостоятельно и закрепляют основные элементы правого статуса субъекта Федерации. Республики являются государствами в составе России и по этой причине имеют право принять свою Конституцию. Иные субъекты Федерации принимают уставы.
В настоящее время действующее законодательство предоставляет субъекту право самостоятельно определять структуру конституции (устава). В некоторых субъектах они в большей степени повторяют федеральную конституцию. Другой вариант структуры конституций (уставов) субъектов предполагает наличие лишь тех положений, без которых основной закон обойтись не сможет, и которые помогают решить вопросы, не урегулированные федеральным законодательством. В отечественной науке существует точка зрения, что «слепое копирование Конституции Российской Федерациисубъектами Федерации, относится к недостатку нормотворческого процесса»[89].
Закон субъекта Российской Федерации — нормативный правовой акт, принимаемый непосредственно российскими гражданами проживающими на территории субъекта Федерации или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией России, федеральными конституционными законами и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Федерации и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в введении субъекта Федерации. Нормы законов субъектов Федерации закрепляют основные принципы организации государственной и общественной жизни субъекта и повышают регулятивный потенциал конституций (уставов).
Родовое понятие «закон субъекта Российской Федерации» находит выражение в различных юридических формах. В конституциях ряда республик установлен такой вид акта, как конституционный закон. Например, ст. 53 Конституции Республики Саха (Якутия) предусматривает принятие в особом порядке конституционного закона о порядке деятельности Государственного Собрания и его палат. Подавляющая часть законов субъектов именуются «законами».
Во многих субъектах получила такая форма закона, как кодекс. Кодекс представляет собой единый законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. Основными критериями кодексов являются высокая юридическая целостность и внутренняя согласованность, стабильность и устойчивость содержащихся в них норм, а также широкий круг регулируемых отношений. Кодекс делает возможным установление связи между его содержанием и регулируемыми им отношениями, что обеспечивает Кодексу высокую юридическую силу.
Практика разработки, принятия избирательных кодексов получила распространение в последнее десятилетие, хотя вопрос о кодификации законодательства, регулирующего отдельные сферы общественных отношений, ставился учеными давно. В Республике Башкортостан принято шестнадцать кодексов, действует кодекс Свердловской области об административной ответственности, избирательные кодексы Тюменской, Белгородской, Свердловской и Воронежской областей.
Источник
Может ли закон субъекта РФ быть источником гражданского права?
Доброй ночи, Александр!
11 дней учебы уже вымотали?)) Шучу.
Ну я бы ответил так, пусть мне поставят 2)
Начнем с того, что вопрос ваш об источнике гражданского права.
А аргументы об источниках гражданского процессуального права.
Предположим, вопрос все же о процессуальном праве.
«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017)Статья 1. Законодательство о гражданском судопроизводстве
1. Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.
3. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также — суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
ЗАКОН
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 08 октября 2001 года N 303-ОЗ
О МИРОВЫХ СУДЬЯХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом устанавливается порядок назначения и деятельности мировых судей.
Мы различаем порядок судопроизводства (процессуальное право) и судоустройство. Вот Закон субъекта к судоустройству (порядку назначения). Поэтому я считаю, что не является.
Тоже и по гражданскому праву
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)ГК РФ Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 497-ФЗ)
3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.
4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.
6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.
7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Удачи)))
Источник
Закон субъекта рф
Закон субъекта рф
(англ. law of the subject of RF) — нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта РФ, регулирующий отношения гос-ного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ.
Основания принятия З.с. РФ определены в их конституциях и уставах, федеральных законах и др. нормативных правовых актах. Это вопросы той части совместной компетенции Федерации и субъекта РФ, которая отнесена к ведению последнего, и вопросы исключительной компетенции субъектов РФ. Кроме того, границы их самостоятельной законодательной деятельности четко установлены в пп. 2, 4-6 ст. 76 Конституции РФ.
З.с. РФ обладает высшей (после конституции или устава) юридической силой в системе законодательства соответствующего субъекта РФ. Все остальные правовые акты в республике, области и др. не должны противоречить З.с. РФ. Акты федеральных органов, в частности министерств и ведомств, не могут противоречить З.с. РФ или вторгаться в сферу их регулирования.
Родовое понятие «З.с. РФ» находит выражение в различных юридических формах. В конституциях ряда республик установлен такой вид акта, как конституционный закон. Напр., ст. 53 Конституции Республики Саха (Якутия) предусматривает принятие в особом порядке конституционного закона о порядке деятельности Гос-ного Собрания и его палат. Подавляющая часть законов республик, областей и др. именуется законами.
Применяется и такая форма З.с. РФ, как кодекс. В Республике Башкортостан приняты 16 кодексов, действуют кодекс Свердловской области об административной ответственности, избирательный кодекс
Воронежской области и др. Однако форма кодекса далеко не всегда соответствует объему законодательной компетенции субъектов РФ. Спорным является принятие З.с. РФ в такой форме, как «основы», «основы законодательства», которая в большей степени присуща федеральным актам (см. подр.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. — М., 1999).
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.
Смотреть что такое «Закон субъекта рф» в других словарях:
Закон субъекта рф — (англ. law of the subject of RF) нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами … Энциклопедия права
Закон субъекта Российской Федерации — принятый органом законодательной власти субъекта Российской Федерации в рамках его компетенции или на региональном референдуме первичный , обладающий высшей юридической силой по отношению к иным региональным нормативным правовым актам.… … Российское избирательное право: словарь-справочник
Закон — (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия . . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора
Закон — принятый в особом порядке органом законодательной власти или на референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. См. Федеральный , Федеральный закон, Закон субъекта Российской Федерации.… … Российское избирательное право: словарь-справочник
ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия
Закон Вебера — Закон Вебера Фехнера эмпирический психофизиологический закон, заключающийся в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. В ряде экспериментов, начиная с 1834 года, Э. Вебер показал, что новый … Википедия
закон Рибо — закономерность, сформулированная в конце XIX в. Т. Рибо, согласно коей разрушения памяти при прогрессирующей амнезии, например, в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность. Сначала становятся недоступными… … Большая психологическая энциклопедия
ЗАКОН — существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория 3. выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в… … Новейший философский словарь
Закон «Об исчислении времени» — Федеральный закон Российской Федерации «Об исчислении времени» Номер: 107 ФЗ Принятие: Государственной Думой: 20.05.2011 Одобрение: Советом Федерации: 25.05.2011 Подписание: Президентом РФ … Википедия
ЗАКОН ОБ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТАХ — NEGOTIABLE INSTRUMENTS LAWЭто закон, относящийся к обращающимся документам, дважды подвергавшийся кодификации с целью достижения большего единообразия для различных штатов. Начиная с 1897 г. первоначальный Единый закон об обращающихся документах… … Энциклопедия банковского дела и финансов
Источник
Законы субъектов Российской Федерации в зоне судебного конституционного контроля
Вчера Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение в Государственную Думу пакет законопроектов, разработанных в развитие поправок к Конституции России. Первым в их числе (судя по порядку внесения, отраженному на портале Системы обеспечения законодательной деятельности) стал проект № 1024643-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон » О Конституционном Суде Российской Федерации».
Как мы помним, 15 января сего года, когда глава государства в рамках своего ежегодного послания к Федеральному Собранию Российской Федерации анонсировал грядущие поправки к Основному закону страны, среди прочего он предложил расширить полномочия Конституционного Суда Российской Федерации:
«Для повышения качества отечественного законодательства, для надёжной защиты интересов граждан усилить роль Конституционного Суда, а именно: наделить его возможностью по запросам Президента проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным Собранием, до их подписания главой государства».
В итоге родилась соответствующая поправка в статью 125 Конституции России, согласно которой Конституционный Суд наделяется полномочиями по проверке конституционности проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Однако в памятном январском послании Гарант Конституции также предложил «подумать и о распространении полномочий Конституционного Суда оценивать на соответствие Конституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня». В общем контексте прозвучавшего предложения многие ожидали, что полномочия Конституционного Суда будут дополнены проверкой конституционности не только проектов федеральных законов, но и проектов законов субъектов Российской Федерации (или законов субъектов Российской Федерации до их обнародования).
Ожидания оказались оправданными. Статья 125 в новой части 5.1 зафиксировала общую норму, предусматривающую возможность осуществления предварительного конституционного нормоконтроля в отношении законов субъектов Российской Федерации. Дальше — больше. В объемном (91 страница) «поправочном» тексте Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» среди прочего предлагается наделить Конституционный Суд Российской Федерации полномочиями по проверке по запросу Президента Российской Федерации конституционности законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Таким образом, отныне под конституционный нормоконтроль могут попасть не только действующие законодательные акты субъектов Российской Федерации, но и не вступившие в законную силу (не обнародованные) субъектовые законы.
Монопольным правом на обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки конституционности не обнародованного регионального закона обладает Президент России. При этом, по смыслу президентского законопроекта достаточным основанием для инициирования процедуры конституционного контроля в отношении не обнародованных законов субъекта Российской Федерации является мнение Президента России (как гаранта Конституции) о том, что положения закона не соответствуют Конституции Российской Федерации.
Непосредственным правовым последствием направления запроса Президента в Конституционный Суд становится приостановление течения срока для обнародования закона субъекта Российской Федерации, а также недопустимость обнародования такого закона до вынесения решения Конституционного Суда. Обнародование закона, произведенное вопреки данному запрету, не порождает правовых последствий.
По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности закона субъекта Российской Федерации Конституционный Суд принимает постановление о признании закона соответствующим, либо о признании его не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Если закон признан не соответствующим Конституции, то процедура его обнародования не допускается, а закон не подписывается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Если же закон уже подписан, то глава субъекта Российской Федерации отзывает свою подпись и возвращает закон в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации для исключения из него положений, которые привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Источник
Нормативный правовой акт
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].
Определение, данное в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (документ утратил силу или отменен (ред. от 09.02.2012)), характеризует нормативный правовой акт следующими признаками: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.
Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания нормативного правового акта как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативные правовые акты. Таким образом, нормативный правовой акт — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путём текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].
Законы и подзаконные акты[править | править код]
Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3]. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные или текущие (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяют простые и кодифицированные[4][5]. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.
Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.
Нормативные договоры[править | править код]
Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.
Нормативные правовые акты в Российской Федерации[править | править код]
Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.
В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):
- Конституция Российской Федерации.
- Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации[6].
- Федеральные законы:
- Федеральные конституционные законы.
- Федеральные законы (в том числе Кодексы).
- Федеральные подзаконные правовые акты:
- Указы Президента Российской Федерации.
- Постановления Правительства России.
- Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации (Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д.).
- Конституции (уставы) субъектов федерации.
- Законы субъектов федерации.
- Подзаконные правовые акты субъектов федерации.
На уровне муниципального образования — решения муниципального образования.
Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[7].
Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.
- в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
- гражданско-правовые
- уголовно-правовые
- административно-правовые
- комплексные (муниципальные, экологические)
При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путём принятия нового нормативного правового акта с указанием в нём, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.[8]
Примечания[править | править код]
Источник