Взмах бабочки может стать причиной
Может ли взмах крыльев бабочки вызвать тайфун на другом конце света.
Эффект бабочки — термин из теории хаоса, обозначающий следующее : даже незначительные изменения в первоначальном состоянии системы могут вызвать цепочку событий, ведущих к крупномасштабным изменениям. Красивое название является аллюзией к знаменитому рассказу фантаста Рэя Брэдбери «И грянул гром». Для тех, кто читать не любит эту же тему наглядно раскрыли кинематографисты в голливудском телефильме «The Butterfly Effect» и европейском блокбастере » Mr.Nobody». Мораль всех этих произведений такова — невинные на первый взгляд дефекты в прошлом приводят героев к кошмарному настоящему.
Может ли взмах крыльев бабочки вызвать тайфун на другом конце света.
Альтернативщики всех стран и народов вывернули всё наизнанку. Одним из самых распространённых сюжетов стал, например, такой: что было бы, поступи романтичный австрийский юноша Адольф Шикльгрубер со второго раза в Венскую Академию искусств. Можно бы было избежать в таком случае ужасов Холокоста и кровавой мировой войны? Впрочем, альтернативная история предмет тёмный и исследованию не подлежит. А какие примеры «эффекта бабочки» можно найти в реальной истории? Вот один из них.
В 1792 году 27-летний выпускник Йельского университета Илай Уитни решил продолжить обучение, чтобы стать юристом. Он принадлежал к зажиточной массачусетской семье, у него были богатый отец и прижимистая мачеха. Мачеха урезала финансирование, и Илай в поисках средств решил отправиться на заработки в один из южных штатов. Так поступали многие образованные северяне — на Юге они без труда находили работу частными преподавателями или управляющими у помещиков-плантаторов. В пути он познакомился с земляками, владевшими плантацией в штате Джорджия. Земляки пригласили его погостить. Мистер Уитни приглашение принял.
Талантливый мистер Уитни.
Талантливый мистер Уитни.
Что мог увидеть наблюдательный северянин на Юге? Сельская жизнь не была для него чем-то необычным — детство и юность он провёл на отцовской ферме в Массачусетсе. Необычным был климат, благодатная земля, которая давала богатый урожай риса, табака и хлопка. Однако выращивание этих культур становилось убыточным из-за крайне низкой эффективности труда. Выращенный хлопок очищался вручную неграми-рабами. Очистка хлопка была делом чрезвычайно трудоёмким. Цена на рабов росла, производительность труда падала… Казалось, рабовладельческая система на Юге США доживает последние дни.
Однажды Илай Уитни стал свидетелем забавного случая: соседский кот сквозь щели в заборе фермы сцапал курицу. Увы, попытки затянуть добычу в проёмы ограды привели лишь к тому, что в когтях охотника оставались только пух и перья. Размеры курицы не позволяли протиснуть её в щель. Жертва нападения отделалась лёгким испугом. Внезапно наблюдателя осенило. Спустя некоторое время Илай продемонстрировал гостеприимным хозяевам хитроумный промприбор — хлопкоочистительную машину. Она представляла собой барабан, утыканный крючками, которые вытягивали хлопковые волокна через сетку. Семена, которые не пролазили через сетку, падали наружу. Машина мистера Уитни произвела революцию.
Прибор увеличил дневную норму очищенного хлопка в 60 раз! Спустя короткое время использование машины стало повсеместным на хлопковых плантациях. Это способствовало молниеносному развитию экономики южных штатов и, как следствие, укреплению её рабовладельческой основы. Хлопок, который мог храниться долгое время и перевозиться на большие расстояния, стал главной статьёй экспорта США. Объём вывоза хлопка уже через 10 лет вырос в 180 раз. Через полвека конфликт между ориентированным на экспорт-импорт Югом и протекционистским Севером приведёт США к гражданской войне.
Хлопкоочистительная машина Уитни. Большинство плантаторов-южан пользовались её нелицензионными копиями.
Хлопкоочистительная машина Уитни. Большинство плантаторов-южан пользовались её нелицензионными копиями.
В соответствии с принципом «эффекта бабочки» последствия не могли ограничиться американским континентом. На другой стороне Атлантики, в Британии, неограниченный и беспрецедентный ввоз хлопка привёл к тому, что впервые в истории одна из отраслей промышленности, а именно хлопчатобумажная, за короткий период времени стала полностью фабричной. А значит полностью исчезло кустарное производство, кормившее тысячи человек. Результат введения машин оказался катастрофическим — целое поколение оказавшихся лишними людей было обречено на нищету.
Парадоксально, что машина, позволившая в критический момент укрепиться рабовладельческой системе и ставшая косвенной причиной гражданской войны, была создана уроженцем традиционно самого свободолюбивого штата. К слову сказать, эпохальное изобретение не принесло Илаю Уитни заслуженного состояния, зато принесло славу. Он вернулся на родной Север, где стал одним из первых и главных пропагандистов взаимозаменяемости в промышленности, предтечей поточной конвейерной сборки. Одним из эффектов взаимозаменяемости является удешевление производства. Применение взаимозаменяемости в военной промышленности стало в итоге одной из причин превосходства вооружения армии северян над армией Юга.
А изобретал мистер Уитни до самых последних своих дней. Уже умирая от рака простаты сконструировал механизм, приносивший ему временное избавление от боли. К счастью, принцип работы этого механизма нам не известен.
P.S. В 1939 году два внучатых праправнука Илая Уитни продюсировали фильм «Унесённые ветром», который долгое время был самым коммерчески успешным фильмом в истории. С тех пор миллионы людей по всему свету воспринимают американский Юг в образах этой картины. Почему-то Уитни всегда тянуло в те края. Видимо, это что-то семейное.
Спасибо за внимание!
Другие статьи канала:
Жук по имени Гитлер.
Алхимия как точная лженаука.
Храмовая проституция: что это было?
Источник
Эффект бабочки, теория хаоса и метеорология. Как они связаны?
Вы наверняка слышали о теории хаоса и об «эффекте бабочки» — когда один взмах её крыльев вызывает ураган в другом конце планеты . При этом все понимают, что такого не может быть. На Земле летают миллиарды этих насекомых, и если бы даже триллионная часть их взмахов заканчивалась природными катаклизмами, то от человечества давным-давно ничего не осталось бы. Так откуда же взялось это популярное выражение? Дело в том, что мы его не совсем правильно воспринимаем. Эта идея весьма популярна у фантастов, описывающих путешествия во времени. Здесь и бесконечно плодящиеся альтернативные вселенные, где убивают Гитлера и спасают Кеннеди, и другие не менее оригинальные порождения творческого гения. Однако чтобы понять, как она возникла, придётся вернуться к самому началу эпохи компьютеров, в 60-е годы прошлого века, а также к истокам метеорологии.
Метеорология и теория хаоса
Метеорология и теория хаоса
Погода на Земле определяется потоками воздуха и воды. Практически всё, от лёгкого бриза до урагана, можно объяснить, рассматривая их течение. Однако предсказать поведение этих потоков трудно из-за крайней своеобразности гидроаэродинамики. Её уравнения трудны в применении, а решения, как правило, сложны и беспорядочны. До начала 20 века прогнозирование погоды было больше искусством, чем наукой, но в упомянутые шестидесятые в университетах начали появляться компьютеры, которые исследователи приспособили для решения своих уравнений. И сразу же они столкнулись с проблемой, которая впоследствии навсегда изменила и математику, и физику.
Если нужно смоделировать физическую систему, будь то погода над Занзибаром или ускоритель частиц, приходится решать дифференциальные уравнения — они показывают, как данная система меняется с течением времени. При этом в них всегда закладываются исходные условия. В принципе, это выглядит так — вы описываете, как ситуация выглядит изначально, а затем уравнения позволяют увидеть, во что это выльется.
Анимация осадков с 1 января по 31 марта 2006 г. Автор: NASA
Анимация осадков с 1 января по 31 марта 2006 г. Автор: NASA
Одним из первых, кто использовал компьютер для прогнозирования погоды, был Эдвард Лоренц. В 1961 году, проводя симуляцию упрощённой погодной системы, он сделал необычное открытие. Одни и те же уравнения, имеющие одинаковые начальные условия, выдали два разных прогноза. Как такое могло произойти? Ведь по описанию это кажется невозможным, не правда ли? Присмотревшись внимательнее, Лоренц увидел, что два начальных параметра совпадали не полностью. В одном случае он, искренне считая, что это ничего не изменит, сократил число 0.506127 до 0.506. Как выяснилось, он серьёзно ошибался. Это было далеко не незаметное отличие — разночтения удваивались каждые четыре дня симулируемого времени, и через месяц изменили результаты настолько, что они перестали напоминать друг друга.
Учёный сделал совершенно правильный вывод, что даже крошечные изменения начальных условий могут привести к кардинально иному итогу. Лоренц рассказал об этом в лекции, которую назвал «Взмах крыльев бабочки в Бразилии вызывает торнадо в Техасе?». Однако он был осторожен в своём выступлении и не говорил ничего вроде «все торнадо вызваны бабочками» или «все бабочки генерируют торнадо». Его посыл заключался в том, что кажущиеся малозначительными события могут иметь масштабные последствия. То есть если вы представите себе две планеты, которые идентичны во всём, кроме одной бабочки, то теоретически возможно, что на одной из них случится торнадо, а на другой — нет.
Теперь вы знаете, как появился «эффект бабочки», и какой смысл в него вкладывал автор. В лекции Лоренца было ещё немало достойных внимания выводов. Вроде того, что мы не можем знать, какой именно взмах крыльев, если таковой был, мог изменить погоду. Он утверждал, что не имея бесконечной вычислительной мощности, мы не можем проследить все микроскопические источники воздействий. Также он предположил, что с той же вероятностью, с какой бабочка может вызвать торнадо, она способна и предотвратить его.
Открытие Лоренца со временем привело к появлению теории хаоса. Она применяется в системах, чрезвычайно чувствительных к начальным условиям, вроде той же погоды. Там, где небольшие изменения в прошлом имеют огромные последствия в будущем. Многие учёные вообще считают эту теорию новой областью математики — потому что она, как кажется, может найти применение повсюду. Гравитационное взаимодействие колец Сатурна, раскачивание двойного маятника, переворот магнитного поля Земли, даже некоторые макроэкономические процессы… Самое потрясающее во всём этом то, что подобные системы, несмотря на хаотичность своей природы, действительно имеют много общего. По всей видимости, внутри хаоса существуют некая упорядоченность и универсальные правила поведения. Например, если представить их свойства графически, то очень часто можно увидеть фракталы — удивительные, бесконечно повторяющиеся узоры. Но это тема уже для отдельного разговора.
Данная анимация была показана на конференции Supercomputing 2014 (SC 2014). Анимация охватывает период с 1 марта 2007 г. по 16 июня 2007 г.
Что всё вышесказанное означает для метеорологии? Она за последние десятилетия действительно стала гораздо точнее в предсказаниях благодаря заметному улучшению качества начальных данных, поставляемых спутниками, метеостанциями и другими средствами наблюдения. Более мощные компьютеры, гораздо более совершенные алгоритмы и модели — всё это позволяет лучше видеть вероятное развитие погодных процессов. Естественно, не последнюю роль играет и понимание теории хаоса. Однако всё то, что находится за пределами двух-трёх дней, до сих пор, по большому счёту, скрыто от нас «туманом войны». Точно так же, как в квантовой механике, законы физики накладывают строгие ограничения на нашу способность прогнозировать. Теория хаоса окружает нас со всех сторон, на многих уровнях бытия. Это и потоки воздуха, и ход истории, и поведение фондовых рынков. Попытаться понять их — задача в высшей степени интересная и благородная.
Уникальность статьи проверена на text.ru!
Подписывайтесь на наш молодой и энергичный канал!
Ставьте пальцы вверх если статья Вам понравилась!
Если не понравилась — напишите что именно и мы постараемся ответить на Ваши вопросы !
Вам так же понравятся:
| 10 ОЧЕНЬ СТРАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ |
| 10 САМЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ ПОИСКА БЕССМЕРТИЯ |
| ПЛАЗМА КАК САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ БАРЬЕР ПРОТИВ МИКРОБОВ |
СПАСИБО ЧТО ВЫ С НАМИ!
Источник
…
«Âçìàõ êðûëüåâ áàáî÷êè â Áðàçèëèè âûçîâåò òîðíàäî â øòàòå Òåõàñ»
Ýäâàðä Ëîðåíö
Ýôôåêò áàáî÷êè — òåðìèí â åñòåñòâåííûõ íàóêàõ, îáîçíà÷àþùèé ñâîéñòâî íåêîòîðûõ õàîòè÷íûõ ñèñòåì. Íåçíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå íà ñèñòåìó ìîæåò èìåòü áîëüøèå è íåïðåäñêàçóåìûå ýôôåêòû ãäå-íèáóäü â äðóãîì ìåñòå è â äðóãîå âðåìÿ.
Òåðìèí «Ýôôåêò áàáî÷êè» âîçíèê â 1972 ãîäó áëàãîäàðÿ àìåðèêàíñêîìó ìåòåîðîëîãó Ýäâàðäó Ëîðåíöó, âûñòóïèâøåìó ñ ëåêöèåé íà òåìó: «Ìîæåò ëè âçìàõ êðûëüåâ áàáî÷êè â Áðàçèëèè âûçâàòü òîðíàäî â Òåõàñå?». Äëÿ ñëåæåíèÿ çà ïîãîäîé Ëîðåíö èñïîëüçîâàë êîìïüþòåðíóþ ìîäåëü, â êîòîðîé îêðóãëÿë íà íåñêîëüêî ïîðÿäêîâ äëèííûå ðÿäû öèôð, ïîëàãàÿ, ÷òî íè÷åãî íå ïðîèçîéäåò. Îäíàêî îí îáíàðóæèë, ÷òî ýòî ïîëíîñòüþ èçìåíèëî ïðîãíîç ïîãîäû â ìèðå.
Îòêðûòèå Ëîðåíöà îïðîâåðãëî ïðåäñòàâëåíèå î òîì, ÷òî âñå ïðîöåññû â ìèðå ïîä÷èíåíû æåñòêèì çàêîíàì, à ïðè÷èíû ÷åòêî ñîîòâåòñòâóþò ñëåäñòâèÿì. Âçìàõ êðûëüåâ áàáî÷êè ñèìâîëèçèðóåò ìåëêèå èçìåíåíèÿ â ïåðâîíà÷àëüíîì ñîñòîÿíèè ñèñòåìû, êîòîðûå âûçûâàþò öåïî÷êó ñîáûòèé, âåäóùèõ ê êðóïíîìàñøòàáíûì èçìåíåíèÿì.
Ìåòàôîðà «ýôôåêò áàáî÷êè» â òåîðèè õàîñà âûðàæàåò, ÷òî õàîñ — ýòî ïðåäñêàçóåìàÿ ñëó÷àéíîñòü. Äàæå ìåëü÷àéøåå âìåøàòåëüñòâî â ïðîøëîå ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ñàìûõ íåîæèäàííûõ ïàðàäîêñîâ â íàñòîÿùåì. Äîñòàòî÷íî òðåïåòà êðûëüåâ áàáî÷êè, ÷òîáû ïóñòèòü ïî âîäå ðÿáü, ñïîñîáíóþ íàðóøèòü áàëàíñ ñèë è âûçâàòü ãðîçó ñòðàøíîé ñèëû.
Îáúåêòû, îòïðàâëåííûå â ïðîøëîå, íåèçáåæíî èçìåíÿò åãî ñàìûì íåïðåäñêàçóåìûì îáðàçîì, ÷òî ñòàíåò ïðè÷èíîé âðåìåííîãî ïàðàäîêñà. Âðåìåííûå ïàðàäîêñû ðàçäåëÿþòñÿ íà íåñêîëüêî êàòåãîðèé.
Äåäóøêèí ïàðàäîêñ. Ñîãëàñíî ýòîìó ïàðàäîêñó, âû èçìåíÿåòå ïðîøëîå òàêèì îáðàçîì, ÷òî ñóùåñòâîâàíèå íàñòîÿùåãî ñòàíîâèòñÿ íåâîçìîæíûì. Íàïðèìåð, îòïðàâèâøèñü â ïðîøëîå, âû ìîæåòå óíè÷òîæèòü ñâîåãî ïðåäêà, ÷òî äåëàåò âàøå ñîáñòâåííîå ñóùåñòâîâàíèå ëîãè÷åñêè íåâîçìîæíûì.
Èíôîðìàöèîííûé ïàðàäîêñ. Ñîãëàñíî ýòîìó ïàðàäîêñó, èíôîðìàöèÿ ïðèõîäèò èç áóäóùåãî, à ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ó íåå íåò íà÷àëà. Íàïðèìåð, ïðåäñòàâèì, ÷òî êàêîé-òî ó÷åíûé ñîçäàë ìàøèíó âðåìåíè è îòïðàâëÿåòñÿ â ïðîøëîå, ÷òîáû ïîâåäàòü ñåêðåò ïóòåøåñòâèÿ âî âðåìåíè ñàìîìó ñåáå â þíûå ãîäû. Ó ýòîãî ñåêðåòà íå áóäåò íà÷àëà, ïîñêîëüêó òà ìàøèíà âðåìåíè, êîòîðóþ ñîçäàñò ìîëîäîé ó÷åíûé, íå áóäåò èçîáðåòåíà èì ñàìèì; ñåêðåò åå êîíñòðóêöèè áóäåò ïåðåäàí åìó åãî ñòàðøèì âîïëîùåíèåì.
Ïàðàäîêñ «ìîøåííèêà». Ïðåäïîëîæèì, ÷åëîâåê çíàåò, êàêèì áóäåò åãî áóäóùåå, è ñîâåðøàåò êàêîé-òî ïîñòóïîê, ÷òî äåëàåò ñóùåñòâîâàíèå òàêîãî áóäóùåãî íåâîçìîæíûì. Íàïðèìåð, âû ñîçäàåòå ìàøèíó âðåìåíè, êîòîðàÿ ìîæåò óíåñòè âàñ â áóäóùåå, ãäå îáíàðóæèâàåòå, ÷òî âû âðà÷ è íåäîâîëüíû ñâîåé ïðîôåññèåé. Ïîñëå âîçâðàùåíèÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ, âû ðåøàåòå ñòàòü àñòðîôèçèêîì, òåì ñàìûì, äåëàÿ íåâîçìîæíûì ñóùåñòâîâàíèå óâèäåííîãî áóäóùåãî (ñòàòü âðà÷îì). Ýòî ïîõîæå íà «ïàðàäîêñ äåäóøêè», íî íà ýòîò ðàç âû èçìåíèëè áóäóùåå, êîòîðîå óæå âèäåëè.
Ñóùåñòâóåò ãèïîòåçà, íàçûâàåìàÿ «òåîðèåé ìíîãèõ ìèðîâ»: ñóòü êîòîðîé çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî âñå âîçìîæíûå ìíîãî÷èñëåííûå ìèðû ìîãóò ñóùåñòâîâàòü îäíîâðåìåííî. ×òîáû îòâåòèòü íà ýòîò âîïðîñ ôèçèêàì ïðèøëîñü ïðèíÿòü âî âíèìàíèå äâà øîêèðóþùèõ ðåøåíèÿ: ëèáî ñóùåñòâóåò Êîñìè÷åñêèé Ðàçóì, ñëåäÿùèé çà âñåìè íàìè, ëèáî ñóùåñòâóåò áåñêîíå÷íîå êîëè÷åñòâî êâàíòîâûõ âñåëåííûõ.
Èçâåñòíûé àñòðîôèçèê ñîâðåìåííîñòè Ñòèâåí Õîêèíã óáåæä¸í, ÷òî íàøà Âñåëåííàÿ íå ÿâëÿåòñÿ åäèíñòâåííîé. Ñîãëàñíî ñîâðåìåííîé ôèçè÷åñêîé Ì-òåîðèè (ìåìáðàííàÿ òåîðèÿ), ñóùåñòâóåò îãðîìíîå ìíîæåñòâî âñåëåííûõ, ñîçäàííûõ áóêâàëüíî èç íè÷åãî, è èõ ñîçäàíèå íå òðåáîâàëî âìåøàòåëüñòâà êàêîãî-ëèáî ñâåðõúåñòåñòâåííîãî ñóùåñòâà èëè Áîãà («Âåëèêèé çàìûñåë»). Ýòè ìíîæåñòâåííûå âñåëåííûå âîçíèêëè åñòåñòâåííûì îáðàçîì, êàê ñëåäñòâèå ôèçè÷åñêèõ çàêîíîâ.
Ïîñêîëüêó ýâîëþöèÿ Âñåëåííîé ïðîèñõîäèò íå îäíîðîäíî, à ñêîðîñòü, ñ êîòîðîé ñâåðõíîâûå çâ¸çäû äâèæóòñÿ îò íàñ, óâåëè÷èâàåòñÿ, ó÷¸íûå âûäâèíóëè ãèïîòåçó ñóùåñòâîâàíèÿ ãèïîòåòè÷åñêèõ ïàðàëëåëüíûõ ìèðîâ è ïàðàëëåëüíûõ Âñåëåííûõ.
Èçâåñòíûå ôèçèêè Íèëüñ Áîð è Âåðíåð Ãåéçåíáåðã ïðåäïîëîæèëè, ÷òî êâàíòîâûé ìèð çàâèñèò îò íàáëþäàòåëÿ. Íàáëþäåíèå çà îáúåêòîì ÿâëÿåòñÿ âçàèìîäåéñòâèåì, ìåíÿþùèì êàê ñîñòîÿíèå îáúåêòà, òàê è ñîñòîÿíèå íàáëþäàòåëÿ.
Ñàì ôàêò íàøåãî íàáëþäåíèÿ âíîñèò èçìåíåíèå â èññëåäóåìûé îáúåêò. Èç ýòîãî ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ìû ñìîæåì èçìåíèòü îêðóæàþùèé ìèð, åñëè ó íàñ ïîëó÷èòñÿ óâèäåòü åãî ïî-äðóãîìó. ×òî ýòî çíà÷èò? Åñëè êàæäûé ïðîæèòûé äåíü áóäåò òàêèì æå, êàê â÷åðà, èçìåíåíèÿ íå ïðîèçîéäåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî ìû íå âîñïîëüçóåìñÿ «ýôôåêòîì áàáî÷êè».
 õàîòè÷åñêîì ìèðå òðóäíî ïðåäñêàçàòü, êàêèå âàðèàöèè âîçíèêíóò â äàííîå âðåìÿ è â äàííîì ìåñòå. Êðîøå÷íîå âîçìóùåíèå â îäíîì ìåñòå ìîæåò ïîâëå÷ü çà ñîáîé áîëüøèå ïåðåìåíû â äðóãîì. Âñêîëüçü áðîøåííàÿ ôðàçà ìîæåò èçìåíèòü âñ¸ ïîíèìàíèå ïðîèñõîäÿùåãî è äàòü ëîãè÷åñêîå îáúÿñíåíèå ñîâåðø¸ííûì ïîñòóïêàì. Íàøè íàìåðåíèÿ ìîãóò ìåíÿòü ìèð. Ìûñëè ìàòåðèàëüíû è èìåþò èçìåðèìóþ ìàññó.
 ñïåöèàëüíîé òåîðèè îòíîñèòåëüíîñòè âðåìÿ, èçìåðÿåìîå ëþáûì ñâîáîäíî äâèæóùèìñÿ íàáëþäàòåëåì, ðàâíîìåðíî ðàñòåò îò ìèíóñ áåñêîíå÷íîñòè â ïðîøëîì äî ïëþñ áåñêîíå÷íîñòè â áóäóùåì. Ñòèâåí Õîêèíã ñ÷èòàåò, ÷òî « … ìû íå äîñòèãëè áîëüøèõ óñïåõîâ â ïðåäñêàçàíèè ÷åëîâå÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ íà îñíîâå ìàòåìàòè÷åñêèõ óðàâíåíèé, … òåì íå ìåíåå, íåñìîòðÿ íà ýòè ïðàêòè÷åñêèå òðóäíîñòè, áîëüøèíñòâî ó÷åíûõ óñïîêàèâàåò ñåáÿ ìûñëüþ, ÷òî â ïðèíöèïå áóäóùåå âñå-òàêè ïðåäñêàçóåìî». («Ìèð â îðåõîâîé ñêîðëóïêå»)
Áóäóùåå — ìíîãîâàðèàíòíî.  íàøåì ÷åòûðåõìåðíîì ïðîñòðàíñòâå îäíîâðåìåííî ñóùåñòâóåò êàê ïðÿìîé, òàê è îáðàòíûé õîä âðåìåíè. ×åëîâåê îäíîâðåìåííî æèâåò âñåìè ñâîèìè èíêàðíàöèîííûìè îòîáðàæåíèÿìè â ìíîãîìåðíîì Ïîëå Ñîáûòèé, ãäå íå òîëüêî ïðîøëîå âëèÿåò íà áóäóùåå, íî è íàîáîðîò. Ïðîãíîçû ìîæíî âîñïðèíèìàòü êàê ïðåäóïðåæäåíèå î âîçìîæíûõ ñèòóàöèÿõ â áóäóùåì, à ìîæíî ïðè ïîìîùè ïðîãíîçîâ ïðîãðàììèðîâàòü ýòî ñàìîå âèðòóàëüíîå áóäóùåå. Âñå ñîáûòèÿ ïðîèñõîäÿò â, òàê íàçûâàåìîì, Ïîëå Ñîáûòèé, ãäå ïîíÿòèå âðåìåíè îòñóòñòâóåò. Âñå ïðîèñõîäèò îäíîâðåìåííî, íî ìû âîñïðèíèìàåì ïðîèñõîäÿùåå, êàê íåêóþ âðåìåííóþ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü «â÷åðà-ñåãîäíÿ-çàâòðà».
Êàæäûé èç íàñ ìîæåò ïðèâåñòè ìíîæåñòâî ïðèìåðîâ òîãî, êàê, îêàçàâøèñü â íóæíîå âðåìÿ, è â íóæíîì ìåñòå îäíè ñ ëåãêîñòüþ äîáèâàþòñÿ òîãî, ÷åãî äðóãèå íå ìîãóò äîáèòüñÿ ñàìûìè íàïðÿæåííûìè óñèëèÿìè. Ïðè÷èíà â òîì, ÷òî ñëîæíûå ñèñòåìû íåîäíîðîäíû, â íèõ èìåþòñÿ îáëàñòè, îñîáî ÷óâñòâèòåëüíûå ê âîçäåéñòâèÿì. Íåáîëüøèå âìåøàòåëüñòâà â ýòè çîíû çíà÷èòåëüíî âëèÿþò íà âñþ ñèñòåìó.
Ôðàíöóçñêèé ìàòåìàòèê, Æþëü Àíðè Ïóàíêàðå ñêàçàë: «… ìîæåò ñëó÷èòüñÿ, ÷òî ìàëûå ðàçëè÷èÿ â íà÷àëüíûõ óñëîâèÿõ âûçîâóò î÷åíü áîëüøèå ðàçëè÷èÿ â êîíå÷íîì ÿâëåíèè, ìàëàÿ îøèáêà â ïåðâûõ ïîðîäèò îãðîìíóþ îøèáêó â ïîñëåäíåì. Ïðåäñêàçàíèå ñòàíîâèòñÿ íåâîçìîæíûì, è ìû èìååì äåëî ñ ÿâëåíèåì, êîòîðîå ðàçâèâàåòñÿ ïî âîëå ñëó÷àÿ».
Êîãäà ðåáåíîê â ãíåâå áðîñàåò èãðóøêó èç ñâîåé êîëûáåëè, âîçìîæíî, ïåðåñòàþò ñóùåñòâîâàòü öåëûå ìèðû…
***
íàì ïðèÿòíî
÷òî áóäóùåå ìíîãî
âàðèàíòíî…
Источник