Взаимосвязь заданий может быть причиной конфликта если

Сущность и причины конфликтов

Самая последовательная политика гумманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят вас от необходимости жить в условиях конфликтов. Тот, у кого это вызывает пессимизм, должен задаться вопросом, а отвечает ли это его интересам, например, стремлению к коллективному управлению. Ведь этот стиль немыслим без специфических конфликтов, и более того, он вызывает эти конфликты.

Слово «конфликт» в переводе латинского означает «столкновение». Конфликт — это борьба, столкновение противоположных, или одиночных, но конкурирующих сил, мнений, грозящее осложнениями.

Основная причина конфликтов — отсутствие взаимопонимания между людьми, наличие подчас противоположных интересов, просто обиды, зависть или месть, низкая культура поведения.

Источником конфликтов могут быть поведение «трудных» работников, несовместимость характеров, нежелание и неумение работников находить общий язык.

Многие конфликты порождаются как объективными обстоятельствами, так и недостатками в организации труда, неурядицами в различных секторах деятельности предприятий, авралами и т.д.

Конфликт — это форма выражения противоречия. В теории конфликтов (конфликтологии) принято описывать конфликт как борьбу с целью нейтрализаии противника, нанесения ему ущерба, как психическое напряжение и антагонистическую враждебность, как достижение своих целей за счет подавления противоположных им. Конфликт анализируется с точки зрения несоответствия ценностей, целей и интересов, явного или скрытого соперничества. В конфликте принято выделять, по меньшей мере, 2-х участников, действия которых являются взаимоисключающими. С учетом этого можно сделать следующее рабочее определение.

Конфликт — это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их в ущерб другому (или один за счет другого).

Субъектами конфликта могут быть индивиды или группы индивидов, объединенные некоторой общей целью. В конфликте, в котором участвуют индивидуальные субъекты, например А и Б, обычно мера достижимости цели одним из участников такого взаимодействия находится в обратной зависимости от меры достижения своей цели другим участником.

А источник конфликта Б

Точка, на которой останавливается «перетягивание каната» между А и Б, и будет знаменовать собой меру взаимообусловленности их целей. Мера достижения результата партнером А определяется мерой не достижения партнером Б своего результата. Таким образом, А дополняет свою позицию всем тем, чего недополучил Б.

Большинство конфликтов возникает помимо желания участников. Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены, т.е. слова, действия или бездействие, могущее привести к конфликту.

Плохая передача информации является как причиной, так и последствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Если руководители не могут довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана на «выжимать соки» из работников, а увеличить прибыль компании, и ее положение среди конкурентов, подчиненные могут отреагировать таким образом, что замедлят темп работы. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

Любое действие в конфликте также может быть соизмеримо со ставкой и ожидаемым эффектом. Обозначив ставку как 100 единиц, можно выявить диапазон различных действий.

Обоснованные претензии Безрассудные претензии

а b c d

0 33 50 66 100

равновесие напряжение разрушение

завышенные претензии

 
 

Если конфликт рассматривается как игра, в которой ставка в конфликте определяется как залоговая стоимость того, что «ставится на кон», то измерение действий в пределах а — в, определенное как стоимостное выражение очередного хода, есть характеристикапредела допустимогодействия. Поддержание игры достигается выставлением очередной суммы в пределах 0,33 от всей ставки в конфликте (разумеется, развитие конфликта — не игра в преферанс и размер хода строго не определяется).

Действия, которые находятся в пределах 0,66 от ставки в конфликте, выходят за пределы допустимого действия. Итак, допустимое действие поддерживает равновесие. Выход за его пределы (в диапазоне 0,66) приводит к конфликту.

Накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта, называются конфликтной ситуацией.

При определенных обстоятельствах, которые являются поводом для конфликта (это инцидент) конфликтная ситуация вызывает конфликт.

По мнению В.П. Шейнова, конфликт = конфликтная ситуация + инцидент или конфликт = конфликтная ситуация + конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта, устранив конфликтную ситуацию, мы не имеем самого конфликта.

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются:

1. Различия в целях.

2. Различия в представлениях и ценностях.

3. Различия в манере поведения.

4. Различия в уровне образования.

5. Плохие коммуникации.

6. Взаимосвязь заданий.

7. Ограниченность ресурсов, которые нужно делить.

Типы конфликтов

Мотивационные конфликты. За последние годы о мотивации написано так много, что нет нужды еще раз говорить о том, что собой представляет пирамида потребностей по Маслоу, шкала мотивационных и гигиенических факторов по Герцбергу, не говоря уже о более сложных моделях.

Недостаточная мотивация личности может быть причиной конфликта. Постоянная «недогрузка» на производстве и соответственно низкий социальный статус могут явиться серьезными «нарушителями спокойствия». Чувство собственного достоинства — это альфа и омега, и все, что его ущемляет, пробуждает огромную энергию, нацеленную на конфликт. К тому же результату ведет и «перегрузка», которая должна получать признание, что не всегда возможно. В результате «перерабатывающему» еще и предъявляются претензии, чтобы обосновать то, что результат его труда отличается от ожидаемого.

Конфликты коммуникации. Любая словесная или бессловная информация, которую мы получаем, в первую очередь улавливается высокочувствительными мембранами нашего эмоционального восприятия («детское Я»), прежде чем она рассматривается под углом зрения возможного конфликта с усвоенными нормами («Можно ли так поступать?», «Поступают ли так?»), и только на завершающем этапе при интеллектуальном усилии анализируется собственно деловое содержание информации. Если этого усилия не последует из-за усталости или просто интеллектуальной слабости, то возникает эмоциональная реакция. Единственный тормоз — полученное воспитание, которое также может весьма своеобразно модифицировать реакцию на тех, кто ведет себя «не так».

Читайте также:  Причина мочи с эпителиями

Коммуникационный конфликт возникает, когда никто не решается на установление «обратных связей» с руководителем, т.е. никто не обращает внимания шефа на его промахи. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда сотруднику не сигнализируют о том, что его признают и уважают. Кто никогда не слышит слов признания, тот становится неуверенным.

Конфликты власти и безвластия. Можно по-разному видеть цели или ведущие к ним пути. Цели всегда находятся в будущем. Их полностью и до конца обосновать никогда не удается. Всегда есть элемент неопределенности. Ставя цели и создавая условия их реализации, мы изменяем будущее, пусть даже только в деталях. Руководителям это хорошо известно. Им знакомо чувство бессилия, когда противостоит имеющая большинство оппозиция. Постоянное стремление к новому и невозможность реализовать свои цели постепенно ломают человека.

Управление предприятием — это тоже политика, определяемая теми, кто принимает решения. Коллективное управление и система участия трудового коллектива в управлении производством кое-что видоизменили. Но принцип остался прежним. На предприятии те, кто не может добиться признания своей позиции, имеют гораздо меньше возможностей для того, чтобы придать вес своей оппозиции.

Тем не менее, существует масса возможностей — затормозить развитие, ставить палки в колеса. Конфликт власти и безвластия висит в воздухе.

Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта может принимать различные формы.

Одна из самых распространенных форм —ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине кет потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям формацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать — как несовместимые. Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного разделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.

Конфликт между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, работая сверхурочно, перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое чрезмерное усердие как негативное поведение.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, тому что он или она идет против мнения группы.

Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

Межгрупповой конфликт. Организациисостоят из множества групп,какформальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты (рис.1.). Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

Президент

 
 

Производство ——— конфликт ———Маркетинг

Рис.1. Межгрупповой конфликт

К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и функциональным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Взаимосвязь заданий может быть причиной конфликта если
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Читайте также:  Повышенное слюноотделение может быть причиной


Поиск по сайту:

Взаимосвязь заданий может быть причиной конфликта если
Мы поможем в написании ваших работ!

Взаимосвязь заданий может быть причиной конфликта если
Мы поможем в написании ваших работ!

Взаимосвязь заданий может быть причиной конфликта если
Мы поможем в написании ваших работ!

Источник

Причины возникновения конфликтов

Виды причин возникновения конфликтов

Выделяют следующие причины появления конфликтов (рисунок 1):

  1. личностные;
  2. объективные;
  3. социально-психологические;
  4. организационно-управленческие.

Виды причин возникновения конфликтов

Рисунок 1 —  Причины возникновения конфликтов

Личностные причины конфликтов

Конфликты связаны с индивидуальными психологическими особенностями его сторон. Данные конфликты обуславливаются спецификой процессов, которые происходят в психике личности в процессе его взаимодействия с окружающими его людьми.

Основными причинами возникновения конфликтов являются:

  • невысокий уровень социально-психологической компетентности;
  • акцентуация характера, тип темперамента; 
  • оценка поведения другой личности как недопустимой;
  • недостаточный уровень психологической устойчивости;
  • заниженный или завышенный уровень притязаний;
  • плохо развита способность к эмпатии у человека;
  • и др.

Объективные причины конфликтов 

Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации. Данные причины настолько различны, что не поддаются жесткой классификации. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов:

  • образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
  • естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
  • слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
  • стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
  • недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.

Организационно-управленческие причины конфликтов 

Организационно-управленческими причинами конфликта являются обстоятельства, которые связаны с созданием, функционированием и развитием групп, коллективов, организаций. Можно выделить 4 вида таких групп:

Виды причин возникновения конфликтов
 
Рисунок 2 — Группы организационно-управленческих причин конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов обуславливаются непосредственным воздействием личностей, причинами их включенности в социальные группы. Социально-психологическими причинами конфликтов могут выступать:

  • различные подходы в способах оценки результатов деятельности друг друга;
  • непонимание сторонами того факта, что при обсуждении проблем различия в позициях может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходами к проблемам с разных сторон;
  • искажение и потери информации в процессе межгрупповой и межличностной коммуникации;
  • разбалансированное ролевое взаимодействие личностей;
  • проблемные межличностные отношения;
  • фаворитизм внутри группы, т.е. предпочтение членов своей группы членам других социальных групп;
  • стремление к власти; 
  • ограниченные способности личности к децентрации, т.е. к способности поставить себя на место другого и понять его круг интересов;
  • конкурентный характер сотрудничества с другими группами и людьми;
  • психологическая несовместимость. 

Есть 4 уровня психологической несовместимости: 

  • психофизиологический;
  • индивидуально-психологический — отражается в неудачном сочетании характеров и темпераментов взаимодействующих личностей;
  • социально-психологический — имеется противоречие в жизненных мотивах, целях деятельности, идеалах и ценностях;
  • социальный — может отражаться в несовпадении идеологических установок, мировоззрений, убеждений и др. Чаще всего социальная несовместимость отражается в больших различиях в социальной принадлежности, образовании и др.

Причины конфликтов в организации

В организациях причинами конфликтов могут выступать:

  • различия в целях;
  • плохая координация или ее отсутствие;
  • распределение ресурсов;
  • взаимозависимость задач (функциональная организационная структура – каждая функция акцентирует внимание в своей области специализации; матричная – нарушен принцип единоначалия;);
  • различия в восприятии;
  • различия в манере поведения и жизненном опыте;
  • различия ожидания;
  • различия в ценностях и представлениях;
  • различия в потребностях;
  • неудовлетворительные коммуникации (причина и последствие конфликта).

Причины межличностных конфликтов

Рассмотрим причины межличностных конфликтов (рисунок 3).

Причины межличностных конфликтов
 
Рисунок 3 —  Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну)

Информационные факторы

Информационные факторы, которые вызывают конфликт – это та информация, которая является приемлемой для одной стороны и является неприемлемой для другой стороны. Данные факторы включают искажение информации, неточные факты, несвоевременную передачу информации, неточные акценты, ненадежные источники, противоречивую и обильную информация.

Наиболее частыми информационными факторами являются:

  • неполные и неточные факты, в том числе вопросы, связанные с представлением об истории и возникновении проблемы конфликта;
  • нежелательное раскрытие информации, которая способна оскорбить ценности какой-либо из сторон, оставить неприятные воспоминания и нарушить конфиденциальность;
  • недооценка фактов и их значения;
  • ненадежность свидетелей, экспертов, источников данных или информации, в том числе спорные результаты по экспертизе и вопросы, которые касаются неопробованных новых технологий, а также неточность сообщений средств массовой информации и переводов;
  • слухи;
  • невольная дезинформация;
  • посторонние факты или группы фактов;
  • подозрение в умышленной утайке фактов;
  • вопросы качества;
  • вопросы количества;
  • вопросы «лучшего доказательства»;
  • ценность авторитетных источников;
  • спорные вопросы политики/доктрины, законодательства, порядка действий, правил, практики, стереотипов;
  • произвольная интерпретация языка, в частности выражений такого рода как: «приблизительно», «по оценкам», «много», «слишком много», «около», «существенно», «достаточно», «значительно», «намеренно», «всеобщее согласие», «достаточно точный», «довольно честный», «чрезмерно», «приемлемость» и т.п.

Поведенческие факторы

Поведенческие факторы дают бесконечный список частных примеров. В данную группу можно включить агрессивность, эгоизм, бестактность, грубость, невыполнение данного обещания, стремление к превосходству.

По отношению к конфликту нас интересует поведение, которое:

  • угрожает нашей безопасности (финансовой, физической, социальной или эмоциональной);
  • задевает лично наши ценности либо ценности тех, кто нам не безразличен;
  • постоянно (либо часто) отвлекает нас, подрывает самооценку, вызывает неудобство, стресс, смущение, дискомфорт;
  • кажется односторонним, беспричинным, несправедливым;
  • безответственно;
  • непредсказуемо;
  • насильственно либо вызывает страх;
  • неуместно, грубо, преувеличенно;
  • эксплуатирует отношения;
  • нарушает обещание;
  • не оправдывает положительных ожиданий;
  • эгоистично;
  • является результатом прошлого конфликта и потому, возможно, является неуместным в данной ситуации.

Факторы отношений

Факторы отношений связаны с удовлетворением от взаимодействия между двумя и более сторонами, либо его отсутствием. Это любая неуравновешенность в отношениях, к примеру, разный уровень образования, классовые различия, манеры поведения, несовместимость интересов, разные ценностные ориентиры в жизни, низкий уровень авторитетности и доверия.

Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • основа отношений (принудительные/добровольные);
  • ценность отношений для различных сторон;
  • совместимость сторон в сфере поведения, ценностей, профессиональных и/или личных целей и личного общения;
  • ожидания от взаимоотношений;
  • вклад обеих сторон в отношения (деньги, время, надежды и мечты, эмоции, репутация и энергия);
  • длительность отношений;
  • сущность отношений (зависимые, взаимозависимые, независимые);
  • важность взаимоотношений;
  • обещание, подразумеваемое или данное непосредственно, нарушенное, сдержанное, либо еще не выполненное;
  • дифференциация в образовательном уровне, классовые различия, профессиональном и жизненном опыте;
  • уровень авторитетности и доверия;
  • баланс сил в отношениях;
  • негативный остаток от предыдущих конфликтов;
  • история отношений;
  • ценности групп, общества, религии, к которым относятся стороны, и оказываемое ими давление на отношения данных сторон.
Читайте также:  Что может быть причиной болей в животе после еды

Приведем пример дисбаланса в отношениях сторон.

Пример 1. Конфликт взаимоотношений

В одно из подразделений конструкторского бюро приняли нового сотрудника высокой квалификации – профессионала своего дела. Сотрудники данного подразделения зачастую нерабочее время проводили вместе. Лидером всегда являлся руководитель данного подразделения.

Новый принятый сотрудник в неформальной обстановке перенес центр внимания на себя и стал душой коллектива.

Это выступило причиной конфликта между руководителем подразделения и новым сотрудником, что отразилось на завышении требований к данному сотруднику и занижении уровня оценки результатов его деятельности.

Пример 2. Важность фактора отношений

Математик выявил метод оптимального раскроя материала и пришел на производство, чтобы экспериментальным путем проверить его.

Директор завода его выслушал, но предложение не принял.

Математик тогда пришел в цех завода, сел играть в домино с рабочими, обыграл рабочих и тем самым приобрел авторитет. Ему уже после этого не составило труда предложить рабочим завода раскроить материал по его разработанному методу.

Ценностные факторы

Ценностные факторы – это те принципы, которые мы отвергаем или провозглашаем, которых мы придерживаемся или пренебрегаем ими, о которых мы забываем либо нарушаем сознательно или даже намеренно; следования, которые другие люди от нас ожидают, а мы от них. Ценностные факторы в социальную группу вносят порядок, цель существования и сознательность. Они различны по силе действия (от цензуры до санкции) и по степени важности (от обычаев или общепринятых действий до мандата).

Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различные воспитание, представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.

Ценности обычно описывают как:

  • личные системы верований и поведения (предпочтения, предрассудки, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, нужд и опасений);
  • системы верований и поведения всего общества;
  • общие нормативные ценности;
  • групповые системы верований и поведения;
  • профессиональные ценности и нужды;
  • культурные, религиозные, местные, региональные и политические вариации данных ценностей;
  • идеологию, методы и способы действия, которые свойственны отдельным профессиям, институтам, организациям;
  • традиционные системы поведения и убеждений и ожидания, связанные с ними;
  • представления о неправильном и правильном, плохом и хорошем;
  • терпимость в отношении других ценностей;
  • в чрезвычайных ситуациях восприятие отхода от ценностей;
  • методы и способы оценки практичности, уместности, реалистичности, справедливости, эффективности;
  • отношение к переменам или прогрессу, «статус-кво», сохранению старого;
  • этические аспекты ситуации.

Структурные факторы

Структурные факторы – это относительно постоянные обстоятельства, которые невозможно или трудно изменить. К данным факторам можно относить достаточно стабильные объективные обстоятельства, которые практически не поддаются изменению: система управления, нормы поведения, право собственности, социальная принадлежность и др.

Обычно они связаны с существованием неформальной или формальной организации социальной группы, к ним можно отнести:

  • численность, деньги, время, земля, персонал и иные конечные ресурсы;
  • природа законной власти;
  • географическое положение, открытость или вынужденная/добровольная изоляция, а также интенсивность и частота контактов;
  • структура подотчетности;
  • возраст;
  • статус, права и роли женщин и мужчин;
  • религиозные установления, системы получения и сдерживания клятв, получения работы, обещаний и др.;
  • роль традиций;
  • фиксированные время, даты, меры (количество часов в сутках, ограничения скорости, праздники и т.д.).
  • законодательство;
  • политика/принципы и образы действий;
  • существование первичных и/или вторичных референтных групп;
  • системы безопасности;
  • система передачи сведений;
  • системы правосудия (закон, правонадзор, наказания/поощрения, доступность и равенство);
  • понятие собственности;
  • договоры, контракты, обещания и меморандумы о взаимопонимании;
  • роль религии, ее ритуалы;
  • линии подотчетности;
  • компенсация за труд, распределение ресурсов, в том числе денежная система, распределение услуг и товаров, накопление товаров или денег и др.;
  • мнения людей, которые имеют тот же статус, либо широкой общественности;
  • различные стандарты и социальные нормы (уважение к старшим, почитание родителей);
  • доступность техники и эффективность ее применения;
  • фиксированные расходы, доходы, обстоятельства (взаимоотношения между государствами, дефицит бюджета);
  • частные и общие институционализированные, либо просто подразумеваемые «правила игры» и иные стандарты поведения, в том числе этические нормы.

Часто структурные факторы можно рассматривать в качестве структурных ограничений: формальные, организационные, законодательные. Факторы конфликта могут быть структурными в том случае, когда нужно изменить то, что зафиксировано. Структурный конфликт при этом не обязательно взаимосвязан с законом.

Рассмотрим примеры конфликтов, которые вызваны различными структурными факторами.

Пример1. Конфликт из-за противоречия в юридических положениях

После выхода закона об образовании имели место конфликты между налоговой инспекцией и частными школами. Согласно Закона об образовании школа освобождается от налогов, но налоговая инспекция в соответствии с инструкциями Министерства финансов требует их оплаты.

Пример 2. Конфликт, вызванный рядом структурных факторов

В детском доме девочку четырех лет, худенькую и маленькую, которая выглядела младше своих лет, перевели в группу младших трехлетних детей.

Девочка себя там чувствовала прекрасно, стала любимицей и лидером и воспитателей, и детей.

Согласно инструкции, через два года ее перевели в подготовительную группу, т.к. по возрасту на следующий год она должна была идти в школу. Так как она была в младшей группе до сих пор и занималась по ее программе, то выяснилось, что у нее нет навыков и знаний, которые есть у детей ее группы.

Ей не удалось занять лидерское положение. У девочки в результате произошел срыв, поведение ее стало неуправляемым, она перестала заниматься, стала непослушной и капризной.

Пример 3. Конфликт из-за попытки нарушения существующей инструкции

В здание штаба хотел войти Маршал Жуков. Часовой потребовал предъявить документы. Генерал, сопровождавший Жукова, стал отчитывать солдата: «Ты что, не видишь, кто это?» Но Жуков сказал, что часовой прав и действует в соответствии с уставом.

Источник