В зависимости от времени действия норма права может быть
Содержание статьи
Норма права
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 февраля 2020; проверки требуют 9 правок.
Но́рма пра́ва — общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам. Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц. Формальная определённость подразумевает закрепление нормы в официальном документе.
Признаки нормы права[править | править код]
Правовые нормы имеют следующие признаки:
- Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
- Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
- Конкретность содержания. Достигается простотой изложения текста нормы, а также широким использованием общеизвестных и специальных юридических терминов.
- Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права и обязанности.
- Микросистемность. Норма права выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.
Структура нормы права[править | править код]
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если (гипотеза), то (диспозиция), иначе (санкция)»). Применимость норм права достигается при условии наличия взаимосвязи: норм, фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права, фиксирующих процессы использования и исполнения наказания.
Гипотеза (если…) — часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма права. Гипотеза не только содержит желаемое государством правило поведения субъектов права, но и описывает эти обстоятельства, придает им значение юридического факта.
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
- Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
- Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические
- Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
- Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Диспозиция (то…) — часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения, либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве и в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний. По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.
- Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.
- Описательная диспозиция содержит признаки правомерного, либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.
- Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления, законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.
- Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт, либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.
Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
В теории права существует подход, согласно которому норма права состоит только из гипотезы и диспозиции. Санкция в этом случае представляет собой диспозицию нормы права, гипотеза которой — несоблюдение диспозиции другой нормы права.
По степени определённости санкции подразделяются на:
- абсолютно определённые — категорическое значение санкции;
- относительно определённые — орган, применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы);
- альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Правовые нормы не всегда содержат в себе все элементы. Например, нормы, определяющие полномочия, состоят только из диспозиции.
Изложение правовых норм в нормативных актах[править | править код]
Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права может содержаться в нормативных правовых актах разного уровня и регулирующих различные по своей сути области права, и не совпадать со статьёй одного нормативного правового акта. В связи с чем норма права и статья нормативного акта как правило не тождественны. Норма права — правило поведения, состоящее из гипотезы и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Также нормы права могут излагаться в правовых (санкционированных) обычаях и в судебных прецедентах.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьёй нормативного акта, выступающей в качестве её формы.
Излагая правило поведения, законодатель может:
- все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
- в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
- элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
- элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.
Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:
1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);
2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым));
3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же нормативного правового акта).
Классификации норм права[править | править код]
- По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
- По отраслям права: нормы конституционного, гражданского, жилищного, семейного, налогового, трудового, административного, уголовного права, экологического права и т. д.
- По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
- По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).
- По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
- По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
- По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.
Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:
- дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
- декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
- оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
- коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают, какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
См. также[править | править код]
- Норма (правило)
Литература[править | править код]
- Нечаев В. М.,. Юридические нормы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907.
Источник
Виды норм права
Рассмотрим виды норм права, которые представлены в рамках различных классификационных подходов.
Изучение видов норм права помогает правильно установить их роль и назначение в системе правового регламентирования, определить их природу.
В юридической литературе сложились различные подходы к выделению видов норм права.
В зависимости от содержания выделяют следующие виды:
— исходные;
— общие;
— специальные.
В исходных нормах определяются основы правового регулирования общественных отношений; фиксируются его цели и задачи, а также пределы и направления. К ним относят декларативные (содержат правовые принципы), дефинитивные (содержат определения правовых понятий) и т.д.
Общие виды норм внутренне характерны для общей части отраслей права, они распространяют свое действие на их институты.
Специальные виды норм относятся к отдельным институтам соответствующей отрасли права. В них предусмотрено регламентирование определенного вида родовых общественных отношений, что позволяет учитывать присущие им особенности и т.д. Данный вид норм уточняют общие установления, определяют временные и пространственные условия для их реализации, а также устанавливают способы правового воздействия на поведение индивида.
В зависимости от отраслевой принадлежности выделяют следующие виды: конституционные, административные, гражданские, уголовные, трудовые и т.п.
В зависимости от их характера разграничивают следующие виды:
— материальные (гражданские, административные, уголовные и т.д.);
— процессуальные (гражданско-процессуальные, административно-процессуальные, уголовно-процессуальные и т.д.) нормы.
В зависимости от метода правового воздействия существуют следующие виды норм права:
— императивные: содержат властные предписания;
— диспозитивные: предполагают свободу усмотрения индивида;
— поощрительные: стимулируют социально полезное поведение личности;
— рекомендательные: стимулируют наиболее приемлемый для общества и государства вариант поведения.
В зависимости от времени действия выделяют виды норм права:
— постоянные: представлены в законах;
— временные: представлены в Указах Президента РФ о введении чрезвычайного положения в связи со стихийным бедствием.
В зависимости от функций различают следующие виды норм права:
— регулятивные: содержат предписания, в которых указаны права и обязанности участников правовых отношений, например, нормы Конституции РФ, устанавливающие права и обязанности граждан, Президента и т.д.;
— охранительные: направлены на защиту нарушенных субъективных прав, например, нормы административно-процессуального права. Они призваны обеспечить восстановление нарушенного состояния при помощи различных правовых средств защиты.
В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие соответствующих норм, выделяют следующие виды:
— общераспространенные: действуют для всех граждан, например, положения Конституции России;
— специально распространенные: действуют лишь в отношении определенной категории индивидов (например, пенсионеров, студентов и т.д.).
В зависимости от степени определенности элементов нормы права различают следующие их виды:
— абсолютно определенные: в них точно определяются права и обязанности участников правовых отношения, условия действия и последствия несоблюдения. Например, нормы Уголовного кодекса РФ, в которых четко устанавливается исчерпывающий перечень отягчающих ответственность обстоятельств;
— относительно определенные: устанавливают возможные варианты поведения. Например, санкции статей Особенной части Уголовного кодекса, в которых предусмотрены нижний и верхний пределы уголовного наказания;
— альтернативные: закрепляют различные варианты действия, из которых производится выбор с учетом конкретных обстоятельств. Например, установление нормами Уголовного кодекса разных видов наказания (лишение свободы, исправительные работы либо штраф).
В зависимости от сферы действия различают следующие виды норм права:
— федеральные: действуют на территории всего государства, например, нормы Уголовного кодекса РФ;
— региональные: действуют на территории отдельных субъектов России;
— локальные: действуют на территории конкретной организации, учреждения и т.п.
В зависимости от юридической силы различают:
— правовые нормы законов: содержатся в законах, которые принимаются по усложненной процедуре и имеют высшую юридическую силу;
— правовые нормы подзаконных актов: принимаются на основе и в развитие законов, регламентируют правовое поле более детально.
В зависимости от способа правового регулирования выделяют следующие виды:
— управомочивающие: дают возможность совершать определенные действия, например, принять имущество, переданное по завещанию;
— обязывающие: предписывают совершить те или иные действия, к примеру, оплатить плату за проживание, возвратить учебники в библиотеку;
— запрещающие: не разрешают производить те или иные действия, к примеру, нарушать действующие правила дорожного движения.
В зависимости от субъектов правотворчества разграничивают:
— нормы, принятые государственными органами (исполнительными или законодательными);
— нормы, принятые негосударственными структурами (народом на референдуме или муниципальными органами).
Таким образом, правовые нормы отличаются многообразием. В литературе существуют различные подходы к классификации видов норм права в зависимости от соответствующего признака. Рассмотрение отдельных видов норм права позволяет лучше понять природу данной категории.
Источник
, . — (, , ..). , . , , , , , , .
, «-«.
, . , , .
.. -, , .
. , . , , .. . , . . , -, -, .
— — . . — . .
— — , , , .
— , , . 60- . .
— (, ). , , , .. . , . , . .
(, » «). , . «» .
, , .. , . I. , — . , . , , , . , , , , . , .
XVII . , , ; . .
, . , . , , .
— . , . , . . , — .
, , , , , , , .
, , . . . , .
— , .
, . , , -.
.. , — , ( ) .
.., — , — .
.. , — , , , .
.. , , , . , . .
. «, .., ( ). — , , .. «.
. (, — ) . .., , (). » «, . , .. , ( ..).
— , ( , , ).
— , , . . .
— ( ), . , , : «…, …, …». . , .
. . — . .
, , , — , , , — .
, , , , , . : , , .
, , .
, . 444 : » , , «.
.
, . 4 . 101 : » , «.
.
, . 387 : » …», .
, , , . : , , .
, .
, . 1 . 269 : «, , …».
, , .
, . 249 : » , , «.
, .
, . 2 . 246 : » , , , …».
— ( ), , . . , (, ), (, ) .
, , , .
, . 137 : » 50 . «.
, -, , .
, . 1 . 161 : «, .. , — , , «.
— , , , .
, . 125 : » , , , , , , , — , , , «.
— (). . ( ), . ; ; ; ..
, , — , . ( ) ( ). . , . : .
, . : «…, …, …».
, . . , . , .
.. . , » , , … , , , — , … «.
. — .
-, ( ). — . » — «.
, ( ) . » » — «. , , …».
.. , «… , …».
.. : » , , . , — . . , . , , — () (). , , , , .. , «.
.. , » , . , . : » «. «.
, , . , : » … , — «.
. .
. , , , .
. , . ( ) , — (, , — ). , , , .
:
— .
— , , .
: . 1 . 117 : » , , 111 112 , — «.
— , , . . , , .
: . 2 . 10 : » 2 181 , 1 1995 ., , «.
, . .
, , .
— . , . . 197 , , : , , , , , , ( 20 ).
. 758 , , » () , «. , , , .
— . , » «. , , , . , . , , , . , , , . .
, , , , , .
(), .
. .. , . » , , , , . , , — , . . , , «. , , , , — .
. . , , . . , .
: . 306 : » , , , , , . «.
. (. 17; 29; 31; 33 … ).
: . 3 . 261 : » , , , , «.
, , , .
. , , . 5 . 100 , , . . 301 , , » «. .
. , , , , . , .
. . 4 . 100 , , » «.
: . 1 . 227 : » , , — , , «. .
. . , , . 1 . 54 , . 3 . 302 » » , …
«», . . , , , , . . .
, , .
(), , (), . , .
, . , , , (. 2 1977 ).
, . :
14 , . » , «.
48 . » , , , , , «.
195 . » , «.
() , , . , , . 1 , . 2 . 17 , .
. , , .
: . 2 . 2 . 7 , » , , , «.
. 4 , , » , , , «.
. .
: . 3 , » 1- 1995 . : 1 » «, 2 » . «, … «.
.
. . , , , (. 3 . 88 ).
, .
, , . , : » , «. , , , , .
. , , . .
(.. ) : — ; — , .. .
, .
, — . , , . , . , , , , , , , , (), (), , .
. 3 30 . 4 . . . . , , , , , .
. , , , . , . 1. . 17 » …». , , . , . 1. . 98 , » …».
, ( , , , , , ).
. , , . , , . . , , .
. , , , , .. . . 1 . 54 , , . 55 , » «. . , .
, , , : .
.
— ( , , ).
, — , . .
, .
— , , . .
, . , , . , , () . — , . , .
— , ( , , , , ).
() , . , — — .
, , . , .
— , .
. . , .
. , , ( ), ( , ). , .
, . , — ; — ( , , ).
, , , , . .
— . , . «», «». , , , — . , — -. -, . -.
, , «» , .. . , . 15 16 (); . 13 . 14 (), . 43, 45, 46 ().
Источник