В силу каких причин не мог быть опубликован роман о понтии пилате

Ход урока.

I. Слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о судьбе героев романа М.А. Булгакова, мастера и Маргариты, о творчестве художника, о любви, попытаемся в ходе обмена мнениями найти ответы на сложные вопросы, которые неизбежно возникают при вдумчивом, внимательном чтении романа. Послушайте небольшой отрывок из текста. (Учитель или хорошо подготовленный ученик читает отрывок из главы 24 «Извлечение мастера» со слов: «После некоторого молчания Воланд обратился к мастеру.» до слов «… ваш роман вам принесет еще сюрпризы».)

Стихотворение А.С. Пушкина, ставшее эпиграфом к уроку, отображает как нельзя лучше душевное состояние мастера, который, устав от борьбы и суеты жизни, замыслил побег «в обитель дальнюю трудов и чистых нег». Отвечая на вопросы диспута, попытаемся приблизиться к пониманию философской идеи романа, связанной с образами мастера (автобиографического героя) и Маргариты (прообразом которой стала Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя).

II. Попытаемся ответить на ряд вопросов, осмысливая образы мастера и Маргариты, сравнивая судьбы мастера (см. примерный цитатный план в приложении №9) и Булгакова, найти черты сходства и существенного различия в жизни художников слова.

Вопросы к диспуту.

1. Почему у мастера нет имени?

2. В силу каких причин не мог быть опубликован роман о Понтии Пилате в 30-е годы ХХ века?

3. Столкновение каких противоположных начал в характере мастера показывается Булгаковым?

4. Чем является, по Булгакову, отказ мастера от любви Маргариты?

5. Почему мастер «не заслужил света, он заслужил покой»?

6. Какой путь в романе проходит Маргарита?

7. Какие качества Маргариты восхитили старого скептика Воланда?

8. Какой видится Маргарита в разные периоды ее жизни: до встречи с мастером, в период расцвета их романа, в период одиночества, на бале у сатаны, во время прощального полёта?

9. Какое положение занимает образ Маргариты в романе и какие нравственные качества олицетворяет?

10. В чём назначение писателя? Сравнив судьбы мастера и Булгакова, найдите черты сходства и существенного различия в жизни художников слова.

III. В процессе диспута, которым руководит учитель, учащиеся приходят к следующим выводам:

1. Мастер — имя-обобщение, означающее «творец, в высочайшей степени профессионал своего дела». Мастер — самое первое слово романа, им открывается произведение в целом и заявляется тема творчества. Очень важно, что у мастера нет настоящего имени: имя выражает сущность личности, отсутствие имени означает трагедию личности, что и подтверждает текст романа.

Отсутствие имени у мастера — свидетельство обобщенности портрета героя, который сочетает в себе гоголевское и пушкинское начала и имеет черты сходства с автором романа и его судьбой. Имя мастера стёрто его отказом от себя и неверием в справедливость жизни.

2. Роман о Понтии Пилате не мог быть напечатан в 30-е годы ХХ век, так как по своей сути это глубоко христианское произведение, а указанный период в истории страны — эпоха всепоглощающего атеизма. Роман о Пилате — это покушение и хула на власть и господствующий порядок, олицетворением которого в те годы был Сталин.

3. Ощущение тупика жизни и страх перед её бурями постоянно присутствуют в признаниях мастера, когда он исповедуется Ивану Бездомному в клинике Стравинского. В то же время есть в мастере соседствующая со страхом и временами взрывающая его грозная повелительность пророка, которую можно увидеть в эпизоде, когда мастер настаивает на своей избранности, гордо отвечая на вопрос Бездомного: «Вы — писатель?» — «Я — мастер». Столкновение противостоящих начал страха и пророчества лишает мастера душевного равновесия, и он заболевает. Эта душевная болезнь — трагическая черта эпохи, в которой живут и мастер, и Булгаков. Но мастеру свойственны и высокое представление о человеке, и протест против любого унижения и насилия.

4. Для мастера любовь — спасение другого человека. Понимая катастрофичность своей любви к Маргарите, он отказывается от любимой женщины, не желая губить ее той тьмой, которая охватила его душу после поражения в борьбе за роман. Отказ мастера от любви — неверие в свои силы и выздоровление. Расплата за грех неверия в себя и свои силы — страх, приведший к уничтожению романа и душеубийству героя (его болезни).

5. Мастер не заслужил «света» потому, что это противоречило бы христианским требованиям, ведь и за смертным порогом он оставался слишком земным, не преодолел в себе человеческого начала, оглядывался на свою земную грешную любовь — Маргариту, хотел с ней делить будущую неземную жизнь. Отчаяние и уныние мастера также греховны по христианским канонам, а сожжение романа — своего рода самоубийство, страшный грех, непрощаемый. «Свет» как награда мастеру не соответствовал бы и философской концепции романа. Это было бы односторонним решением проблемы добра и зла, света и тьмы, упрощением диалектики их связи в романе. У Булгакова Воланд и Иешуа — партнеры (учение Оригена о примирении Дьявола с Богом). «Покой» — своего рода соглашение между ними. При решении судьбы мастера любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры. Отсюда компромиссное решение — наградить-наказать мастера покоем. Несомненна автобиографичность романа, и наградить райским сиянием мастера — потерять доверие читателя, которому Булгаков так искренне рассказал о себе, о своем творчестве, о своей любви. В ХХ веке идея достигнутого счастья — награды, высшего блаженства не звучала актуально, искусство стремилось к переосмыслению традиционного толкования Евангелия. Булгакова интересует человеческое, нравственное содержание образа Христа. В этом ключе мастер заслуживает лишь «покоя» как единственной награды художнику, которому ведомы вечные начала бытия и который не может жить в согласии со своим временем. Но «покой» в романе — это мечта мастера и Булгакова, но не воплощенная, не реализованная. Эпилог романа, рассказывающий о сне И.Н. Понырева, — тому доказательство. За пределами мира земного Булгаков не утверждает ничего наверняка и дает роману скептический финал, поскольку преобладающее настроение последнего периода творчества Булгакова — христианский скепсис.

6. Маргарита в романе совершает путь, противоположный мастеру: от отчаяния, тревоги, пустоты жизни она движется к вере в неё и в свои силы, к всепобеждающей любви. Она ни на минуту не теряет веры в чудо спасения, возвращения возлюбленного. Ради этого выдерживает тяжелейшие испытания (бал у сатаны), она тверда, упорна, сильна и благородна.

Читайте также:  По какой причине могут отказаться от мебели

7. Старый скептик Воланд, презирающий людей за неспособность быть стойкими и чистыми, поражен мужеством, достоинством и милосердием гордой Маргариты, наделенной спасительной энергией любви, которая заражает мастера и постепенно возвращает к вере и любви.

8. До встречи с мастером Маргарита — женщина из московской элиты обитателей особняков на Арбате. В её жизни, с точки зрения советского обывателя, все было хорошо. Но не было главного смысла жизни — любви и необходимости жить ради близкого, дорогого человека. Героиня открывает себя, своё сердце, обретает смысл жизни и становится земной женщиной (а не «небожительницей»), встретившись с мастером и посвятив себя целиком служению этому талантливому человеку. Потеряв его, почти отчаивается, но терпеливо ждёт и верит, что настанет день возвращения возлюбленного. Общение с сатаной, его свитой и всей фантастической нечистью меняет облик Маргариты, но не разрушает её душу, открытую для любви, сострадания и милосердия (история с Фридой). Восхищает её внутренняя сила (близкая отваге Иешуа, отстаивающего идею неистребимости добра), упорство, настойчивость и непреклонность в достижении цели. Но главное — вера, которую Маргарита не теряла никогда, даже в самые трагические минуты жизни.

9. Маргарита занимает исключительное место в романе. У Булгакова этот образ не имеет параллелей ни в ершалаимских главах, ни в нереальном мире, но действует во всех трёх мирах романа и олицетворяет любовь, милосердие, добро, на основе которых должно быть, по мысли писателя, устроено человеческое общество. Прообразом Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова. В начале 30-х годов она, жена крупного советского военачальника, ушла к писателю Булгакову, разделив его нелегкую судьбу. Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич впервые встретились в феврале 1929 года, а в мае был начат роман «Мастер и Маргарита» — плод любви и творчества писателя Булгакова и его Музы, вдохновительницы, прекрасной Елены. Елена Сергеевна была любимой, другом, помощником, секретарём, ангелом-хранителем. Она сдержала слово, данное умирающему Булгакову: «Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать». Делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, она говорила: «Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было». С полной уверенностью эти слова можно отнести и к образу Маргариты, которая обрела свое счастье в любви к мастеру, став единственной, преданной и верной спутницей его жизни.

10. Судьба талантливого человека в России всегда трагична. В этом убеждает история жизни мастера, Булгакова и страстно любимых им Пушкина и Гоголя … Михаил Афанасьевич, в отличие от своего мастера, до конца своих дней жил, не прекращая работы над романом, веря, что наступит день, когда будут напечатаны его романы, повести, пьесы и имя его будет известно всей России, как имена его гениальных учителей.

Завершаем разговор о судьбе художника в России замечательным стихотворением А.А. Ахматовой «Вот это я тебе, взамен могильных роз…» В нем — гордость за талант и силу характера Булгакова, боль невыносимой утраты и понимание истинного назначения творчества художника.

Памяти М.А. Булгакова

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и всё вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто подумать мог, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней не бывших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех пережившей, все забывшей,

Придется поминать того, кто полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь смертельной боли.

март 1940 года

IV. Домашнее задание.

1. Письменно составить тезисы по вопросам диспута (к зачетному уроку).

2. Повторить все изученное на предыдущих уроках (к зачету-тесту по роману).

3. Написать сочинение-рассуждение по одной из тем:

а) Смысл и значение эпиграфа романа.

б) За что наказан М.А. Берлиоз?

в) «…каждому будет дано по его вере» .Судьбы главных героев в финале романа.

г) Значение образа Ивана Бездомного в романе.

д) Нравственные ценности в романе Булгакова.

Приложение № 5

УРОК ПЯТЫЙ

Зачет по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока:

1. Проверить усвоение учащимися изученного материала по роману;

2. Подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения по роману;

Ход урока:

I. Учащиеся получают задание: ответить на вопросы теста по роману (см. приложение № 10) в течение 15-20 минут.

II. Учитель читает вслух 4-5 лучших сочинений-рассуждений (домашнее задание к зачетному уроку см. приложение № 11)

III. Учащиеся получают домашнее задание: написать сочинение по одной из тем:

1. Тема творчества на страницах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

2. Почему мастер «не заслужил света, он заслужил покой»? (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

3. Вечные темы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

4. «… каждому будет дано по его вере.» (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

5. «… изменились ли эти горожане внутренне?» (значение сатирических глав романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».)

6. Гоголевские традиции в сатирических главах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

IV.Задание учащимся: составить сложный план к одной из тем домашнего сочинения.

Домашнее задание:

Написать сочинение. (см. приложение № 12).

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1099 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: История изучения творчества М.А. Булгакова в современной школе. | В гуманитарных классах старшей школы. | Сюжет и герои произведения. | Фантастика | Сочинение-рассуждение | mybiblioteka.su — 2015-2021 год. (0.016 сек.)

Источник

Роман о Понтии Пилате

Роман о Понтии Пилате

Роман о Понтии Пилате — вымышленное литературное произведение, с которым связанны многие события романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Авторство романа и история его написания

Изначально в «Мастере и Маргарите» очевидно, что автор «Романа о Пилате» — Воланд. Однако «исполнителем» рукописи является человек — Мастер. Мастер, по сути подхватывает и «творческий» псевдоним сатаны, и саму идею, облекая её в литературную форму. При этом в романе четко начинается разделятся «евангелие Воланда» и «евангелие от Мастера». Автором первого является непосредственно сатана, а вот литературное оформление второго передается человеку — Мастеру.

Читайте также:  По причинам может не расти пенис

О несамостоятельности работы Мастера над своим романом говорит многое. Во-первых, то, что у Мастера нет своего личного имени. Есть вполне обоснованное предположение, что для понимания смысла псевдонима «исполнителя» литературной формы романа, слово мастер в романе нужно прочитать на иврите. В еврейском языке оно имеет значение «закрытие», причем у пророка Исайи 53,3 это слово означает «предмет для закрытия нами своего лица». У Булгакова мастер — это замена имени, отказ от имени. Если внимательно проследить за ходом булгаковского повествования, то становится очевидным, что Мастер растворяется в написанном им романе и в своей зависимости от Воланда.

Вторым фактом, свидетельствующим об авторстве романа сатаной, является то, что рассказ о Пилате начинается до появления Мастера на арене московского романа и продолжается уже после того, как Мастер сжег свой роман. Начинает и завершает это повествование один персонаж — Воланд. При этом стоит отметить, что Воланд предлагает своим собеседникам и читателю этот рассказ на правах «очевидца».

Третий факт, говорящий об авторстве Воланда — сон Иванушки. Как мы видим, Мастер в данной главе не принимает никакого участия, и не имеет никакого касательства. Сон Ивана Бездомного — плод работы самого сатаны, поскольку в «Мастере и Маргарите» влыдыкой снов, то есть владыкой лунных ночей является именно Воланд.

Косвенным доказательством вышеизложенного является и следующее обстоятельство: в психиатрической лечебнице, во время одной из бесед Мастера и Бездомного Мастер проговаривается, что Воланд знаком и с ним самим и с его романом: «Воланд может запорошить глаза и человеку похитрее». Стоит обратить внимание, что Бездомный имени Воланда не знал и Мастеру не называл. Однако Мастер с пониманием дела говорит Иванушке: «Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной».

Второе косвенное доказательство авторства Воланда мы слышим из уст самого Воланда. Сатана намекает на то, что одна вполне конкретная рукопись интересует его и что именно этот интерес и завлек его в Москву: «Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист». Объяснение весьма интересное. Герберт Аврилакский (Герберт Орильякский, Gerbert d’Aurillac) — это римский папа Сильвестр II (999-1003). Еще не будучи папой, он изучал у арабских ученых математику. Он был первым ученым, который познакомил европейцев с арабскими цифрами. Его подозревали в занятиях магией, но вряд ли эти обвинения были основательны — иначе он не был бы избран на папский престол. Фигура Сильвестра стала одним из прототипов легенды о докторе Фаусте. Если отбросить конкретику в повествовании Воланда, то Воланда интересует некая рукопись, написанная некиим Фаустом и хранящаяся в некоем московском подвале. Воланд и в самом деле прибыл в Москву для знакомства с рукописью одного из Фаустов. Но называя имя первого литератуного Фауста, но имеет в виду последнего — Мастера. Вот с его рукописью, о существовании которой он знал с самого начала, он и в самом деле познакомился.

Для понимания всех изложенных фактов необходимо знать некоторые богословские аспекты (напомним, что М. А. Булгаков — сын профессора богословия). По своей сути отношения Мастера с Воландом — это классические отношения человека-творца с демоном: человек свой талант отдает духу, а взамен получает от него некие «дары». У сатаны нет собственного творческого таланта. По православному учению человек поставлен выше ангелов, и ему дан один из божественных даров — дар творчества, творения. Ведь если разобраться, то в переводе «ангел» — это просто вестник. Вестник сей лишен дара творчества, и в лучшем случае он всего лишь помощник в деле творения, выполняющий вполне конкретное поручение. Данное положение явствует из многих строк Библии. Следовательно, создать что-то по собственной воле, в творческом порыве, сотворить, ангел не может. Сатана — это ангел, хотя и падший.

Святоотеческие тексты, говоря о людях и ангелах, творчество аттрибутируют лишь первым: «Не ангельское дело творить» (свят. Иоанн Златоуст. Восемь слов на книгу Бытия. Слово второе. Творения. т.4, с. 15). «Будучи творениями, ангелы не суть творцы» (преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Спб., 1894, с. 49). И, напротив, — «Бог соделал человека участником в творчестве» (преп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия. // Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1901, ч. 6, с. 234). Одну из граней творческого божественного дара человеку мы находим в первых главах книги Бытия: человеку дано право давать имена всему тварному на земле.

По сути Воланд одалживает Мастеру свои глаза, дает ему видения. Воланд просто использует Мастера в качестве медиума. Мастер пропускает эти видения через свой литературный талант. Но этот контакт в итоге сжигает Мастера, который по завершении своей миссии становится творчески бессилен. Эта история очередного Фауста необычна, пожалуй, лишь одним: в жизни Мастера нет минуты решения, выбора. Оттого нет и договора. Мастер неспособен к поступкам. Он медиумично плывет по течению и оправдывет себя формулой: иного, мол, и не остается «- Ну, и ладно, ладно, — отозвался мастер и, засмеявшись, добавил: — Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну, что ж, согласен искать там» (гл. 30). В результате Мастер не продает свою душу дьяволу (поскольку никакого договора он с дьяволом не заключает), но теряет ее по собственной воле.

История создания «Романа о Понтии Пилате» тоже по-своему примечательна, поскольку создается весьма необычным способом и оформляется как своеобразное анти-евангелие. Начать надо с того, что подсказка в понимании этого дается самим Воландом — в знаменитой фразе «рукописи не горят». В устах Воланда — это вполне четко сформулированная претензия на то, что созданная по его наводке рукопись должна заменить собою церковные Евангелия или по крайней мере встать с ними на один уровень. И тут важен тот смысл, который вкладывается в эту фразу: в самых разных религиозных традициях утверждалось, что спорные дела надо доверять суду стихий — воды или огня. То, что имеет в своей основе боговдохновенность, не может быть тронуто губительным дыханием огня. То, что охраняет Бог, не может быть уничтожено.

Читайте также:  Фиолетовая моча причина у

Что касается создания, то, как упоминалось, сюжет передается Мастеру через видения. Но начало для создания романа было положено выплатой своеобразного гонорара мастеру, как «литературному негру» — нахождением в корзине с грязным бельём лотерейного билета. «Вообразите мое изумление, — шептал гость в черной шапочке, — когда я сунул руку в корзину с грязным бельём и смотрю: на ней тот же номер, что и в газете!». То есть гонорар за роман Мастер получает не путем добросовестного обретения билета, а получения своеобразным «нарочным» — грязью. Как известно, со всем нечистым в любой вере связывают грязь, нечистоты. На эти деньги Мастер начинает творить произведение.

Цель создания романа

Как явствует из событий романа, действие разворачивается в предпасхальные дни предположительно 1935 года. В этот период времени идет активная кампания безбожников, ведется антирелигиозная пропаганда. При этом стоит отметить то обстоятельство в официальной идеологии Советского Союза на тот период времени имели место две антирелигиозные парадигмы. Первая, представленная в романе Берлиозом и Бездомным, говорила о том, что Христос никогда не существовал и является всего лишь плодом воображения религиозных фанатиков. Иисус не есть Христос, Он не Сын Божий и не Бог. Он не творил чудес, не обладал даром пророчества, не воскресал и не спасал души людей. Учение Иисуса совершенно абстрактно, неприложимо к жизни. Да и в чем оно состояло — совсем не ясно, ибо Евангелия исторически недостоверны. Во всяком случае Иисус ничего не понимал в классовой борьбе, и его мораль никак не может помочь делу борьбы за коммунизм. Эта точка зрения предназначалась для широкого круга граждан СССР: рабочих, крестьян. Вторая пропагандистская парадигма предназначалась для интеллигенции. В ней указывалось, что христианство сложилось под воздействием античных верований Рима, Греции, Междуречья, Египта и Палестины. При этом, указывалось, что оспорить существование личности Иисуса Христа, достаточно сложно, поскольку имеются разные источники, которые достаточно сложно подделать. Однако, по уверениям идеологов пропаганды, хотя Иисус и существовал, и является историческим лицом, он был всего лишь странствующим философом-проповедником, его учение не было сформировано в период жизни проповедника, и окончательное оформление учения состоялось по истечение нескольких веков после смерти основателя. При этом также указывалось, что формирование происходило под воздействием языческих верований того времен, а личность проповедника была обожествлена его последователями. Таким образом отрицалась ценность и отличие христианства от иных религиозных течений.

При поверхностном рассмотрении романа, он укладывается в рамки атеистической пропаганды тридцатых годов в СССР. Однако роман имеет дальние цели. Воланд, будучи истинным автором романа, не является атеистом, поскольку очень часто он ссылается на Бога, как на своего оппонента в вопросах борьбы за души. Он одинаково рьяно говорит о существовании Бога и себя — Его противника. В этом романе оправдан Пилат. Оправдан Левий, срывающийся в бунт против Бога и проклинающий Его. Есть все основания говорить о том, что оправдан даже Иуда, кровью своей искупивший свое предательство. Понятно, почему сатана заинтересован в этом анти-евангелии. Это не только расправа с его врагом (Христом церковной веры и молитвы), но и косвенное возвеличивание сатаны. Нет, сам Воланд никак не упоминается в романе Мастера. Но через это умолчание и достигается нужный Воланду эффект: это всё люди, я тут не при чем, я просто очевидец, летал себе мимо, на террасе сидел, винцо тянул, но ничего не делал, никому не мешал. Так вслед за Понтием Пилатом и Иудой следующим амнистированным становится сатана.

Если вспомнить финал беседы Воланда с Берлиозом и Бездомным, то Воланд не просит, а требует признать существование дьявола. Тем самым он изначально указывает и на цели его визита в Москву, и на цель романа.

Судьба романа по написании

После долгих уговоров со стороны редактора некой газеты не печатать, главы романа печатаются. Спустя не более двух дней, как в другой газете появилась статья критика Аримана, которая называлась «Враг под крылом редактора», в которой говорилось, Мастер, пользуясь беспечностью и невежеством редактора, сделал попытку протащить в печать апологию Иисуса Христа. Спустя еще сутки литературный критик Мстислав Лаврович опубликовал разгромную статью где предлагалось ударить, и крепко ударить, по Пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить её в печать. Еще в одной газете также были опубликованы критические статьи критика Латунского, а другая, подписанная буквами «Н. Э.», в которых Мастер был уничтожен как писатель.

Роман не публикуют. Мастер сжигает рукопись романа.

После этого происходит арест Мастера и препровождение его в психиатрическую лечебницу, где его встречает Иван Бездомный. Мастер умирает и его дух предстает вместе с Маргаритой перед Воландом.

После бала у сатаны, рукопись романа чудесным образом из-под своего хвоста вынимает на свет Бегемот. Рукопись остается у Мастера.

Сюжет романа

Действие романа разворачивается в предпасхальные и пасхальные дни в Иерусалиме (Ершалаиме). Римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат вынужден решать вопросы казни и помилования преступников, обвиняемых Синедрионом в разных преступлениях, в том числе и против римской власти. Один из обвиняемых — Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ. Пилат не видит в его действиях преступления по вопросам веры, но за вымышленное преступление против власти кесаря, вынужден отправить Га-Ноцри на казнь. При этом он пытается спасти философа, но Каифа — иудейский первосвященник непреклонен. Через своего доверенного помощника — Афрания, Пилат подстраивает смерть Иуды — человека, который предал Иешуа. Сопровождавший Иешуа Левий Матвей после казни обожаемого им учителя проклинает Бога. На допросе у Пилата Матвей оказывается малодушным и трусливым. Пилат уличает его в том, что слова Иешуа он записывал с искажениями. Пилат отпускает Левия и забывается во сне.

Персонажи романа

римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат

Иешуа Га-Ноцри

Левий Матвей

Афраний

Каифа

Иуда из Кириафа

Марк Крысобой

Банга

Wiki Foundation. 2010.

Источник