В чем может быть причина засыпаю за рулем
Содержание статьи
Почему водители засыпают за рулем?
Водитель должен быть максимально сконцентрирован на дороге. Малейшая невнимательность может стоить тем, кто находится в транспортном средстве, жизни. Поэтому статистика, которая говорит о том, что каждый восьмой автомобилист хотя бы один раз в жизни засыпал за рулем, по-настоящему пугает. А каждый третий водитель при опросах отметил, что был очень близок к этому, но в последний момент смог себя пересилить.
Интересно, что причиной засыпания в дороге не всегда является отсутствие полноценного отдыха накануне. Организм может реагировать подобным образом и на другие факторы.
Вибрация автомобиля
Австралийские ученые провели исследование проблемы сонливости за рулем. В испытаниях приняли участие 15 добровольцев. Их протестировали на симуляторе автомобильной кабины, который двигался, имитируя езду по асфальтированной дороге.
В процессе «вождения» при помощи специальных датчиков у испытуемых контролировали частоту сердечных сокращений. При этом для некоторых добровольцев к движению кабины добавили низкочастотные колебания (4-7 Гц), подобные тем, которые возникают во время движения по шоссе с ровным покрытием.
Источник изображения: abart-tuning.pl
Было установлено, что участников эксперимента, подвергшихся вибрации, уже через 15 минут начинало клонить в сон: им становилось все труднее концентрировать внимание. А через полчаса сонливость становилась практически неконтролируемой. Пульсовый ритм с 75-80 ударов в минуту замедлялся до 60-65 ударов. Это говорило о том, что человек с минуты на минуту заснет. У тех же, кто вибрациям не подвергался, подобных явлений не наблюдалось.
По результатам эксперимента ученые сделали вывод, что низкочастотные колебания являются ключевой причиной засыпания во время вождения. Вибрации автомобиля при движении убаюкивают тех, кто находится внутри. Они напрямую влияют на парасимпатическую нервную систему и активизируют в головном мозге процессы торможения. Если человек, к тому же, испытывает усталость, это делает его еще более уязвимым.
Социальные факторы
На аварийность в нашей стране косвенно влияет тяжелая экономическая ситуация. В стремлении заработать как можно больше денег многие автомобилисты пренебрегают сном. Человек может проехать несколько сотен километров за один день, ни разу при этом не отдохнув. Транспортные компании, в свою очередь, экономят на сменщиках, ставя водителям непосильные задачи. А поскольку найти достойную альтернативу даже такой работе крайне тяжело, сотрудники мирятся с данной ситуацией и трудятся, превозмогая себя.
Многие молодые водители переоценивают свои силы. Новички часто пытаются преодолеть за один прием слишком большое расстояние. А если окончание поездки приходится на ночное время, опасность уснуть за рулем возрастает в разы.
Источник изображения: img2.goodfon.ru
Если человек спешит, он может ехать длительное время без остановок. Между тем однообразие поездки тоже является фактором риска. Монотонная картина за лобовым стеклом и непрерывный шум двигателя способствуют расслаблению.
Этот эффект усиливают однообразная музыка из магнитолы и даже аксессуары, висящие на зеркале заднего вида. Раскачиваясь, они завладевают вниманием уставшего человека. Ведь врачи, практикующие гипноз, для введения человека в транс тоже используют колебания маятника.
Что же можно сделать?
Изменение частоты колебаний кузова – задача инженеров-конструкторов. Кстати, работы в данном направлении уже ведутся. В то же время каждому водителю под силу организовать свою поездку так, чтобы свести вероятность засыпания за рулем к минимуму. Для этого следует помнить о факторах риска и стараться избегать их.
Если ваша деятельность напрямую связана с вождением, накануне рабочего дня постарайтесь как следует выспаться. Перенапряжение может приводить к бессоннице в ночное время, а вот за рулем водителя начинает укачивать. Не следует пытаться решить эту проблему при помощи алкоголя. Обратитесь к врачу, который подберет подходящее лекарство, которое не влияет на концентрацию внимания. Если вы сядете за руль отдохнувшим, поездка будет намного безопаснее.
Сонливость во время вождения усиливается после плотного приема пищи. Поэтому если вы понимаете, что вас непреодолимо клонит в сон, остановитесь, закройте глаза и отдохните хотя бы 20-30 минут.
Источник изображения: bolsamania.com
Если у вас есть возможность спланировать поездку, выбирайте для путешествия светлое время суток. Ночью вероятность засыпания за рулем увеличивается в несколько раз. Дело в том, что в темноте в организме человека вырабатывается гормон мелатонин, который обладает снотворным действием.
Во время длительной поездки хотя бы 1 раз в час останавливайтесь на 5-7 минут. Выйдите из машины, выпрямите спину и разомнитесь. Это полезно не только в качестве профилактики засыпания. Пребывание в вертикальном положении поможет восстановить кровоснабжение конечностей и предотвратить смещение позвонков. А для мозга такой перерыв станет своеобразной перезагрузкой.
Не стоит надеяться на такие стимуляторы, как энергетические напитки и крепкий кофе. Эффект от них кратковременный, а после того, как он заканчивается, сонливость усиливается еще больше прежнего.
И еще. Уберите из поля зрения лишние раздражители: снимите с зеркала заднего вида раскачивающиеся предметы. А если во время поездки вы слушаете музыку, периодически меняйте радиостанции. Резкая смена ритма поможет побороть сонливость, мешающую вождению.
РуДороги.ру
Источник
Пять симптомов засыпания за рулем
Психологи утверждают, что наиболее объективно водители оценивают дорожную обстановку, когда суммарно проехали от 4 до 100 тысяч км. Если водительский стаж превышает 3-4 года вождения, а пробег — 100 тыс., высокий уровень профессионализма может привести к потере осторожности. Летом многие люди отправляются в дальние поездки, и существует реальная опасность уснуть за рулем во время движения.
Согласно статистике разных стран, сон за рулем является причиной около 5% ДТП, обычно с тяжелыми последствиями, потому что водитель отключается и не пытается предотвратить столкновение. От 15 до 35% ДТП в разных странах мира частично обусловлены усталостью водителя, недостатком внимания и концентрации.
Какие факторы способствуют засыпанию за рулем?
- Длительные поездки, особенно по привычной трассе;
- езда по хорошей ровной дороге, где не требуется лавировать между выбоинами и ямами;
- хорошая видимость и отличные погодные условия или ночной период сонливости;
- пустая дорога (малое количество машин);
- отсутствие специального покрытия на дороге, создающего шум и вибрацию руля при съезде со своей полосы движения.
Однако самый важный фактор риска — усталость и недосыпание водителя. Одно исследование показало, что если водитель бодрствует 15 и более часов, риск попадания в ДТП увеличивается в 4 раза. А если 20 и более часов — в 30 раз.
Житель Москвы Олег Радул, потерявший трое друзей из-за того, что все в машине уснули, написал
5 знаков того, что ты уже спишь за рулем
.
Последний кадр с регистратора перед ДТП
В этот день, 11 апреля 2015 года, трое моих друзей разбились насмерть по дороге в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. На фото выше последний кадр с их регистратора.
Когда разбивается кто-то незнакомый, то часто думаешь: «Наверное, парень был неопытный или излишне самоуверенный. Со мной такого точно не случится». Но в тот раз был прямо противоположный случай. Здесь погибли ребята, которые в течение последних десяти-пятнадцати лет, постоянно, чуть ли не каждый месяц, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Все они прекрасно чувствовали наступление усталости, и старались вообще не водить в сонливом состоянии… Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И тем не менее, это случилось. Всего лишь один раз, но хватило всем троим.
Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковая. А значит и я одним прекрасным солнечным утром мог бы точно так же оставить свои мозги на подголовнике.
И это заставляет задуматься. У меня был целый арсенал разных способов взбодриться в дороге: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядки и т.п. Ну тут я понял, что ни один из этих способов не может мне гарантировать безопасность. Ведь вот в чем парадокс: все это ни что иное, как способы продолжить движение, а главное — знать когда пора остановиться ни смотря ни на что!
И здесь не годится народная мудрость «Устал — отдохни», которую я слышал миллион раз. Что значит устал? Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и чего? Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину?
Эти критерии должны быть явными и однозначными.
В общем, сейчас у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей что на машине, что на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, я тут же сменяюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.
Итак, объективные признаки того, что мозг уже отключается:
1) Замечаешь момент моргания. Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!
2) Обманы зрения. В таком состоянии водитель не сразу определяет что именно он видит перед собой. То ли это фигура, то ли столб, то ли тень … Издалека вещи кажутся чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание совсем отключится.
3) Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.
4) Лень напрягать мозг. Попробуйте умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно … ему это нафиг не нужно. Впадлу даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение, неплохо нагружает мозг, поэтому во-первых: кто болтает — тот не уснет; а во-вторых: если в салоне повисла тишина, значит скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.
5) Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли…
И бонусом экспресс-тест для пассажира, как ненавязчиво проверить водителя на предмет сонливости. Фишка в том, что бесполезно его спрашивать: «Слышь, ты в порядке?». Ответ всегда будет один и тот же: «В порядке». Вместо этого, надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания, либо внимательности. Например: «А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?», или «Сколько нам еще осталось до …», а лучше даже что-то более сложное, вроде: «Как ты думаешь, что лучше подарить на день рождения?». И если ответы покажутся слишком простыми, либо неадекватными — пора меняться. А если пациент скорее жив, то чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть тупо троллить его — пофиг. Главное, что во время жарких дебатов, уснуть невозможно чисто физически, проверено.
В общем, главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25% а потом бац — уже висит. Вполне реально отловить этот переход со 100% на 50%, если знать что искать, и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.
И все же остается вопрос: если я могу контролировать себя сам, достаточно ли этого для безопасной езды на дальние расстояния в одиночку? Честно говоря, не уверен. Подвох еще в том, что вместе с притуплением сознания, притупляется и чувство страха. То есть, ты понимаешь что засыпаешь, по всем критериям здравого человека, ты уже, фактически, на волосок от смерти, причем осознаешь это, но тебе в этот момент вообще не страшно! Потому что мозг-то уже почти спит. И кажется: «Подумаешь, проеду еще XX км до ближайшей XXX, а там и посплю/поменяюсь».
Так что все эти признаки, конечно, хороши, особенно когда едешь один. И надо стараться до них не доводить, а если хоть один из них наступит — сразу же останавливаться. Но это скорее необходимое, чем достаточное условие безопасности. Единственным вариантом, в котором я уверен на все 100%, я вижу плюс ко всему этому, езду с напарником и постоянными беседами. Не столько для того, чтобы оставаться бодрыми, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга (см. пункт 4): разговор затих — оба спать. Да, это очень жесткое правило. Но отступать от него смертельно.
Берегите себя.
Кого не убедил, приглашаю посмотреть видео с регистратора
Источник
Почему в автомобиле клонит в сон и что с этим делать?
Все знакомы с этим явлением: вы садитесь в машину в абсолютно бодром состоянии, но через несколько километров вас начинает клонить сон, причем независимо от того, являетесь ли вы пассажиром или водителям.
Вас начинает клонить в сон, зрение размывается, мышцы расслабляются, веки тяжелеют, а сильное желание опустить голову и прикорнуть на минутку овладевает вами. Это знакомое и опасное явление. Кстати, этим пользуются некоторые родители: если маленькие дети никак не хотят засыпать, их берут в поездку на машине вокруг жилого квартала.
Усталость во время езды в автомобиле зависит от продолжительности и качества сна, который был накануне. Кроме того, алкоголь, наркотики и некоторые медикаменты с седативным эффектом тоже могут влиять на состояние человека и замедлить реакцию мозга на внешние раздражители.
В 2019 году в Израиле произошло 12 670 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 355 человек. Основные причины – водитель не остановился, чтобы пропустить пешеходов; игнорирование дорожных знаков и сигналов светофора; превышение скорости; обгон и повороты в неустановленном месте; алкоголь и наркотики, а также – усталость, когда водитель засыпал за рулем.
По данным американского Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), в 2013 году вождение в состоянии усталости вызвало около 72 тысяч дорожно-транспортных происшествий: 44 тысячи раненых и 800 погибших. Каждый 25-й водитель признавался, что засыпал за рулем от усталости. Вероятно, реальная статистика гораздо выше, потому что водители не всегда сообщают об усталости из-за различных проблем, к которым это может привести. Например, со страховыми компаниями, которые на этом основании могут отказаться от возмещения ущерба.
Иногда может возникнуть чувство сонливости во время путешествия в автомобиле, даже если вы хорошо выспались и не принимаете седативные препараты или алкоголь. По этому вопросу нет фундаментальных исследований, но это явление, по-видимому, связано с вибрацией автомобиля во время вождения. Одно из таких исследований было опубликовано в 2018 году. Группа ученых из Университета RMIT в Австралии создала автомобильное сиденье, опирающееся на гидравлический рычаг, который передает на сиденье вибрации различной частоты.
Группе добровольцев, которые вызвались участвовать в эксперименте, предложили пройти тест на скорость реакции на зрительные раздражения. Исследователи замеряли во время эксперимента их частоту сердцебиения и активность головного мозга (посредством электроэнцефалограммы). Они хотели определить влияние вибрации на бодрость водителя с физиологической точки зрения. Ученые обнаружили, что вибрация с частотой около 4 Гц вызывала увеличение показателей усталости по сравнению с контрольной группой, члены которой выполняли те же задачи без вибрации.
Низкочастотная вибрация влияет на парасимпатическую нервную систему, которая является частью вегетативной нервной системы, отвечающей за расслабление и сон. Австралийская группа исследователей не стала вдаваться в подробности биологического механизма, лежащего в основе этих результатов. Но оказалось, как это ни парадоксально, что уже через четверть часа появляются признаки, указывающие на активацию симпатической нервной системы, являющейся другой автономной частью нервной системы, которая включается в случае опасности, или когда требуется бдительность.
Этот вывод согласуется с предыдущим исследованием, проведенным учеными из Тель-Авивского университета и врачами из больницы «Шаарей цедек» в Иерусалиме, которое показало, что симпатическая система активировалась у водителей непосредственно перед аварией, если они засыпали за рулем. По-видимому, причиной был стресс, возникший из-за попыток заставить себя не заснуть за рулем.
Возможным физиологическим механизмом утомления из-за вибрации может быть вестибулярный аппарат в ушах. Эта система предоставляет мозгу информацию о движении тела и его местоположении в пространстве посредством сенсоров, которые собирают данные о движениях головы и тела, стоим мы или сидим, и многое другое.
Эта информация активирует различные рефлексы, благодаря которым организм поддерживает равновесие при движении и не допускает падения. Вибрации могут активировать эту систему таким образом, что это влияет на состояние бодрости.
Из-за отсутствия информации о причине этого явления также не существует ультимативного решения для его устранения. Самое главное — не водить автомобиль усталым, под воздействием алкоголя или после приема лекарств, которые имеют седативный эффект. Кофе и «энергетические напитки» могут помочь, но их влияние ограниченно. Сменный водитель — это идеальное решение. Короткий сон перед тем, как сесть за руль, может быть очень эффективным. Поэтому очень рекомендуется, если вы чувствуете усталость за рулем, остановиться в безопасном месте в стороне от дороги, чтобы отдохнуть и немного поспать.
Анер Оттоленги, «ХаАрец» Ц.З. Gregory Bull/AP Photo ˜
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«9 возможных причин вашей постоянной усталости»
Источник