Увеличение мочевого пузыря у ребенка
Содержание статьи
Функциональные расстройства органов мочевой системы у детей
Функциональные расстройства органов мочевой системы встречаются у детей с частотой 10% в общей популяции. Среди пациентов нефроурологических стационаров функциональные расстройства как состояния, отягощающие основной диагноз, или как самостоятельное заболевание, диагностируются у 50% детей и более.
Здоровый ребенок должен давать знать о своем желании опорожнить мочевой пузырь уже во втором полугодии жизни. Естественным побудительным мотивом к этому служит неприятное ощущение мокрых пеленок. Широкое распространение памперсов, облегчающих уход за ребенком, привело к запаздыванию формирования отрицательного условного рефлекса на мокрые пеленки, запаздыванию становления микционной функции.
Критерии первой стадии зрелости, достигаемой в норме к 3-4 годам, следующие:
- соответствие функционального объема мочевого пузыря возрасту ребенка (в среднем 100-125 мл);
- адекватное диурезу и объему каждой микции число мочеиспусканий в сутки (не более и не менее 7-9 раз);
- полное удержание мочи днем и ночью;
- умение задерживать на время и прерывать при необходимости акт мочеиспускания;
- умение опорожнять мочевой пузырь без предшествующего позыва на мочеиспускание и при малом объеме мочи за счет волевого управления сфинктерным механизмом.
Если у детей старше 4 лет сохраняется поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, ночной энурез, то это говорит о том, что процесс становления основных черт зрелого типа мочеиспускания не завершился. После «контрольного возраста» (4 года) отклонения в характере мочеиспускания должны рассматриваться как болезнь.
Вторая стадия продолжается с 4 до 12-14 лет. Происходит постепенное увеличение резервуарной функции мочевого пузыря, снижение тонуса детрузора и внутрипузырного давления. В пубертатном периоде (12-14 лет) в регуляцию основных функций мочевого пузыря включаются половые гормоны, потенцирующие эффекты симпатического отдела вегетативной нервной системы.
Наиболее частая причина замедленного созревания и(или) нарушения механизмов мочевыделения у детей — это последствия родовой травмы с сохраняющимися минимальными дисфункциями головного мозга; гипоксия плода и состояния, связанные с развитием гипоксии в постнатальном периоде (частые ОРВИ, пневмонии, синуситы, нарушения носового дыхания).
В зависимости от объема мочевого пузыря, при котором наступает мочеиспускание, выделяют три варианта. Мочевой пузырь считается норморефлекторным, если мочеиспускание возникает при нормальном возрастном объеме мочевого пузыря, гипорефлекторным — при объеме, превышающем верхнюю границу нормы, гиперрефлекторным — при объеме менее нижней границы нормы. Причинами изменения характера мочеиспускания могут быть врожденные дисплазии соединительной ткани, поражения позвоночника, невротические расстройства, нейрогенные дисфункции. Наиболее частая форма нейрогенной дисфункции — гиперрефлекторный мочевой пузырь, она возникает при поражении проводящих нервных путей спинного мозга выше крестцовых сегментов на уровне 9-го грудного позвонка. Более редкий вариант — гипорефлекторный мочевой пузырь. Наблюдается ослабление позыва на мочеиспускание, редкие микции большими порциями, большое количество остаточной мочи. Наблюдается при поражении задних корешков крестцового отдела спинного мозга, конского хвоста и тазового нерва.
В обследовании детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря, помимо нефроуролога, принимают участие педиатр, невропатолог, ортопед.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]
Источник
Гиперактивный мочевой пузырь у детей: причины, симптомы и лечение
Автор Хусаинов Руслан Халилович На чтение 3 мин. Опубликовано 05.05.2017 15:13
Обновлено 15.11.2017 07:42
Недержание мочи у детей часто рассматривается как нормальная часть взросления. Недержание мочи не диагностируется, пока дети не достигнут 5-6 лет.
Гиперактивный мочевой пузырь является одной из распространенных причин недержания мочи. Сам мочевой пузырь пытается опорожняться часто, не отправляя сигнал в мозг, чтобы предупредить ребенка, что ему нужно помочиться. Это приводит к непроизвольному мочеиспусканию как в дневное, так и в ночное время.
Признаки и симптомы
Недержание мочи определяется как потеря контроля над мочевым пузырем. Такое поведение распространено у детей в возрасте 3 лет. Признаки и симптомы гиперактивного мочевого пузыря у детей могут быть трудно различимыми. Необходимо следить за следующими симптомами:
Частые дневные мочеиспускания после 3 лет или ночью после 4 лет;
Прерванный сон.
Некоторые из наиболее распространенных причин недержания мочи:
- Кофеин. Кофеин содержится в энергетических напитках и приводит к частому мочеиспусканию.
- Аллергия. Продукты и напитки, на которые имеется аллергия, могут привести к гиперактивности мочевого пузыря.
- Беспокойство. Ситуации, вызывающие страх или беспокойство ребенка, также могут спровоцировать мочеиспускание.
- Структура мочевого пузыря. Если сам мочевой пузырь аномально мал или имеются какие-либо отклонения в мочевом пузыре.
- Раздражение стенки мочевого пузыря. Мочевой пузырь может реагировать на инфекцию или раздражение, вызывая симптомы гиперактивного мочевого пузыря.
Диагностика ГМП у детей
Существует также ряд причин недержания мочи, которые связаны с поведением ребенка. К ним относятся смех или увлеченность ребенка.
Гиперактивный мочевой пузырь не связан с возрастом, хотя многие дети перерастают это состояние. Большинство детей перерастает состояние примерно в 7 лет. Недержание мочи или частые мочеиспускания у маленьких детей до 3 лет являются нормальными и не должны рассматриваться как проблема.
Если у ребенка сохраняются признаки гиперактивного мочевого пузыря к моменту достижения 7-летнего возраста, то следует обратиться к врачу. Врач проведет серию диагностических методов, чтобы выявить основную причину симптомов. Эти тесты могут включать анализ мочи на наличие инфекции и проведение ультразвукового исследования для выявления нарушений в мочевом пузыре.
Варианты лечения ГМП у детей
Наиболее распространенные варианты лечения включают контроль над мочевым пузырем и упражнения на мышцы тазового дна. Контроль мочевого пузыря предполагает «график мочеиспускания», когда следует идти в туалет. Это помогает тренировать мочевой пузырь, чтобы удерживать мочеиспускание. Упражнения на мышцы тазового дна обеспечивают укрепление мышц, которые используются для замедления и остановки потока мочи.
Если эти методы не работают, то используют лекарственные препараты для успокоения гиперактивного мочевого пузыря. Тем не менее, эта терапия часто приводит к возврату недержания мочи после прекращения лечения.
Если ультразвуковое сканирование показывает, что есть аномалии мочевого пузыря, то врач может предложить хирургические варианты решения этой проблемы. Хирургия, как правило, последний вариант лечения, но поскольку большинство детей перерастают эти проблемы, то обычно не требуется хирургического вмешательства.
Изменение образа жизни может помочь ребенку с гиперактивным мочевым пузырем. Эти изменения включают в себя:
Отказ от кофеина. Кофеин может вызывать гиперактивность мочевого пузыря, особенно у детей. Кофеин также имеет негативное влияние на сон у детей.
Избежание питья перед сном. Это работает только при ночном недержании мочи. Если не пить жидкость за пару часов до сна, то риск ночного мочеиспускания снижается.
Существует ряд лекарственных трав, которые оказывают определенную пользу для лечения гиперактивного мочевого пузыря. Однако использование любых народных средств должно обязательно обсуждаться с врачом.
Литература
Seifert S. M. et al. Health effects of energy drinks on children, adolescents, and young adults //Pediatrics. – 2011. – Т. 127. – №. 3. – С. 511-528.
Источник
Нейрогенный мочевой пузырь у детей
Механизм накопления и опорожнения мочевого пузыря
В основе деятельности мочевого пузыря и сфинктеров уретры лежит строго циклическая функция, которую можно разделить на две фазы: накопления и опорожнения, составляющие в совокупности единый «микционный цикл».
Фаза накопления
Резервуарная функция мочевого пузыря обеспечивается четким механизмом взаимодействия детрузора и сфинктеров уретры. Низкое внутрипузырное давление, при постоянном увеличении объема мочи, обусловлено эластичностью и способностью детрузора к растяжению. В период накопления мочи детрузор находится в пассивном состоянии. При этом сфинктерный аппарат надежно блокирует выход из мочевого пузыря, создавая уретральное сопротивление, во много раз превышающее внутрипузырное давление. Моча может продолжать накапливаться даже тогда, когда эластические резервы детрузора исчерпаны и повышается внутрипузырное давление. Однако высокое уретральное сопротивление позволяет сохранить мочу в мочевом пузыре. Уретральное сопротивление на 55% обеспечено напряжением поперечно-полосатой мускулатуры тазовой диафрагмы и на 45% — работой внутреннего сфинктера из гладкомышечных волокон, управляемых вегетативной нервной системой (симпатической — 31% и парасимпатической — 14%). При взаимодействии а-адренорецепторов, преимущественно расположенных в области шейки мочевого пузыря и начального отдела уретры, с медиатором норадреналином происходит сокращение гладкой мускулатуры внутреннего сфинктера мочеиспускательного канала. Под влиянием бета-адренорецепторов, расположенных по всей поверхности детрузора, происходит расслабление мышцы, изгоняющей мочу (т.е. детрузора), чем обеспечивается поддержание низкого внутрипузырного давления фазы накопления мочи.
Таким образом, медиатор симпатической нервной системы норадреналин при взаимодействии с а-рецепторами сокращает гладкую мускулатуру сфинктера, а с бета-рецепторами — расслабляет детрузор.
[6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15]
Фаза опорожнения
Волевое сокращение детрузора сопровождается расслаблением наружного сфинктера с опорожнением мочевого пузыря под относительно низким давлением. В неонатальныи период и у детей первых месяцев жизни мочеиспускание является непроизвольным, с замыканием дуг рефлексов на уровне спинного и среднего мозга. В этом периоде функции детрузора и сфинктера обычно хорошо сбалансированы. По мере роста ребенка в процессе формирования режима мочеиспускания имеют значение три фактора: увеличение емкости мочевого пузыря сурежением частоты мочеиспускания; приобретение контроля над сфинктером; появление торможения мочеиспускательного рефлекса, что осуществляется ингибиторными кортикальными и субкортикальными центрами. С 1,5 лет большинство детей приобретает способность чувствовать наполнение мочевого пузыря. Кортикальный контроль над субкортикальными центрами устанавливается к 3-м годам.
Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря может быть причиной возникновения, прогрессирования и хронизации таких заболеваний органов мочевой системы, как пузырно-мочеточниковый рефлюкс (ПМР), пиелонефрит, цистит.
[16], [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23]
Патогенез нейрогенного мочевого пузыря
Патогенез нейрогенного мочевого пузыря сложен и не до конца изучен. Ведущая роль принадлежит гипоталамо-гипофизарной недостаточности, задержке созревания центров системы регуляции акта мочеиспускания, дисфункции вегетативной нервной системы (сегментарного и надсегментарного уровней), нарушения чувствительности рецепторов и биоэнергетики детрузора. Кроме того, отмечается определенное неблагоприятное влияние эстрогенов на уродинамику мочевых путей. В частности, гиперрефлексия у девочек с нестабильным мочевым пузырем сопровождается нарастанием эстрогенной насыщенности, обуславливающей повышение чувствительности М-холинорецепторов к ацетилхолину. Это объясняет преобладание девочек среди больных с расстройствами мочеиспускания функциональной природы.
Патогенез нейрогенного мочевого пузыря
Источник
Расстройства мочеиспускания у детей. Роль врача амбулаторной практики
Комментарии
ЖУРНАЛ «ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»
Опубликовано в журнале:
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА, урология, Январь, 2008
С.Н. Зоркин, С.А. Борисова, Т.Н. Гусарова, ГУ Научный центр здоровья детей РАМН
Расстройства мочеиспускания — патология, которая непосредственно не угрожает жизни больного, но является, несомненно, значимой проблемой, приводящей к более или менее выраженному ограничению психической и физической активности пациента, затрудняющей его социальную адаптацию и общение со сверстниками, способствующей отставанию в учебе, конфликтным ситуациям в семье.
Насколько эта проблема значима для самого ребенка, говорит тот факт, что дети с нарушениями мочеиспускания ставят ее на 3-е место после таких стрессов, как смерть родителей и возможность ослепнуть. Необходимо подчеркнуть, что данная патология касается не только самого пациента, но и его микроокружения, что, в свою очередь, может поддерживать торпидность течения расстройств мочеиспускания. Тем более описанный комплекс проблем актуален для детей, особенно в определенные, критические с точки зрения психофизиологических изменений периоды (в преддошкольном, дошкольном и школьном периоде, при вовлечении ребенка в новую социальную группу -детский сад, школьный коллектив, в пре- и пубертатном периоде) [1, 2, 3, 7, 16].
Однако всегда необходимо помнить, что расстройства мочеиспускания могут быть проявлением и более серьезной патологии органов мочевыделительной системы, таких как рецидивирующий хронический цистит, пиелонефрит, пузырно-мочеточниковый рефлюкс, мегауретер. Данные нарушения уродинамики являются причиной развития нефросклероза, артериальной гипертензии, хронической почечной недостаточности и ранней инвалидизации [5, 10, 17].
Среди расстройств мочеиспускания следует выделить: физиологическое недержание мочи, нейрогенные дисфункции мочевого пузыря, энурез и дизурические явления (расстройства мочеиспускания, обусловленные инфекцией нижних мочевых путей, — уретрит, баланит, вульвит, цистит).
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ
Данное явление не относится к патологии до определенного возраста и характеризует этапы формирования функции мочевого пузыря.
С рождения до 6 месяцев у ребенка имеет место «незрелый тип мочеиспускания». Рефлекторные дуги мочевого пузыря замыкаются на уровне спинного и среднего мозга, и мочеиспускание осуществляется рефлекторно по мере накопления мочи (до 20 раз в сутки). С 6 месяцев ребенок начинает ощущать наполнение мочевого пузыря и пытается «сигнализировать» окружающим о необходимости опорожнить его (ребенок становится сосредоточенным, начинает тужиться, иногда плакать и успокаивается после мочеиспускания). Поэтому врач, к которому обратились родители с такими «жалобами», должен успокоить родителей и объяснить, что на данном этапе у малыша формируется корковый контроль над мочеиспусканием. Но для исключения различных заболеваний органов мочевыделительного тракта ребенку необходимо провести ультразвуковое обследование и общий анализ мочи. С этого времени родителям целесообразно приступать к началу обучения малыша «туалетным» навыкам. После года происходит еще более активное становление условного рефлекса, у ребенка формируется центральное торможение мочеиспускания и увеличивается емкость мочевого пузыря.
Завершение формирования функции мочевого пузыря («зрелый тип мочеиспускания») происходит к 3-4 годам и характеризуется рядом показателей:
— малого объема (до 150 мл),
— среднего объема (150-300 мл),
— большого объема (более 300 мл);
Дети старше 5 лет | Утро | День | Вечер |
Начало терапии | 1/2 табл. | 1/2 табл. | |
При необходимости можно увеличить или уменьшить дозу в соответствии с клинической картиной | |||
Максимальная доза | |||
5-9 лет | 1/2 табл. | 1/2 табл. | 1/2 табл. |
9-12 лет | 1 табл. | 1 табл. | |
12 лет и старше | 1 табл. | 1 табл. | 1 табл. |
Вместе с тем, новые данные о патогенезе расстройств мочеиспускания при гиперактивном мочевом пузыре (а они свидетельствуют о нарушении притока крови, что обусловлено симпатикозависимым спазмом артерий и, следовательно, развитием ишемии детрузора) открывают возможность применения α1-адреноблокаторов у детей, а также, для повышения эффективности терапии, добавления в схемы лечения препаратов и методов, улучшающих кровоснабжение мочевого пузыря (пикамилон, гипербарическая оксигенация). По-видимому, в ближайшем будущем перспективным для лечения ГАМП будет использование сочетанного применения М-холинолитиков с α1-адреноблокаторами [6, 8, 9]. Лечение энуреза. Учитывая результаты многочисленных исследований, определивших полиэтиологичность энуреза и невозможность в большинстве случаев его очевидной причины, в подходах к лечению существует значительное разнообразие. В последние годы наиболее эффективными считаются два основных направления: коррекция поведения и использование фармакологических средств. При выборе терапии ориентируются на достижение стойкого эффекта, то есть увеличение продолжительности «сухого» периода [11, 19, 20, 21]. Немедикаментозная терапия:
Сергей Николаевич Зоркин, заведующий урологическим отделением ГУ НЦЗД РАМН, профессор, д-р мед. наук
Светлана Анатольевна Борисова, научный сотрудник урологического отделения ГУ НЦЗД РАМН, канд. мед. наук
Тамара Николаевна Гусарова, старший научный сотрудник урологического отделения ГУ НЦЗД РАМН, канд. мед. наук
Комментарии
(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Источник