Укрупненные нормы могут быть
Содержание статьи
Нормы труда
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Трудовые споры » Защита прав работников » Нормы труда
Нормы труда должны быть установлены при определении количества времени, необходимого для реализации определенного объема работ. Рабочее время при этом является мерилом количества труда.
Что такое нормы труда
Нормы труда должны быть установлены при определении количества времени, необходимого для реализации определенного объема работ. Рабочее время при этом является общепринятым мерилом количества труда.
Нормирование труда регулируется на законодательном уровне и определено 22 главой Трудового Кодекса Российской Федерации и Положением об организации нормирования труда в народном хозяйстве. Система норм труда применяется на предприятиях для оптимизации и роста производительности рабочего процесса.
Понятие “норма” предполагает количество времени, затрачиваемого специалистом на реализацию определенных частей рабочего или производственного процесса. В статье 160 Трудового Кодекса регламентированы следующие виды норм труда:
- нормы времени;
- нормы выработки;
- нормы обслуживания.
Положение по нормированию труда дополнительно выделяет норму численности и норматив численности.
Установление норм труда
Нормы труда определены нормативными материалами, к которым следует отнести нормативы по труду. Нормативы по труду представляют собой установленные величины трудозатрат на реализацию каких-либо частей работы, обслуживание техники, рабочего места, структурных подразделений и бригады, а также числа трудящихся, необходимого для осуществления функций управления и объема труда, который принят за единицу измерения. Нормативы по труду определяются конкретными организационно-техническими условиями и факторами производства.
Также к нормативам по труду следует отнести нормативы режимов использования оборудования и техники, по каким установлен оптимальный характер течения рабочего процесса и определено основное время (машинно-ручное и машинное).
Нормативные материалы являются основой для определения обоснованных норм трудозатрат. К ним предъявляются следующие требования:
- соответствие современному технологическому уровню;
- обеспечение высокого качества определяемых трудовых норм;
- соответствие определенному уровню точности;
- обеспечение оптимального уровня интенсивности труда;
- удобство расчета трудозатрат и вычисления трудоемкости;
- обеспечение применения в автоматизированных системах.
При этом установление норм труда производится:
- на отдельные операции;
- на взаимосвязанные группы операций;
- на комплекс работ.
В соответствии с этим определены понятия операционной, укрупненной и комплексной норм труда. Степень разделения или укрупнения норм определена условиями трудового процесса на производстве.
Типовые отраслевые нормы труда устанавливаются согласно приказам и постановлениям и определены конкретной отраслью производства и прочей трудовой деятельности. Помимо отраслевых норм труда есть и межотраслевые нормы труда, регламентирующие рабочий процесс на стыке отраслей производства.
Утвержденные в учреждении профессиональные нормы труда определяют отдельные нормы для женщин. Также изолированные нормы труда характерны для работ, производимых во вредных и опасных условиях.
Стоит отметить, что, согласно законодательству, введение новых норм труда или изменение действующих должны осуществляться только при соответствии уровня организации и технологического обеспечения рабочего процесса современному уровню.
Если новые нормы труда вводятся без оповещения работников и с нарушением надлежащего оформления приказа, они не будут иметь юридической силы. Разработка норм труда при сдельной оплате определяется установленными работодателем расценками за единицу продукции (объем работ).
Нормы времени
Социальные нормы в реализации трудовой деятельности не касаются понятий рабочего времени, а определяют правила поведения трудящихся на месте работы. Рекомендации относительно социальных норм труда говорят о должных и допустимых поступках на рабочем месте.
Норма времени представляет собой величину времени работы, которая установлена с целью осуществления единицы работы трудящимся или группой трудящихся (в частном случае — бригадой) определенного уровня квалификационной подготовки в установленных условиях организации рабочего процесса.
Норма времени включает в себя норму подготовительно-заключительного времени (на подготовку и завершение трудового процесса), норму штучного времени. Норма штучного времени включает в себя:
- оперативное время;
- время обслуживания места работы;
- время для отдыха и удовлетворения личных потребностей.
Норма выработки и норматив численности
Норма выработки представляет собой фиксированный объем работы (к примеру, число единиц товара), который трудящийся или группа трудящихся с определенным уровнем квалификационной подготовки должны осуществить (изготовить) за единицу трудового времени в установленных условиях организации рабочего процесса. Норма выработки считается производной от нормы времени и определена разделением времени работы трудящихся за период учета на норму времени.
Норматив численности представляет собой установленную расчетную величину, представленную числом работников, которое возможно содержать для работы на определенном объекте для реализации конкретного объема работ.
Норма обслуживания
Норма обслуживания представляет собой число объектов производства (мест работы, единиц техники), каоторые трудящийся или группа трудящихся с определенным уровнем квалификационной подготовки должны обслуживать на протяжении единицы трудового времени в фиксированных условиях организации рабочего процесса.
Нормы обслуживания разработаны для нормирования трудовой деятельности работников, которые обслуживают технику, производственные площади, рабочие места, электронно-вычислительную технику, а также для уборщиц.
Кроме того, нормы обслуживания устанавливают нормы выработки в случае многостаночной работы и могут использоваться при нецелесообразности нормирования работы трудящихся на основе норм выработки (при полной автоматизации).
Нормированное задание
Нормированное задание представляет собой фиксированный состав и объем труда, какой должен быть выполнен трудящимся или группой трудящихся за конкретный временной интервал. Также нормированное задание можно определить как количество времени, за которое нужно осуществить фиксированный объем работ с учетом всех требований к качеству работы.
Нормированные задания можно обозначить как норму выработки за единицу времени, установленную в форме фиксированного списка работ. Нормированные задания регламентируют состав, порядок и периодичность осуществления работ и призваны конкретизировать нормы обслуживания и численности.
Использование нормированных заданий в рабочем процессе способствует возрастанию уровня производительности труда. Нормированные задания устанавливаются на разные периоды времени — смена, месяц или срок полного выполнения определенного объема работ.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Источник
Укрупненные сметные нормативы
Укрупненные сметные нормативы
НЦС 2017 на укрупненные нормативы цены строительства были действующей базой в системе ценообразования до 1 января 2020 года. Однако с 1 января вступили в силу новые НСЦ-2020, и укрупненные нормативы цены строительства НЦС 2017 Минстроем были упразднены.
Укрупненный сметный расчет составляется на основании НЦС, или нормативов цены строительства, в целях определения усредненного объема денежных средств, которые будут необходимы для строительства того или иного объекта. Таким образом, можно сказать, что укрупненные сметные нормативы — это инструмент экономического подсчета и прогнозирования при определении цены строительно-монтажных работ на различных объектах.
О том, что такое НЦС в строительстве, можно получить более подробную информацию на сайте Минстроя России и его региональных отделов. Кроме того, многие сметные программные комплексы обладают возможностью составления сметной формы с использованием НЦС.
Существуют даже специализированные программы, позволяющие составить сметную форму именно с использованием нормативов цены строительства, например, «Адепт НЦС-НЦКР». «Адепт НЦС-НЦКР» скачать бесплатно невозможно, так как использование данного программного обеспечения допускается только при лицензии.
Укрупненный сводный сметный расчет, составленный, с использованием специализированных программ, характеризуется оперативностью создания и учетом многих нюансов одновременно. Хотя составление сметы вручную с использованием всех сборников НЦС также не является затруднительным, ведь вся действующая база нормативов доступна на сайте Минстроя России или его региональных представительств.
Содержание укрупненных сметных норм
Укрупненные сметные нормативы выражаются в тысячах рублей, и каждая из норм имеет свой собственный шифр. Все нормы собраны в сборники, о которых будет подробнее написано далее по тексту.
На рисунке 1 приведено содержание НЦС, в котором перечислено то, что учтено и не учтено в нормах. Таким образом, укрупненный сметный расчет — это сумма всех элементов при строительстве объекта, поэтому те позиции, которые не учитываются в НЦС, все равно должны быть включены в состав сметы.
Рисунок 1. Сборники НЦС
Итак, укрупненная смета, составленная на основании НЦС, будет учитывать в своем составе расходы на производство строительно-монтажных работ. Кроме этого, стоимость оборудования и установки временных зданий и сооружений будет входить в общую стоимость сметы.
Если снова обратиться к рисунку 2, можно увидеть, что НЦС — это еще и затраты на проектно-изыскательские работы и на прохождение экспертизы проектно-сметной документации. Получение исходных данных и авторский надзор также являются одной из составных частей содержания нормативов.
Укрупненная смета на строительство, составленная на основании НЦС, содержит затраты на содержание службы заказчика и технического надзора и строительный контроль объекта. Кроме того, стоимость производства работ в зимнее время также является частью сборников нормативов данного типа. Следует также отметить, что краткая информация об укрупненных сметных нормативах и их содержании приведена в методическом документе МДС81-35.2004.
Однако во втором столбце таблицы на рисунке 2 можно увидеть те расходы, которые не являются частью примера объектной сметы по укрупненным показателям или другой сметной формы на основании НЦС. Таким образом, расходы на решение всех вопросов, связанных с оформлением, покупкой, оплатой налогов на земельный участок не являются частью нормативов цены строительства.
Пример сметы по укрупненным показателям также не будет содержать в нормативной части затраты на подключение объекта к структуре инженерных сетей. Помимо этого, расходы на перевозку и командировку рабочих, а также на возведение при необходимости вахтового жилья не содержатся в сборниках НЦС.
Таким образом, образец укрупненной сметы с применением НЦС должен учитывать в своем составе множество элементов. При этом важно подбирать расценки из сборников на основании вида строительного объекта. Ведь каждый из сборников НЦС учитывает в своем составе нормативы по данному критерию. Как отмечалось выше, на данный момент существует 21 сборник, о каждом из них будет подробнее написано далее по тексту.
Сборник 1 НЦС для укрупненных сметных расчетов стоимости строительства
Первый сборник в базе НЦС носит название «Жилые здания» и имеет шифр 81-02-01-2020. Как можно понять из названия, данный сборник используется при составлении сметных форм на жилые здания различного вида. Для усвоения того, что такое укрупненный сметный расчет, важно иметь представление о нормативной базе всех сборников НЦС.
Как отмечалось выше, с 1 января 2020 года сборники НЦС 2017 года были упразднены, а взамен них Минстроем России были выпущены новые сборники НЦС 2020. На основании этих укрупненных сметных норм в строительстве и составляются сметные формы и расчеты. По своей структуре и содержанию, в основном, сборники разных годов выпуска схожи. Однако большие изменения произошли именно в ценовой части каждого норматива.
На рисунке 2 приведена сравнительная таблица, которая содержит укрупненные сметные нормы из 1 сборника НЦС. Как видно, наименование и измеритель норматива, а также сам шифр остались практически неизменными, однако сумма является отличительной чертой в данной таблице.
Рисунок 2. Сравнение НЦС разных лет
Нормативы из сборника 1 рассчитаны на 1 единицу жилого здания. Для зданий, строительство которых планируется для постоянного проживания, единицей измерения является 1 квадратный метр общей площади квартир. Если здание временное, то единица измерения укрупненной сметы — это одно место.
Всего в сборнике 1 находится два отдела, в первом из них приведены показатели укрупненных сметных нормативов для жилых зданий, а во втором — дополнительная информация. Также в составе сборника находится 20 разделов, в которых нормативы объединены в зависимости от вида здания: это могут быть многоквартирные здания с различным количеством этажей, усадебные дома, общежития.
Кроме того, в общих сведениях к сборнику 1 приведены рекомендации по подсчету объемов работ и затрат, а также данные о содержании различных статей затрат таких, как оплата труда рабочих и машинистов. Если посмотреть видео о составлении примеров укрупненной сметы с использованием нормативов из сборника 1, то можно лучше понять принцип применения сборников НЦС.
Сборник 2 НЦС с укрупненными сметными нормативами
Сборник 2 для укрупненных сметных расчетов называется «Административные здания». Полный шифр сборника — НЦС 81-02-02-2020. Единицей измерения объемов работ может быть 1м2 либо 1м3 здания, а также 1 место либо 1 машино-место.
В составе сборника содержится 5 разделов на административные здания, на основании которых можно составить пример расчета сметы по НЦС на бани, дворцы бракосочетания и т.д.
Кроме того, следует отметить, что не только в сборнике 2, но и во всех сборниках НЦС, приведены данные о коэффициентах, которые необходимо применять, если укрупненная смета на строительство составляется не в базовом регионе России. Базовым регионом признана Московская область.
Сборник 3 укрупненных сметных норм НСЦ
Сборник НСЦ 81-02-03-2020 содержит в своем составе укрупненные сметные нормативы на строительство объектов образования. Единицей измерения при этом является 1м2, 1м3 или 1 место здания.
Сборник содержит пять разделов. К объектам образования относятся сборником 3 дошкольные и общеобразовательные организации, бассейны, организации дополнительного образования и высшие образовательные учреждения.
Кроме того, все сборники базы позволяют составить пример расчета сметы по НСЦ с учетом климатических условий строительства. В таблице 2 каждого сборника, и сборника НЦС 81-02-03-2020 в том числе, приведены коэффициенты, применяемые в зависимости от температурной зоны каждого региона страны.
Сборник 4 в укрупненной смете на строительство
Сборник 4 имеет шифр НЦС 81-02-04-2020 и применяется при составлении укрупненного сметного расчета на объекты здравоохранения. К таким объектам приравнены больницы, лечебные корпуса, поликлиники, амбулатории и т.д. Всего в сборнике содержится 9 разделов.
Примечательно, что в четвертом сборнике, впрочем, как и в остальных сборниках укрупненных сметных норм, приводится формула расчета с использованием поправочных коэффициентов. В эту формулу включены такие коэффициенты, как коэффициент перехода от базового уровня цен к текущему, коэффициент на удорожание в случаях производства работ в сейсмически активных регионах. Кроме этого, формула включает в себя показатели дополнительных затрат и индекса-дефлятора. Также не следует упускать из внимания налог на добавленную стоимость.
Сборник НЦС 5 в укрупненной смете
Сборник 5 при составлении укрупненной сметы на строительство используется для спортивных зданий и сооружений. Шифр сборника — НЦС 81-02-05-2020. В составе сборника числится 10 разделов, в которых можно обнаружить нормативы для строительства стадионов, физкультурно-оздоровительных комплексов, дворцов спорта, катков и пр.
Кроме того, для 5 сборника так же, как и для прочих сборников нормативов, характерно наличие в составе общих указаний наличие примера расчета сметы по НСЦ. В данном примере приводятся формулы расчета, а также разнообразные пояснения.
Сборник НЦС 6
Шестой сборник позволяет составить укрупненный сметный расчет стоимости строительства на объекты культуры. Он имеет шифр НЦС81-02-06-2020, а объем работ измеряется в 1м2 общей площади объекта или в размере 1 места.
На основании данного сборника существует возможность составления примера расчета сметы по НЦС 2020 на музеи, клубы, дома культуры, библиотеки и т.п. Всего в сборнике 6 разделов.
Сборники 7 и 8 в укрупненных сметных нормативах
7 и 8 сборники НЦС содержат в своем составе укрупненные сметные нормы на устройство железных и автомобильных дорог соответственно. Примечательно, что нормы распределены по разделам в соответствии с типом или категорией дорожного полотна.
Кроме этого, в составе обоих сборников содержатся примечания и примеры расчетов различного вида. Также указанными сборниками НЦС можно пользоваться при составлении укрупненной сметы на устройство пешеходных переходов, искусственных сооружений на железнодорожных путях, велосипедных дорожек и т.д.
Сборники 9 и 10 укрупненных сметных норм
Сборник 9 используется при составлении укрупненных смет на строительство мостов и путепроводов. В составе сборника находится 5 разделов, включающих нормативы не только на возведение собственно мостов и путепроводов, но также и на строительство эстакад съезда, пешеходных переходов и монолитных подпорных стен.
В состав сборника 10 входят укрупненные сметные нормы на объекты метрополитена. К объектам данного типа относятся устройство линий метро, строительство станций и депо.
Сборники 11-15 укрупненных сметных норм в строительстве
Укрупненная смета на наружные сети связи содержит в основной части нормативы из 11 сборника НЦС под шифром НЦС 81-02-11-2020. В составе указанного сборника можно подобрать расценки на монтаж кабельных линий, как подземного, так и воздушного типа. Кроме этого, возможно определить стоимость перехода под автомобильными и железными дорогами.
Сборник 12 укрупненных сметных норм применяется при расчете прокладывания наружных электросетей. А сборник 13 объединяет в своем составе нормы для прокладки наружных тепловых сетей.
Сборником 14 можно воспользоваться при составлении укрупненного сметного расчета на наружные сети водопровода и канализации. При этом сборник содержит внутреннее деление на разделы, нормативы в которых объединены на основании материала трубопроводов: это могут быть чугунные, стальные, железобетонные или полиэтиленовые трубы.
15 сборник под шифром НЦС 81-02-15-2020 объединяет укрупненные сметные нормы на строительство сетей наружного газопровода. При этом в составе сборника находится два раздела, первый из которых содержит расценки на прокладку газопровода из стальных труб, а второй — из труб полиэтиленовых.
Сборники НЦС 16 и 17
Сборник 16 носит название «Малые архитектурные формы» и содержит в своем составе нормативы для составления укрупненной сметы на строительство МАФ для объектов образования, здравоохранения. Малые архитектурные формы для жилых домов и спортивных площадок также расцениваются на основании данного сборника. Кроме того, устройство ограждений, тротуаров, освещения территории также является частью нормативов данного сборника.
НЦС 81-02-17-2020 предназначен для составления укрупненного сметного расчета на озеленение территории парков, скверов, придомовых территорий. При проведении работ по озеленению территории объектов образования, здравоохранения и пр. используются также нормативы из 17 сборника.
Сборники 18-21 в укрупненной смете
Сборник 18 используется при составлении укрупненной сметы на строительство объектов гражданской авиации, а сборником НЦС 81-02-19-2020 можно воспользоваться при определении стоимости строительства различных объектов городской инфраструктуры.
Нормы из сборника 20 будут актуальны для укрупненной сметы на объекты морского и речного флота, а 21 сборник применятся для расчета строительства объектов энергетики.
Таким образом, можно отметить большое разнообразие нормативов в составе сборников НЦС. Это позволяет составить укрупненные сметные расчеты на множество строительно-монтажных работ, что помогает определить общую сумму финансовых вложений на каждый отдельный объект.
Источник