Толкование правовых норм по субъекту может быть
Виды толкования норма права по субъектам и объему
Толкование норм права по субъектам:
· 1) Официальное толкование — дается органами, уполномоченными на то государством, закрепляется в специальном акте и имеет общеобязательное значение;
· 2) Неофициальное толкование — осуществляется субъектами, деятельность которых в этой области не является официальной.
Виды официального толкования:
· 1) Аутентическое — дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт;
· 2) Легальное (делегированное) — закон наделяет тот или иной орган правом толковать акты, изданные другими органами;
· 3) Казуальное — дается применительно к отдельному случаю (казусу);
· 4) Нормативное — дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих норм.
Виды неофициального толкования:
· 1) Доктринальное — осуществляется специалистами в области права и имеет научный характер;
· 2) Профессиональное — разъяснения исходит от компетентных в области права лиц;
· 3) Обыденное — уяснение и разъяснение права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.
Виды толкования норм права по объему:
· 1) Буквальное — понимание смысла толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права;
· 2) Расширенное — смысл, который вложил законодатель в норму права шире смысла, вытекающего из текста нормы права;
· 3) Ограничительное — смысл, который вложил законодатель в норму права уже смысла, вытекающего из текста нормы права.
Акт толкования норм права — это официальный документ, правовой акт, направленный на установление смысла и содержания тех или иных норм права.
Юридические свойства акта толкования правовых норм: призваны способствовать правильной и законной реализации права, претворять волю законодателя. Хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, без них механизм был бы искажен, норма права не верно понята, а это нарушение законности и правоприменительной деятельности.
В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования — интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы.
В ТГП различаются два вида актов толкования: 1 интерпретационные акты правотворчества (нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования. Являются источником П, т.к. содержат конкретизирующие нормы.); 2 интерпретационные акты правоприменения (специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности). Виды актов толкования норм права зависят от объема нормативного материала.
Нормативное разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов — актов толкования (постановлений, приказов и т.п.).
Казуальное разъяснение смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права.
Толкование права — это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права.
Акт толкования — это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.
Акт толкования (интерпретационный акт) — это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:
1. он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;
2. интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;
3. акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;
4. он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;
5. акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.
Акты толкования делят:
1. по отраслям права;
2. в зависимости от субъекта издания;
3. в зависимости от внешней формы;
4. по юридической значимости;
5. в зависимости от органов, дающих толкование;
6. в зависимости от характера толкуемых правовых норм;
7. по своей юридической природе;
8. по структурным элементам.
Так, по отраслям права можно выделить акты толкования:
1. конституционно-правовые;
2. уголовно-правовые;
3. административно-правовые.
В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть:
1. аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект);
2. легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).
В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть:
1. письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие;
2. устными.
По юридической значимости можно выделить акты:
1. нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение;
2. казуальные, которые относятся к конкретному случаю.
В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:
1. органов государственной власти;
2. органов управления;
3. судебных, прокурорских органов и т. д.
В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:
1. материальные;
2. процессуальные.
По своей юридической природе различаются интерпретационные акты:
1. акты правотворчества;
2. акты правоприменения.
По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты:
1. на акты толкования гипотезы;
2. акты толкования диспозиции;
3. акты толкования санкции;
4. комплексные акты толкования.
Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.
Интерпретационный акт (акт толкования права) — это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм.
Особенности актов толкования права:
— они представляют собой разъяснение смысла юридических норм;
— содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;
— не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;
— не являются формой и источником права.
Интерпретационные акты подразделяются:
— в зависимости от типов официального толкования — на акты нормативного (аутентические и легальные) и казуального толкования;
— в зависимости от органов, дающих толкование, — на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;
— в зависимости от предмета правового регулирования — на акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.;
— в зависимости от характера — на материальные и процессуальные акты;
— в зависимости от формы — на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.;
— в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.
36. Процесс применения права состоит изтрех основных стадии: установление фактических обстоятельств дела; выбор и анализ нормы права; принятие решения и доведение его до исполнителей.
Каждая стадия складывается из определенных действий. Так, при установлении и анализе фактических обстоятельств дела определяется круг юридически значимых фактов; осуществляется сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; проводится исследование фактов, т. с. устанавливается их достоверность; происходит оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.
При выборе и анализе нормы права решается вопрос о том, какая норма права должна быть применена в данном случае. Проверяется правильность текста нормативного правового акта (опечатки, пропущенные слова и т. д.); проверяется подлинность нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц; уясняется смысл и содержание нормы права; изучаются акты официального толкования юридической нормы.
Стадия принятия решения состоит из нескольких действий и имеет сложный характер. Это творческий процесс, результатом которого является письменный акт, в котором излагаются обстоятельства дела, их анализ, оценка и государственно-властное веление. Субъект правоприменения осуществляет подготовку проекта правоприменительного акта, его проверку на соответствие правовым предписаниям, выносит (издаст) акт правоприменения. После вынесения этого решения оно доводится до сведения заинтересованных лиц. Если есть необходимость, то этим лицам разъясняются порядок и последствия обжалования решения.
Акты применения права, или правоприменительные акты, составляют особый и наиболее распространенный вид правовых актов, они имеют двойственную природу: обладают свойствами, присущими нормативным правовым актам, и одновременно принципиально отличаются от них, имеют свое лицо, свою специфику как самостоятельный элемент механизма правового регулирования.
Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.
Источник
— , . , , . — , , .
. , , , . , .
— , , , , . (): () , , , .
— . , . — , , . , .
, , , .
, . (), , — .
: , . .
— . , . , , .
. : , , — : , .
, , , — .
, () () .
: ? , .
1. , , , , ; , , .
2. : , , . . () , .
3. , . , , , . , «» .
4. , , , , , .
5. , — . , , .
, — . , , : .
— , , , . , . .
, , . , , , . . .
— () ().
, . , , . , . « » .
, , . .
, . .
: () (, ).
, . — , , , .
, .
— . , , . , , , , , .
, , . . — , . ,
, . , , .
— , . . .
, , , , .
( — , , , ..), ( , ). , , .
, ().
. , , , — . — , . , , .
, (, ), . , , , .
() . , , . . — , , , , , .. , . , , . .
, . .
: , , , — -.
(, ) — . , (, , ..). — , .
, . , , .. : 4 ».
. , , .
, . . , , , . , , , , .
. . , 105 «, … …» , , . : «, … …»
. , . (, ) . , , : « ( ) -…» , , .
, . , « » , , .
, — , , , : « », ».
, .
— , , , .
, , . , , , , . , , .
() . , , . .
— . — . , .. , , . , , , , .. , , ..
, , . , , ( , , , , , , ..), .
— : -, ; -, — , , . , .
— , , , . , : , , , , ..
— , , , .. , .
.
, . . .
. , . (), () .
— , «» «» , .. .
. , , . .
, . , «» ( ). «» , — , . «», , .
, , . , : « ». . , , . , .
, .
, . , , , . . , .
, . . , — , , .
, «», «», «», « », .
:
— . , .. .
. () ; , , . , , , ( ), , ( ).
: ( ), , . , .
, , . . — , , .
:
1. . , .. : , , (, , ) , . , — , (, , , ..).
2. .
, , .
; .
3. , . : -, , ..
4. , — , . , ().
, , () (, , ), .
5. ;
-, — ..
, . .
, , , , , .
, , , , , , .
, , , .
, , . , , , , , . , , , , , .
, (. 5 . 125) . , .
, — — , , , , , . . , , , .
( ) , . «», , .
, 12 1995 . 103 (. 3), 105 (. 2 5), 107 (. 3), 108 (. 2), 117 (. ) 135 (. 2) , , , , 3 95 , 450 , 20 1996 . « » 8 1994 . , .
, , , .
, 0 » « », .
, , , , , , .
, .. , , , .. .
— ( ), , , 2 71 .
XIV « » , , .
, , . , .
(, , ), (, , -, ), ( ) , « ». , . , . 2 . 16 . 1 .
, : , , .. « » 5 1993 . , « , , ».
, , . , , .
: , . , — , .
. , .
. , 1 , , .
. , , , , . , , , 31 1995 . () , , , 2 80 .
, . .
, , . 136 31 1995 .
, , , . 136 , 3-8 , , .
, 136 , , . 1 , 136 — , , , .
« » , . , .
, , . 73 , , , , , , , .
, . « », «» , .. , , , .
, . , , . , , . , .
, , , , , , , , , .
, , 5 125 , () .
, , .
, , , , , , .
, , , , , , , .
, . . , .
— , , , . , , .
( ) , , .
Источник
Толкование норм права по субъекту (по юридической силе).
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Толкование норм права может осуществлять любое физическое лицо или организация, однако юридическая значимость результатов интерпретации зависит от статуса субъекта толкования. По субъектам толкование может быть официальным (дается органами, уполномоченными на то государством, и является обязательным для остальных субъектов) и неофициальным, (дается лицами и организациями, официально на то не уполномоченными, и не является обязательным для иных субъектов). Субъектом официального толкования может являться орган, который применяет норму права к конкретному случаю (казусу).Такое толкование называют казуальным, оно имеет юридическое значение только для данного дела и не является общеобязательным (как прецеденты в странах англо-саксонской правовой семьи). В отличие от казуального нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны в остальных случаях применения данной нормы права. Нормативное разъяснение не содержит новых правовых норм. Разновидностями неофициального толкования являются доктринальное, профессиональное и обыденное толкования. Субъектом первого выступают ученые-юристы, которые в своих статьях и книгах разъясняют смысл правовых предписаний. От этого вида толкования иногда отделяют профессиональное толкование правовых норм специалистами, юристами-практиками. Субъектом же обыденного толкования может быть любое лицо, не имеющее профессиональной подготовки и уясняющее смысл правовых норм на основе собственного жизненного опыта. «Способы толкования правовых норм -это совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя»8. В юридической науке и практике различают следующие способы толкования:
Всякий правовой акт представляет собой выраженную словами мысль законодателя. Слова, выражающие мысль, имеют самостоятельное значение. Однако, они находятся с другими словами в определенной логической связи, вследствие чего получают ограниченный и подчиненный общему строю смысл. Грамматический способ состоит в уяснении смысла правовой нормы на основе анализа текста нормативно-правового акта, его буквального содержания. Поскольку мысль законодателя облечена в слова, выражения, понятия, а они связаны логической связью, то первоначального необходимо выяснить их терминологическое и грамматическое содержание, из которых складывается суть. Этот процесс связан с выяснением значения отдельных понятий и терминов нормативного акта. После уяснения смысла слов и терминов устанавливается смысл предложений, посредством которых сформулирована норма права, для этого сопоставляются грамматические формы слов (род, число, падеж и т.д.), выявляются связи между словами и предложениями, устанавливаются синтаксическая и морфологическая структура предложения. Чтобы содержание нормы было понято правильно, нужно выяснить значение всех знаков препинания, соединительных или разделительных союзов. Например, при соединительном союзе «и» требуется наличие двух или более каких-либо условий при разделительных «либо», «или» выполняется только одно из указанных в такой норме условий. Юридической наукой выработан ряд правил грамматического толкования:
2.Систематический способ толкования права вытекает из такого свойства правовых норм, как системность. Он представляет собой уяснение смысла правовой нормы, с учетом её места, значения в системе права, отрасли права, правовом институте связи с другими нормами. При систематическом толковании происходит сопоставление толкуемой нормы права с другими нормами, находящимися как в одном с ней нормативном акте (и даже в одной статье), так и в иных нормативных актах. В процессе правоприменительной деятельности нужно постоянно помнить о связи норм общей и особенной частей нормативного акта (это относится не только к кодифицированным актам, где существует четкое разделение на два указанных раздела — практически в каждом нормативном акте есть какие-то общие положения), о связи с общих и специальных норм права, о существовании правовых норм с отсылочными и бланкетными элементами, содержание которых вообще не может быть раскрыто без обращения к другим правовым нормам. Выяснение связи между нормами необходимо также и потому, что в других нормах могут устанавливаться какие-либо разъяснения из общего правила, либо внесены коррективы в ранее принятые нормы, либо могут обнаружиться пробелы, прежде всего в коллизионных нормах. Благодаря систематическому способу можно выявить юридическую силу правовой нормы, сферу её действия, принадлежность к определенной отрасли, институту права. 3.Логический способ толкования права — это толкование правового акта по его смыслу с использованием законом логики. Этот способ используется самостоятельно, особенно от остальных способов.
Логическое толкование имеет целью с помощью правил формально логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. Для этого толкующий субъект должен знать законы логики, логические приемы, такие как логическое преобразование, выведение вторичных норм, выводы из понятий, доведение до абсурда. На логической структуре правовых норм отражаются особенности законодательной техники. Правоприменителю необходимо осуществить мысленное преобразование в процессе применения права. Эта необходимость осуществляется внутренней структурой правовых норм, иногда она не совпадает с внешней нормой, выраженной в статье нормативного акта. Структурные элементы правовой нормы могут подразумеваться или находиться в других статьях нормативного акта, либо в других нормативных актах. Например, большинство статей Уголовного кодекса построены таким образом, что имеется гипотеза и санкция, диспозиция, подразумевается и должна быть выражена словами: «Запрещается совершать…» Статьи, предусматривающие ответственность за нарушение Правил дорожного движения диспозицию содержат в другом нормативном акте. И все же, применением одних правил формальной логики нельзя установить все связи толкуемой нормы с другими нормами, её назначение и цели, социально-политическое содержание в данных исторических условиях. Поэтому для познания содержания норм права, наряду с правилами формальной логики, используются законы диалектической логики. 4.Историко-политический способ толкования норм права состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, создавших данную правовую норму, а также анализ целей и задач, которые решает государство посредством введения её в действие. Необходимость этого способа вызывается тем, что с помощью лишь установления правовых связей, невозможно уяснить глубоко смысл и содержание нормы права. Этот способ толкования позволяет анализировать также источники, находящиеся вне права: материалы, обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проекты, материалы всенародного обсуждения, различные выступления, мнения и т.д. Реализация правовых предписаний невозможна без раскрытия их политического и социально-экономического содержания в конкретных исторических условиях. Этот способ обязывает правоприменителя обратить внимание на те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, — не отпали ли эти в условия, не изменилась ли принципиально политическая и экономическая ситуация. Важно выяснить, в чем заключалась необходимость в принятии данного акта, сохраняется ли эта необходимость. История знает немало случаев, когда законы, принятые в одних условиях, будучи формально не отмененными, продолжали действовать, хотя фактически были «мертвыми». Тот факт, что та или иная форма официально не отменена, ещё не означает, что она действует. Историко-политический метод, позволяет без труда разобраться в том, какие нормы можно применять в данный момент и к данным отношениям, а какие — нет. 5.Специально-юридический способ толкования права состоит в уяснении воли законодателя, выраженной в правовой норме, через анализ специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юриспруденции и законодательной техники. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов. При этом используются различные юридическо-технические средства и приемы, учитываются различные способы, методы и типы правового регулирования. Это все и обуславливает потребность в специальных юридических знаниях, которые интерпретатор применяет при толковании норм права, так как лица, не знающие специальный юридический язык, не всегда понимают используемые термины и нуждаются в их объяснении. Но этот способ не сводится только к толкованию терминов. Содержание его гораздо шире. Толкующий субъект должен учитывать особенности правового регулирования, юридические конструкции, тип регулирования и т.д. 6.Телеологический способ толкования норм права проявляется в том, что уяснение смысла нормы права осуществляется путем понимания целей её издания. Иногда эти цели указываются в самом акте, как правило, в преамбуле. Но цели закон могут также логически вытекать из его содержания, общей направленности. Иногда о целях говорит уже само название закона или отдельных его разделов, норм, статей. Например, в Уголовном кодексе РФ есть такие главы: «Преступление против личности», «Преступление в сфере экономики», «Преступление против государственной власти». Если не принимать в расчет общую цель закона, то можно допустить ошибку при его применении. И напротив, правильное представление о целях того или иного юридического акта способствуют его эффективной реализации. 7.Функциональный способ толкования норм права опирается на знание факторов и условий, в которых функционирует, действует, применяется данная норма права. Прежде всего, это касается толкования так называемых оценочных терминов («уважительная причина», «существенный вред», «значительный ущерб», «крайняя необходимость» и т.д.). С учетом особенностей места, времени и других факторов, одни и те же обстоятельства могут быть признаны уважительными либо не уважительными, существенными либо не существенными и.т.п. Иногда законодатель прямо обязывает учитывать различные конкретные условия, то есть обратиться к функциональному толкованию. Например, при определении размера алиментов за несовершеннолетних детей суд учитывает материальное или семейное положение сторон и другие «заслуживающие внимания обстоятельства»9 Роль функционального способа толкования различна в зависимости от того, какой подход статистический или динамический преобладает в практике толкования. Если преобладает динамический подход, роль функционального толкования повышается, если статистический — снижается. Поэтому широкое применение рассматриваемый способ находит в период становления новой правовой системы, когда продолжают действовать устаревшие законы. Корректирование, приспособление этих законов к новым условиям жизни ан основе принципов новой политики, правосознания, морали, на основе учета конкретно-исторической обстановки. В литературе в отдельных случаях одни способы толкования предпочитаются другим. Для уяснения содержания нормы не всегда требуется использование в одинаковой степени всех приемов толкования. Толкование конкретной нормы начинается с грамматического способа, далее в зависимости от конкретной ситуации. Решающее место может занять какой-то другой способ толкования или используется вся их совокупность. |
Источник