Субъектом нормы конституционного правоотношения может быть
Содержание статьи
6. Субъекты конституционно-правовых отношений
Субъекты
конституционно-правовых отношений весьма
разнообразны. Собственно, они
составляют специфику этих отношений,
ибо остальные элементы во многом схожи
с аналогичными элементами правоотношений,
порождаемых другими отраслями права.
К
субъектам конституционно-правовых
отношений относятся:
1)
Физические лица (в том числе иностранцы
и лица без гражданства).
2) Общности
людей (народ, население
административно-территориальных
единиц).
3)
Ассоциации граждан (политические
партии и другие общественные объединения).
4) Государства
(РФ, субъекты Федерации).
5) Органы
государственной власти:
федерального
уровня (Парламент, Президент, Правительство
и т. д.);субъектов
Федерации;государственные
органы на местах.
6)
Органы местного самоуправления (мэр
города, собрание депутатов и
т. п.).
Главным
субъектом конституционных правоотношений
является человек, как в статусе гражданина,
так и без него. Человек вступает в
конституционно-правовые отношения с
государством через его органы. Вернее,
он постоянно находится в этих отношениях,
обладая правом потребовать от государства
через соответствующие органы защиты
своих законных интересов. Это и
естьправосубъектность,
которая носит общий характер, а для
определенных лиц может дополняться
специальной правосубъектностью.
Субъектом
выступает народ, например, когда
проводится всенародное голосование
или формулируется источник принятия
Конституции: «Мы, многонациональный
народ РФ…» Однако таких правоотношений
все же немного в силу известной, с
юридической точки зрения, абстрактности
этого понятия.
Субъектами
конституционного права выступают
государства: РФ, республики, входящие
в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е.
края, области, города федерального
значения, автономные область и округа.
Эти субъекты являются участниками
конституционных правоотношений как в
целом, так и через органы государственной
власти и управления, должностных лиц,
депутатов, избирательные и парламентские
комиссии и т. д.
Таким
образом, субъектами являются главы
государств (Федерации и республик),
главы правительств, парламенты и их
структурные подразделения, суды всех
уровней, а также органы местного
самоуправления. Через избирательное
право или референдум государство
вступает в прямые правоотношения с
народом.
Объекты
конституционно-правовых отношений
Вопрос
об объекте правоотношения в науке не
имеет однозначного решения. Существуют
две точки зрения:
Под
объектами правоотношения понимают поведение
обязанного лица,
которого требует управомоченный субъект
этого отношения.Объектами
правоотношений являются предметы
окружающей среды, материальные и
нематериальные (духовные
и иные социальные) блага,
по поводу которых сложились юридические
связи.
Исходя
из второй точки зрения, объектами
конституционно-правовых отношений
могут быть как материальные ценности,
например жилище (ст. 40 Конституции РФ),
так и нематериальные блага, например
свобода и личная неприкосновенность
(ч. 1 ст. 22), пользование родным языком
(ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).
Для
лучшего понимания структуры
конституционно-правового отношения
вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ,
в которой сказано: «Правительство
Российской Федерации может подать в
отставку, которая принимается или
отклоняется Президентом Российской
Федерации». Эта правовая норма начинает
работать в том случае, если появляется
юридический факт, в данном случае в
форме действия Правительства — его
заявления об уходе в отставку. Возникают
конкретные конституционно-правовые
отношения. Субъектами этих правоотношений
являются Правительство и Президент РФ.
Содержание данного правоотношения
составят субъективные права и обязанности
Президента и Правительства, а именно:
у Президента есть право принять или
отклонить отставку; если отставка
отклоняется, у Правительства возникает
обязанность продолжать свою деятельность,
а если отставка принимается, то у
Правительства возникает обязанность
уйти в отставку. Объектом данных
правоотношений является власть,
полномочия Правительства.
7.
Система российского права как
единство и взаимосвязь его отраслей,
естественно, имеет объективные основания.
Но в то же время она подвержена сильному
влиянию субъективных факторов, зависит
от тех целей и задач, которые ставят
перед собой законодатель и правоприменители,
а также исследователи права. В своем
конкретном построении система права
может приобрести различные очертания.
Виды отраслей права должны охватывать
всю совокупность норм российского
права, адекватно отражать общие и
специальные закономерности их бытия и
развития.
Вопрос
о системе права был и остается
дискуссионным. Не потерял он своей
остроты и в настоящее время. Более того,
система российского права требует
существенной корректировки, что
обусловлено переходом к новой общественной
системе, к смене акцентов в целях и
задачах правового регулирования
общественных отношений. Федеративный
характер Российского государства и
соответствующая система законодательства
на федеральном и региональном уровнях
еще более усложняют решение данной
проблемы.
Различие
характера и уровней публичной власти
неизбежно приводит к обособлению
государственного и муниципального
права, а в силу действия принципа
разделения государственной власти в
государственном праве формируются
(либо уже сформировались) такие отрасли
российского права, как парламентское;
административное (регулятивное);
судебное; охранительное; устанавливающее
деликты (правонарушения) и соответствующие
им меры юридической ответственности
(см. схему).
Вершиной
(фундаментом, ядром) российского права
является конституционное право,
имеющее публично-правовую природу и
надотраслевой характер. Конституционное
право включает установления материального
и процессуального характера в их
единстве.
В
системе российского права конституционное
право занимает определяющее место и
играет ведущую роль. Такая роль
конституционного права обусловлена,
во-первых, характером и значением
общественных отношений, которые оно
регулирует, т. е. самим его предметом и
содержанием; во-вторых, верховенством
и высшей юридической силой конституции
в системе источников (форм) российского
права; в-третьих, тем, что конституционные
установления являются исходными,
определяющими для всех отраслей
российского права. Отраслевое (текущее)
законодательство, судебная и иная
правоприменительная практика не должны
противоречить конституционным
установлениям (предписаниям). Они
призваны наиболее полно воплощать в
жизнь их глубинное социально-правовое
содержание.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Субъекты конституционно-правовых отношений — Студопедия
Субъекты конституционно-правовых отношений – это все те, на кого правовые нормы данной отрасли права возлагают соответствующие права и обязанности. Субъекты:
1. Народ (главный субъект конституционно-правовых отношений) – это в соответствии с Конституцией РФ совокупность граждан РФ, которая обладает учредительной властью и при определенных условиях в праве её реализовать, является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.
В состав народа входят исторически-сложившиеся на её территории компактно-проживающие нации, и поэтому народ России именуется как многонациональный народ. Примеры: народ выступает источником всей власти в обществе и государстве (статья 3 Конституции РФ, часть 1). Народ рассматривается как субъект конституционно-правовых отношений по принятию новой Конституции (преамбула Конституции РФ).
Можно говорить о таких конституционно-правовых отношениях «народ-государство», и данные конституционно-правовых отношения рассматриваются как длительные правоотношения (правовое состояние). Народ является основой государства и государство предназначено служить народу.
Отличительные особенности народа:
1) Граждане РФ (ст. 3 Конституции РФ – референдум и выборы);
2) Территориальная принадлежность – территория, население, публичная власть, суверенитет;
3) Понятие народ объединяет в себе нацию, т.е. понятие это шире;
4) Категория народ может рассматриваться как сторона конституционно-правовых отношений, а именно как коренные малочисленные народы РФ (статья 69 Конституции РФ). ФЗ от 30.04.1999 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» — с точки зрения реализации их прав и обязанностей.
2. Государство. Особенности данного субъекта:
1) Данный субъект может быть характеризован в 2х значениях:
o российское государство;
o Российская Федерация.
Первое значение используется для таких отношений, как:
· «народ-государство»;
· «общество — государство»;
· «гражданин — государство»;
· «государство — общественные объединения»;
· «экономика – государство»;
· «государственная собственность – государство».
В ФЗ от 31.05.2002 гражданство РФ определятся как устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностях. Исходя из легального определения, субъектами конституционно-правовых отношений является государство и физическое лицо.
«Государство – общественные объединения» — государство действует в рамках деятельности органов, которые действуют в рамках нормативно-правовых актов, т.е. законов. В ст. 13 ограничена деятельность общественных объединений. Кроме того у каждого общественного объединения должен быть устав.
«Государство – экономика» — взаимодействие через правовое регулирование. Ст. 75 Конституции РФ определена валюта (рубль) и эмитента (ЦБ РФ).
2) Органы государственной власти:
· Федеральные органы:
o Президент;
o Федеральное Собрание;
o Правительство;
o Судебные органы.
· Органы государственной власти субъекта:
o законодательные (представительные) органы субъектов;
o исполнительные органы субъектов;
o высшие должностные лица субъектов;
o суды субъектов (Конституционно-уставные суды — 18 судов: 14 Конституционных судов и 4 уставных суда).
Пример взаимодействия: Правительство — Государственная Дума – Совет Федерации – Президент. Правительство вносит проект бюджета в ГД. ГД и СФ утверждает его, Президент подписывает. Исполняет бюджет Правительство РФ.
Пример: Гражданин – Президент РФ. Конституционно-правовое отношение – Президент РФ осуществляет по отношению к гражданину помилование, а также лишает гражданства.
Томская область: Администрация Томской области – Законодательная Дума Томской области – Губернатор Томской области. Конституционно-правовое отношения – по аналогии с бюджетом РФ.
3) Органы местного самоуправления и должностные лица – 12 статья Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 32 Конституции РФ — граждане РФ могут быть избраны в органы местного самоуправления.
4) Субъекты избирательных правоотношений – эти субъекты функционируют только на время выборов:
— избиратель – гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом;
— избирательные комиссии (Центральная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта, территориальная избирательная комиссия, окружная, участковая избирательная комиссия);
— кандидат;
— доверенные лица кандидата;
— избирательные объединения (политические партии, уставы которых предусматривают право участвовать в выборах или референдумах);
— члены избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса;
— агитаторы;
— средства массовой информации и редакции печатных изданий.
3. Гражданин РФ – статья 33 Конституции РФ, статья 125 Конституции РФ указывают на гражданина РФ как субъекта конституционно-правовых отношений. Гражданин РФ может обращаться в правоохранительные органы, суды, в Европейский суд для защиты своих прав.
4. Иностранный гражданин, лицо без гражданства.Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющейся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Лицо без гражданства (апатрид) – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства или подданства другого государства.
Категории иностранных граждан:
1) Временно-пребывающие на основании визы, без визы – 90 суток, гражданско-правовой договор – 1 год;
2) Временно проживающие на основании – 3 года на основании миграционной карты;
3) Постоянно проживающие – вид на жительство в течение 5 лет.
Мигранты могут быть легальными и нелегальными. Общая проблема в мире – нелегальная миграция.
5. Беженцы и вынужденные переселенцы.Беженцы – иностранные граждане и лица без гражданства, которые вынуждены покинуть место жительства в связи с угрозой их жизни (ситуация в Ливии). Вынужденные переселенцы – граждане РФ, которые вынуждены переехать из территории одного субъекта на территорию другого субъекта.
6. Общественные объединения — статья 13, 30 Конституции РФ. В настоящее время действует ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях»: общественное объединение – добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В этом законе указаны 5 основных организационно-правовых форм:
1) Общественная организация;
2) Общественное движение;
3) Общественный фонд;
4) Общественное учреждение;
5) Орган общественной самодеятельности.
6) Политические партии.
В настоящее время действует ФЗ от 11.07.2000 г. «О политических партиях».
7. Депутат представительного органа.Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Например: гражданин – избиратель – кандидат – депутат – гражданин. Статья 32 Конституции РФ – право избрания только у гражданина РФ, избиратель и кандидат возможна предвыборная встреча, кандидат становится депутатом, когда он избран, а основная задача депутата – представлять интересы граждан.
8. Субъекты РФ.Статьи 1, 5, 55 Конституции РФ. Статья 11 часть 3 Конституции РФ.
ДЗ: Понятие федерации, субъекта федерации, на основе устава Томской области посмотреть признаки Томской области как субъекта.
Субъекты (повторение):
1. Народ (нация, национальное крупное автономное объединение);
2. Государство (российское государство – социальное, правовое, светское, рыночный тип экономики, местное самоуправление; Российская Федерация);
3. Субъекты РФ;
4. (ОНС, должностные лица местного самоуправления);
5. Депутат;
6. Физические лица (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства, беженцы, политические беженцы);
7. Общественные объединения;
8. Политические партии;
9. Религиозные объединения:
1) Религиозная группа;
2) Религиозная организация.
10. Участники избирательного процесса (избиратели, избирательные комиссии, кандидаты, СМИ).
Объекты конституционно-правовых отношений – явления и предметы, по поводу которых возникают конституционно-правовые отношения:
1. Территория РФ и ее границы. Пример: ст.67 ч.3 Конституции РФ. На основании референдума принимается ФКЗ о возникновении нового субъекта.
2. Материальные блага: природные ресурсы, средства государственной казны. Заключаются гражданско-правовые договоры.
3. Поведение людей. Примеры: вступление в гражданство, отзыв депутата или выборного должностного лица.
4. Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений, политических партий и т.д.
5. Правовые акты. Правовые акты могут быть объектом рассмотрения в Конституционном Суде (ст. 125).
6. Личные неимущественные блага – честь, достоинство, личная неприкосновенность, депутатский иммунитет, вероисповедание.
Источник
Конституционно-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты, объекты, виды
Понятие конституционно-правовых отношений
В сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объему эти отношения весьма важны.
Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.
Или, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.
Юридический факт — это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.
Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.
В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ». Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.
Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.
Наряду с действиями, совершаемыми по воле субъектов правонарушения — государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных граждан, юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает избирательную комиссию внести его в этот список.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.
Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.
Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за нарушение предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.
Специфика конституционно-правовых отношений:
- отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих
предмет конституционного права; - им свойствен особый субъектный состав (среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений);
- обладают высоким политическим потенциалом (по сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе);
- реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.
Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:
- субъекты (число которых не может быть менее двух);
- содержание;
- объект.
Подробнее о структуре конституционно-правового отношения
Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации». Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства — его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.
Следует заметить, что часто полная реализация одной правовой нормы служит основанием возникновения нового правоотношения. Так, если на основании ч. 1 ст. 117 Правительство уходит в отставку, начинает действовать другая норма, сформулированная в ч. 5 той же ст. 117 Конституции: «В случае, отставки, или сложения полномочий, Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации». Таким образом, реализация определенной группы связанных между собой правовых норм, часто составляющих тот или иной правовой институт (например, активное избирательное право), представляет целую систему — цепь юридических фактов и последовательно порождаемых ими конкретных правоотношений.
Субъекты конституционно-правовых отношений
Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно, они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.
Субъекты конституционно-правовых отношений:
- Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).
- Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).
- Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).
- Государства (РФ, субъекты Федерации).
- Органы государственной власти:
- федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);
- субъектов Федерации;
- государственные органы на местах.
- Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).
Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной правосубъектностью.
Субъектом выступает народ, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ…» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия.
Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.
Таким образом, субъектами являются главы государств (Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.
Содержание конституционно-правового отношения
Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.
Субъективное право — это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, — возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.
Субъективная обязанность — это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:
- активными, предусматривающими необходимость определенных действий;
- пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.
Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.
Объекты конституционно-правовых отношений
Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:
- Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.
- Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.
Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).
Виды конституционно-правовых отношений
1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:
- конкретные;
- общие;
- правовые состояния (особый вид).
В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм — правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.
Вместе с тем в конституционном праве имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений — возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.
В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.
Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность — четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.
2. С точки зрения времени функционирования:
- постоянные (срок их действия не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях, напр., смерть гражданина прекращает отношения по гражданству);
- временные (возникают в результате реализации конкретных норм — правил поведения; с выполнением заложенной в правоотношение правовой обязанности они прекращаются, напр., правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).
Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм — правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.
3. По назначению (по специфике правового регулирования):
- материальные (реализуются само содержание права и обязанности);
- процессуальные (регламентируют порядок реализации правовых действий, т.е. процедуру).
4. В зависимости от вида норм (по целевому назначению):
- правоустановительные (содержащие права и обязанности);
- правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
Источник