Специальные нормы по трудовому праву могут быть нормы

Общие и специальные нормы в трудовом праве

Деление норм трудового права на общие и специальные: понятие и значение

Бурное развитие трудового права после установления советской власти поставило законодателя перед важным вопросом: должно ли трудовое право быть единым для всех участников трудовых отношений, или же из него допустимы изъятия. Первоначальным решением было единство правовой формы трудовых отношений и для всех категорий работников, и для всех работодателей.

Однако со временем стало понятно, что трудовые отношения имеют большую специфику в зависимости от их субъектного состава, условий, в которых осуществляется трудовая деятельность, признаков трудового договора. В конечном итоге количество специальных норм трудового права переросло в качество – появление специализированных институтов трудового права.

В настоящее время сочетание единства и дифференциации в регулировании труда называется в числе признаков метода регулирования трудовых отношений, а также в качестве принципа трудового права. Общие нормы трудового права распространяют свое действие на всех участников трудовых отношений, в то время как специальные нормы имеют специального адресата (отдельную группу субъектов трудового права).

Общие нормы трудового права

Замечание 1

Адресатом общих норм трудового права являются все работники и работодатели независимо от каких-либо условий: сферы деятельности, занимаемой должности, местности, в которой осуществляется трудовая деятельность.

Общие нормы трудового права сосредоточены не только в положениях так называемой общей части Трудового кодекса РФ, но и в нормах Особенной части.
В числе общих норм можно назвать:

  • основные начала и принципы трудового законодательства (например, запрещение принудительного труда), нормы об основных правах и обязанностях работников и работодателей (часть I ТК РФ);
  • общие принципы социального партнерства, ответственности его сторон (часть II ТК РФ);
  • нормы о минимальном размере оплаты труда (ст. 133 ТК РФ);
  • нормы о максимальной продолжительности рабочей недели (ч. 2 ст. 91 ТК РФ);
  • положения о минимальной гарантированной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 1 ст. 115 ТК РФ);
  • нормы и правила охраны труда;
  • порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и т. д.

Специальные нормы трудового права

Замечание 2

Специальные нормы трудового права отражают начало дифференциации правового регулирования трудовых отношений.

Критериями дифференциации могут служить объективные и субъективные обстоятельства, например такие как:

  • отрасль деятельности работодателя (сфера перевозок, педагогическая или научная деятельность, профессиональный спорт, религиозная деятельность);
  • организационно-правовая форма работодателя (ряд изъятий предусмотрен для субъектов малого предпринимательства, работодателей – физических лиц);
  • природные (климатические) условия, в которых осуществляется трудовая деятельность (речь идет в первую очередь о работниках, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера);
  • вид, условия и характер труда (дистанционная, надомная, вахтовая, сезонная работа, работа по совместительству);
  • занимаемая работником должность (речь идет о руководителях организации, членах коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере);
  • возраст или пол работника;
  • семейное положение работника;
  • состояние здоровья работника;
  • гражданство работника.

Специальные нормы трудового права, как правило, содержат не только изъятия из общих правовых норм, но и дополнительные гарантии для работников (например, повышенная оплата труда во вредных условиях, предоставление дополнительного времени отдыха). Основная масса специальных норм трудового права расположена в разделе XII ТК, посвященном особенностям регулирования труда отдельных категорий работников.

Источник

Трудовое законодательство и нормы трудового права в свете положений ст. 5 ТК РФ

Трудовое законодательство состоит из ТК РФ и всех других ФЗ, а так же указов президента и постановлений правительства, которые так или иначе относятся к вопросу трудовых отношений. Сущность всей совокупности законов и иных нормативных актов должна находиться в соответствии с правовыми принципами и нормами основного закона, которым является Конституция страны.

Само по себе наличие большого количество источников правового регулирования непременно порождает:

  • противоречие различных норм;
  • не соответствие каких-то отдельных норм содержанию статей Конституции или ТК РФ.

Поэтому должны существовать правила, которые зададут иерархию законодательства. В ТК РФ эту задачу решает ст. 5. Она является аналогом ст. 3 ГК РФ, которая устанавливает сходные приоритеты в гражданском праве.

Сущность правовых норм ст. 5 ТК РФ

Наиболее характерным правилом этой статьи следует считать отношение к противоречиям новых ФЗ и статьям ТК РФ. Принятие закона, который будет устанавливать правила, отличные от тех, что установлены Кодексом, допустимо только в том случае, если в Кодекс будут внесены соответствующие изменения. Для этого, а так же для признания некоторых положений утратившими силу, должны быть приняты отдельные федеральные законы.

Однако от момента принятия законов, конфликтующих с содержанием трудового законодательства до изменений последнего может пройти довольно много времени, что неизбежно ведёт к появлению путаницы.

Читайте также:  Почему пульс высокий а давление в норме что это может быть

Большую проблему создаёт и то, что отдельные субъекты федерации могут принимать свои нормативные акты, которые имеют отношение к трудовому праву. В случае, если они противоречат ТК РФ, то отменить постановления, распоряжения и законы регионального характера могут не только высшие суды республик или ВС РФ, но и суды общей юрисдикции.

Если областная или городская дума принимает постановление или закон, относящиеся к трудовым отношениям, особенностям начисления заработной платы в регионе и подобные, но эти нормативные акты противоречит статьями ТК РФ и иными нормативными актами федерального значения, то лицо, считающее свои права нарушенными, может обратиться в суд с иском об отмене постановлений или законов в той части, где имеется противоречие. Достаточно важными здесь являются положения о подсудности.

Общий же характер того, как производится оспаривание нормативных актов, определён в Постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 50.

При его создании ВС РФ руководствовался ст. 126 Конституции, ст. ст. 2 и 5 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ», а из его содержания станет ясным, что к компетенции ВС РФ, судов общей юрисдикции и суда по интеллектуальным правам отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов, изданных законодательными собраниями или парламентами субъектов федерации, если они противоречат вышестоящим законам.

Однако для появления искового заявления нужно, чтобы кто-то с ним обратился к суду. В противном случае нормативные акты остаются действующими. Не исключено, что в настоящее время в РФ их достаточно много, но они до поры остаются незамеченными судами.

Вторая часть ст. 5 ТК РФ указывает на то, что трудовые отношения регулируются ещё и коллективными договорами, как и соглашениями между полномочными представителями работников и работодателей. Они так же могут содержать нормы, вступающие в противоречие с другими нормативными актами, призванными регламентировать трудовые отношения в стране или отдельном регионе. Порядок их обжалования в таком случае идентичен.

Судебная практика по ст. 5 ТК РФ

В судебных решениях, определениях и постановлениях, данная статья упоминается в качестве основания для того, чтобы выработать отношение к какому-то нормативному акту, который рассматривается в рамках делопроизводства.

Достаточно красноречиво особенность применения ст. 5 ТК РФ в судебной практике показывает дело № 127-АПГ14-10, определение по которому было вынесено 29.10.2014 г. СК ВС РФ по административным делам. Ранее было принято постановлении Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 г. № 2025/-6/14.

Основным его недостатком был п. 2, который создавал правило переходного периода. Согласно нему до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Республики Крым увольнения должно были осуществляться в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия в РФ Республики Крым.

Уволенный уже после вхождения Крыма в Россию по КЗоТ Украины начальник юридического отдела одного из издательств республики опротестовывал это решение в судах, но не нашёл понимания в суде апелляционной инстанции. Однако высший суд РФ вынес решение о том, что республиканский Государственный совет проявил излишнюю активность в области законотворчества. Поэтому все решения в той части, где применяется украинское законодательство на территории РФ, были отменены, а истец восстановлен в должности.

Источник

Общее и специальное законодательство о труде (единство и дифференциация трудового законодательства)

В системе источников трудового права отражаются единство и дифференциация трудового законодательства.

Единство трудового законодательства отражается в общих нормах трудового законодательства и выражается:

    1. в принципах правового регулирования труда, общих для всех производств на всей территории страны;
    2. в единых для всех работников основных трудовых правах.

Дифференциация правового регулирования труда (т.е. различие) выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам, и проводится законодателем, учитывающим в нормах права ее основания. Основаниями дифференциации, создающей специальные нормы (льготы, ограничения), являются:

    • вредность и тяжесть условий труда;
    • климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему мест;
    • субъектные основания: физиологические особенности женского организма (его детородная функция и материнская роль), а также социальная роль одинокой матери (одинокого отца), лиц с семейными обязанностями, психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростка, ограниченная трудоспособность инвалидов;
    • специфика краткой трудовой связи временных и сезонных работников;
    • особенность трудовой связи членов производственных кооперативов, членов коллегиального исполнительного органа юридического лица;
    • особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация), сочетание труда с обучением;
    • специфика содержания труда и ответственный характер труда государственных служащих, судей, прокуроров, специфика и ответственность труда работников транспортных отраслей, значение и роль труда в руководстве производством руководителей организаций.

 Дифференциация (различие) норм трудового права выражается в специальном законодательстве для некоторых категорий работников, т. е. в специальных нормативных актах трудового права и специальных нормах в общих актах. Например, специальным актом является Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г., а специальными нормами в общих актах — нормы разд. XII ТК об особенностях правового регулирования труда категорий работников (женщины, лица в возрасте до 18 лет, сезонные работники, работники транспорта и т.д.).

Читайте также:  Норма общего анализа мочи при беременности таблица

Дифференциация трудового права и ее результат — специальное законодательство дает всем работникам равную возможность реализовывать свои конституционные трудовые права, обеспечивая их осуществление особенностями правового регулирования труда (дифференциацией) отдельных категорий работников, нуждающихся в дополнительной защите от производственных вред­ностей или с учетом характера их труда, трудовой связи.

Виды специальных норм трудового права:

    1. нормы-льготы, предоставляющие дополнительные гарантии трудовых прав (большинство среди специальных норм);
    2. нормы-приспособления, подстраивающие общие нормы к данным условиям труда (например, отраслевая дифференциация, т. е. по отраслям народного хозяйства, содержит в основном нормы-приспособления);
    3. нормы-изъятия (мало число, ограничивают права по сравнению с общими нормами для некоторых работников — временных, сезонных, государственных служащих и др.).

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник

ТК РФ Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

(часть шестая введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 255-ФЗ)

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Открыть полный текст документа

Ст. 5 ТК РФ. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Источник

Единство и дифференциация трудового законодательства. Общие и специальные нормы

В предыдущей теме уже шла речь о том, что одной из особенностей метода трудового права является сочетание единства и дифференциации правового регулирования. В этой связи нормы трудового права подразделяются на общие и специальные, что образует горизонтальную структуру трудового законодательства. Общие нормы устанавливают правила, которые распространяются на всех работников безотносительно к трудовой функции, условиям труда, половозрастным признакам и т. п. Специальные нормы устанавливают особенности регулирования труда отдельных категорий работников в зависимости от различных факторов и обстоятельств. Например, общей является норма, закрепляющая максимальную продолжительность рабочего времени — не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). С другой стороны, ст. 92 ТК РФ устанавливает по отношению к ней специальную норму, согласно которой нормальная продолжительность рабочего времени сокращается до 24 часов в неделю для работников, не достигших 16 лет.

Читайте также:  Норма ery в анализе мочи у ребенка

Основания дифференциации норм трудового права

Основания дифференциации норм трудового права принято делить на две большие группы:

  • 1) первая группа включает субъектные факторы;
  • 2) вторая — учитывает объективные условия и обстоятельства трудовой деятельности.

Первую группу критериев дифференциации составляют факторы, связанные с физиологическими особенностями лиц — участников трудовых отношений. Эта дифференциация учитывает, прежде всего, половозрастные особенности и состояние здоровья. Учет половозрастных особенностей проявляется в установлении особенностей правового регулирования труда женщин и несовершеннолетних. Так, ТК РФ содержит гл. 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями» и гл. 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет», которые включают в себя специальные нормы, регулирующие труд указанных категорий лиц. Например, общая норма ст. 115 ТК РФ предусматривает, что продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника составляет 28 календарных дней, а ст. 267 ТК РФ закрепляет специальную норму, согласно которой ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день.

Дифференциация правового регулирования труда по объективным факторам охватывает различные основания.

Прежде всего, такая дифференциация может осуществляться по отраслевому признаку. Дифференциация по отраслевому признаку учитывает специфику трудовой деятельности в различных сферах производства, науки, культуры, здравоохранения и т. п. Примером такой дифференциации является закрепление особых правил регулирования труда государственных служащих, научно-педагогических и медицинских работников, работников религиозных организаций и т. п. Например, ст. 333 ТК РФ содержит специальную норму, согласно которой для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Кроме того, дифференциация правового регулирования в трудовом законодательстве может осуществляться в зависимости от конкретных условий труда работников, их вредности и тяжести. Данный вид дифференциации учитывается в правовых нормах, регулирующих оплату труда, рабочее время и время отдыха и т. п. Так, для работников занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются: сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ); дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ); оплата труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, определенными для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ).

Наконец, принято выделять дифференциацию по территориальному признаку. Наиболее ярким примером территориальной дифференциации являются нормы, закрепляющие различного рода льготы и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (гл. 50 ТК РФ). Например, согласно ст. 321 ТК РФ, кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней.

Деление специальных норм по форме дифференциации

По форме дифференциации специальные нормы подразделяются:

  • 1) на нормы-изъятия;
  • 2) нормы-дополнения;
  • 3) нормы-приспособления.

Нормы-изъятия исключают действие общих норм в отношении определенных категорий работников. Например, согласно общей норме ст. 70 ТК РФ при заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Специальная норма (той же ст. 70 ТК РФ) исключает действие этого общего правила в отношении беременных женщин, лиц, не достигших возраста 18 лет, и т. п.

Нормы-дополнения могут устанавливать дополнительные гарантии, льготы или, напротив, дополнительные обязанности, ответственность. Так, например, в силу ст. 335 ТК РФ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. С другой стороны, ст. 336 устанавливает дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником:

  • 1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
  • 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося;
  • 3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со ст. 332 ТК РФ.

Наконец, нормы-приспособления адаптируют, «приспосабливают» общие нормы к конкретным условиям труда или категории работников. Например, нормой-приспособлением является ст. 315 ТК РФ, согласно которой оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов к заработной плате.

Источник