Соблюдая законы и нормы морали подросток может избежать

Итоговый тест по обществознанию, 7 класс | Тест по обществознанию (7 класс) по теме:

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ .7 КЛАСС.

1 ВАРИАНТ.

1. Как называется бурная кратковременная эмоциональная реакция (гнев, ужас), возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель? 

1) эффект            2) эмоции        3) аффект               4) чувства

2. Какие черты характерны для ребенка подросткового возраста? Выберите неправильный ответ. 

1) непослушание                    2) покорность

3) своеволие                             4) самостоятельность

3. Лидер это…. 

1) Самый известный член группы

2) Самый авторитарный член группы

3) Самый авторитетный член группы

4.Кто из перечисленных не является политическим лидером? 

1) Путин В.В.     2) Жириновский В.В.    3) Медведев Д.А.  4) Басков Н.Н.

5.Каков средний возраст полового созревания? 

1) 11 лет               2) 12 лет          3) 13 лет                 4) 14 лет

6. Что может быть «высокой», «нормальной», «низкой»? 

1) воспитанность

2) самооценка

3) рост

4) вес

7. Понятие «конформизм» означает:

1) отстаивание своей собственной точки зрения;

2) изменение своего мнения или поведения под влиянием группы;

3) противопоставление своего мнения или поведения группе;

4)навязывание отдельному человеку правил поведения.

8. В составе социальной группы у человека:

 1) формируются определенные ценности;

2) вырабатываются правила и нормы поведения;

3) формируется речь;

 4) верно все перечисленное.

В 1. Соотнеси жизненные задачи стоящие перед подростком, и конкретные действия по их выполнению:

А.Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками

Б.Подготовка к трудовой деятельности

   1)юноша подрабатывает на почте, чтобы купить мобильный телефон;

   2)сын пришёл к отцу, чтобы разобраться в ссоре и помириться;

   3)в походе мальчики поставили палатки, помогли девочкам принести воду для ужина.

В 2. Соотнести названия видов чувств и их определения:

А) аффект    Б) эмоции      В) чувства        Г) стресс     Д) настроение                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           1)общее состояние переживаний человека

2)особая форма отражения психикой окружающего мира   через переживания

3)физиологическая реакция организма в ответ на напряжённую и неожиданную обстановку

4)отношения к миру, людям, событиям                                                  

5)бурная кратковременная эмоциональная реакция в ответ на сильный раздражитель

В 3. Верны ли следующие суждения. Свою точку зрения объяснить.

А.Имея нормальное здоровье, подросток может избежать все факторы риска современного общества.

Б.Подросток постоянно находится в обществе риска.

1) верно только А     2) верно только Б     3) оба суждения верны    

 4) оба суждения неверны

В 4. Соотнесите имена учёных и разработанные ими проблемы.

1) Руссо

А) учение о сверхчеловеке  

2) Паркинсон

Б) основные элементы лидерства  

3 )Хэвигхерст

В) формулировка жизненных задач подростка

4) Гиппократ

Г) понятие подросткового возраста

5) Ницше

Д) понятие темперамента

9. Определите инфантильное поведение:

1)  молодой человек подрабатывает на почте в свободное от учебы время;

2) молодой человек отказывается от выбора профессии, предоставив принять решение родителям;

3)  юноша берет на себя заботу о больной матери;

4) молодой человек занимается  предпринимательской деятельностью;

10. Нарушение правил дорожного движения влечет за собой ответственность по:

1) уголовно — процессуальному кодексу

2) кодексу об административных правонарушениях

3) гражданскому кодексу

4) уголовному кодексу

11. К политическим правам относят:

1) право на жизнь

2)  право на жильё

3) право на передвижение

3) избирательное право

12. Верны ли следующие суждения:

А.  В сложном переходном возрасте легче и проще учиться на чужих ошибках, чем на своих.

Б.  Подростки активно реагируют на изменение своего тела и внешнего облика, поэтому они начинают  усиленно заботиться о своей внешности.  

 1)верно только  А;    2)верно Б;    3)верны А, Б;     4) оба  неверны

В 5. Определите неверные высказывания:

1)подросток испытывает со стороны окружающих прямое и косвенное влияние

2)нетерпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, верованиям наз-ся толерантностью

3)межличностные отношения характерны между большими и малыми социальными группами

Читайте также:  Нормы сдачи суточной мочи для беременной

4)молодёжь в современной России- одна из самых многочисленных групп.

В 6. Соотнесите типы темперамента и их характеристики:

А) меланхолик

1.энергичность, подвижность, конфликтность, «ни минуты покоя»

Б) флегматик

2.увлечённость, жизнерадостность, общительность, «доверяй, но проверяй»

В) сангвиник

3.чувствительный, легкоранимый, хороший друг, низкая работоспособность-«не навреди»

Г) холерик

4.терпеливость, активность, надёжность, медлительность- «не торопи»

В 7. Отметить верные высказывания (да, нет):  

1)общественную территорию характеризует общедоступность

2)несовершеннолетним, совершившим преступление, при назначении наказания, не учитываются условия их жизни и воспитания

3)музеи являются частью культурного досуга

 С 1. Решите задачу.

«Саша Котов, ученик 6 класса, был неоднократно замечен в совершении противоправных деяний: избил одноклассника, газовым баллончиком травмировал глаз одному из учеников, влез в разбитое им окно в спортзале школы и унёс оттуда спортивные принадлежности. Родители не знали, что делать. Ведь ему только 13 лет. Они боялись, что их сын вырастет преступником.

Какой правоохранительный орган может им помочь?

Источник

Подросток и мораль: как избрать правильные ценности

Человек не может жить в обществе, не соблюдая общепринятых моральных норм. О том, что они собой представляют и почему их нужно соблюдать, каждый из нас узнает в детстве. Затем полученные преставления корректируются.

В дошкольном и младшем школьном возрасте подчинение правилам происходит преимущественно на основе послушания. Взрослый является для ребенка непререкаемым авторитетом, а глубинный смысл предписаний еще не осознается. То ли дело подросток. С появлением чувства взрослости мнение родителей уже не столь важно, предстоящая жизнь сложна и противоречива, а на вечные вопросы никто не может дать исчерпывающий ответ.

Поиски себя

Как происходит нравственное развитие отрока? Поскольку в этом возрасте молодой человек учится мыслить самостоятельно, то и суждения на тему морали и нравственности он формулирует сам. Убеждения по поводу того, что такое хорошо и что такое плохо складываются под влиянием окружения: отношений в семье, ситуации в школе, книг, фильмов, музыки, интернета.

Учитывая то обстоятельство, что в современном обществе нравственным ценностям отводится не первое место, подросток иногда делает из своих наблюдений неверные выводы. Именно поэтому девушка начинает мечтать о принце на белом мерседесе, а парень хочет сделать карьеру гангстера.
Впрочем, не все отроки настроены подобным образом. Некоторые всерьез озабочены поиском нравственных ориентиров. Этим объясняется стремление тинейджеров воспитывать у себя силу воли, преодолевать страх, отстаивать свои убеждения. Поскольку для подросткового возраста характерен максимализм, то и методы самовоспитания могут быть довольно жесткими: обливание холодной водой, ходьба босиком по снегу, занятия единоборствами и т. д.

Самое страшное – ударить в грязь лицом перед сверстниками. Поэтому на «а тебе слабо?» совершаются даже опасные для жизни поступки.

Роль семьи и школы

Корректировать нравственное развитие подростков должны родители. Правда, прямые указания и нотации пользы не принесут: тинейджер просто не будет слушать.
Достучаться до своего ребенка можно, если предложить ему вместе порассуждать, поразмышлять о проблеме, дать возможность высказать свое мнение. Хорошие результаты даст совместное обсуждение историй, произошедших с родственниками или друзьями.
Нормы морали и нравственности подросток осваивает не только в семье, но и в школе. К сожалению, советские традиции воспитания уходят в прошлое. Сегодня критериями дружбы, авторитета среди сверстников становятся материальное положение родителей, обладание современными гаджетами и иные способы показать свою «крутизну».

Между тем истинно товарищеские отношения основаны на ценности интеллектуальных и личностных качеств человека (смекалка, остроумие, доброта, отзывчивость, организаторские способности и т. д.). Формирование здоровых мотивов дружбы – одна из важнейших задач педагога.
Наконец, моральные ценности определяются обществом. Если в социуме на первое место выходят агрессия, разврат, чрезмерный прагматизм, если подобное широко транслируются в средствах массовой информации, то не только подростки, но и взрослые начинают считать перевернутые ценности нормой.

Выходом из создавшейся ситуации может стать разумный контроль родителей за тем, что читает, смотрит, слушает их сын или дочь, а также совместное обсуждение книги, фильма, музыкальной композиции.

От того, в какой мере подросток осознает и примет как должное нормы морали, зависит его нравственное становление в будущем, а следовательно, и благополучие общества в целом.

Дорогие читатели, если вы стали свидетелем какого либо события, присылайте всю информацию нам
в форме обратной связи,
на почту news@newdaypost.ru.

Источник

ЗНАЧИМОСТЬ НОРМ МОРАЛИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

ЗНАЧИМОСТЬ НОРМ МОРАЛИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Буктеров А.Е. 1

1МБОУ «Лицей №23»

Пакова Е.Н. 1

1МБОУ «Лицей №23»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

O tempora! Omores!». Это восклицание, которое принадлежит древнеримскому политическому и государственному деятелю, мыслителю, оратору, юристу и писателю Марку Туллию Цицерону, означающее высшую степень осуждения и негодования по поводу его современников.

Часто можно услышать от старших: «наше поколение было другим», «а вот я в твоем возрасте такого себе не мог позволить». Как меняются с возрастом представления о Добре и Зле, дозволенном и запрещенном? Цель нашей работы выяснить, какова значимость норм морали для современных подростков, обучающихся в средней (7-9- классы) и старшей (10-11 классы) школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

Во-первых, изучить специальную литературу по указанной проблеме.

Во-вторых, составить тест, который будет отражать представление о моральных нормах у детей разных возрастов.

В-третьих, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза: с возрастом значимость моральных норм меняется, выполнение моральных норм становится более осознанным.

В ходе исследования применялись следующие методы: опрос, анализ, эмпирическое сравнение.

Основная часть

Глава I.

1.1. Основные этапы исторического развития морали

В современных этических учениях происхождение морали объясняется процессом становления человека как родового существа. Возникновение морали как духовной сущности человека определяется требованиями жизни, а не навязывается извне.

Различаются следующие этапы развития морали:

1 этап – возникает практика нравственных отношений, которая выступает как неотъемлемая часть различных форм регуляции общежития: религиозно-обрядовых, практических и др.;

Читайте также:  Мало мочи в норме

2 этап – возникает групповая нравственность, как система запретов (табу), на основе которой с течением времени складываются обычаи и традиции;

3 этап – по мере осознания человеком себя как личности появляются внутренние, индивидуальные моральные ценности, которые формируют требования к поведению личности в интересах ее самой и общества.

На современном этапе развития человеческого общества многие ценности отчуждаются, многое продается, многое изменяется, значение истины, правды обесценено. Моральные ценности не являются исключением, в наше время можно купить преданность, дружбу, любовь, совесть. Можно манипулировать общественным мнением через средства массовой информации.

Однако на фоне этой безрадостной картины начинает формироваться новая мораль и новая этика. Основная цель современной морали – создание модели общества социальной справедливости, в котором созданы все условия для самореализации личности. Особенностью современной морали является то, что знания и умения человека сливаются с моральными качествами личности.

Современный нравственный человек должен обладать такими качествами, как скромность, гуманность, самообладание, ответственность, требовательность, как к себе, так и к окружающим, а также деловыми качествами. Такой человек может сформироваться только при соблюдении многих условий: экономических, политических, социальных, воспитательных и др.

1.2. Мораль, моральные нормы и принципы

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

По своему происхождению и содержанию мораль изначально социальна, однако, следует отличать нормы морали от обычаев и традиций, исторически сложившихся в определенном человеческом обществе.

Каковы же основополагающие моральные номы?

Во-первых, благоразумие, которое предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.

Во-вторых, воздержание. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.

В-третьих, справедливость – признание ценности как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.

В четвертых, стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.

В-пятых, трудолюбие. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым.

В-шестых, смирение — умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству.

В-седьмых, вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали способствуют формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

Принцип талиона — то есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери.

Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей.

Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху.

Принцип справедливости гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы.

Принцип гуманизма — он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи.

  1.  
    1. Функции морали

Основные функции морали:

1) Регулятивная (мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления).

2) Ценностно-ориентационная (что мораль осмысливает действительность такой, какой она должна быть, то есть как идеальную модель должного).

3) Коммуникативная (настоящее нравственное значения любой поступок человека может приобрести только в межличностных отношениях, в контексте общения).

4) Мотивационная (мотивационная функция позволяет человеку оценивать и оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации)

5) Познавательная (благодаря морали индивид получает первые представления о нормах поведения, которые предъявляет ему общество, о добре и зле, чести и достоинстве)

6) Воспитательная (концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей).

Глава II.

В целях проведения исследования мною был составлен тест- опросник, который был предложен ученикам нашей школы. Респонденты условно были разделены на 2 группы: среднее звено (8-9 классы, 101 человек) и старшее звено (10-11 классы, 83 человека).

На вопрос о готовности приукрасить действительность ради личного интереса ученики среднего звена отвечали согласием чаще, чем ученики старшей школы.

Использование бранных слов не считают серьезным нарушением моральных норм примерное равное количество подростков (31% в средней школе и 28% — в старшей), причем этот показатель мало отличается как для юношей, так и для девушек.

Крайне небольшой процент опрошенных нами подростков готовы придти на помощь пожилому человеку.

Готов прибегнуть ко лжи ради личных интересов каждый третий подростков, значительный процент опрошенных считает ложь обыденным для себя явлением.

Отрадно, что дружба, посильная помощь другу остаются значимыми моральными ценностями для подростков. Более половины (59%) учеников среднего звена и 71% — старшего готовы выручить друга, оказавшегося в финансовом затруднении.

Ученики среднего звена не готовы помочь младшему, им проще привлечь к решению такой проблемы взрослых. А вот старшеклассники, особенно девушки, выразили готовность справиться самостоятельно.

Заключение

Проанализировав специальную литературу, мы выяснили следующее.

Моральные нормы, зародившись в первобытном обществе, на протяжении всей человеческой истории, выполняют важные функции, прежде всего регулирующую и воспитательную.

Читайте также:  Норма билирубина в моче у собак

В результате моего исследования было выявлено, что из 101 обучающихся в среднем звене 15 % показали низкий уровень моральных ориентиров, 63 % — средний. Высокий уровень моральных притязаний показали 22 % опрошенных обучающихся среднего звена (8-9 классы, возраст – 14-16 лет).

В старшем звене были опрошены 83 обучающихся, где 12 % показали низкий уровень, 55 % показали средний уровень, 33% обучающихся старшего звена (10-11 классы, возраст 16-18 лет) показали высокий уровень моральных притязаний.

Опираясь на результаты исследования можно смело говорить о том, что с возрастом уровень моральный притязаний становится выше: сокращается число людей с низким уровнем моральных ориентиров (у старшего звена на 3 % меньше). Кроме того, также сокращается средний показатель: у старшего звена – на 8% меньше.

Уровень моральных притязаний растет к моменту обучения уже в старшей школе – на 11% больше, чем у среднего звена.

На наш взгляд, результаты исследования говорят о следующем. Для обучающихся среднего звена, чей социальный опыт невелик, моральные нормы зачастую не являются ценностью. Подростки еще не способны сделать сознательный нравственный выбор, видимо, полагая, что разовое нарушение норм морали не делает их безнравственными людьми. Кроме того, нарушение норм морали, в их представлении, не влечет серьезных санкций.

В старшей школе высокий уровень моральных представлений демонстрируют большее число опрошенных юношей и девушек. Полагаем, это связано с процессом взросления, успешной социализацией старшеклассников. Растущая самостоятельность, более активное участие в социальной жизни формирует у них представление об ответственности, возможных последствиях собственных поступков.

Однако вызывает тревогу тот факт, что для значительного числа современных подростков нормы морали не имеют ценности. Это значит, что молодые граждане нашей страны способны на обман, предательство, жестокость.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский сказал: «Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности». На мой взгляд, эти слова прекрасно отражают суть рассматриваемой нами проблемы. Каждый день ребенок должен видеть и переживать образцы достойного поведения свих родных, друзей, находить их в СМИ и прочитываемых книгах, слышать и обсуждать их в школе. Только тогда возможно сформировать достойного высоконравственного гражданина, способного к самоконтролю.

Список источников и литературы

1.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. — СПб.: Речь, 2004.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. — Минск: Харвест, 2001.

3. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. — № 4.

Приложение 1

Опросник

  1. Если речь идет о моей выгоде, то я могу значительно приукрасить действительность:

а) нет, а для чего? (2 балла)

б) в зависимости от ситуации (1 балл)

в) конечно, не упущу возможности (0 баллов)

  1. Я «ругаюсь как сапожник» всегда, везде и при любом удобном случае:

а) да, могу такое о себе сказать (0 баллов)

б) иногда, если рядом нет взрослых или младших детей (1 балл)

в) нет, у меня в семье такое не принято (2 балла)

  1. Если я увижу старика/старушку, который испытывает моментные трудности (перейти дорогу, донести сумку), я:

а) обязательно помогу (2 балла)

б) продолжу заниматься своими делами (0 баллов)

в) буду смотреть по ситуации: может помогу, а, может, и нет (1 балл)

  1. Ложь – мое второе имя.

а) могу, умею, практикую (0 баллов)

б) мама учит, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь (2 балла)

в) если ложь во спасение – то могу подумать (1 балл)

  1. Я гулял на площадке около церкви. На земле лежало 500 рублей. Я:

а) отнесу в церковь, кому-то они будут нужнее (2 балла) б) я нашёл! Они мои! Я куплю себе чего-нибудь вкусненького (0 баллов) в) посмотрим по обстоятельствам (1 балл)

  1. У меня есть некоторые сбережения. Мы с друзьями пошли в кафе. А у друга не проходит оплата по карте. Я:а) помогу товарищу, а потом буду с него эти деньги требовать (1 балл)б) каждый сам за себя (0 баллов)в) я предложу и, если друг согласится, мы найдём вместе решение его проблемы (2 балла)

  2. Я стою на остановке, а рядом плачет ребёнок (младшая школа). Кажется, потерялся. Я:а) привлеку внимание взрослых, чего это они стоят? (1 балл)б) отойду подальше, оглохнуть можно (0 баллов)в) постараюсь успокоить ребёнка, выяснить, что случилось и по мере сил ему помочь (2 балла)

  3. Учитель вышел из кабинета, а сетевой журнал так и просит исправить в нём оценки. Я:а) выйду в коридор, на перемене я должен отдыхать (2 балла)б) если мне ничего не угрожает и никто не увидит, то хотя бы 1 исправлю (1 балл)в) я — ниндзя, крадущийся во тьме. Все оценки исправить подвластно мне! (0 баллов)

  4. Реагируя на мои хулиганские действия на уроке, учитель на меня сильно накричал. Я:а) пожалуюсь дома родителям, так с детьми нельзя (0 баллов)б) я сам (сама) спровоцировал, так мне и надо (2 балла)в) посмотрим, как грозно он (она) на меня ругаться будет (1 балл)

Ключ:

16-18 баллов – высокие моральные ориентиры – традиционно принятые и соблюдаемые в обществе (писаные и неписанные) нормы морали для ребенка, которые имеют большое значение в его жизни, поступках и в принятии им различных решений.

11 — 15 баллов – средние моральные ориентиры – ребенок находится на переходном этапе в своей жизни: он еще не принял нормы морали для внутреннего контроля своей деятельности. Регуляция осуществляется внешним агентом социализации.

0-10 баллов – низкие моральные устои –ребенок не считает моральные нормы ценностью, а потому не собирается их соблюдать, его высказывания и поступки чаще можно назвать аморальными, т.е. безнравственными.

Просмотров работы: 1795

Источник