Сколько человек может быть в классе школы по нормам

Какое максимальное количество детей может быть в классе?

Вопрос о количестве детей в классе является одним из самых распространенных среди родителей и педагогов. Родители при устройстве ребенка в школу нередко сталкиваются с отказом в связи с отсутствием свободных мест, задаваясь вопросом о предельной наполняемости класса. Для педагогов вопрос количества детей также немаловажный в связи с возможностями качественного обучения и организации индивидуального подхода к каждому ребенку. На сегодняшний день часто можно встретить классы, в которых и по 30 человек. Можно ли считать, что такое количество детей — это нарушение предельно допустимого количества обучающихся в классе? Есть ли нормативы, которые предписывают, какое количество учеников можно зачислить в один класс, а какое количество обучающихся является недостаточным?

Нормативная составляющая данного вопроса.

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек (Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Тогда почему почти в каждой школе есть классы со значительным превышением данного норматива? Согласно Конституции РФ и ФЗ РФ «Об образовании», каждому ребенку в нашей стране гарантировано право на получение образования. Это означает, что каждого ребенка, который достиг определенного возраста и имеет соответствующие документы, прикрепление к образовательной организации по месту регистрации директор обязан зачислить в школу и реализовать права ребенка гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с санитарными нормами количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

— не менее 2,5 м² на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

— не менее 3,5 м² на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Таким образом, если площадь учебного кабинета позволяет рассадить больше, чем 25 учащихся, то предельную наполняемость можно увеличить за счет возможностей классных кабинетов.

Существует даже ответственность за незаконное ограничение права на получение образования.

За невыполнение ст.5.57 гл. 5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) предусмотрены штрафы, а именно: 1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Также бывают ситуации, когда площадь образовательного учреждения не позволяет выделить помещение для функционирования дополнительного класса. Эту проблему стараются решить за счет объединения школ в образовательные комплексы. Если места в школе для ребенка нет, родителям необходимо обратиться в местный орган управления образования, который подберет школу для ребенка.

Ст.6.3 гл. 6 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) поясняет, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Также глава XIII Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва (СанПиН 2.4.2.2821–10) предупреждает об ответственности руководителя образовательного учреждения за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в частности: — за выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения; — за создание необходимых условий для соблюдения санитарных правил. В итоге получается, что административная ответственность за ущемление права на получение образования гораздо выше, чем ответственность за неисполнение нормативов санитарно-эпидемиологических правил, что вполне объяснимо. Поэтому вопрос комплектования классов остается на усмотрение руководителя образовательного учреждения, который набирает классы, исходя из сложившейся ситуации в конкретной школе. Директор школы обязан принять каждого маленького гражданина в школу, чтобы каждый ребенок имел возможность учиться. Это первоочередная задача образовательного учреждения и государства. Также следует учитывать демографическую ситуацию. С каждым годом все больше и больше детей идет в 1-е классы школы. Если директор будет набирать в классы, установленные нормативом 25 учащихся, то многие дети могут не попасть в школу вообще.

Читайте также:  Норма анализа мочи зимницкий

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о количестве детей в сельских школах. В малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов комплектов из обучающихся начального общего образования. оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования (п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821–10). При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице. Вопросы связанные с малым количеством детей в школе и открытия классов в сельской школе должны решаться индивидуально в соответствии с решением местной администрации.

Наполняемость классов-комплектов

Классы, объединяемые в класс-комплектКоличество обучающихся в классе-комплекте
1+38-10
1+28-10
1+48-10
2+310-12
2+410-15
3+410-15

Не секрет, что в школах сейчас много обучающихся с ОВЗ, помимо этого есть много детей, которые испытывают трудности при освоении образовательной программы. Нередко дети с ОВЗ обучаются в обычных классах и нуждаются в особом подходе и повышенном внимании учителя, дополнительных разъяснениях. Но если в классе больше 30 человек сделать это бывает сложно.

Для особых детей предусмотрены иные нормативы наполняемости класса. Это связано с тем, что детям с ОВЗ нужен индивидуальный подход в обучении, персональное объяснение материала, внимание и знание физиологических особенностей каждого учащегося. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек (СанПиН 2.4.2.2821–10).

В соответствии с введением новых санитарных правил обучения лиц с ОВЗ вводится разграничение на комплектование классов для детей с различного рода особенностями.

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ  (в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286–15)

изображение

Данная таблица дает четкие пределы, которые определяют количество обучающихся в классах при инклюзивном образовании и в специализированных классах.

Превышение пределов наполняемости классов не должно повлечь за собой нарушение права ребенка на получение образования и невозможности зачислить ребенка в образовательное учреждение.


  • Автор —

    Сафиулина Нурия Романовна

  • 15.09.2016

  •  
    Все консультации автора

Источник

Сколько учеников должно быть в классе по закону

Сколько учеников должно быть в классе по закону, регламентируют нормы СанПиНа и российского законодательства. Согласно нормативным актам, отныне численность учащихся определяется, исходя и площади классной комнаты.

Численность учащихся в классе тесно взаимосвязана с комфортом и безопасностью реализации учебно-воспитательного процесса, потому неудивительно, что для родителей школьников и общественно особенно важен вопрос, сколько учеников должно быть в классе по закону.

Родителей этот вопрос интересует, поскольку в крупных городах они нередко сталкиваются с отказом в приеме детей по причине отсутствия свободных мест, либо же ввиду переполненности классов, когда учителя не в состоянии уделять должное внимание ученикам, последним приходится обращаться к услугам репетиторов, чтобы освоить учебный материал и успешно сдать ЕГЭ. 

Количество учеников в классе: норма на 2020 год

В 2010 году главным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко были утверждены требования, согласно которые число учащихся в одном классе общеобразовательных учреждений не должно превышать 25 человек. Подобное требование стало своеобразным ударом для школ, финансирование которых осуществляется по нормативно-подушевому принципу. Не зря в городах и селах ведется политика укрупнения образовательных учреждений, объединения классов и доукомплектации их до максимально возможных пределов. Следовательно, малочисленные классные долгое время могли содержать только некоторые гимназии и частные школы с достаточным финансированием. 

В связи с этим долгое время наполняемость классов и групп продленного дня регламентировалась п. 26 «Типового Положения об ОУ». Для сельских школ норма наполняемости рассчитывалась согласно потребностям населения. Более того, в соответствии с п. 31 того же Положения для изучения иностранного языка, практических занятий по химии, физике и вычислительной технике, трудового обучения классы численностью в 25 человек делились на две группы. Делается это потому, что, к сожалению, в больших классах, где численность детей достигает допустимого максимума, учителю сложно уделить нужное внимание каждому учащемуся.

⚡ Прием-2020. Новые правила, которые надо обязательно ввести, и c чем экспериментировать опасно

Теперь братьев и сестер учеников, которые у вас уже учатся, нужно принимать в приоритетном порядке. Это отодвигает в очереди на зачисление многих детей, а родители и так каждый год конфликтуют, жалуются СМИ и в прокуратуру. В статье журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения» – как организовать прием по новым правилам и не превратить школу в полигон.

СКАЧАТЬ НОВЫЕ ПРАВИЛАБесплатная регистрация

Аналогичное количество учеников в классе было предусмотрено по норме СанПиН 2.4.2.2821-10, в противном случае учебный процесс проходил бы с нарушениями санитарных норм. При этом школьная администрация по разным причинам была вынуждена преступать эти предписания и тогда наполняемость классов достигала 40 человек. Директора школ поступали так, стремясь привлечь больше финансирования, а вместе с ним и добиться роста доходов для учителей, поскольку их заработная плата зависит от числа учащихся в классе (рабочая нагрузка также увеличивается в том случае, когда класс делится на две группы). Чтобы препятствовать этому, юридически грамотные родители обращались в вышестоящие инстанции, ссылаясь на ст. 6,7 № 195-ФЗ «Кодекса об административных правонарушениях» и ст. 50 Закона РФ «Об образовании» (согласно последней, администрации образовательного учреждения несет ответственность за здоровье и жизнь учащихся). В случае несоблюдения правил на юридических лиц налагался штраф в размере до 70 тысяч рублей, а на должностных — до 7 тысяч. 

В 2015 году были внесены изменения в СанПиН (постановление №81 от 24.11.2015), согласно которым число учеников в классе теперь зависит от площади помещения, расстановки мебели и удаленности учебных мест от светонесущей стены. Следовательно, согласно п.4.9. вместимость отныне рассчитывается отдельно для каждого кабинета, а во внимание принимается площадь кабинета без учета пространства, используемого для расстановки дополнительного оборудования и мебели:

  • для фронтальных форм не менее 2,5 квадратных метров на одного ученика;
  • для групповых и индивидуальных форм работы — не менее 3,5 квадратных метров. 

Обновленные СанПиНы вызвали недоумение, поскольку количество учеников на класс по норме 2020 года едва достигает 25 человек в большинстве типовых помещений, площадь которых составляет 49-53 квадратных метров. Если же не брать в расчет площадь, занятую шкафами с книгами или секциями с оборудованием, в одном классе может учиться не более 16-18 учащихся. 

Если же площадь классных кабинетов позволяет, нормой количества учеников в классе может быть любое число школьников, что потенциально может обернуться все теми же проблемами, с которыми сталкивались ученики и педагоги во время действия предыдущего СанПиНа.  

Количество учеников в классах сельских школ и в отношении детей с ОВЗ по закону 

Для сельских школ актуальна несколько иная ситуация: в малокомплектных образовательных учреждениях допускается формирование классов-комплектов, объединяя учащихся разного возраста начального общего образования (п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821–10). Создание объединенных классов решается на уровне школьной и местной администрации при малом количестве учащихся в учреждении.

Классом-комплектом считается объединение двух классов: 2 и 4 (2 +4), 2 и 3 (2 +3) и 1 и 3 классов (1 + 3). В таких комплектах во внимание принимается не только количество учеников в классах по закону, но и продолжительность уроков, которую обычно сокращают на 5-10 минут. Численность детей в них зависит от комлектности класса: 1 + 3, 1 + 2 и 1 + 4 допускается 8-10 учащихся, в 2 + 3 — до 12 учеников, 2 + 4 и 3 + 4 — до 15 детей. 

Поскольку число учащихся с ОВЗ стремительно растет из года в год, актуальным является вопрос наполняемости классов с детьми с особыми потребностями. Когда такие ученики обучаются в обычных классам, они требуют повышенного внимания, больше времени на освоение материала и дополнительные разъяснения педагога. Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10, максимальное количество учеников в классе компенсирующего обучения — 20 человек. Обновленные СанПиНы более детализировано регламентируют комплектацию классов для учеников с ОВЗ разных типов. 

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ (согласно с СанПиН 2.4.2.3286–15)

Сколько учеников должно быть в классе по закону

Сколько учеников должно быть в классе по закону

Сколько учеников должно быть в классе по закону

Согласно ним устанавливаются строгие рамки численности учеников в специализированных классах и при инклюзивном образовании, а любое нарушение этих норм влечет за собой нарушение прав детей и серьезные административные взыскания. 

Значение нормирования наполняемости классов 

Согласно гигиеническим оценкам показателей состояния здоровья и умственной работоспособности школьников, обучающихся в условиях разной наполняемости классных коллективов, было выявлено, что фактор наполняемости классов в образовательных учреждениях влияет на показатели заболеваемости и умственной активности. 

Несоблюдение существующих гигиенических нормативов и государственных регламентов  способствует формированию негативных отклонений в состоянии здоровья обучающихся, невозможности реализовать личностно-ориентированное обучение. Экономически выгоднее увеличить количество учеников в классе по ФГОС, чем открывать новые. Но это приводит к нарушению условий обучения и, следовательно, экономии за счет здоровья детей. 

Установлено, что в классах с наполняемостью ниже предельно допустимой величины меньше число случаев заболеваемости школьников за год и общая длительность случаев заболеваний детей в течение года.

⚡ Прием-2020. Новые правила, которые надо обязательно ввести, и c чем экспериментировать опасно

Теперь братьев и сестер учеников, которые у вас уже учатся, нужно принимать в приоритетном порядке. Это отодвигает в очереди на зачисление многих детей, а родители и так каждый год конфликтуют, жалуются СМИ и в прокуратуру. В статье журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения» – как организовать прием по новым правилам и не превратить школу в полигон.

СКАЧАТЬ НОВЫЕ ПРАВИЛА

На примере наблюдения за двумя нижегородскими школами в 2014-2015 годах было установлено, что:

  • в классах с наполняемостью, превышающей предельно допустимую величину, количество неболеющих детей было в 1,4 раза меньше, чем в классах с наполняемостью ниже допустимой;
  • в классах с наполняемостью, превышающей допустимую величину, их количество составило 1,9%. Доля часто болеющих детей в классах с предельно допустимой наполняемостью, занимала промежуточное положение.
  • часто болеющие дети в классах с меньшей наполняемостью отсутствовали. 

По результатам выполнения корректурных проб у детей и подростков, обучающихся в классах с меньшей наполняемостью, отмечен более высокий уровень умственной работоспособности. 

С увеличением численности классного коллектива:

  • в 1,4 раза снижается среднее количество просмотренных знаков;
  • в 1,3 раза увеличивается среднее количество стандартизированных ошибок, 
  • продуктивность корректурной работы снижается в 1,6 раза. 

Среди учащихся классов меньшей наполняемости выше доля детей с высоким уровнем умственной работоспособности (26,0% в классах с соответствующей предельно допустимой величине наполняемостью против 18,8% таковой среди учащихся классов с наполняемостью, превышающей гигиенически допустимую величину) и соответственно в 1,2 раза меньше доля детей с низким уровнем работоспособности. Таким образом, превышение наполняемости классов выше предельно допустимой величины ведет к ухудшению функционального состояния организма школьников и способствует развитию утомления, что статистически значимо отражают показатели умственной работоспособности.

Причины переполненности классов и варианты их решения

Превышение нормативной численности учеников негативно сказывается и на работе педагогов, и на восприятии материала детьми. Из переполненных школ массово увольняются учителя, а дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия индивидуального подхода в образовании и инновационных методик в преподавании. В таких условиях творческие способности и академический потенциал школьников остается нераскрытым, а большое скопление детей провоцирует ухудшение эпидемиологической ситуации. 

Тенденция не только к предельному наполнению классных коллективов, но и зачастую к превышению его вследствие разных причин. В результате площади учебных кабинетов не соответствуют рекомендуемым гигиеническим нормам, выявляется дефицит набора и площадей помещений общешкольного назначения, санитарно- технического оборудования, повышается бактериальная обсемененность воздушной среды учебных классов. 

Переполненность школ и несоблюдение проектной и нормативной численности учеников в них в некоторых случаях продиктованы отсутствием общеобразовательных учреждений в строящихся микрорайонов областных городов и столицы. К сожалению, компании-застройщики и муниципальные власти не принимают во внимание потребность жильцов новостроек в детских садах и школах, из-за чего увеличивается нагрузка на учебные заведения в соседних районах и микрорайонах, а учащиеся сталкиваются с дополнительными трудностями ввиду значительной удаленности учреждения и обучения в переполненных классах. 

Таким образом, среднее количество учеников в классе достигает рекордных отметок, как и число классов в параллели (иногда набор первоклассников превышает проектную вместимость вдвое, и тогда в образовательном учреждении открывают первые классы от «А» до «З»). Администрации школ в этом случае приходится покрывать управленческие ошибки муниципальных и государственных властей, которые не принимают во внимание потребности новоселов в строящихся микрорайонов, а также необходимость в строительстве новых школ в городах и селах. 

Выходом из ситуации может стать открытие второй смены в образовательных учреждениях, которые не имеют статуса «гимназии» или «лицея» (в них вторая смена, как и превышение нормативной численности учеников является грубым нарушением). Понижать статусы учреждений никто не желает, а потому такой уловкой могут воспользоваться только руководители общеобразовательных школ. Если организация второй смены невозможна, для решения проблемы переполненности образовательные учреждения объединяются в образовательные комплексы. 

Спасти ситуацию с минимальным количеством учеников в классах могут только родители и педагоги, демонстрируя активную гражданскую позицию посредством массовых акций и обращений к власть имущим. 

Источник

Читайте также:  Норма цвета анализа мочи