Ситуации которые могут стать причиной совершения преступлений
Содержание статьи
Почему совершаются преступления?
Но главное заключается в следующем: преступление возможно, если человек нечестен, жаден, озлоблен, мстителен, завистлив, духовно несамостоятелен. Это — субъективные причины преступлений. Мы своими настроениями, притязаниями, своим отношением друг к другу, к семье, детям, общественным обязанностям, законам, своему будущему во многом определяем характер общества, нравственный климат в нем. Если существует много людей с нечистыми помыслами, грязными намерениями и целями, общество криминализируется, т. е. приобретает преступный оттенок.
Безусловно, определенную роль здесь играет образовательный уровень личности, его общая и правовая культура, а также условия воспитания в семье и в окружающей микросреде. Специфические условия индивидуальной жизни и воспитания иногда оказывают отрицательное воздействие на процесс формирования взглядов и привычек. В тех случаях, когда в этих условиях начинают складываться антиобщественные взгляды и привычки, отдельные лица в определенных ситуациях начинают действовать вопреки запретам, установленным законом.
Причиной совершения преступления несовершеннолетним является взаимное влияние отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов, У большинства таких подростков в структуре личности доминируют такие отрицательные качества, как лень, своеволие, безответственность, стремление к слепому подражанию, нечуткость, агрессивность и т. п.
Исследования лиц, совершивших преступления, позволили выявить следующие закономерности:
- 1. Правосознание подростка, совершившего преступление, как правило, по ряду запретов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам.
- 2. Такой подросток отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул.
- 3. В иных случаях несовершеннолетний признает правильной и справедливой правовую норму, за нарушение которой он был осужден, однако считает приговор, вынесенный ему, несправедливым (обычно — излишне суровым).
Многочисленные и многолетние наблюдения говорят совершенно определенно, что если дети из семьи воруют, то в этом виновата семья. Нездоровая обстановка в семье, корыстолюбие, жадность, стяжательство, равнодушие к людям, нежелание считаться с интересами других, проявляемые родителями, формируют у подростка ложное представление нашей действительности, приводят к возникновению антиобщественных навыков и привычек.
Человека действительно формирует среда. Но все действия и преступления в том числе, совершает сам человек. Никакие особенности среды оправдать преступление не могут. В конце концов в преступлении, которое совершает человек, виноват он сам. Поэтому закон наказывает именно его, а не общество, семью, в которой он вырос, школу, в которой учился, друзей. Скорее совершит преступление тот, кто плохо знает право, причем не только его «букву», но и «дух», кто не уважает закон, не привык соизмерять свои поступки с нормами морали и права.
Иные юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, стремятся всю вину за свое «грехопадение» возложить на окружающих: «Меня плохо воспитывали, вот я и стал таким». И ни слова о собственной вине, об осознании собственной ответственности за свои поступки. Отрицательные влияния на подростков извне, со стороны, могут быть очень сильными, обстановка жизни в семье невыносимой, но все-таки в конечном итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки, за его решения вести себя так или иначе.
Есть еще одна причина, очень парадоксальная на первый взгляд — это поведение потерпевших. Поведение потерпевших иногда бывает безответственным. Жертва как бы сама провоцирует преступника на совершение преступления. Например, девушка откликнулась на сомнительное приглашение малознакомых людей, согласилась с ними поехать за город и т.д. Это, конечно же, не оправдывает совершение противозаконных действий, сколь бы безответственным не было поведение потерпевшего, преступник все равно должен отвечать по закону.
Преступность, конечно, не вечна. И неисправимых преступников тоже не существует. Добро, милосердие способны исправить любую душу. Каждый человек способен обрести высокий смысл своего существования, ощутить свою нужность.
Мудрый старец из остросюжетного романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» сказал о нравственности и праве: «По моему глубокому убеждению, в нашей стране окончательная победа над преступностью будет одержана не карательными органами, а естественным ходом нашей жизни, ее экономическим развитием. А главное — моралью нашего общества, милосердием и гуманностью наших людей… Милосердие — та форма взаимоотношений, к которой мы всегда стремимся…»
Да, милосердие всегда, во все времена насущно, жизненно необходимо. А коли так, может наступить время (правда, не очень скоро), когда о преступности люди будут читать лишь в учебниках истории, как мы сейчас читаем в них о варварских казнях средневековья.
В искоренении преступности большую роль играет то, что окружающие виновного лица люди не равнодушны, способны остановить его. Вспомните героя романа В. Гюго «Отверженные» Жана Вальжана.
Бывший каторжник Жан Вальжан был зол на весь белый свет. Из-за пустяковой провинности его надолго упекли на каторгу. Он никому не верил и готов был совершать преступления из мести тому обществу, которое так плохо с ним обошлось. По путы с каторги его пустил переночевать священник Мириель. Рано утром Вальжан тайком покинул гостеприимный дом, «прихватив» столовое серебро. Его поймали. Привели к священнику, чтобы убедиться в краже. И что же Мириель?
— Я подарил вам эти приборы, — сказал он каторжнику в присутствии полицейских. — Вы забыли еще подсвечники. И он протянул дорогие вещи преступнику. Для Жана Вальжана все это было каким-то сном, чудесным, целительным. Он ушел, потрясенный до глубины души. И душа его исцелилась от этого акта милосердия и мудрости. Исчез преступник, заново родился честный, добрый, сильный и самоотверженный человек.
Нельзя поступать противозаконно только потому, что многие окружающие легко идут на нарушение закона. Правильно отмечал Лев Толстой: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».
Источник
Причины и условия совершения преступления
Причины преступления
Определение 1
Причины преступления – это те основания, явления, которые привели к совершению преступления, то есть обуславливают его возникновение и совершение.
Чаще всего причинами совершения преступлений является неудовлетворительное положение преступников в обществе, в том числе материальное. Люди совершают преступления по причине безработицы, низкой заработной платы, роста цен и т.д. Причиной совершения преступления также могут быть политические причины, ощущение вседозволенности, чувство алчности, правовой нигилизм.
Важную роль здесь также играет правовое воспитание и правосознание. От того, в каких условиях воспитывалась личность, какое у нее было окружение, зачастую зависит и вопрос о дальнейшем совершении данной личностью преступлений.
Специфическое современное воспитание оказывает отрицательное влияние на правосознание. У людей формируются антиобщественные взгляды и привычки, что не способствует формированию правового общества. Ребенок, который растет в семье алкоголиков, зачастую подпадает под негативное влияние, родители демонстрируют ему ассоцициальный образ жизни, а дети, как известно, неосознанно копируют в своем поведении родителей. В результате чего они могут совершать противозаконные действия.
Замечание 1
В последние годы активно прививается культ секса, пьянства, наркомании и проституции, призывают подростков действовать против правил. Действует всеобщая вседозволенность. Правоохранительные органы не всегда в состоянии бороться с потоком правонарушений и преступлений. В то же время пропагандируется негативное влияние правоохранительных органов.
Выделяют 2 категории причин:
- объективные;
- субъективные.
Первая категория включает в себя объективные факторы, противоречия, которые возникают в общественной жизни, в том числе различные социальные и экономические противоречия.
Вторая категория характеризуется низким уровнем правосознания, целями, мотивами, нравственными ценностями и интересами, потребностями отдельных индивидов, сообществ.
Причины также могут быть:
- экономическими;
- идеологическими;
- культурными;
- законодательными;
- управленческими.
Например, причиной совершения преступления на транспорте может стать неисправность автомобиля.
Условия совершения преступления
Кроме причин совершения преступления выделяют также условия совершения преступления.
Они отличаются тем, что не вызывают прямого совершения преступлений, однако играют роль факторов, способствующих их совершению. Например, это могут быть
- недостатки в организационно-технической сфере;
- недостатки в сфере охраны;
- недостатки в деятельности государственных и иных органов, например, полиции.
Эти условия факультативны, при этом преступление может быть и не совершено. Например, если на дверях склада отсутствует замок, это не является безусловной причиной совершения преступления, однако если бы был замок, это могло быть удержать лицо от совершения преступления.
Правоохранительные органы обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, преступлений, так как это законодатель отнесено к их задачам. В основу задач указанных органов также отнесена профилактика преступлений, что возможно осуществить только после установления причин и условий совершения преступлений.
Замечание 2
В качестве условий совершения преступлений можно называть следующие: развитие проституции, игромании, алкоголизма и наркомании. Развитие асоциальных явлений способствует совершению преступлений. В некоторых случаях погодные условия могут также способствовать совершению преступлений, например, это касается дорожно-транспортных происшествий.
/Замечание]
Источник
ëàññèôèêàöèÿ îáñòîÿòåëüñòâ, ñïîñîáñòâîâàâøèõ ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ, è èõ çíà÷åíèå ïðè ðàññëåäîâàíèè ïðåñòóïëåíèé *
<*> Ivanov D.A., Ugol’nikov A.V. Classification of circumstances promoting commitment of crime and importance thereof in investigation of crimes.
Èâàíîâ Äìèòðèé Àëåêñàíäðîâè÷, êàíäèäàò þðèäè÷åñêèõ íàóê, äîöåíò êàôåäðû ïðåäâàðèòåëüíîãî ðàññëåäîâàíèÿ Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà ÌÂÄ Ðîññèè.
Óãîëüíèêîâ Àëåêñàíäð Âèêòîðîâè÷, ïðåïîäàâàòåëü êàôåäðû ïðåäâàðèòåëüíîãî ðàññëåäîâàíèÿ Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà ÌÂÄ Ðîññèè.
Äàííàÿ ñòàòüÿ ïîñâÿùåíà ðàññìîòðåíèþ êðèòåðèåâ êëàññèôèêàöèè îáñòîÿòåëüñòâ, ñïîñîáñòâîâàâøèõ ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ. Íà îñíîâå àíàëèçà ìíåíèÿ ðàçëè÷íûõ ó÷åíûõ-ïðîöåññóàëèñòîâ ñôîðìóëèðîâàíî øåñòü ãðóïï, â êîòîðûõ ïðèâåäåíà êëàññèôèêàöèÿ îáñòîÿòåëüñòâ, ñïîñîáñòâîâàâøèõ ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ.  çàêëþ÷åíèå îáîñíîâûâàåòñÿ âûâîä î òîì, ÷òî ïðè óñòàíîâëåíèè è óñòðàíåíèè îáñòîÿòåëüñòâ, ñïîñîáñòâîâàâøèõ ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ, ñëåäóåò èñõîäèòü èç òîãî, ÷òî êðóã èõ âûÿâëåíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ òàêèìè âçàèìîñâÿçàííûìè è çà÷àñòóþ âçàèìîîáóñëîâëåííûìè êðèòåðèÿìè, êàê óñëîâèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïðåñòóïíîãî óìûñëà, îáñòîÿòåëüñòâà ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ïðåñòóïíèêà, åãî ëè÷íîñòíûå è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, îáñòîÿòåëüñòâàìè, îáëåã÷èâøèìè ðåàëèçàöèþ ïðåñòóïíîãî çàìûñëà, ñîâîêóïíîñòüþ îáúåêòèâíûõ è ñóáúåêòèâíûõ ôàêòîâ, ïîäëåæàùèõ äîêàçûâàíèþ.
Êëþ÷åâûå ñëîâà: îáñòîÿòåëüñòâà, ñïîñîáñòâîâàâøèå ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ; êîíêðåòíûå âíåøíèå îáñòîÿòåëüñòâà, ïîáóäèâøèå ëèöî ê ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ; óñëîâèÿ íðàâñòâåííîãî ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè; àíòèîáùåñòâåííàÿ íàïðàâëåííîñòü ëè÷íîñòè; îáñòîÿòåëüñòâà, ñïîñîáñòâóþùèå ðåàëèçàöèè ïðåñòóïíîãî çàìûñëà; îáñòîÿòåëüñòâà îáúåêòèâíîãî õàðàêòåðà, íàëè÷èå êîòîðûõ çàâèñèò îò âèäà êîíêðåòíîãî ïðåñòóïëåíèÿ; ñóáúåêòèâíûå ôàêòîðû, óñòàíîâëåíèå êîòîðûõ îáóñëîâëåíî àíòèîáùåñòâåííîé íàïðàâëåííîñòüþ ëè÷íîñòè.
The present article is devoted to consideration of criteria of classification of circumstances promoting commitment of crime. On the basis of analysis of opinion of various scientists-specialists in procedure the author formulates six groups where classification of circumstances promoting commitment of crime is given. As a result the author makes a conclusion that in determination and elimination of circumstances promoting commitment of crime it is necessary to proceed from the fact that the sphere of detection thereof is determined by such interconnected and often interdependent criteria as conditions of formation of criminal intent, circumstances of formation of personality of a criminal, his personal and social-psychology characteristics, circumstances which eased realization of criminal intent, the aggregate of objective and subjective facts subject to proving.
Key words: circumstances promoting commitment of crime; concrete external circumstances motivated a person to commitment of crime; conditions of moral formation of personality; anti-social direction of personality; circumstances promoting realization of criminal intent; circumstances of objective character, existence of which depends on the type of a concrete crime; subjective factors, the determination of which is conditioned by anti-social direction of personality.
Óÿñíåíèå ñóùíîñòè è ñîäåðæàíèÿ îáñòîÿòåëüñòâ, ñïîñîáñòâîâàâøèõ ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ, èìååò çíà÷åíèå äëÿ óñòðàíåíèÿ ñèòóàöèé, ñîçäàþùèõ áëàãîïðèÿòíóþ îáñòàíîâêó äëÿ ñîâåðøåíèÿ óãîëîâíî íàêàçóåìîãî äåÿíèÿ, â ñâÿçè ñ ÷åì âàæíî ðàññìîòðåòü èõ âèäû, íàèáîëåå ÷àñòî âûÿâëÿåìûå â õîäå ðàññëåäîâàíèÿ ïðåñòóïëåíèé.
Êëàññèôèêàöèÿ ðàññìàòðèâàåìûõ íàìè îáñòîÿòåëüñòâ ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ ïî ðàçëè÷íûì êðèòåðèÿì, êàæäûé èç êîòîðûõ îïðåäåëÿåò ñîäåðæàíèå òîãî èëè èíîãî ñîïóòñòâóþùåãî ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ è ñâÿçàííîãî ñ íèì ôàêòà <1>. Ê íèì îòíîñÿòñÿ: óñëîâèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïðåñòóïíîãî óìûñëà, ëè÷íîñòü ñîâåðøèâøåãî îáùåñòâåííî îïàñíîå äåÿíèå, óñëîâèÿ æèçíè, âîñïèòàíèÿ, âîçìîæíîñòü äîñòèæåíèÿ ïðåñòóïíîãî ðåçóëüòàòà <2>.
ÊîíñóëüòàíòÏëþñ: ïðèìå÷àíèå.
Êîììåíòàðèé ê Óãîëîâíî-ïðîöåññóàëüíîìó êîäåêñó Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè À.Â. Ñìèðíîâà, Ê.Á. Êàëèíîâñêîãî (ïîä îáù. ðåä. À.Â. Ñìèðíîâà) âêëþ÷åí â èíôîðìàöèîííûé áàíê.
<1> Êóäðÿâöåâ Â.Í. Ê âîïðîñó îá èçó÷åíèè ïðè÷èí ïðåñòóïíîñòè // Ñîâåòñêîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî. 1964. N 5. Ñ. 11; Ìèíüêîâñêèé Ã.Ì., Àðçóìàíÿí Ò.Ì., Çâèðáóëü Â.Ê. è äð. Äåÿòåëüíîñòü îðãàíîâ ðàññëåäîâàíèÿ, ïðîêóðîðà è ñóäà ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ïðåñòóïëåíèé. Ì.: Ãîñþðèçäàò, 1962. Ñ. 13 — 14; Ñìèðíîâ À.Â., Êàëèíîâñêèé Ê.Á. Êîììåíòàðèé ê Óãîëîâíî-ïðîöåññóàëüíîìó êîäåêñó Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Ïîñòàòåéíûé / Ïîä îáù. ðåä. À.Â. Ñìèðíîâà. 4-å èçä., äîï. è ïåðåðàá. // ÈÏÏ «Ãàðàíò».
<2> Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî èìååòñÿ îïðåäåëåííàÿ äîëÿ óñëîâíîñòè â êðèòåðèÿõ ðàçãðàíè÷åíèÿ äàííûõ îáñòîÿòåëüñòâ, îáóñëîâëåííîé íàëè÷èåì ìåæäó íèìè âçàèìîñâÿçåé è âçàèìîîáóñëîâëåííîñòè.
 ïåðâîé ãðóïïå ìîæíî âûäåëèòü êîíêðåòíûå âíåøíèå îáñòîÿòåëüñòâà, ïîáóäèâøèå ëèöî ê ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ, èëè, èíà÷å, îáñòîÿòåëüñòâà, ïðèâåäøèå ê ôîðìèðîâàíèþ «êîíêðåòíîãî ïðåñòóïíîãî óìûñëà» <3>. Ïîñêîëüêó áîëüøèíñòâî ïðåñòóïëåíèé ñîâåðøàåòñÿ óìûøëåííî, òî, ñîîòâåòñòâåííî, îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ñîçíàòåëüíûé ïîñòóïîê ÷åëîâåêà. Òàêèì îáðàçîì, äàííûå îáñòîÿòåëüñòâà âñåöåëî âûòåêàþò èç âîëåâîãî, ñîçíàòåëüíîãî äåéñòâèÿ ñóáúåêòà. Çäåñü ïîéäåò ðå÷ü î ïîâîäàõ è öåëÿõ, êîòîðûå ïðåñëåäóåò ñóáúåêò ïðåñòóïëåíèÿ ïðè ñîâåðøåíèè êîíêðåòíîãî óãîëîâíî íàêàçóåìîãî äåÿíèÿ.
<3> Ìèíüêîâñêèé Ã.Ì., Àðçóìàíÿí Ò.Ì., Çâèðáóëü Â.Ê. è äð. Óêàç. ñî÷. Ñ. 13 — 14.
Îäíèì èç îñíîâíûõ îáñòîÿòåëüñòâ ÿâëÿåòñÿ ïîâîä, ïîñëóæèâøèé îñíîâîé äëÿ ñîâåðøåíèÿ êîíêðåòíîãî ïðåñòóïëåíèÿ. Êàê èçâåñòíî, óãîëîâíî-ïðàâîâàÿ íàóêà âûäåëÿåò ðàçëè÷íûå ïîâîäû, íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèåñÿ ñðåäè íèõ — ýòî ìåñòü, çàâèñòü, êîðûñòü, ðåâíîñòü, ëè÷íàÿ íåïðèÿçíü, ñòå÷åíèå òÿæåëûõ æèçíåííûõ îáñòîÿòåëüñòâ è äð. Ïðè÷åì íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî êàæäûé ïîâîä õàðàêòåðåí äëÿ îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ âèäîâ ïðåñòóïëåíèé. Òàê, äëÿ ïðåñòóïëåíèé ïðîòèâ ñîáñòâåííîñòè, â ñôåðå íåçàêîííîãî îáîðîòà íàðêîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ, îðóæèÿ îäíèì èç ðàñïðîñòðàíåííûõ ïîâîäîâ ÿâëÿåòñÿ êîðûñòü è æåëàíèå ëåãêîé íàæèâû, â òî âðåìÿ êàê äëÿ ïðåñòóïëåíèé ïðîòèâ ëè÷íîñòè ýòî, íàïðèìåð, ìåñòü, çàâèñòü, ðåâíîñòü.
 òî æå âðåìÿ äëÿ ïðåñòóïëåíèé â ñôåðå ñòðàõîâîé äåÿòåëüíîñòè õàðàêòåðíû òàêèå ïîâîäû, ñâÿçàííûå ñ ôèíàíñîâûìè òðóäíîñòÿìè ñòðàõîâàòåëÿ, êàê íåîáõîäèìîñòü ñðî÷íîé óïëàòû ëè÷íîãî äîëãà; ìàòåðèàëüíûå òðóäíîñòè â ñåìüå; èñòå÷åíèå ñðîêà îïëàòû êðåäèòîâ êîììåð÷åñêèì ïðåäïðèÿòèåì, âîçãëàâëÿåìûì ñòðàõîâàòåëåì; íåîáõîäèìîñòü âîçâðàòà ññóäû <4>.
<4> Àëãàçèí À.È. Ìåòîäèêà ðàññëåäîâàíèÿ ïðåñòóïëåíèé, ñîâåðøàåìûõ ñ öåëüþ ïîëó÷åíèÿ ñòðàõîâîé âûïëàòû: Äèñ. … êàíä. þðèä. íàóê. Îìñê: Îìñêàÿ àêàäåìèÿ ÌÂÄ ÐÔ, 2000. Ñ. 69.
Èçó÷åíèå ñëåäñòâåííî-ñóäåáíîé ïðàêòèêè óãîëîâíûõ äåë î íàëîãîâûõ ïðåñòóïëåíèÿõ ïîçâîëÿåò ñäåëàòü âûâîä î òîì, ÷òî ïîâîäàìè ê èõ ñîâåðøåíèþ âûñòóïàþò: ïðîãðåññèðóþùèå ìàòåðèàëüíûå ïîòðåáíîñòè, ñòðåìëåíèå áûòü çàæèòî÷íûì ÷åëîâåêîì; ñêëîííîñòü ê ðèñêó, êîòîðàÿ ÷àñòî ïåðåðàñòàåò â àâàíòþðèçì; ïðåíåáðåæåíèå ê èíòåðåñàì îáùåñòâà â öåëîì; äèíàìè÷íîñòü ïîâåäåíèÿ â çàâèñèìîñòè îò îáñòîÿòåëüñòâ; íåóâàæåíèå çàêîíîâ è ñòðåìëåíèå äîñòè÷ü ïîñòàâëåííîé öåëè ëþáûìè, â òîì ÷èñëå è íåçàêîííûìè, ñïîñîáàìè <5>.
<5> Èñòîìèí Ï.À. Ïðîáëåìû ïðîôèëàêòèêè íàëîãîâûõ ïðåñòóïëåíèé â ñîâðåìåííîé Ðîññèè // Çàêîí è ïðàâî. 2009. N 12. Ñ. 46.
Ïîâîä âûñòóïàåò, ïî ñóòè, òîë÷êîì, êîòîðûé çàïóñêàåò ìåõàíèçì ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííîé äåòåðìèíàöèè. Îäíàêî, ïî âåðíîìó ìíåíèþ Î.Î. Ùåïèëîâà, «ñàì ïî ñåáå ïîâîä, òàê æå êàê è óñëîâèÿ, ïðè îòñóòñòâèè ïðè÷èíû íå ìîæåò ïîâëå÷ü íàñòóïëåíèå ñëåäñòâèÿ» <6>. Åñëè ïîä ñëåäñòâèåì äàííûé àâòîð ïîäðàçóìåâàåò èìåííî ôàêò ñîâåðøåíèÿ ïðåñòóïíîãî äåÿíèÿ, òî ìû ñîãëàñèìñÿ ñ åãî ìíåíèåì è óòî÷íèì, ÷òî ëèøü âñå òðè ýëåìåíòà (óñëîâèÿ, ïðè÷èíû è ïîâîäû), à â ñîâîêóïíîñòè — îáñòîÿòåëüñòâà, ñïîñîáñòâîâàâøèå ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ, — ïðèâîäÿò ê âîçìîæíîñòè ñîâåðøåíèÿ óãîëîâíî íàêàçóåìîãî äåÿíèÿ.
<6> Ùåïèëîâ Î.Î. Ñóùíîñòü, ïîíÿòèå è âèäû îáñòîÿòåëüñòâ, ñïîñîáñòâîâàâøèõ ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ // Óãîëîâíûé ïðîöåññ. 2009. N 5. Ñ. 23.
Íåîáõîäèìî âûäåëèòü è öåëè ïðåñòóïíîãî äåÿíèÿ.  ÷àñòíîñòè, â êà÷åñòâå öåëè êîíêðåòíîãî ïðåñòóïëåíèÿ ìîæåò âûñòóïàòü çàâëàäåíèå èìóùåñòâîì, ïðè÷èíåíèå ñìåðòè ëèáî âðåäà çäîðîâüþ ÷åëîâåêó, ïðè÷èíåíèå âðåäà äåëîâîé ðåïóòàöèè þðèäè÷åñêîìó ëèöó, äåçîðãàíèçàöèÿ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè, îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äð.
 îñíîâó âòîðîé ãðóïïû ìîæíî ïîëîæèòü óñëîâèÿ íðàâñòâåííîãî ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè, à èìåííî ñëåäóþùèå âåñüìà çíà÷èìûå ôàêòîðû <7>:
<7> Øëÿïî÷íèêîâ À.Ñ. Î êëàññèôèêàöèè îáñòîÿòåëüñòâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ // Ñîâåòñêîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî. 1964. N 10. Ñ. 97 — 98.
- íåäîñòàòêè ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ (áåçíàäçîðíîñòü ðåáåíêà, ãðóáîå îòíîøåíèå ñî ñòîðîíû áëèæàéøèõ ðîäñòâåííèêîâ, íåïðèâèòèå íàâûêîâ ê òðóäó), íåäîñìîòð è ïîïóñòèòåëüñòâî ñî ñòîðîíû ðîäèòåëåé <8>. Îòñóòñòâèå ó ðîäèòåëåé îáùåé è ïåäàãîãè÷åñêîé êóëüòóðû, íàâûêîâ âîñïèòàíèÿ, à òàêæå íåçäîðîâûå æèçíåííûå ïîçèöèè, ñëîæèâøèåñÿ â ñåìüå. Âñå ýòî ïðèâîäèò ê ôîðìèðîâàíèþ ó ïîäðîñòêà ïðåíåáðåæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê òðóäó, ïðàâàì è èíòåðåñàì äðóãèõ, ïîòðåáèòåëüñêèå íàñòðîåíèÿ, îòñóòñòâèå óâàæåíèÿ ê çàêîíó;
<8> Óãîëîâíûé ïðîöåññ: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Ïîä ðåä. À.Â. Åíäîëüöåâîé, Î.À. Ãàëóñòüÿíà. 2-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ; Çàêîí è ïðàâî, 2008. Ñ. 104.
- îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå áëèæàéøåãî áûòîâîãî îêðóæåíèÿ (ñêàíäàëû, ññîðû, äðàêè, àìîðàëüíîå ïîâåäåíèå ñîñåäåé, ïüÿíñòâî, ñêâåðíîñëîâèå);
- íåäîñòàòêè âîñïèòàòåëüíîé ðàáîòû â ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿõ (øêîëàõ, êîëëåäæàõ, òåõíèêóìàõ, âóçàõ) è â êîëëåêòèâàõ ïî ìåñòó ðàáîòû;
- íåáëàãîïðèÿòíûå ôàêòîðû ìàòåðèàëüíîãî ïîðÿäêà (òðóäíîñòè ñ óñòðîéñòâîì íà ðàáîòó, íåäîñòàòî÷íàÿ ìàòåðèàëüíàÿ îáåñïå÷åííîñòü ñåìüè, íåóäîâëåòâîðèòåëüíûå óñëîâèÿ ïðîæèâàíèÿ);
- îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå íåôîðìàëüíûõ ñâÿçåé è ãðóïï ñ àíòèîáùåñòâåííîé îðèåíòàöèåé, òàê êàê îíè ÿâëÿþòñÿ ïîëåì êóëüòèâèðîâàíèÿ íåãàòèâíûõ àíòèîáùåñòâåííûõ âçãëÿäîâ è íîðì â òå÷åíèå ïðîäîëæèòåëüíîãî ïåðèîäà <9>;
<9> Õèìè÷åâà Ã.Ï., Ïåòðóíåâ Â.Ï., Ùåêèí Ã.È. è äð. Ïðåäñòàâëåíèå ñëåäîâàòåëåé ïî äåëàì íåñîâåðøåííîëåòíèõ: Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè. Ì.: ÂÍÈÈ ÌÂÄ ÑÑÑÐ, 1988. Ñ. 7.
- íåóäîâëåòâîðèòåëüíàÿ ìàññîâàÿ è êóëüòóðíî-ïðîñâåòèòåëüñêàÿ ðàáîòà ïî ìåñòó æèòåëüñòâà (ðåäêî ïðîâîäèìûå ñîáðàíèÿ, ñõîäû æèëüöîâ äëÿ ðåøåíèÿ ëîêàëüíûõ âîïðîñîâ, îòñóòñòâèå ñïîðòèâíûõ ïëîùàäîê, êðóæêîâ, ñåêöèé).
Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî äàííûå ôàêòîðû, êîòîðûå ìîãóò ñòàòü îáñòîÿòåëüñòâàìè, ñïîñîáñòâîâàâøèìè ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ, îáÿçàòåëüíî ïîäëåæàò óñòàíîâëåíèþ ïî âñåì óãîëîâíûì äåëàì, íî èõ óñòàíîâëåíèå îñîáåííî âàæíî ïðè ïðîèçâîäñòâå ïî äåëàì â îòíîøåíèè íåñîâåðøåííîëåòíèõ (ï. 2 ÷. 1 ñò. 421 ÓÏÊ ÐÔ). Äëÿ èõ âûÿâëåíèÿ íåîáõîäèìî â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå óñòàíàâëèâàòü è äîêàçûâàòü óñëîâèÿ æèçíè è âîñïèòàíèÿ ïîäðîñòêà, âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè, à òàêæå ÿâíî ïðîÿâëÿþùèåñÿ îòêëîíåíèÿ îò íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè.
 òðåòüþ ãðóïïó ñ÷èòàåì âîçìîæíûì âêëþ÷èòü àíòèîáùåñòâåííóþ íàïðàâëåííîñòü ëè÷íîñòè, ïîä êîòîðîé íåêîòîðûå àâòîðû (Ã.Ï. Õèìè÷åâà, Â.Ï. Ïåòðóíåâ, Ã.È. Ùåêèí) ïîíèìàþò ñèñòåìó â òîé èëè èíîé ñòåïåíè èñêàæåííûõ âçãëÿäîâ, ïðåäñòàâëåíèé, íåãàòèâíîå îòíîøåíèå ê ñîöèàëüíûì è ìîðàëüíûì öåííîñòÿì, îïðåäåëåííûé õàðàêòåð ïîòðåáíîñòåé è èçáèðàåìûå ëè÷íîñòüþ â ñîîòâåòñòâèè ñ åå âçãëÿäàìè ñïîñîáû èõ óäîâëåòâîðåíèÿ <10>.
<10> Òàì æå. Ñ. 6.
Ê ÷åòâåðòîé ãðóïïå ìîæíî îòíåñòè îáñòîÿòåëüñòâà, ñïîñîáñòâóþùèå ðåàëèçàöèè ïðåñòóïíîãî çàìûñëà, îáëåã÷èâøèå ñîâåðøåíèå ïðåñòóïëåíèÿ, äàâøèå ê íåìó ïîâîä, ñïîñîáñòâîâàâøèå íàñòóïëåíèþ áîëåå òÿæêèõ ïîñëåäñòâèé <11>. Êàê ñïðàâåäëèâî óòâåðæäàåò Â.Í. Êóäðÿâöåâ, ýòà ãðóïïà îáñòîÿòåëüñòâ ñâÿçàíà íå ñòîëüêî ñ ñóáúåêòîì, ñêîëüêî ñ îáúåêòîì ïðåñòóïíîãî ïîñÿãàòåëüñòâà <12>. Äàííûå îáñòîÿòåëüñòâà âûÿâèòü è óñòðàíèòü ëåã÷å, ÷åì âûøåïåðå÷èñëåííûå íåãàòèâíûå óñëîâèÿ íðàâñòâåííîãî ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè.  äàííîé êàòåãîðèè ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà.
ÊîíñóëüòàíòÏëþñ: ïðèìå÷àíèå.
Êîììåíòàðèé ê Óãîëîâíî-ïðîöåññóàëüíîìó êîäåêñó Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè À.Â. Ñìèðíîâà, Ê.Á. Êàëèíîâñêîãî (ïîä îáù. ðåä. À.Â. Ñìèðíîâà) âêëþ÷åí â èíôîðìàöèîííûé áàíê.
<11> Ñìèðíîâ À.Â., Êàëèíîâñêèé Ê.Á. Óêàç. ñî÷.
<12> Êóäðÿâöåâ Â.Í. Óêàç. ñî÷. Ñ. 18.
Âî-ïåðâûõ, ýòî íåäîñòàòêè â äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè, îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, îáùåñòâåííûõ îáúåäèíåíèé. Ñþäà ìîæíî îòíåñòè òàêèå ÿâëåíèÿ è ïðîöåññû, ïîëó÷èâøèå â ïîñëåäíåå âðåìÿ îñîáóþ îãëàñêó, êàê âçÿòî÷íè÷åñòâî, êîððóïöèÿ, êóïëÿ-ïðîäàæà äîëæíîñòåé è çâàíèé, èñïîëüçîâàíèå ïðèíöèïà êëàíîâîñòè ïðè ïðîäâèæåíèè ïî ñëóæåáíîé ëåñòíèöå è äð. Äåéñòâèòåëüíî, ïåðå÷èñëåííûå îáñòîÿòåëüñòâà íåãàòèâíî âëèÿþò íà ïðîöåññ îðãàíèçàöèè è äåÿòåëüíîñòè óêàçàííûõ îðãàíîâ âëàñòè è èõ äîëæíîñòíûõ ëèö, òàê êàê çà÷àñòóþ ïîðîæäàþò ñîâåðøåíèå íå òîëüêî äèñöèïëèíàðíûõ ïðîñòóïêîâ è àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèé, íî è óãîëîâíî íàêàçóåìûõ äåÿíèé.
Âî-âòîðûõ, ïðîÿâëåíèÿ õàëàòíîñòè ñî ñòîðîíû äîëæíîñòíûõ ëèö, îòâå÷àþùèõ çà ââåðåííîå èì ïî ñëóæåáíîé äåÿòåëüíîñòè èìóùåñòâî è èíûå ìàòåðèàëüíûå áëàãà. Äàííûå îáñòîÿòåëüñòâà âåñüìà ðàçíîîáðàçíû è çàâèñÿò íå òîëüêî îò âèäà ïðåñòóïëåíèÿ, íî è îò êîíêðåòíûõ îáñòîÿòåëüñòâ ìåñòà è âðåìåíè. Ñðåäè íèõ ìîæíî âûäåëèòü òàêèå íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèåñÿ íåäîñòàòêè, êàê íåóäîâëåòâîðèòåëüíûé ó÷åò ìàòåðèàëüíûõ öåííîñòåé, íèçêèé óðîâåíü êîíòðîëüíî-ðåâèçèîííîé ðàáîòû, íåäîñòàòêè â îõðàíå ìàòåðèàëüíûõ öåííîñòåé, îòñóòñòâèå âåäîìñòâåííûõ îõðàííûõ ïîäðàçäåëåíèé, íåîáîñíîâàííîå è íåîïðàâäàííîå ñ òî÷êè çðåíèÿ ïðàêòè÷åñêîé íåîáõîäèìîñòè ñóùåñòâåííîå ñîêðàùåíèå øòàòà îòðÿäîâ âîåíèçèðîâàííîé îõðàíû. Íàïðèìåð, ñîêðàùåíèå øòàòà ñîòðóäíèêîâ ïîäðàçäåëåíèé òðàíñïîðòíîé ïîëèöèè, êîòîðûå äî ïîñëåäíåãî âðåìåíè êàê çàíèìàëèñü îõðàíîé ãðóçîâ, ïåðåâîçèìûõ íà æåëåçíîäîðîæíîì òðàíñïîðòå, òàê è îòâå÷àëè çà áåçîïàñíîñòü ïàññàæèðîâ. Äàííîå îáñòîÿòåëüñòâî ìîæåò íåãàòèâíî îòðàçèòüñÿ íà áåçîïàñíîñòè ïåðåâîçîê ãðóçîâ è ïàññàæèðîâ íà æåëåçíîäîðîæíîì òðàíñïîðòå, òàê êàê ñîêðàùåíèå ÷èñëåííîñòè ñîòðóäíèêîâ âíåâåäîìñòâåííîé îõðàíû îáëåã÷èò ïðîíèêíîâåíèå íà ðåæèìíûå îáúåêòû è ñîâåðøåíèå ïðåñòóïëåíèé íà èõ òåððèòîðèè.
 ïÿòóþ ãðóïïó ñëåäóåò îòíåñòè îáñòîÿòåëüñòâà îáúåêòèâíîãî õàðàêòåðà (Å.À. Àíòîíÿí, À.Â. Áîêîâ, Í.À. Ñåëèâàíîâ è äð.) <13>, íàëè÷èå êîòîðûõ çàâèñèò îò òîãî, êàêîå èìåííî ïðåñòóïëåíèå áûëî ñîâåðøåíî. Íàïðèìåð, ïî óãîëîâíûì äåëàì î ïðåñòóïëåíèÿõ, ñâÿçàííûõ ñ ïðîèçâîäñòâåííîé è óïðàâëåí÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ (êðàæè, ïðèñâîåíèå èëè ðàñòðàòà, õàëàòíîñòü, çëîóïîòðåáëåíèå ïîëíîìî÷èÿìè, íåçàêîííîå èñïîëüçîâàíèå òîâàðíîãî çíàêà, íàðóøåíèå ïðàâèë èçãîòîâëåíèÿ è èñïîëüçîâàíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ïðîáèðíûõ êëåéì, ëæåïðåäïðèíèìàòåëüñòâî è äð.), ìîæíî âûäåëèòü òàêèå îáñòîÿòåëüñòâà, ñïîñîáñòâîâàâøèå ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ, êàê:
<13> Áîêîâ À.Â., Ñîëîäîâíèêîâ Ñ.À., Àíòîíÿí Å.À. è äð. Êðèìèíîëîãèÿ: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Ïîä ðåä. ïðîô. Ñ.Ì. Èíøàêîâà. Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ; Çàêîí è ïðàâî, 2005. Ñ. 74; Ñåëèâàíîâ Í.À. Ïðîôèëàêòè÷åñêàÿ ðàáîòà ñëåäîâàòåëÿ // Ñïðàâî÷íèê ñëåäîâàòåëÿ. Âûï. 2. Ïðàêòè÷åñêàÿ êðèìèíàëèñòèêà: ðàññëåäîâàíèå îòäåëüíûõ âèäîâ ïðåñòóïëåíèé. Ì.: Þðèä. ëèò., 1990. Ñ. 41.
- ïðèñâîåíèå èëè ðàñòðàòà äîëæíîñòíûìè ëèöàìè ââåðåííîãî èì èìóùåñòâà è èíûõ ìàòåðèàëüíûõ öåííîñòåé îðãàíèçàöèè;
- íèçêîå êà÷åñòâî, íåèñïðàâíîñòè è íåóäîâëåòâîðèòåëüíûé óðîâåíü îáñëóæèâàíèÿ îáîðóäîâàíèÿ, ïðèâîäÿùèå ê íàðóøåíèÿì ïðàâèë òåõíèêè áåçîïàñíîñòè è, êàê ñëåäñòâèå, ïðè÷èíåíèþ èìóùåñòâåííîãî âðåäà è âðåäà çäîðîâüþ ðàáîòíèêîâ ñîîòâåòñòâóþùèõ îðãàíèçàöèé è ïðåäïðèÿòèé;
- áåñõîçÿéñòâåííîå è õàëàòíîå îòíîøåíèå äîëæíîñòíûõ ëèö ê îáåñïå÷åíèþ ñîõðàííîñòè èìóùåñòâà, ïðèâîäÿùåå ê ñîâåðøåíèþ õèùåíèé;
- îòñóòñòâèå ñîâðåìåííûõ ñðåäñòâ îõðàíû ìàòåðèàëüíûõ öåííîñòåé è äåíåæíûõ ñðåäñòâ;
- íåäîñòàòêè â ïðîâåäåíèè ðåâèçèé, èíâåíòàðèçàöèé è â êîíòðîëå çà ðàñõîäîì ñûðüÿ è ãîòîâîé ïðîäóêöèè.
×òî êàñàåòñÿ ïðåñòóïëåíèé ïðîòèâ îáùåñòâåííîé áåçîïàñíîñòè è îáùåñòâåííîãî ïîðÿäêà (íàïðèìåð, òàêèõ, êàê íåçàêîííûé îáîðîò îðóæèÿ, íàðêîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ, áàíäèòèçì, ìàññîâûå áåñïîðÿäêè), òî ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå îáúåêòèâíûå îáñòîÿòåëüñòâà, ñîïóòñòâóþùèå èõ ñîâåðøåíèþ:
- íàðóøåíèå ïðàâèë îòïóñêà íàðêîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ â ìåäèöèíñêèõ è ôàðìàöåâòè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ;
- ñëàáàÿ ðàáîòà îðãàíîâ âíóòðåííèõ äåë è îðãàíîâ ïî êîíòðîëþ çà îáîðîòîì íàðêîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ è ïñèõîòðîïíûõ âåùåñòâ ïî âûÿâëåíèþ ìåñò ñèñòåìàòè÷åñêîãî ìàññîâîãî óïîòðåáëåíèÿ íàðêîòèêîâ è ìåñò èõ ñáûòà;
- íåóäîâëåòâîðèòåëüíûé óðîâåíü îõðàíû ïðåäïðèÿòèé, ïðîèçâîäÿùèõ îãíåñòðåëüíîå îðóæèå, à òàêæå ó÷ðåæäåíèé, èñïîëüçóþùèõ îðóæèå â ñèëó ïðîôåññèîíàëüíîé íàïðàâëåííîñòè èõ äåÿòåëüíîñòè (÷àñòíûå îõðàííûå ïðåäïðèÿòèÿ, âîèíñêèå ÷àñòè è äð.);
- ñëàáûé êîíòðîëü ñî ñòîðîíû îðãàíîâ âíóòðåííèõ äåë çà ñîáëþäåíèåì ïðàâèë, ðåãëàìåíòèðóþùèõ ïðèîáðåòåíèå, ðåãèñòðàöèþ, õðàíåíèå è îáîðîò îãíåñòðåëüíîãî îðóæèÿ;
- íåäîñòàòêè â äåÿòåëüíîñòè ñëóæá îõðàíû îáùåñòâåííîãî ïîðÿäêà îðãàíîâ âíóòðåííèõ äåë (ïàòðóëüíî-ïîñòîâàÿ è äîðîæíî-ïàòðóëüíàÿ ñëóæáû, ãðóïïû íåìåäëåííîãî ðåàãèðîâàíèÿ, îòäåëû âíåâåäîìñòâåííîé îõðàíû, îïîðíûå ïóíêòû ïîëèöèè).
Ìû ïðèâåëè äàëåêî íå èñ÷åðïûâàþùèé ïåðå÷åíü îáúåêòèâíûõ îáñòîÿòåëüñòâ, êîòîðûå ïðÿìî èëè êîñâåííî ïðèâîäÿò ê ñîâåðøåíèþ îïðåäåëåííîé êàòåãîðèè ïðåñòóïëåíèé, ïðè÷åì íåêîòîðûå âûñòóïàþò òàêîâûìè ïðè ñîâåðøåíèè íåñêîëüêèõ âèäîâ äåÿíèé îäíîâðåìåííî. Íàïðèìåð, íåäîñòàòî÷íûé êîíòðîëü çà ïðèîáðåòåíèåì, ðåãèñòðàöèåé è õðàíåíèåì îãíåñòðåëüíîãî îðóæèÿ ïðèâîäèò íå òîëüêî ê ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèé, ñâÿçàííûõ ñ åãî íåçàêîííûì îáîðîòîì, íî è ê âîçìîæíîñòè ñîâåðøåíèÿ òàêèõ ïðåñòóïëåíèé, êàê ðàçáîéíûå íàïàäåíèÿ, ìàññîâûå áåñïîðÿäêè, óáèéñòâà, õóëèãàíñòâî, çàõâàò çàëîæíèêîâ è ìíîãèõ äðóãèõ.
 øåñòóþ ãðóïïó íåîáõîäèìî âêëþ÷èòü ðÿä îáñòîÿòåëüñòâ ñóáúåêòèâíîãî õàðàêòåðà, êîòîðûå íå ìåíåå çíà÷èìû äëÿ óñòàíîâëåíèÿ è óñòðàíåíèÿ. Ê òàêîâûì ìîæíî îòíåñòè:
- íåóäîâëåòâîðèòåëüíóþ ðàáîòó ðóêîâîäèòåëåé ïðåäïðèÿòèé è ó÷ðåæäåíèé â äåÿòåëüíîñòè ïî ïðîôèëàêòèêå ïðåñòóïëåíèé ñðåäè ïîä÷èíåííûõ èì òðóäîâûõ êîëëåêòèâîâ;
- äåôåêòû â äåÿòåëüíîñòè ïî èñïðàâëåíèþ è ïåðåâîñïèòàíèþ ëèö, îòáûâàþùèõ íàêàçàíèÿ, ñî ñòîðîíû àäìèíèñòðàöèè ìåñò ñîäåðæàíèÿ îñóæäåííûõ;
- íåîêàçàíèå äîëæíîé ñîöèàëüíîé ïîìîùè ëèöàì, îòáûâøèì íàêàçàíèå (òðóäîóñòðîéñòâî, îáåñïå÷åíèå æèëüåì);
- íåäîñòàòî÷íûé êîíòðîëü çà ëèöàìè, îòáûâøèìè íàêàçàíèå è âåðíóâøèìèñÿ èç ìåñò ëèøåíèÿ ñâîáîäû, ñî ñòîðîíû óãîëîâíî-èñïðàâèòåëüíûõ èíñïåêöèé Ôåäåðàëüíîé ñëóæáû èñïîëíåíèÿ íàêàçàíèÿ, êîòîðûå, â ÷àñòíîñòè, îáÿçàíû âûÿâëÿòü îáñòîÿòåëüñòâà, ñïîñîáñòâîâàâøèå ñîâåðøåíèþ îñóæäåííûìè ïîâòîðíûõ ïðåñòóïëåíèé, íàðóøåíèé îáùåñòâåííîãî ïîðÿäêà, òðóäîâîé äèñöèïëèíû, è ïðèíèìàòü ìåðû ïî èõ óñòðàíåíèþ <14>;
<14> Êîçëîâ Ñ.Ñ. Íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêèé êîììåíòàðèé ê Ôåäåðàëüíîìó çàêîíó îò 24 èþíÿ 1999 ãîäà N 120-ÔÇ «Îá îñíîâàõ ñèñòåìû ïðîôèëàêòèêè áåçíàäçîðíîñòè è ïðàâîíàðóøåíèé íåñîâåðøåííîëåòíèõ» // ÈÏÏ «Ãàðàíò».
- íåäîñòàòî÷íûé êîíòðîëü çà ëèöàìè, îòáûâøèìè íàêàçàíèå è âåðíóâøèìèñÿ èç ìåñò ëèøåíèÿ ñâîáîäû, ñî ñòîðîíû ó÷àñòêîâûõ óïîëíîìî÷åííûõ ïîëèöèè, êîòîðûå äîëæíû êîíòðîëèðîâàòü óêàçàííûå êàòåãîðèè ëèö íà ó÷àñòêå èõ îïåðàòèâíîãî îáñëóæèâàíèÿ.
Íà îñíîâàíèè èçëîæåííîãî ìîæíî ñäåëàòü âûâîä î òîì, ÷òî ïðè óñòàíîâëåíèè è óñòðàíåíèè îáñòîÿòåëüñòâ, ñïîñîáñòâîâàâøèõ ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ, ñëåäóåò èñõîäèòü èç òîãî, ÷òî êðóã èõ âûÿâëåíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ òàêèìè âçàèìîñâÿçàííûìè è çà÷àñòóþ âçàèìîîáóñëîâëåííûìè êðèòåðèÿìè, êàê óñëîâèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïðåñòóïíîãî óìûñëà, îáñòîÿòåëüñòâà ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ïðåñòóïíèêà, åãî ëè÷íîñòíûå è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, îáñòîÿòåëüñòâà, îáëåã÷èâøèå ðåàëèçàöèþ ïðåñòóïíîãî çàìûñëà, ñîâîêóïíîñòü îáúåêòèâíûõ è ñóáúåêòèâíûõ ôàêòîâ, ïîäëåæàùèõ äîêàçûâàíèþ.
Òàêèì îáðàçîì, â ðåçóëüòàòå èññëåäîâàíèÿ îáñòîÿòåëüñòâ, ñïîñîáñòâîâàâøèõ ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ, êîòîðûå ïîäëåæàò äîêàçûâàíèþ ñëåäîâàòåëåì, áûëà îáîñíîâàíà âîçìîæíîñòü èõ êëàññèôèêàöèè íà øåñòü ãðóïï:
- êîíêðåòíûå âíåøíèå îáñòîÿòåëüñòâà, ïîáóäèâøèå ëèöî ê ñîâåðøåíèþ ïðåñòóïëåíèÿ;
- óñëîâèÿ íðàâñòâåííîãî ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè;
- àíòèîáùåñòâåííàÿ íàïðàâëåííîñòü ëè÷íîñòè;
- îáñòîÿòåëüñòâà, ñïîñîáñòâóþùèå ðåàëèçàöèè ïðåñòóïíîãî çàìûñëà;
- îáñòîÿòåëüñòâà îáúåêòèâíîãî õàðàêòåðà, íàëè÷èå êîòîðûõ çàâèñèò îò âèäà êîíêðåòíîãî ïðåñòóïëåíèÿ;
- ñóáúåêòèâíûå ôàêòîðû, óñòàíîâëåíèå êîòîðûõ îáóñëîâëåíî àíòèîáùåñòâåííîé íàïðàâëåííîñòüþ ëè÷íîñòè.
Источник