Санкция как структурный элемент правовой нормы может быть альтернативной
Содержание статьи
Санкция как элемент структуры нормы права: понятие и виды.
Санкция — это такая часть нормы права, которая устанавливает невыгодные последствия на случай невыполнения правила, обозначенного в диспозиции. Санкция является выражением осуждения и принуждения, которые применяется государством к субъекту общественных отношений при нарушении им требований нормы права.
В зависимости от степени невыгодности последствий санкции подразделяются на штрафные, правовостановительные и меры предупредительного воздействия.
1) Штрафные (карательные) санкции предусматривают наиболее невыгодные последствия для правонарушителя (лишение свободы, лишение родительских прав и др.).
2) Правовостановительные санкции направлены не на наказание правонарушителя, а на восстановление прежнего состояния нарушенных прав и законных интересов, выполнения правонарушителем, возложенных на него и невыполненных или ненадлежащим образом выполненных обязательств (восстановление на прежней работе (должности) незаконно уволенных рабочих; уплата алиментов; отобрания индивидуально определенной вещи у должника и передача ее кредитору и тому подобное).
3) К мерам предупредительного воздействия относят привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого.
По сфере использования санкции подразделяются на:
1) конституционно-правовые (признание конституционным судом закона, не соответствующим конституции);
2) гражданско-правовые (признание договора недействительным, взыскание неустойки);
3) административно-правовые (штраф, лишение специального права, предоставленного гражданину, например, охоты);
4) дисциплинарные (вынесение выговора или увольнения с работы);
5) уголовные (исправительные работы, лишение свободы).
По степени определенности различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции.
1) Абсолютно определенные санкции четко и исчерпывающе указывают на вид и меру государственного принуждения (увольнение с работы, четко определен размер штрафа).
2) Относительно определенные санкции предусматривают минимальные и максимальные или максимальные пределы невыгодных последствий (лишение свободы сроком от … и до …, исправительные работы сроком до …).
Классификация правовых норм: виды отправных (исходных) норм права и виды норм правил поведения.
Каждая система права состоит из огромного количества правовых норм. Правовые нормы отличаются н только системностью, но и специализацией — каждая из них «отвечает» за свой участок «работы». Для лучшей ориентации в многообразии норм их классифицируют по двум группам:
· отправные (исходные, первичные, учредительные);
· нормы-правила поведения, непосредственно регулирующие поведение индивидов, организаций.
Отправные (исходные) нормы отличаются наиболее общим характером, выполняют особую роль в правовом регулировании. Их назначение в том, что они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Специальное юридическое значение этих отправных регуляторов в определении целей, задач, принципов, пределов, направлений правового регулирования, закреплении правовых понятий, категорий.
Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы-начала, нормы-принципы, нормы-директивы и нормы-дефиниции.
1) нормы-начала — предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и т.д.;
2) нормы-принципы — законодательные предписания, выражающие, закрепляющие определенные исходные правовые идеи, отправные начала (принципы) правового регулирования. Например, принцип равенства, предусмотренный Конституцией;
3) нормы-директивы, определяющие нормы и задачи отрасли права;
4) нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий: преступления, вины, соучастия — в уголовном праве; правоспособности, дееспособности, сделки, обязательства, неустойки, договора, юридического лица и др. — в гражданском праве.
Нормы-правила поведения- нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права и обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Эти нормы составляют абсолютное большинство во всех отраслях права. В основу классификации норм-правил поведения могут быть положены различные критерии.
1) в зависимости от предмета правового регулирования:
· конституционные;
· уголовно-правовые;
· гражданско-правовые;
· административно-правовые;
· другие отрасли права.
2) по функциональной направленности различаются:
· регулятивные нормы устанавливают права и обязанности лиц;
· охранительные нормы устанавливают вид и меру ответственности за нарушение прав и за неисполнение обязанностей.
3) в зависимости от характера правового предписания:
· дозволительная норма представляет адресату нормы право совершить какое-либо действие;
· обязывающая норма содержит обязанность адресата нормы совершить какое-то действие;
· запрещающая норма предписывает воздержаться от указанного в норме действия.
4) в зависимости от круга лиц различают:
· общие специальные. Общие распространяются на все население, специальные — на определённый круг лиц (государственные служащие, дети, беженцы);
· исключительные нормы права делают изъятия из общих и специальных норм.
5) в зависимости от основных методов правового регулирования различаются:
· императивные нормы (содержащие властные предписания, не допускающие никаких отклонений). Императивные нормы характерны для конституционного, административного, уголовного права. Такие нормы невозможно изменить частным соглашением сторон;
· диспозитивные нормы (их предписания могут варьироваться по усмотрению участников отношений). Диспозитивные нормы характерны для гражданского, семейного, коммерческого права. Их предписания оставляют место для усмотрения сторон.
6) в зависимости от времени действия различаются:
· постоянные (например, первые 14 разделов Конституции Украины содержат постоянные действующие нормы);
· временные (например, 15 раздел Конституции Украины — нормы временного действия).
7) по характеру воздействия на личность различаются:
· карающие устанавливают меру и вид юридической ответственности за нарушение нормы права;
· поощряющие устанавливают меры поощрения за одобряемый обществом и государством вариант поведения;
· рекомендательные устанавливают желательный, но не обязательный вариант поведения.
8) по степени определённости диспозицииразличаются:
· абсолютно-определённые;
· относительно-определённые;
· альтернативные;
· бланкетные.
Источник
, . , , — , . . — , , , , -, , . , , . .
— , «» . , , , , . , .
:
- , , — ; , ; , ( ) ; , , (, ) ;
- — , .. , , (, ) (, ) ;
- — , , ( ) — , ;
- ;
- — , , , , , , , , , ; , , ;
- — , — .
, .
— , , .
, .. , , :
- , , ;
- , ;
- (, , ..).
« » , , . () .
: ) ( ).
— , , (, ), ( .). () , , , -, ; ) , , , .. , , . , , , , ; ) . , ( 2020), . .
. .
. , ,
. .
— , , . , , . , , , . , , , .. , — — . . , , — , , — , . .
.
- , , .
- — , , , ; .
- — , , ; .
.
: → → «» «» «»
: . 300 : .
- : , .
- : , , .
- : .
, , . . , — .
, , , « » , . .. , , 1. — .
— « » , ( ) ( ) .
, , , . , , .
, .
, .
: . 116 : .
, . , . (, ) .
, . , , . , , , , — , , ..
, , , .
: . 357 . : , , , , , , , , , — 12 20 , , .
— «» , . , , — , , , , .. , -, ..
— , .
. ( ) . , , ; , . ( , .) , .
: .
, , () ; , , , .
, .
( ) (); (, .) .
, () .
, , .
: . 4 . 99 : .
() , , .
: . 2 . 81 : 35 , 10 .
, .
: . 2 . 85 : () () , () () .
— .
: . 4 . 111 : , .
( ) — () () .
: . 2 . 117 : .
( ) — ; .
: . 3 . 117 : .
, .
, .
: . 3 . 12.3 : , , : , , — .
() , .
: . 1 . 291 . : , — … .
, .
: . 1 . 126 . : — .
, , — -.
— , , — (, ; — ( ..)).
— , , , — , .
— : . 3 . 12.3 .
, , : , , — .
— : . 1 . 299 .
: — . 2 . 299 : , , — .
(-, -, -, — ).
— : . 3 . 453 . : , , .
— : . 1 . 126 . : — .
— : . 3 . 12.3 .
, , : , , — .
— : . ) . 1 . 31 « ». () : , . 2 . 75 , : ) , , , , , ( ), , .
— ( , , , ), ( — , ( ), , ).
.
— , . — , — , . , .
, , , , , .
:
1. .
: . 113 : , . , (), — .
2. .
: . 117 :
1. () , () .
2. () .
.
3. .
: . 1 . 109 : , . 111 117 … 111 117 .
4. — , , .
: . 23 . :
1. …
2. 1 2013 . — 30 2012 . 302-.
, . 2 . 23 , .
.
— ; , . , , —
. , , .
: . 26 : .
.
() — , .
: . 1 . 117 : , , . 111 112 , — .
, .
— , , , . − , . , , , , ; , , . .
: . 1 . 350 : , , , — , , .
, , , , ..
( ) () .
() , , . ; , , .
: . 26 « »; . 41
« »; . 9 « », , « » — .. , .
, , .
: , ; . 10 , : , .
, .
, , « » .
:
— , — , «» . — , , , . , .
— ( -), (, ). — , , , .
: . 2 . 117 : .
( , , ). — , , .. .
: . 4 . 111 : , .
, .. , () (, — ); — , , .. .
: -: ) «» : . 2 . 1 . 421 . : , , , ; ) , : . 3 . 428 . : , . 2 , , , , , , ; ) : . 1. . 158 . : , .. , , , , , , , .
— , — , . , , .
— , . — . () , , , .
, , .
— , .
: . 8 ( ) , , , (. 1). 1 . 31 , (), , .
(, , ), , , , .. , , .
, , . () , , . , « » (, ). — , . .
:
) . 2 . 1 « ». : , : 1) ; 2) , …
, .
) . 1 . 1186 . , — — , : , — — , , , , , , (. 2 . 3) , .
, , .
) . 1205 . , : , .
, , — .
) . 4 . 15 : , , .
, .
) Lex specialis derogat generali ( ).
, , , 1 1999 . 211- .
.. , , .. . 127 ( ), , . 1 . 1 . 6 . 3 . 1 . 7 12 1995 . « — », — , . , .. . , . 18, 48, 51 55 , . , . 1 . 49 , . , , (. 2 . 49 . 1 . 51 ) () , (. 2 . 48 ). , — .
— , ( lex specialis) , — . , , , , . 48 49, 51 .
.. . 4 . 127 , . 1 . 1 . 6 . 3 . 1 . 7 « — ». , — , , . 46-48, 68-71 , .
, , , , , , .
( ) :
— , , ; .
: . 4 . 111 : , .
, .
— , . — , , .
() () .
: . 2 . 117 : .
, .
( ) , .
: . 3 . 117 : , .
— . .
:
— .
: . 1 . 196 : .
— .
: . 1 . 725 : , , , .
— «» , , , .
: . 208 , : , , ; .
(, -, , , — .). , , .
:
, ; , , , , . : , , -, , , .. , , , , , . , , , .
: . 21 . : , ,
, ; , ; , , .
— , .
— — , , ; , , . , . , , . .
— , — , — .
: . 1 . 120 . : .
, — .
, .
, , — , . , , , .
. 2 . 31 : , .
, , ( «») — .
. 2 , , 22 2012 . 1575: , , . 44 30 2011 . 342- « » , .
, , , , . , . . , , .
: . 7 . 12 « »: , ( , , ), .
, , , , , . , .
: . 1.2 : , , , — , , , , , , , , .
Источник
Санкция как элемент нормы права: понятие, классификация
Санкция — элемент нормы права, указывающий на негативные правовые результаты в случае невыполнения определенного правила. Выражает рассмотрение и принудительную меру, которая принимается к субъекту общественных отношений государством при нарушении нормы права.
Классификации санкций
По степени определенности различают:
- Неопределенные санкции, для которых характерно применение меры государственного воздействия на усмотрение одного из правоохранительного органа.
- Альтернативные санкции, позволяющие применить на выбор к нарушителю меру должного воздействия. Например, по статье 208, п.2 Уголовного кодекса РФ предусмотрено наказание — ограничение свободы до 3 лет, арест до 6 месяцев или лишение свободы до 5 лет.
- Относительно определенные санкции, для которых характерно установление высшей и (или) низшей границы меры государственного воздействия. К этому относится до 10 лет лишения свободы.
- Абсолютно определенные санкции, показывающие степень воздействии со стороны государства. К примеру, таким воздействием может быть штраф в размере 200 рублей.
По характеру последствий выделяют:
- Позитивные санкции, которые рассматривают меру поощрения для граждан, действующих в рамках принятых норм права.
- Негативные санкции, отражающие правовые наказания за противоправное поведение.
По степени невыгодности последствий санкции бывают:
- Штрафные (карательные) — наиболее невыгодные меры государственного воздействия. К ним относятся лишение и ограничение свободы, денежное взыскание и так далее.
- Правовостановительные, целью которых является восстановление нарушенных прав субъекта, они не направлены на наказание правонарушителя.
- Предупредительные (задержание, арест имущества и др.)
По способу обеспечения воздействия правовой нормы различают принудительные, пустые (предоставление меры убеждения) и поощрительные санкции (исполнение правовых обязанностей).
По отраслевой принадлежности выделяют следующие типы санкций:
- Конституционно-правовые (отвечают за такие правонарушения, которые не соответствуют нормам Конституции РФ).
- Гражданско-правовые (санкции, предусмотренные Гражданским кодексом РФ: возмещение убытков, взыскание неустойки и др.).
- Административно-правовые (санкции, предусмотренные Кодексом РФ об административно правонарушениях: арест, лишение водительских прав и др.).
- Дисциплинарные (отвечают за правонарушения, предусмотренные Трудовому кодексу РФ: выговор или увольнение).
- Уголовные (рассматривают правонарушения Уголовного кодекса РФ).
Чтобы говорить о санкциях, нужно знать, что такое диспозиция. Диспозиция — это часть правовой нормы, определяющей поведение субъектов права с помощью специально установленных прав и обязанностей. Эта часть правовой нормы является главной во всех остальных частях. Для диспозиции существует собственная классификация.
По способу описания выделяют следующие типы диспозиций:
- простые (указание на совершение какого-либо деяния без описания причин и признаков);
- описательные (описание признаков противоправного действия);
- отсылочные (отсылка на другое описание нормы права);
- бланкетные (отсылка на соответствующий закон, который нарушился субъектом правового отношения);
Санкции играют главную роль в системе охранительных норм. Они могут быть как мерой наказания за правонарушения, так и поощрительной мерой за исполнение правовых обязанностей.
Санкция является важной составляющей правовой нормы, которую разделяют по двум видам:
- Отправные нормы. Их чаще называют исходными, потому что они провозглашают первичные условия любых отношений. Функцией таких норм является определение целей и задач, границ, принципов, направление регулирования, регламентация понятий и положений.
- Правила поведения. Поведенческие нормы права отвечают за конкретное поведение индивидов и их взаимоотношения, урегулированные законом.
Кроме того, по функциональной направленности выделяют регулятивные и охранительные нормы права. Первая группа подразумевает установление четких прав и обязанностей субъектов. Охранительные нормы представляют вид и меру ответственности за правонарушение.
В зависимости от круга лиц выделяют общие специальные и исключительные нормы. К общему специальному кругу относят все население или определенный круг лиц. Исключительные нормы делают исключение из общего круга лиц.
По характеру правового предписания существуют:
- Дозволительная норма, с ее помощью адресат нормы права может совершить какое-либо действие.
- Обязывающая норма, которая обязывает конкретное лицо совершить то или иное действие.
- Запрещающая норма, которая представляет адресату запрет на проявление какого-либо поведения.
По времени действия выделяют постоянные и временные правовые нормы. Различные разделы Конституции содержат определенное время действия. Какие-то разделы постоянные действующие нормы, а какие-то нормы временного действия.
По методам правового регулирования:
- Нормы, не допускающие их невыполнение и не предоставляющие выбор поведения (императивные). К таким нормам относят уголовные, административные и конституционные права.
- Диспозитивные нормы, для которых разрешается вносить некоторые изменения для участников правоотношений. Это гражданское, семейное и коммерческое права.
Традиционно различают следующие виды норм:
- Нормы-начала.
- Нормы-принципы.
- Нормы-директивы.
- Нормы-дефиниции.
Нормы-начала отвечают за устои существующего строя, а также жизнь в сфере экономики, политики, социума. Нормы-принципы рассматривают закрепленные регулирующие нормы права в Конституции. К нормам-директивам относят те нормы, которые определяют нормы и задачи определенной отрасли права. Нормы-дефиниции объясняют значение правовых категорий и понятий. Например, вина, преступление или дееспособность и сделка.
Санкция является составляющей частью правовой нормы. Традиционно санкция воспринимается гражданами как негативное воздействие, однако не следует забывать, что бывают и позитивные последствия действий. Например, по окончании высшего образовательного учреждения гражданин получает диплом о его окончании, после прохождения обучения в школе вождения — водительское удостоверение. Все эти примеры и являются разновидностями санкций.
В современном мире гражданин встречает санкции, начиная с рождения и до смерти. Поэтому важно знать и понимать сущность данного элемента нормы права, уметь правильно применять знания в повседневной жизни.
Источник