Санкция как структурный элемент правовой нормы может быть
Санкция как элемент структуры нормы права: понятие и виды.
Санкция – это такая часть нормы права, которая устанавливает невыгодные последствия на случай невыполнения правила, обозначенного в диспозиции. Санкция является выражением осуждения и принуждения, которые применяется государством к субъекту общественных отношений при нарушении им требований нормы права.
В зависимости от степени невыгодности последствий санкции подразделяются на штрафные, правовостановительные и меры предупредительного воздействия.
1) Штрафные (карательные) санкции предусматривают наиболее невыгодные последствия для правонарушителя (лишение свободы, лишение родительских прав и др.).
2) Правовостановительные санкции направлены не на наказание правонарушителя, а на восстановление прежнего состояния нарушенных прав и законных интересов, выполнения правонарушителем, возложенных на него и невыполненных или ненадлежащим образом выполненных обязательств (восстановление на прежней работе (должности) незаконно уволенных рабочих; уплата алиментов; отобрания индивидуально определенной вещи у должника и передача ее кредитору и тому подобное).
3) К мерам предупредительного воздействия относят привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого.
По сфере использования санкции подразделяются на:
1) конституционно-правовые (признание конституционным судом закона, не соответствующим конституции);
2) гражданско-правовые (признание договора недействительным, взыскание неустойки);
3) административно-правовые (штраф, лишение специального права, предоставленного гражданину, например, охоты);
4) дисциплинарные (вынесение выговора или увольнения с работы);
5) уголовные (исправительные работы, лишение свободы).
По степени определенности различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции.
1) Абсолютно определенные санкции четко и исчерпывающе указывают на вид и меру государственного принуждения (увольнение с работы, четко определен размер штрафа).
2) Относительно определенные санкции предусматривают минимальные и максимальные или максимальные пределы невыгодных последствий (лишение свободы сроком от … и до …, исправительные работы сроком до …).
Классификация правовых норм: виды отправных (исходных) норм права и виды норм правил поведения.
Каждая система права состоит из огромного количества правовых норм. Правовые нормы отличаются н только системностью, но и специализацией – каждая из них «отвечает» за свой участок «работы». Для лучшей ориентации в многообразии норм их классифицируют по двум группам:
· отправные (исходные, первичные, учредительные);
· нормы-правила поведения, непосредственно регулирующие поведение индивидов, организаций.
Отправные (исходные) нормы отличаются наиболее общим характером, выполняют особую роль в правовом регулировании. Их назначение в том, что они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Специальное юридическое значение этих отправных регуляторов в определении целей, задач, принципов, пределов, направлений правового регулирования, закреплении правовых понятий, категорий.
Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы-начала, нормы-принципы, нормы-директивы и нормы-дефиниции.
1) нормы-начала — предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и т.д.;
2) нормы-принципы – законодательные предписания, выражающие, закрепляющие определенные исходные правовые идеи, отправные начала (принципы) правового регулирования. Например, принцип равенства, предусмотренный Конституцией;
3) нормы-директивы, определяющие нормы и задачи отрасли права;
4) нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий: преступления, вины, соучастия – в уголовном праве; правоспособности, дееспособности, сделки, обязательства, неустойки, договора, юридического лица и др. – в гражданском праве.
Нормы-правила поведения– нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права и обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Эти нормы составляют абсолютное большинство во всех отраслях права. В основу классификации норм-правил поведения могут быть положены различные критерии.
1) в зависимости от предмета правового регулирования:
· конституционные;
· уголовно-правовые;
· гражданско-правовые;
· административно-правовые;
· другие отрасли права.
2) по функциональной направленности различаются:
· регулятивные нормы устанавливают права и обязанности лиц;
· охранительные нормы устанавливают вид и меру ответственности за нарушение прав и за неисполнение обязанностей.
3) в зависимости от характера правового предписания:
· дозволительная норма представляет адресату нормы право совершить какое-либо действие;
· обязывающая норма содержит обязанность адресата нормы совершить какое-то действие;
· запрещающая норма предписывает воздержаться от указанного в норме действия.
4) в зависимости от круга лиц различают:
· общие специальные. Общие распространяются на все население, специальные – на определённый круг лиц (государственные служащие, дети, беженцы);
· исключительные нормы права делают изъятия из общих и специальных норм.
5) в зависимости от основных методов правового регулирования различаются:
· императивные нормы (содержащие властные предписания, не допускающие никаких отклонений). Императивные нормы характерны для конституционного, административного, уголовного права. Такие нормы невозможно изменить частным соглашением сторон;
· диспозитивные нормы (их предписания могут варьироваться по усмотрению участников отношений). Диспозитивные нормы характерны для гражданского, семейного, коммерческого права. Их предписания оставляют место для усмотрения сторон.
6) в зависимости от времени действия различаются:
· постоянные (например, первые 14 разделов Конституции Украины содержат постоянные действующие нормы);
· временные (например, 15 раздел Конституции Украины – нормы временного действия).
7) по характеру воздействия на личность различаются:
· карающие устанавливают меру и вид юридической ответственности за нарушение нормы права;
· поощряющие устанавливают меры поощрения за одобряемый обществом и государством вариант поведения;
· рекомендательные устанавливают желательный, но не обязательный вариант поведения.
8) по степени определённости диспозицииразличаются:
· абсолютно-определённые;
· относительно-определённые;
· альтернативные;
· бланкетные.
Источник
Санкция как структурный элемент нормы права
Третьим элементом нормы права является санкция — указание на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам права, поступающим неправомерно. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. Но с точки зрения философского и социологического подходов под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание) но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение. Бабаев В.К. Общая теория права (курс лекций). “Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (гипотеза) — наказываются лишением свободы на срок до четырех лет (санкция)” ч.1 ст.232 Уголовного кодекса РФ.
Санкция — логически завершающий структурный элемент нормы права. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы. До тех пор, пока нормы права не будут исполняться в силу убеждения, добровольно, до тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым — средством укрепления законности и правопорядка.
Санкция правовой нормы — понятие собирательное. В зависимости от характера неблагоприятных для нарушителя последствий она может предусматривать:
- 1. Меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.); санкции этого вида называются штрафными или карательными.
- 2. Меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение и др.).
- 3. Меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; взыскание алиментов и др.); назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав (эти меры, в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств).
Санкции правовых норм целесообразно классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий, выделив три группы:
- 1. Абсолютно-определенные санкции, где точно указан размер неблагоприятных последствий (освобождение работника от исполнения своих обязанностей, увольнение, точно обозначенный размер штрафа и др.).
- 2. Относительно-определенные санкции, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального. Это, прежде всего многие санкции уголовно-правовых норм с формулировкой “наказывается лишением свободы на срок от… до… лет” или “наказывается лишением свободы сроком до… лет”.
- 3. Альтернативные санкции, где названы и перечислены с помощью соединительно-разделительных союзов “или”, “либо” несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно — наиболее целесообразное для решаемого случая. Пример такой санкции: “Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, — наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев”.
Демократизация социально-экономической и политической жизни объективно обуславливает возрастание роли положительных, стимулирующих правомерное поведение мер. Однако они диалектически будут сочетаться с санкциями. Санкция как часть юридической нормы наиболее чутко реагирует на изменение условий жизни общества и государства. Поэтому можно, не меняя довольно долго сами нормы права и изменяя лишь их санкции, приспособить существующие нормативные предписания для решения назревших потребностей общественного развития.
Источник
Санкция как структурный элемент нормы юридической ответственности — Государство и право
2.2. Санкция как структурный элемент нормы юридической ответственности.
Вместе с тем установление в законодательстве санкций оказывает на поведение субъектов положительное мотивационное влияние, выполняет общепревентивную функцию, которая выступает одной из охранительных функций. Санкция — это предусмотренное в соответствующей правовой норме неблагоприятное последствие правонарушения, применяемое к правонарушителю компетентными государственными органами. Единственным основанием для применения (реализации) санкции служит правонарушение. В юридической литературе существует и более широкая трактовка содержания санкций. Так, И. С. Самощенко полагает, что санкциями могут быть предусмотрены либо «меры непосредственного государственного принуждения, применяемые для обеспечения реального исполнения правовых обязанностей или в виде кары за нарушение правовых запретов, либо иные неблагоприятные последствия неисполнения нормы права». Согласиться с таким пониманием содержания санкции, по моему мнению, нельзя по следующим основаниям:
Во-первых, следует отграничить санкции от тех неблагоприятных последствий, которые наступают для лица, не исполнившего юридические обязанности процессуального характера (надлежащее оформление сделок, соблюдение процессуальных правил, сроков и т. д.). Несоблюдение или неисполнение подобных юридических правил не может влечь за собой применение санкций, так как такого рода «правонарушения» причиняют вред самим нарушителям. Санкцией же предусмотрены материально-правовые последствия, которые наступают за неисполнение юридических обязанностей и обеспечивают реализацию другими субъектами их нрав на обладание, пользование и распоряжение разнообразными социальными благами. Действительное правонарушение во всех случаях причиняет вред интересам других лиц, нарушает их права, а санкция применяется к правонарушителю как средство государственного и правового воздействия.
Во-вторых, нужно отграничить собственно санкции от тех мер защиты прав, часть из которых могут применять сами потерпевшие в отношении правонарушителей.
Наказание — принудительно осуществляемое средством воздействия. Следовательно, принудительно реализуются и санкции, предусматривающие наказание. Это обстоятельство нередко служит основанием для отождествления понятий санкции, меры наказания и меры государственного принуждения.
Государственное принуждение есть совершаемое компетентными органами и должностными лицами властное воздействие в виде предписания определенного поведения (психическое принуждение) либо в форме непосредственного действия (физическое принуждение). Такой метод государственной деятельности применяется при решении разных задач для достижения различных целей, но естественно, что наибольшее применение он находит в сфере правоохранительной деятельности государства. Разнообразные меры, охраны прав граждан, общественных и государственных организаций, предусмотренные нормами социалистического права, если они не осуществляются обязанными лицами добровольно, реализуются принудительно.
Следовательно, осуществление наказания является одной из целей применения государственного принуждения. Государственное принуждение является средством, обеспечивающим реализацию предусмотренной в санкции нормы юридической ответственности наказания правонарушителя. Итак, санкция — это структурный элемент нормы юридической ответственности. Юридическая ответственность есть не что иное, как реализация санкции нормы права, ибо содержание санкции сводится к установлению определенных юридических последствий поведения[22].
Она определяет вид и пределы наказания (норм) правонарушителя, применяется на основе правонарушения, конкретизируется актом применения соответствующей правовой нормы, реализуется, как правило, посредством государственного принуждения, воздействует на статус правонарушителя и имеет своей целью его исправление воспитание.
Понятие
«юридическая санкция» имеет, таким образом, строго определенные смысл и значение, что позволяет четко разграничить, дифференцировать разнообразные правоохранительные меры, предусмотренные нормами различных отраслей права.
Санкция есть мера наказания (кары) правонарушителей, т.е. мера юридической ответственности. Без санкции юридическая ответственность не может ни возникнуть, ни осуществиться — настолько органична их взаимосвязь
Юридические санкции — это разновидность правоохранительных мер. Специфика санкций состоит в том, что ими предусмотрены меры наказания правонарушителей. К. Маркс, раскрывая социальное назначение наказания, писал: «Наказание есть не что. иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования, каковы бы ни были эти условия. Именно карательная сущность позволяет выделить юридические санкции из всего множества предусмотренных правом мер защиты, имеющих различные основания и разные цели применения.»
Юридические санкции предусмотрены нормами материального права, хотя могут применяться и на основании нарушений процессуальных норм (ответственность свидетеля за отказ или за дачу ложных показаний, ответственность экспертов, специалистов, переводчиков и т. д.) Будучи институтом материального права, юридическая ответственность, таким образом, обеспечивает нормальный процесс реализации права, карает его нарушителей. Отождествление мер защиты юридическими санкциями приводит, на наш взгляд, к выводу о существовании процессуальных санкций и процессуальной ответственности. Например. Н, А. Чечина и П. С, Элькинд отождествляют юридические санкции с другими охранительными мерами, которые предусмотрены процессуальными отраслями права и тем самым обосновывают существование процессуальной ответственности. Правонарушение без ответственности перед законом — явление ненормальное, фундамент без самого здания. Существование юридической ответственности как способа разрешения противоречий между интересами общества и отдельных субъектов — это выражение объективной социальной необходимости.
Ответственность правонарушителя заключается в выполнении двух видов обязанностей:
а) восстановить по мере возможности то состояние общественной жизни, которое было до совершения правонарушения (например, исполнить невыполненную обязанность, вернуть незаконно приобретенное, иным способом ликвидировать причиненный вред, ставший причиной правонарушения);
б) понести кару за совершенное правонарушение (например, выплатить штраф, отбыть назначенный судом срок лишения свободы и т.д.).
Эти две группы обязанностей составляют единое содержание всякой юридической ответственности. Только возмещение причиненного вреда могут оказать реальное влияние на сознание правонарушителя и предостеречь его от совершения противоправных поступков в будущем.
Заключение
В данной работе с позиции новичка в юридической теории попыталась раскрыть понятие «юридическая ответственность и правовые санкции». Вопрос был рассмотрен, насколько представлялось возможным, достаточно подробно. Проанализированы соотношения юридической ответственности и правовых санкций, определены признаки, характерные для ответственности и санкций.
В главе под понятием юридическая ответственность рассмотрены признаки ответственности, которые представляют собой наиболее серьезную форму государственно-принудительного воздействия на нарушителя норм права. А так же рассмотрены и иные формы и способы воздействия на поведения людей, например, меры оперативного воздействия, государственно-принудительные меры превентивного и регулятивного характера, которые не могут быть отождествлены с юридической ответственностью, поскольку не отвечают названным в работе признакам. Здесь раскрыт каждый вид юридической ответственности, но нужно не забывать и то, что в отдельных видах ответственности общие ее признаки проявляются по разному, что обуславливает специфику их регламентации и реализации. Нужно заметить и то, что виды юридической ответственности полностью совпадают с видами правонарушений, но условно можно подразделить на два вида. К первому относится ответственность, налагаемая компетентными государственными органами. Ко второму виду ответственности следует отнести привлечение к ней правонарушителя непосредственно управомоченным лицом. В работе показана классификация видов юридической ответственности, но большее внимание получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают 5 видов
юридической ответственности о которых шла речь в работе.
По второй главе можно сделать следующие выводы, что под понятием правовые санкции понимается мера применяемая к правонарушителю и влекущая для него определенные неблагоприятные последствия. В зависимости от характера мер и применяющих их органов, санкции делятся на уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые и имущественные санкции. Каждый вид правовых санкций рассмотрен в работе. Раскрыто понятие санкция как структурный элемент нормы юридической ответственности. Таким образом установление в законодательстве санкций оказывает на поведение субъектов положительное мотивационное влияние, выполняет общепревентивную функцию, которая выступает одной из охранительных функций. И единственным основанием для применения (реализации) санкции служит правонарушение.
В целом, как представляется, в работе удалось раскрыть заданную тему. По моему мнению, не будь юридической ответственности и правовых санкций сообществам людей, было бы гораздо труднее установить какие либо рамки цивилизованных отношений между собой, что могло бы и не привести к сегодняшнему пониманию идеала человеческих отношений. И, может быть, общество не достигло бы того уровня развития вообще, а так же не могло бы существовать в том человеческом качестве, которое определяется отношением к законности, способности каждого не переступать грань разумного. Наличие юридической ответственности и правовых санкций оказывает воздействие на большую часть общества. Большинство людей осознает, что возмездие за совершенное правонарушение неотвратимо. И благодаря таким людям держится правопорядок в обществе. Через правопослушное население возможно осуществление положительного воздействия на правонарушителей. Таким образом, юридическая ответственность имеет цель защищать и сохранять общественный порядок. Эта цель достигается путем применения к правонарушителю санкций предусмотренных нормами права.
Виды правовых санкций
Приложение 2.1
Уголовно-правовая | Административно-правовая |
Дисциплинарно-правовая | Имущественно-правовая |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. М.: “БЕК”, 1993. 301 с.
2. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989.
3. Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права//Государство и право. 1993. №2. С. 37-45.
4. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях//Законность. 1993. №1-6.
5. Братусь .С.Н. Юридическая ответственность и законность: Очерк теории М. 1976, 216- с.
6. Гражданское право. Курс лекций, часть первая под редакцией О. Н. Садикова.
7. Гражданское право Часть первая Учебник/ под ред. Ю. К.Толстого А. П. Сергеева.
8. Ефимова Л.Г. Ответственность и распределение убытков в расчетных отношениях//Государство и право. 1995. №12. С. 27-33.
9. Ответственность в управлении/[И.А.Бачило, П.Г.Щекочихин, С.В.Катрич и др.]; Отв. ред. А.Е.Лунев, Б.М.Лазарев. М.: Наука, 1985. 303 с.
10. Игнатов А. Н. Совершенствование уголовных санкций как средство повышения эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы.-М., 1979г.
11. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
12. Комментарий с Основам законодательства РФ об административных правонарушениях под ред. Лазарева Б.М. — М.: Юрид. лит., 1989г.
13. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права-см ст.408.
14. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория Государства и Права: Учебник для вузов-2-е изд., испр и доп-М: Спарк 2000г.
15. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. — Москва1981
16. Малеин Н. С. Правоотношение: понятие, причины ответственности. М; Юр. лит-ра 1985 г.
17. Общая теория права и государства.
Ред. Манов Г.Н. — Издательство БЕК Москва 1995.
18. Общая теория права: Курс лекций/[Под общ. ред. В.К.Бабаева]. Н.Н.: ВШ МВД, 1993. 544 с.
19. Поляков С.А. Санкции в уголовном законодательстве. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — Спб.,1996. — С.19; Кругликов Л.Л. Правовые средства обеспечения справедливости наказания в процессе его индивидуализации. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. — М.,1985. — С.13; Нечепуренко А.А. Неотвратимость наказания как принцип уголовного права. — Омск,1996. — С.77.
20. Прохоров Л. А. Общие назначения наказания и предупреждение рецедивной преступности — Омск 1980г.
21. Сырых В.М. / Теория государства и права. / Москва, издательство «Былина», 1998г.
22. Теория права. Ред. Лифшиц Р.Э. Издательство БЕК 1994г.
23. Ткешелиадзе Г. Т. Судебная практика и уголовный закон. Автореф. дисс. д-ра юрид. наук-М, 1981г.
1 См: Самощенко Н.С., Фаркушин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. – М, 1971.
[1] Подробнее см.: Братусь С.Н. Указ. соч. С. 85
[2] Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов.- 2-е изд., 2000-402 стр.
[3] Ефимова Л.Г. Указ. соч.
[4] Малеин Н.С. Об институте юридической ответственности//Юридическая ответственность: проблемы и перспективы… С. 30.
[5] См. приложение 1.2.
[6] Бахрах Д.Н. Административное право… С. 119-120.
1Ст.118-126КЗоТ РФ;ст.400-409 Трудового кодекса РБ
[7] Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. С. 119; Комментарий к Кодексу Законов о труде Российской Федерации. М., 1995. С. 191.
[8] См.: Комментарий к Кодексу Законов о труде Российской Федерации… С. 191-192.
[9] Бахрах Д.Н. Административное право… С. 119.
[10] Если не принимать во внимание п.12 Положения о федеральной государственной службе, дословно звучащий: “Дисциплинарное взыскание не может быть наложено за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность”.
[11] См.: Ответственность в управлении. М., 1985. С. 217-218.
[12] См.: Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О. Н. Садикова. С. 269; Гражданское право. Ч. 1. Учебник / Под’ ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. С. 479
[13] С м. Сырых В.М. / Теория государства и права. / Москва, издательство «Былина», 1998г
[14] Уголовное право. Общая часть… С. 76; Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях// Законность.
1993. №3. С. 31.
1 Например, лишение свободы, пожизненное заключение, смертная казнь.
2 Максимальный срок 15 лет, не распространяется на военных преступников.
[15] Уголовное право. Общая часть… С. 77.
[16] Там же. С. 75.
[17] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права-см ст.408
[18] См. приложение 2.1
[19] См.: Поляков С.А. Санкции в уголовном законодательстве. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — Спб.,1996. — С.19; Кругликов Л.Л. Правовые средства обеспечения справедливости наказания в процессе его индивидуализации. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. — М.,1985. — С.13; Нечепуренко А.А. Неотвратимость наказания как принцип уголовного права. — Омск,1996. — С.77.
[20] Прохоров Л.А. Общие начала назначения наказания и предупреждение рецидивной преступности. — Омск, 1980. — С.20.
[21] Игнатов А.Н. Совершенствование уголовных санкций как средство повышения эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы // Комплексная разработка проблем исполнения наказания. — М., 1979. — С.55; Ткешелиадзе Г.Т. Судебная практика и уголовный закон. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. — М., 1981. — С. 42.
[22] Подробнее об этом см.’ Лейст О Э Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 71745
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 1
… принуждения. Порядок ее осуществления регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Данные виды юридической ответственности по характеру совершенного правонарушения подразделяются на немалое количество разновидностей и образуют классификации[13] . Наиболее распространенная классификация юридической ответственности …
… есть средство, орудие формирования и укрепления частнособственнических отношений и одновременно — вытеснения общественных отношений.[31] Заключение В данной курсовой работе, я рассмотрел и исследовал тему правонарушение и юридическая ответственность. Исследовав данную тему можно сделать следующие выводы: Ø Правонарушение — виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние …
… перечень признаков юридической ответственности не является исчерпывающим, так как до настоящего времени ведутся споры даже о понимании данного института (В подтверждение см., например: Сенякин И.Н. Юридическая ответственность // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько.М., 1997. — С.543.). В советское время можно было проследить отождествление правовой …
… гарантий осуществления прав и свобод личности в сфере образования. С теоретико-правовой точки зрения представляется оправданным рассматривать юридическую ответственность в сфере образования как ретроспективную, выражающуюся в специфических охранительных правоотношениях, субъектами которых выступают государство и правонарушитель. Юридическая ответственность, выражаясь в мерах государственного …
Источник