Санкции юридических норм могут быть

Санкция юридической нормы: понятие и виды.

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкция — часть правовой нормы, в которой определяются, мера и вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не вы­полняющему предписаний диспозиции.

1. По степени определённости (т.е. по объёму и размерам неблагопри­ятных для нарушителя последствий) санкции делятся:

Абсолютно определённые (увольнение с работы, штраф, лишение сво­боды на срок 3 года) — санкции, где точно указан размер и вид неблагопри­ятных последствий (наказания), наступивших в результате нарушения норм права.

Относительно определённые (лишение свободы на срок от 2 до 8 лет, лишение свободы на срок до 15 лет) — санкции, устанавливающие мини­мальную и максимальную (или только максимальную) границы возмож­ного наказания.

Альтернативные (штраф или увольнение с работы, лишение свободы или исправительные работы, лишение прав управлять автомобилем или штраф) — санкции, где названы и перечислены через соединительно-разде­лительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных послед­ствий, из которых правоприменитель выбирает только одно — наиболее це­лесообразное для рассматриваемого случая.

Кумулятивные (смешанные) — санкции, содержащие дополнительные указания на неблагоприятные последствия.

2. По отраслевому критерию различаются:

Уголовно-правовые санкции представляют собой меру государствен­ного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим уголовно-наказуемые деяния — преступления.

Административно-правовые санкции могут применяться админист­ративными органами и судом к лицам виновным в совершении админист­ративных проступков.

Дисциплинарно-правовые санкции (предусмотренные нормами тру­дового права) применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины.

3. По содержательному характеру последствий:

Карательные (штрафные) санкции (лишение свободы, штраф, выго­вор, взыскание материального ущерба и др.) — активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя.

Предупредительные санкции (предупреждение, арест иму­щества, при­нудительное лечение и др.) — направлены на недопущение противоправно­го поведения, либо связаны с организационным обеспечением правоохра­нительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

Правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабо­чих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов) — связаны с восстановлением нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

66. Соотношение норм права и статей нормативных актов.

Норма права — относится к содержанию права, это правило поведения, содержащее гипотезу, диспозицию, санкцию.

Статья законодательного акта — внешняя форма выражения права, средство воплощения нормы права.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта пред­полагает, что:

· все три элемента логической структуры нормы права могут быть вклю­чены в одну статью нормативного акта;

· в одной статье нормативного акта могут быть изложены несколько правовых норм;

· элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

· элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нор­мативных актов.

67. Способы изложения нормы права:

1) прямой способ — структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта в полном объеме;

2) отсылочный способ — изложение в статье нормативного акта части нормы при конкретной отсылке к тексту, в котором содержится недостаю­щая часть;

3) бланкетный способ — когда в статье нормативного акта указывается на наличие правила поведения и обозначается ответственность за его нару­шение (санкция), при этом непосредственно в статье не содержится ин­формации о сущности и о выходных данных документа, эти правила содер­жащего. Предполагается, что правоприменитель должен обладать данной информацией в силу собственной профессиональной компетенции.

  1. Понятие и признаки системы права, элементы.

Система права — это объективно существующее строение права, ха­рактеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленнос­тью и взаимодействием составляющих его норм, объединённых по соот­ветствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.

Система права характеризует внутреннюю структуру права, определя­ет основополагающие принципы объединения и дифференциации юриди­ческих норм.

Система права характеризуется следующими чертами:

а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;

б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

в) объективностью строения- она образуется в соответствии с объективно существующими об­щественными отношениями;

г) иерархичностью — она складывается из норм разной юридической силы;

д) непротиворечивостью.

Элементы:

1) отрасль (частная-публичная, материальная-процессуальная)

2) Институт права — структурный элемент системы права, объединя­ющий специализированные нормы, характеризующие юридические поня­тия, категории, принципы.

Правовые нормы образуют отрасль через институты. (отрасли граждан­ского права имеются правовые институты «купли-продажи», «найма жилого помещения», «комиссии», «дарения»).

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые.

В рам­ках отраслевого института объединяются нормы, регулирующие обще­ственные отношения только в рамках одной отрасли (институт преступно­го деяния в уголовном праве).

Межотраслевой институт включает в себя юридические нормы, входящие в состав различных отраслей права, но при этом регулирующие взаимосвязанные родственные общественные отно­шения (институт собственности).

3) Подотрасль права — обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятель­ный блок однородных общественных отношений.

( «обязательственное право» в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд правовых институтов (поставки, мены, подряда, го­сударственного страхования и другие).)

4) норма права

  1. Предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это фактические отношения лю­дей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведе­ния, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.

Юридически значимым отношениям присущи черты:

— это жизненно важные для отдельных индивидов и социальных групп отношения;

— возникновение этих отношений связано с волевой, целенаправленной деятельностью членов сообщества;

— юридически значимые отношения — это устойчивые, повторяющиеся отношения;

— поведение участников отношений в правовой сфере предполагает вне­шний контроль со стороны компетентных правоохранительных органов (МВД, налоговая полиция, таможенная служба и т.д.).

Нормы права регулируют различные по своему содержанию об­щественные отношения различными методами (способами). Например, нормы административного права воздействуют на общественные отно­шения путем установления властных предписаний участникам этих от­ношений: право категоричного требования предоставляется властному органу — другая же сторона административно-правовых отношений обязана его неукоснительно выполнять. Гражданское право воздейству­ет на общественные отношения иным способом: предоставляет участни­кам гражданско-правовых отношений полную свободу действий в рам­ках, определенных законом. Здесь стороны выступают как равноправ­ные субъекты: принятые ими обязательства могут быть изменены или прекращены лишь по взаимному соглашению.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регу­лирования.

Метод правового регулирования (правовой инструментарий) — со­вокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок.

Главной чертой, определяющей различия в способах воздей­ствия права на общественные отношения, является характер взаимного положения участников правовых отношений. В одних отраслях преобла­дает метод властного связывания, в других — равенства сторон (дозволение), в третьих — запрещения недозволенных действий (запрет). Иными словами существуют дозволительный и запретительный, альтернативный и рекомендательный, поощрительный и предупредительный и иные методы.

Императивный метод предполагает властное предписание абсолютно оп­ределенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.(запретительный и обязывающий)

Диспозитивный метод основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах уста­новленных действующим законодательством.(договорный и рекомендательный)

Метод регулирования в значитель­ной мере зависим, произведен от предмета регулирования. Например, властный метод присущ не только админист­ративному праву, но также финансовому, земельному.

Читайте также:  Песок в почках анализы мочи в норме

Источник

Что такое санкции

Что такое санкции - виды и примеры

Термин «санкции» часто можно встретить в новостях. Но не всегда он истолковывается правильно. Zaym-go.ru расскажет, что такое санкции, простыми словами, какими они бываю, их виды с конкретными примерами.

Содержание

  • Юридическое определение термина
  • Основания для наложения
  • Виды санкций
    • Уголовно-правовые санкции
    • Административно-правовые санкции
    • Дисциплинарно-правовые санкции
    • Имущественно-правовые санкции
    • Международно-правовые санкции

Юридическое определение термина

Латинское слово «sanctio» переводится как «очень строгое постановление». В современном праве санкции — это ответные действия (ограничительные меры), которые применяются к нарушителям закона. Целью данной меры является наказание нарушителя, а также профилактика преступлений и правонарушений.

Любая правовая норма состоит из трех компонентов:

  • Гипотеза. Обоснование, почему необходимо следовать определенным правилам.
  • Диспозиция. Подробно сформулированное правило.
  • Санкция. Действия, которые применяются к нарушителям правила (как физическим, так и юридическим лицам).

Введение санкций всегда должно быть юридически обосновано. Порядок наказания за то или иное противоправное деяние должен быть прописан в законе. Нарушитель вправе знать, какие меры и за что будут к нему применяться.

Основания для наложения

Основанием для наложения санкций может являться:

  • Решение суда (уголовные, административные).
  • Решение вышестоящего начальства (трудовые).
  • Решение одной стороны договора при нарушении его условий (имущественные).
  • Решение мирового сообщества (экономические, политические).

Применение наказания без юридического обоснования является незаконным. Наказание должно быть соразмерным деянию, за которое оно назначается. Незнание закона или неверная правовая оценка своих действий не могут стать поводом для освобождения от ответственности.

Виды санкций

У каждого вида санкций есть юридически обоснованный механизм. В правовых актах содержится полная информация о наказании за то или иное правонарушение или преступление, о порядке его применения. Классификация основана на видах деяний, за которые полагается ответственность:

ВидыПримеры санкций
УголовныеЛишение или ограничение свободы, смертная казнь (в РФ: с заменой на пожизненное заключение).
АдминистративныеШтраф, арест, принудительные работы, депортация из страны и т.д.
ДисциплинарныеЗамечание, выговор, лишение премии.
ИмущественныеШтраф, пени, неустойка, конфискация, принудительное банкротство.
МеждународныеЭкономическая блокада.

Также санкции — это права на совершение определенных деяний. Например, судебная санкция дает следователю право начинает уголовное преследование в отношении подозреваемого. Но в правовых актах для этого понятия используется другой термин: «постановление о разрешении».

Уголовно-правовые санкции

За уголовные преступления налагаются самые строгие наказания. Строгие меры направлены на изоляцию преступника от общества (лишение свободы). Карательные меры призваны уменьшить число уголовных преступлений.

Ограничение свободы как вид санкций, применяется за действительно серьезные нарушения

Пример юридической нормы:

  • Гипотеза. По статье 20 УК РФ уголовная ответственность за кражу наступает с 14 лет.
  • Диспозиция. Вменяемым лицам старше 14 лет запрещается совершать кражу.
  • Санкция. К человеку в возрасте 14 лет, совершившему кражу, можно применить ограничение свободы сроком максимум до 2-х лет.

Порядок наказания за каждое преступление определяется Уголовным Кодексом. Наказание может вступить в силу только после решения суда. На суде определяется степень вины подозреваемого и строгость наказания (если подсудимый будет признан виновным).

Административно-правовые санкции

Административные правонарушения наносят меньший урон, чем уголовные преступления. Меры воздействия за правонарушения прописаны в КоАП. Самой распространенной мерой воздействия являются штраф. Сумма штрафа пополняет бюджет.

Штраф, как вид санкций в административном праве, является самым распространенным

Перечень возможных воздействий по КоАП:

  • Предупреждение.
  • Штраф.
  • Изъятие имущества.
  • Лишение особых прав.
  • Дисквалификация.
  • Приостановление деятельности предприятия.
  • Административный арест.
  • Депортация (иностранных граждан и лиц без гражданства).
  • Запрет на посещение определенных мест.

Продолжим пример с кражей. Если стоимость украденного имущества не превышает 1000 рублей, кража расценивается как административное правонарушение (мелкое хищение). В таком случае к нарушителю применяется штраф. Стандартный размер штрафа: пятикратная цена похищенного имущества, но не менее 1000 рублей. Эта сумма перечисляется в пользу потерпевшей стороны.

Дисциплинарно-правовые санкции

Применяются к нарушителям трудовой дисциплины. Порядок применения устанавливает Трудовой Кодекс. Владельцы компаний имеют право устанавливать корпоративную систему поощрений и взысканий. Но эта система не должна противоречить ТК РФ.

Увольнение как санкция - это крайняя мера применяемая при нарушении трудовых норм

Законные способы воздействия на нарушителей трудовой дисциплины:

  • Замечание.
  • Выговор.
  • Лишение премии.
  • Увольнение по статье.

Если работодатель применяет неправомерные взыскания, работник имеет право подать жалобу в трудовую инспекцию. Несоблюдение ТК расценивается как административное правонарушение.

Имущественно-правовые санкции

Имущественные ограничения вступают в силу после нарушения условий договора, заключенного между двумя лицами. Классический пример имущественно-правовых ограничений:

  1. Клиент заключает с банком договор на кредитное обслуживание с графиком платежей.
  2. На счет клиента поступают денежные средства, принадлежащие банку.
  3. Клиент тратит заемные деньги по своему усмотрению.
  4. Клиент не вносит ежемесячный платеж в указанную дату.
  5. Банк применяет первую методику воздействия: штрафные проценты.
  6. Клиент не платит по договору 3-6 месяцев и более.
  7. Банк инициирует судебный процесс по возврату долга.
  8. После решения суда приставы получают право арестовывать счета должника, продавать его имущество в счет оплаты долга.
  9. Альтернативный вариант: банк продает долг, как и право его взыскания, коллекторскому агентству.
Читайте также:  Биохимический анализ мочи креатинин норма

Ухудшение кредитной истории — также имущественное ограничение, пусть и не столь очевидное. Когда клиент вносит платежи с нарушением графика, это уменьшает суммы кредитов, которые ему могут одобрить в будущем.

Международно-правовые санкции

Хороший пример международных санкций, это реакция мирового сообщества на присоединение Крыма к России в 2014 году. После проведения референдума по отношению к России был введен ряд экономических блокировок.

В отношении России применяются экономические санкции предполагающие торговые и финансовые ограничительные меры

Примеры ограничений, которые действуют для России с 2014 года:

  • Заморозка инвестиционного и военного сотрудничества с США.
  • Заморозка активов юридических и физических лиц.
  • Ограничения на работу нефтяных и оборонных компаний.
  • Запрет на финансирование некоторых компаний.
  • Запрет импорта некоторых категорий товаров в Россию.

Международные ограничения могут применяться одному государству или группе стран, которые ведут общую политику. Часто экономические ограничения наносят вред не только государствам, против которых они направлены, поскольку в мировой экономике многие процессы тесно связаны.

Санкции — это юридически обоснованные меры, которые применяются к нарушителю закона. В быту так можно назвать меры, принятые против нарушителя общепринятых правил. Но если меры не обоснованы или чрезмерны, их принятие также является нарушением закона.

Источник

Классификация и виды санкций

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы), так и позитивными — меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные. Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда). Сложная — несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) — клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами). Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст. 1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового»

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:

• управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);

• обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);

• запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закрепляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11-18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. З ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

Читайте также:  Бил в моче норма

Источник