С чем может быть связано создание международно правовых норм

Создание норм международного права

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В сфере международных отношений отсутствуют специ­альные нормотворческие органы. Нормы международного пра­ва создаются самими субъектами, прежде всего государствами. Создание норм международного права представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две ста­дии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Формирование позиции государства начинается с осозна­ния своих интересов и потребностей, а также понимания воз­можности защитить (удовлетворить) их с помощью других го­сударств или совместно с ними.

Термин «позиция» может иметь два значения: во-первых, это общий подход, перспективная цель (например, запрещение всех испытательных взрывов ядерного оружия); во-вторых, интересы (требования) государств при подготовке данного со­глашения (например, запрещение испытаний ядерного оружия в трех средах).

В процессе создания норм международного права согласо­вываются позиции — требования, разумеется, с учетом воз­можности продвижения к достижению конечной цели.

Позиции государств могут совпадать полностью или в глав­ном. Они могут не совпадать в деталях или в своей основе*.

* Позиции государств относительно удовлетворения их потребностей и за­щиты интересов путем заключения международного соглашения всегда совпадают, иначе они избрали бы какой-то другой путь решения своих проблем.

Если позиции государств совпадают (тождественны), то в их согласовании — уступках, компромиссах — нет необходимо­сти. Позиции государств формулируются в виде правил пове­дения и фиксируются в договоре или ином акте. При несовпа­дении позиций государств для достижения приемлемого балан­са уступки и компромиссы неизбежны.

Объем и качество информации о предмете соглашения, оценка и прогнозирование развития отношений между государ­ствами — залог успеха формирования потенциально согласуемых позиций государств. Диаметрально противоположные по­зиции вряд ли могут быть согласованы или даже представлены для согласования.

Каждое государство стремится к тому, чтобы его интересы были максимально отражены в норме права. Однако если оно будет настаивать на своей и только своей позиции, соглашение не будет достигнуто. Отказ государства от какой-то части своих требований вообще (уступка) или в связи с соответствующим отказом других .государств (компромисс) означает лишь отказ от защиты (удовлетворения) части своих интересов посредст­вом данного конкретного соглашения. Это — отказ ради дости­жения соглашения. Общий же подход к решению проблемы может оставаться неизменным.

В соглашении достигнутое тождество позиций закрепляет­ся в виде совпадающих прав и обязанностей государств- уча­стников соглашения, баланс — в виде сочетания их прав и обя­занностей, В последнем случае происходит своеобразное рас­пределение поручений: одно государство (одна группа госу­дарств) наделяется одними правами и обязанностями, другое государство (другая группа) — другими. Коллективными уси­лиями достигается желаемый результат.

Запрет на испытательные взрывы ядерного оружия в ат­мосфере, в космическом пространстве и под водой, предусмот­ренный Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 авгу­ста 1963 г., распространяется однозначно на все государства, участвующие в Договоре.

Договором же о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. обязательства государств, обладающих ядерным оружием, имеют иное содержание, чем обязательства государств, не обладающих таким оружием, однако добросовестное испол­нение каждым государством своих обязательств обеспечивает достижение общей цели договора — предотвращение распро­странения ядерного оружия.

Две стадии международного нормотворческого процесса могут быть неразрывны во времени. Если договор вступает в силу с момента подписания, то его подписание — это одновре­менно и согласие с содержанием правил поведения, зафиксиро­ванных в нем, и признание этих правил в качестве обязатель­ных, т. е. правовых норм. То же можно сказать в отношении договоров, заключенных в виде обмена документами (нотами, письмами), актов международных организаций и конференций, принимаемых путем голосования или консенсуса (если государ­ства выразили намерение считать их юридически обязатель­ными).

В тех случаях, когда требуется специальная процедура выражения согласия государства на обязательность правил по­ведения (ратификация, утверждение-принятие), разрыв во вре­мени между первой и второй стадиями может быть значитель­ным, достигая порой нескольких лет*.

* Так Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (23 мая 1969 г. — дата выражения согласия с правилами поведения, зафиксированными в Конвенции) вступила в силу 27 января 1980 г. (для СССР — в 1986 г.), договор между СССР и США об ограничении подзем­ных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974 г. вступил в силу 11 де­кабря 1990 г., Конвенция ООН по морскому праву, открытая для подписа­ния 10 декабря 1982 г. (в тот же день подписанная от имени СССР), вступи­ла в силу 16 ноября 1994 г. (для Российской Федерации — 11 апреля 1997 г.).

Специфика создания обычных норм международного пра­ва заключается в том, что правила поведения складываются в результате единообразной деятельности государств, их устой­чивой практики. Таким же образом правила поведения призна­ются в качестве обязательных (opinio juris).

Факт рождения договорной нормы (или иной документаль­но закрепленной нормы) четко фиксируется. Для установления наличия и выявления содержания обычной нормы необходимо изучение деятельности государств. Обычай обязан своим про­исхождением сложившейся практике, но вместе с тем он обра­щен в будущее, в котором может быть реализовано его регули­рующее предназначение.

Читайте также:  Норма анализов мочи общий анализ

Источник

Процесс создания норм международного права

Традиционные процессы создания норм международного права путем международных договоров и международных обычаев остаются основными. При этом в связи с ускорением темпов жизни договорный процесс формирования норм как наиболее быстрый стал решающим.

Все более возрастает значение международных организаций в созда­нии норм международного права. Это выражается в увеличении числа международно-правовых норм, принимаемых международными орга­низациями (юридически обязательные резолюции международных ор­ганизаций), повышении роли резолюций-рекомендаций международ­ных организаций в процессах формирования норм международного права, в значительном повышении роли международных организаций в подготовке проектов международных договоров, в принятии текстов этих договоров и т.д.

В мировой науке международного права имеется некоторое различие мнений по вопросу о создании обычных норм международного права, о значении резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в нормообразовании и по некоторым другим вопросам формирования норм международного права. Однако эти споры касаются в основном теоретических проблем и оказывают сравнительно мало влияния на практику, где речь идет, как правило, о конкретных источниках международного права.

Широко принятая в нашей доктрине теория согласования воль госу­дарств исходит из того, что в межгосударственной системе, состоящей прежде всего из суверенных и равноправных государств, обязательные для этих государств правовые нормы могут создаваться, как правило, только по согласованию между ними.

процесс создания норм международного права имеет две стадии: согласования воль государств относительно содержания правила поведе­нии и согласования их воль относительно признания его в качестве юридическиобязательного.

Содержание воли государства составляет его международно-право­вая позиция. Она включает общее отношение государства к междуна­родному праву, его прогрессивному развитию и соблюдению принципов и норм, представление о характере международного права, его роли в об­ществе, принципы и нормы, за внедрение которых в международное право государство выступает, понимание принципов и норм действую­щего международного права и т.д.

Согласованность и взаимообусловленность воль государств — две существенные черты процесса создания норм международного права. Если согласованность воль говорит об их направленности на признание определенного правила в качестве правовой нормы, то взаимообуслов­ленность означает взаимосвязанность воль государств. Это принцип взаимности, который закладывается при создании норм международно­го права и проявляется в процессе их функционирования.

В процессе создания норм международного права государства высту­пают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юри­дически равнозначны. Это юридическое равенство имеет большое зна­чение, хотя оно отражает лишь один аспект отношений государств в дан­ном процессе. Юридическое равенство государств является важнейшим принципом любой международной конференции, на которой разраба­тываются международные договоры.

Каждое государство вправе самостоятельно определять свою меж­дународно-правовую позицию. При голосовании о принятии текста договора на международной конференции каждое государство имеет один голос.

Юридическое равенство государств в процессе формирования норм международного права означает, что большинство государств не может создавать нормы, обязательные для меньшинства, не имеет права пы­таться навязывать эти нормы другим государствам. Исключением явля­ются юридически обязательные резолюции международных организа­ций, принимаемые большинством голосов членов организации

Теория согласования воль государств находится в определенной пре­емственной связи с буржуазной классической теорией соглашения, ко­торая была господствующей во второй половине XIX и начале XX в. Так же как и буржуазная теория соглашения, она исходит из того непрелож­ного факта, что в условиях существования суверенных государств, над которыми нет вышестоящей власти, способной диктовать им нормы права, единственным способом создания обязательных для государств норм может быть лишь соглашение.

Читайте также:  Нормы эпителии клетки мочи

С чем может быть связано создание международно правовых норм

5.Международный договор- источник мп

6. международно-правовой обычай — источник мп

Источники международного права — это конечный результат про­цесса создания норм, т.е. процесса согласования воль субъектов между­народного права.

Проблема источников международного права имеет большое прак­тическое значение, поскольку речь идет о том, где искать нормы между­народного права, и, следовательно, о том, какие нормы являются меж­дународно-правовыми, а какие — нет. Согласие всех государств по этому вопросу очень важно, и оно в общей форме выражено в Статуте Между­народного Суда ООН — международном договоре, в котором участвуют почти все государства мира. В ст. 38 Статута говорится: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

a) международные конвенции, как общие, так и специальные, уста­навливающие правила, определенно признанные спорящими государ­ствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву раз­личных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Хотя толкование этой статьи вызывает много разногласий в доктри­не, но есть все основания полагать, что перечисленные в ней источники международного права признаются всеми государствами.

В настоящее время, как уже указывалось, источниками международ­ного права, хотя и имеющими весьма ограниченное значение, являются также те нормативные резолюции международных организаций, кото­рые в соответствии с их уставами обязательны для государств-членов.

A. Международный договор

Международный договор — это соглашение между государствами или другими субъектами международного права. Количество договорных норм огромно, и в практике чаще всего приходится иметь дело с этими нормами (см. подробнее гл. 7). Относительно характера договорных норм в мировой литературе практически нет существенных разногласий.

О нём в Статуте говорится, что Международный суд ООН принимает международные конвенции, признанные спорящими государствами (речь идёт о явном соглашении сторон в сфере юр.норм). в Статуте нет термина «договор», вместо этого «конвенция»; т.к. при принятии статута в 1920 году не было единого понятия. В 1962 было решено устранить разночтение, следовательно, установили, что общим названием является «международный договор», а остальное («конвенция и т.д.) — лишь название документов.

Современное МП является в основном договорным.

Существует мнение, что международные договоры могут быть 2 видов:

1.договоры — законы (traite lois),

2. договоры — сделки (traite contracts).

При этом, договор не считается источником.

Отечественные авторы не признавали этого деления, считая, что у него нет практического применения.

Послереволюционные авторы считают, что все договоры нормоустанавливающие (создают общие нормы).

Б. Международный обычай

Международный обычай, а точнее, обычные нормы международного права продолжают играть значительную роль в современном междуна­родном праве. О характере этих норм сказано ранее в настоящей главе.

Ст.38 статута говорит, что ООН признаёт юридическую практику всеобщеобязательной для субъектов МП. Эта практика создаётся спонтанно: в определённой ситуации государство вынуждено действовать сходу, определённым образом. В подобных ситуациях другие государства действуют аналогично, следовательно, складывается практика. Требования к ней:

— складывается из повторения действий государствами в аналогичных ситуациях,

— длительность (определённый срок): раньше на связи между государствами уходили столетия, теперь процесс ускорился),

— непрерывность.

Все эти требования относительны!

Пример: когда запускали первый искусственный спутник Земли, ни одно гос-во не выразило протест, следовательно, сложилась международная практика, что спутник может вращаться над всеми гос-вами (а самолёт — нет).

Т.о. международный обычай — «молчаливое согласие государств», следовательно, при спорах оно труднодоказуемо, т.к. нигде не закреплено. Вот международный договор — явно выраженное соглашение. Где чётко прописаны все права и обязанности сторон, к тому же, он быстрее ратифицируется, следовательно, он выгоднее, чем международный обычай.

Ни один международный договор не собрал в себя всех участников-государств Международной организации, а пробелы, возникающие при этом, закрываются международным обычаем.

Читайте также:  Са 125 в норме может ли быть рак

Норма, содержащаяся в международном договоре, может стать международным обычаем для третьего государства, если оно молчаливо согласится с положениями этого договора.

Общее МП ныне договорно-обычное право.

B. Общие принципы права

К числу источников международного права ст. 38 Статута Междуна­родного Суда относит также «общие принципы права, признанные ци­вилизованными нациями». В литературе имеется большое различие мнений по вопросу о характере и значении общих принципов права в международном праве. Можно считать, что общие принципы права — это общие юридические правила, которые используются при примене­нии конкретных правовых норм, определяющих права и обязанности субъектов права. Многие из общих принципов, если не большинство, пришли из римского права.

Источник

Норма международного права

Норма международного права — это общеобязательное правило деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов международного права в международных отношениях[1].

Как и другие правовые нормы, международные нормы рассчитаны на неоднократное применение и могут выполняться добровольно или с помощью принуждения[2]. Особенностью международно-правовых норм является тот факт, что они устанавливаются самими субъектами международного права[3].

Особенности[править | править код]

Международно-правовые нормы отличаются от норм внутригосударственных. Основными их особенностями являются:

  • Предметом регулирования являются межгосударственные и иные международные отношения.
  • Международно-правовые нормы создаются в результате согласования позиций и интересов государств (метод «согласования воли»). Достижение подобного согласования нередко связано с компромиссом, соразмерными уступками государств друг другу по определенным вопросам[4].
  • Формой закрепления норм международного права являются не властные предписания (закон), а источники, соответствующие согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций).
  • Нормы международного права создаются самими государствами (индивидуально или коллективно) и адресованы они также самим государствам. Особое значение имеет добровольный характер их реализации[1].
  • Международно-правовые нормы обычно не сочетают в себе классическую структуру из гипотезы, диспозиции и санкции[5].

Формирование[править | править код]

Нормы международного права, вне зависимости от формы закрепления (международный договор или обычай), формируются самими субъектами международного права (и прежде всего государствами) посредством согласования интересов и позиций. При этом сам процесс согласования воли проходит через два этапа[6]:

  1. Субъекты достигают согласия относительно содержания правила поведения;
  2. Субъекты выражают свою волю на обязательность данного правила поведения для них. Такое согласие на обязательность может выражаться заключением договора или же постоянной всеобщей практикой — единообразной деятельностью субъектов (обычай).

Виды[править | править код]

По форме:

  • Договорные (документально закреплённые).
  • Обычные (документально не закреплённые).

По предмету регулирования:

  • Нормы права международных договоров;
  • Нормы космического права;
  • Нормы международного воздушного права;
  • Нормы международного уголовного права и др. в зависимости от конкретной подотрасли международного права.

По сфере действия:

  • Универсальные — нормы, регулирующие отношения между подавляющим большинством субъектов международного права[7].
  • Локальные — нормы, регулирующие отношения между субъектами международного права в рамках одного региона или, касающиеся ограниченного числа субъектов международного права[8].

По юридической силе:

  • Императивные (jus cogens) — универсальные нормы, отклонение от которых признаётся недопустимым всем мировым сообществом.
  • Диспозитивные

См. также[править | править код]

  • Jus cogens
  • Источники международного права

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 93.
  2. ↑ Лукашук, 2005, с. 60.
  3. ↑ Бекяшев, 2003, с. 11.
  4. ↑ Тиунов О.И., Каширкина А.А., Морозов А.Н. Влияние норм международного права на развитие национального законодательства // Журнал российского права. — 2010. — № 6. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  5. ↑ Глебов И. Н. Международное право. — М.: Издательство: Дрофа, 2006. — с. 37.
  6. ↑ Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 94.
  7. ↑ Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 96.
  8. ↑ Бекяшев, 2003, с. 13.

Литература[править | править код]

  • Международное право / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.В. Тиунов. — 5-е изд., перераб. и доп.. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. — 783 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-16-004137-7.
  • Бекяшев К.И. Международное публичное право. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2003. — 640 с. — 4000 экз. — ISBN 5-98032-026-1. Архивная копия от 1 февраля 2014 на Wayback Machine
  • Лукашук И.И. Международное право:общая часть. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 432 с. — ISBN 5-466-00103-1. (недоступная ссылка)

Источник