Россия не может быть причиной тютчев
Содержание статьи
Умом Россию не понять
«Умо́м Росси́ю не поня́ть» — стихотворение (четверостишие), написанное 28 ноября (10 декабря) 1866 года поэтом Фёдором Тютчевым:
Философские миниатюры[править | править код]
Кроме этого стихотворения, Тютчев написал несколько других философских миниатюр-моностроф («Когда пробьёт последний час природы», «Природа — сфинкс», «Нам не дано предугадать»)[1].
И. С. Тургенев сказал: «Самые короткие стихотворения Тютчева почти всегда самые удачные». Ю. Н. Тынянов отмечал, что тютчевская афористическая краткость «позволяла сосредоточить силу оды на маленьком пространстве»[2].
Написание и публикация[править | править код]
Стихотворение было написано Тютчевым на клочке бумаги. Оригинал хранится в Пушкинском Доме (РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 32. Л. 2.[3]), копия есть в Муранове[4]. Датируется через пометку в альбоме Тютчевой-Бирилёвой, где содержится копия стихотворения. Первая публикация в 1868 году (Стихотворения Ф. И. Тютчева М., 1868, с. 230)[5].
Автограф содержит необычную пунктуацию: тире в первой строке: «Умом — Россию не понять», отсутствие знака препинания в конце четверостишия, тире вместо точки во второй строке, запятая после «У ней» в третьей строке. При перепечатке иногда сохраняется тире в первой строке для подчёркивания паузы[3].
Анализ[править | править код]
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, одическим размером, вошедшим в русскую поэзию благодаря М. В. Ломоносову. Тютчев часто использовал ямб, им написано более половины его стихотворений (125 из 230)[2]. Четверостишие применяется как классический пример использования ударений:
- тактового (синтагматического) на слова «понять» (вариант: «Умом»[2]), «измерить», «особенная», «верить»
- фразового на слово «верить»[6].
Стихотворение, по мнению Г. Э. Голышевой, состоит из трёх частей, организованных в порядке, традиционном для рассуждения: тезис — аргумент — вывод[2]. Первые две строки утверждают мысль об особой роли России; повтор отрицательной частицы «не» служит для усиления высказывания. Вторая часть (третья строка) содержит объяснение, а третья часть (четвёртая строка) — вывод-идею. Поэт противопоставляет ум и веру, непонимание и гармонию.
Согласно Г. Э. Голышевой, стихотворение «держится» на глаголах, которые «создают внутреннее движение образа»[2].
По мнению Ф. Б. Тарасова, Тютчев понимал революцию как «нравственный факт общественной совести, обличающий внутреннее настроение человеческого духа и оскудение веры в Западной Европе». Антихристианские корни революции привели Тютчева к мысли о России как «святом ковчеге», всплывавшем над всеобщим «громадным крушением». Ф. Б. Тарасов считает, что уподобление России Ноеву ковчегу здесь «очевидно»[3]. В течение XX века поэтичность стихотворения ставилась под сомнения, его сводили к «лозунгу мессианской роли России»[2].
Согласно А. П. Сковородникову и Г. А. Копниной, всё творчество Тютчева свидетельствует о том, что в стихотворении речь идет об уникальности и самобытности России и её народа[7], но оно сегодня используется для пропаганды с использованием тактики манипулятивного использования цитат (на примере статьи «Встреча со свинксом»[8], в которой стихотворение используется как иллюстрация тезиса о том, что Тютчев придумал свой «парадокс» потому, что был «иностранцем»). Манипулятивные возможности использования этого четверостишия подчёркивает и Александр Кушнер: «Существует особое искусство выдергивать из поэта цитату, как перо из птицы, — и затем размахивать ею…»[9].
Русский менталитет[править | править код]
Четверостишие неоднократно использовалось философами при обсуждении русского склада ума.
Н. А. Бердяев цитирует стихотворение для иллюстрации своего тезиса: для освобождения русского сознания «от характерного космополитического отрицания и иноземного рабства» следует признать очевидную для него антиномичность культуры России, её противоречивость[10].
По мнению О. Д. Волкогоновой, четверостишие является типичной иллюстрацией характерного для России подчёркивания уникальности опыта России, несравнимости с опытом других народов и стран[11].
Многие авторы рутинно отождествляют мысль четверостишия с русским иррационализмом («апология русского маниакального иррационализма»[12]).
В. В. Кожинов предлагает совершенно другую трактовку: по его мнению Тютчев не говорил об иррациональности русских, он хотел сказать, что Россия существует только благодаря вере её обитателей. Когда потеряна вера, быстро разрушается и сама страна[13].
Влияние на культуру[править | править код]
Бердяев использовал первые две строки четверостишия для иллюстрации тезиса об отражённых Достоевским противоречиях русского духа, его антиномичности, допускающей возможность самых противоположных суждений о России и русском народе[14].
Максим Горький противопоставлял революционеров, ориентированных на Запад, на котором «горел, не угасая, огонь свободы», «мещанам», считающим, что формы жизни Запада не годятся для русского народа: «В эти дни, когда рыцари бились насмерть со змеем, мещанство в стихах и прозе доказывало, что «Умом Россию не понять»»[15]. К мещанам Горький при этом относил как самого Тютчева, так и Толстого с Достоевским. Горький, как впоследствии и другие, также написал пародию на четверостишие[3][16].
В конце XX века первая строка четверостишия стала популярной цитатой[17], породив как известную пародию Губермана 1970-х годов[18] (также приписываемую Юзу Алешковскому)[17], так и названия многочисленных книг[19][20][21].
Президент России В. В. Путин, принимая в Кремле президента Франции Н. Саркози, процитировал строки Тютчева, заменив строчку «в Россию можно только верить» на — «в Россию нужно просто верить»[22].
Экс-президент Франции Жак Ширак, получая Государственную премию РФ, прочитал строчки из Тютчева «Умом Россию не понять…»[23].
Примечания[править | править код]
- ↑ Светлана Валюлис. Справочник по литературоведению. Швиеса, 2004. С. 158.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Голышева, Галина Эриевна. Как рождается художественный образ? : анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Умом Россию не понять…». // Русский язык в школе. — 2012. — № 4. — С. 23-27.
- ↑ 1 2 3 4 Комментарии к стихотворению. // Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. Том 2. Стихотворения 1850-1873. С. 102.
- ↑ Автограф на сайте усадьбы «Мураново».
- ↑ Комментарии к книге Ф. И. Тютчев. Лирика. Серия «Школьная библиотека».
- ↑ Типы ударений на сайте ЯРУС
- ↑ А. П. Сковородников, Г. А. Копнина. Способы манипулятивного речевого воздействия в российской прессе. Политическая лингвистика 3 (41), 2012.
- ↑ Встреча со свинксом. Новая газета. 2005. № 53.
- ↑ Александр Кушнер. Заметки на полях. «Новый Мир» 1996, № 5.
- ↑ Бердяев Николай. Судьба России.
- ↑ О. Д. Волкогонова. Н.Бердяев. Интеллектуальная биография
- ↑ Сергей Трунин. Трансформация романных жанров в эпоху постмодерна. СМИ и современная культура. БГУ, 2012. С. 536.
- ↑ Юрий Крупнов. Пути русского развития. Наследник, № 32.
- ↑ Николай Бердяев. Миросозерцание Достоевского.
- ↑ Максим Горький. Заметки о мещанстве. // Новая жизнь. 1905. № 1, 4, 12.
- ↑
Будь господин Врубель русский, о его искусстве можно бы сказать то же, что сказано про Русь, перефразировав немного:
Искусство это не понять, Умом его — нельзя измерить, И смысла в нём нельзя искать, Когда Карелину поверить.
— Беглые заметки // Нижегородский листок. 1896. № 229, 20 августа; то же — Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т. 23. С. 177
- ↑ 1 2 Константин Душенко. Словарь современных цитат: 5200 цитат и выражений ХХ и XXI вв., их источники, авторы, датировка. Эксмо, 2006. С. 135.
- ↑ Губерман И. М. Давно пора, ебёна мать, умом Россию понимать! (недоступная ссылка). Неофициальный сайт Игоря Губермана. Дата обращения: 8 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
- ↑ Эльгиз Абдулович Поздняков. «Умом Россию не понять…». Бослен, 2008.
- ↑ Вячеслав Апанасенко. «Умом Россию не понять…». Минувшее, 2007.
- ↑ А. Ю. Кожевников, Т. Б. Тихонова. Умом Россию не понять: словарь приколов. ОЛМА Медиа Групп, 2006.
- ↑ Оговорка государственной важности. Обозреватель Ъ Сергей Строкань о противоречии между Владимиром Путиным и Федором Тютчевым.
- ↑ Полит.ру: Умом Россию не понять
Литература[править | править код]
- Ф. Б. Тарасов. Комментарии к стихотворению. // Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. Том 2. Стихотворения 1850-1873. С. 102.
- Г. Сырица Непереводимое в переводах (стихотворение Ф.Тютчева «Умом Россию не понять…»). — Valoda — 2004.
- Голышева, Галина Эриевна. Как рождается художественный образ? : анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Умом Россию не понять…». Русский язык в школе. — 2012. — № 4. — С.23-27.
- О. Д. Волкогонова. Н.Бердяев. Интеллектуальная биография.
- Тютчев Ф. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Бердяев Н. Душа России. — М.: Тип. И. Д. Сытина, 1915. — 42 с.
Ссылки[править | править код]
- Переводы стихотворения «Умом Россию не понять…» на различные языки
- Аудиозапись стихотворения (читает И. Смоктуновский)
Источник
Как Фёдор Тютчев понимал Россию
27 июля 1873 года скончался Фёдор Тютчев. Величайший русский поэт, в жизни стремился быть, в первую очередь, политиком. Он посвятил политической карьере более 45 лет. Но сегодня мы знаем его по знаменитой фразе: «Умом Россию не понять».
Россия как Ноев ковчег
Тютчев работал дипломатом в европейских городах 22 года, а после еще 23 года — с 1844 по 1867 — он был цензором Министерства иностранных дел. О жизни в западных странах он знал не понаслышке, и взгляд Тютчева на Запад полон печали и даже осуждения: «Запад исчезает, все рушится, все гибнет…» Поэт был уверен, что революции ведут к катастрофе, в которой и гибнет все. Россия в его «внутренней карте» была Ноевым ковчегом, спасительным островом мировой цивилизации. Его строки о ней не лишены патетики: «когда над этим громадным крушением мы видим всплывающую святым ковчегом эту империю (Россию), еще более громадную, то кто дерзнет сомневаться в ее призвании?». Что же это за призвание? Ответ Тютчева таков: не потерять себя и усмирить революцию, охватывающую постепенно весь мир, то есть спасти себя и тем самым спасти и Запад, если он того захочет.
Образ России как непоколебимо стоящей страны встречается и в стихотворении Тютчева «Море и утес». В нем бунтующие войны изображают революции в западных странах, а непоколебимо стоящий утес — самодержавную Россию.
Россия как мировая контрреволюция
«В Европе существуют только две действительных силы — революция и Россия, — писал Тютчев. — Эти две силы теперь противопоставлены одна другой, и, быть может, завтра они вступят в борьбу». Мир, охваченный революциями наподобие Французской, Тютчев считал загнивающим, антирусским, антихристианским. Он утверждал, что у России совсем другой путь. Из истории мы знаем, что Тютчев ошибся, а Россия все-таки пошла путем революции, причем не самым мягким. И все же Тютчев пишет о какой-то внутренней сути России, о том, что она не то же самое, что Запад. Что революция ей не то что во вред, а «между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества».
По мнению Тютчева, революция — это мировой пожар, из-за которого Запад теперь «уходит со сцены»: «Все рушится и гибнет во всеобщем мировом пожаре — Европа Карла Великого и Европа трактатов 1815 года, римское папство и все западные королевства, Католицизм и Протестантизм, уже давно утраченная вера и доведенный до бессмыслия разум, невозможный отныне порядок и невозможная отныне свобода. А над всеми этими развалинами, ею же нагроможденными, цивилизация, убивающая себя собственными руками…»
«Русь — христианка»
Как Достоевский будет убежден, что душа каждого человека — христианка, так убежден Тютчев, что Россия — тоже христианка. Причем для Тютчева несомненно, что русский народ является христианским не только потому, что принял крещение с князем Владимиром, но и «благодаря чему-то еще более задушевному». Способность к самоотречению и самопожертвованию — это основа русского духа, его нравственной природы.
Именно поэтому, по Тютчеву, Россия не повторит пути западных стран и никогда не затеет революции. Ведь «антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство. Ее последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления — все это частности и случайные подробности. А оживляет ее именно антихристианское начало, дающее ей также столь грозную власть над миром».
Тютчев владеет приемами риторики и умеет строить метафоры, и продолжает этот тезис так: «Тысячелетние предчувствия не могут обманывать. Россия, страна верующая, не ощутит недостатка веры в решительную минуту. Она не устрашится величия своего призвания и не отступит перед своим назначением».
Россия — дом всех славян
Тютчев — известный панславист, верующий в объединение и дружное сожительство всех славян под эгидой России. Его стихотворение «Славянам» звучит восторженно, празднично, сладко, но вместе с тем и немного захватнически:
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей…
Тютчев настаивает на том, что славяне должны объединиться и не «прогибаться» под другие народы. В его сочинениях встречаются такие вопросы: «Конституционный закон — закон большинства. А поскольку большинство в Австрии принадлежит славянам, то Австрия должна бы стать славянской. — Вероятно ли такое? и даже возможно ли?… Вопрос для австрийских славян сводится вот к чему: или оставаться славянами, став русскими, или превратиться в немцев, оставаясь австрийцами».
И снова: что же такое Россия? Что она представляет из себя? Тютчев отвечает: две вещи. Во-первых, славянское племя, во-вторых — православная Империя.
Три стольных града
Тютчев мыслил масштабно и имел план по завоеванию Константинополя. Согласно этому плану, у России — три золотых столицы: Москва, Санкт-Петербург и Константинополь. Эти мысли высказаны и в статьях, и в стихах Тютчева. Вот, например, стихотворение «Русская география», продолжающее тему великих размеров великой империи:
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.
Напомним, что имеется в виду пророчество Даниила о царстве, которое вовеки не разрушится. «Не община, но Империя» — вот что такое Россия для Тютчева.
Идеальное место для идеальной власти
О роли российской власти (в то время монархической) Тютчев рассуждает в «Письме о цензуре в России». Конечно, он рисует некую идеальную картинку, где власть совершенно лишена какого-либо эгоизма, и все свои силы устремляет на заботу о людях. И в этих рассуждениях тоже проступает тютчевское виденье России как великой христианской державы, не изменяющей ее ценностям. Поэтому для него Россия — идеальное место для идеальной власти. Вот что он пишет об этом:
«Одним словом, если правда, о чем часто говорят, будто Государство так же много печется о душах, как и Церковь, то нигде эта истина не является столь очевидной, нежели в России, и нигде это государственное призвание не могло быть столь легко исполнимым». Поэтому, считает Тютчев, все русские люди с радостью бы передали полномочия цензуры властным органам, ведь это значило бы, что власть берет на себя «серьезно и честно понимаемое управление общественным сознанием и отстаивать свое право руководить умами».
Источник
Актуальны ли сегодня и почему строки Ф.Тютчева «Умом Россию не понять…»?
Актуальны ли сегодня строки Федора Тютчева о России, написанные им полтора века назад? Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Gremy [79.3K] 2 недели назад К сожалению, актуальность не потеряна. В России как происходило, так и происходит множество алогичных, противоречащих здравому смыслу, событий, и сторонний наблюдатель только удивляется и недоумевает. Да мы и сами недоумеваем, однако история нас ничему не учит, и мы продолжаем и продолжаем чудить. Приведу только один навскидку пример. Помнится, одна моя экс-коллега разговаривала (в начале 90-х дело было) с одним западным немцем, и он выражал следующее недоумение. В общем, он был наслышан о наших «колбасных сетованиях» (тогда у нас «колбаса» была синонимом благополучия, а еще такая была загадка: «Длинное, зеленое, колбасой пахнет» (подмосковная электричка)). Так вот, тот немец не мог взять в толк: «Что, колбасы у вас не хватает?.. Так почему же ваши фермеры не займутся производством мяса?». Ну что вот ему было говорить, если мы, опять же, самим себе не могли ответить на сей риторический вопрос. Вот и… Тютчеву тогда раздраженно вторил Губерман: Пора-то пора, да… позволю тут себе добродушно-горестно поиздеваться над нами. В радиопостановке «Волшебник Изумрудного города» «Куплеты Страшилы» (в которых он сетует о своей незавидной судьбе) заканчиваются такими строчками: Неужели причина в этом?.. Только с этой загвоздкой разбираться придется нам и только нам самим — Гудвина на нас на этом свете нет. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Смилодон [330K] 2 недели назад Нет, конечно же, не актуальны. Впрочем, они изначально также не были актуальны. Потому как понять Россию умом вполне возможно. Главное, чтобы этот ум был хорошо работающим, мог вырабатывать правильные подходы и освобождаться от всякой ментальной рухляди. А то тогда накрутили всякую эту рухлядь в количествах что «западники», что «славянофилы». Далее, верить в Россию не надо. Потому как верить можно в то, чего нет, а как же, если вот она Россия всё-таки и есть по существу? Ну а насчёт отсутствия «общего аршина» Тютчев также погорячился, безусловно. Он вполне себе есть — тот самый рациональный подход. С помощью которого как раз и можно разбираться хоть с Россией, хоть со Свазилендом… Elden [617K] 2 недели назад В прошлые века в Россию проникал менталитет французов и немцев, все мы знаем как это происходило. Так вот сама Русь и её жители вполне адекватные и хорошие люди, которых и умом понять можно. А вот те элементы, которые родом не из территории России, вот они и баламутили всю воду. Немцы, французы, австрийцы и прочие народности, которые даже в 20 веке показали своё варварство принесли в Россию то, что Тютчев назвал «Умом Россию не понять». Вы просто полистайте историю России и поймёте, что это не русский народ оказался таким, а это распространение западного не сильно приличного менталитета повлияло на русский народ. Nasos [102K] 2 недели назад Да, эти стихи актуальны и сегодня. Мало что изменилось со времён Фёдора Тютчева в этом контексте в отношении России. Знаете ответ? |
Источник