Ребенок не может выучить стих причины

«Почему мой 5-летний сынок не может выучить четверостишие уже 2 дня?» — 14 причин трудного запоминания стихов у детей

???? Рада приветствовать вас, дорогие мои читатели и

подписчики канала «Семейный психолог»! ❤️

Обычно маленькие дети хорошо запоминают стихи и с удовольствием их рассказывают на праздниках, тетям и дядям, дедушкам и бабушкам. Им достаточно пару раз прослушать какой — либо текст — и вот, уже готово! Но есть и такие детки, которым весьма трудно сохранять в памяти стихи.

Почему ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает?

Буду благодарна Вам за подписку и/или отклик — этим Вы поддержите развитие канала!

Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок плохо запоминает стихи, не спешите паниковать и отчаиваться. Специалисты уверены, что в большинстве случаев у таких детей нет нарушений, связанных с памятью.

Просто необходимо понять, в чем кроется проблема. Как впрочем, в любом другом деле.

Основные причины, почему ребенок плохо запоминает стихи:

???? У него нет такого навыка — учить наизусть. Родители не приучали его, считая, что он еще слишком мал. Поэтому такому ребенку, как правило, сложно запоминать стихотворения, которые дает воспитатель в детском садике.

???? Малыш не чувствует рифму. Обратите внимание, умеет ли он пересказывать сказки своими словами. Если да, то дело может быть не в плохой памяти, а в том, что у него отсутствует понимание рифмы.

???? Ребенок не приучен к самостоятельности и привык, что ему всегда во всем помогают: рисуют или собирают конструктор. Если близкие родственники, стремясь помочь, в итоге все заканчивают вместо малыша (будь-то аппликация, рисунок, фигурка из пластилина), то он будет ожидать, что и учить стишок будет кто-то другой.

???? Ему скучно. Однообразное и монотонное заучивание стихов не вызывает у малыша желание их учить. Поэтому специалисты рекомендуют учить стишки с маленькими детками в процессе игры.

???? Малыш стремится сделать все наперекор. Особенно данное качество проявляется в возрасте 3-4 лет, когда ребенок взрослеет и пытается отстаивать свои права.

???? У него низкая самооценка или страх сравнения с другими детьми. Если ребенок очень стеснительный, он может бояться допустить ошибку и быть осмеянным сверстниками в садике. Возможно, родители часто критикуют малыша, и он просто боится новой негативной оценки. Поэтому ему проще сказать «я не помню», чем услышать насмешки или очередное замечание в свой адрес.

???? Ребенок слишком активный. Ему трудно усидеть на месте несколько минут и не отвлекаться, чтобы усвоить новую информацию.

???? У него малый словарный запас для своего возраста. Часто ребенок не может запомнить стихи, потому что просто не понимает их смысл. Значения некоторых слов ему просто неизвестны. Поэтому внимание малыша и не фокусируется на непонятном наборе звуков.

???? Ребенок слишком загружен. Может быть, он посещает много разных кружков и секций. Порой родители, стремясь разносторонне развивать свое чадо, излишне нагружают его. И малыш очень устает, сон при этом часто нарушается. Из-за постоянной усталости он становится рассеянным и невнимательным.

Возможные и ошибки родителей, мешающие ребенку запоминать стихи Родители по неопытности или незнанию допускают промахи в процессе обучения.

✔️ Вы относитесь к заучиванию стихов как к трудному и серьезному процессу.

Главным способом познания мира в этом возрасте является игра. Именно через нее он примеряет на себя различные роли и развивает в себе какие-то качества. То, что он не хочет сидеть и повторять за вами стихи, абсолютно нормально.

✔️ Не принимаете во внимание состояние и настроение малыша.

Дети не способны запоминать информацию, когда их мозг перегружен или они устали.

✔️ Учите стихотворение, не делая перерывов.

А маленький ребенок не может воспринимать информацию более 7 — 10 минут. Потом он просто отвлекается. Поэтому не забывайте делать перерывы в процессе заучивания и переключаться на что-нибудь другое.

✔️ Не мотивируете или неправильно мотивируете ребенка.

Крохе попросту непонятно, зачем ему нужно учить то или иное стихотворение. Поэтому необходимо вызвать у него заинтересованность в этом процессе. Например, стихи можно учить к приходу Деда Мороза или для участия в семейном концерте перед дедушками и бабушками.

✔️ Неправильно выбираете интервалы для повторения.

Сначала стихотворение нужно повторить через 15 минут, чтобы закрепить в памяти. А следующее повторение — не раньше, чем через 3 — 4 часа. Тогда вы поймете, какие слова или строчки малыш запоминает с трудом. Прочитайте их заново. А на следующий день повторите выученное стихотворение.

Дополнительный материал по теме: «Память слабеет, если ее не упражняешь» — 10 упражнений для развития памяти дошкольников

Вам кажется, что ребенок слабо запоминает информацию на слух? Вы сами можете проверить состояние его слуховой памяти

Теперь, когда вы знаете возможные причины трудностей запоминания стихов детьми, вы можете найти свою или свои, а в следующий раз обсудим с вами, как помогать ребенку учить стихи, чтобы он в дальнейшем делал это с радостью и быстро. Договорились?

Не забудьте подписаться на канал, если вы еще не сделали этого!

Заходите еще! До встречи!

Источник

Как быстро и легко выучить стихотворение наизусть — И почему ребенку это не легко и не быстро

Ребенок снова весь в слезах: «Стихотворение не учится», а вы снова психуете, что он лентяй с плохой памятью?

Не спешите списывать на память.

Читайте также:  Что может быть причиной кожной сыпи у ребенка фото

Абсолютно любой здоровый ребенок лет с 5-6 способен хорошо заучивать стихи наизусть.

Почему я так решила?

Потому что ваш ребенок умеет разговаривать. К своим 5-6 годам он уже заучил наизусть целую кучу слов и речевых шаблонов: «кусков речи», которые он воспроизводит в зависимости от ситуации.

Подробнее о речевых шаблонах — что это такое и что они значат в жизни ребенка — я расскажу в отдельной статье.

Здесь же прошу просто поверить мне, что — если ваш ребенок умеет бегло и связно говорить по-русски — с памятью у него всё точно в порядке.

И если стихотворение не запоминается — дело точно не в памяти.

Почему не запоминается стихотворение

Дети воспринимают стихи вовсе не так, как мы — взрослые.

Мы можем запомнить любую ерунду, если она в рифму. Мы можем найти рифму или ритм или логику звучания даже там, где ее нет (хоку, да?).

А дети всего этого не умеют. И причины, по которым ребенок не может запомнить стихотворение, могут звучать для вас странновато….

Эти причины могут быть связаны, например, с самим стихотворением или с отсутствием навыка учить наизусть.

Для начала поговорим о самом стихотворении.

Вы и сами знаете — некоторые стихи учатся вмиг (а иной раз рифма или дурацкая песенка так привяжется — не забудешь), а иногда коротенькое четверостишье запомнить не можешь….

Причина №1 в стихотворении. Ребенок не понимает смысл стихотворения

Очень сложно учить абракадабру.

Стихи ведь отличаются от обычной «человеческой» речи

  • незнакомыми словами, которые не встречаются в обычной жизни,
  • непривычным порядком слов.

Вот вы сердитесь, что ребенок не может запомнить стихотворение — а он сидит и мучается вопросом «что я вообще сейчас прочитал?».

…Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

Где-где бушует ветер?

Кто такой воевода?

Почему он — мороз?

И кем он обходит владенья (то есть кто такой этот «дозор»)?

И, кстати, что такое владенья?

И почему вообще вдруг ветер не бушует и ручьи не текут с гор (чтооаа?!), пока он это делает?

Это всё — реальные рассуждения реальных пятилеток. Нынче под новый год я опросила десяток детей по смыслу этого стихотворения.

Серьезно, есть дети с гениальной от природы памятью (это большая редкость) — им всё равно, что запоминать. Один раз услышали — и сразу повторили наизусть — хоть стихи, хоть монолог из «Войны и мира».

Всем остальным детям для запоминания необходимо понимание смысла, логические «зацепки», осмысленный рассказ.

В примере, который я привела выше, ребенок слышит просто набор бессмысленных слов вроде «глокой куздры». И как ему это запоминать? Ни одной зацепки.

Максимум, он может опереться на рифму.

Это если он слышит ее…

Причина №2 в стихотворении. Ребенок не слышит рифму

Почему стихи проще учить, чем прозу? Потому что есть рифма.

Когда мы учим стихотворение, мы настраиваемся на то, что строки будут рифмоваться. Дети обычно ждут, что рифмоваться будет каждая строка или через строку.

Помните, даже такие загадки есть, где дети отгадку в рифму подставляют:

Неказистый на вид,

Я иголками покрыт.

Ты меня не трожь!

Я колючий… (ёж)

Руль, колеса, кузов…

Поднимая пыль,

По дороге с грузом

Мчит… (автомобиль)

А вот теперь представьте: ждет ребенок рифму, ждет — а рифмы и нету.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень,

С печальным шумом обнажалась.

И всё — последняя строка ни с чем не рифмуется.

Ну мы-то взрослые можем быстро прочитать следующие пять строк и найти рифму. А для ребенка это не быстро.

Поэтому и пятая строка в этом стихотворении для него — лишняя. Запоминаться не будет либо она, либо две предыдущие или последующие.

Причина №3 в стихотворении. Ребенок не слышит ритм

Обычно стихи проще слушать и учить не только из-за рифмы, но и из-за ритма.

У стихов, помимо рифмы, есть повторяющийся ритмический рисунок (еще он нам известен, как стихотворный размер — ямб, хорей… — наверняка слышали), который помогает нам воспринимать и запоминать стихи легче, чем прозу.

Если ребенок не слышит этот ритмический рисунок — запоминание стихотворения для него ничем не проще, чем монолог Болконского у дуба.

Например, часто детям сложно воспринимать ритмы трехстопных размеров

Трехстопный дактиль:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Такие встречаются у Лермонтова и у Блока.

А в школьных учебниках начальной школы и посложнее ритмы иной раз попадаются — с таким сложным рисунком, что и взрослый иной раз не уловит логику.

Причина №4 в окружающей обстановке. Отвлекающие вещи вокруг

Как говорят: «Просто сядь и выучи».

Но сесть и выучить — не так просто, если не сконцентрироваться.

Даже взрослым порой нужна полная тишина и отсутствие отвлекающих моментов, чтобы сделать какую-то высокоинтеллектуальную вещь.

И детям — чтобы эффективно запоминать — нужно иметь возможность сосредоточиться: без шума, без клёвых игрушек под рукой, без конфеток и морковок — погрызть в процессе учебы, без перекатывания чего-то ногами.

Одним словом: только стихотворение и ребенок. Тогда всё получится.

А не так, что мама слушает музыку, братик мультик смотрит, папа в плейстейшен играет — а рядом бедняга второклашка пытается стихотворение учить.

Причина №5 в окружающей обстановке. Ребенок в принципе не умеет учить наизусть

Заучивание наизусть — это само по себе наука, навык. Этому надо учиться.

Нам, взрослым, пожалуй, иногда кажется, что «просто сядь и выучи».

Но заучивание — это техника, технология, если хотите. Которую мы выработали себе сами, или нас кто-то научил, в детстве.

Или не выработали и не научил — и теперь мы думаем, что у нас просто память плохая.

А на самом деле мы просто ее не тренировали, либо тренировали неправильно.

Да, то что мы, взрослые, называем плохой памятью — это на самом деле незнание алгоримов заучивания, или неумение ими пользоваться, или отсутствие «автоматизированного» навыка им пользоваться.

Читайте также:  Молочница может быть причиной бесплодия

Так что потратьте немного времени на то, чтобы научить ребенка заучивать наизусть — какой бы очевидной ни казалась вам задача по заучиванию. Выучите вместе несколько стихов, обращая внимание ребенка на последовательность действий для запоминания.

Алгоритм эффективного заучивания стихотворения наизусть

Без родителя не обойтись.

Даже если вы привыкли бросать ребенка один на один с уроками — не бросайте его учить стихи самостоятельно. Так будет гораздо эффективнее.

1. Прочитайте стихотворение первый раз вместе, убедитесь что:

  • Понятны и знакомы все без исключения слова.
  • Понятен смысл фраз и стихотворения в целом.

Хорошая идея — попросить ребенка подробно пересказать описанное в стихотворении своими словами.

Разберите значение всех незнакомых слов. Выясните, что имел в виду автор — про что он рассказывает.

2. Убедитесь, что ребенок слышит рифму:

Имеет смысл попросить ребенка показать рифмующиеся слова.

При необходимости, прочитайте еще раз или два — попробуйте вместе с ребенком услышать в стихотворении рифму.

Если рифма сложная или не очень очевидная — прямо в тексте подчеркните рифмующиеся слова цветными карандашами: каждая пара своим цветом.

3. Убедитесь, что ребенок слышит ритм:

Чтобы отработать ритм, один раз прочитайте стихотворение за ребенка , одновременно хлопая. А ребенок пусть только сосредоточится на ритме — слушает и хлопает вместе с вами.

Для примера покажу на кусочке стихотворения: буквы жирным — это ударные места, на которых нужно делать хлопок.

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя.

И один — два раза пусть ребенок прочитает сам, одновременно хлопая в соответствии с ритмом стихотворения.

Иногда отстукивание ритма очень помогает в заучивании стихотворения — учите стихи, одновременно хлопая.

Теперь, когда подготовительная работа по пониманию стихотворения выполнена, обеспечим правильную обстановку.

4. Убедитесь, что ребенка ничего не отвлекает от запоминания:

Посадите ребенка либо за совершенно пустой рабочий стол, либо на диван — стул — изолированно от любых внешних раздражителей: книг, игрушек, вещей, которые можно (хочется) хватать, крутить в руках, грызть…

Потерпите полчасика с телевизором или музыкой — пусть дома побудет тишина, а ребенку ничего не попадает в руки, в ноги — и что он ничего не жуёт.

5. Заучивание:

Есть много методик (способов) запоминать стихи. Предложу один из них — проверенный и точно хорошо работающий.

Или можете попробовать любой другой, свой любимый.

После того, как закрыты все вопросы смысла, рифм и ритма —

  • Попросите ребенка прочитать стихотворение 1 — 2 — 3 раза: столько, сколько нужно, чтобы получить беглое чтение с выражением.
  • Когда добились беглого и красивого чтения, попросите ребенка отложить текст и рассказать наизусть, как сможет — сколько запомнил.

Заметьте, пока мы разбирались со смыслом, мы уже как минимум четыре раза (а, скорее всего, больше раз) прочитали стихотворение — и с выражением, и с правильным ритмом — так что запомниться должно довольно много.

Пока ребенок рассказывает наизусть, что запомнил — обращайте внимание на то, что он запомнил (этим местам можно уделить меньше внимания при заучивании), и какие места он не помнит совсем (туда позже отведете больше времени)

  • Теперь повторите первую строфу столько раз, сколько нужно до отличного запоминания.
  • Повторите вторую строфу столько раз, сколько нужно до отличного запоминания.
  • Соедините первую и вторую строфы и повторите вместе столько, сколько нужно до отличного запоминания.
  • Выучите третью строфу.
  • Заучите ее сначала отдельно — вместе с второй, и только затем — вместе с первой.
  • Четвертую строфу учите сначала вместе с третьей, а затем — все вместе.

По такому принципу и продвигайтесь дальше: сначала учите какую-то строфу, потом заучиваете ее вместе с предыдущей, а затем — со всеми предыдущими вместе.

Если стихотворение очень длинное — можете сделать дополнительный промежуточный этап: отдельно повторять четверостишье.

Но обратите внимание: если ребенок будет заучивать (или часто повторять) изолированные четверостишья — он может начать забывать их последовательность. Поэтому лучше всегда присоединять к четверостишью хотя бы одну предыдущую и одну следующую строфы.

  • Если какое-то место упорно не запоминается, можно попробовать следующий способ.

Пусть ребенок несколько раз произнесет трудно запоминающееся место в стихотворении, одновременно выполняя какое-то действие. Любое. Например, тихонько топнет ногой, или щелкнет пальцами, или приподнимет руку — не важно.

Затем четко, громко и внятно скажите ему, что «теперь запомни, что когда ты приподнимаешь руку — ты говоришь эти слова».

Таким образом вы не запоминающиеся слова привязываете к действию (то есть «обманываете мозг»).

В психологии похожий прием называется «заякорить».

Ну и конечно, никто не отменял мнемонические техники — поиск похожего, созвучного, картинок…

***

С помощью этого алгоритма можно заучивать не только стихи, но и прозу, и диалоги на иностранном языке — только этих случаях «единицей заучивания» будет не строфа, а предложение.

Когда ребенок будет учить стихи по этому алгоритму — не просто скажите ему, как учить — а помогите ему этим алгоритмом воспользоваться.

А после нескольких выученных стихов стихов ребенок уже научится пользоваться алгоритмом заучивания самостоятельно.

Успехов в учебе вашим школьникам и терпения вам!

___________________________________________________________

Мой блог про японскую методику обучения KUMON https://kumon-deti.com .

Познакомиться со мной в Инстаграм можно по этой ссылке >>

Источник

Ребёнок не запоминает стихи. 7 ошибок мамы

devochka-udivlenaРебёнок не запоминает, а виновата мама. Как мама? Опять мама? — уже слышу вопросы. Потому что только мама научит жизненно важной привычке: научит учиться, накапливать знания и запоминать стихи по ходу дела.

Вы — мамы, вы сами всё знаете. Простые стихотворения могут сделать малыша несчастным, подточить его веру в себя, превратить школу в камеру пыток. Вы в силах предотвратить это: сделайте работу над ошибками.

Я собрала 7 ошибок мам, в результате которых, всё сводится к печальному: «ребёнок не запоминает стихи». Тренерский опыт показывает: дети учат стихи наизусть в два раза быстрее — сразу, как только мамы раскусят, где собака зарыта.

Читайте также:  Эпителий в моче причины лечение

Ну что же, будем исправляться! Расположила ошибки по убыванию: от самой вредной и популярной к менее распространённой.

Ошибка №1. Упускаем важное: глаза, уши или руки?

Визуалы считывают информацию глазами, аудиалы — слухачи, активно используют уши, а кинестетики познают жизнь руками. Люди получают информацию из мира с помощью трёх каналов. Мы знаем или хотя бы раз в жизни слышали, что люди делятся на этих самых визуалов, аудиалов, кинестетиков.

— Насколько важно знать ведущий канал восприятия ребёнка?

— Архиважно!

Запомните: канал восприятия информации напрямую влияет на обучение. Попросить малыша-визуала слушать маму и запоминать стихотворение на слух всё равно, что предложить глухому с рождения послушать новый радиохит. Уши помогают визуалу, но не дают полной картинки. И запоминание идёт со скрипом. Ситуацию исправят цветные карандаши, лист бумаги. Ребёнку стоит только нарисовать иллюстрацию к стихотворению, как оно тут же само собой запомнится. Мамы «глазастиков» также замечают: визуалы начинают быстро и легко учить стихи в школе. Потому, что научились читать, видеть стихотворение собственными глазами.

Ребёнок не запоминает стихи, когда мама задействовала не тот канал восприятия. Исправив ошибку, вы сильно поможете своему сокровищу в школе и в жизни. Пройдите бесплатное тестирование на сайте. Определите, какая память лучше развита у вашего ребёнка? Слуховая или зрительная?

Ошибка №2. Знаем только один метод запоминания стихотворений

Если главный канал приёма информации разный, тогда и способ запоминания — разный. Тут и кроется ловушка. Спросите себя: Какие методы запоминания стихов вы знаете? 90 % родителей окажутся в затруднительном положении, потому что знают только 1 способ: зубрёжка. «Ничего удивительного!» — не выдержат эмоциональные мамы. — Нас по-другому не учили. К тому же, мне помогало, я школу закончила. Так почему мой ребёнок не запоминает стихи?» Разным людям разные методы запоминания. Частные педагоги используют с десяток способов, чтобы выучить стих быстро и безболезненно. Только в курсе «Стихотворный БУМ» я показываю 5 методов для запоминания стихотворений.

Жаль, что прогрессивным методам запоминания в школе по-прежнему не учат. Переполненные классы, большая педагогическая нагрузка, плотная программа всё также не дают учителям развернуться. Хотя ребятам было бы интересно научиться делать невидимые шпаргалки, найти у себя «кнопку» и включать воображение, внимание и многое-многое другое.

mama-i-doch

Ошибка №3. Нет подготовительной работы со стихом

Часто мамы стремятся быстрее сделать домашнее задание с ребёнком, чтобы выдохнуть после рабочего дня, заняться домашними делами. А получается наоборот: стих не учится, мама и малыш расстраиваются, нервничают. Главная причина: неправильно обращаются со стихом. Важно знать волшебное правило трёх «П»: «Прочитать», «Понять», «Представить». Вначале дайте ребёнку прочитать стих самостоятельно — не перетягивайте одеяло на себя. Тот, кто читает стих, тот и отвечает за заучивание. Дальше выясните: все ли слова понятны ребёнку, и объясните неизвестные, переведите на современный русский слова типа «горница», «пролётка», «жеманство». Ребёнок не запоминает стихи, потому что не понимает смысл, не фокусируется на «абракадабре». Затем пофантазируйте вдвоём, представьте в голове и рассмотрите картинку, которую нарисовал поэт. Стих запомнится в 2 раза легче.

Ошибка № 4. Не правильно повторяем

Повторяйте правильно, чтобы запомнить. Распечатайте и повесьте на видное место график правильного повторения:

1) Через 15 минут, как выучили (закрепляем стих в памяти)

2) Через 2-4 часа, как выучили (заново учим слова, строчки, которые западают)

3) На следующий день по дороге в школу (шлифуем чтение стиха наизусть)

В этом режиме необходимо повторять любую текстовую информацию: правила, иностранные и словарные слова, параграфы.

Ошибка № 5. Учим стих не в том месте, не в то время, не в том настроении

rebionok-plachЖаль, что не для всех мам очевидно: дети — не роботы, не запоминают стихи, когда мозг и тело перегружены. Обязательно дайте перекусить, отдохнуть после школы, дополнительных кружков и занятий. Когда учите стихотворные строчки, тоже «делайте привалы». Помните, спустя 10-15 минут работы детское внимание рассеивается. Поэтому важно делать пятиминутные перерывы, переключаться на другой школьный предмет или просто общаться по пустякам, выпить вкусного чаю.

Полезно учить стихи на улице, в движении, на свежем воздухе. Возьмите стишок с собой на прогулку, экономьте время, читайте наизусть по пути в секцию или драмкружок. Пробуйте «учить» во сне: повторите четверостишие, лёжа в кровати, и положите книжку под подушку, чтобы лучше запоминалось. Детки любят этот магический ритуал, а научные исследования подтверждают: стихи лучше запоминаются перед сном.

Ошибка №6. Нет правильной мотивации

Вспомните Новый Год. Рассказать Деду Морозу стишок и получить подарок — живой пример мотивации. Детям часто непонятно (особенно, если даётся трудно): Зачем учить стихи? Ради чего я мучаюсь? В этом месте можно рассказывать о будущем и карьере взрослого, и как надо быть разносторонне развитым человеком. Но для детей эти слова часто звучат как филькина грамота.

Интерес, любопытство — подсвечивают ребячьи глаза светом, вдохновляют познавать новое. Здесь всё в руках вашей фантазии. Как вариант, заключите пари: 100 рублей тому, кто выучит стих всего за 10 минут! Пригласите в гости бабушек и дедушек и устройте фестиваль стихов. Или создайте видео-блог и записывать ролики для своих фолловеров, родных и друзей.

Не запоминают стихи несчастные дети, пойманные в ловушку «так надо» и «ты должен». Пусть же мальчишки и девчонки станут счастливыми, читая стихи наизусть!

Ошибка № 7. Не развиваем интеллект

malchik-ofigevaetИграйте с детьми в интеллектуальные игры. Расширяйте кругозор и словарный запас маленького человека, совершенствуйте логику, воображение. Помимо заучивания стихов развитой интеллект справиться и с другими задачами на жизненном пути.

P.S. Люблю ошибки за обворожительное качество: их можно исправить. Теперь вы знаете как. Пишите, что удалось сделать, и где возникли трудности. Задавайте вопросы в комментариях — с удовольствием отвечу вам в следующих статьях.

С уважением,

тренер по развитию памяти и скорочтению

Екатерина Додонова

Похожие статьи



Источник