Развитие осознания педагогом этических норм профессии может способствовать
А) сопереживание, единение педагога и воспитанника на глубокой духовно-
Т е с т ы
По дисциплине «Профессиональная этика»
Примечание: После номера задания, в скобках, стоит знак (○) или (□). Значок (○) означает, что необходимо выбрать из 4 вариантов ответов а), б), в), г) только ОДИН вариант ответа, значок (□) означает, что из 4 вариантов буквенных ответов нужно выбрать ДВА варианта ответа, из 5 вариантов – 3 правильных, в задании на соответствие (например, №6), нужно соединить цифру и букву следующим образом, например: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – б. 4 -й тип заданий: вставить слово или букву, если есть варианты ответов, на месте прочерка. Например, задание №2.
1. (□) «Барьерами» развития духовно-нравственной культуры педагога являются…
А) падение престижа педагогической профессии
б) стремление доминировать в жизни общества
в) повышение заработной платы
Г) размытость в общественном сознании нравственных ценностей, идеалов
2. (○) Все большая ориентация общества на материальные ценности служит ______________ на пути к духовно-нравственному воспитанию.
а) стимулом
б) мотивацией
В) барьером
г) двигателем
3. (○) К причинам кризиса в духовно-нравственной сфере не относится…
а) стремление к господству над природой
Б) повышение производительности труда
в) желание неограниченной свободы
г) вседозволенность в поступках
4. (□) К основным понятиям этики относятся…
а) воспитанность
б) мораль
В) нравственная культура
г) поведение
5. (○) Один из способов внутренней регуляции действий человека в обществе – это…
а) закон
б) кодекс
В) нравственность
г) правила внутреннего распорядка в организации
6. Соотнесите аспекты морали с их сущностью:
1 биологические
2 социальные
3 философские
4 педагогические
а) проблемы морали рассматриваются с позиций смысла жизни, предна-
значения человека
б) процесс образования, воспитания рассматривается с точки зрения их влияния на развитие нравственной культуры
в) общественная сущность нравственных норм
г) биогенетическое происхождение нравственных норм
Г 2-в 3-а 4-б
7. (○) Наука о закономерностях развития, саморазвития и самореализации
нравственной культуры педагога – это…
а) педагогика
б) социология
В) этика
г) эстетика
8. (○) Педагогические условия, закономерности, принципы, правила
развития нравственной культуры педагога – это:
а) задачи этики
Б) предмет исследования этики
в) направления развития этики
г) процесс развития этики
9. Соотнесите определения функций этики с их сущностью…
1 описательная
2 объяснительная
3 предписывающая
а) разъясняет сущность структуры духовно-нравственной культуры учителя
б) раскрывает нравственно-личностные качества педагога
в) предписывает правила нравственной деятельности педагога
г) прогнозирует педагогически целесообразные стратегии профессиональной деятельности
Г 2-а 3-в
10.(○) Гуманизировать взаимоотношения между всеми участниками
педагогического процесса – это основная ______________ этики.
а) функция
Б) задача
в) ориентация
г) предписание
11.(□) Главными добродетелями человека Сократ считал…
А) знание
б) опыт
В) мудрость
г) удовольствие
12.(□) Проблемам воспитания в человеке добродетели и справедливости
большое внимание уделяли…
А) Аристотель
б) Квинтилиан
В) Платон
Г) Сократ
д) Цицерон
13.(○) Гарвардский психолог Л. Колберг в своей теории нравственного развития личности выдвинул ____________ стадий.
а) четыре
б) три
В) шесть
г) пять
14.(○) В координатах ______________ этики человек – «мера всех вещей».
а) авторитарной
Б) гуманистической
в) коммунистической
г) прагматической
15.(○) _____________ ориентирует педагога на непрерывное духовно-нравственное саморазвитие и самореализацию.
а) эстетика
б) педагогика
В) этика
г) психология
16.(○) Механизм возникновения и развития нравственных качеств человека детерминирован _______________ процессами.
а) социальными
б) биологическими
в) педагогическими
Г) биосоциальными
17. (○) По утверждению ______________ «совесть – верный руководитель жизни людей».
а) Ф.М. Достоевского
Б) Л.Н. Толстого
в) В.Г. Белинского
г) И.Г. Песталоцци
18. (○) Вопросы нравственного воспитания раскрыты в «Педагогической антропологии»…
а) Л.Н. Толстого
Б) К.Д. Ушинского
в) Я.А. Коменского
г) И. Гербарта
19. (○) Вопрос о смысле человеческого существования, сущности человека, Л.Н. Толстой связывал с…
а) обстоятельствами жизни
Б) нравственностью
в) судьбой
г) образованностью
20. (○) Высказывание «Смысл жизни только один: самосовершенствование – улучшать свою душу» принадлежит…
а) Ж.-Ж. Руссо
б) Л.Н. Толстому
В) В.А. Сухомлинскому
г) К.Д. Ушинскому
21. (○) Произведение «Как любить детей» написано…
а) В.А. Сухомлинским
б) И.Г. Песталоцци
В) Я. Корчаком
г) Л.Н. Толстым
22. (○) К категориям педагогической этики не относится…
а) долг
б) честь
В) предприимчивость
г) достоинство
23. Соотнесите названия произведений и их авторов:
1 К.Д. Ушинский-б
2 Я. Корчак —в
3 В.А. Сухомлинский-г
4 В.И. Андреев-а
а) «Педагогическая этика»
б) «Педагогическая антропология»
в) «Как любить детей»
г) «Как воспитать настоящего человека»
24. (○) «… без духовности, без сердечности не воспитать нравственную личность», – писал…
а) А.С. Макаренко
б) К.Д. Ушинский
в) В.А. Сухомлинский
Г) Л. Колберг
25. (○) Без _________________ не возможны, по словам В.А. Сухомлинского, самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.
а) труда
Б) моральных привычек
в) любви
г) дисциплины
26. (○) Выражение «не делай человеку того, чего не желаешь себе» принадлежит…
а) Дж. Локку
б) Л. Толстому
В) Конфуцию
г) Горацию
27. Соотнесите количество нравственных заповедей в разных религиях:
1 христианство-б
2 ислам-в
3 буддизм-г
а) 5 «столпов»
б) 10 заповедей
в) 5 нравственных заповедей
г) «10 добрых дел»
28. Соотнесите главные добродетели в религиях:
1 ислам-в
2 христианство-а
3 буддизм-б
а) любовь к ближнему
б) стремление к равновесию, мера в соотношении природы и культуры
в) одно из величайших благодеяний – накормить голодного
29. (□) К моральным качествам педагога относятся…
А) тактичность
Б) толерантность
в) нетерпимость
Г) доброжелательность
д) нетребовательность
30. Соотнесите функции нравственной культуры педагога с их характеристиками:
1 аксиологическая б
2 гуманистическая в
3 регулятивная г
4 профессиональная а
а) трансляция нравственной культуры педагога в нравственную культуру учащихся
б) нравственные ценности и идеалы, служащие ориентирами в ситуации нравственного выбора
в) отражает степень приверженности педагога к гуманным принципам, идеалам
г) нравственная деятельность осуществляется на основе саморегуляции личности с опорой на нравственные критерии
д) самопознание и осознание педагогом своих нравственных достоинств и недостатков
31. (○) качество, которое не характеризует педагога как интеллигентную личность, это …
а) тактичность
б) совестливость
В) настырность
г) доброжелательность
32. (○) Человек, способный самостоятельно строить свою судьбу, созидать себя, ориентируясь на истинные духовно-нравственные ценности, это личность…
А) созидательная
б) самодостаточная
в) целеустремленная
г) настойчивая
33. (○) Педагогическая этика – продукт _____________ ориентаций, симпатий, антипатий.
а) профессиональных
Б) ценностных
в) культурных
г) индивидуальных
34. (□) Педагогическая любовь – это…
а) сопереживание, единение педагога и воспитанника на глубокой духовно-
Нравственной основе
б) забота о собственном престиже в глазах воспитанников
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
пед этика – Рамблер/класс
34. Манера общения педагога с детьми должна быть …
а) сдержанно-доброжелательной
б) требовательной
в) открытой к взаимопониманию
г) строгой
35. (○) ____________ в полном объеме проявляется в различных ситуациях
педагогического общения, начиная с приветствия и кончая словами прощания.
а) тактичность
б) педагогический этикет
в) воспитанность
г) профессионализм
36. (□) При общении педагога с детьми, имеющими задержки в развитии,
недопустимо …
а) создание психологического комфорта в коллективе
б) подбор для каждого ребенка индивидуальных приемов общения
в) выпады и намеки на физические недостатки ребенка
г) сравнение результатов учебы детей
48. (○) Развитие осознания педагогом этических норм профессии может способствовать…
а) росту удовлетворенности работой
б) проявлению неуверенности в своих возможностях
в) поднятию статуса профессии и чувства собственного достоинства
г) проявлению сомнений в выборе профессии
49. (○) Процесс непрерывного переосмысления своего поведения, самого себя, своих личностных качеств – это процесс…
а) духовно-нравственного саморазвития
б) перевоспитания
в) самообразования
г) рефлексии
50. (○) Приобщение подрастающего поколения к культуре, традициям, обычаям своего народа является _______________ духовно-нравственного воспитания.
а) принципом
б) направлением
в) условием
г) способом
51. (○) Одним из талантливейших педагогов в области нравственного воспитания был…
а) Л.Н. Толстой
б) С.Т. Шацкий
в) А.С. Макаренко
г) В.А. Сухомлинский
52. Установите соответствие между уровнями культуры педагогического
общения и их характеристиками:
1 нормативно-монологический уровень
2 креативно-диалогический
3 эмпатийно-рефлексирующий
а) способность говорить и одновременно слушать и слышать собеседника, мысленно вставать на его сторону
б) активный диалог с детьми на любые темы
в) стремление к монологическим нравоучительным высказываниям
53. (○) Средством взаимодействия педагога с воспитанниками является…
а) личный пример
б) общение
в) беседа
г) требование
54. (○) Принцип: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему», сформулирован…
а) В.А. Сухомлинским
б) А.С. Макаренко
в) В.А. Караковским
г) Н.Е Щурковой
55. (○) В основе всех действий педагога в системе «педагог – дети» должна лежать ориентация на…
а) положительные отношения, чувства детей
б) высокую требовательность
в) нетерпимое отношение к нарушениям дисциплины
г) предвзятое отношение
56. (○) Для педагога ребенок является целью заботы, внимания, любви при установке на ____________ отношения.
а) субъект-субъектные
б) субъект-объектные
в) объект-объектные
57. Установите соответствие между типами поведения, способами взаимодействия педагогов с коллегами и их характеристиками:
1 «коллективисты»
2 «индивидуалисты»
3 «подражатели»
4 «пассивные»
а) замкнутые, порой неуверенные в себе
б) они составляют актив коллектива
в) у них отсутствует инициатива, всегда согласны с мнением других
г) слабохарактерные, нет волевой собранности
58. (○) Этика служебных отношений «по горизонтали» предполагает отношения…
а) с детьми
б) между коллегами
в) с родителями
г) с руководителем
59. (○) В этике отношений «по вертикали» тон задает…
а) руководитель
б) коллега
в) ребенок
<
Источник
Профессинальная этика и этический кодекс учителя | Материал на тему:
Профессиональная переподготовка
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ:
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Контрольная работа по дисциплине
«Профессиональная этика и этический кодекс учителя»
на тему
В чем состоят основные требования этики учителя?
Выполнил: слушатель курсов Охохонина Н.В.,
учитель МБОУ Таятской ООШ с.Таяты
Красноярского края
Таяты – 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………….. …….3 | 3 |
1. Профессиональная этика педагога …………………………….4 | 4 4 |
2. Категории педагогической этики ………………………… … ..6 3.Требования нормы поведения педагога…………… ………….10 Заключение …………………………………………………………13 Литература ………………………………………………..14 | 8 1 1 |
2 | |
2 |
Введение
Этика – это философское учение, объектом изучения которого является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
вопросы о том, как должен поступать человек;
теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.
Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.
В чем же состоят основные требования этики педагога, мы и рассмотрим в этой работе.
- Профессиональная этика педагога.
Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика.
«Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов» [1].
Профессиональная этика изучает:
— отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
— нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
— взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
— особенности профессионального воспитания.
Этика педагога — феномен, на наш взгляд, совершенно особый. И все же ее сущность и содержание, как и любой профессиональной этики, наиболее полно и последовательно раскрываются с помощью анализа ее «структуры, в которой можно выделить четыре основных блока.
Во-первых, это этика отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности.
Во-вторых, это этика отношений «по вертикали» — в системе «педагог—учащийся», которая рассматривает основные принципы, нормы этих отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога.
В-третьих, это этика отношений «по горизонтали» — в системе «педагог—педагог», в которой рассматриваются те отношения, которые регламентируются не столько общими нормами, сколько спецификой деятельности и психологии педагога.
В-четвертых, это этика административно-деловых отношений педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сторонам определенные «правила игры», направленные на оптимизацию управления системой образования»[3].
Таким образом, мы рассмотрели структуру профессиональной этики.
- Категории педагогической этики
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
«Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д.»[2] Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.
Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.
«Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск»[5].
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Таким образом, кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам.
- Требования нормы поведения педагога
Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей. Рассмотрим некоторые требования во взаимоотношениях педагога с учащимися, их родителями, коллегами и к самому себе.
1. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны: самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
2. Для педагога необходимо постоянное совершенствование профессиональной деятельности: повышение квалификации, поиск и внедрение инновационных методов работы.
3. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
4. В общении с обучающимися и родителями педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
5. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизн
7. Алкоголизм и табакокурение несовместимо с профессией педагога.
8. Педагог дорожит своей репутацией.
9. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении.
10. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
11. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
12. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
13. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие обучающегося оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
14. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи исключены ругательства, грубые и оскорбительные фразы.
15.Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
16. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.
17.Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
18. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.
19. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает разрешить конфликты между родителями и обучающимися.
20. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов — о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
21. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями обучающихся. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.
22. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений обучающихся.
Таким образом, выше перечисленные требования или нормы поведения педагога являются первостепенными и входят в профессиональный кодекс учителя.
Заключение
В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведений и взаимоотношений педагогов с учащимися и их родителями. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно в каждый момент времени, влияют на поведение педагога, побуждая его действовать определенным образом.
Так как профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей, повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводят к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики, некоторые из них, входящих в профессиональный педагогический кодекс, мы рассмотрели в данной работе.
Литература
- Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение.
- В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика.
- Капто А.С. Профессиональная этика. М.-Ростов н/Д.: изд-во СКАГС, 2006. 800 с.
- Котигер, Я. Педагогическая этика / Я. Котигер, В. 1984 — С. 79-81.
- Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: учебное пособие. М.: РУДН, 2010. 288 с.
- Этика: учебное пособие /под ред. Проф. П.В. Петрия. М.: ВУ, 2007. 254 с.
- https://studfiles.net/preview/2378165/page:5/
- https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-41794
Источник