Развитие осознания педагогом этических норм профессии может способствовать

А) сопереживание, единение педагога и воспитанника на глубокой духовно-

Т е с т ы

По дисциплине «Профессиональная этика»

Примечание: После номера задания, в скобках, стоит знак (○) или (□). Значок (○) означает, что необходимо выбрать из 4 вариантов ответов а), б), в), г) только ОДИН вариант ответа, значок (□) означает, что из 4 вариантов буквенных ответов нужно выбрать ДВА варианта ответа, из 5 вариантов – 3 правильных, в задании на соответствие (например, №6), нужно соединить цифру и букву следующим образом, например: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – б. 4 -й тип заданий: вставить слово или букву, если есть варианты ответов, на месте прочерка. Например, задание №2.

1. (□) «Барьерами» развития духовно-нравственной культуры педагога являются…

А) падение престижа педагогической профессии

б) стремление доминировать в жизни общества

в) повышение заработной платы

Г) размытость в общественном сознании нравственных ценностей, идеалов

2. (○) Все большая ориентация общества на материальные ценности служит ______________ на пути к духовно-нравственному воспитанию.

а) стимулом

б) мотивацией

В) барьером

г) двигателем

3. (○) К причинам кризиса в духовно-нравственной сфере не относится…

а) стремление к господству над природой

Б) повышение производительности труда

в) желание неограниченной свободы

г) вседозволенность в поступках

4. (□) К основным понятиям этики относятся…

а) воспитанность

б) мораль

В) нравственная культура

г) поведение

5. (○) Один из способов внутренней регуляции действий человека в обществе – это…

а) закон

б) кодекс

В) нравственность

г) правила внутреннего распорядка в организации

6. Соотнесите аспекты морали с их сущностью:

1 биологические

2 социальные

3 философские

4 педагогические

а) проблемы морали рассматриваются с позиций смысла жизни, предна-

значения человека

б) процесс образования, воспитания рассматривается с точки зрения их влияния на развитие нравственной культуры

в) общественная сущность нравственных норм

г) биогенетическое происхождение нравственных норм

Г 2-в 3-а 4-б

7. (○) Наука о закономерностях развития, саморазвития и самореализации

нравственной культуры педагога – это…

а) педагогика

б) социология

В) этика

г) эстетика

8. (○) Педагогические условия, закономерности, принципы, правила

развития нравственной культуры педагога – это:

а) задачи этики

Б) предмет исследования этики

в) направления развития этики

г) процесс развития этики

9. Соотнесите определения функций этики с их сущностью…

1 описательная

2 объяснительная

3 предписывающая

а) разъясняет сущность структуры духовно-нравственной культуры учителя

б) раскрывает нравственно-личностные качества педагога

в) предписывает правила нравственной деятельности педагога

г) прогнозирует педагогически целесообразные стратегии профессиональной деятельности

Г 2-а 3-в

10.(○) Гуманизировать взаимоотношения между всеми участниками

педагогического процесса – это основная ______________ этики.

а) функция

Б) задача

в) ориентация

г) предписание

11.(□) Главными добродетелями человека Сократ считал…

А) знание

б) опыт

В) мудрость

г) удовольствие

12.(□) Проблемам воспитания в человеке добродетели и справедливости

большое внимание уделяли…

А) Аристотель

б) Квинтилиан

В) Платон

Г) Сократ

д) Цицерон

13.(○) Гарвардский психолог Л. Колберг в своей теории нравственного развития личности выдвинул ____________ стадий.

а) четыре

б) три

В) шесть

г) пять

14.(○) В координатах ______________ этики человек – «мера всех вещей».

а) авторитарной

Б) гуманистической

в) коммунистической

г) прагматической

15.(○) _____________ ориентирует педагога на непрерывное духовно-нравственное саморазвитие и самореализацию.

а) эстетика

б) педагогика

В) этика

г) психология

16.(○) Механизм возникновения и развития нравственных качеств человека детерминирован _______________ процессами.

а) социальными

б) биологическими

в) педагогическими

Г) биосоциальными

17. (○) По утверждению ______________ «совесть – верный руководитель жизни людей».

а) Ф.М. Достоевского

Б) Л.Н. Толстого

в) В.Г. Белинского

г) И.Г. Песталоцци

18. (○) Вопросы нравственного воспитания раскрыты в «Педагогической антропологии»…

а) Л.Н. Толстого

Б) К.Д. Ушинского

в) Я.А. Коменского

г) И. Гербарта

19. (○) Вопрос о смысле человеческого существования, сущности человека, Л.Н. Толстой связывал с…

а) обстоятельствами жизни

Б) нравственностью

в) судьбой

г) образованностью

20. (○) Высказывание «Смысл жизни только один: самосовершенствование – улучшать свою душу» принадлежит…

а) Ж.-Ж. Руссо

б) Л.Н. Толстому

В) В.А. Сухомлинскому

г) К.Д. Ушинскому

21. (○) Произведение «Как любить детей» написано…

а) В.А. Сухомлинским

б) И.Г. Песталоцци

В) Я. Корчаком

г) Л.Н. Толстым

22. (○) К категориям педагогической этики не относится…

а) долг

б) честь

В) предприимчивость

г) достоинство

23. Соотнесите названия произведений и их авторов:

1 К.Д. Ушинский-б

2 Я. Корчак —в

3 В.А. Сухомлинский-г

4 В.И. Андреев-а

а) «Педагогическая этика»

б) «Педагогическая антропология»

в) «Как любить детей»

г) «Как воспитать настоящего человека»

24. (○) «… без духовности, без сердечности не воспитать нравственную личность», – писал…

а) А.С. Макаренко

б) К.Д. Ушинский

в) В.А. Сухомлинский

Г) Л. Колберг

25. (○) Без _________________ не возможны, по словам В.А. Сухомлинского, самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

а) труда

Б) моральных привычек

в) любви

г) дисциплины

26. (○) Выражение «не делай человеку того, чего не желаешь себе» принадлежит…

а) Дж. Локку

б) Л. Толстому

В) Конфуцию

г) Горацию

27. Соотнесите количество нравственных заповедей в разных религиях:

1 христианство-б

2 ислам-в

3 буддизм-г

а) 5 «столпов»

б) 10 заповедей

в) 5 нравственных заповедей

г) «10 добрых дел»

28. Соотнесите главные добродетели в религиях:

1 ислам-в

2 христианство-а

3 буддизм-б

а) любовь к ближнему

б) стремление к равновесию, мера в соотношении природы и культуры

в) одно из величайших благодеяний – накормить голодного

29. (□) К моральным качествам педагога относятся…

А) тактичность

Читайте также:  Анализ мочи расшифровка у детей 6 лет норма в таблице

Б) толерантность

в) нетерпимость

Г) доброжелательность

д) нетребовательность

30. Соотнесите функции нравственной культуры педагога с их характеристиками:

1 аксиологическая б

2 гуманистическая в

3 регулятивная г

4 профессиональная а

а) трансляция нравственной культуры педагога в нравственную культуру учащихся

б) нравственные ценности и идеалы, служащие ориентирами в ситуации нравственного выбора

в) отражает степень приверженности педагога к гуманным принципам, идеалам

г) нравственная деятельность осуществляется на основе саморегуляции личности с опорой на нравственные критерии

д) самопознание и осознание педагогом своих нравственных достоинств и недостатков

31. (○) качество, которое не характеризует педагога как интеллигентную личность, это …

а) тактичность

б) совестливость

В) настырность

г) доброжелательность

32. (○) Человек, способный самостоятельно строить свою судьбу, созидать себя, ориентируясь на истинные духовно-нравственные ценности, это личность…

А) созидательная

б) самодостаточная

в) целеустремленная

г) настойчивая

33. (○) Педагогическая этика – продукт _____________ ориентаций, симпатий, антипатий.

а) профессиональных

Б) ценностных

в) культурных

г) индивидуальных

34. (□) Педагогическая любовь – это…

а) сопереживание, единение педагога и воспитанника на глубокой духовно-

Нравственной основе

б) забота о собственном престиже в глазах воспитанников

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

пед этика – Рамблер/класс

34.       Манера общения педагога с детьми должна быть …
а) сдержанно-доброжелательной
б) требовательной
в) открытой к взаимопониманию
г) строгой
35.       (○) ____________  в полном объеме проявляется в различных ситуациях
педагогического общения, начиная с приветствия и кончая словами прощания.
а) тактичность
б) педагогический этикет
в) воспитанность
г) профессионализм
36.       (□) При общении педагога с детьми, имеющими задержки в развитии,
недопустимо …
            а) создание психологического комфорта в коллективе
            б) подбор для каждого ребенка индивидуальных приемов общения
            в) выпады и намеки на физические недостатки ребенка
            г) сравнение результатов учебы детей
            48. (○) Развитие осознания педагогом этических норм профессии может способствовать…
            а) росту удовлетворенности работой
            б) проявлению  неуверенности в своих возможностях
            в) поднятию статуса профессии и чувства собственного достоинства
            г) проявлению сомнений в выборе профессии
            49. (○) Процесс непрерывного переосмысления своего поведения, самого себя, своих личностных качеств – это процесс…
            а) духовно-нравственного саморазвития
            б) перевоспитания
            в) самообразования
            г) рефлексии
            50. (○) Приобщение подрастающего поколения к культуре, традициям, обычаям своего народа является _______________ духовно-нравственного воспитания.
            а) принципом
            б) направлением
            в) условием
            г) способом
            51. (○) Одним из талантливейших педагогов в области нравственного воспитания был…
            а) Л.Н. Толстой
            б) С.Т. Шацкий
            в) А.С. Макаренко
            г) В.А. Сухомлинский
  52. Установите соответствие между уровнями культуры педагогического
общения и их характеристиками:
1 нормативно-монологический уровень
2 креативно-диалогический
3 эмпатийно-рефлексирующий
а) способность говорить и одновременно слушать и слышать собеседника, мысленно вставать на его сторону
б) активный диалог с детьми на любые темы
в) стремление к монологическим нравоучительным высказываниям
53. (○) Средством взаимодействия педагога с воспитанниками является…
а) личный пример
б) общение
в) беседа
г) требование
54. (○) Принцип: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему», сформулирован…
а) В.А. Сухомлинским
б) А.С. Макаренко
в) В.А. Караковским
г) Н.Е Щурковой
55. (○) В основе всех действий педагога в системе «педагог –  дети» должна лежать ориентация на…
а) положительные отношения, чувства детей
б) высокую требовательность
в) нетерпимое отношение к нарушениям дисциплины
г) предвзятое отношение
56. (○) Для педагога ребенок является целью заботы, внимания, любви при установке на ____________ отношения.
а) субъект-субъектные
б) субъект-объектные
в) объект-объектные
57. Установите соответствие между типами поведения,  способами взаимодействия педагогов с коллегами и их характеристиками:
1 «коллективисты»
2 «индивидуалисты»
3 «подражатели»
4 «пассивные»
а) замкнутые, порой неуверенные в себе
б) они составляют актив коллектива
в) у них отсутствует инициатива,  всегда согласны с мнением других
г) слабохарактерные, нет волевой собранности
58. (○) Этика служебных отношений «по горизонтали» предполагает отношения…
а) с детьми
б) между коллегами
в) с родителями
г) с руководителем
59. (○) В этике отношений «по вертикали» тон задает…
а) руководитель
б) коллега
в) ребенок
<

Источник

Профессинальная этика и этический кодекс учителя | Материал на тему:

Профессиональная переподготовка

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Контрольная работа по дисциплине

«Профессиональная этика и этический кодекс учителя»

на тему

В чем состоят основные требования этики учителя?

Выполнил: слушатель курсов  Охохонина Н.В.,

учитель МБОУ Таятской ООШ с.Таяты

Красноярского края

Таяты – 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  …………………………………………………….. …….3

3

1.  Профессиональная этика педагога …………………………….4

4

4

2. Категории педагогической этики ………………………… … ..6

3.Требования нормы поведения педагога…………… ………….10

Заключение  …………………………………………………………13

Литература               ………………………………………………..14

8

1

1

2

2

Введение

Этика – это философское учение, объектом изучения которого является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:

вопросы о том, как должен поступать человек;

теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.

Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми.

Читайте также:  Норма эритроцитов в моче девочки

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.

В чем же состоят основные требования этики педагога, мы и рассмотрим в этой работе.

  1. Профессиональная этика педагога.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика.

«Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов» [1].

Профессиональная этика изучает:

— отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

— нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

— взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

— особенности профессионального воспитания.

Этика педагога — феномен, на наш взгляд, совершенно особый. И все же ее сущность и содержание, как и любой профессиональной этики, наиболее полно и последовательно раскрываются с помощью анализа ее  «структуры, в которой можно выделить четыре основных блока.

Во-первых, это этика отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности.

Во-вторых, это этика отношений «по вертикали» — в системе «педагог—учащийся», которая рассматривает основные принципы, нормы этих отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога.

В-третьих, это этика отношений «по горизонтали» — в системе «педагог—педагог», в которой рассматриваются те отношения, которые регламентируются не столько общими нормами, сколько спецификой деятельности и психологии педагога.

В-четвертых, это этика административно-деловых отношений педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сторонам определенные «правила игры», направленные на оптимизацию управления системой образования»[3].

Таким образом, мы рассмотрели структуру профессиональной этики.

  1. Категории педагогической этики

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

«Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д.»[2] Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

«Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск»[5].

Читайте также:  Общий анализ мочи физические свойства норма

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Таким образом, кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам.

  1. Требования нормы поведения педагога

Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей. Рассмотрим некоторые требования во взаимоотношениях педагога с учащимися, их родителями, коллегами и к самому себе.

1. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны: самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

2. Для педагога необходимо постоянное совершенствование профессиональной деятельности: повышение квалификации, поиск и внедрение  инновационных  методов работы.

3. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

4. В общении с обучающимися  и родителями педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

5. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизн

7. Алкоголизм и табакокурение несовместимо с профессией педагога.

8. Педагог дорожит своей репутацией.

9. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении.

10. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

11. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

12. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

13. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие обучающегося оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

14. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи исключены ругательства, грубые и оскорбительные фразы.

15.Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

16. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

17.Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

18. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

19. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает  разрешить конфликты между родителями и обучающимися.

20. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов — о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

21. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями обучающихся. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

22. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений обучающихся.

Таким образом, выше перечисленные требования или нормы поведения педагога являются первостепенными и входят в профессиональный кодекс учителя.

Заключение

В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведений и взаимоотношений педагогов с учащимися и их родителями. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно в каждый момент времени, влияют на поведение педагога, побуждая его действовать определенным образом.  

 Так как профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей, повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводят к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики,  некоторые из них, входящих в профессиональный педагогический кодекс, мы рассмотрели в данной работе.

Литература

  1. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение.
  2. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика.
  3. Капто А.С. Профессиональная этика. М.-Ростов н/Д.: изд-во СКАГС, 2006. 800 с.
  4. Котигер, Я. Педагогическая этика / Я. Котигер, В. 1984 — С. 79-81.
  5. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: учебное пособие. М.: РУДН, 2010. 288 с.
  6. Этика: учебное пособие /под ред. Проф. П.В. Петрия. М.: ВУ, 2007. 254 с.
  7. https://studfiles.net/preview/2378165/page:5/
  8. https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-41794

Источник