Примером этических норм в науке может служить высказывание
Тест по теме «Духовная сфера жизни общества»
Тренировочное задание по теме « ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА».
Задания части А.
1. Понятие « культура» в широком смысле включает в себя:
1) все, что создано человеком 2) только духовные ценности 3) исключительно правила культурного поведения 4) только высшие достижения человеческой деятельности.
2. На материальную и духовную традиционно разделяют:
1) культуру 2) мораль 3) науку 4) религию.
3.Существование культуры невозможно без:
1) государственных учреждений, ведающих делами культуры 2) демократического государственного устройства 3) государственного финансирования культурных мероприятий 4) преемственности культурных традиций.
4. Элитарная культура, в отличие от массовой:
1) ориентирована на получение коммерческой прибыли 2) учитывает запросы самых широких слоев общества 3) характеризуется сложностью форм художественного освоения 4) имеет развлекательный характер.
5. К элитарной культуре относится:
1) «мыльная опера» 2) народная песня 3) шлягер 4) симфоническое произведение.
6. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:
1)наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством.
7. Гуманизация образования предполагает:
1) внимание к личности, ее интересам, запросам 2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение 3) отказ от преподавания технических наук 4) увеличение количества лет обучения.
8. Верны ли суждения:
А. Формой самообразования является заочное обучение.
Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры.
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.
9. . Верны ли суждения:
А. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от национальности, языка, вероисповедания.
Б. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.
10. Характерным признаком искусства является:
1) удовлетворение потребностей человека 2) эстетическое освоение окружающего мира
3) установление законов развития общества 4) отражение сущности природных и социальных явлений.
11.Примером, иллюстрирующим роль СМИ, может являться деятельность:
1) газеты «Вперед» 2) кинотеатра «Форум» 3) картинной галереи 4) издательства « Ху-дожественная литература».
12. Культуру, включающую в себя произведения анонимных творцов, получившие широкое распространение, называют:
1) контркультурой 2) субкультурой 3) народной культурой 4) элитарной культурой.
13. К характеристике науки не относится:
1) логичность 2) рациональность 3) сверхъестественность 4) творчество.
14. примером этических норм в науке может служить высказывание:
1) « возлюби ближнего своего как самого себя» 2) « Платон мне друг, но истина дороже»
3) «На Бога надейся , а сам не плошай» 4) « Не сотвори себе кумира».
15. . Верны ли суждения:
А. Духовная деятельность современного человека изменяет все, что существует в природе.
Б. Формой существования и передачи духовной культуры могут быть только материальные предметы.
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.
16. Верны ли суждения:
А. Достижения элитарной культуры и массовой не взаимодействуют друг с другом.
Б. Потребители элитарной культуры могут проявлять интерес к достижениям массовой культуры..
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.
17. Верны ли суждения:
А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая мобильность населения.
Б. Интернационализации культуры способствуют научно- технический прогресс, развитие информационных технологий.
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.
18. Известно, что крестоносцы принесли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?
1) о сохранении самобытности 2) о возрождении традиций 3) о национальной изоляции
4) о взаимном обогащении.
19. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения:
1) познавательную 2) прогностическую 3) объяснительную 4) социальную.
20. Какое из понятий соответствует определению: « Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, человеке»?
1) самоанализ 2) самообразование 3) самореализация 4) самодеятельность.
21. Принцип гуманизации образования требует:
1) усиления внимания к личности, ее интересам 2) создание единой системы образования для различных стран 3) повышение роли изучения социально- гуманитарных дисциплин 4) регулирования системы образования государством.
22. какой из признаков характеризует религию как феномен культуры:
1) описание и объяснение природных и социальных явлений 2) утверждение идеи сотворенности мира 3) достоверное долгосрочное прогнозирование развития
4) эстетическое освоение окружающего мира.
23. Массовая культура:
1) появилась с развитием средств массовой информации 2) сопровождала всю история человечества 3) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры 4) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа.
24. В отличие от средств массовой информации, средства массового воздействия:
1) не имеют массового охвата аудитории 2) не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории 3) не требуют наличия особых технических средств 4) не связаны с социально значимыми сторонами жизни.
25. К средствам массовой коммуникации, возникновение которых связано с переходом к постиндустриальному обществу, относится:
1) телевидение 2) радио 3) периодическая печать 4) Интернет.
26. Реклама является неотъемлемой частью … культуры:
1) элитарной 2) народной 3) массовой 4) духовной.
27. К мировым религиям относится:
1) христианство 2) синтоизм 3) иудаизм 4) конфуцианство.
28. Верны ли суждения:
А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.
Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются прежде всего как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.
29. Наука отражает мир в:
1) понятиях и терминах 2) художественных образах 3) символах веры 4) обыденных
представлениях.
30. Какая религия является родоплеменной:
1) ислам 2) индуизм 3) буддизм 4) шаманизм.
Ответы: 1-1; 2-2; 3-4; 4-3; 5-4; 6-3; 7-1; 8-3; 9-3; 10-2; 11-1; 12-3; 13-3; 14-2; 15-4; 16-2; 17-3; 18-4; 19-4; 20-2; 21-3; 22-2; 23-1; 24-2; 25-4; 26-3; 27-1; 28-2; 29-1; 30-4.
Источник
Этические нормы и ценности науки
В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.
В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Скажем, как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.
Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными привходящими обстоятельствами. История науки, да и история человечества с благодарностью чтит имена подвижников (таких, как Джордано Бруно), которые не отрекались от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти. За примерами, впрочем, не обязательно углубляться в далекую историю. Достаточно вспомнить слова советского биолога Н. И. Вавилова: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся», оправдавшего эти слова собственной трагической судьбой…
В повседневной научной деятельности обычно бывает не просто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе — логически, экспериментально и пр. — обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.
Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и кодексов — как правило, они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и анализа этих норм, предпринимаемые главным образом в философии и социологии науки.
В качестве примера можно привести исследование английского социолога науки Р. Мертона. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей. Первая из них универсализм — убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.
Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги. Вторая ценность — общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами. Третья ценность — бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования. Четвертая ценность — организованный скептицизм: каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности.
При этом ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность используемых данных. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был. В научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники (еще Ньютон говорил, что достигнутое им стало возможно лишь постольку, поскольку он стоял «на плечах гигантов»), так и критическое отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только мужественно и настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные ему средства логической и эмпирической аргументации, но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.
Предпринятый Р. Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно подвергался уточнениям, исправлениям и даже резкой критике в специальной литературе. При этом выяснилось, что наличие такого рода норм (пусть не именно этих, но в чем-то сходных с ними) очень важно для существования и развития науки, для самоорганизации научной деятельности. Безусловно, нередки случаи нарушения этих норм. Однако тот, кто их нарушает, рискует рано или поздно потерять уважение и доверие своих коллег. Следствием этого может стать полное игнорирование его научных результатов другими исследователями, так что он по сути дела окажется вне науки. А между тем признание коллег является для ученого высшей наградой, более значимой, как правило, чем материальное вознаграждение. Особенность научной деятельности в том и заключается, что результативной она по-настоящему оказывается лишь тогда, когда признана, и результаты ее используются коллегами для получения новых знаний.
Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут вызывать серьезные трудности в развитии той или иной области знания, в общем все же чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако когда такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой оказывается уже сама наука. Сообщество ученых прямо заинтересовано в сохранении климата доверия, поскольку без этого было бы невозможно дальнейшее развитие научных знаний, то есть прогресс науки.
Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.
2,151
Источник
Тесты к итоговому уроку обществознания в 10 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова по теме «Духовная культура» тест по обществознанию (10 класс) по теме
Вариант 1
ЧАСТЬ А
А1. Подчеркивая многообразие, сложность и неоднородность общества, ученые характеризуют его как;
1) систему;
2) часть природы; —
3) материальный мир;
4) цивилизацию.
А2. Верны ли суждения?
А. В индустриальном обществе высоко ценятся индиви дуальные качества личности, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б. В индустриальном обществе коллективные начала пре обладают над частными интересами,
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
A3. Изучению внутреннего духовного мира человека посвящена наука:
1) этика;
2) психология;
3) философия;
4) эстетика.
А4. Все то, что создано человеком на протяжении всей его истории, называется:
1) общество;
2) культура;
3) искусство;
4) цивилизация.
А5. Искусство как элемент духовной сферы человеческого общества характеризует признак:
1) отражение действительности в образно-символической форме;
2) выполнение функции социального управления;
3) опора на веру в сверхъестественное;
4) всестороннее объяснение событий и явлений.
А6. Верны ли суждения?
А. Достижения элитарной культуры и массовой культуры не взаимодействуют друг с другом.
Б. Потребители элитарной культуры могут проявлять инте рес к достижениям массовой культуры.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Предписания снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы:
1) этикета;
2) морали;
3) права;
4) традиций и обычаев.
А8. Утверждение «Если весна была полноводной, то лето будет урожайным» служит примером:
1) научного наблюдения;
2) народной приметы;
3) логического умозаключения;
4) научного закона.
А9. Элитарную культуру характеризует признак:
1) ориентация на извлечение прибыли;
2) навязывание упрощенных «версий жизни»;
3) нацеленность на социальную борьбу;
4) доступность узкому кругу знатоков.
А10. Область духовной деятельности человека, направленная на постижение закономерностей развития природы, общества и мышления, называется:
1) искусство; 2) наука; 3)религия; 4) паранаука.
All. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты — это:
1) культура;
2) цивилизация;
3) духовная культура;
4) наука.
AI2. Первоначальное значение слова «культура» — это:
1) создание искусственных материалов;
2) способы обработки земли;
3) правила поведения в обществе;
4) духовный мир личности.
А13. Основными функциями культуры являются:
1) регулирующая функция (регулирование поведения чело века, образцы поведения и ценности);
2) образовательно-воспитательная функция (уровень культу ры личности определяется приобщением к культурному наследию);
3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обес печивает целостность общества);
4) все перечисленные выше.
AI4. Новаторство в культуре — это:
1) сохранение лучших элементов старого в культуре, при ращение культурного богатства в процессе творчества, создание нового в культуре, что приобретает обществен ную значимость;
2) передача культурных ценностей от поколения к поколению;
3) накопление и передача неповторимых художественных произведений, научных открытий, идей;
4) возвышение искусства над политикой, наукой, моралью.
А15. Мировой религией является:
1) зороастризм; 2) буддизм; 3) индуизм; 4) кришнаизм.
А16. Верны ли суждения?
А. Высокая сложность содержания и формы отличает про изведения народной культуры.
Б. Идеи социального протеста часто присутствуют в произ ведениях элитарной культуры.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А17. Преемственность в развитии культуры отражает пример:
1) проектирование здания фондовой биржи;
2) создание скульптуры царя Петра I;
3) съемка фильма «Пираты Карибского моря»;
4) традиция встречи Нового года.
А18. Право на свободу совести осуществляется при выборе:
1) выпускником школы рабочей специальности;
2) религиозных или атеистических убеждений;
3) технической направленности получаемого образования;
4) профиля открываемой фирмы.
А19. Верны ли суждения?
А. Человеческую культуру называют второй (искусственной) природой.
Б. Способом решения экологических проблем современного общества является отказ от развития научных исследо ваний.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А20. Новаторство в развитии культуры отражает пример:
1) прочтение классического романа;
2) изобретение персонального компьютера;
3) рождественское гадание;
4) проведение церковного обряда.
А21. Слова «триллер», «шоумен» отражают продукты, произведенные в рамках культуры:
1) массовой;
2) элитарной; 3)народной; 4) экранной.
ЧАСТЬ В
BI. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Образование в РФ:
Дошкольное Общее … Дополнительное
В2. Какие положения являются неверными?
1) все элементы материальной и духовной культуры нераз рывно связаны между собой;
2) культура представляет меру человеческого в человеке;
3) каждое поколение отбирает культурные традиции и цен ности, накапливает и сохраняет их;
4) каждое поколение создает свои образцы культуры, не опи раясь на опыт предшествующих поколений;
5) вера в Бога для каждого человека должна стать обяза тельной.
В3. Установите соответствие между элементами левого и пра вого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбика.
Явление духовной жизни Формы культуры
1) концерт этнографического ансамбля А) народная
2) компьютерная игра Б) элитарная
3) былины об Илье Муромце В) экранная
4) концерт симфонической музыки
5) выставка авангардной живописи .
В4. Потребности человека, заключающиеся в познании окру жающего мира, творческом самовыражении и нравственном само совершенствовании, называются:
Вариант 2
ЧАСТЬ А
А1. Социологи называют массовую культуру коммерческой, потому что она:
1) способна приносить прибыль;
2) формирует мировоззрение; 3) объективно отражает события и процессы;
4) нацеливает на социальные изменения.
А2. Примером этических норм в науке служит высказывание:
1) «Возлюби ближнего своего как самого себя»;
2) «Платон мне друг, но истина дороже»;
3) «На Бога надейся, а сам не плошай»;
4) «Не сотвори себе кумира».
A3. Верны ли суждения?
А. Культурой называют совокупность всего созданного че ловечеством на протяжении всей своей истории.
Б. Культурой называют все виды преобразовательной деятель ности человека и общества, а также все их результаты.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А4. Совокупность всего того, что создано человеком, обозна чается понятием:
1) общество;
2) культура;
3) искусство;
4) цивилизация.
А5. Развитие природы, общества и мышления в наиболее обобщенном виде изучает:
1) искусство;
2) наука;
3) религия;
4) мировоззрение.
А6. Верны ли суждения?
А. Духовная деятельность современного человека изменяет все, что существует в природе.
Б. Формой существования и передачи духовной культуры могут быть только материальные предметы.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Известно, что многие слова русского языка пришли в него из других языков. Данный факт из истории культуры свидетельствует:
1) о сохранении самобытности;
2) возрождении традиций;
3) национальной изоляции;
4) взаимном обогащении.
А8. К области гуманитарных относится наука:
1) физика;
2) химия; «
3) история;
4) анатомия.
А9. Преемственность в развитии культуры иллюстрирует пример;
1) изучение в школе «Преступления и наказания» Ф.М. До стоевского;
2) изобретение самолета братьями Райт;
3) создание новой технологии обработки камня;
4) проектирование телевизионной башни.
А10. Только искусству как виду духовной деятельности свой ственно:
1) устанавливать закономерности развития природы и общества;
2) создавать принципиально новые отрасли производства;
3) отражать действительность в понятиях;
4) утверждать ценность личностного образного восприя тия мира.
А11. Верны ли суждения?
А. Высокая сложность содержания и формы отличает про изведения народной культуры.
Б. Идеи социального протеста часто присутствуют в произ ведениях народной культуры.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А12. Согласно российским законам религиозное обучение за прещается проводить:
1) факультативно в любом учебном заведении;
2) частным образом на дому;
3) в некоторых негосударственных учебных заведениях;
4) на обязательных уроках в общеобразовательной школе.
А13. Верны ли суждения?
А. Средства массовой информации в современном обществе знакомят население страны с достижениями культуры и искусства.
Б. Средства массовой информации в современном обществе влияют на формирование общественного мнения.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А14. К национальным религиям относится:
1) католицизм;
2) православие;
3) иудаизм;
4) ислам.
А15. В деятельности фольклорных музыкальных коллективов проявляется форма культуры:
1) массовая; 2) народная; 3)экранная; 4) элитарная.
А16. Кинофильмы этого российского режиссера критика от носит к явлению элитарной культуры:
1) Н. Михалков; 2) Э. Рязанов; 3) А. Тарковский; 4) В. Наумов.
А17. Термин «культура» первоначально означал:
1) создание искусственных материалов;
2) правила поведения в обществе;
3) естественную среду обитания;
4) способы обработки земли.
AI8. Какое положение характеризует явление новаторства в культуре:
1) передача культурных ценностей от поколения к поколению;
2) накопление и передача неповторимых художественных произведений, научных открытий, идей;
3) сохранение лучших элементов старого в культуре, при ращение культурного богатства в процессе творчества, создание нового в культуре, что приобретает обществен ную значимость;
4) правильного ответа нет.
А19. Культура, которую создают анонимные авторы, часто не имеющие профессиональной подготовки, называется:
1) элитарной; 2) духовной; 3) массовой; 4)народной.
А20. Какие этические нормы и принципы являются универ сальными для ученых?
1) научная честность и корректность в сборе эксперимен тальных данных;
2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследо ваний;
3) отстаивание своих научных данных в любой научной среде;
4) все перечисленное выше.
А21. Право на свободу совести предполагает:
1) открытие собственного дела;
2) выбор выпускником школы рабочей специальности;
3) выбор религиозных или атеистических убеждений;
4) обучение в специализированной школе.
ЧАСТЬ В
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Направления …религии
Православие Католицизм Протестантизм
В2. Найдите в приведенном списке средства массовой инфор мации и запишите цифры в порядке возрастания.
1) аналитический сборник статей;
2) телеграфная станция;
3) телевизионный канал;
4) проведение театрального фестиваля;
5) концерт эстрадной музыки;
6) ежедневная радиопередача.
В3. Приведите три примера проявления интеграции культуры в современном мире.
В4. Участие радиостанции в информационной поддержке фе стиваля «Старые песни о главном» является проявлением…».
Источник