Примером этических норм в науке может служить

Тест по теме «Духовная сфера жизни общества»

Тренировочное задание по теме « ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА».

Задания части А.

1. Понятие « культура» в широком смысле включает в себя:

1) все, что создано человеком 2) только духовные ценности 3) исключительно правила культурного поведения 4) только высшие достижения человеческой деятельности.

2. На материальную и духовную традиционно разделяют:

1) культуру 2) мораль 3) науку 4) религию.

3.Существование культуры невозможно без:

1) государственных учреждений, ведающих делами культуры 2) демократического государственного устройства 3) государственного финансирования культурных мероприятий 4) преемственности культурных традиций.

4. Элитарная культура, в отличие от массовой:

1) ориентирована на получение коммерческой прибыли 2) учитывает запросы самых широких слоев общества 3) характеризуется сложностью форм художественного освоения 4) имеет развлекательный характер.

5. К элитарной культуре относится:

1) «мыльная опера» 2) народная песня 3) шлягер 4) симфоническое произведение.

6. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:

1)наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством.

7. Гуманизация образования предполагает:

1) внимание к личности, ее интересам, запросам 2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение 3) отказ от преподавания технических наук 4) увеличение количества лет обучения.

8. Верны ли суждения:

А. Формой самообразования является заочное обучение.

Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.

9. . Верны ли суждения:

А. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от национальности, языка, вероисповедания.

Б. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.

10. Характерным признаком искусства является:

1) удовлетворение потребностей человека 2) эстетическое освоение окружающего мира

3) установление законов развития общества 4) отражение сущности природных и социальных явлений.

11.Примером, иллюстрирующим роль СМИ, может являться деятельность:

1) газеты «Вперед» 2) кинотеатра «Форум» 3) картинной галереи 4) издательства « Ху-дожественная литература».

12. Культуру, включающую в себя произведения анонимных творцов, получившие широкое распространение, называют:

1) контркультурой 2) субкультурой 3) народной культурой 4) элитарной культурой.

13. К характеристике науки не относится:

1) логичность 2) рациональность 3) сверхъестественность 4) творчество.

14. примером этических норм в науке может служить высказывание:

1) « возлюби ближнего своего как самого себя» 2) « Платон мне друг, но истина дороже»

3) «На Бога надейся , а сам не плошай» 4) « Не сотвори себе кумира».

15. . Верны ли суждения:

А. Духовная деятельность современного человека изменяет все, что существует в природе.

Б. Формой существования и передачи духовной культуры могут быть только материальные предметы.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.

16. Верны ли суждения:

А. Достижения элитарной культуры и массовой не взаимодействуют друг с другом.

Б. Потребители элитарной культуры могут проявлять интерес к достижениям массовой культуры..

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.

17. Верны ли суждения:

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая мобильность населения.

Б. Интернационализации культуры способствуют научно- технический прогресс, развитие информационных технологий.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.

18. Известно, что крестоносцы принесли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

1) о сохранении самобытности 2) о возрождении традиций 3) о национальной изоляции

4) о взаимном обогащении.

19. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения:

1) познавательную 2) прогностическую 3) объяснительную 4) социальную.

20. Какое из понятий соответствует определению: « Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, человеке»?

1) самоанализ 2) самообразование 3) самореализация 4) самодеятельность.

21. Принцип гуманизации образования требует:

1) усиления внимания к личности, ее интересам 2) создание единой системы образования для различных стран 3) повышение роли изучения социально- гуманитарных дисциплин 4) регулирования системы образования государством.

22. какой из признаков характеризует религию как феномен культуры:

1) описание и объяснение природных и социальных явлений 2) утверждение идеи сотворенности мира 3) достоверное долгосрочное прогнозирование развития

4) эстетическое освоение окружающего мира.

23. Массовая культура:

1) появилась с развитием средств массовой информации 2) сопровождала всю история человечества 3) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры 4) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа.

24. В отличие от средств массовой информации, средства массового воздействия:

1) не имеют массового охвата аудитории 2) не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории 3) не требуют наличия особых технических средств 4) не связаны с социально значимыми сторонами жизни.

Читайте также:  Внутренняя норма доходности может принимать значения

25. К средствам массовой коммуникации, возникновение которых связано с переходом к постиндустриальному обществу, относится:

1) телевидение 2) радио 3) периодическая печать 4) Интернет.

26. Реклама является неотъемлемой частью … культуры:

1) элитарной 2) народной 3) массовой 4) духовной.

27. К мировым религиям относится:

1) христианство 2) синтоизм 3) иудаизм 4) конфуцианство.

28. Верны ли суждения:

А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.

Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются прежде всего как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.

29. Наука отражает мир в:

1) понятиях и терминах 2) художественных образах 3) символах веры 4) обыденных

представлениях.

30. Какая религия является родоплеменной:

1) ислам 2) индуизм 3) буддизм 4) шаманизм.

Ответы: 1-1; 2-2; 3-4; 4-3; 5-4; 6-3; 7-1; 8-3; 9-3; 10-2; 11-1; 12-3; 13-3; 14-2; 15-4; 16-2; 17-3; 18-4; 19-4; 20-2; 21-3; 22-2; 23-1; 24-2; 25-4; 26-3; 27-1; 28-2; 29-1; 30-4.

Источник

Этические нормы и ценности науки

В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.

В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Скажем, как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.

Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными привходящими обстоятельствами. История науки, да и история человечества с благодарностью чтит имена подвижников (таких, как Джордано Бруно), которые не отрекались от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти. За примерами, впрочем, не обязательно углубляться в далекую историю. Достаточно вспомнить слова советского биолога Н. И. Вавилова: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся», оправдавшего эти слова собственной трагической судьбой…

В повседневной научной деятельности обычно бывает не просто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе — логически, экспериментально и пр. — обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.

Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и кодексов — как правило, они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и анализа этих норм, предпринимаемые главным образом в философии и социологии науки.

В качестве примера можно привести исследование английского социолога науки Р. Мертона. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей. Первая из них универсализм — убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.

Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги. Вторая ценность — общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами. Третья ценность — бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования. Четвертая ценность — организованный скептицизм: каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности.

Читайте также:  Норма анализа мочи у девочки

При этом ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность используемых данных. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был. В научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники (еще Ньютон говорил, что достигнутое им стало возможно лишь постольку, поскольку он стоял «на плечах гигантов»), так и критическое отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только мужественно и настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные ему средства логической и эмпирической аргументации, но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.

Предпринятый Р. Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно подвергался уточнениям, исправлениям и даже резкой критике в специальной литературе. При этом выяснилось, что наличие такого рода норм (пусть не именно этих, но в чем-то сходных с ними) очень важно для существования и развития науки, для самоорганизации научной деятельности. Безусловно, нередки случаи нарушения этих норм. Однако тот, кто их нарушает, рискует рано или поздно потерять уважение и доверие своих коллег. Следствием этого может стать полное игнорирование его научных результатов другими исследователями, так что он по сути дела окажется вне науки. А между тем признание коллег является для ученого высшей наградой, более значимой, как правило, чем материальное вознаграждение. Особенность научной деятельности в том и заключается, что результативной она по-настоящему оказывается лишь тогда, когда признана, и результаты ее используются коллегами для получения новых знаний.

Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут вызывать серьезные трудности в развитии той или иной области знания, в общем все же чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако когда такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой оказывается уже сама наука. Сообщество ученых прямо заинтересовано в сохранении климата доверия, поскольку без этого было бы невозможно дальнейшее развитие научных знаний, то есть прогресс науки.

Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

2,051

Источник

Тест — презентация по теме «Духовная сфера».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Духовная сфера Тест. 10 класс

2 слайд

Описание слайда:

Нормы оценки. «5» — 33-31б. «4» — 30-24б. «3» — 23 — 17.

3 слайд

Описание слайда:

Задание 1 (1 балл) Проявлением какой формы культуры является фестиваль некоммерческого кино? 1) массовой 2) народной 3) экранной 4) элитарной

4 слайд

Описание слайда:

Задание 2 (1 балл) Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется 1) правдоподобностью результатов 2) созданием художественных образов 3) ясностью и целостностью выражения 4) созданием материальных ценностей

5 слайд

Описание слайда:

Задание 3 ( 1 балл) К мировым религиям относится 1) буддизм 2) синтоизм 3) индуизм 4) конфуцианство

6 слайд

Описание слайда:

Задание 4 (1 балл) Гуманитаризация образования предполагает 1) особое внимание к социальным дисциплинам 2) унификацию требований к оборудованию школ 3) разнообразие типов образовательных учреждений 4) учёт возможностей и интересов ребёнка

7 слайд

Описание слайда:

Задание 5 (1 балл) Верно ли? А. Духовная культура призвана обеспечивать потребности материальной культуры. Б. Духовная и материальная культуры существуют независимо друг от друга. 1) верно только А 3) оба верны 2) верно только Б 4) оба неверны

8 слайд

Описание слайда:

Задание 6 (1 балл) Верно ли? А. Мораль возникла на основе жизненного опыта людей. Б. Все моральные нормы охраняются законом. 1) верно только А 3) оба верны 2) верно только Б 4) оба неверны

9 слайд

Описание слайда:

Задание 7 ( 2 балл) Какие из терминов не относятся к понятию «искусство»? 1)Образность, 2)эмоциональность, 3)фантазия, 4)обоснованность, 5)объективность 5)субъективность.

10 слайд

Описание слайда:

Задание 8 (2 балла) Найдите произведения народной культуры: 1) школьные анекдоты 2) исторический роман 3) легенда о Степане Разине 4) песни-колядки 5) бразильский телесериал Запишите цифры в порядке возрастания.

11 слайд

Описание слайда:

Задание 9 ( 1 балл) Типы мировоззрения Обыденное Научное ?

12 слайд

Описание слайда:

Задание 10 (1 балл) Какое понятие обобщает по смыслу остальные? 1) социальные науки 2) мировые религии 3) формы культуры 4) моральные принципы

Читайте также:  Эпителий плоский в моче норма для детей

13 слайд

Описание слайда:

Задание 11 (2 балла) Какие образовательные учреждения позволяют получить общее образование? 1) технический лицей 2) средняя общеобразовательная школа 3) профессиональный колледж 4) многопрофильная гимназия 5) художественная школа

14 слайд

Описание слайда:

Задание 12 (2б) Гуманизация образования предполагает: 1) внимание к личности, ее интересам, запросам 2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение 3) отказ от преподавания технических наук 4) увеличение количества лет обучения 5) инклюзивное образование

15 слайд

Описание слайда:

Задание 13 (2) К характеристике науки не относится: 1) логичность 2) рациональность 3) сверхъестественность 4) творчество 5) образность

16 слайд

Описание слайда:

Задание 14 (2б) Примером этических норм в науке может служить высказывание: 1) «возлюби ближнего своего как самого себя» 2) «Платон мне друг, но истина дороже» 3) «На Бога надейся, а сам не плошай» 4) «Не сотвори себе кумира» 5) «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

17 слайд

Описание слайда:

Задание 15 (1б) Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) вера; 2) догматы; 3) заповеди; 4) религия; 5) обряды; 6) паства; 7) храмы.

18 слайд

Описание слайда:

Задание 16 (1б) Закончите фразу: «Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении — это… »

19 слайд

Описание слайда:

Задание 17 (2б) «Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___(А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___(Б). Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство,____(В),____(Г). Все религии можно также объединить в две большие группы _____ (Д), т. е. признающие существование единого Бога и _____ (Е), признающие множество богов». 1) монотеизм 2) политеизм 3) древность 4) ислам 5) культ 6) буддизм 7) индуизм 8) суеверие 9) конфуцианство

20 слайд

Описание слайда:

18. Заполните таблицу (3б) Функции религии сущность пример 1. 2. 3.

21 слайд

Описание слайда:

Задание 19. (3б) В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

22 слайд

Описание слайда:

Задание 20 ( 3 б) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе, и одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.

23 слайд

Описание слайда:

Ответы. 1 — 4 9 — религиозное 2 — 2 10 — 3 3 — 1 11 — 24 4 — 1 12 — 15 5 — 4 13 — 35 6 — 1 14 — 15 7 — 45 15 — 4 8 — 134 16 — мораль 17 — 384612

24 слайд

Описание слайда:

18. Заполните таблицу (3б) Функции религии сущность пример 1.Мировоззрен ческая Религия формирует мировоззрение, основанное на вере в сверхъ -естественные силы Воскресная проповедь священника. 2.Коммуникатив ная Богообщение — высший вид общения, происходящий в культовый сфере. Молитва — обращение к Богу и основе воображения создается иллюзия общения с Богом 3.терапевтическая Религия помогает человеку в трудных жизненных ситуациях Смерть близких приводит часто людей в церковь, чтобы найти утешение…

25 слайд

Описание слайда:

Задание 19. 1)искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами; 2) две особенности искусства как формы познания, например: -образное отображение мира и человека в мире; -опора на единичное, индивидуальное, неповторимое; -условный характер создаваемых произведений.

26 слайд

Описание слайда:

Задание 20. смысл понятия: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека; 1) Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»; 3)Одна из категорий морали долг — обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Курс профессиональной переподготовки

Учитель обществознания

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-269922

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник