Применение норм иностранного права могут быть ограничены
Содержание статьи
Основания, порядок и ограничения применения иностранного права
1. Применение иностранного права может быть осуществлено судом, иным органом (ЗАГС, судебный пристав и т.д.). Основаниями для применения иностранного права на территории РФ согласно ст. 1186 ГК являются: а) международные договоры РФ; б) коллизионные нормы ГК и других законов РФ; в) обычаи, признаваемые в РФ.
По общему правилу иностранное право подлежит применению в РФ независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве российское право или нет. То есть РФ в этом случае не придерживается принципа взаимности. Если же применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом, то случае взаимность предполагается.
Еще одно правило относится к тем случаям, когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько правовых систем. Применяемое право в этом случае определяется в соответствии с правом этой страны. Если же это невозможно, то применяется правовая система, с которой отношение наиболее тесно связано.
2. Квалификация — это установление содержания правовых понятий и терминов. Известно, что в правовых системах разных государств юридические термины и понятия могут иметь разное содержание: «движимое, недвижимое имущество», «брак», «собственность», «недостойные наследники», «место заключения договора» и т.п. Для установления их содержания и требуется квалификация.
Принято различать два способа квалификации: по закону суда — применение и толкование юридических терминов по праву того государства, где рассматривается спор, и квалификация по праву, к которому отсылает коллизионная норма. Согласно п. 1 ст. 1187 ГК в России закрепляется первый способ квалификации: при определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом. Однако возможен и другой вариант, когда квалификация осуществляется по праву, к которому отсылает коллизионная норма. На это указывает п. 2 ст. 1187 ГК: «Если… юридические понятия, требующие квалификации, не известны российскому праву или известны в ином словесном обозначении либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квалификации может применяться иностранное право».
3. Обратная отсылка, отсылка к праву третьей страны и праву непризнанного государства. Проблема обратной отсылки возникает, когда российская коллизионная норма отсылает к иностранному праву, а коллизионная норма иностранного права отсылает обратно к праву России. Например, наследодатель, будучи гражданином РФ, проживал в Германии. Статья 1224 ГК для решения вопросов наследования отсылает к праву последнего места жительства наследодателя. Однако законодательство Германии (ст. 25 Вводного закона к ГГУ) к наследованию применяет право государства, гражданином которого является наследодатель в момент своей смерти. Если иностранная коллизионная норма «в ответ» отсылает к праву другого государства, принято говорить об отсылке к праву третьей страны.
Российское право по общему правилу не признает обратную отсылку и отсылку к праву третьей страны, поскольку, согласно п. 1 ст. 1190 ГК, отсылка к иностранному праву рассматривается как отсылка к материальному праву. Однако обратная отсылка применяется в случаях отсылки к российскому праву, определяющему правовое положение физического лица (ст. ст. 1195 — 1200 ГК).
Отдельного рассмотрения заслуживает проблема отсылки к праву непризнанного государства. Сегодня существует несколько так называемых непризнанных государств: Абхазия, Косово, Северный Кипр и др. В том случае, когда коллизионная норма отсылает, например, к праву места нахождения имущества, которое находится на территории такого непризнанного государства, возникает вопрос: право какого государства применять — того, частью которого ранее была территория непризнанного государства, или самого непризнанного государства? Общепринятой является доктрина права непризнанного государства, суть которой состоит в том, что необходимо применять именно право непризнанного, а не «материнского» государства. Возможность применения права непризнанного государства находит свое подтверждение в судебной практике. Разрешая вопрос о возможности признания северокипрских судебных решений, Европейский суд по правам человека отметил, что полностью игнорировать такие решения означало бы, в сущности, вовсе отказать людям в защите их прав: «…отказ в зарубежном признании подобных решений допускает и исключения: на спорной территории продолжается повседневная жизнь, и фактические власти этого края, в том числе и суды, обязаны заботиться о соблюдении хотя бы минимальных стандартов в области прав человека. Поэтому, во всяком случае, могут признаваться и исполняться решения по брачно-семейным делам» <1>.
————
<1> Рогачевский А.Л. Договорные отношения российских организаций с партнерами из непризнанных и частично признанных государств // Известия вузов. Правоведение. 2011. N 3. С. 156.
4. Установление содержания иностранного права — определение судом или иным органом его содержания в соответствии с толкованием, практикой применения и доктриной, существующими в соответствующем иностранном государстве. Для установления содержания иностранного права суд вправе обратиться с запросом в Министерство юстиции РФ, МИД России, иные компетентные органы и организации в РФ и за границей. Суд также может привлечь экспертов: юристов, обладающих дипломами иностранного государства, преподавателей соответствующих дисциплин и т.д. Кроме того, лица, участвующие в деле, сами могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, например тексты нормативных актов, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм. А по требованиям, связанным с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, обязанность по предоставлению сведений о содержании норм иностранного права может быть возложена судом на стороны.
Как быть суду, если, несмотря на предпринятые усилия, не удалось установить содержание иностранного права, например с соответствующей страной нет дипломатических отношений, страна охвачена гражданской войной и т.д.? В этом случае применяется закон суда, т.е., согласно ст. 1191 ГК, суд применяет российское право. Следует отметить, что неприменение иностранного права, применение права не того государства, равно как и неправильное применение должного иностранного права, является основанием для отмены решения суда как незаконного.
5. Нормы непосредственного применения — это такие нормы российского права, которые должны применяться, даже если суд обязан применить нормы иностранного права. Они еще именуются в доктрине императивными или сверхимперативными. Норма права является нормой непосредственного применения, если в ней сказано, что «она регулирует соответствующие отношения независимо от подлежащего применению иностранного права». Кроме того, суд может сам дать квалификацию норме как императивной, если законодатель подчеркнул ее особое значение. В качестве примера можно рассмотреть нормы п. 2 ст. 414 КТМ, где определено, что «наличие такого соглашения (о выборе права) не может повлечь за собой устранение или уменьшение ответственности, которую в соответствии с настоящим Кодексом перевозчик должен нести за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, утрату или повреждение груза и багажа либо просрочку их доставки». Что касается норм, применение которых обязательно ввиду их особого значения, то в качестве таковых могут быть нормы, устанавливающие обязательные государственные стандарты, нормативы и т.д., без следования которым невозможно обеспечение прав и охраняемых законом интересов участников оборота.
6. Оговорка о публичном порядке. Публичный порядок — это фундаментальные начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства. «К таким началам, в частности, относится запрет на совершение действий, прямо запрещенных сверхимперативными нормами законодательства РФ (ст. 1192 ГК), если этими действиями наносится ущерб суверенитету или безопасности государства, затрагиваются интересы больших социальных групп, нарушаются конституционные права и свободы частных лиц» <1>. Так, нельзя применить соответствующее иностранное законодательство о полигамных браках при разрешении споров на территории нашей страны как противоречащее публичному порядку РФ. В то же время, согласно ст. 1193 ГК, отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы РФ.
————
<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 февраля 2013 г. N 156 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений».
Применение оговорки о публичном порядке ограничивает суд в применении норм иностранного права. В случае применения оговорки о публичном порядке суд не применяет иностранное право и вправе применить соответствующую норму российского права.
Источник
Применение норм иностранного права
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Полезные статьи и выписки по арбитражу » Общие положения » Применение норм иностранного права
В Арбитражно-процессуальном кодексе РФ отсутствует точный порядок установления содержания иностранной правовой нормы.
Основания, на которых осуществляется применение норм иностранного права в ходе арбитражного судопроизводства
Благодаря развитию внешнеторговых и внешнеэкономических связей вопрос о возможности применения в рамках отечественного судопроизводства норм зарубежного права рассматривается с особой тщательностью. Требования Конвенции о правовой помощи и развития правовых отношений гласят, что страны бывших советских республик по просьбе Российской Федерации должны предоставить соответствующим учреждениям государства сведения о действующих на их территории нормативно-правовых актах, а также о судебной практике применения законодательства. В частности, центральные учреждения юстиции таких стран должны предоставлять сведения в рамках:
- гражданского права;
- семейного права;
- уголовного права;
При применении в разбирательстве норм иностранного права арбитражный суд проводит установление содержание этих норм в соответствии с полученным официальным толкованием, судебной практикой применения в соответствующем государстве.
Следовательно, любое лицо, принимающее участие в рассмотрение дела, имеет право предоставить документацию, содержащую в себе нормы иностранного права, на которые оно ссылается в качестве обоснования своих требований. Таким образом осуществляется содействие суду.
Порядок, по которому осуществляется установление содержания иностранной правовой норме. Эксперт, устанавливающий нормы иностранного права
В Арбитражно-процессуальном кодексе РФ отсутствует точный порядок установления содержания иностранной правовой нормы. На уровне законодательства устанавливается обязанность судьи, в ходе осуществления им своих полномочий, применять нормы зарубежного права.
В вышеназванном Кодексе отдельно выделяется понятие эксперта, устанавливающего нормы иностранного права.
В соответствии с этим законодательным актом эксперт — это лицо, которое обладает знаниями в определенной правовой отрасли другого государства. Данное лицо приглашается в суд для оказания помощи в процессе установления содержания отдельных норм иностранного права. Эксперта, принимающего участие в арбитражном процессе, следует отличать от участника гражданского процесса. В этой области права эксперт является лицом, обладающим специальными знаниями в юридической, а не какой-либо иной отрасли. Однако при этой эксперт имеет ряд прав и обязанностей, аналогичный с правами и обязанностями эксперта, принимающего участие в рассмотрении дела в рамках гражданского процесса. В рамках арбитражного законодательства устанавливается возможность возложения на любую сторону, принимающую участие в рассмотрении дела, обязанности по установлению и предоставлению исчерпывающих сведений об определенной норме зарубежного права. Если же ни одна из сторон не исполнила возложенную на нее в законном порядке обязанность по установлению иностранной нормы, она не имеет права ссылаться на неустановление судом нормы такого зарубежного права. Содержание иностранного права считается по праву установленным, если хотя бы одна из сторон смогла предоставить заключение, которое будет содержать в себе все необходимые и достаточные сведения. Причем такие сведения ни в коем случае не должны быть отвергнуты второй стороной, принимающей участие в арбитражном разбирательстве.
Осуществление доказывания содержания норм зарубежного права. Осуществление предоставления заключения по вопросам содержания зарубежного права
Если норма зарубежного права, несмотря на все предпринятые судом меры по возложению такой обязанности на стороны или на экспертов, так и не была установлены в разумные сроки, в ходе рассмотрения дела должно применяться российское право. Ни один из действующих в настоящее время законодательных актов не предусматривает в себе точный промежуток времени, который может считаться разумным. Арбитражный суд в соответствии с нормами законодательства имеет право возложить исполнение такой обязанности на стороны, принимающие участие в рассмотрении дела. О таком решении суда должно быть вынесено определение. Непосредственно в процессе установления содержания зарубежной нормы, лица, принимающие участие в рассмотрении дела, могут обратиться за консультацией к лицу, обладающему узкими специальными познаниями именно в этой рассматриваемой области. Содержание иностранного права считается установленным, если одна из сторон представила ему заключение по данной норме, в которой содержатся все необходимые и достаточные сведения о содержании, которые вторая сторона не опровергла путем предоставления иных сведений. Если в рассматриваемом деле имеются какие-либо сведения, которые противоречат друг другу, суд имеет право обратиться за консультацией в компетентные органы или сразу к эксперту в данной области. Если даже стороны не выполнили свою обязанность по установлению содержания нормы иностранного права, суд не имеет права оставить иск без рассмотрения. Ответственность за неустановление нормы будет возложена на суд.
Действия суда при неустановлении норм иностранного права
При рассмотрении дела суд имеет право применить нормы российского законодательства в нескольких случаях:
- Если в течение разумного срока суду и участникам разбирательства не удалось установить содержание нормы иностранного права;
- Если в законодательных актах, содержащих в себе нормы иностранного права, не содержится норм, регулирующих рассматриваемые отношения.
Законодательством никаким образом не определяется разумный срок для установления правовой иностранной нормы. На практике применяется срок для подготовки дела к разбирательству, который составляет два месяца с момента начала судопроизводства. В судебной практике известны и другие случаи применения отечественных законодательных актов при рассмотрении дела. В качестве примера можно привести ситуацию, когда требуется осуществить возложение обязанностей по установлению содержания нормы зарубежного законодательного акта на одну из сторон, принимающих участие в разбирательстве. Исключение составляют случаи, когда рассматривается дело, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности. В такой ситуации суд имеет право осуществить рассмотрение дела в рамках отечественного законодательства, если ни одна из сторон не выполнила возложенную на нее обязанность. На практике выделяется еще одно основание для неприменения норм иностранного права — противоречие таких норм основам правопорядка, действующим на территории Российской Федерации.
Подобная оговорка применяется не только в российском законодательстве, но и в ряде других стран, таких как Италия, Португалия, Бразилия, Германия.
Данное ограничение должно быть введено и урегулировано судом, который принимает решение о недопустимости применения иностранной нормы права, противоречащей правопорядку. В подобной ситуации допустимо применение только нормы российского права. Именно по этой причине при неустановлении нормы иностранного права суд должен особое внимание обратить на разумность применения такого рода норм и на их наличие в законодательных актах. Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения судом возложенных на него обязанностей по установлению содержания норм зарубежного права Отдельно рассматриваются последствия, которые могут возникнуть в результате неисполнения судебным органом возложенной на него обязанности по установлению исчерпывающего содержания нормы, содержащейся в зарубежном законодательстве.
Подобное неустановление является нарушением Арбитражного процессуального и Гражданского кодексов РФ.
Основываясь на данных законодательных актах, становится понятно, что неисполнение или ненадлежащее исполнение судебным органом возложенных на него обязанностей по установлению исчерпывающего содержания определенной нормы зарубежного права может выступать в качестве основания, необходимого для изменения вынесенного судебного акта или для его полной отмены. В подобной ситуации дело подлежит пересмотру, который проводится, основываясь на нормах, урегулированных российским законодательством.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут
Срочный вопрос
Источник
3. Пределы применения норм иностранного права: императивные нормы, оговорка о публичном порядке.
Применение норм иностранного права может быть ограничено. Для этого в национальном праве и международных договорах предусматриваются основания для отказа в применении иностранного права. Обычно такими основаниями являются наличие императивной нормы, применимой к конкретному правоотношению в соответствующем государстве, и оговорка о публичном порядке.
Императивные нормы в литературе выделяют двух видов: просто императивные и сверхимперативные. Критерием разграничения, вероятно, можно указать их значимость. Если норма является императивной вследствие указания в ней самой, ее следует рассматривать как просто императивную. Если норма является императивной из-за ее особого значения, она будет сверхимперативной. Императивные нормы ограничивают применение иностранного права прежде всего в связи с тем, что они ограничивают автономию воли сторон и способны ограничивать действие иных коллизионных норм. К императивным нормам обычно относят правила о давности, форме сделок, требования к условиям заключения брака и другие. Назначение таких норм заключается прежде всего в защите публичных интересов, общественно значимых интересов, интересов «слабой стороны». При этом правоприменитель может обращаться к императивным нормам не только своего государства, но и к императивным нормам иностранного права. Так, по смыслу ст. 1192 ГК РФ императивные нормы российского права должны применяться всегда независимо от того, что на основании российских коллизионных норм избрано иностранное право. Примером императивной нормы российского права может быть требование о заключении внешнеэкономических сделок в простой письменной форме (ч. 3 ст. 162 ГК РФ); правило об ответственности перевозчика, закрепленное в Кодексе торгового мореплавания РФ, в ст. 414 которого предусмотрено, что наличие соглашения сторон о применимом праве не может повлечь за собой устранение или уменьшение ответственности, которую в соответствии с Кодексом перевозчик должен нести за причиненный вред. Подобное содержится и в актах иностранных государств. Например, согласно ст. 18 Федерального закона о международном частном праве Швейцарии императивные нормы швейцарского права в силу их особого назначения применяются независимо от того, право какого государства подлежит применению в соответствии с законом. В ст. 19 этого же закона предусмотрено, что императивная норма иного правопорядка может быть принята во внимание, если дело находится в тесной связи с этим правопорядком, причем учета такой императивной нормы требуют законные интересы, имеющие, с точки зрения общих начал швейцарского права, бесспорно решающее значение.
Как было указано выше, императивные нормы могут содержаться и в международных договорах. Например, из содержания ст. 9 Конвенции о праве, применимом к агентствам, 1978 г. следует, что какое бы право не применялось к агентским отношениям, применительно к способу исполнения должно применяться во внимание право места исполнения.
Действие императивных норм тесно связано с публичным порядком. Оговорка о публичном порядке также ограничивает применение норм иностранного права. В настоящее время ни в теории МЧП, ни в законодательстве государств, ни в международных актах нет единообразного понимания публичного порядка. В теории МЧП выделяют позитивную и негативную концепции публичного порядка. Суть позитивной концепции заключается в том, что публичный порядок понимается как совокупность материально-правовых норм и принципов lex fori, исключающих применение норм иностранного права. Такая концепция характерна для франко-итальянской правовых систем. Негативная концепция усматривает основания для неприменения иностранной нормы в свойствах самой нормы, которые и делают ее неприменимой. Такая концепция характерна, например, для Германии и она в настоящее время является преобладающей.
Национальные правовые системы по-разному определяют те составляющие, которые и формируют публичный порядок. Во многих государствах составляющими публичного порядка называются:
1) основополагающие принципы национального права;
2) нормы морали и справедливости;
3) коренные интересы государства и его членов;
4) общепризнанные принципы и нормы международного права.
Составляющими публичного порядка Российской Федерации называют:
— основы правопорядка (ст. 167 Семейного кодекса РФ, ст. 1193 ГК РФ);
— суверенитет и безопасность (ст. 407 и ст. 412 ГПК РФ);
— ст. 244 АПК РФ, ст. 36 Закона о международном коммерческом арбитраже содержат терминологическое название «публичный порядок».
Суть оговорки о публичном порядке заключается в том, что норма иностранного права не применяется, если последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. Иначе говоря, в применении иностранной нормы будет отказано, если она нарушает публичный порядок. Понятие «нарушение публичного порядка» очень неопределенно. В связи с этим на практике сложно указать, какие средства могут быть использованы для доказательства наличия такого нарушения.
По ст. 1193 ГК РФ, где сформулирована оговорка о публичном порядке, публичный порядок равнозначен основам правопорядка. Исходя из общей теории права, основы правопорядка представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в государстве, т.е. публичный порядок РФ — это основные положения национального законодательства, закрепленные Конституцией РФ и законами. Но в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 1998 г. указано, что содержание понятия «публичный порядок РФ» не совпадает с содержанием национального законодательства РФ. Под публичным порядком следует понимать основы общественного строя РФ. В связи с этим возникает вопрос, а что понимать под этими основами? В Определении ответа на этот вопрос нет. В Постановлении от 2 июня 1999 г. Верховный суд РФ указал, что под публичным порядком следует понимать основные принципы, закрепленные в Конституции РФ и законах РФ.
Говоря о невозможности применения иностранной нормы по мотивам противоречия публичному порядку, следует иметь ввиду, что противоречие имеет не сама иностранная норма, а последствия ее применения. Речь идет о признании не противоречащих праву государства последствий уже состоявшегося за рубежом применения соответствующего закона. Неприменение норм иностранного права обусловлено:
— последствием их применения;
— они явно несовместимы с национальным правопорядком;
— отказ не может быть основан отличием правовой, экономической, политической систем.
Формулировка оговорки о публичном порядке по праву различных государств не всегда совпадает по своему содержанию. Так согласно § 6 Федерального закона о международном частном праве Австрии положение иностранного права не применяется, если его применение привело бы к результату, которых несовместим с основными ценностями австрийского правопорядка. В соответствии с § 7 Указа о международном частном праве Венгрии иностранное право не применяется, если это противоречит венгерскому публичному порядку. Но в применении иностранного права не может быть отказано только на том основании, что общественно-экономический строй иностранного государства отличается от венгерского.
Оговорка о публичном порядке может содержаться и в международных договорах. Например, согласно ст. 17 Конвенции о праве, применимом к агентствам, 1978 г. в применении права, избранного сторонами, может быть отказано только в том случае, если такое применение будет противоречить публичному порядку.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник