Причины по которым украина может стать государством если

Образование Украины как государства: дата и история. Когда образовалась Украина как государство?

Украина — самое крупное государство на территории Европы. Хотя некоторые историки утверждают, что страна является колыбелью европейской культуры и существует уже много веков, это не так. Образование Украины как государства на самом деле произошло 23 года назад. Это молодая страна, которая только учится жить самостоятельно, без чьей-либо поддержки. Конечно, у Украины есть своя многовековая история, но все же в ней нет упоминаний о стране как о полноценном государстве. На этой территории в свое время проживали скифы, сарматы, тюркские народы, русичи, казаки. Все они так или иначе повлияли на развитие страны.

Древняя история

Нужно начать с того, что слово «украина» в переводе со старорусского означает «окраина», то есть ничейная земля, пограничье. Эти территории еще назывались «дикое поле». Первые упоминания о степях Причерноморья датируются VII веком до нашей эры, именно тогда там поселились скифы. В Ветхом Завете они описываются как немилосердный и жестокий кочевой народ. В 339 году до н. э. скифы потерпели поражение в бою с Филиппом Македонским, это стало началом их конца.

образование украины как государства

На протяжении четырех веков Причерноморье находилось во власти сарматов. Это были родственные кочевые племена, переселившиеся с Нижнего Поволжья. Во II веке н. э. сарматов потеснили тюркские народы. В VII веке на берегах Днепра начали селиться славяне, которых в те времена именовали русичами. Именно поэтому земли, которые они заняли, назвали Киевской Русью. Некоторые исследователи утверждают, что образование Украины как государства произошло в 1187 году. Это не совсем верно. В тот период появился лишь термин «украина», обозначал он не что иное, как окраину Киевской Руси.

Набеги татар

В свое время земли современной Украины подвергались набегам крымских татар. Русичи пытались освоить богатые, плодородные земли Великой степи, но постоянные грабежи и убийства не позволяли довести задуманное до конца. На протяжении многих веков татары представляли большую угрозу для славян. Огромные территории оставались незаселенными только по той причине, что они соседствовали с Крымом. Татары осуществляли набеги, потому что им нужно было как-то поддерживать собственную экономику. Они занимались скотоводством, но оно большой прибыли не давало. Татары грабили соседей-славян, брали в плен молодых и здоровых людей, обменивая затем рабов на готовые турецкие изделия. В наибольшей степени от татарских набегов страдали Волынь, Киевщина и Галичина.

когда появилась украина как государство

Заселение плодородных земель

Хлеборобы и землевладельцы прекрасно понимали, какую пользу можно извлечь из плодородных свободных территорий. Несмотря на то что существовала угроза нападения татар, богатые люди присваивали степи, строили поселения, таким образом приманивая к себе крестьян. У землевладельцев была собственная армия, благодаря которой они поддерживали порядок и дисциплину на подконтрольных территориях. Они предоставляли крестьянам в пользование землю, а взамен требовали уплаты оброка. Торговля зерном приносила несметные богатства польским магнатам. Самыми известными были Корецкие, Потоцкие, Вишневецкие, Конецпольские. Пока славяне батрачили на полях, поляки жили в роскошных дворцах, купаясь в богатстве.

Период казачества

У свободолюбивых казаков, начавших заселять свободные степи в конце XV века, иногда в мыслях проскакивало создание государства. Украина могла быть пристанищем разбойников и бродяг, потому что именно они изначально заселяли эту территорию. На безлюдные окраины приходили люди, желающие быть свободными, поэтому основную массу казаков составляли батраки, убегавшие от панского рабства. Также сюда приходили горожане и попы-расстриги в поисках лучшей жизни. Среди казаков встречались люди дворянского происхождения, они, в основном, искали приключений и, конечно же, богатства.

Ватаги состояли из русичей, поляков, белорусов и даже татар, принимали абсолютно всех. Изначально это были самые обычные разбойничьи банды, которые грабили татар и турков и на украденное жили. Со временем они начали строить сечи — укрепленные лагеря, в которых всегда дежурил военный гарнизон. Туда они возвращались из походов.

Некоторые историки считают, что 1552-й — год образования Украины как государства. На самом деле в это время возникла знаменитая Запорожская Сечь, которой так гордятся украинцы. Но она не была прототипом современного государства. В 1552 году были объединены казацкие ватаги, а их форт был построен на острове Малая Хортица. Все это сделал Вишневецкий.

Хотя изначально казаки были обычными разбойниками, грабившими турков ради собственной выгоды, со временем они начали защищать поселения славян от набегов татар, освобождали земляков из плена. Турции эта свободолюбивая братия казалась карой небесной. Казаки на своих чайках (длинных, узких лодках) неслышно подплывали к берегам вражеской страны и внезапно нападали на самые сильные укрепления.

когда образовалась украина как государство

Государство Украина хотел создать один из самых известных гетманов — Богдан Хмельницкий. Этот атаман вел изнурительную борьбу с польской армией, мечтая о независимости и свободе всех земляков. Хмельницкий понимал, что одному ему не под силу справиться с западным противником, поэтому он нашел покровителя в лице московского царя. Конечно, после этого кровопролитие на Украине закончилось, но она так и не стала независимой.

Падение царизма

Возникновение Украины как государства возможно было бы сразу после свержения с трона династии Романовых. К сожалению, у местных политиков не хватило силы, ума, а главное — солидарности, чтобы довести задуманное до конца и сделать свою страну независимой. О падении царизма Киев узнал 13 марта 1917 года. Всего за несколько дней украинские политики создали Центральную Раду, но удержать власть в своих руках им помешала идеологическая ограниченность и неопытность в подобных делах.

По некоторым данным, образование Украины как государства состоялось 22 ноября 1917 года. Именно в этот день Центральная Рада обнародовала Третий Универсал, провозгласив себя высшей властью. Правда, тогда она еще не решилась разорвать все связи с Россией, поэтому Украина на время стала автономной республикой. Возможно, такая осторожность политиков была излишней. Через два месяца Центральная Рада решилась на образование государства. Украина была провозглашена самостоятельной и полностью независимой от России страной.

Взаимодействие с австрийцами и немцами

Период, когда появилась Украина как государство, был непростым. По этой причине Центральная Рада была вынуждена просить поддержки и защиты у европейских стран. 18 февраля 1918 года был подписан Брест-Литовский договор, согласно которому Украина должна была осуществлять в Европу массовые поставки продовольствия, а взамен получала признание независимости и военную поддержку.

государство украина

Австрийцы и немцы за короткий период времени ввели войска на территорию государства. К сожалению, Украина не могла выполнить свою часть условий договора, поэтому в конце апреля 1918 года Центральная Рада была распущена. 29 апреля к управлению страной приступил Павел Скоропадский. Образование Украины как государства давалось народу с большим трудом. Беда в том, что в стране не было хороших правителей, которые смогли бы отстоять независимость подконтрольных территорий. Скоропадский не продержался у власти и года. Уже 14 декабря 1918 года он с позором бежал вместе с союзными немецкими войсками. Украина была брошена на растерзание, европейские страны так и не признали ее независимости и не оказали поддержки.

Читайте также:  Стресс может быть причиной ожирения

Приход к власти большевиков

Начало 20-х годов ХХ столетия принесло много горя в украинские дома. Большевики создали систему жестких экономических мер, чтобы хоть как-то приостановить развал экономики и спасти новообразованное государство. Украина от так называемого «военного коммунизма» пострадала больше всех, потому как ее территории являлись источником сельскохозяйственной продукции. В сопровождении вооруженных отрядов чиновники ходили по селам и силой отбирали зерно у крестьян. Доходило до того, что забирали из домов свежеиспеченный хлеб. Естественно, такая атмосфера не способствовала увеличению производства сельхозпродукции, крестьяне попросту отказывались работать.

украина история образования государства

Ко всем несчастьям добавилась еще и засуха. Голод 1921-1922 годов унес жизни сотни тысяч украинцев. Правительство прекрасно понимало, что метод кнута дальше использовать нецелесообразно. Поэтому был принят закон о НЭП (новой экономической политике). Благодаря ему уже к 1927 году на 10% увеличилась площадь обрабатываемых земель. В этот период отмечается настоящее образование государства. Украина потихоньку забывает об ужасах гражданской войны, голоде, раскулачивании. В дома украинцев возвращается благосостояние, поэтому они более снисходительно начинают относиться к большевикам.

Добровольно-принудительное вхождение в СССР

В конце 1922 года в Москве задумались над объединением России, Белоруссии и закавказских республик для создания более устойчивых связей. До того времени, когда образовалась Украина как государство, оставалось каких-то семь десятилетий. 30 декабря 1922 года представители всех советских республик одобрили план по объединению, таким образом был создан СССР.

Теоретически любая из республик имела право выйти из союза, но для этого она должна была получить согласие коммунистической партии. На практике обрести независимость было очень сложно. Партия была централизованной и управлялась из Москвы. Украина по величине площади занимала второе место среди всех республик. Столицей был избран город Харьков. Отвечая на вопрос о том, когда образовалась Украина как государство, следует отметить 20-е годы ХХ столетия, ведь именно тогда страна обрела территориально-административные границы.

образование государства украина

Обновление и развитие страны

Первая пятилетка вдохнула в Украину жизнь. За это время появилось 400 новых предприятий, на страну приходилось около 20% от всех капиталовложений. В 1932 году была построена Днепропетровская гидроэлектростанция, ставшая на то время самой большой в Европе. Благодаря труду рабочих появился Харьковский тракторный завод, Запорожский металлургический комбинат, множество Донбасских заводов. За короткое время было произведено огромное количество экономических преобразований. С целью улучшения дисциплины и повышения работоспособности были внедрены соревнования по досрочному выполнению плана. Правительство выделяло лучших работников и присваивало им звание Героя Социалистического Труда.

Украина в период Второй мировой войны

В период 1941-1945 гг. в стране погибли миллионы людей. Большинство украинцев воевали на стороне Советского Союза, но это не касается Западной Украины. На этой территории преобладали иные настроения. По мнению боевиков ОУН, дивизий СС «Галичина», должна была стать независимой от Москвы Украина. История образования государства могла быть совершенно другой, если бы фашисты все-таки одержали победу. В то, что немцы подарили бы Украине независимость, верится с трудом, но все же обещаниями им удалось переманить на свою сторону около 220 000 украинцев. Даже после окончания войны эти вооруженные формирования продолжали свое существование.

год образования украины как государства

Жизнь после Сталина

Смерть советского вождя принесла с собой новую жизнь для миллионов людей, проживавших в СССР. Новым правителем стал Никита Хрущев, который тесно был связан с Украиной и, понятное дело, покровительствовал ей. За время его правления она вышла на новый уровень развития. Именно благодаря Хрущеву получила в свой состав полуостров Крым Украина. Как государство возникло, это уже другое дело, но вот свои административно-территориальные границы оно сформировало именно в Советском Союзе.

Затем к власти пришел Леонид Брежнев, тоже выходец из Украины. После недолгого правления Андропова и Черненко у руля стал Михаил Горбачев. Именно он решил кардинально изменить застойную экономику и советскую систему в целом. Горбачеву пришлось преодолеть консерватизм общества и партии. Михаил Сергеевич всегда призывал к гласности и пытался быть ближе к народу. Люди стали чувствовать себя свободнее, но все же даже при Горбачеве коммунисты полностью контролировали армию, милицию, сельское хозяйство, промышленность, КГБ, следили за СМИ.

Обретение независимости

Дата образования Украины как государства известна всем — это 24 августа 1991 года. Но что же предшествовало этому знаменательному событию? 17 марта 1991 года состоялся опрос, благодаря которому стало понятно: украинцы вовсе не против суверенитета, главное, чтобы он впоследствии не ухудшил их жизненные условия. Коммунисты всячески пытались удержать власть в своих руках, но она неизбежно от них ускользала.

19 августа 1991 года реакционеры изолировали Михаила Горбачева в Крыму, а сами в Москве попытались перехватить инициативу, объявив чрезвычайное положение и сформировав ГКЧП. Но у коммунистов ничего не получилось. 24 августа 1991 года, когда появилась Украина как государство, Верховная Рада провозгласила о независимости страны. А уже через 5 дней деятельность коммунистической партии была запрещена парламентом. 1 декабря того же года украинцы на референдуме поддержали Акт о независимости и выбрали своего первого президента — Леонида Кравчука.

дата образования украины как государства

На протяжении многих лет происходило образование Украины как государства. Карта страны часто изменялась. Многие территории были присоединены в Советском Союзе, это касается Западной Украины, части Одесской области и Крыма. Главной задачей украинцев является сохранение современных административно-территориальных границ. Правда, это удается с трудом. Так, третий президент Украины Виктор Ющенко в 2009 году отдал Румынии часть континентального шельфа. А в 2014 году Украина лишилась и своей жемчужины — полуострова Крым, который перешел к России. Удастся ли стране сохранить свои территории неприкосновенными и остаться независимой, покажет лишь время.

Источник

После коллапса режима Виктора Януковича в начале 2014 года и появления поддерживаемого Россией сепаратизма на востоке страны, социально-экономические показатели Украины резко упали. Новое правительство в Киеве боролось за получение нового кредита и поддержку для того, чтобы удержать экономику на плаву, и одновременно не спеша реформировало её чрезмерно раздутый, коррумпированный государственный сектор с целью сделать его более динамичным и открытым для конкуренции. Результат, однако, оказался жестким. Всего за один год гривна, украинская валюта, потеряла 60% своей стоимости по отношению к доллару; при этом валовой внутренний продукт (ВВП) сократился на семь процентов. Инфляция выросла на 34% всего за 12 месяцев, плюс украинцы получили за тот же период времени увеличение цен на газ на 285% и 50-процентное увеличение расходов на электроэнергию. На политическом уровне наблюдается растущий уровень разочарования в обществе. Люди все больше и больше склоняются к мнению, что правительство делает недостаточно для реализации столь необходимых реформ с целью остановить широко распространенную коррупцию в то время, как война на востоке страны нанесла тяжелый урон как экономике Украины, так и её общественному благосостоянию.

Все эти факты подтолкнули многих людей задать столь пугающий вопрос: Украина это несостоявшееся государство? Как и ожидалось, некоторые ответили на этот вопрос с решительным «да», не видя особой надежды на будущее украинской государственности, тогда как другие убеждены в том, что нынешние трудности являются временной помехой и не будут долгосрочным препятствием, которое может оказать влияние на политическую систему Украины. В свете этого мы попросили польского ученого, специализирующегося на изучении несостоявшихся государств, Гжегожа Гила, внимательно рассмотреть определенные суждения об Украине, а также дефиницию «несостоявшееся государство» применительно к современным условиям, что может помочь нам приблизиться к тому, чтобы найти свой собственный ответ.

Читайте также:  При выделение может быть причина не беременности

Утверждение первое: несостоявшееся государство — это не аналитическая категория, а скорее аксиологически-обремененное понятие, отражающее чье-то предпочтение или даже пропаганду. Впрочем, даже если Украина не архетипическое «несостоявшееся государство», нынешний кризис вызывает вопрос о самой природе процессов её государственного строительства и сплочения нации.

Кризис и распри на Украине в очередной раз стали причиной употребления термина «несостоявшееся государство» и дискуссий экспертов. Словосочетание «несостоявшееся государство» было популяризировано Соединенными Штатами в середине 1990-х годов как новое обозначение для гражданских конфликтов и сложных чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера, он часто использовался для того, чтобы заклеймить слабые и подверженные конфликтам страны. Эмпирически «измерение» несостоявшегося государства, прежде всего, соотносится с качеством правительства (его законности, надежности и активности) и отсутствием ключевых атрибутов (делегитимизация, дефрагментация и бедственное положение). Однако, за исключением экстремальных случаев распада государств, таких как Сьерра-Леоне и Сомали в 1990-х годах, категория несостоявшегося государства часто весьма относительна и субъективна.

Во-первых, не существует универсального порога, выше которого количественные характеристики, такие как низкая легитимность, гражданские волнения или слабая активность, переходят в качественные — «неработоспособное государство». Таким образом, даже жестокая междоусобица и гражданская война не обязательно приводят к ситуации несостоявшегося государства, поскольку последнее определяется в основном масштабами и затяжным характером этих событий. Примечательно, что каждое из ранее признанных «государств-неудачников», или даже распавшихся государств, не могло формально «не состояться» в соответствии с международным правом, которое предполагает продолжение доктрины, иными словами, государство сохраняет правосубъектность, даже если оно лишается части своих территорий или претерпевает некоторые другие радикальные изменения.

Во-вторых, так как нет единого общепризнанного документа, определяющего несостоявшееся государство, риторика мировых держав, таких как Россия, по поводу других, в данном случае Украины, является расплывчатой и становится истиной только через постоянное повторение. Хотя нет точных критериев, которые бы определяли, что такое несостоявшееся государство, некоторые страны, несомненно, прочнее, более способны или менее неблагополучны, чем другие, как это было обрисовано «Фондом за мир» (Fund for Peace) и журналом Foreign Policy в «Индексе нестабильных государств» (ИНГ), который ранее назывался «Индексом несостоявшихся государств». В индексе ИНГ 2014 года Украина заняла лишь 133-е место из 177 стран, но надо иметь в виду, что это место на самом деле относится к 2013 году. Тем не менее, согласно рейтингу, Украина не архетипическое несостоявшееся государство, как Сьерра-Леоне или Сомали.

Помимо методологии указанного рейтинга, украинскую государственность следует рассматривать в более широком контексте 25-й годовщины её независимости. Спору нет, что суверенитет Украины всегда был сложным вопросом, и может быть подвергнут сомнению. Для случайного наблюдателя, русского в частности, нынешний кризис в стране — это просто еще один аргумент в пользу «искусственности» украинского государства; государство, как его видит такой наблюдатель, разделено как регионально, так и этнолингвистически. Название Украина происходит от русского окраина. Более того, разрозненная история Украины не может лишить её права быть государством, но определяет её как «расколотую страну» [термин придуман Сэмюэлем П. Хантингтоном (Samuel P. Huntington)], разделенную между западной и православной ориентациями. Даже если бы независимость Украины была одобрена 92% украинцев (хотя в Крыму их было только 54%), основной задачей процессов строительства государства и общества должно было бы стать наведение мостов с русским меньшинством, которое составляет до 22% населения украинского государства.

На практике осознанием российской угрозы для молодой украинской государственности стала отговорка Киева о недостаточности государственного строительства и хорошего управления в 1990-е годы. После застойного президентства Леонида Кучмы, который поощрял «государство-вымогатель», последовавшая вслед за Оранжевой революцией ориентация на Запад была парирована правлением Виктора Януковича. Вслед за этим было названо незаконным отстранение от должности Януковича, а революция Евромайдана — «нелегитимной» и инспирированной Западом. Тем не менее, два социологических опроса Pew Re Centre, проведенные в мае 2014 года, показывают, что 77 процентов украинцев, а также 58 процентов русскоязычных в Донбассе хотят оставаться едиными. При этом они, возможно, понимают это единство в двух совершенно разных значениях.

Как бы то ни было, это стратегическое расхождение не единственная причина украинского политического и экономического развала. С самого начала недостаточность усилий по развитию и укреплению экономического потенциала, а также погоня за рентой за транзит газа и другие схемы были весьма разрушительными. Кроме того, независимость узаконила такие проблемы, как энергетическая зависимость, олигархическое правление или разгул кумовства и коррупции, которые препятствуют государственной и социальной модернизации. Такое «мягкое государство» — как Гуннар Мюрдаль (Gunnar Myrdal) первоначально называл южно-азиатские правительства — работает в условиях коррупции, некомпетентности и безалаберности. В случае с Украиной — «управление и контроль» были захвачены раньше других олигархами с тех пор, как президент Кучма распределил контроль над тяжелой промышленностью между региональными кланами. В результате, в сегодняшней Украине 50 самых богатых граждан контролируют почти 50% ВВП страны. Не удивительно, что в Индексе восприятия коррупции 2014, опубликованном Transparency International, Украина занимает 142-е место из 175. Все эти факты указывают на то, что Украину нельзя признать несостоявшимся государством в общепринятом смысле, но она является государством, которое сталкивается с системным политическим кризисом, а её хорошо известные экономические проблемы, усиленные российским влиянием, только повышают трудности в достижении успеха в любой области.

Утверждение второе: после окончания холодной войны ярлык несостоявшееся государство использовался для добавления аспекта безопасности с целью легитимировать агрессивную политику. Он также служит в качестве инструмента реинтеграции российской сферы влияния путем прямого или скрытого вмешательства.

Современная политическая история научила нас тому, что процесс формирования государства не линеен. Разрушение государственности, как правило, более эффектное зрелище и иногда использовалось для аннексии частей слабых государств (оцените разделы Польши), установления марионеточных режимов или для стабилизации и восстановления их в более либеральном состоянии. После 1990 года Россия явно собиралась восстановить бывшую советскую сферу влияния и придерживается первых двух типовых решений. Пусть даже Украина — это особый случай как с политической, так и экономической точек зрения, но стратегия Кремля направлена также на Приднестровье, Южный Кавказ и Центральную Азию. Для этого Москва хотела законодательно закрепить свое господство путем Содружества Независимых Государств и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Тем не менее, в разное время Украина, Грузия и Узбекистан, которые вышли из ОДКБ, сопротивлялись присоединению или полному сотрудничеству с этими форумами на российских условиях. Таким образом, инструментом крайней меры для Кремля было направлять субгосударственный сепаратизм в «ближнее зарубежье» России ради того, чтобы избежать потенциальных геополитических потерь.

Российское присутствие в сепаратистских республиках Грузии — Южной Осетии и Абхазии — было просто оправдано защитой этнических русских, и там были развернуты миротворческие войска. Но Россия также стремится создать определенный порядок на постсоветском пространстве. Даже если вы не вполне убеждены в этом, то подумайте о том, как бывший президент России, Дмитрий Медведев, открыто квалифицировал в 2010 году Киргизию как государство на грани провала, давая понять о возможной необходимости российского вмешательства в качестве жеста «доброй воли».

Читайте также:  Хождение на носочках в 9 лет какие причины могут быть

Россия всегда воспринимала Украину как неотъемлемую часть мифа об основании российской государственности — независимо от политического статуса последней. Достаточно сказать, что СМИ в России продолжают использовать предлог «на Украине», который более аполитичен, чем «в Украине» — политически правильное выражение, которое украинские власти недавно начали отстаивать с целью семантически защитить суверенный статус своего государства. В целом, украинская «несостоятельность» послужила геополитическим интересам России и хорошо предвосхитила события 2014 года. С момента распада Советского Союза Россия преподносила Украину как больное псевдо-государство, идущее по пути к международной изоляции. Это чувство было даже отражено в известном докладе ЦРУ 1994 года, где подчеркнуто, что, кроме значительного русского меньшинства, вопрос о членстве в НАТО «может привести Украину на грань существования как суверенного государства». Российская позиция была также изложена Путиным в его частных замечаниях Джорджу У. Бушу на бухарестском саммите НАТО в 2008 году. Впоследствии каждая прозападная смена режима в Киеве побуждала Россию либо вмешиваться, либо прекращать поставки газа (или и то, и другое). Первое из двух проще делать вполне успешно на Украине, чем в других местах, так как 17 миллионов этнических русских и незакрепленное чувство украинской государственности в Крыму и Донбассе сделали Украину особенно уязвимым государством.

Именно поэтому после смены украинского режима в феврале 2014 Путин получил достаточно простую задачу. Все, что ему нужно было сделать, это открыть источник «внутренней» нестабильности на восточной Украине. В более широком контексте нынешний кризис и война в Донбассе отражают конфликт между законностью, представленной антитеррористической кампанией, и легитимностью — самоопределением в данном случае. Эти два понятия всегда взаимосвязаны, но и расходятся. Чтобы избежать обвинений в незаконном поведении, Россия сохраняет видимость невмешательства на Украине, не доходя до уровня открытой войны, а также использует простую советскую пропаганду. Кремль акцентирует внимание на нелегитимности новой «фашистской» власти, отсутствии порядка и нарушениях прав человека. Отвечая на эти обвинения на встрече с Еврокомиссией в Брюсселе, премьер-министр Украины Арсений Яценюк ответил, что «Россия не преуспеет в деле превращения Украины в несостоявшееся государство».

С этой целью Кремль уже (успешно) секьюритизировал аннексию Крыма. В случае Донбасса он вернул термин Новороссия, который использовался до революции 1917 года для обозначения больших участков восточной и южной Украины. Разница в том, что присоединение Крыма помогло Путину повысить его внутреннюю легитимность при том, что война в Донбассе является заложницей пророссийского размежевания на Украине. В целом, два опроса «Левада-центра», проведенные в России в августе 2014 года, предполагают, что политика Путина по отношению к Украине встретит ограниченную внутреннюю оппозицию, а россияне продолжат подозревать Запад в создании марионеточного режима в Киеве в ущерб законной власти.

Утверждение третье: война в Донбассе является ключевым аргументом в пользу искусственного характера Украины как государства, что парадоксальным образом могло бы также упрочить украинскую государственность, так как война, как правило, создает спрос на государственность.

Исторически сложилось так, что обе декларации о независимости Украины (1941, 1991) были побочным эффектом внутренней турбулентности в революционной России и в Советском Союзе. Можно предположить, что существование Украины идет рука об руку со слабостью России и наоборот. Однако, сегодняшняя ситуация отличается от предыдущих периодов сдвига Киева в сторону Европы устойчивым ростом прозападного гражданского общества. Конечно, нужно время, чтобы приглушить региональную поляризацию и коррупционную олигархическую систему. Президент Украины Петр Порошенко должен доказать это, победив в «антитеррористической операции» в Донбассе, что в первую очередь зависит от России и западной, в том числе нелетальной, военной поддержки. Памятуя о том, что, помимо добровольного прекращения существования, государство не может потерпеть неудачу из-за внутренних беспорядков, Россия должна легитимировать дальнейшие территориальные потери Украины. Это касается двух пророссийских самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, которые провели референдумы и отдельные выборы.

Такие спонсированные извне квазигосударства, несмотря на отсутствие российского дипломатического признания, до сих пор означают символическую несостоятельность Украины. Параллельно с конфликтом имели место дискуссии о федерализации Украины. По иронии судьбы, этот вопрос был проигнорирован во время работы пророссийского президента Януковича. Однако, даже с более федерализированной Украиной вряд ли удастся выйти из тупиковой ситуации до тех пор, пока Россия не изменит свою позицию. А Кремль, наоборот, намерен поддерживать вялотекущие конфликты для того, чтобы парализовать процесс государственного строительства и разворот к Западу его бывших подчиненных.

Учитывая пророссийские настроения в Донбассе, следует продумать, насколько он важен на самом деле для экономики Украины. Даже если в регионе производится 20% ВВП и около четверти экспорта Украины, эта история скрывает также миф, поскольку уголь из Донбасса субсидируется, и сам регион искусственно возрождался в течение последних трех десятилетий, в основном по социальным причинам. Помимо комплектующих для космической и оборонной промышленности, которые Россия импортировала из восточной Украины, подгонять этот сепаратизм одинаково рискованно в политическом плане, так как только 17% жителей региона действительно хотят отделиться. Иными словами, путинский аргумент об «искусственном государстве» в первую очередь нацелен на подрыв авторитета Украины как достойного партнера для НАТО и, в еще большей степени, для ЕС.

В краткосрочном периоде перспективы для украинской государственности кажутся сродни «дилемме заключенного», в которой рациональной и доминирующей стратегией обоих игроков является односторонняя победа из-за отсутствия взаимного доверия. Соответственно, существуют четыре модели развязки. Односторонней победой прозападного правительства Украины будет считаться, если оно примкнет к европейским политическим и военным структурам без ущерба для Донбасса, что фактически положит конец аргументу Путина об «искусственном государстве». И наоборот, для Кремля сценарий федерализации — если он будет принят Киевом — может привести к правовому разделу Украины и ее окончательному распаду. Это был бы выигрыш России. Другой вариант заключается в том, что Россия и ее приспешники ослабят прозападный разворот Украины, а также прекратят финансировать сепаратистов. Это позволит Украине оставаться формально в целости и получать прибыль от экспорта из её восточных регионов. Кроме того, Россия расширяет создание Евразийского экономического союза, который, кажется, скорее всего, окажется — без Украины — бумажным тигром. Этот сценарий «финляндизации» мог бы предотвратить распад Украины и привести к возможной беспроигрышной ситуации. Наконец, выплата неустойки для обеих сторон могла быть представлена как сближение Украины с либеральной Европой с затяжной дестабилизацией восточной украинской квазигосударственности. Такой конфликт, несомненно, потребует более прямую помощь со стороны России и таким образом заставит Запад действовать решительно. По иронии судьбы, эта тупиковая ситуация может также создать стимулы для развития государства и общества на Украине, так как любая война стимулирует спрос на эффективные институты и единство.

В заключение скажу, что Украина совсем не обязательно потерпит неудачу в создании государства, пока нынешний процесс все еще «управляется» со стороны России. Однако, самый важный вопрос, который следует задать, по-прежнему остается без ответа: является ли путинская Россия действительно рациональным игроком в этом деле?

Гжегож Гил — польский политолог и адъюнкт-профессор кафедры международных отношений Университета Марии Кюри Склодовской в Люблине. Он специализируется на тематике несостоявшихся государств, социально-экономических взаимосвязях войн и совсем недавно присоединился к исследовательскому проекту «международное государственное строительство».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник