Причины по которым ребенок может остаться без попечения родителей
Содержание статьи
Откуда берутся дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в законе, а часть — «прячется» в формулу «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».
Изменения в Семейном кодексе в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребёнка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой.
Итак, дети остаются без попечения родителей следующих случаях:
✓ родители (единственный родитель) умерли;
✓ родители ребёнка неизвестны («подкидыши»);
✓ родители лишены родительских прав;
✓ родители ограничены в родительских правах;
✓ родители признаны недееспособными;
✓ родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;
✓ родители длительно отсутствуют
— в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;
✓ родители уклоняются от воспитания детей;
✓ родители уклоняются от защиты прав и интересов детей
— в том числе, когда отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения («отказники»);
— когда родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от их воспитания (в данную категорию входят и случаи, когда мама «сбежала» из роддома, но личность её была установлена);
— когда одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение, не поддерживает контактов с ребёнком и не принимает участия в его воспитании;
✓ родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка;
✓ родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка;
✓ родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;
✓ все иные случаи отсутствия родительского попечения
— в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.
Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец — в местах лишения свободы. Или: отец — погиб, мать — помещена в больницу.
Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей — отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине.
Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значения не имеет
Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников (абзац второй п. 1 ст. 122 СК РФ не обязывает органы опеки и попечительства принять на себя функции по законному представительству в случае, если ребёнок находится на попечении родственников, но не родителей), должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребёнка и предпринять меры к его устройству.
Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребёнка, за исключением необходимости немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание — передать ребёнка в приют или иную организацию). Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органов опеки не снимается.
Поскольку законом установлен 30-дневный срок, в течение которого органы опеки должны осуществить постоянное устройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребёнка, осуществляющих заботу о нём, не обязывает органы опеки осуществлять жизненное устройство ребёнка. Однако если родители оставили ребёнка «на родственников» на срок, превышающий 30 дней, органы опеки и попечительства должны признать такого ребёнка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего, из числа заботящихся о нём родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего.
Зачем нужно устройство в семью
В отличие от взрослых и полностью дееспособных граждан, ребёнок, в силу возраста, определённой психической и физической неразвитости, не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы во «взрослом» мире, не способен сам себя прокормить, одеть и, тем более, воспитать. Некоторые решения, которые принимают взрослые в отношении самих себя (согласие на медицинскую операцию, защита своих прав в судебном и административном порядке и т. п.), ребёнок принять не вправе. Для этого у него есть специальный взрослый человек — законный представитель.
В обычном случае функцию защиты и представительства выполняют родители ребёнка. Именно они обязаны заботиться о его здоровье, развитии, воспитании, защите и образовании — словом, делать всё то, что называется родительскими обязанностями или, шире, родительским попечением.
Без родительского попечения ребенок беззащитен, некому отстаивать его права, блюсти его интересы, содержать, заботиться о здоровье, наконец, воспитывать. Сам ребёнок с подобным списком потребностей справиться не может.
Даже «взрослый» ребёнок, подросток, который теоретически мог бы сам себя обеспечивать, вряд ли является настолько зрелой личностью, что способен воспитывать сам себя. Именно поэтому законодательство содержит требование о немедленном устройстве ребёнка, предписывая не допускать ситуации, когда за судьбу ребёнка никто не отвечает. Именно поэтому до момента устройства ребёнка (в семью или в учреждение) исполнение обязанностей по защите прав и интересов ребёнка автоматически передаётся органам опеки и попечительства.
Однако никакие органы опеки не в состоянии воспитывать детей или заниматься их развитием. И потому ребёнок, оставшийся без попечения родителей, должен быть как можно скорее устроен либо в семью, либо, в крайнем случае, в специализированную организацию с тем, чтобы его развитие, воспитание, образование пострадали в наименьшей степени.
Устройством ребёнка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу полномочий по защите прав и законных интересов ребёнка (включая обязанности по воспитанию, заботе о здоровье ребёнка), законного представительства ребёнка от одного лица (субъекта) к другому
В момент, когда ребёнок выявлен как оставшийся без попечения родителей, полномочия по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органов опеки и попечительства. Они в этот момент становятся законным представителем несовершеннолетнего.
Необходимо обратить внимание на то, что для возникновения прав и обязанностей органов опеки и попечительства по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не требуется издания какого-либо отдельного акта. Данные правоотношения возникают в силу закона в момент утраты родительского попечения.
Устройством ребёнка будет являться его передача органами опеки и попечительства под опеку или на усыновление, например, при передаче выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку физическому лицу (лицам), либо в приёмную семью (законным представителем был орган опеки и попечительства — стал опекун или приёмные родители).
При усыновлении воспитанника детского дома также имеет место устройство ребёнка (законным представителем было учреждение — стал усыновитель).
Источник
Эксперты назвали причины, по которым российские дети становятся сиротами
МОСКВА, 17 декабря. /ТАСС/. Алкоголизм родителей, уклонение от выполнения своих обязанностей, а также тяжелое материальное положение являются основными причинами, из-за которых дети в России становятся сиротами и попадают в детдома. Такие выводы следуют из имеющегося в распоряжении ТАСС «Исследования причин социального сиротства — жизненных ситуаций, которые приводят к попаданию детей в детские учреждения».
«На первом месте среди причин попадания ребенка в детские учреждения, в том числе лишения родителей родительских прав, стоит алкоголизм родителя», — говорится в исследовании. Эта причина встречается в 40,4% случаев, отмечают авторы.
Также анализ жизненных обстоятельств показал, что в 24,5% случаев к помещению детей в детдома приводит уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, а в 14,1% — тяжелое материальное положение. Заболевание, инвалидность ребенка становится причиной отказа от него в 13% случаев, «внутрисемейный конфликт» — в 2,4% случаев.
Типы и сценарии
Кроме того, авторы на основе данных составили три характерных типа семейного окружения детей, которые попадают в детдома. Так, в «группе риска» находятся матери-одиночки либо матери, находящиеся в гражданском браке с человеком с асоциальным поведением; полные семьи, но в стрессовой ситуации (развод, смерть, тюремное заключение родителя); многодетные семьи, живущие на детские пособия. Для родителей последнего типа характерен инфантилизм, поясняют исследователи.
Также в документе выделяются пять типичных сценариев попадания ребенка в детдом. В первом случае семья находится на учете несколько лет, детей неоднократно изымали из семьи и возвращали, когда мать демонстрировала изменение в поведении, но до тех пор, пока она окончательно не лишалась родительских прав.
Второй связан с алкоголизмом родителей. Они соглашаются добровольно пройти лечение, устраиваются на работу, заботятся о детях, «однако большая часть таких родителей после нескольких месяцев трезвости переживает рецидивы». В третьем случае у матери появляется сожитель-алкоголик, который вовлекает ее в распитие спиртных напитков. В четвертом — один из родителей попадает в тюрьму, а в пятом — родители временно помещают ребенка в детдом, поскольку не могу исполнять свои обязанности. Через некоторое время они перестают навещать детей, участвовать в их воспитании.
Об исследовании
Исследование проведено в 2019 году Аналитическим центром при правительстве РФ по заказу благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Авторы, в частности, анализировали статистические данные, которые характеризуют масштабы и динамику выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также проводили анализ жизненных ситуаций, которые привели к помещению детей в детдома.
В качестве источников использовались форма федерального статистического наблюдения №103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», информация из Государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; мониторинг и оценка соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям законодательства в области опеки и попечительства, за 2018 год, а также сведения, предоставленные детскими учреждениями субъектов РФ.
Что касается жизненных ситуаций, то эксперты проанализировали данные, которые предоставили 782 детских учреждения из 76 регионов России. Всего массив данных включал 25,9 тыс. случаев помещения детей в детдома.
Источник
VII Международная студенческая научная конференция
Студенческий научный форум — 2015
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Причины попадания детей в государственные учреждения изучались многими авторами (Л.Я.Олиференко, И.Ф.Дементьева, Т.И.Шульга, М.К. Бардышевская, В.И.Брутман и др.). По их мнению, дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, явление труднообъяснимое и неестественное для цивилизованного общества.
В последние годы увеличивается количество государственных учреждений, в которые помещаются разные категории детей. В основном это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Сиротами считаются дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. В последнее время значительно увеличилось число детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях, в результате чего последние тоже оказываются в категории детей-сирот.
В современной России интернатные учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, принадлежат нескольким ведомствам: дети от рождения до 3-х лет воспитываются в домах ребенка Минздравмедпрома России; в возрасте от 3-х лет до совершеннолетия — в детских домах и интернатах Министерства Образования РФ или Министерства социальной защиты населения РФ (дети-инвалиды); дети-сироты с отклонениями в поведении, правонарушители — в спецшколах МО РФ.
Такими авторами, как Л.Л. Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева отмечается, что сохраняющаяся межведомственная разобщенность негативно сказывается на создании единой системы предупреждения социального сиротства и создания единых критериев, которые позволяют отнести определенных детей к категории нуждающихся в государственной поддержке и помощи. А также это объясняется следующими причинами: резким увеличением количества детей, которые нуждаются в такой помощи; недостаточной профессиональной подготовкой специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству; отсутствием государственной семейной политики в России, что приводит не только к росту семейного неблагополучия, но и появлению все более разнообразных категорий детей, нуждающихся в помощи государства; отсутствием в муниципальных образованиях системы оказания помощи и поддержки детям и подросткам; отсутствием комплексного подхода к решению проблем детей и подростков, нуждающихся в государственной помощи; необходимостью совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; необходимостью власти на местном уровне привлекать к социальной работе существующие организации любого подчинения после их соответствующего перепрофилирования; необходимостью координации усилий всех заинтересованных ведомств по защите прав и законных интересов детей и подростков.
Сложившаяся система диктует необходимость реформирования деятельности органов опеки и попечительства разной ведомственной подчиненности, внесения корректив в работу данных учреждений, коренную перестройку и реорганизацию их деятельности.
Главными ориентирами при выработке Правительством Российской Федерации приоритетных направлений является деятельность по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, последовательная реализация комплекса мер, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних.
В настоящее время широкое распространение и развитие получил программно-целевой метод решения наиболее актуальных проблем улучшения положения детей, основанный на межведомственном взаимодействии. Использование этого метода позволяет обеспечить тесное межведомственное взаимодействие, концентрацию и целевую направленность всех выделяемых ресурсов. Примером такого взаимодействия может служить Президентская целевая программа «Дети России».
Анализ причин попадания детей в разного вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости (каждый третий ребенок растет и воспитывается в неполноценной семье), снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответственности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миграцией семьи и т.д.
В современных условиях функции семьи разрушаются: во-первых, ребенок раньше уходит из семьи в ясли, сад, школу; во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости; в-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи. Все эти симптомы говорят об упадке семьи.
Перечень причин попадания детей в государственные учреждения довольно разнообразен. Проблема заключается в том, что момент выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от возможности оказания им помощи. Существуют разработанные критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. К ним относят медицинский, психологический, педагогический, социально-педагогический, социальный, правовой. Оказывая разные виды помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специалисты сталкиваются с трудностями социальной адаптации и реабилитации, которые наблюдаются как при помещении детей в государственные и частные учреждения, так и в замещающие семьи.
Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боль, унижение, насилие начинает отстаивать свое право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными, что и приводит к побегам, девиантным и деликвентым формам поведения и т.д. Жизнь детей в кризисных, неблагополучных семьях приобретает настолько тяжелые формы, что приводит к риску для развития самого ребенка и социальному риску.
Необходимость активных действий по созданию условий оказания детям государственной помощи и поддержки требует современных методов работы, прежде всего новых форм работы с неблагополучной семьей, имеющей детей, быстрого реагирования на нужды и запросы детей, приложению усилий специалистов для того, чтобы ребенок оставался в своей кровной семье. Привычные принципы работы не обеспечивают потребности детей и семей, нуждающихся в государственной защите, помощи и поддержке.
Рост числа детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, профилактике, выявлении, устройстве этой категории несовершеннолетних значительно расширяет функции и полномочия специалистов, занимающихся защитой и охраной прав, опекой и попечительством детей и подростков. Сложность нахождения таких детей и семей с детьми в трудной жизненной ситуации требует согласованных межведомственных мер оказания помощи и поддержки. Эти меры влекут за собой введение межведомственных программ по социально-педагогической защищенности детей и подростков, оказанию своевременной и действенной помощи и поддержки неблагополучным семьям с детьми, раннему выявлению категории детей, которая нуждается в помощи со стороны государства.
Научные исследования и практика показывают, что дети, лишенные родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Они не умеют общаться, что влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Наблюдаются серьезные нарушения произвольной деятельности и саморегуляции поведения.
Выпускники детских домов продолжают и во взрослой самостоятельной жизни испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих, при желании создать семью часто терпят неудачу.
Слабое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.
Основными социальными причинами попадания детей в детские дома являются: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и т.д.); устройство на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; отсутствие в доме пищи, оставление малолетних детей одних на несколько дней без пищи и воды; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение единственного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); смерть родителей; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию, отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, требовавшими незамедлительной смены жительства и т.д.
Анализ условий жизни детей и подростков до попадания в детские дома показывает, что невозможно выделить одну главную причину определения ребенка в детский дом. Специалисты детского дома чаще всего фиксируют достаточно большое сочетание неблагополучных условий, которые делали невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создавалась прямая угроза их жизни и здоровью.
Основной контингент в детских домах, школах-интернатах, приютах, кризисных центров составляют дети, имеющие родителей, т.е. «социальные сироты». Эти родители больные, недееспособные, уклоняющиеся от своих обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляющие правами, оказывающие на детей вредное влияние, страдающие алкоголизмом. Дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют специфику психологического развития, которая не может быть определена по критерию нормы и патологии. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. У него формируются специфические черты характера, особое поведение, отличительное личностное развитие.
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывало негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям в их развитии.
Анализ практики работы детских домов показывает, что система воспитания детей в детских домах не готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники после выхода из детских домов испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру.
Опыт работы в детских домах позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а социальные и психологические. Дети, живущие в детских домах, к сожалению, будут копировать ту модель в своей будущей жизни, какую они видят каждодневно -контакты, основанные на подчиненности, жесткая вертикаль зависимости от старших, доминирование авторитарной системы.
Взрослые ориентируют воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований взрослых. Отсутствие похвалы за собственную деятельность воспитанников формирует чувство вины, постоянный контроль оценки поведения ребенка, заставляет его делать все как надо, как требуют взрослые. Это создает атмосферу «холода», формализма, вызывает чувство тревоги, страха, проявление агрессии. Активность детей не находит отклика, так как отсутствуют условия ее поддержания. Свобода выбора и возможность самостоятельного принятия решения исключаются. Личность ребенка подавляется, деформируется, что приводит к осложненному поведению.
Таким образом, ребенок, наблюдая и проживая жизнь в детском доме, получает личностный опыт, из которого исключаются его чувства. У него остаются всегда два выбора: или быть пассивным, подчиненным, или сильным, властным, жестоким. Альтернативы — быть открытым, активным, не безразличным к другим — детские дома практически своим воспитанникам не предлагают.
Таким образом, сохранение семьи как одного из основных институтов позитивной социализации детей имеет все основания для того, чтобы получить признание общенациональной идеи, способной консолидировать общество, стимулировать его самовозрождение.
Литература.
Брутман В.И. Причины социального сиротства: аналитический взгляд на проблему. М.,2009г.
Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М.,2008г.
Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. М., 2010г.
Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.А.Реабилитация детей в приюте. М., 2008г.
Источник