Причины по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью
Содержание статьи
ЧТО МЕШАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ И УДОВЛЕТВОРЯТЬ ПОТРЕБНОСТИ?
При систематическом неудовлетворении происходит свертывание системы потребностей, угасание желаний и стремлений, растет неверие в возможность перемен
время чтения: 4 минуты
Эта статья — наш выбор к статьям
«ЗАЧЕМ И КАК УПРАВЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ? ЧАСТЬ ПЕРВАЯ»
«ЗАЧЕМ И КАК УПРАВЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ? ЧАСТЬ ВТОРАЯ»
Сталкиваетесь ли вы с убеждениями: «желать для себя эгоистично», «не понимаю, что хочу…», «понимаю, что хочу, но не могу достигнуть желаемого…», «все дается невыносимо сложно», «судьба против меня», «это должны хотеть все нормальные люди»? Автор раскрывает причины этих убеждений и отвечает на вопрос, что мешает нам слышать желания и удовлетворять потребности.
Об авторе: Мария ВЛАДИМИРОВА
практикующий психолог, консультант, г.Москва
Является автором и разработчиком различных психологических групп: «Профориентация и самоопределение для взрослых», «Самокритика? Стоп!», «Женщина и Образ тела», «Группа коммуникативных навыков», «Психология еды и отношения к своему телу»
Работает в направлениях: Арт-терапия, Когнитивная терапия, Перинатальная психология, Психодрама, Танцевально-двигательная терапия, Телесно-ориентированная терапия
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ?
Очень большое количество сложностей возникает, когда человек, по тем или иным причинам не слышит свои нужды, не может их удовлетворять.
Потребности подчиняются определенным «законам динамики».
- Откладывание или недосягаемость жизненно важных и ценных для личности потребностей вызывает апатию, депрессию, неудовлетворение жизнью в целом.
- При удовлетворении одних потребностей у личности возникают новые потребности.
- При систематическом неудовлетворении происходит свертывание системы потребностей, угасание желаний и стремлений, растет неверие в возможность перемен.
ЧТО МЕШАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ И УДОВЛЕТВОРЯТЬ ПОТРЕБНОСТИ?
Мифы об эгоизме.
Это когда у вас есть представление о том, что, если вы будете следовать своим потребностям и желаниям, если вы будете внимательны и заботливы по отношению к себе — вы эгоист. Чаще всего такие установки возникают в раннем детском возрасте, в семьях, где есть «культ помощи другим», т.е. на первое место выходит ценность заботиться о других. Основной запрет здесь — желать для себя, это «аморально», «эгоистично», «плохо».
«Не понимаю, что хочу…».
У некоторых людей, в силу воспитания, не сформировался навык обозначать для себя свои потребности и желания. Чаще всего это выражается в том, что человек ощущает какую-то нехватку, потребность, но не может определить, что именно ему нужно.
У таких людей рано или поздно может развиваться «замещающее поведение», т.е. различные способы, при помощи которых можно справляться с этим внутренним ощущением нехватки. Чаще всего в таких целях используются такие действия, как еда, покупки, азартные игры, секс, экстремальные виды спорта, употребление алкоголя и наркотиков.
Все эти виды действий как бы «маскируют» этот дискомфорт, который возникает в результате того, что человек не может опознать и удовлетворить свою потребность. Если формы поведения являются суррогатными, или заменяющими истинное удовлетворение потребности, человек рискует попасть от них в зависимость. Такие способы направлены не на удовлетворение конкретной потребности, а на снятие (маскировку) дискомфорта, причиняемого ею. Потребность не удовлетворена — соответственно состояние постоянно требует корректировки.
«Понимаю, что хочу, но я не могу достигнуть желаемого…»
Этот пункт, в какой-то мере похож на пункт 1, но у него есть важные отличия. В данном случае у человека есть хороший контакт со своими потребностями, он хорошо понимает, что ему необходимо в тот или иной момент. Проблемы возникают на этапе удовлетворения этих потребностей. По тем или иным причинам удовлетворение потребностей блокируется. Это может ощущаться как «Руки опускаются», «Все дается невыносимо сложно», «Судьба против меня». Человек, испытывая сопротивление среды или себя самого, очень быстро сдается. Ощущая при этом сильный внутренний дискомфорт, бессилие.
При ближайшем рассмотрении такого рода поведения оказывается, что работают бессознательные внутренние установки, полученные в том же детстве. Всем известны ситуации, когда ребенок тянет руку или выпрашивает что-то для себя. Как ведут себя некоторые родители? Они без объяснений запрещают это или просто бьют ребенка по рукам, а некоторые говорят: «Если будешь просить, я отдам тебя этому дяде», «Ты больше не будешь моим ребенком…», «Ты будешь плохим…». Что еще остается ребенку в такой ситуации? Конечно, он не перестает хотеть, но он принимает свое внутреннее решение: «Чтобы сохранить любовь мамы, я буду молча хотеть и никогда ничего не буду делать, чтобы получить то, что мне нужно».
Вот с подобными установками некоторые люди приходят во взрослую жизнь. Конечно, такие установки немного переформулируются и звучат примерно так: «Я понимаю, что мне надо, но не буду добиваться этого, иначе может случиться что-то страшное…»
Ориентир не на свои потребности, а на то, что «должны хотеть нормальные люди…»
В этом пункте вступают в конфликт собственные потребности человека и те потребности, которые ему называли как правильные в семье или обществе.
Например, девушка испытывает потребность защитить себя, но ей всегда говорили: «Женщина не должна повышать голос! Не должна ссорится! Должна всегда уступать». Что делать такой женщине? Внутри нее ведут борьбу две тенденции: защитить себя (например, от оскорбления) или просто стерпеть и смириться?
Или еще один пример установок: «Девушка должна создать семью до 20, 25, 30… лет!». И как вы считаете, как будет себя чувствовать девушка, не выполнившая это предписания? Один из них — это начнет искать себе мужа не по любви, а по долгу… И потребность в любви так и не будет удовлетворена, уступив место долженствованию.
Кстати, когда вы слышите в себе голос, говорящий слово «Должен (на)!», задумайтесь хорошенько: а кому? Когда речь идет о внутренних потребностях, там этого слова нет — там есть желание.
В результате следования «идеалу потребностей», так мы его назовем, человек получает двойной дискомфорт: во-первых, не удовлетворяется настоящая потребность; во-вторых, человек не понимает, где нужно себе доверять, а где нет.
Определитесь, к какому типу помех в удовлетворении потребностей вы более склонны. Попробуйте проанализировать источники этих помех в своей жизни (семейные ценности, убеждения, пережитой опыт и т.д.).
источник
Источник
Потребности. Потребности человека порождены самой его организацией как социально-биологического существа, поскольку без непрерывного удовлетворения разнообразных
ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Тема 3. ПОТРЕБНОСТИ — ИСХОДНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
Потребности человека порождены самой его организацией как социально-биологического существа, поскольку без непрерывного удовлетворения разнообразных потребностей жизнедеятельность человека невозможна. Первоосновой, побуждающей человека к деятельности, является удовлетворение той или иной потребности.
Существуют различные классификации потребностей. Например, всемирно известный американский социальный психолог Абрахам Маслоу из всего разнообразия потребностей выделяет 5 основных и располагает их в виде строгой иерархической структуры:
Само-
выражения
Уважения
Социальные
Физиологические
Безопасности и защищенности
По его теории, прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. А поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, то расширяется и круг его потребностей. Поэтому потребности человека не могут быть удовлетворены полностью.
К. Маркс, классифицируя потребности по их функциональному назначению, разделял их:
· на физические;
· интеллектуальные;
· социальные.
От удовлетворения физических потребностей зависит жизнедеятельность человека, как биологического существа. Иными словами, физические потребности являются самыми насущными.
Потребности как система характеризуются единством личных и производственных экономических потребностей, при котором личные потребности являются целью общественного производства, а производственные экономические потребности — средством ее достижения.
С позиций концепции маркетинга заслуживает внимания определение потребности, данное Филиппом Котлером:
Потребности — нужда, т.е. ощущаемый человеком недостаток чего-либо, принявший специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Потребности -все физические и духовные человеческие чувства, нужды, которые удовлетворяются при помощи товаров и услуг.
Потребности — сложная, многогранная категория. Их подробное исследование является предметом маркетинга. Нам же надо иметь в виду, что возможности удовлетворять потребности в каждом обществе различны. Страны располагают определенным потенциалом, который определяется наличием доступных природных и производственных материальных благ и способностями рабочей силы. Поэтому перед каждым обществом стоит задача обеспечить рациональное использование имеющихся природных и материальных ресурсов, рабочей силы и управленческих способностей для производства товаров и услуг в целях обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей.
Ограниченность ресурсов в обществах не позволяет достичь идеального удовлетворения потребностей. Непреложным является тот факт, что совокупность всех потребностей превышает производственные возможности всех ресурсов.
Несоответствие между безграничными, в принципе, потребностями и относительной ограниченностью товаров и услуг порождает потребность хозяйствовать.
Хозяйствование представляет собой решение вопроса: какие средства направлять на удовлетворение определенных потребностей и при этом охватывает все планомерные действия по снижению нехватки товаров.
Ограниченность средств по бюджетам заставляет человека, хозяйствующие субъекты и государство принимать решения относительно того, какие товары приобрести, а от каких отказаться.
Источник
Как мы НЕ удовлетворяем свои потребности — 4
В сегодняшней статье о том, что вы можете очень часто наблюдать вокруг себя и у себя.
Как мы терпим то, что терпеть не стоит…
Я решил написать небольшой цикл заметок о способах прерывания контакта (так в гештальт-подходе обозночается то, что в некоторых других подходах называется психологическое сопротивление).
Я занимаюсь психотерапией в гештальт-подходе, поэтому и писать буду с точки зрения гештальт-подхода.
В прошлых статьях я писал о:
1. Слиянии (конфлуэнции)
2. Интроекции
3. Проекции
Сегодня тема статьи РЕТРОФЛЕКСИЯ
Ретрофлексия буквально означает «обращение назад на себя» и в гештальт-терапии понимается как процесс возврата чувств назад, точно против себя. Человек делает себе то, что хотел бы сделать другому или то, что хотел бы получить от другого.
Делает он это потому, что по каким-то причинам (внутренние запреты, страхи, стыд и т.п.) он не может проявить свои чувства и совершить действия по отношению к окружающему миру, к другим людям.
Либо не может получить (принять) от другого что-то для себя.
Например, сидит у меня клиентка, рассказывает о своих отношениях с мужем, говорит о том, что она прекрасно понимает, что мужу надо проводить время с друзьями, улыбается, рассказывая об этом, оправдывает его поведение, но при этом я замечаю, что она все сильнее неосознанно «топает» ногой.
Я обращаю внимание клиентки на это движение, спрашиваю, что это значит для нее. Она говорит, что ничего, это просто так и перестает топать. Я прошу ее продолжить и топать сильнее, еще сильнее, и говорить о том, какие чувства «всплывают», возникают. Она говорит (почти кричит), что очень сильно злится на такое поведение мужа, что чувствует себя ненужной ему.
Эмоции, реакции, действия предназначенные другим людям, меняют направление и обращаются к человеку.
Т.е. действие, направленное на удовлетворение потребности, остановлено, соответственно, потребность не удовлетворяется.
Ретрофлексия (как и любой другой способ прерывания контакта) может использоваться здоровым образом, например ретрофлексия выражается в самоконтроле и самодисциплине.
Если бы люди не умели (не учились в ходе социализации, воспитания) останавливать свои действия, то драк, убийств, изнасилований, воровства, необузданного секса на улицах было бы куда больше чем сейчас.
Но значительная часть людей останавливают себя там, где останавливать не надо (если они хотят удовлетворить свои потребности).
И ретрофлексия не только (и не столько) об остановке импульсов к действию, сколько об остановке чувств. О том, как люди убегают от осознания своих чувств.
Как проявляется нездоровое использование ретрофлексии:
Выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение (крайняя форма проявления ретрофлексии — суицид, тут можно вспомнить строки Егора Летова «покончив с собой уничтожить весь мир» — очень точно описывает ретрофлексию, делаешь с собой то, что хочешь делать с миром, обращаешь свою ярость на себя).
Возникает тогда, когда по каким-либо причинам человек не может отреагировать накопившиеся у него эмоции вовне. Когда не можешь выразить свой гнев, и вынужден подавить его. Однако энергия гнева не исчезает, а только меняет свою направленность, превращаясь в аутоагрессию, а затем и в чувство вины.
Когда человек постоянно грызет ногти — это тоже проявление ретрофлексии, образно, человек хочет (но не может) взять (откусить) что-то от внешнего мира и направляет этот импульс на себя своего (свои ногти)
Чтобы понять как ретрофлексия мешает в общении с другими людьми, приведу хорошую цитату из статьи психолога Михаила Золотухина:
Например, чувствую я страх или влечение, а затем другой своей частью начинаю стыдить себя за это, ругать, потому что «нельзя, плохо, стыдно испытывать страх и т.д.». Тогда и чувствам «не должно быть места», тогда как бы и мне не должно быть места. А где больше всего чувств обычно рождается — конечно в контакте с другим человеком. Поэтому с другим человеком больно, иногда гораздо больнее, чем без него. Отсюда и трудность контакта с ретрофлектором для другого человека — переживание одиночества рядом с ним (полного или частичного), переживания своей ненужности рядом с его кипящей внутренней жизнью.
Те, кто читал мои предыдущие статьи, могут заметить, что «другая своя часть» из цитаты выше — это интроект. Потому что основой ретрофлексии являются интроекция и проекция.
Как может возникать ретрофлексия?
Процитирую Ф.Перлза, одного из основоположников гештальт-терапии:
«Почему действие, начавшееся в направлении вовне, не продолжает развиваться в том же направлении? Потому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда — чаще всего другие люди — оказалась враждебной его усилиям удовлетворить свою потребность. Люди фрустрировали его намерения и наказывали его. В таком неравном состязании ребенок — а, как правило, это происходит в детстве — не мог не проиграть. Чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и отстаивает свои желания, подавляя его желания.» (Ф. Перлз «Практикум по ГТ»)
Например, маленькая девочка хочет проявить нежность к отцу, обнять его — отец отмахивается: «уйди, не до тебя сейчас».
Девочка чувствует обиду, чувствует себя не нужной.
Если эта ситуация повторяется хронически, не исключено, что девочка начнет ретрофлексировать (сдерживать) свои нежные чувства по отношению к другим людям (или только к мужчинам)
Ретрофлексироваться могут как «положительные», так и «отрицательные» чувства (в кавычках, потому что мы то с вами понимаем, что для человека важны ВСЕ чувства)
Еще один очень распространенный сейчас вид ретрофлексии это «зеркальная ретрофлексия» (другое название процесса — нарциссическая ретрофлексия) — вид ретрофлексии, при котором индивид делает себе то, что хотел бы получить от других. При зеркальной ретрофлексии блокируются импульсы, направленные на приближение к избранному объекту: я не жалуюсь (чтобы пожалели), не прошу поддержки, когда трудно, не ищу ласки, когда хочу её, не добиваюсь любви того, кого люблю. «Девизом» является самодостаточность.
Самый понятный пример — мастурбация, когда «ничего мне от вас не надо, я сам себя удовлетворю»
Прекрасно защищает от необходимости вступать в контакт с другим человеком (и испытывать самые разные чувства (радость, злость, влюбленность, стыд, возбуждение от встречи и т.д.).
Нельзя не сказать и о Профлексии — это смесь ретрофлексии и проекции. При таком виде прерывания контакта, человек делает другим (другому) то, что бы он хотел, чтобы делали ему.
Например, человек, который очень нуждается в признании, много и часто (иногда чрезмерно часто) — признает успехи других.
Парень, который хочет, чтобы девушка погладила ему спину — начинает сам гладить ей спину.
Люди, которые очень много занимаются благотворительностью — сами нуждаются в заботе и поддержке и т.д.
В общем, если вы будете внимательны к окружающим и себе, возможно вы сможете «вычислить» потребности, стоящие за профлексивным поведением.
Это далеко не все, что можно рассказать о ретрофлексии (например, можно отдельную статью написать о том, как она проявляется внешне, но это скорее для спеециалистов), но эта статья и так грозиться быть слишком большой, поэтому перехожу к нашим примерам:
Пример 1
Ира (из предыдущих «серий») хочет Петю, но никогда не скажет об этом Пете, потому что в детстве, еще в детском садике, она сказала одному мальчику, что он ей нравится, это услышала воспитательница и при всех высмеяла Иру.
Теперь Ира не рискует говорить о своих чувствах кому-либо.
У Пети та же ситуация. Он тоже хочет, и тоже не рискует
Поэтому вряд ли они удовлетворят потребности друг друга. Они оба будут страдать в одиночестве.
Пример 2
Олег все-таки устроился на работу в коммерческую компанию, он очень хорошо работает, гораздо лучше многих своих коллег.
Но начальник Олега требует, чтобы Олег работал еще больше, задерживался после окончания рабочего дня, выходил на работу по выходным.
Олегу это очень не нравится, он злится на начальника, но не решается протестовать и даже осозновать свою злость (например, потому что в детстве, каждый раз, когда он осмеливался ослушаться своего авторитарного отца, он получал хорошую трепку. И теперь не рискует протестовать против того, кто по иерархии выше).
В результате, он обращает эту злость на себя, и начинает выпивать, часто болеть, и т.п.
Начальнику это не нравится и он увольняет Олега
Пример 3
К Ире приезжает в гости мама и в грубой форме начинает учить Иру жизни.
Убрано у Иры, по маминому мнению, недостаточно, живет Ира неправильно, все в ее возрасте уже замуж вышли и детей нарожали, а Ира продолжает «вертихвостить» и т.д. и т.п.
Мама пытается контролировать Ирину жизнь, ведет себя в чужом доме как хозяйка.
Ира очень злится на маму, но не может проявить эти чувства, потому что это же мама, на маму нельзя злиться (интроект, ага), к тому же, в детстве, когда Ира один раз проявила свою злость на маму, мама сказала, что больше не будет любить Иру, чтобы Ира искала себе другую маму — эти слова были непереносимы для Иры в то время.
В общем, Ира предпочитает терпеть.
В результате, у Иры начинаются постоянные головные боли и повышается давление, (как результат сдерживаемой злости) ее начинает часто тошнить (как результат сдерживаемого отвращения)
А какие чувства и как ретрофлексируете вы?
К каким последствиям это приводит?
В чем мешает жить?
В чем помогает?
Источник