Причины по которым может быть отклонена заявка по 223 фз

Содержание статьи

Отклонение заявки по 223-ФЗ: причины, практика ФАС

В материале разберем, в каком случае заказчик, работающий по 223-ФЗ, может отклонить заявку, и рассмотрим пример из судебной практики.

Причины отклонения заявки по 223-ФЗ

В Законе № 223-ФЗ нет списка оснований, по которым заказчик отклоняет поступившие заявки. Указаны только 2 причины, при которых заявку можно отклонить. Во-первых, если предусмотрен этап проведения квалификационного отбора участников, а участник, подавший заявку, не соответствует квалификационным требованиям. Во-вторых, если в первой части заявки, поданной на электронную процедуру, содержатся сведения об участнике или о ценовом предложении.

Порядок рассмотрения заявки заказчик должен прописать в своем Положении о закупке. Вот примерные этапы:

  • проверка состава, содержания и оформления заявки на соответствие требованиям документации о закупке;
  • проверка участника процедуры закупки, в том числе всех лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, на соответствие требованиям, установленным документацией о закупке;
  • проверка соответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке;
  • проверка соблюдения порядка описания продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке, на соответствие требованиям, установленным в документации о закупке;
  • проверка цены заявки на предмет ее соответствия требованиям;
  • принятие решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке.

Далее пропишите, в каких случаях заявка может быть отклонена. В частности, в Положении о закупках Роскосмоса указаны следующие основания:

  • непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке; нарушение требований документации о закупке к содержанию и оформлению заявки;
  • несоответствие участника процедуры закупки требованиям документации о закупке, в том числе несоответствие лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям документации о закупке;
  • несоответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке;
  • несоблюдение требований документации о закупке к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке;
  • несоответствие цены заявки требованиям документации о закупке, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ;
  • наличие в составе заявки недостоверных сведений.

Отдельно можете указать, в каких случаях участник может быть отстранен от закупки. Например, если установлен факт давления на члена закупочной комиссии, эксперта, руководителя организатора закупки или заказчика.

Неправомерное отклонение заявки по 223-ФЗ

В Положение о закупке следует включить формулировку о том, что отклонять заявки по основаниям, которые не предусмотрены Положением, комиссия не имеет права. Если заявка будет отклонена по другой причине, не содержащейся в Положении, участник может подать жалобу в ФАС и итоги закупочной процедуры обяжут пересмотреть.

Практика по 223-ФЗ

Заказчик отклоняет заявки, не соответствующие требованиям документации. Если он не делает этого, у ФАС могут возникнуть претензии. В следующем примере из практики смотрите, как заказчику удалось выиграть суд с ФАС.

В Новосибирское УФАС пришла жалоба на действия заказчика, проводившего запрос котировок на выполнение работ по ремонту ограждения территории. Участник пожаловался, что заказчик отклонил 4 заявки, которые были признаны не соответствующими требованиями документации, и только одна заявка участника, подавшего самое высокое ценовое предложение относительно других, была признана соответствующей. Участник просил проверить правомерность проведения закупки и рассмотрения заявок.

Жалобу признали обоснованной. Единственная заявка, признанная соответствующей требованиям, не соответствовала требованиям извещения о закупке и инструкции по заполнению заявки.

В инструкции заказчик указал, что в заявке участник должен указать конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в техническом задании. Формулировки «не более», «не менее», «более», «менее», «(с)выше», «ниже», «от», «до», знаки «+», «>», «-», «±», «<», могут быть использованы при описании показателей в случае, если их применение предусмотрено техническими регламентами. В отношении показателей, отмеченных знаком (*) участником закупки могут быть указаны максимальные или минимальные значения, в виде одного значения показателя или в виде диапазона значений показателей.

Читайте также:  Не могу явиться в суд по причине работы

Как установила ФАС, заявка победителя не отвечала этим требованиям. Ведомству не понравилось, как он описал в заявке характеристики бетона — материала, используемого при работах. К примеру, в отношении показателя «Фракции крупного заполнителя» участник указал: «св. 10 до 20». Однако инструкция по заполнению заявки в отношении данного показателя не предусматривала формулировки «св.». В техническом задании показатель указан как «10 … 20*», при этом значение «10» не отмечено знаком звездочка (*). В отношении нескольких показателей участник использовал формулировку «не превышает». Однако инструкция не предусматривала использование такой формулировки. Заказчику выдали предписание: аннулировать запрос котировок и расторгнуть заключенный договор. Решение он обжаловал в суде.

Заказчик разместил документацию о закупке и ошибся с датами оплаты по договору. Все потому, что в январе закон изменили, а закупку компания проводила в феврале. Из-за незнания новых норм получили жалобу. Чтобы не повторить неудачный опыт коллег, следите за изменениями закона, практикой ФАС и судов. В помощь — подборка новых правил 2020 года со ссылками на актуальные материалы Системы Госзаказ. В отдельном разделе найдете 20 примеров из административной и судебной практики.

Читать статью

Суд указал на то, что ФАС учла не весь текст инструкции и содержание ГОСТов. К примеру, из формулировки «св. 10 до 20» следует, что показатель превышает 10, то есть 10 не входит в данный диапазон. А значит, формулировка соответствует требованиям документации.

А относительно того, что ФАС придралась к формулировке «не превышает» в заявке, поскольку ее нет в документации, суд отметил следующее. Указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку ни Закон № 223-ФЗ, ни Положение о закупке не содержит указание на то, что в инструкции по заполнению заявки должен быть указан весь перечень возможных к применению слов и выражений. Синонимы к формулировке «не превышает» — не выходит за рамки, не выходит за пределы, находится в пределах, не превосходит и т.д. Участник закупки может использовать любую формулировку для указания конкретных показателей товара.

В итоге суд решил, что выводы ФАС не основаны на условиях извещения и технического задания, а также противоречат требованиям ГОСТов. Принятое решение необоснованно возлагает на заказчика обязанности по расторжению уже заключенного контракта, что является вмешательством в гражданско-правовые отношения сторон. Иск заказчика к ФАС удовлетворили. Решение антимонопольного органа признали недействительным (решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2020 по делу №А45-4978/2020).

Источник

ОТКЛОНЕНИЯ ЗАЯВОК ПО ЗАКОНУ № 223-ФЗ

ОТКЛОНЕНИЯ ЗАЯВОК ПО ЗАКОНУ № 223-ФЗ

В Положении заказчик прописывает, что заявку может отклонить, если:

  • превышена НМЦК;

  • предоставлена недостоверная информация об объекте закупки/об участнике;

  • данный участник уже заключал договоры с заказчиком, но они расторгнуты;

  • если участник состоит в РНП по 223-ФЗ и по 44-ФЗ;

  • если не предоставлено обеспечение заявки;

  • если не предоставлена информация, предусмотренная требованиями, в полном объеме.

Если заказчик не указал какой-то параметр или характеристику, то участник не имеет права додумывать их. Это является основанием для отклонения.

Чем лучше положение участника по 223-ФЗ?

Если заказчик в положении о закупках указал для себя возможность запрашивать дополнительную информацию уже на этапе анализа заявок, он может предоставить возможность участникам исправить свои ошибки.

Пример причины отклонения заявки В РАМКАХ 223 ФЗ:

Неуказание страны происхождения товара

Участник закупок по закону № 223-ФЗ должен указать в заявке страну происхождения товара.

В Положении о закупке заказчики устанавливают такое требование. Неуказание страны происхождения товара не является основанием для отклонения заявки. В этом случае заявка оценивается заказчиком как предложение иностранного товара. Следовательно, приоритет будет иметь Российский товар, а ваш товар может подешеветь в момент заключения договора на 15%.

ВАЖНО: Заявку можно отклонить только мотивированно.

Не допустить участника к закупочной процедуре без указания конкретной причины нельзя. В этом случае это явное нарушение со стороны заказчика. Контролеры и суды признают действия заказчика незаконными.

Чтобы указать причину, по которой участника не допустили к закупке, заказчику нужно в лаконичной форме раскрыть в протоколе такие темы:

  • какие положения заявки участника противоречат закупочной документации;

  • какая норма закупочной документации нарушена заявкой;

  • как именно спорное положение заявки участника нарушает закупочную документацию.

Кроме того, отклонение заявки должно нести законодательное основание.

Иногда заказчики, отклоняя заявку, не пишут в протоколе основание. Или же заказчики указывают формальное основание без ссылок на конкретные пункты документации и закона. Всё это — примеры нарушения законодательства.

Читайте также:  Что показывает анализ мочи у мужчин причины

Ст. 17 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает необоснованно ограничивать количество участников закупок. Заказчики должны указать причину такого решения в протоколе подробно и основательно.

В случае немотивированного отклонения заявки необходимо обжаловать отказ в ФАС.

Основные причины отклонения заявок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

44-ФЗ223-ФЗ

1. Недостоверные сведения об объекте закупки.

1. Не предоставлены необходимые документы.

2. Не предоставлены необходимые документы.

2. Не указана страна происхождения товара.
3. Не указана страна происхождения товара.3. Не указаны необходимые сведения об адресе.

4. Не указаны точные характеристики объекта закупки.

4. Заказчик не установил перечень обязательных документов для участников и критерии оценки заявок.
5. Заказчик составил документацию под конкретного участника.

О НДС в ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ

У заказчиков по 223-ФЗ, как правило, базисом сравнения являются цены без НДС.

Правомерно ли заказчик по 44-ФЗ сравнивает предложения участников по общей цене вне зависимости от того, что кто-то указывает сумму с НДС, кто-то без НДС?

Речь идёт о том, что в закупках принимают участие не только СМП, но и те, кто применяет упрощённую систему налогообложения, либо патентную, либо на ЕНВД, где нет НДС.

Для государственных закупок это не имеет никакого значения. Заказчику не дано право пересчитывать цены ни для кого, тем более ориентироваться на налоговые режимы участников. Иначе не будет равенства участников.

Цена всегда с НДС.

По 223-ФЗ данный параметр остаётся на усмотрение заказчика. Он формирует свою начальную максимальную цену.

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Если предполагается поставлять мебель, необходимо ли указывать страну происхождения товара? И если указали, не будет ли это считаться ошибкой?

Если работаете в рамках 44-ФЗ, то закупка проходит в рамках национального режима.

С иностранной мебелью по 44-ФЗ вас отклонят. Если же вы идете по 223-ФЗ, то нужно указать страну.

Если мебель российского производства, то она будет иметь приоритет по цене. Если же она иностранная, то будьте готовы к тому, что цена снизится на 15%. В случае, если Вы не указали страну производителя, то заказчик автоматически будет считать её иностранной.

О РНП

Уточните отклонение по 223-ФЗ. Сведения об участнике в двух реестрах РНП или в одном из реестров по 44-ФЗ или по 223-ФЗ?

Заказчик устанавливает это требование на своё усмотрение.

Его может не быть вовсе. Тогда те участники, которые есть в реестрах, беспрепятственно участвуют, побеждают, выполняют обязательства и получают свои деньги.

Это практикуется, преимущественно в регионах России. Заказчик может воспользоваться свои правом и установить ограничение и по ФЗ-44, и по 223-ФЗ.

Источник

В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся по 223-ФЗ, и каковы будут последствия?

ФЗ-223 «О закупках товаров, работ и услуг» в отличие от ФЗ-44, который регулирует порядок проведения закупок для государственных и муниципальных нужд, не содержит оснований и норм для признания закупок несостоявшимися, а также не регламентирует действия заказчика по заключению договоров по результатам таких закупок.

Что такое несостоявшаяся закупка по 223-ФЗ и перечень оснований для ее признания

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при проведении торгов на поставку определенных товаров и оказание услуг заказчики, помимо самого закона о закупках, должны руководствоваться в своих действиях Гражданским кодексом и внутренним утвержденным Положением о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 447 Гражданского кодекса, под несостоявшимися торгами можно понимать торги, в которых принял участие единственный участник. Здесь стоит подчеркнуть, что речь в гражданско-правовом законодательстве идет именно о торгах, а не всех возможных закупочных процедурах.

Помимо данного случая, который указан в ч. 5 ст. 447 ГК, для признания торгов несостоявшимися в закупочной практике обычно выделяют такие основания:

  1. Если в установленные сроки не поступила ни одна заявка на участие в закупочной процедуре.
  2. Если только один участник из подавших заявку на участие в торгах был признан соответствующим условиям закупки.
  3. Если по результатам рассмотрения поступивших заявок они все были отклонены.

В зависимости от конкретной закупочной процедуры перечень оснований для признания закупки несостоявшейся может быть шире. Например, при проведении открытого конкурса или аукциона могут быть предусмотрены такие основания:

  1. После завершения сроков подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки.
  2. По результатам рассмотрения поступивших заявок на участие в конкурсе комиссией были отклонены все заявки.
  3. Результатом предквалификационного отбора стало то, что ни один участник закупочного мероприятия не был признан соответствующим требованиям документации.
  4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не было подано ни одной заявки.
  5. Результатом рассмотрения первых частей заявок стало то, что комиссия отклонила от участия их все.
  6. В течение установленного времени после начала проведения аукциона ни один участник не подал предложений по цене договора.

В указанных выше ситуациях заказчику придется предпринять ряд мер для проведения повторных торгов либо новой закупочной процедуры.

Читайте также:  Причины появления красной мочи

В случаях когда только одна заявка была признана соответствующей условиям, или комиссия признала только одного участника закупки участником торгов, заказчик не обязан проводить новые торги. Он может подписать договор с единственным участником.

Следует понимать разницу между несостоявшимися и недействительными торгами. Согласно ст. 449 ГК торги, которые были проведены с нарушением установленных правил, допускается признать недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными имеет целый ряд последствий. Оно автоматически приводит их к недействительности договора, который подписан с победителем торгов.

Таким образом, недействительные торги — это торги, которые были проведены в обход закона и с нарушением процессуальных правил. Тогда как несостоявшиеся торги проведены по нормам закона и по их результатам можно подписать договор с единственным участником, и он не подлежит отмене.

Последствия признания закупки несостоявшейся

Признание закупочной процедуры несостоявшейся включает комплекс юридических и фактических действий, которые призваны зафиксировать особенный статус такой закупки. Это позволяет в дальнейшем подтвердить легитимность заключения договора в упрощенном порядке с единственным поставщиком.

Заказчику следует принять такие меры:

  1. Выявить и проанализировать условия, которые послужили основанием для признания закупки таковой. Например, заказчик предъявил слишком строгие требования к участникам, некорректно указал начальную цену по договору, предоставил участникам слишком сжатые сроки для подачи заявок и пр.
  2. Признать закупку таковой и подписать соответствующий протокол. Протокол нужно разместить в открытом доступе.
  3. Принимается решения о последствиях. Это может быть проведение иной закупочной процедуры в упрощенном порядке или подписание договора с единственным поставщиком.

223-ФЗ дает заказчикам возможность самостоятельно определиться с последствиями признания процедуры несостоявшейся (в отличие от императивных правил, которые прописаны в 44-ФЗ).

В Положении, которое действует у заказчика, тот может предусмотреть такие варианты:

  1. Провести новую закупку.
  2. Провести упрощенную закупочную процедуру.
  3. Заключить договор с единственным поставщиком.

При этом в положении заказчик может предусмотреть возможность выбора одного из указанных вариантов по своему усмотрению в зависимости от специфики ситуации. Например, он подписывает договор с единственным участником, если проведение новой закупки лишено смысла и нецелесообразно (нет времени для организации новых торгов, новая процедура не приведет к появлению новых потенциальных участников и пр.).

Особенности заключения договоров

Заказчик должен подключить договор с единственным участником закупки в случаях, если:

  1. Указанный участник может быть допущен закупочной комиссией к участию в процедуре закупки.
  2. Договор подлежит заключению на условиях документации и проекта договора.
  3. Договор подписывается по той цене, в том объеме и на тех условиях, которые были указаны единственным участником в заявке (в случае, если закупка проводилась в форме аукциона, она должна заключаться по цене, которая не превышает начальную или максимальную цену) или на более оптимальных для участников условиях.
  4. Изменения в план закупок вносить не требуется, в ежемесячный отчет по результатам закупки такой договор нужно включать на общих условиях.

Стоит учесть, что по судебной практике отказ заказчика от заключения договора с единственным участником, заявка которого соответствует всем установленным требованиям, противоречит закону.

Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком в том случае, если в Положении о закупке предусмотрено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам признания закупки без конкурентной борьбы. Соответствующее решение принимается уполномоченными должностными лицами и органами управления заказчика.

Договор подлежит публикации в ЕИС вместе с извещением о закупке у единственного поставщика. На подписание договора сторонам отводится 10 дней после подведения итогов закупочной процедуры.

При необходимости стороны могут по обоюдному согласию изменять контракт, который им предстоит заключить. Для этого они вносят в текст правки перед подписанием документа либо заключают дополнительное соглашение. Сведения об изменении условий контракта должны найти отражение в ЕИС, согласно ч. 5 ст. 4 223-ФЗ. Правки появляются в свободном доступе в течение 10 дней после вступления их в законную силу.

Заказчик и единственный поставщик по обоюдному согласию имеют право на отказ от договора и подписать об этом факте дополнительное соглашение.

Заказчик может заключать договор с участником не как с единственным поставщиком, а как с победителем торгов (если подобная возможность предусмотрена в Положении о закупках). Запрос предложений и котировок с поступившей единственной заявкой можно оформить как конкурентную процедуру и подписать по ее итогам протокол и договор.

Таким образом, 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не регламентирует действия заказчиков по результатам признания торгов несостоявшимися и предоставляет им свободу выбора. Закупка признается таковой, если фактически не удалось добиться определения поставщика на конкурентных началах. Тогда как сама процедура при этом полностью соответствовала установленным законодательством требованиям. В противном случае она признается недействительной. Последствия признания закупки несостоявшейся прописываются в утвержденном заказчиком Положении о закупках. Обычно в качестве возможных последствий выступает подписание договора с единственным участником, проведение новой закупочной процедуры или проведение закупки в иной форме.

Источник