Причины по которым могут не отправить груз

Содержание статьи

Нарушение сроков доставки груза перевозчиком

Одним из условий договора перевозки груза может являться срок доставки. При этом срок доставки не относится к существенным условиям договора перевозки, потому что в случае неуказания его он определяется из расчёта 300 километров в сутки при междугородной перевозке (п. 64 «б» Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 года № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»). Если перевозчик нарушает срок доставки груза, то с него вправе потребовать штраф.

Опоздание на выгрузку относится к нарушению договорных обязательств перевозчика, за которое наступает гражданская ответственность.

Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» штраф за опоздание на выгрузку определяется сторонами в договоре перевозки. Если стороны не согласовали этот вопрос, то штраф за несвоевременную доставку груза составляет 9% от цены перевозки. Следует обратить особое внимание на то, что размер штрафа не может превышать размер провозной платы.

Стороны договора перевозки вправе определить с какого момента начинает исчисляться просрочка доставки груза. Если договором этот вопрос не урегулирован, то считается, что перевозчик нарушил срок доставки груза с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, то есть, с начала календарного дня, следующего за днём доставки груза.

Оформление опоздания на выгрузку.

Нужно ли составлять акт об опоздании на выгрузку? Этот вопрос до сих пор окончательно не урегулирован и поэтому является предметом дискуссий и споров. Так, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ предусмотрено, что основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

С другой стороны, п. 81 «е» ППГАТ предусмотрено, что при просрочке доставки груза получателю должен быть составлен акт.

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом были утверждены Правительством РФ в соответствии со ст. 3 УАТиГНЭТ. ППГАТ конкретизируют и уточняют определённые моменты, связанные с автомобильными грузовыми перевозками. Кроме того, ст. 38 Устава автомобильного транспорта устанавливает, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей при перевозках грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях. Порядок составления актов и проставления отметок в документах устанавливается правилами перевозок грузов.

Отсутствие составленного надлежащим образом акта о просрочке доставки груза неоднократно служило причиной отказа в удовлетворении требований, связанных с опозданием перевозчика на выгрузку. Оформлению актов посвящена отдельная статья на нашем сайте.

Если перевозчик просрочил доставку груза, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Проследить, чтобы в 7-ой графе всех экземпляров транспортной накладной были проставлены плановая (согласованная сторонами) дата доставки и фактическая дата прибытия автомобиля на выгрузку.
  2. Составить акт о просрочке доставки.
  3. В 17-ой графе всех экземпляров транспортной накладной проставить отметки о составленном акте.

Кому платить штраф за просрочку доставки груза.

Несмотря на то, что договор перевозки является двусторонним, заключаемым между грузоотправителем и перевозчиком, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ определяет, что штраф за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает грузополучателю. Согласно ст. 2 УАТиГНЭТ грузополучателем является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

Эту позицию занял Верховный суд Российской Федерации в определении № 309-ЭС16-3979 от 1 августа 2016 года по делу № А71-4317/2015. Позиция основана на действующем законодательстве и укрепляет позицию юристов, утверждающих, что договор перевозки представляет из себя договор, заключаемый в пользу третьего лица (грузополучателя).

Предъявление перевозчику требований из договоров поставки и купли-продажи.

Ответственность перевозчика за опоздание на выгрузку не ограничивается только лишь штрафом. С перевозчика также могут взыскать убытки, предусмотренные договором грузоотправителя (продавца или поставщика) с грузополучателем. Эти штрафы обычно исчисляются исходя из цены товара. К примеру, у крупнейшей российской сети Магнит (АО «Тандер») штраф за просрочку поставки товара обычно составляет 25% от цены партии.

У других сетей размеры штрафов также достигают значительных размеров. В отдельных случая (при так называемых промо-поставках) штраф может достигать 100% цены партии товара. При этом опозданием может считаться прибытие на выгрузку на несколько минут позже установленного времени (тайм-слота).

Читайте также:  Моча стала мутной причины

Нелогичность и необоснованность взыскания таких штрафов с перевозчика или экспедитора ранее подтверждалась Конституционным Судом РФ (Определение КС РФ от 2 февраля 2006 г. № 17­-О). В частности, Конституционный Суд отметил, что ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику: она характеризуется ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом, соответственно, к перевозчикам и экспедиторам должны в полной мере применяться положения по ограничению на полное возмещение убытков по отдельным видам обязательств и по обязательствам,связанным с определенным родом деятельности.

Однако, Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26.06.2018 г. № 26 подтвердил право на предъявление требований («перевыставление претензий» — такой оборот прочно вошел в обиход) к экспедиторам и перевозчикам. Такие выводы высшей судебной инстанции страны стали возможны вследствие сформированной судебной практики.Практика, в свою очередь, сформировалась в связи с: а) стремлением перевозчиков экономить на оплате услуг юристов; б) пониманием экспедиторами и грузовладельцами необходимости инвестирования в юридическую защиту своего бизнеса. Как говорится, посей ветер — пожнешь бурю.

Поломка автомобиля не освобождает перевозчика от ответственности за опоздание на выгрузку.

Техника ломается — это факт. Однако, поломка автомобиля не является обстоятельством, освобождающим перевозчика от необходимости оплачивать штрафы и возмещать убытки, вызванные просрочкой доставки груза получателю. Также поломка транспортного средства не относится к обстоятельствам непреодолимой силы. Профессиональный перевозчик обязан разумно предвидеть возможность возникновения неисправности техники, принимать все меры к поддержанию автомобилей и прицепов в технической исправности.

Если поломка (неисправность) произошла вследствие действий третьих лиц, перевозчик вправе предъявить им регрессное требование в установленном законом порядке.

Стремление перевозчика донести до заказчика мысль о том, что он и так вынужден понести дополнительные затраты на дорогостоящий ремонт, вполне обосновано. Перевозчик действует так, исходя из собственных интересов и собственного понимания справедливости, пропущенного через призму своего субъективного восприятия ситуации.

В то же время зачастую факт просрочки доставки груза не удостоверяется надлежащим образом, однако, перевозчик, не обладая соответствующими знаниями, признает этот факт и пытается оправдать опоздание документами, подтверждающими ремонт автомобиля (чеками, заказ-нарядом и т.п.). Не стоит это делать до консультации с юристом. Во-первых, это никоим образом не освобождает перевозчика от ответственности, во-вторых, оправдание является признаком признания обстоятельства. Консультируйтесь с юристом, чтобы уменьшать свои потери и убытки.

Срок доставки vs Режим труда и отдыха водителя.

Срок доставки груза никак не привязывается и не зависит от установленных Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» положений. Перевозчик, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельность, до заключения договора, обязан рассчитать и определить в какой срок он сможет доставить груз, учитывая все влияющие на это факторы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 УАТиГНЭТ перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Режим труда и отдыха (РТО) не корреспондирует с со сроком доставки; при этом перевозчик обязан соблюсти и то, и другое. Очевидно, что в силу невозможности изменения положений о РТО, перевозчик обязан устанавливать разумный срок доставки груза в договоре. За нарушение РТО водитель несёт административную ответственность (ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ), за просрочку доставки груза перевозчик несёт гражданскую ответственность (ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ).

Опоздание на выгрузку из-за долгой погрузки.

Если автомобиль был загружен с нарушением сроков, дата доставки сдвигается соразмерно этому времени (ст. 406 Гражданского кодекса РФ). Однако, за просрочку доставки свыше срока простоя под погрузкой, перевозчик обязан уплатить штраф.

К примеру, если в договоре предусмотрено, что погрузка может длиться 24 часа, а фактически перевозчик пробыл в пункте загрузки 72 часа, за просрочку доставки на 48 часов перевозчик не несет ответственность, однако за просрочку на большее время он ответственен.

Для перевозчика в таком случае важно проставлять в 6 графе всех экземпляров транспортной накладной фактические время прибытия и убытия с погрузки. Отсутствие этих отметок воспринимается судами негативно и создает трудности при доказывании факта простоя на погрузке, что в дальнейшем влечет риск взыскания штрафа за просрочку доставки груза, произошедшую не по вине перевозчика.

Взыскание штрафа за опоздание на выгрузку.

После того, как факт просрочки доставки груза автомобильным транспортом был надлежащим образом зафиксирован, грузополучатель вправе обратиться к перевозчику с претензией об уплате штрафа за просрочку доставки груза. Предъявление претензии обязательно. В случае отказа перевозчика от удовлетворения претензии либо игнорирования претензии, грузополучатель вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки за доставку груза с опозданием.

Доставка груза с опозданием при исполнении государственного контракта.

Если перевозка груза осуществляется во исполнение государственного (муниципального) контракта, опоздание на выгрузку может быть приравнено к неисполнению контракта (Постановление Конституционного суда РФ от 18 марта 2021 года № 7-П), что может повлечь привлечение перевозчика или экспедитора к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ. Наказаниями при совершении правонарушения по указанной статье являются:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет;
  • наложение административного штрафа на юридических лиц от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Читайте также:  Моча пахнет сахаром причины

Санкции весьма суровые; при этом они не отменяют применение гражданско-правовых последствий — штрафов и неустоек, предусмотренных законодательством или контрактом.

Единственным ограничением при вынесении постановления об административном правонарушении по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ является причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства. Согласно Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) критериями существенности являются:

  • размер и характер вреда;
  • особая ценность нарушенного блага для потерпевшего (заказчика контракта);
  • нарушение нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Другими словами, под существенным вредом может пониматься практически всё что угодно (статья становится «резиновой»). Крайне важно тщательно изучать условия предлагаемого к подписанию контракта на предмет возможности его надлежащего исполнения. Для этого следует обращаться к профессиональным юристам, специализирующимся на транспортном праве.

Источник

Трудности международной логистики: причины задержки грузов и способы решения вопросов

Давайте разберемся, какие могут быть причины, не зависящие от нас, как от перевозчика:

  • В первую очередь производство с каким-то браком, когда появляется необходимость в исправлении, переупаковке или перебивке бирки — всё, что связано непосредственно с поставщиками производителями. А также в эту группу входит задержка сроков производства.
  • Второй этап заключается в том, что периодически имеет место быть искусственное продление срока оформления документов для экспорта поставщиками. Либо и вовсе их некорректное заполнение: завышение стоимости, веса и т.д. Все это делается для того, чтобы вернуть при экспорте больше НДС, чем положено.

Эти моменты нужно держать на контроле, а ответственность в этом случае ложится полностью на компанию перевозчика, потому что клиент не может отследить подобные манипуляции. Если этого не сделать до момента погрузки в контейнер, то из-за одного недобросовестного участника сделки в сборном контейнере могут задержать на неделю целый контейнер и еще 15 разных грузов. И всё это по причине, завышенной в 2 раза стоимости в экспортной декларации.

Далее, допустим, все грузы оформились в поданной декларации, и контейнер отплыл, либо поехал с Ж/Д станции, на данном этапе также может быть промедление транзитного времени у экспедиторов. Перебои — не исключение, даже у таких гигантов, как китайские железные дороги и морские крупные перевозчики уровня Maersk, GREEN LINE, FESCO и т.д.

Часто лайнеры приходят с опозданием из-за погодных условий (штормы, ураганы). Судно не может попасть в порт отгрузки или оно уже находится в порту и не в состоянии отчалить из-за плохих погодных условий.

Неизбежные задержки в связи, коррелирующие с праздничными днями, например, перед Новым годом в России, либо в канун Китайского Нового года, или перед очередным днем рождения КНР в начале октября, а также перед майскими выходными. В такие периоды в порту морских контейнеровозов под погрузку значительно больше, чем в обычное время года, и поэтому груз задерживается на несколько дней, а то и на 1-1,5 недели. В пути, независящие от нас крупные экспедиторы, например, Морские линии, могут заехать из Китая в Южную Корею и простоять там несколько дней, потому, что у них не полностью загружен контейнеровоз. Зачастую, он рассчитан на 8 тысяч контейнеров, а они погрузили в частности 6 тысяч, следовательно, в Южной Корее они подцепили недостающее количество контейнеров по пути во Владивосток либо в порт восточный.

Причиной задержек груза по ж/д являются очереди на терминалах в Забайкальске, так как именно здесь происходит смена колесных пар. Это обязательная процедура, поскольку ж/д колея разной ширины, а контейнерный поезд необходимо подготовить для дальнейшего следования.

Ещё одним поводом массового скопления контейнеров может послужить какое-либо крупное мероприятие, например, летние атлетические европейские игры, проводимые в Минске. Данное мероприятие на 2 месяца перегрузило Белорусские таможенные посты, потому что часть сотрудников были отвлечены для решения вопросов по временному ввозу спортинвентаря для всех Европейских стран, и осталось в 2-3 раза меньше людей на таможенных постах. Контейнера тысячами стояли в очереди, часть составов туда даже не отправлялось, так как было понятно, что в данном случае грузы не растаможат. Эти составы накапливаются на ж/д терминале в г. Иу, там они ожидают в Забайкальске, чтобы не попасть на дополнительные расходы по хранению контейнера на ж/д терминале в Минске.

Читайте также:  По какой причине могут отключит газ

Теперь вы знаете, что существует очень много факторов, действительно не зависящих от нас, как от агентов, и всё же стоит учитывать, что мы берём на себя ответственность за все сроки на каждых этапах, включая экспедирование и таможенную очистку, однако, на длительность нахождения в пути это не влияет.

О том, какие еще непредвиденные обстоятельства могут возникать на пути движения груза, вы можете узнать во второй части.

Дата публикации: 18/09/2019

Источник

Что делать, если груз задержан на таможне

Причины несвоевременного прибытия груза могут быть самыми разными. Задержка товара на таможне — одна из частых проблем, с которой приходится сталкиваться при импорте продукции из Европы в Россию. Когда возможна подобная ситуация, как ее урегулировать с минимальными потерями, знают таможенные брокеры компании «Калипсо».

Факторы задержки на таможне

Причиной задержки на таможне всегда является наличие вопросов у проверяющего инспектора. По опыту специалистов компании «Калипсо», наиболее распространенными поводами являются:

  • неполный пакет документов;

  • неправильная идентификация кода ТН ВЭД;

  • отсутствие сертификатов, необходимых для данного вида груза по законодательству;

  • очевидное занижение стоимости товаров;

  • ошибки в таможенной документации;

  • несоответствие предоставленной информации действительности;

  • отсутствие оплаты (неполный объем) сборов и таможенных пошлин;

  • грубое несоответствие веса брутто и нетто;

  • несоответствие характеристик груза указанным в документах.

Назначение дополнительных проверок

Дополнительная проверка — относительно нечастая процедура: по статистике, только 6% товарооборота подвергается ей. Об инициации проверки собственник уведомляется электронным сообщением от таможни. Оно будет направлено вам или вашему брокеру. Запрос включает в себя четкий регламент с указанием документации, которой не хватает инспектору.

Какие именно грузы проверяют тщательнее всего

Будьте готовы к дополнительной проверки в следующих случаях:

  • при декларировании низкой ставки НДС;

  • если заявлена низкая таможенная стоимость;

  • при объявленном беспошлинном ввозе или вывозе;

  • груз является многокомпонентным оборудованием либо технологически сложен;

  • в группу входят объекты культурного наследия, драгоценные металлы, исторические ценности.

Какие документы может потребовать таможня

Основная цель таможенных представителей — удостовериться в правдивости сведений, указанных в документе, а также проверить корректность платежей. В случае сомнений в достоверности информации может быть инициирована процедура досмотра груза. Чтобы ее успешно пройти, многие опытные брокеры запрашивают осмотр партии еще до подачи декларации. Основная задача: проверить маркировку, целостность упаковки и правильность этикетирования.

Кроме этого, придется выполнить заявленные требования таможни:

  • доукомплектовать пакет документов;

  • скорректировать код ТН ВЭД либо доказать, что указанный код верен;

  • оформить недостающие сертификаты на товар;

  • оформить разрешение на ввоз, если продукция запрещена к провозу;

  • подтвердить стоимость товара;

  • исправить ошибки в документации;

  • оплатить или доплатить все таможенные пошлины;

  • установить причину несоответствия документации и реального груза, подтвердить свою невиновность.

Подтверждение цены товара

Таможенные органы оперирует понятием «проходной цены» — это некая усредненная стоимость товара данной группы, которая близко к аналогичным грузам. Если в документации указана цена значительно ниже среднестатистической, инспектор потребует документального подтверждения причины отклонения. Если она будет недостаточно убедительной, представитель таможни проведет перерасчет выплат в соответствии со среднестатистической ценой и в большую сторону.

Читайте также: Особенности определения таможенной стоимости товара и главные правила взаимодействия с таможней по вопросу ее установления.

Подтверждение характеристик груза

Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД определяет перечень обязательных документов, предоставляемых при декларировании, а также порядок расчета и размер пошлины. Если у инспектора возникают сомнения в корректности определения кода ТН ВЭД, он может затребовать дополнительную документацию, подтверждающую принадлежность товара данной группе.

Важно знать! Как правило, подобные требования касаются технически сложного груза, оборудования.

Если предоставленные данные неубедительны, таможенный представитель примет решение о смене кода. После этого автоматически изменятся список документов и порядок налогообложения, их необходимо будет выполнить.

Оптимизировать затраты на таможенное оформление, а также быть уверенным в корректности сопроводительной документации поможет сотрудничество с квалифицированными таможенными брокерами. В компании «Калипсо» работают опытные специалисты, которые знакомы с нюансами законодательства и помогут минимизировать задержки груза на таможне.

Сколько времени могут занять дополнительные проверки

При задержке груза его помещают на специальный склад для временного хранения. Согласно законодательству, с момента уведомления получателя товар находится там до 14 дней. Именно этот срок предоставляется собственнику или таможенному брокеру, чтобы собрать недостающие документы, оплатить таможенные пошлины, предоставить подтверждения.

Важно знать! Процедуру необходимо выполнить как можно скорее, поскольку первые пять дней хранения груза бесплатны. С шестого дня начинается начисление суммы к оплате.

Выводы

Задержка груза на таможне — неприятное событие, с которым может столкнуться каждый хозяйствующий субъект. Минимизировать потери от него и предупредить подобное в будущем помогут опытные таможенные представители компании «Калипсо».

Источник