Причины по которым местность может ли
Содержание статьи
Топографический кретинизм: научное объяснение
Топографическим кретинизмом называется неспособность человека ориентироваться на местности: от неумения найти дом по навигатору до полного отсутствия понимания «откуда я пришёл сюда и как вернуться обратно».
В 2014 году норвежские нейробиологи даже получили Нобелевскую премию за открытие клеток, которые составляют систему ориентации мозга. Эти клетки реагируют сразу на три координаты, подобно GPS навигатору, и выдают сигнал о том, где ты сейчас находишься и куда идти дальше. Тогда специалисты надеялись, что это открытие позволит создать лекарство, приняв которое, можно будет лучше ориентироваться в пространстве.
Заведующий лабораторией психофизиологии Института психологии РАН Юрий Александров скептично относится к результатам норвежских учёных.
— Они проводили эксперимент на крысах, и чтобы на основании этого делать выводы о людях, у которых есть нарушения в этом процессе. Нужно провести ещё очень много экспериментов, которые пока не были сделаны, — комментирует он.
Карта в голове
Когда мы ежедневно, в течение длительного времени ходим по одной и той же местности, в голове формируется когнитивная карта — так научным термином называют построение трёхмерных карт в человеческом мозге, которые позволяют достаточно точно мысленно визуализировать маршрут.
Интересно, что при этом видеть дорогу необязательно. Так, в 1998 году учёные из России проводили опыт, чтобы выяснить, как зрительная память влияет на составление в голове маршрута. В исследовании приняли участие слепые и зрячие люди. Их поделили на две группы (в каждую вошли обе категории), которые в течение 10 дней осваивали территории: только для одной группы это была знакомая местность, для другой — совершенно новая.
Позже исследователи сравнили когнитивные карты каждого участника эксперимента. Результаты показали, что самые точные карты на незнакомой местности были у зрячих людей. Однако на знакомой территории точностью карт отличились незрячие. Дело в том, что слепые не могут пользоваться визуальным ориентированием. По сути они просчитывают каждый свой шаг и поэтому потом могут с легкостью воспроизвести весь маршрут.
Только для женщин?
Как мы не пытались развеять стереотип о том, что в большинстве случаев топографическим кретинизмом страдают женщины, не получилось — учёные нам только подтверждали его. У женщин скорость и эффективность мышления не всегда работают на ура, когда речь идёт о маршрутах из точки А в точку Б.
— Ключевые зрительно-пространственные функции у мужчин сосредоточены в правом полушарии, а у женщин эти функции «размазаны» по двум полушариям и это не так эффективно, — рассказала доктор психологических наук, специалист в области нейропсихологии и психолингвистики Татьяна Ахутина.
Существует и эволюционное объяснение. Возможно, причину женского топографического кретинизма нужно искать ещё в пещерной эпохе. Женщинам в древности никогда не приходилось охотиться, отправляться в дальние походы и ориентироваться по звездам. Это были мужские задачи, в то время как женщины сидели в своих жилищах и собирали ягоды в семи шагах от пещеры.
Однако встречаются и мужчины, которые путь до дома не всегда могут найти самостоятельно. Один из таких – как раз Юрий Александров, который поэтому и занялся изучением этого вопроса.
— У меня лично топографический кретинизм, и я по собственному опыту знаю, как это ужасно, когда жена ведёт меня и указывает, где поворачивать, — смеётся Александров.
Иногда в топографическом кретинизме могут быть виноваты родители как в прямом, так и в переносном смысле.
Когда, например, левшу активно переучивают, в какой-то момент он может начать путать право и лево, а позже вовсе может стать топографическим кретином. Кроме того, в нарушении навыков пространственной ориентации могут быть виноваты гены. Так что обратите внимание на ваших родителей, есть теория, что «болезнь» передаётся по наследству.
Как бороться?
Для начала нужно определить, что вам мешает запоминать маршрут, и работать конкретно над вашей проблемой.
Плохая память
Если вы легко можете вспомнить название своей улицы и номер дома, адрес бабушки, тёти и друга, тогда с памятью у вас всё хорошо. Но если же вам приходится напрягать мозг и ворошить воспоминания, возможно, ваш топографический кретинизм связан с плохой памятью. Психологи советуют проводить ассоциации с любым предметом, который вы видите по дороге, или с названием улицы.
Читайте названия магазинов и стройте любую цепочку связей с их участием, например: книжная лавка — русский поэт — Пушкин. Выстраивая в пути такие ассоциативные цепочки, вы легко сможете вернуться обратно.
Поначалу придётся приложить усилия, но со временем это будет происходить автоматически.
Лень
Флегматичные люди, которым не хочется выходить на улицу и просто гулять, склоны к топографическому кретинизму. Человек с пассивным образом жизни, проходя по новым маршрутам, не запоминает их и легко может заблудиться в чужом районе. Дело в том, что со временем из-за ненадобности мозг отключает механизмы ориентирования, и человек становится топографическим кретином.
Невнимательность
Многие, гуляя по новым местам, полностью погружены в свои мысли или разговаривают по телефону и не считают нужным запоминать свой маршрут. Специалист по развитию памяти Лариса Четверова советует практиковать простое упражнение, которое поможет улучшить внимательность.
— Любые способности можно развить в большей или меньшей степени. Нужно тренировать внимание. Учитесь писать двумя руками — это мощнейшие упражнение для развития памяти: например, одной рукой писать «мама», а другой «папа». Обязательно одновременно: одна рука другую не ждет, — делится советом Четверова.
Детские страхи
Воображение формируется с детства. Вспомните, может быть, когда вы были ребенком, то однажды убежали от мамы и потерялись? Или видели сны, в которых, уходя из дома, вы терялись на улицах? Может легко случиться, что страх, связанный с неспособностью ориентироваться в незнакомом месте, укоренился в вашем сознании. Тогда лучше обратиться к психологу и бороться именно с детскими страхами.
Источник
Что такое турбулентность и опасна ли она. О турбулентности простым языком
Если есть что-то, чего мы все боимся во время полёта, так это невидимая сила, заставляющая самолёт трястись и называется она турбулентностью. За всю свою жизнь и многочисленные полёты я всего лишь раз застала ситуацию, в которой самолёт начало потряхивать. Случилось это во время полёта в Черногорию, когда воздушное судно держало курс над сушей, а затем разворачивалось над морем. Ощущения те еще. Умом понимаешь, что пилоты обучены справляться с подобными потоками воздуха и встречаются с ним постоянно. Однако где-то в животе зреет иррациональный страх. Он накатывает всё сильнее, когда понимаешь, что плавать ты не умеешь. Жуткие мысли лезут в голову и заставляют крепче держаться за подлокотники. Но что такое турбулентность и действительно ли она опасна?
Что такое турбулентность
Турбулентность определяется как неравномерное движение воздуха. Это могут быть и вихри, и вертикальные воздушные потоки.
Турбулентность — неравномерное движение потоков воздуха
Всем известен ветер. Это поток воздуха, который течет горизонтально с разных сторон. Его легко измеряют метеослужбы. А турбулентность возникает, когда ветер меняет направление или на местность надвигается шторм. Обнаружить ей присутствие метеослужбам не просто, хотя предметов, создающих турбулентные потоки, можно легко избежать.
Существует три различных турбулентных завихрения, способных помешать комфортному полёту. Их подразделяют в зависимости от того, на что влияет поток воздуха: на тангаж самолета (поперечная ось), крен самолета (продольная ось) или рыскание самолета (вдоль вертикальной оси).
Что вызывает турбулентность
Существует четыре основные причины, по которым появляется турбулентность.
- Механическая турбулентность. Ландшафт на земле заставляет воздушные потоки изменять свое направление и образует вертикальные вихри. Яркий пример – местность, где горы встречаются с равнинами и морями. ветер достигает горного хребта, и ему некуда идти, кроме как вверх. А затем, по мере остывания, воздух снова меняет направление движения.
Интересный факт. Города стали такими большими, что небоскребы тоже стали влиять на потоки воздуха.
Механическая турбулентность возникает из-за ландшафта
2. Тепловая турбулентность. Тепло оказывает огромное влияние на турбулентность. Когда солнце нагревает воздух, он начинает подниматься и остывать. Однако наше светило не нагревает воздух равномерно, а разные поверхности могут генерировать больше отраженного тепла, чем другие (например, бетон или океаны). Восходящие потоки горячего воздуха образуют столбы турбулентности, которые могут повлиять на посадку самолетов. Однако над облаками этот тип встречается крайне редко.
3. Фронтальная турбулентность. Чаще всего она встречается зимой. Масса холодного воздуха сталкивается с теплым воздухом, образуя «волну» ветра, которая толкает все объекты вверх и вниз. Вихри могут быть очень нестабильными. Когда самолет преодолевает этот барьер, он, как правило, находится в безопасности. Если в этой среде есть гроза, то турбулентность может быть очень сильной.
4. Турбулентность сдвига ветра. Этот тип возникает, когда ветер меняет траекторию полета. Это может произойти при входе или выходе из реактивного потока, попадании в грозовой фронт или пересечении зоны перепада температур. Этот тип чаще всего встречается на закате — когда солнце садится за горизонт и больше не нагревает воздух, и он начинает охлаждаться.
Существует еще один тип турбулентности, причиной которой не является погода или шторм. Это турбулентность при ясном небе. По сути, именно здесь ветер образует изгибы или водовороты в своем потоке. Лучший способ описать это — представить реку. Вода, огибающая препятствие на поверхности, может замедляться или ускоряться в сравнении с глубинным течением. Турбулентность при ясном воздухе происходит без видимых признаков и может быть очень сильной.
Как турбулентность влияет на самолёт
По влиянию на самолёт турбулентность делят на четыре типа:
- Легкая турбулентность — небольшая неровность.
- Умеренная турбулентность — более крупные неровности и пассажиры, идущие в салоне, могут потерять равновесие. Самолет находится под управлением.
- Сильная турбулентность — огромные перепады высоты и скорости полета. Самолет на короткое время выходит из-под контроля, и пассажиры разлетаются по салону (поэтому важно пристегиваться, когда капитан корабля просит занять свои места).
- Сильная турбулентность — самолет теряет управление, что может привести к повреждению конструкции.
Последняя встречается крайне редко.
Опасна ли турбулентность
В целом, турбулентность относительно безопасное и естественное явление. Наихудшие случаи возникают ближе к земле, но пилоты обучены управлять воздушным судном в таких условиях. А пассажирам остается пристегнуться и строго выполнять требования экипажа.
Источник
Почему в России вымирают деревни? И как остановить это?
В начале XX века в сельской местности проживало 87% населения России. Спустя 100 лет ситуация кардинально изменилась, а в деревнях осталось лишь 26% жителей страны. Каждый год несколько тысяч российских деревень становятся покинутыми и заброшенными.
Люди массово перебираются из деревни в город, провоцируя высочайший за всю историю государства уровень урбанизации. Что заставляет людей покидать родные края и вымрут ли деревни в XXI веке?
Почему вымирают деревни?
Урбанизация, то есть переезд людей из деревень в города, стала естественным процессом в последние 200 лет. Высокая концентрация жителей в одном месте позволяет городам быстро развиваться, строить фабрики и заводы, прокладывать общественный транспорт и так далее.
Однако в России мало естественных причин, которые объясняли бы столь быстрый рост городов: медленно развивается промышленность, рабочие места в маленьких городах отсутствуют, регулярные кризисы и повышение цен не даёт никакого развития городам.
В деревнях живёт по несколько сотен человек, в основном стариков. Молодёжь уезжает в областные и столичные города
Если раньше при переезде из деревни в город у людей были перспективы, то сегодня они весьма туманны. Большинство мигрантов живёт в спартанских условиях и об улучшении уровня жизни речи здесь не идет.
Почему же народ всё равно рвется в город?
Специалисты выделяют две причины вымирания деревень: аграрная политика и оптимизация государственных учреждений.
В советское время деревни существовали за счет колхозов. Сильные колхозы выращивали много урожая, приносили доход от их продажи и обеспечивали высокий бюджет. Слабые колхозы поддерживались государством за счет дотаций и привлечения специалистов.
В результате в деревнях строились больницы, школы, дороги, покупалась разнообразная техника. Населенные пункты стабильно росли, а подрастающее поколение точно знало, чем будет заниматься – сельским хозяйством, в колхозе рабочие руки нужны были всегда.
С падением Советского Союза колхозы оказались разрушены, а сельскому населению позволили влиться в рыночную экономику и стать фермерами. Однако рынок быстро захватили крупные агрохолдинги.
Малым и средним фермерам конкурировать с ними оказалось невозможно. Компании с большим объемом финансового оборота имеют преимущество, к тому же крупный бизнес поддерживается государством.
Поэтому экономика стала ориентироваться именно на крупные агропромышленные комплексы. Обычным фермерам всё труднее выдержать цену и тяжелее найти клиентов для сбыта продукции.
К тому же, крупные компании могут себе позволить купить дорогую технику для сбора урожая, выпаса скота и т.д. У частников денег на это нет
Отсутствие поддержки со стороны государства остановило развитие деревни. Село перестало приносить государству доход, а значит, больше не строятся дороги, государственные учреждения лишаются финансирования и сокращаются.
В ситуации, когда в населенном пункте закрываются школы и больницы, а также нет никаких шансов найти работу, люди вынуждены перебираться в город.
Могут ли деревни полностью исчезнуть с карты России?
Несмотря на вымирание деревень, полностью они не вымрут. Существует и обратная тенденция – миграция городских жителей в деревню. У половины россиян есть дачи, на которых они проводят много времени.
Кроме того, сельская местность кажется привлекательной благодаря низким ценам, тишине, девственной природе и экологически чистым продуктам.
Учитывая развитие информационных технологий, позволяющих работать из любой точки планеты, а также появление в деревнях газа и света, всё больше горожан отдают предпочтение деревенской жизни.
Разумеется, они не будут копаться в земле и заводить скот. Чтобы поддерживать малое сельское хозяйство и высокий уровень жизни в деревне, на это нужно выделять деньги. А с нынешней политикой «оптимизации» и экономии на это нет средств.
Скорее всего, процесс вымирания российских деревень уже не остановить. Полностью они не исчезнут, однако кардинально изменят свой внутренний и внешний облик.
Источник
Классификация типов местности по различным признакам
Особенности местности, оказывающие влияние на организацию, ведение боя и применение боевой техники, называются ее — тактическими свойствами.
К основным из них относятся: условия проходимости, наблюдения и маскировки, а также степень пересеченности.
По условиям проходимости местность может быть проходимой, труднопроходимой и непроходимой.
Проходимая местность почти не ограничивает скорость, направление движения гусеничных машин и допускает повторное движение по одному следу, хотя отдельные места необходимо обходить или усиливать (оборудовать проходы). Движение колесных машин обычной проходимости несколько затруднено. Возможно почти беспрепятственное (за исключением отдельных направлений) применение боевых машин в различных построениях и движение колонн. Проходимая местность способствует наиболее эффективному применению мотострелковых и танковых подразделений.
Труднопроходимая местностьдоступна для движения гусеничных машин, но с меньшей скоростью, чем на проходимой местности. Свобода маневра и движение нескольких машин по одному следу ограничены. Движение колесных машин обычной проходимости почти невозможно. Такая местность затрудняет применение боевой техники в развернутых боевых порядках, движение колонн возможно только по дорогам или специально оборудованным колонным путям. Труднопроходимая местность оказывает отрицательное влияние на темпы выдвижения и наступления войск, осуществление маневра силами и средствами по фронту и из глубины.
Непроходимая местностьнедоступна для движения гусеничных и колесных машин без выполнения значительных работ по прокладке колонных путей.
По условиям наблюдения и маскировкиместность подразделяют на открытую, полузакрытую и закрытую.
Открытаяместность представляет собой ровную или слегка всхолмленную безлесную территорию, до 75% площади которой хорошо просматривается во всех направлениях с командных высот.
Эта местность менее благоприятна для защиты поражающего действия обычного и ядерного оружия, обладает недостаточными маскирующими свойствами от наземного и воздушного наблюдения. Отсутствие естественных укрытий затрудняет скрытое сосредоточение войск и осуществление маневра. Организация обороны на открытой местности значительно усложняется.
Полузакрытаяместность является переходной от открытой к закрытой. Как правило, в полузакрытой местности площадь, занятая естественными укрытиями, составляет около 20%, с командных высот просматривается около 50% площади. При расположении подразделений на месте маскировка их почти полностью обеспечивается естественными масками.
Закрытаяместность представляет собой территорию, покрытую лесами, кустарниками, следами, с часто расположенными населенными пунктами, с горным, холмистым или равнинным рельефом. В такой местности площадь, занятая естественными масками, составляет 30% и более, а площадь, просматриваемая с командных высот, менее 25%. Закрытая местность хорошо укрывает естественными масками от наземного и воздушного наблюдения, облегчает скрытое передвижение и маневр войск во всех видах боя, способствует организации защиты от поражающего действия ядерного оружия.
В тоже время, на закрытой местности затрудняется наблюдение, ориентирование и целеуказание, значительно усложняется управление подразделениями и организация взаимодействия войск на поле боя.
По степени пересеченностиоврагами, балками, реками, озерами, канавами и другими естественными препятствиями, ограничивающими свободу передвижения и маневра войск, местность подразделяют на слабопересеченную, среднепересеченную и силънопересеченную.
Слабопересеченнаяместность имеет незначительное количество естественных и искусственных препятствий, легко преодолеваема боевой и другой техникой в любом направлении (рис.1).
На такой местности естественные препятствия занимают менее 10% площади. Рельеф обычно равнинный, реже холмистый. Возможно массированное применение боевой техники во всех направлениях. Местность обеспечивает хороший обзор, особенно с командных высот. В тоже время эта местность не обладает защитными свойствами от поражающих факторов ядерного оружия.
Среднепересеченнаяместность имеет около 20% площади, занятой естественными препятствиями. На такой местности массированное применение боевой техники несколько затруднено на отдельных направлениях. Это наиболее распространенная разновидность хорошо обжитой местности.
Рельеф обычно холмистый, реже равнинный. Такая местность способствует защите от поражающего действия ядерного и обычных видов оружия.
Сильнопересеченнаяместность отличается большим количеством труднопроходимых естественных препятствий — гор с крупными склонами, оврагов, промоин, рек, каналов и болот и т.п. Площадь под естественными препятствиями составляет более 30%. Для такой местности характерны горные районы, территории с овражно-балочным и балочным рельефом. Эта местность затрудняет наступление и усиливает оборону.
По характеру рельефаместность подразделяют на равнинную, холмистую и горную. В зависимости от почвенно-растительного покрова местность может быть пустынной, степной, лесной (лесистой); болотистой, лесисто-болотистой. К особому виду относится местность северных районов.
Равниннаяместность характеризуется небольшими (до 25 м) относительными превышениями и сравнительно малой (до 2 градусов) крутизной скатов. Наиболее характерными формами рельефа являются пологие холмы, увалы и плоские междуречья. Абсолютные высоты равнин обычно небольшие (до 300 м).
Тактические свойства равнинной местности зависят главным образом от почвенно-растительного покрова, а также от степени пересеченности.
Открытая слабопересеченная равнинная местность как правило, позволяет успешно осуществлять быстрое передвижение войск и ведение ими боевых действий.
Глинистые, суглинистые, супесчаные, торфяные грунты равнинной местности допускают беспрепятственное движение боевой техники в сухую погоду и значительно затрудняют движение в период обильных дождей, весенней и осенней распутицы. В целом равнинная
местность благоприятна для эффективного использования военной техники.
Равнинная местностьможет быть открытой, если на ней нет местных предметов, ограничивающих наблюдение, или закрытой, если она покрыта лесом, кустарником, имеет много населенных пунктов.
Перечисленные территории, а также районы, покрытые лесом, имеют хорошие защитные свойства. Радиоактивное заражение равнинной местности происходит равномерно, без образования очагов повышенной радиации. Равнинная местность обычно более благоприятна для организации и ведения наступления и менее благоприятна для обороны.
Холмистаяместность характеризуется волнистым характером земной поверхности, образующей неровности (холмы) с абсолютными высотами до 500 м, относительными превышениями 25-200 м и преобладающей крутизной скатов 2-3 градуса.
К холмистой местности относят и мелкосопочник, то есть равнину с беспорядочно разбросанными отдельными холмами и группами холмов и гряд. Холмистая местность в зависимости от характера холмов, лощин и оврагов может быть закрытой или полузакрытой.
Холмистый рельеф обеспечивает скрытое от наземного наблюдения противника передвижение, облегчает выбор мест для огневых позиций ракетных войск и артиллерии, создает хорошие условия для защиты от поражающих факторов ядерного оружия.
Холмистая местность в зависимости от характера возвышений и понижений, пересеченности лощинами может быть всхолмленной (слабохолмистой), резко всхолмленной (сильно холмистой), долинно- и овражно-балочной.
Слегка всхолмленнаяместность допускает ведение боевых действий всех родов войск, осуществление маневра войск вне дорог и в целом благоприятна как для наступления, так и для обороны.
Резко всхолмленнаяместность затрудняет наблюдение, командные высоты могут быть превращены в сильные опорные пункты с круговой обороной, а наличие многочисленных холмов, долин, балок создает существенные препятствия для действий танков и боевых машин пехоты. Долинно-балочная холмистаяместность отличается наличием большого количества балок, озер, рек, образующих труднодоступные преграды для наступающих войск и естественные рубежи для
организации обороны.
Овражно-балочная местностьхарактеризуется расчлененностью многочисленными оврагами, которые создают существенные препятствия для передвижения боевой техники.
Горная местностьпредставляет собой участки земной поверхности, значительно приподнятые над окружающей местностью. Она отличается сложным и разнообразным рельефом, специфическими природными условиями. Основными формами рельефа такой местности являются горы и горные хребты с крутыми скатами, часто переходящими в скалы и скалистые обрывы, а также лощины и ущелья, расположенные между горными хребтами.
Горная местность характеризуется резкой пересеченностью рельефа, наличием труднодоступных участков, редкой сетью дорог, ограниченным количеством населенных пунктов, бурным течением рек с резкими колебаниями уровня воды, разнообразием климатических условий, преобладанием каменистых грунтов.
Горная местность относится к закрытой пересеченной. Боевые действия в такой местности рассматриваются как действия в особых условиях. В зависимости от абсолютных высот различают: низкогорную, среднегорную и высокогорную местность.
Низкогорная местность характеризуется высотами над уровнем моря 500-100 м, относительными высотами 200-400 м и преобладающей крутизной скатов 5-10 градусов. В результате относительно пологих скатов и небольших высот такая местность практически доступна для боевых действий войск.
Среднегорнаяместность имеет высоты над уровнем моря 1000- 2000 м, относительные превышения могут достигать 1000 м, крутизна скатов 10-25 градусов.
В целом такая местность требует значительных инженерных работ по обеспечению ее проходимости.
К высокогорнойместности относят горные районы с высотами над уровнем моря свыше 2000 м и относительными превышениями 1000 м и более, крутизна скатов такой местности 15-45 градусов. Боевые действия могут развертываться на отдельных направлениях вдоль горных проходов, обеспеченных дорогами. В остальных районах высокогорной местности вести боевые действия способны только специальные подразделения, оснащенные соответствующим вооружением и имуществом.
Пустыннаяместность представляет собой обширные малонаселенные пространства (пустыни) с постоянно или сезонно жарким климатом, незначительными водными ресурсами и очень бедной растительностью.
В зависимости о характера почв и грунтов различают: песчаные, каменистые и глинистые пустыни.
Растительность в пустынях почти отсутствует, а растущие местами травы редкие и жесткие.
Характерными особенностями пустынной местности являются острый недостаток или полное отсутствие воды, топлива, строительных материалов, слабая развитость дорожной сети.
Степнаяместность характеризуется отсутствием древесной растительности, сухим континентальным климатом, черноземными и каштановыми почвами, покрытыми засухоустойчивыми и морозоустойчивыми травянистыми растениями.
В условиях степной местности обеспечивается возможность широкого маневра войск, создается хороший обзор, облегчается выбор и оборудование аэродромов. В тоже время, эта местность обладает слабыми маскирующими и защитными свойствами от поражающих факторов ядерного оружия.
Лесная(лесистая) местность представляет собой территорию, свыше 50% которой покрыто густой древесной растительностью (лесами).
Проходимость лесной местности зависит от наличия дорог и просек, характера рельефа и заболоченности грунта, густоты, толщины и породы деревьев. Боевая и другая техника может передвигаться в лесу в основном по дорогам, просекам и колонным путям.
В лесной местности значительно ограничиваются возможности наземного и воздушного наблюдения и ведения огня, усложняются ориентирование и целеуказание, организация взаимодействия и управления войсками. В тоже время, существенно облегчаются маскировка и скрытое расположение войск.
Болотистая местность— характеризуется значительно увлажненными почвами. Ее можно разделить на торфяники и заболоченные земли. Торфяники -это избыточно увлажненные участки местности, покрытые слоем торфа глубиной не менее 30 см и влаголюбивой растительностью.
Заболоченные земли— это избыточно увлажненные земельные площади, не имеющие торфа или покрытие слоем торфа менее 30 см.
По местоположению, характеру растительности и режиму питания различают: низинные, верховные и переходные болота.
Болотистая местность существенно ограничивает боевые действия всех родов войск. Движение танков и артиллерии в летнее время возможно, как правило только по дорогам или специально проложенным колонным путям. Устройство укрытий, производство других инженерных работ
сильно затрудняется близкими к поверхности грунтовыми водами. Открытые, безлесные пространства болот хорошо просматриваются при наземном и воздушном наблюдении. Труднодоступность болотистой местности вынуждает вести боевые действия по отдельным направлениям, как правило, вдоль имеющихся дорог.
Лесисто-болотистая местность— характеризуется чередованием больших лесных участков с многочисленным количеством болот, ручьев и озер.
Основными особенностями такой местности являются закрытый характер, обусловленный наличием лесов, и низкая проходимость из-за крайне редкой дорожной сети, слабых грунтов и большого количества естественных препятствий.
На боевые действия войск в лесисто-болотистой местности влияние оказывают погодные и климатические условия. В дождливое время года грунтовые дороги сильно размокают, превращаются в труднодоступные для боевой и другой техники, а движение вне дорог становится практически невозможным.
Местность северныхрайонов (Арктика, равнинная и горная тундра)
— это обширные пространства, прилегающие к Северному Ледовитому океану. По своим природным особенностям арктический пояс делится на две зоны: арктических пустынь и тундры.
Зона арктических (ледяных) пустынь— самая северная из природных зон. Ее пространство постоянно или большую часть года покрыты снегами и ледниками. Климат очень суровый, с низкими ветрами, частыми снегопадами и метелями зимой, моросящими дождями и туманами летом. Зима продолжительная и снежная, лето короткое и холодное. Отмечаются резкие колебания температуры воздуха. Значительная часть поверхности суши арктических пустынь покрыта ледниками. Имеется много участков с вечной мерзлотой. Реки 9-10 месяцев в году покрыты льдом, некоторые из них промерзают до дна. Для боевых действий войск наиболее благоприятными являются конец зимы, когда увеличивается период светового времени, а грунты находятся в промерзшем состоянии, допускающем проходимость местности.
Зона тундрыпредставляет собой, как правило, плоские приморские равнины, среди которых встречаются возвышенности, горные хребты и нагорья. Поверхность ее почти повсеместно покрыта вечной мерзлотой, которая достигает 600 м в глубину. Растительный покров в основном представлен мхами и лишайниками, карликовой березой и ивой.
Для тундры характерны суровые климатические условия: зима длится 8-9 месяцев, полярная ночь продолжается 60-80 суток,
температура января от -5 до -40 градусов С. Лето короткое (2-3 месяца) и прохладное (средняя температура июля 4-11 градусов С), продолжительность полярного дня 50-70 суток. Осадков выпадает много, но их количество значительно превосходит испаряемость.
Это способствует сильному заболачиванию грунтов, образованию большого количества болот, рек и озер. Весной и в начале лета реки и озера широко разливаются, образуя сплошные водные пространства. Благоприятные условия для движения боевой и другой техники создаются осенью, когда грунт промерзает на глубину 10-15 см, а на водоемах появляется прочный лед. Зимой в результате глубокого промерзания грунтов, озер и болот местность становится доступной для движения всех видов колесных машин во всех направлениях.
Суровый климат, низкие температуры воздуха, глубокое промерзание грунта, болот и водоемов, сильные ветры и метели, повышенная влажность значительно ограничивают ведение боевых действий в этих районах, требуют специальной экипировки людей и предохранения техники от коррозии, предварительной акклиматизации войск, обеспечения личного состава, вооружения, боевой и другой техники средствами обогрева и проведения иных профилактических мер.
На применение боевых машин серьезное влияние оказывают горная тундра, россыпи валунов, каменные глыбы. Гусеницы, катки и другие детали ходовой части быстро выходят из строя.
Источник