Причины по которым человек мог стать холопом
Содержание статьи
В каких случаях человек мог стать холопом?
Холопами называют людей, ведущих себя унизительно, прислуживающих окружающим, заискивающих перед состоятельными гражданами либо политическими деятелями. Этот термин появился ещё во времена Киевской Руси. За период существования в значении слова произошли некоторые изменения.
Холопство отменил уже Петр Великий. Следует отметить, что в старину холопов приравнивали к рабам. Когда холопство как общественный класс было отменено, холопов, которые получили «свободу», машинально стали причислять к крепостным. Поэтому для подобных людей жизнь не очень изменилась.
Как человек мог стать холопом?
Холопами становились различными способами. В «Русской Правде» перечислено три пути попадания в обельное (полное) холопство. Хотя, помимо этого, указаны еще некоторые случаи. Все существующие ситуации появления холопства условно делятся на 2 группы:
- человек становился холопом принудительно;
- это происходило по согласованию с лицом, поступающим в холопы.
Рассмотрим, как человек мог стать холопом принудительно.
Пленные холопы
Попадание человека в плен является изначальным и всемирным источником рабства. В стародавних летописях, где описывается история Руси, часто упоминается о взятии в плен людей в ходе вооруженных действий с чужеземцами либо соседними русскими княжествами. К тому же в некоторых случаях отмечается, что пленных привели «большое количество». Изредка указывали конкретную цифру. Иногда этого сделать было невозможно, поскольку людей было слишком много. В этом случае сообщалась только низкая стоимость для продажи пленных.
К примеру, в 1169 году новгородцами после битвы с суздальскими ополченцами в процессе преследования беглецов было захвачено так много пленников, что их цена составила всего 2 ногаты. В те времена козу или овцу можно было приобрести за 6 ногат, свинью — за 10 ногат, а кобылу — за 60 ногат. Такую низкую стоимость пленных можно объяснить только острой необходимостью избавиться от слишком избыточного товара.
Процесс ведения военных действий и особенно задача войн – захватить как можно больше военных трофеев. Это позволяет сделать вывод, что пленение было самым распространенным способом получения холопов.
Холопы-преступники
В «Русской Правде» упоминается о подобном способе попадания в холопство лишь для крестьян, которыми была совершена кража либо тайный побег. Однако современная «Русская Правда» говорит о наличии в смоленском договоре с Германией, подписанном в 1229 году, одного указания. Согласно ему, разгневанному на славянина князю разрешалось забрать все, а супругу и детей сделать холопами.
Другая редакция «Русской Правды» содержала другое указание. Князю, разгневавшемуся на русского, можно было приказать разграбить обидчика с женой и детьми. Тут говорится о наказании, которое называли разграблением. Оно назначалось при убийстве, совершенном в ходе разбоя, поджога и конокрадства. Как следствие, такое наказание иногда становилось причиной обращения преступного человека холопом. Также московские князья имели холопов, доставшихся им «в вине», то есть при нарушении закона.
Холопы, у которых нет возможности оплатить долг
В «Русской Правде» есть сведения о торговом крахе. К тому же выделены причины такой несостоятельности человека. Это было непосредственно банкротство, в котором виновен сам торговец (из-за пьянства, расточительности). Наказание определял кредитор по собственному усмотрению. Причем каждого недобросовестного должника подвергали аналогичному наказанию, что подтверждает проект соглашения между новгородцами и островом Готланд.
Холопы, рожденные от несвободной супружеской пары
В «Русской Правде» указано, что ребёнок, родившийся от прислуги, как и приплод от скотины, являлся движимым имуществом завещателя. Это являлось природным приростом господских холопов.
Холопство по согласованию с человеком
Иногда человек сам, без принуждения становился холопом. Существует три разновидности подобных случаев, которые указаны в «Русской Правде»:
- Человек продает себя сам при свидетелях, и получает за это минимум полгривны.
- Если человек вступил в брак с холопом или прислугой.
- При поступлении на работу в качестве тиуна или ключника.
Это еще не все случаи попадания человека в холопство. К примеру, в период голодания, которое в те времена было частым явлением, родителями отдавались за бесценок собственные дети. Сами они поступали в холопы на аналогичных условиях. Подобная информация есть в летописях. Возможно, такие ситуации подразумевались в «Русской Правде» при описании вдач, хотя таких людей не считали холопами и освобождали после года службы за оказанную благость.
Подобные ограничения в практике могли появиться благодаря духовенству. Оно отлично знало о постановлении Судного Закона о людях, отдавших себя в услужение другим в плохие времена. О господском стремлении к порабощению людей, находящихся в нужде, говорится и в статье о вдачах. Хотя в те времена сила господ и бесправие среди прислуги состоятельных людей помогало многим избежать смерти от голода.
Правовое положение холопа
Каждый холоп является собственностью господина. Во взаимоотношениях между хозяином и его прислугой во времена Древней Руси гражданское право абсолютно не принимало участия. Это определялось по усмотрению господина. Подобные решения могли зайти довольно далеко. Хозяин мог даже убить своего холопа и остаться без наказания.
Из этого можно сделать вывод, что человек нес ответственность лишь за совершение убийства чужого холопа. Если чужой слуга провинился, его разрешалось убить без последующего наказания, но лишь в том случае, когда во время суда будет доказана его вина. Если был убит свой холоп, никто даже не вмешивался, поскольку не были нарушены чьи-то интересы, помимо своих.
В старину под защитой находились рабовладельческие права владельца холопа от вмешательства других людей. А вот интересы рабов совершенно поддерживались. Ограждение господского права над холопом описывалось в правиле «Русской Правды» по поводу заклича. Сбежавшего раба объявляли во время торга. Если же спустя 3 суток слугу все-таки не приводили, господину разрешалось забрать его у любого, даже исполнительного хозяина.
В более поздних летописях сказано о том, что иски о рабстве не имеют срока давности. Что же касается убийства безвинного слуги посторонним человеком или содействия ему в побеге, совершивший деяние обязан был выплатить хозяину раба сумму в размере его стоимости.
В то же время господину приходится нести ответственность за дела собственного холопа перед посторонними людьми. «Русской Правдой» в некоторых публикациях, причем довольно запутано, был решен вопрос о господских обязательствах в отношении своей челяди. В целом их смысл заключался в следующем: за любые деяния раба, которые совершены по умолчанию хозяина, последнему приходилось нести ответственность. Требовалось выплачивать все убытки, причиненные посторонним. Когда раб своими деяниями наносил убытки третьим лицам (воровал, обманом выманивал деньги), а хозяин об этом не знал, последний был должен либо возместить ущерб, либо отдать виновника пострадавшему.
Где использовался холопский труд?
Холопов широко использовали для домашних работ на территории городского и загородного двора. Также они работали в сельском хозяйстве, которое находилось во владении князей, бояр и монастырей. В летописях неоднократно упоминается о селах, принадлежащих князьям и боярам, которые были полностью населены холопами. Что касается численности несвободных жителей в частном хозяйстве, можно частично сделать вывод об этом по следующей случайной записи: «на загородном подворье одного черниговского князя победителем было захвачено 700 холопов».
Прислуга занималась как исполнением земледельческих и прочих черных работ, так и обучалась различному ремеслу. В «Русской Правде» проводится резкое различие между обыкновенными холопами, «рядовичами» и «ремественниками» (последние оценивались существенно дороже).
На более высокую ступень ставили холопов, которые заведовали отдельными отраслями в хозяйстве. К ним причисляют ключников, тиунов сельских, ратайных, огнищных, конюших и других. Это были самые приближенные люди к своим хозяевам, включая князей. Причем это были важные органы при государственном управлении в судебной и в особенности финансовой сфере, поскольку в тот период не было различия между частным княжеским хозяйством и государственным. Возложить ответственность за ведение хозяйства было более удобно на несвободного человека. Это объяснялось тем, что между свободным человеком и князем нет никакой связи, помимо собственного желания, в то время как слуга верно служил хозяину.
Ведение холопами господского домашнего хозяйства стало прообразом государственной работы. Отдельные обязанности челяди при княжеском дворе стали прототипом важных государственных должностей. Аналогичным образом это происходило как на Руси, так и в некоторых европейских странах в период средневековья.
Отмена холопства как социального института была проведена во времена Петра Алексеевича. Это объяснили тем, что рабство уже не соответствует реальности. Последовательное закабаление крестьян стало причиной постепенного исчезновения грани между крепостными и рабами. Причем для реформирования системы налогообложения требовался другой подход в отношении определения социального статуса челяди.
Источник
Зачем русские по собственной воле становились холопами?
Холопство – это сословие, которое возникло в самом начале существования Руси. Точные века указать сложно, потому что все происходило постепенно. Но в 11- 12 веках холопы уже были.
«Сословием» эту категорию людей можно называть очень условно, как и, впрочем, таких людей – «людьми» — тоже.
Дело в том, что холопы были приравнены к вещам. В современном Гражданском кодексе объектами прав являются животные. С точки зрения закона, кошка, собака или какой-то другой четвероногий друг – это не живое существо. Это «вещь», которую можно купить, продать, обменять.
Поэтому нельзя, например, завещать животному свое имущество, не может кот, как в США, стать мэром населенного пункта. Слышала, что где-то там было такое, если это, конечно, не шутка.
Вот и холопы на Руси были просто вещами. Они трудились на хозяина и принадлежали ему. Поэтому крепостные крестьяне появились не в 17 и даже не в 16 веке. А гораздо раньше. Только это всё называлось иначе. А правила были те же:
хозяин мог наказывать своего холопа так, как хотел. Если кто-то сводил холопа со свету, то этому человеку ничего за такое не было. Никакого наказания. Максимум, владелец холопа мог потребовать компенсации за то, что его имущество было уничтожено.
Как правило, холопами становились те, кто:
· был пленен в войне между княжествами;
· не смог отдать долг;
· совершил преступление – так наказывали по «Русской Правде».
Интересно, что некоторые люди холопами становились добровольно. Они сами «сдавались». Для чего?
Как представляется, было два мотива. Один, скажем так, негативный. Второй – позитивный.
Начать нужно с того, что «холопское сословие» было неоднородным. Все невольники делились на две группы:
1. Страдные люди – это земледельцы, ремесленники и прочие, кто работал. Не важно, какой был труд: высоко- или низкоквалифицированный.
2. Приказные люди – это ключники, тиуны, дьяки, слуги – некая «бесправная администрация».
Добровольно «записывались», как в страдные люди, так и в приказные. В страдные – шли по нужде. Например, случился неурожайный год, крестьянин идет в холопы, чтобы работать на хозяина за еду. Кроме того, землепашец договаривается, что его семью обеспечат минимумом необходимого или дадут денег.
Крестьяне могли отдавать в холопы своих детей, которых не в состоянии были прокормить. Да, ребенок терял свободу, зато он оставался жив.
В приказные люди еще надо было умудриться попасть. Брали не всех. Нужно было продемонстрировать свои способности. Это был какой-то «кастинг на право стать несвободным». Странно?
Нет, на самом деле, ничего странного. Выше я указала, что речь идет об «административных должностях». К примеру, тиун всегда имел доступ к казне, мог общаться со знатными людьми, заводить выгодные знакомства. Да, формально он был обычным рабом, но он же был почти «птичкой в золотой клетке». Ел хорошо, пил сладко. Если, конечно, угождал своему хозяину.
Система была интересной. Была мотивация терять свободу и идти в холопы. Не все, конечно, выбирали именно этот путь. Уверена, были люди, которые свою свободу ценили больше жизни.
Кстати, в 19 веке слово «холоп» имело уже совсем другое значение. Таковым могли назвать любого человека, который прислуживает барину. И не важно, был ли такой услужливый товарищ свободным или крепостным.
Источник
Холопство: зачем русские добровольно шли в рабство
Само слово «холоп» в современном русском языке имеет слегка негативный оттенок. Так иронично называют человека, раболепствующего перед начальством. А между тем, в Древней Руси холопы составляли весьма многочисленный социальный слой. Несмотря на зависимое положение, их жизнь не всегда являлась чередой тягот и лишений. Напротив, некоторые свободные люди по разным причинам сами просились в холопы к господам.
Социально-правовое явление
Холопство, как форма личной зависимости одного человека от другого, существовало на Руси со времен удельных княжеств. По своему правовому положению холопы практически равнялись рабам.
Известный историк, академик АН СССР Лев Черепнин подробно описал этот социальный институт в своей книге «Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси» (Москва, 1960). Ученый отметил, что холопы являлись собственностью феодалов в те времена, когда еще не произошло полного закрепощения крестьян.
Зависимых людей их господа могли продавать, покупать, дарить, передавать по наследству или отдавать дочерям в качестве приданого. А убийство холопа не являлось преступлением с уголовно-правовой точки зрения, такие поступки разве что порицались как грех по религиозным канонам. Что касается других действий, то господин имел полное право наказывать холопа так, как сам считал правильным, распоряжаться его жизнью по своей воле.
Холопы делились на две категории:
страдные люди – ремесленники и хлебопашцы, работающие на господина;
приказные люди – слуги, ключники, тиуны (управляющие), представители сельской администрации и т.п.
Ни для кого не секрет, что большинство приказных людей жили сравнительно лучше, чем обычные крестьяне. А ключники, тиуны и старосты, к тому же, обладали реальной властью.
Как становились холопами
Большинство зависимых людей, разумеется, теряли личную свободу против своей воли. Часто холопами князей становились воины, попавшие в плен в результате междоусобных конфликтов и набегов на соседние страны. Во многих летописях содержатся упоминания о массовой распродаже пленных после сражений, завершившихся победами. Потомки этих несчастных оставались холопами, если только барин не давал им волю по своей прихоти.
Другой категорией людей, лишавшихся личной свободы, были преступники: воры, грабители, поджигатели, конокрады. Они должны были служить представителю пострадавшей стороны, пока не искупят своей работой нанесенный материальный ущерб. Их называли «закупными» холопами. Такое наказание было предусмотрено, например, «Русской Правдой» – наиболее известным сборником правовых норм Древней Руси, который ученые датируют началом XI века.
По действовавшим тогда законам, стать холопом барина грозило и бедняку, не сумевшему вовремя выплатить долг. Разорившийся торговец тоже мог быть продан своими кредиторами за долги.
К тому же, дети, родившиеся от браков челяди, приравнивались к движимому имуществу своего владельца, наравне со скотом.
По собственной воле
Удивительно, но некоторые люди отказывались от свободы, добровольно становясь холопами. Причины у всех были разными, но чаще всего они носили материальный характер. Например, отец семейства, испытывающего нужду, мог продать в холопы кого-то из детей или себя самого с условием, что его родные получат средства для существования. Или в неурожайный год страдающие от голода родители отдавали ребенка в кабалу к барину, надеясь, что тот будет хотя бы кормить их дитя.
Брак с холопом или холопкой автоматически понижал социальный статус свободного человека, и все их дети тоже попадали в зависимость от господина.
Иногда житель Древней Руси становился холопом, желая получить престижную работу тиуна или ключника. В таких случаях боярин даже мог заключить с новым «сотрудником» договор, который назывался «ряд». Этот документ определял служебные обязанности и права такого холопа.
Данной теме посвящена статья аспиранта кафедры истории России Удмуртского государственного университета Екатерины Козловской «Социальная мобильность в Древней Руси (по материалам законодательных актов X-XIII веков), которая была опубликована в журнале «Вестник УдГУ» (выпуск 1 за 2019 год). Исследовательница считает, что в некоторых случаях добровольное холопство было оправданно, поскольку оно предоставляло людям не только возможность выжить, но и улучшить свое материальное положение.
Так, княжеский тиун или ключник имел доступ к казне, ни в чем не нуждался, более того, он мог оказывать влияние на решение многих вопросов, в том числе и политических. По сути, такой добровольный холоп являлся влиятельным чиновником, который еще и устраивал на различные должности своих родственников и друзей.
А многие боярские тиуны, в силу их близости к важным господам, имели значительно больше возможностей, чем обычные свободные люди. Для такого холопа получение воли было равнозначно лишению работы.
Кто отменил холопство
Как социальный институт холопство было отменено при Петре I Алексеевиче (1672-1725 гг.), поскольку оно уже не соответствовало реалиям времени. С последовательным закабалением крестьянства грань между крепостными и холопами стала исчезать. К тому же, реформирование системы налогообложения требовало другого подхода к определению социального статуса подданных.
С 1718 года по указанию государя-реформатора в России начали проводиться переписи населения (ревизии), и делалось это для определения подушной подати.
Известный историк Василий Ключевский – автор фундаментальной работы «Курс русской истории», которая впервые была опубликована в Санкт-Петербурге в пяти частях с 1904 по 1922 годы. Третье издание из этой серии, содержащее лекции LXII-LXXXVI, описывает помимо других реформ Петра I и отмену холопства.
«Подушная перепись довершила жестокое упрощение общественного состава, произведенное распоряжениями Петра: все промежуточные слои были без внимания к действовавшему праву втиснуты в два основных сельских состояния – государственных крестьян и крепостных людей, причем в первое из этих состояний вошли однодворцы, черносошные крестьяне, татары, ясашные и сибирские пашенные служилые люди, копейщики, рейтары, драгуны и т.п.», – отметил В.О. Ключевский.
То есть, все холопы автоматически были причислены к крепостным крестьянам, чье правовое положение с этих пор стало неуклонно приближаться к рабскому.
«Холоп» в XIX веке
Читатели уже поняли, что название комедии «Холоп» (режиссер Клим Шипенко), которая вышла в российский прокат в конце 2019 года, является не совсем верным с исторической точки зрения. Ведь сын олигарха Гриша условно попадает в эпоху Александра II Николаевича, который правил Российской империей с 1856 по 1881 годы. Более того, на дворе как бы идет 1860 год, когда в правительстве обсуждалась возможность принятия Манифеста об отмене крепостного права.
Впрочем, хотя во второй половине XIX века в стране уже давно не было никаких холопов, в народной памяти это социально-правовое явление сохранилось надолго. Например, Толковый словарь живого великорусского языка, который составил известный лексикограф Владимир Даль (1801-1872 гг.), дает нам несколько значений этого слова.
Холопами в переносном значении называли дворовых, крепостных людей, подчеркивая их личную зависимость от господина.
Подданные московского царя, подавая челобитные, подобострастно именовали себя его холопами. То есть, покорными слугами.
К тому же, как сказано в начале статьи, это слово частично совпадает с пренебрежительным «холуй». То есть, человек, униженно выслуживающийся перед руководством.
Вероятно, создатели фильма хотели максимально подчеркнуть социальный контраст между положением современного сына олигарха и крепостного парня из XIX века, поэтому выбрали такое название для своей картины.
Источник