Причины кризиса могут быть внешними и внутренними
Содержание статьи
, , , . , . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
, ()
:
080503
:
. .
:
45
. .
2011
1.
1.1 ,
1.2 ,
1.3
2.
2.1
3.
: , . , , .
— . , ( ), , . , , , , (, .), .
: ; , .
, .
, , , , , , . , .
: .
:
1) ; ;
2) ;
3) , .
1.
1.1 ,
— , , , .
, [1]. — , , , : . . , — , , . — : , , . . , .
, — . , , , [2]. , , — .
, , . , , , , — . , — , . , , , . .
, . , , , .
:
* ( .
* ( , );
* ( ).
, , , , , , , , . , . :
1. , , ( — , , . .).
2. — . , .
3. , , , , — .
. :
) , ( );
) , ;
) , .
.
. , ( ), (, ) , .
1.2 ,
, , , ( , , ) (, , , . .). , — , , , , , , .
— . , , . [3] , , , — , ; , . — , .
, . , .. , . . :
1) () , . :
.. = .. + … / ..
, . , . , .
2) , . :
.. = . .- /
3) , , .
.. = / . .
:
1. . , 1 . :
= / . * 100%
2. . , 1 . :
= / * 100%
3. , 1 . :
= / . . * 100%
4. :
= / . . * 100%
, , , , , . , , .
, , , — . (, ), ( , . .).
. — , (, , , ), (, , ). , , .
, , — . . , .
, , . . . 2-3 , — , (). () . , 3 . , — 500, — — 100 . , , , . . , .
. . .
1968 . Z-. 5- , . — , , , , [4].
, , , , , , . , . , — . , , . , , . . , , .
, . — , . : 2-3 , . , , — , . . , , . . — .
— , :
— , 1 , ;
— ;
— , .. , . ;
. , , , 100 .., 150 . . , , 200 . ., .. , .
(Cash flow ). , , .. . . , , , Book-to-Bill Ratio (BBR). . , , , , 100 .., 110 ., BBR=1.1, , BBR 1.2, .
, , . , , , , , ..
1.3
. , , , , , .
— . . :
( );
( ).
, , , — , , , , . , , , . , , , .
:
1) — :
— ;
— ;
— ;
— ;
— .
2) :
— ;
— ;
— ;
— -.
3)
— ;
— ;
— .
:
1) :
— ;
— ;
—
— ;
— ;
— .
2) :
— ;
— ;
— ;
— ;
— .
3) :
— ;
— .
, . , , , 10, , , , , . — . , . — . . , — . . — , , — .
, . :
— ;
— ;
— , , — .
, , .
. , , . , , . , . . . , (, ). . . , , — .
. , . , , , .
— . , , , , , , . — :
* ;
* ;
* , ;
* ;
* ;
* ;
* ;
* , , .
. . . , — .
, , : () ; ; () .
, , . — , . : ; ; ; .
2.
2.1
, , , .
, , . , .
2009 .
.
. , : 1?1; 2?2; 3?3; 4?4.
2009 : 2009 :
2900<11400 12200 < 17250
20000<65700 25000 < 90250
4800<7200 7200 < 42300
188700<211000 211000 >105600
, — . , 1 (. ).
:
1. ().
.
, , 1 .
1,5-2, 3.
2009
2009
, , , , .
2. .
, : ., . // . — 2006. — 3.
0,1
2009
2009
, , .
3. () .
() .
(6 ) . 3 .
— . , . , — , . .. . — .: -, 2007.
( ) . .
22 , . . , , . (Z-) : .. . — .: , 2004.
;
;
;
;
;
.
, 2 (. ).
2009 :
1,2*0,13+1,4*0,06+3,3*0,03+0,6*0,23+0,21=0,549
2009 :
1,2*0,18+1,4*(-0,004)+3,3*(-0,002)+0,6*0,2+0,23=0,55
, , 2009 .
.
=8,381+2+0,0543+0,0634
, 3 (. ).
2009 :
= 8,38*0,13+0,06+0,054*0,21+0,063*0,12=1,17
2009 :
= 8,38*0,18-0,009+0,054*0,000004+0,063*(-0,0125)=1,50
, , 2009 .
— , , , . :
1. .
? .
2009 : 27800-77500= — 49700
2009 : 44900-107600=62700
. — .
1.2 .
>
2009 : 106000-188600= — 82600
2009 : 105500-210500= — 105000
2. , .
2009 : 2009 :
, , .
3. .
.
=-
2009 : 106000-188600= — 82600
2009 : 105500-2105000= — 105000
, 2009 .
4. .
>1
2009 :
2009 :
, 2009 . 2009 .
5. .
, . , , , .
2009 : 2009 :
2009 .
5.1 .
2009 :
2009 :
2009 , 2009 .
, , , . , , , , , .
3.
. , . — , , .
— , , . , , , , . , , , , ; , .
, , ( ) , [6].
1000000 6% . 590000 , . 236000, . 472000, . 50000 + . .
1. : 1000000/100*6%= 60000
2. : 50000/100*26%= 13000
3. : 236000*18%/118= 36000
4. : 236000-36000=200000
5. : 472000*18%/118= 72000
6. : 472000-72000= 400000
7. : 590000*18%/118= 90000
8. : 590000-90000= 500000
9. : 400000-200000=200000
10. : 13000+50000=63000
11. : 200000-63000= 137000
12. : 137000-60000= 77000
13. : 77000/100/20%= 15400
14. : 77000-15400= 61600
2010.
.
, : 1?1; 2?2; 3?3; 4?4.
2010 : 2010 :
12200 < 17250 598200>95650
25000 < 90250 79000<90250
7200 < 42300 7200<1042300
211000 >105600 711000 >167200
2010 , 2010 — . , 2 (. ).
1. ().
.
, , 1 .
1,5-2, 3.
, , 2010 , , . 2010 .
2. .
, :
0,1
2010
2010
,
2010 .
3. () .
() .
(6 ) . 3 .
— . , . , — , .
(Z-) :
;
;
;
;
;
.
, 3 (. ).
2010 :
1,2*0,18+1,4*(-0,004)+3,3*(-0,002)+0,6*0,2+0,23=0,55
2010:
1,2*0,5+1,4*0,04+3,3*0,012+0,6*0,04+0,3=2,36
, 2010 , 2010 .
.
=8,381+2+0,0543+0,0634
, 4 (. ).
2010 :
= 8,38*0,18-0,009+0,054*0,000004+0,063*(-0,0125)=1,50
2010 :
= 8,38*0,5+0,37+0,054*0,29+0,063*0,308=4,6
, 2010 .
— , , , . :
1. .
? .
2010 : 44900-107600=62700
2010 : 684900-186000=498900
2010 .
1.2 .
>
2010 : 105500-210500=-105000
2010 : 167100-710500=-543400
2. , .
2010 : 2010 :
2010 . 2010 .
3. .
=-
2010 : 105500-2105000=-105000
2010 : 167100-710500=-543400
, 2010 .
4. .
>1
2010 :
2010 :
, 2010 . 2010 .
5. .
, . , , , .
2010 : 2010 :
2010 . 2010 .
5.1 .
2010 :
2010 :
2010 . 2010 .
, , . , , . , .
, . , , , , , . , , . , , , , . , . : . , , : , , , , , ( ) .
, , . , , , , , , .
…
, , . . . , , , .
[40,2 K], 24.11.2012
— . . . . .
[35,4 K], 16.02.2010
. , . .
[560,9 K], 17.04.2012
, . . . — «». .
[300,4 K], 06.08.2011
. . . . .
[339,0 K], 16.07.2010
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Антикризисное управление: Шпаргалка
Коллектив авторов
Антикризисное управление: Шпаргалка
1. ПОНЯТИЕ КРИЗИСА И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса: 1) объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; 2) субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении; 3) природные, обусловленные особенностями климата, землетрясениями и др. Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Например, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политическими ситуациями в стране, а внутренние причины – с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность наступления кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать. В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса – может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.
Существует возможность консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться и определенными политическими причинами.
Последствия кризисов теснейшим образом связаны с двумя факторами: их причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.
Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.
Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и характером антикризисного управления, которое может или смягчать, или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.
2. ТИПОЛОГИЯ КРИЗИСОВ
Практика показывает, что кризисы различаются не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути.
Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально- экономическую систему, локальные – только часть ее. В зависимости от проблематики кризиса можно выделить макро– и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики; микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.
В зависимости от структуры отношений в социально-экономической системе, дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы.
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.
Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.
Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.
Психологические кризисы – это кризисы психологического состояния человека. Проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой и социальным положением.
Технологические кризисы возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях (кризис технологической несовместимости изделий, кризис отторжения новых технологических решений).
По ожидаемости кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными. Предсказуемые – наступают как этап развития, могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса – потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием НТП. Неожиданные – часто бывают результатом грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов. Существуют также кризисы явные (протекают заметно и легко обнаруживаются) и латентные (скрытые, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны).
Кроме того, кризисы бывают острыми и мягкими. Острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.
3. ПРИЗНАКИ КРИЗИСА: РАСПОЗНАВАНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ
Классификация кризисов имеет большое значение в их распознавании, а следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.
Преодоление кризисов – управляемый процесс. Об этом свидетельствуют многие кризисы, происходившие в истории развития человечества, производства и экономики. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления. Признаки кризиса дифференцируются прежде всего по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления. В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи могут многое сказать и об опасности кризиса, и о его характере.
Предсказание кризисов возможно только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. Распознавание строится как на действующих в управлении показателях, так и на специализированных, которые, вероятно, в будущем еще придется разрабатывать.
Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их конструирования и практического использования. В современном механизме управления это является его наиболее слабым звеном. Речь идет о методологии распознавания кризиса во всех аспектах этого процесса: цель, показатели, их использование в анализе ситуаций, практическая ценность предвидения кризисов.
Методология распознавания кризиса теснейшим образом связана с организацией этой работы, т. е. с наличием специалистов, определением функций их деятельности, вынесением рекомендаций или решений, взаимодействием в системе управления. Предполагается подготовка и наличие не только так называемых антикризисных менеджеров, но и специализированных в этой деятельности аналитиков.
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ И ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
Возможность и необходимость возникновения экономических кризисов определяются противоречиями между производством и потреблением товаров. По мере развития рыночной экономики, товарного и денежного обращения увеличивается вероятность обострения этого противоречия, так как исчезают прямые экономические связи. В них вклиниваются интересы посредников. Возникает региональная и отраслевая структура экономики, и это происходит в условиях общей интеграции экономической жизни.
Разделение труда, развитие специализации и кооперации обостряют противоречие
Источник
ТЕМА № 1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ТЕМА № 1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.
Влияния на экономические результаты выразятся в снижении всех показателей экономической эффективности, росте затрат, необходимых для функционирования предприятия.
Влияния на социально-экономические результаты деятельности фирмы выразятся в противоречии интересов и степени их удовлетворенности отдельного человека, социальных групп или классов общества.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Антикризисное развитие – это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.
Прогнозирование кризисов
В самом общем виде последовательность действий при прогнозировании кризисов такова:
Ø определение целей и временных пределов прогнозирования кризисов;
Ø понимание причин, сущности и характера данного кризиса;
Ø определение устаревших и, наоборот, перспективных элементов системы и выявление ядра будущей системы;
Ø установление поля действия кризиса;
Ø изучение внешних факторов развертывания будущего кризиса, взаимодействия циклов, их синхронизации и резонансного влияния;
Ø рассмотрение путей выхода из кризиса. Анализ нескольких вариантов выхода из кризиса для разных условий, один принимается как основной;
Ø распознание ошибок в прогнозе, чтобы вовремя внести коррективы, отреагировать на ранее неизвестные факторы;
Ø анализ уроков кризиса.
Большое разнообразие кризисов порождается огромным количеством причин. Антикризисное управление существует для того, чтобы, если возможно, избежать кризиса (предупредить его появление), а если это невозможно — ограничить развитие кризиса и смягчить его последствия.
ПРОФИЛАКТИКА БАНКРОТСТВА
К профилактическим мерам, предупреждающим наступление кризисного состояния у предприятий, относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятий, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом. Суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий.
Популярные профилактические меры по антикризисному регулированию:
Ø Консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве.
Ø Создание специализированных компаний по антикризисному управлению.
Ø Обеспечение условий для инновационной деятельности предприятий, а именно:
Ø осуществление институциональных преобразований;
Ø разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения;
Ø развитие инфраструктуры инновационного процесса;
Ø защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вовлечение ее в оборот;
Ø создание доступного информационного банка о достижениях научно-технического прогресса;
Ø обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
Ø продажа или передача на взаимовыгодных условиях пустующих объектов и объектов незавершенного строительства;
Ø стимулирование спроса у отечественных производителей на конкурентоспособные технологии;
Ø лоббирование возможностей экспорта результатов инновационной деятельности;
Ø формирование региональных фондов перспективных проектов.
Ø Формирование библиотеки инвестиционных проектов региона, предназначенной для посещаемых регион инвесторов, повышение инвестиционной привлекательности региона, подготовка предприятий к взаимодействию с потенциальными инвесторами.
Ø Льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.
Ø Совершенствование законодательства и усиление контроля его выполнения.
Ø Предоставление гарантий при финансировании, а также прямое бюджетное финансирование проектов.
Ø Приоритетное предоставление недвижимой собственности и земельных участков в пользование предпринимателям.
Ø Анализ рыночной конъюнктуры на перспективу.
Ø Создание условий для добросовестной конкуренции.
Ø Целевая переподготовка персонала с целью воспитания профессиональных управленцев на всех уровнях хозяйствования.
Ø Формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства.
Ø Выделение и стимулирование приоритетных видов деятельности.
Ø Налоговые льготы, упрощение порядка расчетов по налогам для малых предприятий.
Ø Предоставление права первоочередного выкупа арендуемых объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств.
Пессимистический путь
Пессимистический путь решения судьбы предприятия предполагает его ликвидацию, которая, согласно Закону, может проходить либо принудительно, либо добровольно. Принудительная ликвидация предприятия осуществляется на основании решения арбитражного суда путем открытия конкурсного производства по делу о банкротстве предприятия. Конечными задачами конкурсного управляющего являются аккумулирование имущества должника, формирование конкурсной массы, оценка ее по рыночной стоимости и реализация, формирование реестра требований кредиторов, составление промежуточного и ликвидационного балансов, а также произведение расчетов по обязательствам должника в порядке установленной очередности.
Под конкурсной массой понимается все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе. Это денежные средства, дебиторская задолженность, неполученное целевое финансирование, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, участие в других организациях с начисленным по ним доходом, нематериальные активы, основные средства, неустановленное оборудование, готовая продукция, запасы.
Стоимостная оценка конкурсной массы по учетным ценам вместе с текущими активами, непосредственно связанными с деятельностью конкурсного управляющего, представляет собой активы промежуточного баланса предприятия-должника. Баланс составляется после срока предъявления кредиторами своих требований и проведения инвентаризации имущества и является связующим звеном баланса хозяйственной деятельности с ликвидационным балансом.
Ликвидационный баланс — основной документ, регламентирующий расчеты с кредиторами. В отличие от промежуточного он отражает реальную стоимость активов предприятия, по которой они будут реализованы, а также размер установленных требований кредиторов, т. е. реальную стоимость пассивов.
В соответствии с Законом о банкротстве можно выделить две группы очередности удовлетворения требований кредиторов, условно их можно назвать внеочередные и очередные.
Очередность удовлетворения требований кредиторов
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
o судебные расходы должника;
o расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
o текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
o требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;
o задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
o иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
Если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
1. в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3. в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами (конкурсные кредиторы и уполномоченные органы). В данной очереди три «подочереди».
При наличии незаявленных требований кредиторов первой и второй очередей расчеты с кредиторами последующих очередей приостанавливаются.
Если денежных средств от продажи имущества ликвидируемого предприятия недостаточно для полного погашения задолженности перед кредиторами, то они распределяются пропорционально суммам требований при строгом соблюдении очередности. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостатка имущества должника, считаются погашенными.
Оптимистический путь
Оптимистический путь решения проблемы преодоления кризисного состояния предприятия состоит в попытке его оздоровления.
Главная задача наблюдения, которое длится не более 6 месяцев, — выбрать меры по преодолению несостоятельности предприятия. Кроме того, в ходе его обеспечивается сохранность имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела. Эти две задачи возлагаются на временного управляющего. При этом руководитель должника не отстраняется от выполнения своих обязанностей. Вместе с тем вводятся некоторые ограничительные и запретительные меры, связанные с осуществлением им деятельности. Контроль их соблюдения есть следующая задача временного управляющего.
О результатах своей деятельности временный управляющий докладывает на первом собрании кредиторов, которое на основании полученной информации определяет дальнейшую судьбу предприятия. При этом принимается одно из следующих решений:
о введении финансового оздоровления и обращении в этой связи в арбитражный суд;
о введении внешнего управления и обращении в этой связи в арбитражный суд;
об обращении в арбитражный суд с иском о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
о количественном составе комитета кредиторов, избрании его членов;
утверждение кандидатуры арбитражного управляющего и порядка его вознаграждения;
о заключении мирового соглашения и прекращении производства по делу.
Финансовое оздоровление — процедура банкротства на срок не более чем 2 года, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ТЕМА № 1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.
Влияния на экономические результаты выразятся в снижении всех показателей экономической эффективности, росте затрат, необходимых для функционирования предприятия.
Влияния на социально-экономические результаты деятельности фирмы выразятся в противоречии интересов и степени их удовлетворенности отдельного человека, социальных групп или классов общества.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Антикризисное развитие – это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.
Прогнозирование кризисов
В самом общем виде последовательность действий при прогнозировании кризисов такова:
Ø определение целей и временных пределов прогнозирования кризисов;
Ø понимание причин, сущности и характера данного кризиса;
Ø определение устаревших и, наоборот, перспективных элементов системы и выявление ядра будущей системы;
Ø установление поля действия кризиса;
Ø изучение внешних факторов развертывания будущего кризиса, взаимодействия циклов, их синхронизации и резонансного влияния;
Ø рассмотрение путей выхода из кризиса. Анализ нескольких вариантов выхода из кризиса для разных условий, один принимается как основной;
Ø распознание ошибок в прогнозе, чтобы вовремя внести коррективы, отреагировать на ранее неизвестные факторы;
Ø анализ уроков кризиса.
Большое разнообразие кризисов порождается огромным количеством причин. Антикризисное управление существует для того, чтобы, если возможно, избежать кризиса (предупредить его появление), а если это невозможно — ограничить развитие кризиса и смягчить его последствия.
Источник