Причины которые могут привести к политическому кризису
Причины политических кризисов — КиберПедия
Политический кризис в стране стал предметом обсуждения на международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Украинского центра политического менеджмента. Политологи, психологи, социологи, историки, философы искали ответ на два главных вопроса: почему страна оказалась в самом масштабном со времен независимости Украины кризисе и как теперь из него выйти?
Причины нынешнего критического положения участники конференции разделили на политические, экономические и социальные. Ученые уверены, что в тупике страна оказалась, прежде всего, из-за непрофессиональных политиков, их неумелого руководства. Обретя независимость после развала СССР, Украина взяла курс на демократию, построить которую, к несчастью, не удалось и по сей день. По мнению политологов, многие из тех, кто находится сегодня у власти, «интеллектуально неспособны управлять» и ведут антиукраинскую и антиконституционную политику, доведшую страну до кризиса во всех отношениях. Приводились и результаты последних социологических опросов: 49% населения не воспринимают Украину самостоятельной державой, 62% не довольны своим положением и 72% готовы принять сильную руку.
Уже не верят в светлое будущее страны ни взрослые, ни малые дети, а каждый четвертый студент сегодня желает уехать за рубеж, где уже живут и работают без малого пять выборов, давно никого не удивляет. Вопрос: почему? Дело в том, считают специалисты, что политики воспринимают власть как собственность и как объект сверхприбыли. Говорят, место в парламенте стоит около 20 миллионов долларов и «отбивается» всего за три месяца. Но страшно даже не это, а то, что все всё знают, но сделать ничего не могут — не позволяет наша избирательная система. При наличии 153 партий выбор украинца ограничен. Поскольку люди ценят свой голос, они стараются, чтобы он был учтен, и поэтому вынуждены голосовать не за тех, чью позицию разделяют, а за тех, кто победит. Падение активности избирателей происходит отнюдь не по политическим соображениям, причина — трехпроцентный барьер, который по закону должна преодолеть каждая партия, чтобы пройти в парламент. Люди, перестраховываясь, выбирают не по сердцу, а по принципу «меньшего зла», то есть отдают свои голоса тем, кто просто гарантированно попадет в Верховную Раду. В итоге после 2004 года результате выборов далеко не полностью отражают политические настроения избирателей. Более того, способствуют постоянному «круговороту» одних и тех же политиков. По итогам конференции, было выделено 11 основных причин, которые вогнали страну в политический кризис, но главное, что ученые предложили семь путей выхода из него. Прежде всего, необходимо действовать согласно нормам, пусть и не досконального, но Основного Закона — Конституции — как необходимого стабилизирующего фактора. Необходимы также изменение избирательной системы и реформа местного самоуправления, в основе которой выборы в местные советы будут заменены с пропорциональных на мажоритарные. Важным политологи считают преодоление поляризации общества, так как раскол украинского народа на два противоположных лагеря усугубляется. Кроме того, если нынешнюю политическую и экономическую ситуацию правильно разыграть, ее можно использовать для формирования сильной оппозиции, деятельность которой будет направлена на преодоление сегодняшних проблем. Конкретные меры, считают ученые, уже сегодня необходимы для усиления среднего класса и селянства как потенциальной основы стабильности. Другими словами, частным и малым предпринимателям надо создать льготные условия или как минимум — просто не мешать выстоять в нынешнем хаосе. Эти люди трудятся сами и дают рабочие места другим, они ничего не просят у государства, но вместе с тем платят налоги, пополняя его казну. Последняя рекомендация — откровенность и прозрачность действий власти. Сейчас, говорят политологи, необходимо честно объяснить людям ситуацию, в которой мы все находимся. Это объединит народ. А вопрос открытости и прозрачности — это фундамент демократии.
11 причин политического кризиса:
Несовершенство избирательной системы
Слабость оппозиции
Поляризация общества
Отсутствие объединяющей национальной идеи
Кризис институтов власти
Отсутствие сформированного среднего класса
Несформированность институтов гражданского общества
Кадровый кризис
Отсутствие в обществе широкой поддержки действий политических лидеров
Отсутствие контроля за деятельностью политического класса и механизмов ответственности перед обществом
Внешнеполитическое влияние
Политическая культура
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Источник
Политический кризис — Студопедия
Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, в конфликтологии и политологии используется понятие «политический кризис» (греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход).
Политический кризис — это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
Политический кризис характеризуется делегитимацией(противоположное — легитимации)структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).
Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).
Правительственный кризис- особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.
Парламентский кризис — это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат — роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог — роспуск парламента и назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в конфликтологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.
Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.
Для поддержания легитимности власти используются различные средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.
Показателями легитимности власти выступают: 1) уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; 2) наличие попыток свержения правительства или лидера; 3) сила проявления гражданского неповиновения; 4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.
Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.
В этой связи следует отметить двоякое и противоречивое влияние информационной революции. С одной стороны, высокий образовательный уровень населения способствует быстрому, но в основном поверхностному приобщению к ценностям политической культуры участия. С другой стороны, западная модель социального поведения, выражающаяся в таких ценностях, как частная собственность, правовое государство, для значительной части населения является достаточно абстрактной, не усвоенной в процессе социализации, поскольку отсутствуют деятельностно-активная ориентация личности, психология рационального оптимизма и предпринимательские традиции. Отсюда проблема психологической и нравственной приемлемости политической модернизации, которая воспринимается не как национальное развитие, а как иностранное или космополитическое влияние.
Проблема идентификации решается двумя путями:
1) с помощью харизматических лидеров, способных объединить национальную или территориальную общность; при этом обычно используются радикальные средства политической мобилизации населения, что чревато насилием, несущим внутреннее отрицание целей политической модернизации;
2) путем осуществления государственной политики, нацеленной на создание механизма содействия людям в поисках идентичности, что предполагает отказ от идеологических решений и концентрацию усилий на профессиональном обучении, широком использовании опыта других стран, формирование благоприятных условий для социальной мобильности.
Решающими здесь оказываются два слоя. Первый из них — интеллигенция. Она вносит мутации в культуру, продуцирует инновации, способные открывать путь к новым цивилизационным завоеваниям. Второй слой — бюрократия. Она способна обеспечить сохранность социальной наследственности, тех социальных структур, которые исторически сложились и которые составляют основу существующего образа жизни.
Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.
Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.
Источник
Причины политического кризиса с точки зрения политологов
Политический кризис в стране стал предметом обсуждения на международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Украинского центра политического менеджмента. Политологи, психологи, социологи, историки, философы искали ответ на два главных вопроса: почему страна оказалась в самом масштабном со времен независимости Украины кризисе и как теперь из него выйти?
Причины нынешнего критического положения участники конференции разделили на политические, экономические и социальные. Ученые уверены, что в тупике страна оказалась, прежде всего, из-за непрофессиональных политиков, их неумелого руководства. Обретя независимость после развала СССР, Украина взяла курс на демократию, построить которую, к несчастью, не удалось и по сей день. По мнению политологов, многие из тех, кто находится сегодня у власти, «интеллектуально неспособны управлять» и ведут антиукраинскую и антиконституционную политику, доведшую страну до кризиса во всех отношениях. Приводились и результаты последних социологических опросов: 49% населения не воспринимают Украину самостоятельной державой, 62% не довольны своим положением и 72% готовы принять сильную руку.
Уже не верят в светлое будущее страны ни взрослые, ни малые дети, а каждый четвертый студент сегодня желает уехать за рубеж, где уже живут и работают без малого пять выборов, давно никого не удивляет. Вопрос: почему? Дело в том, считают специалисты, что политики воспринимают власть как собственность и как объект сверхприбыли. Говорят, место в парламенте стоит около 20 миллионов долларов и «отбивается» всего за три месяца. Но страшно даже не это, а то, что все всё знают, но сделать ничего не могут — не позволяет наша избирательная система. При наличии 153 партий выбор украинца ограничен. Поскольку люди ценят свой голос, они стараются, чтобы он был учтен, и поэтому вынуждены голосовать не за тех, чью позицию разделяют, а за тех, кто победит. Падение активности избирателей происходит отнюдь не по политическим соображениям, причина — трехпроцентный барьер, который по закону должна преодолеть каждая партия, чтобы пройти в парламент. Люди, перестраховываясь, выбирают не по сердцу, а по принципу «меньшего зла», то есть отдают свои голоса тем, кто просто гарантированно попадет в Верховную Раду. В итоге после 2004 года результате выборов далеко не полностью отражают политические настроения избирателей. Более того, способствуют постоянному «круговороту» одних и тех же политиков. По итогам конференции, было выделено 11 основных причин, которые вогнали страну в политический кризис, но главное, что ученые предложили семь путей выхода из него. Прежде всего, необходимо действовать согласно нормам, пусть и не досконального, но Основного Закона — Конституции — как необходимого стабилизирующего фактора. Необходимы также изменение избирательной системы и реформа местного самоуправления, в основе которой выборы в местные советы будут заменены с пропорциональных на мажоритарные. Важным политологи считают преодоление поляризации общества, так как раскол украинского народа на два противоположных лагеря усугубляется. Кроме того, если нынешнюю политическую и экономическую ситуацию правильно разыграть, ее можно использовать для формирования сильной оппозиции, деятельность которой будет направлена на преодоление сегодняшних проблем. Конкретные меры, считают ученые, уже сегодня необходимы для усиления среднего класса и селянства как потенциальной основы стабильности. Другими словами, частным и малым предпринимателям надо создать льготные условия или как минимум — просто не мешать выстоять в нынешнем хаосе. Эти люди трудятся сами и дают рабочие места другим, они ничего не просят у государства, но вместе с тем платят налоги, пополняя его казну. Последняя рекомендация — откровенность и прозрачность действий власти. Сейчас, говорят политологи, необходимо честно объяснить людям ситуацию, в которой мы все находимся. Это объединит народ. А вопрос открытости и прозрачности — это фундамент демократии.
11 причин политического кризиса:
Несовершенство избирательной системы
Слабость оппозиции
Поляризация общества
Отсутствие объединяющей национальной идеи
Кризис институтов власти
Отсутствие сформированного среднего класса
Несформированность институтов гражданского общества
Кадровый кризис
Отсутствие в обществе широкой поддержки действий политических лидеров
Отсутствие контроля за деятельностью политического класса и механизмов ответственности перед обществом
Внешнеполитическое влияние
Юрий Шайгородский, руководитель Украинского центра политического менеджмента, кандидат психологических наук: «Парадокс: общество к переменам не готово, но оно их ждет. Обоснованно ли? В результате возможных внеочередных выборов в парламенте вряд ли кардинально поменяется ситуация. Существующие противоречия не будут устранены. Они никуда не денутся. Не решат они и проблему экономического кризиса. Сейчас и парламент, и Кабинет Министров, и Секретариат Президента предлагают каждый свои пути решения проблем. Даже нынешняя ситуация не может заставить их объединиться и выйти на консолидирующее решение. После выборов, возможно, поменяются местами уже находящиеся в парламенте политические силы. Кто был в оппозиции, может быть, получит власть, и — наоборот. И перейдут в активную (пусть не объявленную официально) фазу подготовки к выборам президентским. А вот упразднение проходного барьера могло бы способствовать поиску компромисса внутри парламента. К примеру, при отсутствии барьера, в парламенте могут оказаться представители экологических партий, или партии малого и среднего бизнеса, своего представителя могла бы иметь, скажем, КМКС «Партия венгров Украины». С их мнением и их голосом в парламенте придется считаться. Но изменения такого рода в избирательном законодательстве могут быть внесены существующим составом парламента только в результате «умерения» собственных амбиций, осознания необходимости поиска путей консолидации общества. Поэтому, как ни странно, но нынешний кризис имеет и позитив, сейчас он может объединить и людей, и ответственных политиков. А украинцы завтра будут не только доверять власть кому-то, но и научатся спрашивать с тех, кого выбрали о выполнении данных обещаний».
Николай Михальченко, доктор философских наук, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, президент Украинской академии политических наук: «В Украине еще не все имущество поделили, есть еще многое, и не только фабрики, заводы, пароходы, есть земля, нефть, государственная недвижимость. Этот передел собственности будет продолжаться еще долгие годы, а каждый передел сопровождают кризисы, политические конфликты и т.д. С одной стороны, украинское общество является кризисным, а с другой — многие страны тоже проходят такие этапы, только в другие сроки».
Валерий Бебик, доктор политических наук, профессор, проректор по информационно-аналитической работе Открытого международного университета развития человека «Украина»: «Смотришь на наших политиков, которые непрофессиональны не только с точки зрения классической науки — политического менеджмента, но и в политической практике, и становится грустно. На мой взгляд, политическая деятельность должна осуществляться системно и начинать надо, безусловно, с Конституции, очевидно, стоило бы обновить и деятельность национальной конституционной рады, которая только один раз собиралась на заседание. У нас систематизированы пока только конфликты во власти».
Леонид Тупчиенко, кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социальных технологий Национального авиационного университета: «Сегодня уже пришли дети тех, кто вошел в украинскую элиту с партноменклатуры. То есть, мы уже имеем второе поколение вхождения в украинскую политическую систему элиты кадров, которое выросло тогда и там. Мы очень добросовестно привозили сюда американцев, французов, немцев и слушали их, учились у них, а самим подумать, чтоб создать свою модель, не было и вопроса такого, мы больше поражали оригинальностью наших переводов зарубежных идей».
Источник