Причины которые могут привести к образованию прожогов
Содержание статьи
Прожог сварного шва: причины, из-за чего это происходит
Прожог сварного шва: причины, из-за чего это происходит
Прожог сварного шва является серьезным дефектом сварки, который ухудшает не только внешний вид металлических изделий, но и становится причиной их разрушения. Чтобы не допустить прожога металла при сварке, важно знать, из-за чего именно он образуется и как можно повлиять на данный процесс.
Прожог — это сквозное или частичное отверстие в металле. Образуется данный дефект по разным причинам, но в основном из-за ошибок касательно выбора сварочного оборудования и материалов, а также неправильных настроек режима сварки. Рассмотрим в данной статье сайта про сваркуmmasvarka.ru, что такое прожог сварного шва, и как его не допустить при сварке тонкого металла.
Причины возникновения прожогов при сварке
Основные причины из-за чего образуется прожог в металле, связаны вот с чем:
- Осуществляется ручная дуговая сварка слишком тонкого металла;
- Неправильно подобранный диаметр и электроды для сварки;
- Выставлены не те значения сварочного тока на инверторе;
- Неправильно подобран режим сварки (способ сваривания заготовки и её расположение, а также другие моменты, например, скорость сварки, слишком короткая или длинная дуга);
- Металл не успевает охлаждаться в процессе сварки.
Все вышеперечисленные нюансы, так или иначе, влияют на появление прожогов.
Чтобы не допустить возникновение данного дефекта при сварке металлов, нужно обладать определенным опытом и знаниями.
Как не допустить прожог сварного шва
Основная доля прожогов металла при сварке приходится на ошибки связанные с регулировкой сварочного аппарата. Завышенные значения тока, непременно приведут к тому, что на тонком металле образуются сквозные дыры и подобные им дефекты.
Рассчитать сварочный ток для какого-то конкретного случая, можно по очень простой формуле, где L=KD (D это диаметр электрода, K коэффициент). Нужно вместо D подставить используемый диаметр электрода.
Что касается значений коэффициента, то оно может варьироваться в пределах 25-60. Для сварки металла в нижнем положении, рекомендуется выбирать значение коэффициента в пределах 30-35, для другого способа сварки, немного ниже.
Кроме того, предотвратить прожог сварного шва помогут нижеприведённые советы:
- Если нужно варить тонкий металл, то используйте сначала прихватки;
- Не отводите электрод быстро вверх, из-за чего возникнет мощная сварочная дуга, которая приведёт к прожогу тонкого металла;
- Варите постепенно, давайте металлу остывать. Лучше варить «короткими перебежками», что также исключить прожог;
- По возможности охлаждайте заготовку;
- Правильно настройте сварочный аппарат и четко соблюдайте выбранный режим сварки.
Многое из вышесказанного приходит только с опытом. Поэтому не стоит удивляться и «грешить» на сварочный аппарат, мол, тот некачественной сборки и прожигает металл. В большинстве случаев виноват именно сварщик, ну и значительная часть проблем уходит тогда, когда «рука набита» и ты знаешь что делать.
Как убрать прожог металла при сварке
Убрать прожог в металле можно, однако, процедура эта непростая и осуществляется за несколько отдельных этапов. Для начала стоит проанализировать дефект, а без его зачистки, удаления шлака и т. д., здесь уже не обойтись. Поэтому берём шлифмашину и хорошенько зачищаем дефектное место, которое нужно заново заварить.
Второй этап, это подваривание прожога. Во время его выполнения необходимо заполнить отверстие расплавленным металлом, после чего, опять же, проинспектировать его, и если требуется, то снова зачистить. Наиболее трудно исправить прожог сварного шва на угловых соединениях. Здесь приходится сначала защищать одну сторону (внутреннюю), а затем вторую, и только после этого можно приступать к исправлению своих косяков.
Еще статьи про сварку:
Источник
Прожог сварного шва
Прожог сварного шва: причины, из-за чего это происходит
Прожог сварного шва является серьезным дефектом сварки, который ухудшает не только внешний вид металлических изделий, но и становится причиной их разрушения. Чтобы не допустить прожога металла при сварке, важно знать, из-за чего именно он образуется и как можно повлиять на данный процесс.
Прожог — это сквозное или частичное отверстие в металле. Образуется данный дефект по разным причинам, но в основном из-за ошибок касательно выбора сварочного оборудования и материалов, а также неправильных настроек режима сварки. Рассмотрим в данной статье сайта про сварку mmasvarka.ru, что такое прожог сварного шва, и как его не допустить при сварке тонкого металла.
Причины возникновения прожогов при сварке
Основные причины из-за чего образуется прожог в металле, связаны вот с чем:
- Осуществляется ручная дуговая сварка слишком тонкого металла;
- Неправильно подобранный диаметр и электроды для сварки;
- Выставлены не те значения сварочного тока на инверторе;
- Неправильно подобран режим сварки (способ сваривания заготовки и её расположение, а также другие моменты, например, скорость сварки, слишком короткая или длинная дуга);
- Металл не успевает охлаждаться в процессе сварки.
Все вышеперечисленные нюансы, так или иначе, влияют на появление прожогов.
Чтобы не допустить возникновение данного дефекта при сварке металлов, нужно обладать определенным опытом и знаниями.
Как не допустить прожог сварного шва
Основная доля прожогов металла при сварке приходится на ошибки связанные с регулировкой сварочного аппарата. Завышенные значения тока, непременно приведут к тому, что на тонком металле образуются сквозные дыры и подобные им дефекты.
Рассчитать сварочный ток для какого-то конкретного случая, можно по очень простой формуле, где L=KD (D это диаметр электрода, K коэффициент). Нужно вместо D подставить используемый диаметр электрода.
Что касается значений коэффициента, то оно может варьироваться в пределах 25-60. Для сварки металла в нижнем положении, рекомендуется выбирать значение коэффициента в пределах 30-35, для другого способа сварки, немного ниже.
Кроме того, предотвратить прожог сварного шва помогут нижеприведённые советы:
- Если нужно варить тонкий металл, то используйте сначала прихватки;
- Не отводите электрод быстро вверх, из-за чего возникнет мощная сварочная дуга, которая приведёт к прожогу тонкого металла;
- Варите постепенно, давайте металлу остывать. Лучше варить «короткими перебежками», что также исключить прожог;
- По возможности охлаждайте заготовку;
- Правильно настройте сварочный аппарат и четко соблюдайте выбранный режим сварки.
Многое из вышесказанного приходит только с опытом. Поэтому не стоит удивляться и «грешить» на сварочный аппарат, мол, тот некачественной сборки и прожигает металл. В большинстве случаев виноват именно сварщик, ну и значительная часть проблем уходит тогда, когда «рука набита» и ты знаешь что делать.
Как убрать прожог металла при сварке
Убрать прожог в металле можно, однако, процедура эта непростая и осуществляется за несколько отдельных этапов. Для начала стоит проанализировать дефект, а без его зачистки, удаления шлака и т. д., здесь уже не обойтись. Поэтому берём шлифмашину и хорошенько зачищаем дефектное место, которое нужно заново заварить.
Второй этап, это подваривание прожога. Во время его выполнения необходимо заполнить отверстие расплавленным металлом, после чего, опять же, проинспектировать его, и если требуется, то снова зачистить. Наиболее трудно исправить прожог сварного шва на угловых соединениях. Здесь приходится сначала защищать одну сторону (внутреннюю), а затем вторую, и только после этого можно приступать к исправлению своих косяков.
Источник
Строительный справочник | материалы — конструкции — технологии
Все отклонения от технологических параметров, вызванные небрежностью в работе, нарушением режимов и внешними причинами, часто не зависящими от сварщика, могут привести к возникновению дефектов в сварочном шве и околшовной зоне, попадающей в область термического воздействия. К дефектам приводит и нарушение технологических приемов как самого процесса сварки, так и некачественная подготовка, неисправность оборудования, отклонения от норм качества сварочных материалов, влияние погодных условий, низкая квалификация сварщика.
Возникновение дефектов часто связано с металлургическими и тепловыми явлениями, возникающими в процессе образования сварочной ванны и ее кристаллизации (горячие и холодные трещины, поры, шлаковые включения и т.д.; Эти дефекты снижают прочность и надежность сварного соединения, его герметичность и коррозионную стойкость. Все это может оказать значительное влияние на эксплуатационные возможности всей конструкции и даже вызвать ее разрушение.
Дефекты сварочных швов могут быть наружными и внутренними.
Наружные дефекты сварочных швов
К наружным дефектам сварных швов (рис.1) относят нарушение размеров и формы шва, подрезы и другие отклонения, которые могут быть обнаружены при внешнем осмотре сварного соединения.
Нарушение формы и размеров сварного шва чаще всего вызваны колебаниями напряжения в электрической сети, небрежностью в работе или низкой квалификацией сварщика, проявляющейся в неправильном выборе режимов, неточном направлении электрода и методике его перемещения. Дефекты проявляются в неодинаковой ширине сварочного шва по его длине, в неравномерности катета угловых швов, чрезмерной выпуклости и резких переходах от основного металла к наплавленному. Отклонения от размеров и формы сварного соединения, проявляющиеся в угловых швах, связаны с неправильной подготовкой кромок, неравномерной скоростью сварки, а также с несвоевременным контрольным обмером шва. При автоматической и полуавтоматической сварке эти дефекты чаще всего связаны с колебаниями напряжения, проскальзыванием проволоки в подающих роликах, нарушениями режимов сварки.
Непровар — местное отсутствие сплавления между свариваемыми элементами, между основным и наплавленным металлом или отдельными слоями шва при многослойной сварке. Причинами непровара являются некачественная подготовка свариваемых кромок (окалина, ржавчина, малый зазор, излишнее притупление и т.д.), большая скорость сварки, смещение электрода с оси стыка, недостаточная сила тока. В результате непровара снижается сечение шва и возникает местная концентрация напряжений, что в конечном итоге снижает прочность сварного соединения. При вибрационных нагрузках даже мелкие непровары могут снижать прочность соединения до 40%. Большие непровары корня шва могут снизить прочность до 70%. Поэтому если непровар превышает допустимую величину, участок шва подлежит удалению с последующей переваркой.
Подрез — дефект, наиболее часто встречающийся при сварке. Он выражен в виде углубления по линии сплавления сварного шва с основным металлом. В результате подреза происходит местное уменьшение толщины основного металла, что приводит к снижению прочности. Особенно опасен подрез в случаях, когда он расположен перпендикулярно действующим рабочим напряжениям. Подрез возникает обычно при повышенном напряжении дуги с завышенной скоростью сварки, когда одна из кромок проплавляется глубже, жидкий металл стекает на горизонтальную плоскость и его не хватает для заполнения канавки. При сварке угловых швов подрезы возникают в основном из-за смещения электрода в сторону вертикальной стенки, что вызывает значительный разогрев, плавление и стекание металла на горизонтальную полку. В стыковых швах подрезы образуются при сварке на больших токах и при неправильном положении присадочного материала. К подрезу могут привести увеличенные углы разделки кромок. Этот дефект обнаруживается визуально и при отклонениях выше установленной нормы полежит переварке с предварительной зачисткой. Подрезы небольшой протяженности, ослабляющие сечение шва не более чем на 5% в конструкциях, работающих под действием статических нагрузок можно считать допустимыми. В конструкциях, работающих на выносливость, подрезы недопустимы.
Наплыв — проявляется в виде натекания металла шва на поверхность основного металла без сплавления с ним. Наплывы резко изменяют очертания швов и тем самым снижают выносливость констукции. Причиной этого дефекта может стать пониженное напряжение дуги, наличие окалины на свариваемых кромках, медленная сварка, когда появляются излишки расплавленного присадочного металла. Чаще всего наплывы возникают при сварке горизонтальных швов на вертикальной плоскости. При сварке кольцевых поворотных стыков наплывы могут возникать при неправильном расположении электрода относительно оси шва. Наплывы большой протяженности недопустимы.
Прожог — сквозное проплавление обычно возникает из-за большого тока при малой скорости сварки. Проявляется он в виде сквозного отверстия в сварочном шве, которое возникает в результате утечки сварочной ванны. При многослойной сварке прожог возникает в процессе выполнения первого прохода шва. Причинами прожога могут стать — завышенный зазор между свариваемыми кромками, недостаточная толщина подкладки или неплотное ее прилегание к основному металлу, что создает предпосылку для утечки сварочной ванны. Прожог может образоваться при внезапной остановке подачи защитного газа. При сварке поворотных кольцевых стыков прожоги вызываются неправильным расположением электрода относительно зенита. Дефект обнаруживается визуально и переваривается после предварительной зачистки. Ожоги вызываются попаданием жидкого металла на участки, которые находятся вне сварного шва.
Незаваренный кратер — дефект сварного шва, который образуется в виде углублений в местах резкого отрыва дуги в конце сварки. В углублениях кратера могут появляться усадочные рыхлости, часто переходящие в трещины. Кратеры обычно появляются в результате неправильных действий сварщика. При автоматической сварке кратер может появляться в местах выводных планок, где обрывается сварочный шов. Кратеры часто являются причиной начала развития трещин и поэтому недопустимы. Их зачищают и заваривают.
Поверхностное окисление — окалина или пленка оксидов на поверхности сварного соединения. Поверхностное окисление зависит от плохой защиты сварочной ванны, качества подготовки свариваемых кромок, неправильной регулировки подачи защитного газа, его составом, большим вылетом электрода.
Свищ — воронкообразное углубление в сварочном шве, развивающееся из раковины или большой поры. Причиной развития свища чаще всего является некачественная подготовка поверхности и присадочной проволоки под сварку. Дефект обнаруживается визуально и подлежит переварке.
Внутренние дефекты сварочных швов
Трещины бывают холодные и горячие (рис. 2). Трещины могут быть как наружными, так и внутренними. Это самые опасные дефекты сварного соединения, часто приводящие к его разрушению. Проявляются они в виде разрыва в сварном шве или в прилегающих к нему зонах. Сначала трещины образуются с очень малым раскрытием, но под действием напряжений их распространение может быть соизмеримо со скоростью звука, в результате чего происходит разрушение конструкции. Причинами образования трещин являются большие напряжения, возникающие при сварке. Чаще всего трещины проявляются при сварке высокоуглеродистых и легированных сталей в результате быстрого охлаждения сварочной ванны. Вероятность появления трещин увеличивается при жестком закреплении свариваемых деталей.
Горячие трещины — появляются в процессе кристаллизации металла при температурах 1100 -1300°С вследствие резкого снижения пластических свойств и развития растягивающих деформаций. Появляются горячие трещины на границах зерен кристаллической решетки. Появлению горячих трещин способствует повышенное содержание в металле шва углерода, кремния, водорода, никеля, серы и фосфора. Горячие трещины могут возникать как в массиве шва, так и в зоне термического влияния. Распространяться горячие трещины могут как вдоль, так и поперек шва. Они могут быть внутренними или выходить на поверхность.
Холодные трещины — возникают при температурах ниже 120°С, то есть сразу после остывания сварочного шва. Кроме того, холодные трещины могут возникнуть и через длительный промежуток времени. Причиной появления холодных трещин являются сварочные напряжения, возникающие во время фазовых превращений, приводящих к снижению прочностных свойств металла. Причиной появления холодных трещин может стать растворенный атомарный водород, не успевший выделиться во время сварки. Причинами попадания водорода могут служить непросушенные швы или сварочные материалы, нарушения защиты сварочной ванны.
Поры — представляют собой полости внутри шва, заполненные не успевшим выделиться газом (в первую очередь водородом). Они могут быть округлой или вытянутой формы, а их размеры зависят от размеров пузырьков образовавшихся газов. Поры могут быть одиночными или развиваться целой цепочкой вдоль сварочного шва. Основными причинами появления пор являются: присутствие вредных примесей в основном или присадочном металлах, ржавчина или другие загрязнения, не удаленные со свариваемых кромок перед сваркой. Повышенное содержание углерода также способствует появлению пор. Поры могут появляться при нарушениях защиты сварочной ванны, повышенной скорости сварки. Основной причиной появления пор при сварке плавящимся электродом является отсыревшее покрытие. Одиночные поры не опасны, но их цепочка влияет на прочность сварного соединения. Участок сварочного шва, в котором присутствуют поры, подлежит переварке предварительной механической зачисткой.
Шлаковые включения — это дефекты сварного шва, выраженные в наличии полостей, заполненных не успевшим всплыть шлаком. Образование шлаковых включений происходит при некачественной подготовке свариваемых кромок и присадочного материала, завышенной скорости сварки или плохой защите ванны. При сварке в защитных газах шлаковые включения встречаются редко. Шлаковые включения могут иметь размер до нескольких десятков миллиметров и поэтому являются очень опасными. Участок шва, на котором шлаковые включения превышают допустимые нормы, подлежит вырубке переварке.
Вольфрамовые включения — возникают при нарушении защиты сварочной ванны при сварке неплавящимся вольфрамовым электродом. Кроме этого вольфрамовые включения возникают при коротких замыканиях или завышенной плотности тока. Особенно часто встречаются вольфрамовые включения при сварке алюминия и его сплавов, в которых вольфрам нерастворим.
Оксидные включения — образуются в результате образования труднорастворимых тугоплавких пленок. Чаще всего они возникают вследствие значительных поверхностных загрязнений или при нарушениях защиты сварочной ванны. Являясь прослойкой в массиве шва, оксидные включения резко снижают прочность сварного соединения могут привести к его разрушению под приложенной в процессе эксплуатации нагрузкой.
Источник
Дефекты сварных швов
Дефектами сварных швов называют разные виды нарушений параметров шва и отклонений от нормативов. Дефекты сварочных швов и соединений негативно отражаются на прочности, долговечности шва и других эксплуатационных характеристиках. Их можно классифицировать по типу, размеру и критичности. Профессиональная оценка дефектов сварных швов позволяет определить их тип, выявить причину появления и выбрать способ устранения. Выявлением причины и устранением последствий дефектов швов должны заниматься профессионалы, для этого используется специальное оборудование.
Виды дефектов сварных швов
При сварке металлических заготовок используются разные виды швов, характеристики которых регулируются ГОСТом. Любой дефект сварного соединения поддается классификации. Размеры дефектов сварных швов позволяют отнести их к допустимым или недопустимым. Поэтому точное измерение и контроль шва, а также выявление имеющихся дефектов дает возможность отбраковать недостаточно прочные и надежные соединения.
По месту локализации выделяют поверхностные дефекты сварных швов, сквозные и внутренние.
При использовании ручного аппарата для сварки разные виды дефектов сварочного шва являются результатом недостаточной опытности сварщика, использования некачественных материалов или нарушения технологии. Дефекты сварных швов и соединений могут быть как незначительными, позволяющими эксплуатировать изделия, так и полностью нарушающими структуру металла в зоне соединения.
Наплывы
Наплывы — распространенные виды дефектов сварных швов. Они характерны для сварки, проводимой в горизонтальном положении. Наплыв — внешний дефект сварных швов, при котором расплавленный металл застывает в виде бугорков. Дефекты сварного шва при наплыве могут отличаться по размеру: от одной капли до длинного ряда.
Такие сварочные дефекты возникают из-за слишком большой силы тока, неправильно выбранного угла наклона заготовки. Чаще всего отклонения заметны еще в процессе сварки. Однако если не обратить на них внимания в процессе работы, дефект может оказаться скрытым, поэтому обнаружить его будет сложнее.
Подрезы
Подрезы еще один тип дефектов сварочных швов. Это углубления, проходящие вдоль шва, к образованию которых чаще всего приводит слишком большой ток, вызывающий перегрев материала. Такие дефекты при газовой сварке могут возникнуть при использовании высокой мощности. Подрезы — критичный вид сварных дефектов, из-за них при эксплуатации конструкции очень часто возникают проблемы.
Прожоги
Прожог — дефект сварного шва, имеющий вид отверстия в месте сварки. Основные причины его возникновения:
- слишком большое расстояние между заготовками;
- излишне застроенная форма кромки;
- высокая сила тока или использование слишком мощной горелки;
- длительное время сварки на одном участке.
Чаще всего прожог возникает при сваривании металлических заготовок небольшой толщины.
Кратеры
Кратер — дефект сварного шва в виде вмятины на поверхности или углубления. При автоматической сварке дефект кратер имеет вид канавки, идущей вдоль шва. При ручной сварке опытные сварщики стараются устранить дефект сразу же методом оплавления.
Следует упомянуть дефект, имеющий название «усадочная раковина». Это отдельный вид дефектов сварки, появляющийся из-за усадки металла на шве в результате уменьшения его объема в процессе снижения температуры уже после окончания работ.
Дефекты макроструктуры
Такие дефекты сварных соединений видны только при увеличении структуры шва в несколько раз. Такие дефекты при сварке могут значительно снизить качество готового изделия и даже привести к его поломке при первом же использовании.
Поры
Дефект сварного шва пора возникает из-за быстрого снижения температуры шва. Причина в том, что в расплавленном металле есть включения газообразных веществ, которые в момент его застывания не успевают выйти на поверхность. Макроструктурные типы дефектов сварного шва наблюдаются при нарушении правил подготовки поверхности к сварке. Например, если на поверхности остались следы краски или коррозии. Проблема может возникнуть и при неправильном выборе мощности сварочного оборудования.
По размеру поры бывают как крупными, так и микроскопическими. Они могут располагаться равномерно вдоль всего шва или концентрироваться на отдельных участках. Если на шве образуются сквозные поры, их называют свищами. Степень развития дефекта зависит от того, насколько долго сварочная ванна находилась в жидком состоянии. Чтобы минимизировать количество пор, газам нужно дать время выйти из металла.
Шлаковые сварные дефекты
Шлаковые сварные дефекты появляются в результате некачественной подготовки заготовок или недостаточного профессионализма мастера. Если на заготовке осталась ржавчина, загрязнения или следы краски, они останутся в шве в виде включений. Наружные дефекты сварных швов могут иметь любой размер. Форма также может отличаться — от линейной до сферической.
Непровары
К основным дефектам сварных швов, которые могут привести к нарушению целостности готовой детали, относится и непровар. Он возникает в том случае, если металл заготовки не полностью сплавился с наплавкой. Произойти это может при неправильном выборе настроек сварочного аппарата или недостаточном зазоре между заготовками.
Трещины
Дефекты сварных швов трещины могут образовываться уже после завершения процедуры сварки или еще на этапе работы при высокой температуре, а потом уже в процессе остывания металла дефект формируются окончательно. Поэтому они классифицируются в зависимости от температуры, при которой возникают, на горящие и холодные.
Горячие образуются при затвердевании металла из-за разрушения его структуры. Это происходит при неравномерной усадке прослоек полужидкого металла внутри шва в процессе охлаждения и попадании в материал примесей. Холодные возникают после остывания соединения и затвердевания металла из-за остаточных напряжений.
Горячие трещины не виды на поверхности, поэтому их часто относят к внутренним дефектам сварных швов. Холодные трещины всегда заметны, они классифицируются как наружные дефекты сварочных швов. И если проблемы на поверхности металла будут заметны, то внутренние дефекты могут быть выявлены только при исследовании готового изделия на предмет явных и скрытых дефектов с помощью специальной аппаратуры.
Дефекты микроструктуры
К микроструктурным видам дефектов сварных соединений относятся нарушения структуры металла в области шва, которые могут привести к полной непригодности заготовки или готового изделия. К самым серьезным дефектам шва этого типа относится пережог. Причиной пережога может быть высокая температура сварки. При этом на поверхности шва образовываются крупные зерна металла, которые почти не связаны друг с другом. Это приводит к повышенной хрупкости шва.
Виды дефектов сварочных швов в зависимости от сложности
Основные дефекты сварки разделяются на допустимые и недопустимые. Любой дефект сварки значительно ухудшает характеристики изделия. Контроль качества сварных соединений дает возможность визуально и с помощью специальных методов определить наличие дефекта и классифицировать его. Это очень важный этап производства. Внешние и внутренние дефекты сварных швов приводят к нарушению целостности готовой конструкции.
Допустимыми дефекты сварных швов называют в случае незначительных отхождений от нормы. При небольших дефектах металла шва эксплуатировать изделие можно без проблем или с определенными ограничениями. Недопустимые дефекты сварных швов делают изделие непригодным к эксплуатации.
Контроль дефектов сварных швов включает в себя оценку разных критериев соединений, на основе которых специалист дает заключение с рекомендациями об эксплуатации конструкции. Дефекты сварного шва, выявленные при визуальном контроле и инструментальном исследовании, классифицируются на основании ряда критериев:
- тип, размер и местоположение;
- соответствие конструкции геометрическим параметрам и габаритам;
- механические нагрузки, которым будет подвергаться изделие;
- условия окружающей среды, при которых будет использоваться изделие;
- предназначение изделия.
Основные виды дефектов сварных соединений обнаруживаются только при помощи спецоборудования. При выявлении дефектов сварных швов важно учитывать не только их тип и размер, но и количество и расположение. Поэтому только опытный специалист может оценить все имеющиеся проблемы и принять взвешенное решение по поводу возможности использования сварного соединения, даже несмотря на наличие дефекта.
Методы выявления дефектов
Для определения дефектов сварных швов применяется дефектоскопическое оборудование. Только с его помощью можно выявить скрытые виды дефектов сварки, а также отнести их к допустимым и недопустимым. Для выявления возможных дефектов сварных швов используются разные методы, которые включают осмотр шва, замеры, лабораторные исследования.
Осмотр позволяет выявить основные дефекты в металле шва, но без специальных инструментов точно определить степень отклонения от нормативов невозможно. На наличие проблем часто указывают визуально заметные дефекты формы шва.
Чтобы определить визуальные дефекты сварных швов, нужно очистить их поверхность от различных загрязнений. Электрохимическая очистка сварных швов нержавеющих сталей позволяет максимально точно определить наличие дефектов, которые нуждаются в устранении.
Сквозные дефекты сварных швов удается выявить благодаря испытаниям на герметичность. Для этого применяются методы наполнения водой, обдувания воздухом, обработки керосином.
Основные дефекты шва и сварного соединения необходимо не только обнаружить с использованием лабораторных исследований и особых методов, но и устранить. Но это возможно только в том случае, если структура материала не полностью разрушена некачественной сваркой. В противном случае заготовка будет полностью уничтожена, и придется изготавливать конструкцию заново.
Способы устранения дефектов сварных швов
Причины возникновения дефектов сварных швов различны, но все они снижают прочность и другие характеристики соединения. Дефекты сварочных соединений делятся на допустимые и недопустимые, имеют разную степень. Перед устранением дефектов рекомендуется химическая очистка сварных швов нержавейки.
Способы устранения дефектов сварных швов зависят от типа изъяна:
- чтобы убрать прожог, вначале нужно тщательно зачистить шов, затем повторно подварить;
- подрезы можно устранить наложением на шов тонкого наплава;
- если имеются непровары, шов вырезается и повторно заваривается;
- при обнаружении трещин требуется высверлить участок шва, очистить весь шов и проварить повторно;
- окалина при сварке аккуратно удаляется, и провариваются непровары;
- кратеры вырезаются до основания металла, после чего стык сваривается заново;
- деформированные участки конструкции прогреваются и выравниваются;
- если на шве имеются посторонние включения, они вырезаются;
- дефекты электросварных швов вырезаются до основания, после чего провариваются заново.
Для устранения различных видов наружных дефектов сварных швов применяются разные методы, поэтому их классификацию и выбор оптимального метода лучше доверить специалистам.
Основные этапы и методы контроля качества сварных соединений
Чтобы свести к минимуму возможность пропустить дефект, требуется применять разные способы контроля сварки. Контроль должен включать в себя такие этапы:
- Подготовительный. Проверяется, сколько металла и расходных материалов потрачено.
- Основной. На этом этапе проверяется правильность используемого режима, работа сварного оборудования.
- Завершающий. Включает в себя не только визуальный осмотр, но и лабораторные испытания, использование специального измерительного оборудования.
В зависимости от классификации дефектов сварных соединений используются разрушающие и неразрушающие способы контроля. Для готовых конструкций чаще всего используются неразрушающие способы, которые не нарушают целостность готового изделия.
Разрушающий способ чаще намного эффективнее, но может применяться только для отдельных образцов, к примеру, если изготавливается большая партия продукции. Разрушающий метод исследования включает в себя механические, химические и другие виды тестов, которые приводят к нарушению целостности соединения и конструкции. Но именно такая проверка занимает меньше времени и позволяет точнее определить внутренние дефекты шва.
После сварных работ и перед проверкой может потребоваться очистка сварных швов нержавейки.
Причины возникновения дефектов сварных швов
К образованию внешних и внутренних дефектов сварочных швов чаще всего приводит:
- использование расходных материалов низкого качества;
- нарушение технологии;
- применение некачественного металла;
- проблемы со сварочным оборудованием;
- выбор неправильного режима работы сварочного оборудования;
- низкая квалификация сварщика.
Вне зависимости от дефектов сварных швов и причин их образования, требуется их устранение или полное переделывание детали. Аппараты для очистки сварных швов SteelGuard помогут качественно провести очистку поверхности, чтобы определить наличие дефекта и обеспечить высокие эксплуатационные характеристики сварного соединения.
Источник