Причины бюджетного дефицита могут быть

Причины возникновения бюджетного дефицита

Основные причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  • 1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  • 2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  • 3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  • 4. Неэффективность финансовой системы государства.
  • 5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  • 6. Коррупция в государственном секторе.
  • 7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств — войн, стихийных бедствий, катаклизмов, — когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Но еще более опасная и тревожная форма бюджетного дефицита — это когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Особо здесь следует отметить такие явления, как спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят.

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Также основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Дефицит бюджетов и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по ее обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фактором экономического роста. В 70-90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века для европейских стран дефицит бюджетов является обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП. Основными причинами дефицита бюджета Кыргызской Республики в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов бюджета из-за сокращения ВВП, трудности с сокращением расходов, существенные размеры нецелевого использования средств. Глубокий кризис производства и расстройство денежно-кредитной системы в 90-х гг. шли рука об руку с расстройством государственных финансов. Либерализация цен в 1992 г. была попыткой сбалансировать спрос и предложение. Неумело проведенная, она породила широкомасштабную инфляцию, привела в сочетании с другими факторами к глубокому финансово-экономическому кризису.

Проявлениями кризиса государственных финансов стали дефицит государственного бюджета, неплатежи органов государственного управления по своим обязательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 гг. для финансирования дефицита бюджета широко использовалась эмиссия денежных средств. Отказ от финансирования дефицита за счет эмиссии облегчил реализацию мер по снижению уровня инфляции и стабилизации сома. До 1997 г. существенную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.

В разных направлениях экономической мысли по-разному относятся к дефицитному финансированию. Так, представители неоклассического направления, начиная с А. Смита, негативно относятся к долговому финансированию. Они считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование — это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно». В результате долгового финансирования уменьшается богатство нации, усугубляется налоговое бремя, что препятствует накоплению капитала. Современные монетаристы (М. Фридмен, Ф. Кейтен и др.) считают, что если государство финансирует свои потребности за счет займов на рынке капитала, то это ведет к увеличению процентной ставки, а значит, к вытеснению частных инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того, через государственный долг происходит перекладывание экономического бремени на будущие поколения, когда за счет налоговых поступлений в будущем граждане будут вынуждены расплачиваться по долгам государства.

Читайте также:  Мутная коричневая моча причины

Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных заимствованиях нет ничего страшного. Благодаря им осуществляется распределение налогового бремени во времени, что не так уж плохо, поскольку результатами таких заимствований могут пользоваться несколько поколений, поэтому они и должны нести бремя по их возмещению.

Объективная необходимость использования дефицитного финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабить противоречие между все увеличивающимися потребностями общества и ограниченными средствами государства.

Существуют разные представления о том, как и на протяжении какого времени следует добиваться сбалансированности бюджета. Так, согласно теории ежегодно балансируемого бюджета, которая была широко распространена в качестве теоретической основы государственной политики большинства развитых стран до 30-х гг. ХХ в., следует добиваться равенства доходов и расходов государства ежегодно. Это, по мнению сторонников данной теории, позволяет национальным правительствам проводить более ответственную политику. Государство живет по средствам, не накапливает долги, не провоцирует инфляцию. Если происходит снижение доходов, то государство должно либо увеличивать налоги, либо снижать расходы. В условиях, когда увеличиваются денежные доходы, государство должно действовать прямо противоположно, т.е. снижать налоги либо увеличивать расходы. В настоящее время этой теории на практике придерживаются ограниченное число стран, главным образом страны с развивающейся и переходной экономикой.

Бюджетный дефицит негативно влияет на экономику, в частности, стимулируя инфляционные процессы. Он является тормозом экономического роста государства, не говоря уже о его негативных социальных последствиях. Однако в научной литературе случаются утверждения, что дефицит бюджета может иметь позитивное влияние на оживление экономической жизни. С этим можно согласиться только частично, потому что не сам дефицит может способствовать экономической активности, а источники его финансирования. В странах, где хорошо развит рынок государственных ценных бумаг, величина бюджетного дефицита имеет менее ощутимое влияние на состояние экономики в данном периоде, но его наличие обязательно будет влиять на хозяйственную жизнь в будущем. Поэтому бездефицитный бюджет — объективное требование экономического развития государства.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов — как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.

Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений в экономической и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.

Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный — подчиняется законам инфляции.

Источник

Бюджетный дефицит: причины, источники финансирования, последствия :: BusinessMan.ru

В экономике бюджетный дефицит наступает в тот момент, когда размер доходов становится меньше размера расходов. Обратной ситуацией является профицит.

Дефицит, профицит и баланс

Если государство допускает бюджетный дефицит, то в экономике может наступить кризис. Идеальной является ситуация, когда доходы и расходы равны. Таким образом, достигается бюджетный баланс. Каждое государство делает все возможное, чтобы приблизиться к нему.

Доходами могут стать не только налоговые поступления, но и заимствования (например, кредиты и т. д.). Проблема в том, что если баланса добиться не удается, то такой бюджет вообще нельзя исполнить и распределить. Но дефицит — это только одна из возможных проблем, с которой может столкнуться государство. В случае профицита, когда доходная часть превышает расходную, также могут иметь место отрицательные последствия. Его результатом становится сниженная эффективность использования средств из бюджета страны. Что приводит к нарушениям в экономике. Поэтому единственным способом разрешить бюджетный дефицит является достижение баланса в бюджете.

Баланс нужен в первую очередь для нормальной работы различных государственных учреждений – органов управления, территориальных и административных образований. Бюджетный дефицит приводит к тому, что рано или поздно средства заканчиваются, и приостанавливается финансирование бюджетных учреждений – школ, больниц и т. д.

Отсутствие денег в казне чревато срывами муниципальных и государственных заказов, возникновением неплатежей персоналу, работающему в хозяйственных учреждениях. Теоретически идеальным вариантом для страны был бы полностью сбалансированный бюджет. Однако реальная экономика такова, что добиться этого порой крайне нелегко. В таком случае государство прибегает к использованию различных источников финансирования.

Читайте также:  Опух палец на руке без причины и болит что это может быть

последствия бюджетного дефицита

Внутреннее финансирование

Существует большая группа внутренних источников, откуда можно брать деньги на финансирование дырок в планировании на следующий год. Какими бы ни были причины бюджетного дефицита, министерство финансов может выручить средства от ценных бумаг, которые принадлежат государству. Также прибегают к получению бюджетных кредитов. Деньги тратятся на покрытие расходов. Когда ситуация стабилизируется, занятые средства возвращаются.

Если государство закладывало свои средства в капитал, то оно может продать часть своих акций какого-нибудь крупного предприятия. В случае самых сильных бюджетных потрясений страна распродает свой запас драгоценных камней и металлов (золото, серебро, платина). Эти резервные средства хранятся отдельно, к ним прибегают в самом крайнем случае.

Денежное финансирование

Кроме того, федеральный бюджет можно пополнить за счет внешних источников финансирования. Такими могут стать средства, поступившие в казну от продажи государственных ценных бумаг. Для большей выгоды их переводят в удобную иностранную валюту.

Выше уже упоминалось о кредитах. В случае внутреннего финансирования они берутся в отечественном центральном банке. Однако кредиты могут выдаваться и международными фондами. И тогда речь идет уже о внешнем финансировании. Например, так обстояло дело в России в 90-е годы.

Получение кредитов — это признак денежного финансирования. Государство получает дополнительные средства, которые выпускаются в обращение. Для такого явления есть специальный термин. Это эмиссия, которая используется только в крайнем случае. Включить денежный станок означает увеличить инфляцию в стране. Новые средства покрывают ту дыру бюджета, которая не обеспечена производством реальных товаров и услуг. Увеличение массы национальной валюты на рынке обесценивает ее.

Такие источники финансирования бюджета приводят не только к инфляции, но и психологическому «эффекту Танзи». Это явление представляет собой массовое нежелание граждан платить налоги. Люди оттягивают расчет для того, чтобы дождаться момента, когда деньги обесценятся еще больше (чтобы обязательства перед государством не так сильно ударили по кошельку). Все эти взаимосвязанные события, причиной которых является дефицит бюджетных средств, еще больше расшатывают хрупкую экономическую стабильность страны.

Если инфляция выходит из под контроля, то она перерастает в гиперинфляцию. Подобное происходило в Веймарской республике в Германии после поражения в Первой мировой войне, когда предприятия страны были разрушены, а правительству, кроме всего прочего, приходилось выплачивать огромные контрибуции державам Антанты. Тогда последствия бюджетного дефицита выразились в деградации всей денежной системы. Сбережения населения обесценились, что привело к массовому обнищанию, усугубленному безработицей даже в крупных городах.

закон о бюджете

Долговое финансирование

Но, помимо денежного, есть еще и долговое финансирование. Оно осуществляется государством с помощью выпуска собственных доходных обязательств. Эти ценные бумаги появляются на внутреннем фондовом рынке. По сути, государство занимает деньги в частном секторе и расплачивается уже после того, как бюджетный дефицит и профицит остаются в прошлом.

Долговое финансирование не так болезненно для экономики, как денежное. Однако и у него есть свои недостатки. Если участники рынка несут свои средства государству, то, следовательно, они перестают вкладывать в реальный сектор экономики. Это приводит к снижению уровня активности и замедлению роста благосостояния страны.

федеральный бюджет

Причины дефицита

Из-за чего федеральный бюджет может не выдержать нагрузки? Дефицит возникает по разным причинам, но чаще всего он вызывается перестройкой всей государственной экономической политики. Например, подобная ситуация наблюдалась, когда Россия перестраивалась на рыночную экономику, отказываясь от пятилетних планов. Возникновение частной собственности и разорение бюджетных предприятий привело к уменьшению доходов и росту расходов. Кроме того, закон о бюджете в то время каждый год принимался с огромными усилиями. В парламенте существовала сильная оппозиция в лице коммунистов и некоторых других партий, блокировавших предложения правительства по поводу распределения средств.

Дефицит неизбежен в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, будь то войны, стихийные бедствия, общественные беспорядки и т. д. Кровопролитие и нарушение привычного хода мирной жизни не дают людям работать и получать прибыль, как в государственном, так и в частном секторе. На случай природных катаклизмов в бюджете любого развитого государства всегда есть специальный фонд, однако если масштабы произошедшего слишком велики, то и рассчитанных средств может не хватить на исправление последствий трагедии. В таком случае деньги приходится брать из остальных статей расходов (например, на образование), что не может не ударить по финансированию других важных сфер, где государство должно следить за исполнением своих обязательств перед обществом.

инфляция бюджетный дефицит

Коррупция и налоговая политика

Экономическая система может быть выстроена неправильно из-за популизма политиков. Например, если после выборов к власти приходит партия, обещавшая увеличить пенсии и т. д., то ей придется перестраивать бюджет. При этом почти во всех таких случаях увеличение финансирования одной статьи приводит к недостатку средств в другой. Любой закон о бюджете не будет работать, если государство не может избавиться от коррупции внутри своих ведомств.

Нерадивые чиновники, перераспределяющие средства налогоплательщиков в своих интересах подрывают экономику страны. И дело здесь вовсе не в так называемой бытовой коррупции, когда госслужащий берет деньги непосредственно у граждан (например, за поступление в вуз). Как правило, самые крупные хищения происходят с помощью тендеров на государственные заказы (строительство, реализация инфраструктурных проектов и т. д.). Из-за подобной коррупции правительству приходится тратить больше средств на выполнение своих социальных обязательств. Все статьи бюджета взаимосвязаны, поэтому если сегодня где-то не досчитаются денег, то завтра это ударит уже по финансированию в совсем другом секторе.

Наконец, последняя причина дефицита — это неэффективная налоговая политика. Увеличение поборов с бизнесменов в частном секторе может привести к появлению теневого сектора экономики. Низкое благосостояние общества также является причиной роста криминала, который бьет по налогообложению, а в итоге уменьшает размер доходов государства. Все это может вылиться в разные негативные явления, среди которых самым явным и заметным является инфляция. Бюджетный дефицит в таком случае бьет по всем секторам экономики.

Читайте также:  Может молочница стать причиной выкидыша на ранних сроках

управление бюджетным дефицитом

Классификации бюджетного дефицита

Бюджетные дефициты в каждом отдельном случае отличаются друг от друга. Это сложное многоплановое явление. Существует несколько классификаций таких экономических «проседаний».

Дефицит может быть действительным или случайным. Иногда неправильное распределение средств может привести к недостатку денег в бюджете. Это и есть случайный дефицит. От него можно быстро избавиться. Случайные, или кассовые, дефициты наиболее характерны для региональных бюджетов, сильно зависящих от центра. Если у регионов нет экономической независимости от столицы, то средства сначала идут в правительство, а после этого уже там распределяются по всей стране. Если же провинции оставляют себе часть доходов от налогов и сами решают, на что их тратить, то вероятность случайного дефицита снижается в разы. В том числе и поэтому во всех демократических странах избиратели стараются добиться независимости муниципальной власти от федеральной.

Действительный дефицит имеет более сложную природу. Он возникает из-за глубоких противоречий в экономике. Такое отсутствие баланса «залатать» гораздо сложнее, чем в вышеописанном случае. Например, действительный дефицит может возникнуть в случае неправильного распределения доходов, когда правительство тратит слишком много денег на оборону и армию, но не хочет вкладывать средства в реальный сектор экономики, который мог бы со временем принести прибыль.

Когда министерство финансов определяет состав доходов и расходов на следующий год, действительный дефицит закладывается в плане как предельно допустимая величина. Далее наступает период исполнения бюджета. Если правительство рассчитало доступные средства правильно, то действительного дефицита не произойдет. Конечно, могут возникнуть различные чрезвычайные обстоятельства, которые потребуют дополнительного денежного вливания. Но в таком случае речь идет уже о проверке устойчивости финансовой системы страны.

Например, в России в 2000 годы был создан и регулярно пополнялся фонд национального благосостояния. Средства из этого «кошелька» тратятся только в крайнем случае, когда необходимо финансирование бюджетного дефицита.

бюджетный дефицит и профицит

Другие виды

Согласно другой классификации, бюджетный дефицит разделяется на временный и хронический. Последний из них может повторяться из года в год по фундаментальным экономическим причинам. Хронический дефицит, как правило, является последствием длительного кризиса. Например, он может быть связан с обвалом банковской системы.

Временный дефицит возникает в случае небольших колебаний конъюнктуры – падения цен на экспортные товары и т. д. Подобные кризисы преодолеваются за счет резервов. Но даже они при неумелом экономическом управлении могут перерасти в нечто серьезное и хроническое.

Есть и другие виды бюджетного дефицита. Например, такой, который появляется в том случае, если много средств тратится на погашение государственного долга. Тогда бюджетный дефицит считается вторичным. Первичный же возникает по причине превышения расходов над доходами.

Управление бюджетным дефицитом иногда заранее закладывается в статьи бюджета на следующий финансовый год. Подобные ситуации возникают в случае если правительство не видит путей выхода из кризиса и готово взять на себя ответственность за будущую недостачу денег. Такой бюджетный дефицит называется плановым. Если государство заранее объявляет о предстоящем недостатке доходов, то оно, таким образом, смягчает удар по сравнению с тем, если бы кризис наступил неожиданно для всей страны.

Государственный долг

Когда правительство неустанно продолжает брать кредиты, оно само становится крупным заемщиком на рынке. Государственным долгом называется совокупность денег, занятых государством у физических и юридических лиц, международных организаций и т. д. Если бюджет принимается с дефицитом, то, соответственно, растут и траты на выполнение собственных обязательств правительства.

При этом само наличие государственного долга не является показателем критического состояния экономики. Он есть у всех стран. У США долг даже больше, чем у России. Однако это вовсе не означает, что американская экономика в кризисе, а в бюджете этой страны есть огромные дырки. Критичность государственного долга зависит только от того, насколько эффективно с ним расплачиваются. Американское правительство регулярно выполняет свои обязательства перед кредиторами. Поэтому его долг находится на постоянной высокой отметке, так как государству дают деньги с уверенностью, что оно расплатится.

В 90-е годы России приходилось жить с постоянным бюджетным дефицитом. Правительство увеличивало размер государственного долга для покрытия недостатка собственных средств. Эти обязательства закреплялись соглашениями, договорами и ценными бумагами. Часто государство прибегало к пролонгации (продлению) собственного долга для того, чтобы отложить оплату и вновь заняться дефицитным бюджетом.

виды бюджетного дефицита

Последствия бюджетного дефицита

Безусловно, бюджетный дефицит в большинстве случаев рассматривается как негативное явление. В первую очередь это связано с практически неминуемой инфляцией. Однако опыт разных стран показывает, что в некоторых случаях бюджетный дефицит, наоборот, даже полезен для будущего благосостояния.

Например, если в обществе прослеживается экономический спад, то правительство может увеличить государственные закупки. Таким образом, оно порождает бюджетный дефицит. Но с появлением закупок создается и новый рынок, который, в свою очередь, порождает рабочие места и ведет к снижению безработицы. В таком случае появление дефицита только стимулирует частную предпринимательскую активность. Люди, видя перед собой новые возможности, с охотой создают компании в пустующих нишах, где появляется государственный спрос.

Все это выливается в экономический рост. Конечно, этот процесс долгосрочен. От государственных закупок и бюджетного дефицита не следует ждать быстрого избавления от экономического кризиса и безработицы. Но в длительной перспективе этот метод повышает реальный валовой внутренний продукт.

Поэтому правительство в некоторых случаях может принять дефицитный бюджет для того, чтобы в дальнейшем преодолеть уже возникший экономический кризис. Такой метод крайне болезнен для госслужащих, у которых может снизиться зарплата, но иногда подобные меры являются единственным выходом из бездны инфляции и безработицы.

В большинстве современных стран бюджеты заранее принимаются дефицитными. В некоторых государствах это связано с нестабильной экономической обстановкой. Другие правительства могут прибегнуть к бюджетному дефициту для того, чтобы избежать циклических кризисов, вызванных регулярным повышением налогов, которое необходимо для балансировки расходов и доходов.

Источник