Причиной тревоги у детей может быть

Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства у детей — это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка — негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики — сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

Общие сведения

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV — официальные классификаторы болезней.

Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков — с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства у детей

Причины

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже — отца), гиперопека, директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.

Патогенез

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций — инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов — эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление — продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни — о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов — головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Симптомы

Основной симптом — стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Читайте также:  Причины по которым могут ликвидировать предприятие

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами — драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии — боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» — неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия — компульсии. Наиболее распространенные — частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается — возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги — страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений — факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.
Читайте также:  По каким причинам человек может оказаться в условиях

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах — анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.

Источник

Повышенная тревожность у ребенка: когда это признак болезней?

Все дети время от времени испытывают беспокойство и страх. Будь то монстр в шкафу, контрольная в школе или выступление со сцены, у детей есть ситуации, которые заставляют их волноваться также, как и взрослых. А то и сильнее: взрослые все же получше справляются с тревожностью — у них больше опыта и меньше веры в монстров под кроватью.

Но иногда тревога у детей переходит грань от обычных повседневных забот к расстройству, которое мешает им делать то, что нужно. Это может даже помешать наслаждаться детством так, как пишут в книжках.

Как понять, стало ли беспокойство ребенка чем-то большим, чем просто мимолетная тревога и страх? Рассказываем про основные маркеры проблемных ситуаций и что с этим делать.

Симптомы повышенной тревожности у детей

Для начала задайте себе несколько вопросов, которые помогут понять, что это — временный страх или что-то более серьезное.

  • Выражает ли ребенок беспокойство или проявляет беспокойство в течение нескольких недель, причем «плохих» дней больше?
  • У него проблемы со сном по ночам? Если вы не уверены (ребенок может не рассказывать), можно заметить, что он кажется необычно сонным или усталым в течение дня.
  • У него появились проблемы с концентрацией внимания?
  • Кажется ли он необычайно раздражительным или его легко расстроить?

Признаки, которые нужно при подозрении на повышенную тревожность, таковы:

  • ребенку трудно сосредоточиться;
  • он плохо спит или просыпается ночами от кошмаров;
  • неправильно питается;
  • быстро становится злым или раздражительным, а также выходит из-под контроля во время вспышек гнева;
  • постоянно высказывает тревожные или негативные мысли;
  • у него есть чувство напряжения и нервозности. Оно может выражаться также в головной боли, боли в животе, плохом самочувствии, частых походах в туалет, недержании мочи, каломазании;
  • много плачет, «глаза на мокром месте», становится «прилипчивым», не хочет отпускать от себя родителей.

Почему одни дети тревожны, а другие нет?

В развитии тревожных расстройств выделяют четыре основные причины — половина из них физиологическая, вторая половина — социально-психологическая. Причины, которые «работают» на уровне тела, важнее, так что не стоит сразу винить себя (или тех, у кого ребенок боится буквально всего) в неправильном воспитании.

Основные причины повышенной тревожности:

  • Генетика. Ребенок, у которого есть член семьи с тревожным расстройством, скорее всего, тоже будет отличаться тревожностью. Дети могут унаследовать гены, которые делают их склонными к беспокойству.
  • Химия мозга. Гены помогают направлять работу химических веществ мозга, нейротрансмиттеров. Если определенные химические вещества мозга находятся в дефиците, это может вызвать беспокойство. Это можно корректировать при помощи препаратов.

Генетические нарушения могут работать и наоборот. Науке известны «дети-киборги»: они не чувствуют боли, страха, голода, совсем не хотят спать.

  • Жизненная ситуация. То, что происходит в жизни ребенка, может быть серьезным стрессом. Потери, тяжелая болезнь, смерть близкого человека, переезды, жестокое обращение могут приводить детей к беспокойству.
  • Усвоенное поведение. Человек, выросший в семье, где другие боятся или беспокоятся, также может невольно «научить» ребенка всего опасаться.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройствами аутистического спектра чаще возникают проблемы с тревожностью.

Типы тревожных расстройств у детей

Существует несколько различных типов тревожных расстройств, которые могут повлиять на детей.

  • Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)

Дети с ГТР чрезмерно беспокоятся сразу о многих вещах: школе, собственной безопасности и здоровье, здоровье родных и друзей, деньгах и отношениях в своей семьи.

Дети могут бояться таких ситуаций, которые сложно заподозрить в негативных последствиях. Тревогу могут вызывать мысли о переменках в школе, обедах, праздновании Дня рождения, прогулках, а также о войне где-то далеко, погоде на завтра, будущей свадьбе…

Читайте также:  Причины могут быть разные а последствия картинка

Список можно продолжать и продолжать, и в их фантазиях случается всегда самое ужасное, что только можно представить. Кто-то держит все в себе, кто-то делится страхами — но уговоры взрослых не помогают избавиться от тревоги.

ГТР может вызывать физические симптомы расстройства — часто головную боль и боль в животе. Это расстройство также нередко приводит к самоизоляции: так легче переносить груз тревог.

  • Паническое расстройство

Паническая атака — это внезапный, интенсивный приступ тревоги без видимой внешней причины. Сердце колотится, начинается одышка, дрожь, головокружение.

Если таких эпизодов было больше двух, и человек боится, что они могут повториться — это называется паническим расстройством.

  • Сепарационная тревога

У всех детей есть определенный уровень тревожности по поводу разлуки с близкими. Это нормальная фаза развития у грудничков и малышей. Даже более старшие дети могут иногда «прилипать» к родителям, особенно в новых условиях.

Но дети старшего возраста, которые необычайно расстраиваются, когда покидают родителя или кого-то еще из близких, у которых возникают проблемы с самоуспокоением после прощания, или которые очень тоскуют по дому и расстраиваются, когда находятся вдали от дома в школе, лагере или даже на вечеринках, могут иметь тревожное расстройство, вызванное разлукой — сепарационную тревогу. И это такой же официальный диагноз, как ГТР и паническое расстройство.

  • Социальная фобия

Ребенок с социофобией испытывает сильную тревогу и застенчивость в обычных повседневных ситуациях в присутствии других людей. Это больше, чем просто застенчивость.

Социально тревожный ребенок боится, что он поставит себя в неловкое положение, разговаривая с одноклассниками, отвечая на вопросы в школе или выполняя другие обычные действия, связанные с взаимодействием с другими людьми.

Этот страх может удерживать ребенка от ответов на уроках и участия в различных мероприятиях. Некоторые дети могут даже обнаружить, что они вообще не могут говорить в некоторых ситуациях — это селективный мутизм, при котором ребенок общается дома с родными, но не может вымолвить ни слова в присутствии других людей.

  • Специфические фобии

Это нормально для раннего возраста — бояться темноты, монстров, больших животных или громких звуков, например, грома или салютов. В большинстве случаев, когда дети испытывают страх, взрослые могут помочь им снова почувствовать себя в безопасности и спокойствии.

Но фобия — это более сильный, даже экстремально выраженный и длительный страх перед чем-то определенным.

При определенной фобии дети могут испытывать крайний страх перед такими вещами, как животные, пауки, иглы или выстрелы, кровь, рвота, гроза, люди в костюмах, трещины на асфальте, темнота. Список вариантов фобий огромен (и у взрослых они тоже есть).

Как помочь ребенку?

Прежде всего, важно поговорить с ребенком о его тревоге или беспокойстве.

  • Если ребенок расстроен и встревожен, сохраняйте спокойствие, когда вы обсуждаете эти ситуации.
  • Не наказывайте ребенка за ошибки, страхи, нежелание спать в темной комнате, выходить из дома и прочие проявления тревожности — наказания тут точно не помогут.
  • «Ловите» его на том, что он делает хорошо: хвалите даже за небольшие достижения и будьте конкретны: отлично моет посуду, ровно нарезал хлеб, исправил отметку, закончил проект, убрал носки.
  • Планируйте. Если беспокойство ребенка мешает вовремя выходить по утрам в школу или в сад, выделяйте дополнительное время на «переход» из одного здания и социальной роли в другую.
  • Аккуратно сообщите воспитателю, учителю, тренеру, что происходит.
  • Прежде всего, будьте готовы слушать, если ребенок захочет поговорить о своей тревоге. Дети с тревожными расстройствами часто пытаются скрыть свои страхи, потому что они думают, что взрослые ничего не поймут.

Когда надо обратиться за профессиональной помощью?

Без ребенка можно идти к психологу (например, в школе или в детском саду, но лучше обратиться к клиническому психологу) сразу же. Это первый этап, который, возможно, поможет понять, идет ли речь о тревожном расстройстве или преходящей реакции на какую-то ситуацию.

Но если все становится хуже, семейная поддержка не работает — нужен врач. С тревожными расстройствами работают врачи-психотерапевты. Можно начать с консультации педиатра.

Наиболее высокая эффективность в работе с такими нарушениями у детей и взрослых — у когнитивно-поведенческой терапии, порой требуется медикаментозная поддержка, чтобы снять симптомы острой стадии.

Пройдите тестТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник