Причиной социального конфликта может быть плохая передача информации
Содержание статьи
Тест по обществознанию Социальные взаимодействия для 10 класса
Тест по обществознанию Социальные взаимодействия для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).
Задания с выбором ответа
1. Простые, элементарные связи между отдельными индивидами — это
1) социальные действия
2) социальные взаимодействия
3) социальные контакты
4) социальные отношения
2. В социальной связи выделяют
1) субъекты связи
2) предмет связи
3) механизм регулирования взаимоотношений
4) всё перечисленное
3. Особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов — это
1) социальный конфликт
2) социальный контакт
3) деловое партнёрство
4) социальный контроль
4. Культура труда личности зависит
1) от продолжительности рабочего дня
2) от предметов труда
3) от возраста работника
4) от трудовой мотивации
5. Верны ли следующие суждения о социальном взаимодействии?
А. При социальном взаимодействии осуществляется обмен действиями разного характера.
Б. При социальном взаимодействии действия одного участника автономны по отношению к действиям другого.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о причинах социального конфликта?
А. Причиной социального конфликта могут быть различия в манере поведения и жизненном опыте.
Б. Причиной социального конфликта может быть плохая передача информации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о последствиях социальных конфликтов?
А. Социальные конфликты всегда усиливают ожесточение, отвлекают людей от решения насущных проблем.
Б. Социальные конфликты всегда помогают разрешить проблемы, позволяют людям осознать свои интересы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. В семье И. мать и отец по-прежнему рассматривают своего четырнадцатилетнего сына Дениса ребёнком, что находит своё выражение в использовании старого стиля руководства. Денис же считает себя взрослым, имеющим новые потенциальные возможности. Такое противоречие приводит в семье И. к конфликту
1) внутриличностному
2) межличностному
3) межгрупповому
4) конфликту с внешней средой
9. На этой стадии конфликта имеют место наибольшие колебания его участников. Не случайно сторонники открытых конфликтов проводят работу по поддержанию боевого духа участников, убеждая их идти до конца. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о непосредственно конфликтной стадии?
1) происходит реализация целей противоборствующих сторон
2) имеет место формирование каждой стороной своей стратегии действий
3) осуществляется оценка сторонами своих возможностей
4) происходит устранение противоречий между противостоящими сторонами
10. Руководитель фирмы «К.» утверждал: «Обмен мнениями снизит остроту конфликта с конкурирующей фирмой, поможет понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Это даёт возможность рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, открыть путь к сотрудничеству». Какой метод разрешения конфликта иллюстрирует данное утверждение?
1) метод третейского разбирательства (арбитраж)
2) метод откладывания
3) метод переговоров
4) метод избегания конфликта
Задания с кратким ответом
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «культура труда личности».
Трудовая деятельность, дисциплина, личные качества, профессиональные знания, средства труда.
Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «культура труда личности».
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Конфликты на основе объективно возникающих противоречий, если они разрешаются, способствуют общественному __________(А). При этом объективные противоречия служат __________(Б) конфликтных ситуаций. Это противоречия, порождаемые социально-экономическим, материально-бытовым __________(В) членов нашего общества. В ходе углубления этого противоречия происходит столкновение __________(Г), наций и т. д. Они осознают противоположность своих __________(Д), целей, позиций. Это проявляется, в частности, в растущих контрастах богатства и бедности, процветания многих и __________(Е) большинства».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) источник
2) социальный контакт
3) обнищание
4) положение
5) социальная стратификация
6) прогресс
7) сотрудничество
8) социальная группа
9) интерес
Запишите рядом с каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответы на тест по обществознанию Социальные взаимодействия для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-3
2-4
3-1
4-4
5-1
6-3
7-4
8-2
9-1
10-3
Задания с кратким ответом
1. среды
2. средства труда
3. 614893
Источник
Тест с ответами: “Социальный конфликт”
1. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирование разногласий:
а) компромисс +
б) избегание
в) сотрудничество
2. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнюю деятельность:
а) сознание
б) инцидент +
в) причина
3. Укажите способ социального взаимодействия людей в обществе:
а) профессиональная этика
б) юридическая ответственность
в) социальная солидарность +
4. Особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов:
а) социальный конфликт +
б) деловое партнёрство
в) социальный контакт
5. Причиной социального конфликта могут быть различия в манере поведения и жизненном опыте, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +
6. Причиной социального конфликта может быть плохая передача информации, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти
7. Социальные конфликты всегда усиливают ожесточение, отвлекают людей от решения насущных проблем, так ли это:
а) да
б) отчасти
в) нет +
8. Социальные конфликты всегда помогают разрешить проблемы, позволяют людям осознать свои интересы, так ли это:
а) нет +
б) отчасти
в) да
9. Предмет конфликта – это то:
а) кто в нем участвует
б) какие последствия имеет для участников
в) из-за чего происходит конфликт +
10. Что является главной причиной конфликтов:
а) желание быть лучшим
б) разные интересы +
в) неумение уступать
11. В переводе конфликт означает:
а) столкновение +
б) противоречие
в) разногласие
12. Конфронтация как форма управленческого конфликта – это:
а) резкое обострение во взаимоотношениях между различными субъектами управления
б) самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления +
в) открытое противоборство в различных звеньях системы управления, которое характеризуется поляризацией интересов
13. Кому из ученых принадлежит разработка «Теории комплекса неполноценности»:
а) Адлеру +
б) Фромму
в) Эриксону
14. К положительным последствиям конфликта можно отнести:
а) нарушение сложившейся системы
б) разрушение прежних взаимосвязей людей
в) возможность заметить назревшую проблему +
15. Позитивной функцией социального конфликта является:
а) разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами +
б) эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
в) уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
16. Способ разрешения конфликта, предполагающий участие специальных органов власти:
а) переговоры
б) арбитраж +
в) компромисс
17. К групповым конфликтам относится конфликт:
а) руководитель-коллектив
б) микрогруппа-микрогруппа внутри коллектива
в) группа-группа +
18. К разновидностям социальных конфликтов не относится:
а) масштабный
б) внутриличностный +
в) глобальный
19. К групповым конфликтам относится конфликт:
а) руководитель-коллектив
б) микрогруппа-микрогруппа внутри коллектива
в) личность-группа +
20. Самым оптимальным способом разрешения конфликта является:
а) отказ от защиты своих интересов
б) достижение компромисса +
в) отступление, сдача позиций
21. Конфликт – это:
а) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений +
б) соперничество, направленное на достижение победы в споре
в) столкновение противоположных позиций
22. Конструктивным способом разрешения общественных конфликтов признаются переговоры, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти
23. Ценностные семейные конфликты – это:
а) конфликты, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях
б) конфликты, основанные на борьбе за лидерство в семье
в) конфликты, возникающие на основе противоположных интересов и ценностей +
24. Проявлением цивилизованности общества является возможность достижения компромисса между конфликтующими сторонами, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти
25. Установите соответствие между способом разрешения социальных конфликтов и его содержанием:
Арбитраж:
а) взаимные уступки сторон в решении проблемы
б) мирная беседа обеих сторон по решению проблемы
в) обращение за помощью в специальный орган власти +
26. Установите соответствие между способом разрешения социальных конфликтов и его содержанием:
Переговоры:
а) использование третьей стороны в решении проблемы
б) мирная беседа обеих сторон по решению проблемы +
в) взаимные уступки сторон в решении проблемы
27. Конфликт между работниками и владельцем предприятия по сборке автомобилей относится к:
а) профессиональным +
б) политическим конфликтам
в) культурным
28. Установите соответствие между способом разрешения социальных конфликтов и его содержанием:
Компромисс:
а) обращение за помощью в специальный орган власти
б) мирная беседа обеих сторон по решению проблемы
в) взаимные уступки сторон в решении проблемы +
29. Установите соответствие между способом разрешения социальных конфликтов и его содержанием:
Посредничество:
а) использование третьей стороны в решении проблемы +
б) мирная беседа обеих сторон по решению проблемы
в) обращение за помощью в специальный орган власти
30. Причиной возникновения социального конфликта может стать:
а) стабилизация личности для предохранения сферы сознания
б) ограниченность ресурсов, подлежащих распределению +
в) психологическая защита личности
Источник
Социальный конфликт: причины и виды. Решение и последствия социального конфликта
Что такое социальный конфликт? Понятие социального конфликта. Структура социального конфликта. Причины социального конфликта. Стадии социального конфликта. Этапы социального конфликта. Классификация социальных конфликтов. Виды социальных конфликтов.
Anews.com
около 10 месяцев назад
Depositphotos
Социальный конфликт – это высший этап развития противоречий между людьми или социальными группами, который обусловлен несовпадением интересов, мнений и целей.
Социальный конфликт характеризуется тем, что из-за нарастающего противостояния участников может принимать форму агрессии и сопровождаться насильственными действиями.
Социальному конфликту всегда предшествует спорная ситуация. Конфликт начинается в тот момент, когда одна из сторон своими действиями в пределах ситуации наносит ущерб (моральный, физический) другой стороне, тем самым вызвав у оппонента ответную реакцию.
Структура социального конфликта. Из чего состоит социальный конфликт?
субъекты: как отдельные личности, так и социальные группы;
предмет: ситуация, которая требует решения;
причина: обстоятельства, при которых возникла конфликтная ситуация;
повод: конкретное социальное действие, которое спровоцировало выход к открытому противоборству сторон
Стадии развития социального конфликта
Возникновение и протекание конфликта характеризуются следующими этапами:
Предконфликтная ситуация. Стороны осознают, что между ними есть противоречие и возрастающее социальное напряжение;
Открытое противоборство. Стороны совершают действия, которые направлены на отстаивание своей цели в конфликте. Данная стадия может принять форму агрессивного столкновения;
Разрешение конфликта. Завершение открытого противоборства путем компромисса, устранения причин конфликта, изменения условий конфликтной ситуации, уступки одного из участников.
Depositphotos
Классификация социальных конфликтов. Виды социальных конфликтов
С точки зрения субъектов конфликта:
межличностные (спор между двумя и более людьми);
межгрупповые (спор между группами людей).
С точки зрения направления конфликта:
деструктивные (агрессивное столкновение, ведущее к ущербу);
конструктивные (дискуссия с аргументами, интеллигентный спор).
С точки зрения длительности конфликта:
кратковременные;
продолжительные.
С точки зрения причины возникновения конфликта:
бытовые, семейные;
производственные;
экономические;
политические;
религиозные.
С точки зрения характера развития конфликта
спонтанные (когда конфликта никто не ожидает);
преднамеренные (когда сторона начала конфликт целенаправленно).
Социальный конфликт: способ разрешения. Последствия социального конфликта
В конфликтных ситуациях участники выбирают разные способы разрешения спора. Вот некоторые из них:
переговоры: обсуждение проблемы сторонами, выявление взаимовыгодных выходов из конфликтной ситуации, поиск компромисса;
арбитраж: обращение в специальные органы, которые разбираются в спорных вопросах (суд, юрисконсульты, полиция);
избегание: уход от ситуации, прекращение конфликта посредством уклонения от него;
применение силы: одна или обе стороны прибегают к физическому воздействию;
посредничество: конфликтующие призывают третью сторону для разрешения ситуации.
Последствия социального конфликта
После каждого конфликта наступают как положительные, так и отрицательные последствия. Среди положительных последствий социального конфликта можно выделить стимул к совершению изменений, если сторона признала свою неправоту и пошла на уступки. Конфликт социальных групп приводит к сплоченности его участников в пределах группы. При мирном разрешении конфликта положительным изменением является понимание как своих интересов, так и интересов второй стороны.
Среди отрицательных последствий социального конфликта можно выделить нарушение спокойствия, стресс для его участников, материальные потери, эмоциональное подавление.
Источник
Причины возникновения конфликтов
Виды причин возникновения конфликтов
Выделяют следующие причины появления конфликтов (рисунок 1):
- личностные;
- объективные;
- социально-психологические;
- организационно-управленческие.
Рисунок 1 — Причины возникновения конфликтов
Личностные причины конфликтов
Конфликты связаны с индивидуальными психологическими особенностями его сторон. Данные конфликты обуславливаются спецификой процессов, которые происходят в психике личности в процессе его взаимодействия с окружающими его людьми.
Основными причинами возникновения конфликтов являются:
- невысокий уровень социально-психологической компетентности;
- акцентуация характера, тип темперамента;
- оценка поведения другой личности как недопустимой;
- недостаточный уровень психологической устойчивости;
- заниженный или завышенный уровень притязаний;
- плохо развита способность к эмпатии у человека;
- и др.
Объективные причины конфликтов
Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации. Данные причины настолько различны, что не поддаются жесткой классификации. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов:
- образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
- естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
- слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
- стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
- недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.
Организационно-управленческие причины конфликтов
Организационно-управленческими причинами конфликта являются обстоятельства, которые связаны с созданием, функционированием и развитием групп, коллективов, организаций. Можно выделить 4 вида таких групп:
Рисунок 2 — Группы организационно-управленческих причин конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов обуславливаются непосредственным воздействием личностей, причинами их включенности в социальные группы. Социально-психологическими причинами конфликтов могут выступать:
- различные подходы в способах оценки результатов деятельности друг друга;
- непонимание сторонами того факта, что при обсуждении проблем различия в позициях может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходами к проблемам с разных сторон;
- искажение и потери информации в процессе межгрупповой и межличностной коммуникации;
- разбалансированное ролевое взаимодействие личностей;
- проблемные межличностные отношения;
- фаворитизм внутри группы, т.е. предпочтение членов своей группы членам других социальных групп;
- стремление к власти;
- ограниченные способности личности к децентрации, т.е. к способности поставить себя на место другого и понять его круг интересов;
- конкурентный характер сотрудничества с другими группами и людьми;
- психологическая несовместимость.
Есть 4 уровня психологической несовместимости:
- психофизиологический;
- индивидуально-психологический — отражается в неудачном сочетании характеров и темпераментов взаимодействующих личностей;
- социально-психологический — имеется противоречие в жизненных мотивах, целях деятельности, идеалах и ценностях;
- социальный — может отражаться в несовпадении идеологических установок, мировоззрений, убеждений и др. Чаще всего социальная несовместимость отражается в больших различиях в социальной принадлежности, образовании и др.
Причины конфликтов в организации
В организациях причинами конфликтов могут выступать:
- различия в целях;
- плохая координация или ее отсутствие;
- распределение ресурсов;
- взаимозависимость задач (функциональная организационная структура – каждая функция акцентирует внимание в своей области специализации; матричная – нарушен принцип единоначалия;);
- различия в восприятии;
- различия в манере поведения и жизненном опыте;
- различия ожидания;
- различия в ценностях и представлениях;
- различия в потребностях;
- неудовлетворительные коммуникации (причина и последствие конфликта).
Причины межличностных конфликтов
Рассмотрим причины межличностных конфликтов (рисунок 3).
Рисунок 3 — Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну)
Информационные факторы
Информационные факторы, которые вызывают конфликт – это та информация, которая является приемлемой для одной стороны и является неприемлемой для другой стороны. Данные факторы включают искажение информации, неточные факты, несвоевременную передачу информации, неточные акценты, ненадежные источники, противоречивую и обильную информация.
Наиболее частыми информационными факторами являются:
- неполные и неточные факты, в том числе вопросы, связанные с представлением об истории и возникновении проблемы конфликта;
- нежелательное раскрытие информации, которая способна оскорбить ценности какой-либо из сторон, оставить неприятные воспоминания и нарушить конфиденциальность;
- недооценка фактов и их значения;
- ненадежность свидетелей, экспертов, источников данных или информации, в том числе спорные результаты по экспертизе и вопросы, которые касаются неопробованных новых технологий, а также неточность сообщений средств массовой информации и переводов;
- слухи;
- невольная дезинформация;
- посторонние факты или группы фактов;
- подозрение в умышленной утайке фактов;
- вопросы качества;
- вопросы количества;
- вопросы «лучшего доказательства»;
- ценность авторитетных источников;
- спорные вопросы политики/доктрины, законодательства, порядка действий, правил, практики, стереотипов;
- произвольная интерпретация языка, в частности выражений такого рода как: «приблизительно», «по оценкам», «много», «слишком много», «около», «существенно», «достаточно», «значительно», «намеренно», «всеобщее согласие», «достаточно точный», «довольно честный», «чрезмерно», «приемлемость» и т.п.
Поведенческие факторы
Поведенческие факторы дают бесконечный список частных примеров. В данную группу можно включить агрессивность, эгоизм, бестактность, грубость, невыполнение данного обещания, стремление к превосходству.
По отношению к конфликту нас интересует поведение, которое:
- угрожает нашей безопасности (финансовой, физической, социальной или эмоциональной);
- задевает лично наши ценности либо ценности тех, кто нам не безразличен;
- постоянно (либо часто) отвлекает нас, подрывает самооценку, вызывает неудобство, стресс, смущение, дискомфорт;
- кажется односторонним, беспричинным, несправедливым;
- безответственно;
- непредсказуемо;
- насильственно либо вызывает страх;
- неуместно, грубо, преувеличенно;
- эксплуатирует отношения;
- нарушает обещание;
- не оправдывает положительных ожиданий;
- эгоистично;
- является результатом прошлого конфликта и потому, возможно, является неуместным в данной ситуации.
Факторы отношений
Факторы отношений связаны с удовлетворением от взаимодействия между двумя и более сторонами, либо его отсутствием. Это любая неуравновешенность в отношениях, к примеру, разный уровень образования, классовые различия, манеры поведения, несовместимость интересов, разные ценностные ориентиры в жизни, низкий уровень авторитетности и доверия.
Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- основа отношений (принудительные/добровольные);
- ценность отношений для различных сторон;
- совместимость сторон в сфере поведения, ценностей, профессиональных и/или личных целей и личного общения;
- ожидания от взаимоотношений;
- вклад обеих сторон в отношения (деньги, время, надежды и мечты, эмоции, репутация и энергия);
- длительность отношений;
- сущность отношений (зависимые, взаимозависимые, независимые);
- важность взаимоотношений;
- обещание, подразумеваемое или данное непосредственно, нарушенное, сдержанное, либо еще не выполненное;
- дифференциация в образовательном уровне, классовые различия, профессиональном и жизненном опыте;
- уровень авторитетности и доверия;
- баланс сил в отношениях;
- негативный остаток от предыдущих конфликтов;
- история отношений;
- ценности групп, общества, религии, к которым относятся стороны, и оказываемое ими давление на отношения данных сторон.
Приведем пример дисбаланса в отношениях сторон.
Пример 1. Конфликт взаимоотношений
В одно из подразделений конструкторского бюро приняли нового сотрудника высокой квалификации – профессионала своего дела. Сотрудники данного подразделения зачастую нерабочее время проводили вместе. Лидером всегда являлся руководитель данного подразделения.
Новый принятый сотрудник в неформальной обстановке перенес центр внимания на себя и стал душой коллектива.
Это выступило причиной конфликта между руководителем подразделения и новым сотрудником, что отразилось на завышении требований к данному сотруднику и занижении уровня оценки результатов его деятельности.
Пример 2. Важность фактора отношений
Математик выявил метод оптимального раскроя материала и пришел на производство, чтобы экспериментальным путем проверить его.
Директор завода его выслушал, но предложение не принял.
Математик тогда пришел в цех завода, сел играть в домино с рабочими, обыграл рабочих и тем самым приобрел авторитет. Ему уже после этого не составило труда предложить рабочим завода раскроить материал по его разработанному методу.
Ценностные факторы
Ценностные факторы – это те принципы, которые мы отвергаем или провозглашаем, которых мы придерживаемся или пренебрегаем ими, о которых мы забываем либо нарушаем сознательно или даже намеренно; следования, которые другие люди от нас ожидают, а мы от них. Ценностные факторы в социальную группу вносят порядок, цель существования и сознательность. Они различны по силе действия (от цензуры до санкции) и по степени важности (от обычаев или общепринятых действий до мандата).
Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различные воспитание, представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.
Ценности обычно описывают как:
- личные системы верований и поведения (предпочтения, предрассудки, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, нужд и опасений);
- системы верований и поведения всего общества;
- общие нормативные ценности;
- групповые системы верований и поведения;
- профессиональные ценности и нужды;
- культурные, религиозные, местные, региональные и политические вариации данных ценностей;
- идеологию, методы и способы действия, которые свойственны отдельным профессиям, институтам, организациям;
- традиционные системы поведения и убеждений и ожидания, связанные с ними;
- представления о неправильном и правильном, плохом и хорошем;
- терпимость в отношении других ценностей;
- в чрезвычайных ситуациях восприятие отхода от ценностей;
- методы и способы оценки практичности, уместности, реалистичности, справедливости, эффективности;
- отношение к переменам или прогрессу, «статус-кво», сохранению старого;
- этические аспекты ситуации.
Структурные факторы
Структурные факторы – это относительно постоянные обстоятельства, которые невозможно или трудно изменить. К данным факторам можно относить достаточно стабильные объективные обстоятельства, которые практически не поддаются изменению: система управления, нормы поведения, право собственности, социальная принадлежность и др.
Обычно они связаны с существованием неформальной или формальной организации социальной группы, к ним можно отнести:
- численность, деньги, время, земля, персонал и иные конечные ресурсы;
- природа законной власти;
- географическое положение, открытость или вынужденная/добровольная изоляция, а также интенсивность и частота контактов;
- структура подотчетности;
- возраст;
- статус, права и роли женщин и мужчин;
- религиозные установления, системы получения и сдерживания клятв, получения работы, обещаний и др.;
- роль традиций;
- фиксированные время, даты, меры (количество часов в сутках, ограничения скорости, праздники и т.д.).
- законодательство;
- политика/принципы и образы действий;
- существование первичных и/или вторичных референтных групп;
- системы безопасности;
- система передачи сведений;
- системы правосудия (закон, правонадзор, наказания/поощрения, доступность и равенство);
- понятие собственности;
- договоры, контракты, обещания и меморандумы о взаимопонимании;
- роль религии, ее ритуалы;
- линии подотчетности;
- компенсация за труд, распределение ресурсов, в том числе денежная система, распределение услуг и товаров, накопление товаров или денег и др.;
- мнения людей, которые имеют тот же статус, либо широкой общественности;
- различные стандарты и социальные нормы (уважение к старшим, почитание родителей);
- доступность техники и эффективность ее применения;
- фиксированные расходы, доходы, обстоятельства (взаимоотношения между государствами, дефицит бюджета);
- частные и общие институционализированные, либо просто подразумеваемые «правила игры» и иные стандарты поведения, в том числе этические нормы.
Часто структурные факторы можно рассматривать в качестве структурных ограничений: формальные, организационные, законодательные. Факторы конфликта могут быть структурными в том случае, когда нужно изменить то, что зафиксировано. Структурный конфликт при этом не обязательно взаимосвязан с законом.
Рассмотрим примеры конфликтов, которые вызваны различными структурными факторами.
Пример1. Конфликт из-за противоречия в юридических положениях
После выхода закона об образовании имели место конфликты между налоговой инспекцией и частными школами. Согласно Закона об образовании школа освобождается от налогов, но налоговая инспекция в соответствии с инструкциями Министерства финансов требует их оплаты.
Пример 2. Конфликт, вызванный рядом структурных факторов
В детском доме девочку четырех лет, худенькую и маленькую, которая выглядела младше своих лет, перевели в группу младших трехлетних детей.
Девочка себя там чувствовала прекрасно, стала любимицей и лидером и воспитателей, и детей.
Согласно инструкции, через два года ее перевели в подготовительную группу, т.к. по возрасту на следующий год она должна была идти в школу. Так как она была в младшей группе до сих пор и занималась по ее программе, то выяснилось, что у нее нет навыков и знаний, которые есть у детей ее группы.
Ей не удалось занять лидерское положение. У девочки в результате произошел срыв, поведение ее стало неуправляемым, она перестала заниматься, стала непослушной и капризной.
Пример 3. Конфликт из-за попытки нарушения существующей инструкции
В здание штаба хотел войти Маршал Жуков. Часовой потребовал предъявить документы. Генерал, сопровождавший Жукова, стал отчитывать солдата: «Ты что, не видишь, кто это?» Но Жуков сказал, что часовой прав и действует в соответствии с уставом.
Источник