Причиной отказа в исполнении поручения иностранного суда может быть
Содержание статьи
Когда российский суд откажется исполнить иностранное судебное поручение
Российский суд откажет в исполнении иностранного судебного поручения, если оно нарушает принципы российского права, суд не обладает соответствующей компетенцией или нельзя установить подлинность судебного поручения.
Иностранное судебное поручение
В процессе разбирательства в иностранном суде может быть необходимо совершить то или иное процессуальное действие на территории РФ: вручить судебное извещение, провести опрос свидетеля, получить вещественное доказательство, провести экспертизу и т. п. Согласно принципу национального суверенитета такие процессуальные действия должны осуществляться через российский суд, куда иностранный суд должен направить запрос в соответствии с требованиями применимого международного соглашения и (или) российского процессуального законодательства.
О ведении дел в арбитражном суде:
- Иностранное судебное поручение: как поступит российский суд
- Нарушение правил подсудности в арбитражном споре
- Споры с контрагентом в международном коммерческом арбитраже
- Какие документы запросить при заключении договора с иностранной компанией
- Верховный суд РФ о таможенном законодательстве
Основания отказа в исполнении иностранного судебного поручения
Однако российский суд может отказать в исполнении иностранного судебного поручения. Российское процессуальное законодательство (ст. 256 АПК РФ, 407 ГПК РФ) устанавливает следующие основания отказа:
- нарушение основополагающих принципов российского права и публичного порядка РФ;
- отсутствие у российского суда компетенции по исполнению судебного поручения;
- невозможность установления подлинности иностранного судебного поручения (подп. 3 п. 2 ст. 256 АПК РФ; в ст. 407 ГПК РФ подобное основание отказа в исполнении иностранного судебного поручения отсутствует).
Необходимо отметить, что число оснований отказа в исполнении иностранного судебного поручения существенно меньше, чем в случае с признанием и исполнением иностранных судебных решений (ст. 241 АПК РФ, ст. 409 ГПК РФ). Так, ст. 256 АПК РФ (ст. 407 ГПК РФ) не предусматривает такого основания отказа в исполнении иностранного судебного поручения, как нарушение исключительной компетенции российских судов (ст. 248 АПК РФ, ст. 403 ГПК РФ). Из этого следует, что рассмотрение иностранным судом дела, которое относится к исключительной компетенции российских судов, не может служить основанием отказа в исполнении иностранного судебного поручения.
Более того, ст. 13 Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года прямо предписывает, что в исполнении иностранного судебного поручения о вручении судебных документов не может быть отказано лишь по тому основанию, что предмет дела относится к исключительной компетенции законодательства государства, на территории которого осуществляется исполнение данного вида судебных поручений.
Рассмотрим более подробно обозначенные основания для отказа в исполнении иностранного судебного поручения.
Исполнение иностранного судебного поручения нарушит принципы российского права
В статье 407 ГПК РФ данное основание сформулировано следующим образом: «исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации».
Общие разъяснения относительно содержания понятия «публичный порядок» содержатся в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 № 156, согласно которому данное понятие включает в себя фундаментальные правовые принципы, обладающие высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью.
В силу подобного подхода к определению «публичный порядок» его применение может иметь место лишь в незначительном числе случаев. Так, в одном из дел суд указал, что исполнение поручения суда г. Абу-Даби (ОАЭ) о вручении судебных документов российскому обществу связано с обычным коммерческим спором и не может затрагивать основополагающие принципы российского права или суверенитет РФ (определение АС Ханты-Мансийского округа от 13.07.2009 по делу № А75-5798/2009).
Российский суд не обладает компетенцией по исполнению иностранного судебного поручения
В российском процессуальном законодательстве понятие «компетенция» используется в качестве аналога термина «международная подсудность» (ст. 247 АПК РФ «Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц»).
Из буквального толкования подп. 2 п. 2 ст. 256 АПК РФ (подп. 2 п. 2 407 ГПК РФ) следует, что российский суд вправе отказать в исполнении иностранного судебного поручения лишь в тех случаях, когда ответчик находится за пределами РФ (то есть российский суд не обладает международной подсудностью по совершению требуемого процессуального действия). Подобное толкование согласуется с положениями иных международных договоров, согласно которым иностранное судебное поручение не подлежит исполнению, если совершение данного действия «не входит в компетенцию судебной власти данного государства» (ст. 12 Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 года).
Российские суды отказывают в исполнении иностранного судебного поручения из-за нарушения подсудности
Вместе с тем на практике российские суды констатируют невозможность исполнения иностранного судебного поручения в тех случаях, когда российское лицо оказывается на территории, подсудной иному российскому суду.
Так, в одном из дел суд указал на невозможность исполнения поручения Коммерческого суда Англии и Уэльса, мотивируя это тем, что российский ответчик произвел реорганизацию в форме преобразования. В результате правопреемник ответчика был зарегистрирован по новому юридическому адресу в другом субъекте РФ (г. Москве). По мнению суда, это сделало невозможным исполнение судебного поручения данным судом (определение АС Ханты-Мансийского округа от 14.05.2013 по делу № А75-2069/2013).
Нельзя установить подлинность иностранного судебного поручения
Специалисты отмечают, что данное основание отказа в исполнении иностранного судебного поручения заимствовано в АПК РФ из Гаагской конвенции 1954 года «О некоторых вопросах международного гражданского процесса» (в ГПК РФ это основание отказа в исполнении иностранного судебного поручения отсутствует).
На практике реализация данного положения вызывает сложности, поскольку российский суд в большинстве случаев лишен возможности непосредственно связываться с иностранным судом при возникновении сомнений в подлинности запроса о совершении процессуального действия.
Так, российский суд вправе обращаться в органы власти иностранных государств лишь через МИД России, если иной порядок прямо не установлен международным договором (указ Президиума ВС СССР от 16.12.1947 «О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств», действует по настоящее время). Тем более что в ряде международных соглашений (ст. 3 Гаагской конвенции 1965 года, ст. 3 ст. Гаагской конвенции 1970 года) прямо указывается, что к иностранным судебным поручениям не применяются требования об апостилировании и консульской легализации.
Из этого следует, что проверка подлинности запроса иностранного суда (то есть установление того обстоятельства, что документ действительно исходит от запрашивающего иностранного суда) сводится к его исследованию на предмет наличия подписи и печати иностранного суда, а также иных формальных реквизитов.
В соответствии со ст. 17 Методических указаний Минюста России подобную проверку иностранного судебного поручения производит соответствующее территориальное управление Минюста России до его направления российскому суду (приказ Минюста России от 24.12.2007 № 249 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи»).
Читайте в журнале «Арбитражная практика для юристов»
- Иностранный суд направил судебное поручение в отношении российской компании. Что может помешать его исполнению
Читайте на тему
- Достучаться до суда. Как привлечь внимание к вашим аргументам
- Ошибки в решении суда. Как их исправить или применить в свою пользу
- Пять тактик ведения дела в суде. Как построить позицию, чтобы выиграть дело
Источник
Порядок исполнения иностранных поручений российскими судами
Внимание! Данная информация разработана Министерством Юстиции РФ и ориентирована на консультационные разъяснения для судебных органов.
В рамках действия настоящего ресурса проводятся разъяснительные консультационные услуги по средству вопросов и ответов в конце информационной статьи.
Подавляющим большинством Международных договоров установлено, что при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.
Здесь следует отметить, что ст.1 ч.2 ГПК РФ предусмотрено: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора».
Также нормами Международных договоров установлено, что если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение. Иными словами, если поручение не подпадает под территориальную подсудность суда (например, сторона, в отношении которой адресовано поручение проживает на территории другого района, города, субъекта России), необходимо направить поручение по подсудности в компетентный суд, уведомив об этом территориальный орган Минюста России, откуда поступило данное поручение.
При исполнении поручений иностранных судов (органов) в случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен или неточен необходимо принять меры для установления адреса. Для этого следует направлять запросы в территориальные органы УФМС России (отделы адресно-справочной работы УФМС России субъекта России) в отношении физических лиц, в территориальные органы УФНС России субъекта России в отношении юридических лиц. Возможны и другие методы установления адреса лица.
Ошибочно считать, что суды не занимаются установлением адреса, такое мнение противоречит части 2 статьи 1, части З статьи 407 ГПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 407 ГПК РФ поручение иностранного суда (органа) о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:
1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;
2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
Учитывая требования этой правовой нормы, а также условия международных договоров, российские суды не могут отказываться от исполнения поручения иностранного государства по причине того, что адрес лица, указанного в поручении, неточен или неизвестен. В противном случае, отказ в исполнении поручения может рассматриваться как грубое нарушение правовых норм международного и российского законодательства.
Вручение документов осуществляется, если вручаемые документы составлены на русском языке либо снабжены заверенным переводом. В случае отсутствия перевода на русский язык документы вручаются получателю, если он согласен добровольно их принять.
Вручение документов удостоверяется в соответствии с требованиями Международных договоров. При вручении документов адресату, рекомендуем использовать бланк подтверждения о вручении документов, разработанный с учетом требований Международных договоров, однако данный бланк не применяется к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года.
Также иностранными судами (органами) часто предоставляются собственные бланки подтверждений о вручении документов (оборотная расписка, доставница и т.д.), которые также используются для удостоверения вручения документов.
В случае невозможности исполнения поручения ввиду неявки в суд лица, указанного в поручении, в случае, если есть его расписка в получении судебной повестки или повестка возвращена почтовым отделением связи за истечением срока хранения, то необходимо в бланке подтверждения о вручении документа, в соответствующей графе указать: «На вызовы в суд не явился…».
Если по сведениям территориального органа УФМС России по субъекту Российской Федерации получатель (ответчик) зарегистрированным на территории субъекта Российской Федерации не значится, то в подтверждении следует указать: «По сведениям территориального органа УФМС России зарегистрированным не значится…» Аналогичные сведения о причинах неявки указываются и при вызове представителя юридического лица. Разница только в том, что сведения указываются в соответствии с информацией УФНС России и т.д.
Необходимо помнить, что любые бланки, документы, составляемые российским судом, должны быть удостоверены гербовой печатью и подписью судьи.
При исполнении поручения о производстве отдельных процессуальных действий, предпринимаются те же меры, что и при исполнении поручения о вручении документов.
В соответствии со статьей 63 ГПК РФ допрос свидетелей и сторон по делу производится судом согласно перечню вопросов, прилагаемых к поручению; протокол допроса удостоверяется судьей и скрепляется гербовой печатью.
Также статьей 457 УПК РФ предусмотрено исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи по уголовным делам.
В любом случае, по исполнению поручений иностранных государств должны быть составлены следующие документы: заполненный бланк «Подтверждение о вручении документов» и/или протокол судебного заседания, судебные повестки с отметкой почты, расписки и иные процессуальные документы. Все судебные документы должны быть скреплены гербовой печатью и подписью судьи.
Указанные документы возвращаются в территориальный орган Минюста России, откуда и поступили на исполнение.
ВНИМАНИЕ! Вышеизложенный порядок направления и исполнения поручений не распространяется на условия Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года!
Гаагская Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г. (далее – Конвенция 1965 г.) решает вопросы, связанные только с доведением до сведения адресата судебных и внесудебных документов, подлежащих вручению за границей.
Стоит отметить, что сотрудничество в рамках Конвенции 1965 г. возможно между государствами, которые выразили согласие на обязательность ее применения.
В Бюллетене международных договоров №3/2005 опубликованы заявления Российской Федерации к Конвенции 1965 г. и ее официальный перевод на русский язык.
Указанные заявления переданы в дипломатическом порядке депозитарию Конвенции — Министерству иностранных дел Королевства Нидерландов во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 г. №1101 «О центральном органе Российской Федерации по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам».
Согласно положениям ст. 3 Конвенции 1965 г. суды Российской Федерации должны направлять запросы о вручении документов по делам, находящимся в их производстве, непосредственно в центральный орган запрашиваемого государства — участника Конвенции 1965 г., минуя МИД России и Минюст России.
Местонахождение центральных органов и особые условия обращения в каждое государство отражены в заявлениях этих государств к указанной Конвенции. Так, например в ФРГ отсутствует единый центральный орган, а есть свой в каждой федеральной земле, куда и следует направлять запрос в зависимости от местопребывания адресата.
В ст. 3, 7 Конвенции 1965 г. установлены строгие правила составления документов в соответствии с образцами (бланками строго обязательной формы на трех языках, Приложение №5,№6,№7) , прилагаемыми к Конвенции 1965 г. Эти бланки следует заполнять на языке запрашиваемого государства. Если государство не заявило требования о заполнении бланков на национальном языке, то возможно использование английского или французского языков. Точное следование прилагаемым образцам, бланкам или формам, содержащимся в самой Конвенции 1965 г., обязательно.
Запрос и подлежащие вручению документы направляются в двух экземплярах. Следует учесть, что центральный орган запрашиваемого государства требует перевода подлежащих вручению документов на официальный язык этого государства. В связи с этим необходимо прилагать к запросу надлежащим образом заверенный перевод указанных документов.
Вручение документов получателю на территории иностранного государства компетентными органами, осуществляется бесплатно. О любых фактах предъявления иностранными органами финансовых требований в связи с исполнением поручений российских судов в рамках Конвенции 1965 г. необходимо немедленно информировать Минюст России и МИД России.
Целесообразно указать на то обстоятельство, что большинство стран-участников Конвенции 1965 г. также являются и участниками Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. (далее — Конвенция 1954 г.). В данном случае, последняя заменяется Конвенцией 1965 г. только в части вручения документов (статьи 1-7 Конвенции 1965 г.), но при этом сохраняется действие ее статей 17-33. Кроме того, до настоящего времени ряд стран-участниц Конвенции 1954 г. не стали участниками Конвенции 1965 г. Это — Австрия, Армения, Венгрия, Ливан, Марокко, Суринам, Узбекистан, государства на территории бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Словения, Хорватия). В связи с этим, в отношениях с ними следует продолжать применять статьи 1-7 Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. или другие двусторонние международные правовые акты, регулирующие данные вопросы.
Порядок оформления поручений о вручении документов в соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г.
Бланк «Запрос о вручении за границей судебных и внесудебных документов» следует заполнять так:
— в графе «наименование и адрес заявителя»- указывается наименование и адрес российского суда;
— в графе «адрес запрашиваемого органа»- указывается наименование и адрес центрального органа иностранного государства;
— в графе «имя (наименование) и адрес» — указывается имя и точный адрес получателя, далее п. а) необходимо выделить, так как направлять запросы о вручении документов следует в рамках пункта а) статьи 5 Конвенции 1965 г., то есть в порядке, предусмотренном законодательством запрашиваемого государства.
п. b) и п. c) необходимо зачеркнуть;
— в графе «перечень документов»- указывается наименование документов, которые направляются для вручения (например: исковое заявление, извещение о дате судебного заседания и т.д.)
-в графе «совершено в» — указывается наименование суда, дата заполнения бланка, ставится подпись судьи и гербовая печать суда.
Бланк «Основное содержание подлежащего вручению документа» заполняется следующим образом:
— в графе «Наименование и адрес запрашивающего органа»- указывается наименование и адрес российского суда;
-в графе «Стороны»- указываются имена истца и ответчика (например: истец-Иванов Иван Иванович, ответчик-Жан Поль Рено);
-в графе «Характер и назначение документа»-указывается краткое содержание дела (например, исковое заявление о разводе);
-в графе «Характер и предмет судебного разбирательства…»- указывается более подробно, чем в предыдущей графе содержание дела.
-в графе «Дата и место явки в суд» — указывается дата судебного заседания и адрес суда. (Эта графа заполняется в случае направления получателю извещения о дате судебного заседания, в противном случае данную графу необходимо зачеркнуть);
— графы «Суд, вынесший решение» и «Дата вынесения решения» заполняются в том случае, если российский суд вынес по данному делу решение, в противном случае данные графы необходимо зачеркнуть;
— в графе «Предельный срок, указанный в документе»- указывается резервная дата судебного заседания, в противном случае данная графа зачеркивается;
-графа «ВНЕСУДЕБНЫЙ ДОКУМЕНТ»-зачеркивается.
Бланк скрепляется гербовой печатью суда и подписью судьи.
Стоит обратить внимание, что при направлении запроса бланк «СВИДЕТЕЛЬСТВО» (Оборотная сторона запроса) необходимо распечатать на оборотной стороне бланка «Основное содержание подлежащего вручению документа» или скрепить их вместе должным образом. В данном случае (ПРИ НАПРАВЛЕНИИ НА ТЕРРИТОРИЮ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА) бланк «СВИДЕТЕЛЬСТВО» не заполняется.
Порядок исполнения поручений в соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года
В соответствии со ст. 2 Конвенции 1965 г. Министерство юстиции Российской Федерации назначено центральным органом, получающим и организующим исполнение запросов компетентных органов иностранных государств о вручении документов на территории Российской Федерации.
На российские суды, осуществляющие вручение документов в рамках Конвенции 1965 г., возлагается обязанность составлять подтверждения о вручении документов в форме Свидетельства согласно прилагаемому к Конвенции 1965 г. образцу.
В случае вручения получателю документов в Свидетельстве заполняются следующие строки:
- — п.1) — указывается только дата получения получателем документов и адрес места вручения (адрес суда), п.п.а) необходимо выделить;
- — в графе «Возвращаемые документы» — указывается количество листов возвращаемого второго комплекта документов;
- — в графе «Документы, подтверждающие вручение» — сообщается о приложенной расписке получателя о получении документов или ставится прочерк;
- — в графе «Совершено в» — указывается наименование суда, дата составления самого Свидетельства, ставится подпись судьи и гербовая печать суда;
- — остальные пункты необходимо зачеркнуть.
В случае невручения документов, в свидетельстве следует заполнить следующие строки:
- — п.2) — указываются причины невручения;
- — в графе «Возвращаемые документы» — указывается количество листов, возвращаемого полного комплекта документов;
- — в графе «Совершено в» — указывается наименование суда, дата составления самого Свидетельства, ставится подпись судьи и гербовая печать суда;
- — остальные пункты необходимо зачеркнуть.
В любом случае, после исполнения или неисполнения поручения бланки Свидетельства составляются в двух экземплярах и вместе со вторым или полным пакетом документов возвращаются в территориальный орган Минюста России, от которого поступило данное поручение для направления запрашивающей стороне.
Сотрудничество в области правовой помощи между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки в рамках Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года
В настоящее время сотрудничество в области правовой помощи между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки (далее – США) приостановлены в связи с введением США платного порядка вручения документов в рамках Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года (далее – Конвенция 1965 года).
В заявлении Российской Федерации по Конвенции указывается: «Российская Федерация исходит из того, что в соответствии со ст. 12 Конвенции 1965 года вручение судебных документов, поступающих из Договаривающегося Государства, не может служить поводом для взимания или возмещения сборов или расходов в связи с услугами, предоставленными запрашиваемым государством. Взыскание любым государством-участником подобных сборов (за исключением оговоренных в пунктах а) и б) части второй ст. 12 Конвенции 1965 года) будет рассматриваться Российской Федерацией как отказ от применения Конвенции в отношении Российской Федерации и, соответственно Российская Федерация не будет применять Конвенцию в отношении такого государства–участника».
В сложившихся условиях теоретически сохраняется возможность направления судебных и внесудебных документов напрямую ответчику по средствам заказного письма, что, согласно информации, предоставленной Государственным департаментом США, не противоречит американскому законодательству.
Источник