Причиной могут быть неисправности акк

Содержание статьи

Неисправности АКБ: причины поломки и списания

Аккумулятор – главный компонент электросети автомобиля. Без него невозможно запустить двигатель. Как и остальные детали, он со временем изнашивается и перестает работать. Эта статья расскажет о том, какими бывают неисправности аккумулятора, почему они появляются, как их обнаружить и устранить.

Неисправности АКБ

Срок эксплуатации аккумулятора

Он прямо зависит от ресурса, заложенного производителем, условий и интенсивности использования.

При годовом пробеге 10-15 тысяч километров в год при бережной эксплуатации (автомобиль хранится в гараже, не используется в мороз или жару, соблюдаются правила обслуживания батареи) аккумулятор способен проработать 4-5 лет.

Если годовой пробег больше 70,000 километров и автомобиль используется в любую погоду, то батарея приходит в негодность за 1-1.5 года.

Основные неисправности АКБ

Окисление выводных клемм

Окисление выводных клемм

Можно выделить 6 неисправностей:

  • повышенный саморазряд;
  • сульфатация пластин;
  • короткое замыкание между пластинами;
  • переполюсовка;
  • окисление выводных клемм;
  • трещины на корпусе.

Повышенный саморазряд

Саморазряд – непроизвольный процесс уменьшения заряда аккумулятора. Исправная батарея теряет 0,3-0,5% заряда в день, неисправная – 1-1,5%. Происходит это потому, что при хранении электролит в АКБ расслаивается из-за разной плотности серной кислоты и воды, что приводит к появлению паразитных токов.

Основный признак проблемы – батарея теряет 40-50% заряда за 2 недели без подключения к ней потребителей.

Причины:

  • загрязнение электролита из-за разрушения сепараторов или пластин;
  • использование для разведения серной кислоты водопроводной воды, а не дистиллированной.
  • использование для приготовления электролита серной кислоты с примесями;
  • попадание в ячейки металлических предметов.

Устраняется эта неисправность полной заменой электролита или батареи, если она необслуживаемая.

Сульфатация пластин

Сульфатация пластин

Сульфатация пластин

Сульфатация – процесс образования на пластинах аккумулятора и решетке сепаратора кристаллов сульфата свинца (PbSO4). Он не растворяется в кислоте и уменьшает площадь пластин, участвующих в химических реакциях. Это уменьшает общую емкость аккумулятора.

Признаки:

  • повышение напряжения на клеммах в начале зарядки;
  • снижение плотности электролита в конце зарядки;
  • батарея быстрее заряжается из-за снижения емкости.

Причины:

  • низкий уровень электролита;
  • глубокая разрядка;
  • недостаточная зарядка во время коротких (1-2 часа) поездок;
  • долив электролита вместо дистиллированной воды.

Устранить эту неисправность можно только на начальном этапе сульфатации, заряжая и разряжая АКБ током, составляющим 5 и 10% от номинальной емкости. Батарея считается восстановленной, если время разрядки составляет 5-7 часов. При глубокой сульфатации процесс необратим и требует замены батареи, .

Короткое замыкание

Признаки:

  • сильный нагрев одной из ячеек аккумулятора, сопровождающийся выделением пара;
  • снижение емкости и напряжения.

Причины:

  • коробление и разрушение пластин;
  • разрушение сепаратора;
  • перезарядка;
  • вибрация, расшатывающая крепление пластин.

Проблема устраняется заменой батареи.

Окисление выводных клемм

Клеммы после зачистки 

Клеммы после зачистки

Эта проблема появляется из-за повышения концентрации серной кислоты, из-за чего клеммы покрываются белым налетом, увеличивающим сопротивление электрическому току. Это может привести к повреждению всей подключенной электроники.

Устраняется проблема зачисткой клемм и проверкой плотности электролита с доливом дистиллированной воды.

Переполюсовка

Эта неисправность появляется из-за неправильного подключения к электросети автомобиля или зарядному устройству – минусовая клемма подключена к генератору или положительному зажиму ЗУ. Проявляется измененная полярность снижением емкости и напряжения, выделением газов.

Ремонту такой аккумулятор не подлежит и требует замены.

Трещины в корпусе

Трещина в корпусе

Трещина в корпусе

Они появляются при езде по неровной дороге при отсутствии крепежа, плохой затяжке или при избыточном усилии при монтаже. Трещины приводят к вытеканию электролита и выходу батареи из строя.

Мелкие трещины можно заделать расплавленной полиэтиленовой пленкой. При наличии крупных трещин деталь нужно заменить.

Неисправности АКБ для списания

Их перечень определяется руководящим документом РД-3112199-1089-02, приложением №1, принятым Министерством транспорта Российской Федерации.

Под износом аккумулятора понимаются следующие неисправности:

  • снижение пусковых характеристик ниже уровня, определяемого ГОСТ 951-91;
  • снижение напряжения ниже 9.6 В в конце проверки с помощью нагрузочной вилки, длящейся 5-7 секунд, после обслуживания АКБ в соответствии с приложением №1 документа РД-3112199-1089-02;
  • трещины на корпусе, не поддающиеся ремонту;
  • уменьшение объема электролита в необслуживаемых аккумуляторах;
  • минимальная наработка для списания, приведенная в таблице ниже.

Процесс списания

Батарея передается в организацию, занимающуюся утилизацией

Батарея передается в организацию, занимающуюся утилизацией

Делается это следующим образом. Проверяется состояние списываемой детали, согласно РД-3112199-1089-02 или инструкции действующей на предприятии. Составляется акт списания АКБ. Его образец находится в РД-3112199-1089-02 в приложении №3.

Батарея передается в организацию, занимающуюся утилизацией. В бухгалтерии, на основе акта списания, со забалансового счета №9 списывается деталь и на него же записывается информация о новой запчасти.

Как проверить аккумулятор

Способов определить исправность АКБ существует 3:

  • с помощью нагрузочной вилки;
  • с помощью мультиметра;
  • с помощью ЗУ.

Проверку нужно проводить при +20…25 ºС. При этой температуре плотность электролита оптимальна и измерения будут точными.

Проверка нагрузочной вилкой

Порядок действий следующий:

  1. Подключить устройство к клеммам батареи.
  2. Записать или запомнить показания вольтметра.
  3. Нажать кнопку на устройстве, подключающую нагрузку на 5 секунд, записать показания.
  4. Сравнить с таблицей.

Напряжение, В

Заряд, %

Без нагрузки

Под нагрузкой

12.5-12.7Выше 10.3100
12.3-12.59.575
12-12.38.950
11.7-128.325
11.5-11.7Ниже 7.7

Если напряжение без нагрузки сильно падает после подключения нагрузки, то это свидетельствует о том, что батарея не держит заряд.

С помощью мультиметра

Свечи на карбюраторном двигателе

Свечи на карбюраторном двигателе

Для теста потребуется мультиметр и помощник.

Порядок действий следующий:

  1. Выкрутить свечи на карбюраторном двигателе, чтобы их не залило бензином.
  2. Переключить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения с пределом измерения 20 вольт.
  3. Прикоснуться щупами к клеммам батареи и записать показания.
  4. Включить зажигание и покрутить двигатель стартером, фиксируя при этом показания вольтметра.

Выводы об исправности АКБ аналогичны выводам при тесте с помощью нагрузочной вилки.

С помощью зарядного устройства

Если под рукой нет мультиметра или нагрузочной вилки, то для проверки состояния батареи можно использовать вольтметр, встроенный в зарядное устройство.

Читайте также:  Какие могут причины нет давления на газ 53

Порядок проверки аналогичен способу с мультиметром, но при ее проведении нельзя включать ЗУ в электросеть.

Правила ухода за аккумулятором

Чтобы АКБ прослужила максимально долго, нужно соблюдать 4 простые рекомендации:

  • Каждые 2 месяца проверять уровень электролита в обслуживаемом аккумуляторе и доливать дистиллированную воду до требуемого уровня.
  • На время долгой или ночной зимней стоянки снимать клемму с отрицательного полюса батареи. Это предотвратит самопроизвольный переразряд и продлит срок службы пластин.
  • Проверять уровень заряда каждые 1-2 месяца и подзаряжать батарею, не допуская разряда ниже 50%.
  • Регулярно очищать клеммы и поверхность детали от грязи и окислов.

Подводя итог, можно сказать, что большинство проблем, возникающих при эксплуатации аккумуляторной батареи появляются из-за пренебрежительного отношения к обслуживанию этой запчасти.

Источник

Основные неисправности аккумуляторных батарей, методы их устранения

Поскольку много людей не понимают, какой уход требуют аккумуляторы, возникают поломки и срок эксплуатации существенно снижается.

Признаки неисправности аккумуляторных батарей обширны и разные, поэтому определить настоящую причину выхода из строя порой сложно.

Техническое обслуживание

Много неисправностей аккумуляторной батареи появляется в результате неправильного использования и техничного обслуживания. Очень важным моментом является обслуживание после покупки, первое ТО.

Дабы поломки не преследовали владельца постоянно, не пришлось тратить лишние деньги, необходимо проводить правильное обслуживание АКБ. Ниже приведено несколько полезных советов, что увеличат срок службы и не приведут к неисправностям свинцово-кислотной батареи:

  1. Нужно постоянно убирать грязь, масло и прочий мусор с корпуса батареи.
  2. Проводить проверку, по необходимости подтягивать крепеж для АКБ под капотом.
  3. Время от времени пробки для отвода газов нужно очищать, но процедура проводится аккуратно. В домашних условиях можно использовать иголку или зубочистку.
  4. Проверять провода, которые выходят от аккумулятора. На них не должно быть повреждений, окислений. Фиксация проводов делается надежной.
  5. Ведется контроль уровня электролита внутри с помощью стеклянной трубки. Если нужно, проводят долив дистиллированной воды.

Последующая проверка заключается в тех же правилах, но добавляется еще контроль плотности жидкости в АКБ, его корректировка.

Проверка плотности электролита аккумуляторной батареи

Обязательным условием долговечности свинцово-кислотных АКБ является проверка уровня и плотности электролита

Теперь необходимо разобраться какие бывают неисправности аккумуляторной батареи и способы по их устранению.

Основные виды неисправностей

Самые распространенные причины, по которым аккумулятор становится неисправным, бывают такие:

  1. Разрушаются пластины.
  2. Проходит короткое замыкание.
  3. Сульфатация.
  4. Грязный электролит.
  5. Постоянный разряд батареи.
  6. Переплюсовка.

Способы устранения таких поломок сложно проводить самостоятельно, поэтому их ремонтом занимаются специализированные станции.Основные виды неисправностей аккумуляторных батарейЕсли не знать особенностей ремонта, то неисправный аккумулятор может нанести вред здоровью человека, что ремонтирует его. Основные неисправности представлены и необходимо детально ознакомиться, почему они появляются, как можно их устранить.

Разряд батареи

Данная проблема одна из частых, что встречается. Подобным симптом появляется в результате нескольких факторов:

  1. Ремень ГРМ сильно растянут (для автомобильных АКБ и дизель-генераторов с автозапуском).
  2. Клеммы окислены или плохо прилегают к батарее.
  3. Регулятор напряжения вышел из строя.
  4. Генератор на автомобиле неправильно работает.
  5. Мало электролита внутри батареи.
  6. Корпус аккумулятора загрязнен.
  7. Проблемы с проводкой машины, возможна неправильная установка оборудования.

Поломка может скрываться не только в описанных причинах, возможны проблемы внутри самого аккумулятора. К примеру, снижение плотности, проникновение внутрь сторонних веществ.

Разрушение пластин

Во время эксплуатации внутри могут разрушаться пластины электродов. Проявление неисправности сопровождается такими факторами:

  1. Перезарядка АКБ сильным током.
  2. Хранение АКБ в разряженном виде длительное время.
  3. Неправильно подобран электролит, который не подходит под определенные климатические условия.
  4. Крепления под капотом для АКБ старые и не могут удерживать нормально батарею.

Подобная поломка может определяться самостоятельно только по пуску машины, когда эффективность запуска существенно снижается.

Сульфатизация

Подобный признак неисправности говорит о ликвидации батареи, ведь нормально оборудование уже не будет работать, и восстановить АБК нет возможности. Проблема появляется при долгой сохранности с разрядом батареи, а также при постоянной разрядке во время эксплуатации.

Неисправность спровоцирована недостатком электролита, кода пластины все время контактируют с воздухом. В некоторых случаях проблема появляется при большой плотности электролита, высокой его температуре. К основным признакам относятся:

  1. Очень маленькая емкость.
  2. Быстрый разряд.
  3. Во время зарядки батарея сильно греется.
  4. Во время зарядки выделяется много газов.
  5. Зарядка осуществляется на протяжении длительного времени.

Если подобные симптомы есть, то батарею можно утилизировать. Такое решение будет безопасным для владельца автомобиля.

Грязный электролит

Подобная проблема появляется, когда АКБ часто обслуживается, при этом владельцы или мастера не придерживаются главных правил. Еще к одной причине относится ремонтный АКБ, у которого неправильно спаянные перемычки или ремонт проведен некачественно.

Последствия наличия грязного электролита в свинцово-кислотном АКБ

Причины и последствия грязного электролита в аккумуляторе

В некоторые случаях, проблему можно выявить самому:

  1. Если в электролите есть медь, то выделяется много газов во время зарядки, а также в состоянии покоя.
  2. При наличии хлора появляются светлые отложения на дне.
  3. Если электролит стал малинового оттенка, то в нем содержится марганец.

Устраняться подобные дефекты могут. Достаточно убрать грязный электролит из батареи, методом слива. После этого вливается дистиллированная вода, и аккумулятор ставится на зарядку с самым маленьким током, заряд проводится около часа.

В конце вода сливается и заливается качественный электролит, а потом аккумуляторная батарея заряжается до полного заряда.

Короткое замыкание

Если появляется неисправность в виде короткого замыкания, то определить поломку не всегда просто. Электролит будет иметь низкую плотность, напряжение постоянно падает. После замыкания разрушаются сепараторы и появляются наросты в пластинах.

Удаление неисправности, возможно, сделать, если аккумулятор разрядить током при помощи разряда на 10 часов. По истечении времени на клеммах не должно оставаться напряжения и аккумулятор разбирается. Определяется причина замыкания и устраняется, возможна, замена сепараторов, очистка пластин и их промывка. После сборки нужно влить электролит и полностью зарядить аккумулятор.

Переплюсовка

переплюсовка акб восстановление и ремонт аккумулятора

Дефект переплюсовки аккумуляторной батареи в большинстве случаев устраним

Неисправность заключается в неправильном включении устройства, после чего меняются полюса на аккумуляторной батареи. Если неисправность именно такая, то можно устранить поломку несколько раз зарядив и разрядив батарею. Таким образом, емкости восстановятся и можно использовать АКБ вновь.

В некоторых случаях неисправности настолько серьезные, что батарея годится только к утилизации.

Выше представлены основные неисправности аккумуляторных батарей, но могут быть еще трещины крышек, бачков и других частей. Они появляются от механического повреждения, ударов во время использования. Подобные неисправности можно выявить при визуальном осмотре или по утечке электролита. При наличии трещин аккумулятор не может длительное время держать заряд, поэтому постоянно разряжается.

Правила ухода

Зная возможные неисправности аккумуляторных батарей и методы устранения поломок, необходимо знать основные правила ухода. Они позволят сохранить батарею и продлят срок эксплуатации:

  1. Каждые 3 месяца при любой работу аккумуляторной батареи необходимо проводить проверку напряжения, как при включенном моторе, так и на выключенном.
  2. Во время работы стартерных устройств теряется часть жидкости, периодически требуется доливка дистиллированной воды или электролита. Если аккумулятор можно обслуживать, то уровень жидкостей проверяется каждый месяц, но доливать можно только дистиллированную воду.
  3. АКБ может разряжаться и если несколько месяцев им не пользоваться, то потребуется подзарядка. Чтобы исключить разряд необходимо снять клеммы, за счет этого утечки не будет и АКБ не разрядится.
Читайте также:  По каким причинам могут отчислить

На некоторых аккумуляторных батареях стоит индикатор, что позволяет оценить заряд устройства, но результат не всегда правильный.

Поэтому нужно проверять все самостоятельно. Учитывается также погода на улице, ведь при морозах плотность увеличивается. Индикатор покажет зеленый цвет, а по факту АКБ будет на половину разряжен.

Источник

Основные неисправности автомобильных АКБ — как узнать что аккумулятор вышел из строя

Автор Акум Эксперт На чтение 15 мин. Просмотров 2.6k. Опубликовано 10.09.2020

Практически каждый автолюбитель попадал в ситуацию, когда аккумуляторная батарея (АКБ) оказывалась разряженной. И хорошо, если после ее зарядки все приходит в норму, – просто недоглядели. Но разряженной батарея может оказаться и из-за неисправности. В этой статье мы рассмотрим основные неисправности АКБ, их признаки и причины возникновения. А заодно попробуем устранить некоторые из них.

Средний срок службы автомобильного аккумулятора

Реальный срок службы аккумуляторной батареи определить довольно сложно. На ее «долголетие» влияет очень много факторов. Тут и качество, зависящее от производителя и материалов, и режим эксплуатации (мороз, частая разрядка и пр.), и то, как автомобилист следит за аккумулятором своего автомобиля. Он может его глубоко разрядить или разморозить в первый же месяц после покупки, а может внимательно следить за уровнем и плотностью электролита, не допускать глубокого разряда и перезаряда. В этом случае батарея прослужит многие годы.

Важно! В среднем АКБ нормального качества служит 6-7 лет. Конечно, бывает, что они «гибнут» через 2-3 года (в основном из-за низкого качества и нарушения условий эксплуатации), а случается, что «живут» до 10 лет и более.

Перечень основных проблем и неисправностей

А теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности аккумулятора автомобиля, причины выхода его из строя и возможные способы их устранения.

Почему происходит быстрый саморазряд

Саморазряд – это потеря емкости батареи, не подключенной к нагрузке. Обычно уровень саморазряда исправного аккумулятора составляет не более 0.5% в сутки. Но при  неисправности он может увеличиться до 5 и даже 10 %. Признаком большого саморазряда является невозможность завести автомобиль после относительно небольшой (3-7 суток) стоянки, поскольку аккумулятор разрядился сам по себе.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Причиной такой ситуации может быть не только высокий саморазряд, но и неисправность бортовой сети или некорректное подключение потребителей, которые берут энергию даже при выключенном зажигании. Поэтому, прежде чем покупать новую батарею, необходимо разряженную зарядить и снять с автомобиля. Если она быстро сядет, то тут да, саморазряд.

Если батарея относительно новая, то основными причинами повышенного саморазряда будут:

  1. Некачественный электролит (залита водопроводная вода или некачественная кислота).
  2. Расслоение электролита (кислота имеет большую, чем вода, плотность и «опускается» вниз).
  3. Загрязнение электролита из-за частичного осыпания пластин.
  4. Осыпание пластин само по себе, даже если электролит с виду чистый.
  5. Грязный аккумулятор.

Первые три проблемы, если АКБ обслуживаемая, устраняются заменой электролита. Полностью заряжаем батарею, сливаем старый электролит, промываем каждую ячейку (банку) дистиллированной водой. Заливаем новый электролит (кроме второго случая) с плотностью, соответствующей заряженной АКБ.

Полезно! Если батарея необслуживаемая, то либо покупаем новую, либо делаем ее обслуживаемой, просверлив заливные отверстия в каждой ячейке. Подробно на этой операции останавливаться не будем – вся информация по этому поводу есть в интернете.

Теперь этот аккумулятор стал обслуживаемым – главное, знать, где сверлить, и не просверлить пластины или конденсационные лабиринты

Осыпание пластин, если оно незначительное, можно устранить тщательной промывкой аккумулятора дистиллированной водой. После промывки заливаем только свежий электролит. Шансов устранить проблему немного, но они есть.

Промывка АКБ водой 

Если между клеммами много грязи, то через нее будет идти ток. Еще хуже, если грязь пропитана парами электролита, а она обязательно будет. Лучше, конечно, до этого не доводить, но если такое случилось, то промываем корпус слабым раствором соды, потом водой. Именно промываем тампоном, кистью или чистой тканью, а не «купаем» АКБ.

Ничего странного, что такая АКБ имеет большой саморазряд

Закипает электролит

Закипает, конечно, фигурально. Просто наблюдается сильное газовыделение, но электролит не кипит из-за высокой температуры. Тут причин может быть две:

  1. Неисправно реле-регулятор.
  2. Сульфатация.

В первом случае происходит перезаряд и начинается разложение воды на кислород и водород. Во втором случае батарея не в состоянии взять заряд, поскольку сульфат, покрывающий пластины, не дает нормально взаимодействовать им с электролитом. В этом случае происходит тот же эффект электролиза и «кипение».

В принципе, говорить о неисправности батареи можно только во втором случае. В первом нужно просто отремонтировать реле-регулятор или генератор. Ну а засульфатированную АКБ, конечно, придется заменить, поскольку все методы десульфатации малоэффективны и особо не спасают.

Сульфатация пластин

Сульфатация – это покрытие пластин сульфатом свинца. Теоретически во время разрядки сульфат образуется всегда. Но если эксплуатировать батарею неправильно, в частности, часто и глубоко разряжать, то сульфата нарастает столько, что электролит не может добраться до пластин. В такой ситуации говорить о нормальной емкости и хорошем пусковом токе не приходится.

Пластины засульфатированной АКБ

Признаки такой неисправности аккумулятора – катастрофическая потеря емкости, невозможность дать большой ток для пуска двигателя и, как уже было отмечено выше, вскипание электролита при зарядке. В сети есть множество советов по десульфатации, но они малоэффективны и могут помочь только при относительно слабой сульфатации, да и то лишь частично. Обычно все эти методы просто убивают АКБ окончательно. Поэтому бороться с сульфатацией не имеет смысла. Лучше купить новую батарею. Все равно эта работать толком не будет.

Короткое замыкание

Имеется в виду замыкание пластин в одной из ячеек. При этом напряжение на всей батарее даже в заряженном состоянии падает до 10-10.5 вольт. Это и понятно: одна из ячеек является перемычкой и не выдает положенные 2 вольта. Обычная причина короткого замыкания – осыпание пластин либо от старости, либо из-за неправильной эксплуатации. Бороться с этой проблемой несложно технически, но положительный результат получается относительно редко и только в том случае, если пластины не развалились окончательно и не замкнули все напрочь, а просто чуть посыпалась обмазка.

Читайте также:  Причины которыми вы можете объяснить успехи модернизации японии

Тем не менее все же стоит попробовать промыть батарею дистиллированной водой. При такой промывке аккумулятор, залитый водой примерно до половины, встряхивают, чтобы взболтать осадок, и резко переворачивают, сливая воду. Промывку делают несколько раз. Если осыпавшиеся частицы небольшие, возможно, их удастся вымыть. Но повторимся, такое случается нечасто и при начальном осыпании обмазки. После промывки заливаем свежий электролит, заряжаем батарею в несколько этапов, периодически замеряя плотность и при необходимости ее выравнивая.

В принципе, можно промыть только замкнувшую банку – все легче трясти. А определить, какая ячейка неисправна, несложно. Ставим батарею на зарядку и смотрим, какая ячейка в конце зарядки кипеть не будет. Это и есть виновница торжества.

На заметку. Стоит иметь в виду, что если АКБ уже посыпалась, то даже в случае удачной промывки “жить” аккумулятору осталось недолго.

Есть и еще одна причина замыкания – деформированный или поврежденный корпус. В этом случае, конечно, никакая промывка не поможет. Внимательно осматриваем АКБ на предмет вздутия или повреждения. Если таковые имеются, то все же придется отправляться в магазин. Впрочем, если повреждения невелики, то их можно попытаться устранить, но об этом чуть позже.

Замыкание вызвано вздутием, которое, скорее всего, произошло из-за перезаряда или низкой температуры 

Окисленные клеммы и плохой контакт

Эта проблема возникает практически на каждом автомобиле, если за ним не следят, а открывают крышку моторного отсека только тогда, когда машина не заводится. И только для того, чтобы подергать наконечники на свечах. Но АКБ требует такого же ухода, что и автомобиль. Машину мы моем, следим за коррозией, а про батарею забываем. Взглянем на снимок ниже. Как можно завести автомобиль, требующий для своего пуска сотни ампер, с таким контактом?

Ни о каком хорошем контакте тут и речи быть не может 

Почему это произошло? Во время пуска автомобиля и зарядки батареи от генератора последняя, пусть в небольших количествах, но выделяет кислород и водород. Газы подхватывают пары электролита и через предохранительные клапаны, предназначенные для сброса избытка газов, покидают батарею, чтобы тут же осесть на клеммах. Свинец отлично окисляется серной кислотой, и в результате мы имеем то, что изображено на фото выше.

Важно! Особенно от этого страдают обслуживаемые АКБ, не имеющие конденсационных лабиринтов. Поэтому за состоянием их клемм нужно следить постоянно.

Прежде чем решить, как с этим бороться, придется устранить это безобразие. Для чистки нам понадобится небольшая металлическая щетка, металлический ершик, обычная зубная щетка и пищевая сода. Прежде всего снимаем наконечник и чистим его при помощи ершика или небольшой металлической щетки.

Механическая очистка наконечника ершиком

Теперь так же очищаем клеммы батареи металлической щеткой до свинцового блеска.

Очистка клемм щеткой 

Клеммы и наконечники покрыты электролитом, его нужно нейтрализовать. Готовим водный раствор пищевой соды небольшой концентрации и зубной щеткой очищаем контакты от кислоты. Сразу же появится пена – щелочь нейтрализует кислоту.

Нейтрализация кислоты щелочью

Той же щеткой и чистой тканью при помощи обычной воды смываем остатки соды. Вот и все. Но как избежать подобной неприятности в будущем? Для этого нам понадобится смазка для электрических контактов или даже обычная густая смазка – циатим, солидол, технический вазелин и пр.

Промазываем смазкой клеммы и наконечники, собираем всю схему и промазываем наконечники и клеммы уже в сборе еще раз.

Здесь в качестве защитной смазки используется смазка для электрических контактов 

Важно! Смазка хорошо предохранит соединение от окисления, но все равно стоит периодически открывать капот и осматривать АКБ. Стопроцентной защиты от серной кислоты добиться невозможно. При первом же появлении «инея» на клеммах повторяем чистку.

Переполюсовка при подключении к бортовой сети

В принципе, сделать это довольно сложно – клеммы, как и наконечники, имеют разный диаметр. Но при желании, использовав лом и чью-то мать, с задачей можно справиться в минуту. Чем это грозит? Все будет зависеть от ситуации.

Если подключение произошло при выключенном зажигании, то можно лишиться приборов, находящихся постоянно под напряжением: магнитола, часы, охранная система и пр. Возможно, их спасут предохранители или они имеют собственную защиту, но не факт. Если теперь включить зажигание, то дополнительно можно остаться без бортового компьютера. Сама АКБ, скорее всего, не пострадает, максимум – выжжет пару проводков в бортовой сети.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Полезно! Электронные узлы современных автомобилей нередко имеют защиту от неправильной полярности, но совсем необязательно. Поэтому подобных экспериментов лучше не проводить – современная электроника стоит не меньше аккумулятора.

Следующая ситуация – подключение АКБ в неправильной полярности при запущенном двигателе. Картина, конечно, маловероятная, но всякое бывает. В этом случае произойдет короткое замыкание – ведь генератор тоже выдает напряжение, но совсем другой полярности. В лучшем случае мы лишимся реле-регулятора или диодного выпрямительного моста генератора. В худшем случае – аккумулятора, проводки и даже всего автомобиля, устроив пожар. И хорошо, если при этом никто не пострадает, поскольку вспышка при накидывании клеммы будет та еще.

Спутал полярность – нет автомобиля

В любом случае ничего хорошего от такой оплошности ждать не стоит, поэтому покупаем АКБ нужной полярности и следим за правильной его установкой.

Повреждения и трещины на корпусе

Подобные повреждения могут возникнуть по множеству причин: уронил, снимая на зарядку, не закрепил – и батарея “плясала” под капотом, случилось ДТП. Да мало ли что. Обнаружить повреждение можно визуальным осмотром, но не снимать же каждый раз батарею перед поездкой! Нет, конечно, снимать не нужно. Верный признак повреждения корпуса – совсем недавно полностью заряженная батарея разряжена «в ноль». Ведь если электролит вытечет хотя бы из одной ячейки, вы даже габариты включить не сможете.

Если повреждение относительно небольшое, скажем, трещина, то ее можно попробовать запаять полиэтиленом. Но если разрушения обширные, то АКБ придется заменить.

Такие повреждения, скорее всего, устроили замыкание крайней ячейки, да и замазать их будет проблемно 

Важно! Запаивая или замазывая пробитый корпус, не стоит забывать, что аккумулятор работает в жестких условиях тряски. Если заплатка отлетит, вы окажетесь с «убитой» АКБ прямо посреди дороги. Как сказал классик, не глуши, не заведешь!

Как проверить исправность аккумулятора

И напоследок рассмотрим несколько методов проверки состояния аккумуляторной батареи. Одни из них не особо точные, но простые, вторые точные, но требуют специального оборудования. Какой из них выбрать –