Причиной экологических нарушений могут быть
Содержание статьи
Причины экологических правонарушений
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | 1) Среди причин экологических правонарушений в первую очередь следует назвать недостатки действующего законодательства. Эту причину называют в первую очередь потому, что без совершенных норм, регулирующих то или иное отношение, нельзя полноценно устранять либо предупреждать нарушения законодательства. Недостатки законодательства, как показывает практика его применения, проявляются в трёх видах: наличие пробела, несовершенство правовой нормы, противоречивость эколого-правовой нормы. 2) Любая норма для своего исполнения нуждается в соответствующем экологическом обеспечении. Таких условий для реализации ведущих норм экологического законодательства в настоящее время нет. Во-первых, много предприятий, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, не имеют достаточные материально-технические ресурсы для выполнения требований нормативов качества природной среды, в частности, соблюдения предельно допустимых выбросов или сбросов вредных веществ. Во-вторых, государство в централизованном порядке не выделяет денежных средств на охрану окружающей среды самостоятельной стороной в бюджете. В-третьих, средств внебюджетных экологических фондов недостаточно для коренной технической реконструкции и создания экологически чистой технологии. Предприятия, не принимающие мер по очистке отходов, не всегда приостанавливаются до устранения недостатков. В условиях хозяйственного кризиса иногда экономическая целесообразность берёт верх над экологическими приоритетами. Отсюда многие из экологических правонарушений переходят в категорию длящихся правонарушений. 3) Правовая норма не действует сама по себе. Для её применения необходима активная акция. Центральное место в применении эколого-правовых норм занимают органы охраны окружающей среды — в данном случае Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и её территориальные органы. Недостатки в работе этого органа, вызванные постоянными перестройками, изменениями в структуре, потерей связей центральных органов с территориальными органами, отразились на практике применения эколого-правовых актов. Природоохранительные органы слабо применяют нормы о привлечении к административной ответственности за экологические проступки, о приостановлении деятельности предприятий и других объектов, вредно воздействующих на окружающую среду. Минприроды и его органы резко выступают с исками о взыскании ущерба за причинение вреда природной среде. 4) Одной из принципиальных особенностей нового подхода к охране окружающей природной среды является экологическая революция в сознании человека. Она выражается в повороте его миропонимания от потребительского отношения к природе к разумному и рациональному использованию её богатств на основе научно обоснованного сочетания требований экологии и экономики. Все недостатки в разработке и применении эколого- правовых норм кроются в потребительском понимании природы как неисчерпаемого источника богатств. 51. Экологические преступления. Их составы по УК РФ.(пост ПВС) Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные. Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Она помещается в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы: · нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); · нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); · нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); · нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); · загрязнение вод (ст. 250); · загрязнение атмосферы (ст. 251); ? загрязнение морской среды (ст. 252); · нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253); · порча земли (ст. 254); · нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); · незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256); · нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); · незаконная охота (ст. 258); · уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст.259); · незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260); · уничтожение или повреждение лесов (ст. 261); · нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262). К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса: · нарушение правил безопасностина объектах атомной энергетики (ст. 215); · сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); · жестокое обращение с животными (ст. 245); · экоцид (ст. 358). Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269); планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353); производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356). Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде. Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительнымследует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде. За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний: · штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа — 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный — до 700 минимальных размеров оплаты труда; · лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания; · обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за уничтожение или повреждение лесов (до 240 часов); · исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет); · ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); · арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев); · лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет);и т д. 52.Экологические административные проступки. Меры АО. В лекции 53.отграничение административного эк.проступка от эк.преступления Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия — это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной. Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках. что все они общественно опасны, но преступления более опасны, а проступки менее. Большая группа авторов обосновывает другой подход. Они полагают, что между этими правонарушениями разница качественная, а не количественная (более, менее опасны). Преступления общественно опасны, а проступки нет. Определение преступления содержится в ч. 1 ст. 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». В ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Следовательно, малозначительное деяние не может быть признано преступлением, так как не является общественно опасным. Решение вопроса о малозначительности деяния относится к компетенции следствия и базируется на анализе признаков состава правонарушения. Представляется, что общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям. С этой точки зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными. Проступки, как правило, не обладают признаком общественной опасности. Это общественно вредные деяния, и в легальном определении проступка такой признак, как общественная опасность, не назван. В ст. 2.2 КоАП РФ, содержащей определения умысла и неосторожности, говорится о предвидении виновным «наступления вредных последствий». Но из общего правила есть ряд исключений. Во-первых, в России юридические лица не привлекаются к уголовной ответственности. Если по вине должностных лиц организации совершено общественно опасное деяние, юридическое лицо будет привлечено к административной ответственности, а действия его должностных лиц могут быть признаком преступления. Во-вторых, в связи с экономическими, политическими и иными процессами в обществе законодатель может прийти к выводу о целесообразности борьбы с определенными общественно опасными деяниями с помощью административных, а не уголовных наказаний. Итак, главное различие преступления и проступка — общественная опасность деяния. Дополнительный признак — вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже после квалификации деяния как преступления или административного проступка проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др. Общественная опасность — это системный признак правонарушения. Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в нормах УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ: форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др. Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статье УК РФ или как проступка по статье КоАП РФ нужно анализировать признаки конкретных составов. Так, административно наказуемое хищение отличается от соответствующего преступления такими признаками, как стоимость похищенного, способ хищения (грабеж и разбой независимо от причиненного вреда являются преступлением), совершенное группой, неоднократно, лицом, ранее два и более раз судимым за хищение. Ряд критериев, позволяющий определить, общественно опасными или нет являются хулиганские действия, можно выявить при сравнении текстов ст. 213 УК РФ и 20.1 КоАП РФ. Хулиганские действия образуют состав преступления, если они грубо нарушают общественный порядок, выражают явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Хулиганство признается мелким, если оно состоит в нецензурной брани в общественных местах, оскорбительном приставании к гражданам или в совершении других действий, демонстративно нарушающих общественный порядок и спокойствие граждан. |
Источник
Строй-справка.ру
Навигация: Главная → Все категории → Строительная экология Причины экологических правонарушений Причины экологических правонарушений Правонарушения, в том числе экологические, являются результатом проявления противоречий общественного развития. Объективной основой их служит неполнота наших знаний о законах движения естественного мира. Такие противоречия могут стираться по мере повышения экологической культуры во всех звеньях исполнительной и законодательной власти. В то же время противоречия могут возникать на субъективной основе: как несовершенство норм правового регулирования, недостатки и просчеты в организации исполнения эколого-правовых предписаний; в экономическом обеспечении эколого-правовых норм; экологическом воспитании граждан. Среди причин экологических правонарушений в первую очередь следует назвать неисполнение действующих законодательных и нормативных актов. Во вторую очередь — недостатки утвержденных законов. Без совершенных норм, регулирующих то или иное отношение, нельзя полноценно устранять либо предупреждать нарушения законодательства. Некоторые вопросы экологических правонарушений изложены в действующем примере, приведенном ниже. Нарушение природоохранного законодательства при размещении объекта строительства. Объект строительства: автостоянка на 150 единиц транспортных средств и дорога шириной 6,0 м. Заказчик и пользователь: госпиталь ФПС. Место строительства: водохранилище и водоохранная зона реки Вяземки в пос. Голицыно, Одинцовского р-на Московской области (рис. 16.1). Документация на право строительства: землеотводная документация — не было; проектно-сметная документация — не разрабатывалась; экологическая экспертиза — не проводилась; приемочно-сдаточных документов — нет. Форма размещения объекта — самовольный захват земельного участка в прибрежной полосе (водоохранной зоне) реки Вяземки и водохранилища. Годы строительства: 1992 — 1993. Землевладелец: Звенигородский лесхоз Одинцовского р-на и администрация пос. Голицыно. Вид территориальной зоны пос. Голицыно, занятой под автостоянку: рекреационная с размещением мест отдыха, купания, проведения праздничных и спортивных мероприятий. Рис. 16.1. Автостоянка и дорога на берегу водохранилища реки Вяземки: 1 — автостоянка; 2 — водохранилище; 3 — подъездная дорога; 4 — госпиталь; 5 — Петровское шоссе В 1948 — 1952 гг. жителями пос. Голицыно в водоохранной зоне (на месте размещения автостоянки) были посажены хвойные деревья на площади 1,5 га. Жители поселка неоднократно обращались в дирекцию госпиталя, администрацию поселка с просьбой о перенесении автостоянки и дороги на территорию госпиталя, с размещением их в соответствии с генеральным планом строительства госпиталя. Ответа не получили. При размещении объекта строительства — автостоянки и дороги — заказчиком-застройщиком-пользователем нарушены конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, правовые законы и нормативные акты федерального значения, действовавшие на тот период и на сегодняшний день. Перечень законов, постановлений и нормативов, относящихся к объекту размещения строительства и нарушенных заказчиком-застройщиком-пользователем госпиталем ФПС, приведен в табл. 16.1. Приведенные выше законодательства и нормативы свидетельствуют, что заказчик-застройщик-пользователь объекта пренебрег действующими законами, постановлениями и построил автостоянку и дорогу в прибрежной защитной полосе в 5 м от воды. От стоянки в водоем проложил трубы для стока загрязненных поверхностных вод и нефтепродуктов. Госпиталь ФПС не имел права на захват земельного участка и размещения автостоянки на берегу реки Вяземки в водоохранной зоне без соответствующей разрешительной документации. Размещение автодороги и автостоянки вывели из пользования водохранилище с зонами отдыха; для их размещения потребовалось вырубить хвойные и лиственные деревья, причем, как отмечалось выше, посаженные жителями поселка. Река Вяземка, впадающая в реку Москва, стала отстойником для сточных загрязненных вод и изменила свое первоначальное назначение — приносить людям радость: отдых на берегах, купание, прогулки по воде на лодке. Теперь ничего этого нет. Граждане пос. Голицыно, кому дорог единственный водоем в округе, возмущенные поведением руководства госпиталя и главы администрации пос. Голицыно, обратились в суд с иском о переносе автостоянки и дороги на территорию госпиталя. В Одинцовском суде (федеральный судья Л. Н. Шиян) с 1997 г. рассматривается гражданское дело по иску жителей пос. Голицыно к госпиталю о сносе автостоянки и дороги из водоохранной и рекреационной зоны реки Вяземки. Несмотря на яркие доказательства истцов, наличие подтверждающих документов о нарушении природоохранного законодательства Государственными органами контроля (Мособлвод, Департамент природных ресурсов Центрального региона Минприроды рф и другими ведомствами) при размещении автостоянки и дороги на берегу водохранилища реки Вяземки, суд по этому делу продолжается вот уже шесть лет. Быть или не быть этому объекту строительства как загрязнителю водоохранной зоны? Казалось бы, вопрос иска не нуждается в комментариях. Сделаем выводы по этому объекту строительства: 1. Полное игнорирование администрацией госпиталя и руководством Федеральной пограничной службы, в чем подчинении находится госпиталь, природоохранного законодательства и конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. 2. Отсутствие какой-либо поддержки интересов жителей поселка и защиты природы по сносу (переносу) автостоянки и дороги: администрацией поселка (Левадный и Решетникова — главные лица местной административной власти); прокуратурой района и области; Комитетом района по охране природы; Комитетом района по земельным ресурсам; Главным управлением архитектуры и градостроительства района 3. Автостоянка и дорога являются источниками загрязнения водохранилища в пос. Голицыно, реки Вяземки на протяжении всего 10-километрового пути до впадения ее в реку Москву. Несмотря на предписания государственных органов контроля о закрытии автостоянки и дороги, госпиталь как владелец объекта продолжает загрязнять водоем и наносить экологический вред среде обитания человека. Недостатки законодательства, как показывает практика его применения, проявляются в трех видах: в наличии пробела в правовом регулировании и несовершенстве правовой нормы; противоречивости эколого-правовой нормы. Наличие пробела в правовом регулировании свидетельствует об отсутствии правовой нормы или группы норм, нормативно-правового акта. Процесс обновления российского законодательства, проведенный после суверенизации России, во многом способствовал устранению этого недостатка в экологическом законодательстве. Вместе с тем он далек от завершения. Наряду с принятием новых законов в обновлении еще нуждаются отдельные статьи и нормы. Каждая норма при исполнении нуждается в соответствующем экономическом обеспечении. Таких условий для реализации ведущих норм экологического права в настоящее время нет. Во-первых, большинство предприятий, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, не имеют Достаточных ресурсов для выполнения требований нормативов качества природной среды, в частности, для соблюдения предельно допустимых выбросов или сбросов вредных веществ; а государство недостаточно выделяет денежные средства на охрану окружающей среды в бюджете. Во-вторых, средств внебюджетных (экологических фондов) недостаточно для коренной реконструкции предприятия и создания экологически чистой продукции. Поэтому предприятия, не принимающие мер по очистке отходов, не всегда приостанавливают свою деятельность для устранения недостатков. В условиях хозяйственного кризиса иногда экономическая целесообразность берет верх над экологическими приоритетами и многие из экологических правонарушений переходят в категорию правонарушений. Правовая норма не действует сама по себе. Для ее применения необходима активная акция. Центральное место в применении эколого-правовых норм занимают органы исполнительной власти и органы охраны окружающей природной среды — в данном случае Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды России) и его территориальные органы. Недостатки в работе этого Министерства, вызванные постоянными перестройками, изменениями в структуре, потерей связи центральных органов с территориальными органами, отразились на практике применения эколого-правовых актов. Природоохранные органы слабо применяют законы на нарушителей норм о привлечении их к административной или уголовной ответственности за экологические проступки, о приостановлении деятельности предприятий и других объектов, вредно воздействующих на окружающую среду. Минприроды России и его органы редко выступают с исками о взыскании ущерба за причинение вреда окружающей природной среде. Не наказываются лица, виновные в сокрытии экологической информации, в нарушении обязательности проведения экологической экспертизы и т.д. Несмотря на все принимаемые меры, существует и продолжает расти противоречие между количеством совершаемых экологических преступлений и проступков и количеством дел, рассмотренных судами по охране окружающей среды в уголовном или гражданско-правовом порядке. Они составляют не более 5% от общего числа рассмотренных уголовных и гражданских дел. Все недостатки в разработке и применении эколого-правовых норм кроются в потребительском понимании природы как неисчерпаемого источника богатств. Закон РФ «Об охране окружающей среды» закрепил всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования, обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях. Закон требует от руководителей и специалистов их профессиональной экологической подготовки и запрещает допускать к работе лиц, не имеющих соответствующих экологических знаний. Одной из принципиальных особенностей нового подхода к охране окружающей природной среды является экологическая революция в сознании человека. Она выражается в повороте его миропонимания от потребительского отношения к природе к разумному и рациональному использованию ее богатств на основе научно обоснованного сочетания требований экологии и экономики. Предполагается, что общая и профессиональная подготовка повысит уровень экологического правосознания исполнителей эко-лого-правовой нормы. Однако такая цель будет реализована, если нормы об экологическом всеобщем и профессиональном образовании будут соблюдаться и исполняться. Получается замкнутый круг. Пока этот круг будет существовать, будут существовать причины экологических правонарушений и сами экологические правонарушения. Похожие статьи: Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства Навигация: Главная → Все категории → Строительная экология Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
Источник