Причинами умственной отсталости могут быть
Содержание статьи
Причины умственной отсталости
Причины умственной отсталости
3.Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей.
Особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
Особенности развития речи умственно отсталых детей
Систематика умственной отсталости.
Умственная отсталость включает в себя две основные формы нарушений:
1)олигофрению;
2)деменцию.
Первый из указанных видов умственной отсталости — олигофрения — проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5—2 лет), второй — деменция — на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет). Преобладающее большинство в полиморфной группе умственно-отсталых составляют дети с олигофренией. По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения в свою очередь делится на три группы:
1)дебильность (легкая степень);
2)имбецильность (средняя степень);
3)идиотия (тяжелая степень).
Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов России является классификация, предложенная в 1959 г. советским дефектологом М.С. Певзнер. Она выделила пять основных форм олигофрении:
1)неосложненную (основной вариант);
2)с выраженными нейродинамическими нарушениями:
а) с преобладанием процессов торможения;
б) с преобладанием процессов возбуждения;
в) лабильные;
3) со снижением функций анализаторов и нарушениями речи:
а) с нарушением зрения;
б) с нарушениями слуха;
в) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
г) с речевыми отклонениями;
4)с психопатоподобным поведением;
5) с выраженной лобной недостаточностью.
К числу основных форм умственной отсталости относится деменция.
По динамике слабоумия различают:
1)резидуальную органическую;
2)прогрессирующую деменцию.
По этиологическому критерию различают:
1)эпилептическую;
2)шизофреническую;
3)постэнцифалическую;
4)травматическую и другие деменции.
На основе специфики клинико-психологической структуры деменции F.E. Сухарева выделяет четыре типа, характеризующиеся преобладанием того или иного дефекта:
1)низкий уровень обобщений;
2)грубые нейродинамические расстройства;
3)недостаточность побуждений к деятельности;
4)нарушения критики и целенаправленности мышления.
По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта (IQ) все формы умственной отсталости подразделяют на четыре степени глубины интеллёктуального дефекта:
1)легкую (IQ в пределах 40-69);
2)умеренную (IQ в пределах 35—39);
3)тяжелую (IQ в пределах 20—34);
4)глубокую (IQ ниже 2.0).
Деление по степени выраженности дефекта имеет большое значение, так как глубина поражения влияет на особенности клинических проявлений. Также оно имеет практическое значение, поскольку в зависимости от степени выраженности нарушения решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют направить ребенка. Но количественное определение степени интеллектуальной недостаточности не отражает всей структуры дефекта. Симптоматика умственно отсталых богаче. Необходимо учитывать, что на обучаемости, продуктивности и приспособляемости умственно отсталых детей сказывается не только тяжесть интеллектуального дефекта, но и другие нарушения психики.
Причины умственной отсталости
Умственная отсталость имеет различную этиологию. Все причинные факторы, приводящие к умственной отсталости, условно можно разделить на две группы:
1)эндогенные (внутренние);
2)экзогенные (внешние).
Эндогенные причины.
1)различные наследственные заболевания родителей. По наследству, на генетическом уровне передается около 50—70% форм умственной отсталости;
2)хромосомные нарушения. В настоящее время установлено, что одной из частых причин умственной отсталости являются хромосомные нарушения, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом (хромосомные аберрации). Они составляют около 15% от всех случаев. Среди хромосомных аномалий чаще других встречается аберрация, вызывающая синдром Дауна;
3)нарушения обмена веществ. При большинстве наследственных нарушениях обмена имеет место поражение ЦНС, что приводит к возникновению так называемого сложного дефекта, т, е. к различным сочетаниям интеллектуальной недостаточности с поражениями двигательной системы, с недоразвитием речи, нарушениями зрения, слуха, с эмоционально-поведенческими расстройствами.
Наиболее часто встречается такой вид генетически обусловленного нарушения обмена, как фенилкетонурия. При этом заболевании врожденное отсутствие определенного фермента приводит к накоплению в организме токсических продуктов. С данными нарушениями связано возникновение тяжелых форм умственной отсталости.
Экзогенные причины
-В пренатальный (внутриутробный) период:
1)хронические заболевания матери;
2)инфекционные болезни, перенесенные матерью в период беременности;
3)интоксикация, прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов;
4)курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью.
-В натальный (родовой) период:
1)родовые травмы;
2)инфицирование плода;
3)асфиксия (удушье) плода.
-В постнатальный период (после рождения, примерно до трехлетнего возраста):
1)остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний;
2)различные травмы головы;
3) интоксикации, перенесенные ребенком.
Причиной неблагоприятных последствий для психофизического развития плода или ребенка после его рождения может быть и влияние повышенной радиоактивности биосферы (атмосферы, воды, почвы и др.).
К экзогенным причинам возникновения легких форм умственной отсталости можно отнести также неблагоприятные условия социальной среды и психическую депривацию (недостаточное удовлетворение важных психологических потребностей) ребенка в раннем детстве. Часто неблагоприятные наследственные факторы выступают в сложном взаимодействии с факторами внешней среды, т. е. наблюдается сочетание различных патологических факторов — полиэтиология. Противопоставление экзогенных и эндогенных причинных факторов, ведущих к умственной отсталости, является неправильным. Знание причин умственной отсталости важно не только для диагностики, но и прогнозирования динамики заболевания у конкретного ребенка в дальнейшем, что необходимо для решения вопросов его комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной интеграции.
3. Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей
Нарушение психического развития умственно отсталых детей проявляется в первую очередь в интеллектуальном дефекте. Недоразвитие познавательной сферы при умственной отсталости проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии.
Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью, нарушением всех мыслительных операций. В наибольшей степени страдают обобщение и абстрагирование, а также словесно-логический вид мышления. Наиболее сохранно наглядно-действенное мышление. У умственно отсталых затруднено формирование понятий, суждений, умозаключений. Мотивация мышления снижена.
При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки, отсутствие планирования, неосознанность и хаотичность действий. Слаба регулирующая роль мышления в поведении.
Основным недостатком восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности. Отмечается также замедленный темп, узость объема, нарушение избирательности, малая дифференцированность. Для представлений умственно отсталых характерны недифференциро-ванность, фрагментарность, поверхностный характер, недостаточная обобщенность и уподобляемость.
Памяти умственно отсталых свойственно снижение продуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характеризуется низкими объемом и точностью, а также замедленностью; сохранение — непрочностью; воспроизведение — низким объемом, искажением материала, привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память. Умственно отсталые лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее всего осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позднее, чем в норме, у умственно отсталых формируется произвольное запоминание. Значительные трудности представляет и припоминание материала. Опосредованная смысловая память развита слабо. Характерна эпизодическая забывчивость.
Вниманиеумственно отсталого ребенка страдает из-за трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Для внимания умственно отсталых характерны трудности распределения, замедленность переключения. Даже будучи привлеченным к объекту, внимание умственно отсталых быстро истощается и характеризуется отвлекаемостью. В наибольшей степени страдает произвольное внимание. Воображение у детей с умственной отсталостью отличается неточностью, фрагментарностью. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их сверстники, испытывают потребность в новых знаниях. Степень интеллектуального дефекта имеет значительные вариации у детей с различными видами умственной отсталости. Наряду с недостатками развития познавательной сферы у детей с легкой умственной отсталостью имеются потенциальные возможности совершенствования интеллектуальных способностей. При коррекционном обучении у умственно отсталых развиваются такие сложные виды психической деятельности, как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, достаточно сложные формы анализа и синтеза, процессы сравнения и обобщения.
ЛЕКЦИЯ №2
Вопросы:
ЛЕКЦИЯ №3
Вопросы:
1. Общие вопросы формирования личности умственно отсталых детей.
2. Особенности волевых качеств умственно отсталых детей.
ЛЕКЦИЯ №4
Вопросы:
ЛЕКЦИЯ №5
Вопросы:
Причины умственной отсталости
3.Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей.
Рекомендуемые страницы:
Источник
причины, симптомы и лечение в статье психотерапевта Федотов И. А.
Дата публикации 17 октября 2018Обновлено 23 июля 2019
Определение болезни. Причины заболевания
Умственная отсталость (УО) или олигофрения — это состояние, характеризующееся нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации.
Данная патология возникает у детей до трёхлетнего возраста, когда психика ребёнка должна развиваться, но в силу каких-либо внешних или внутренних обстоятельств этого не происходит, и человек останавливается в развитии на низком психическом уровне.[5][6]
УО возникает под действием следующих факторов:
- наследственных, генетических, хромосомных — врождённые нарушения обмена веществ, синдром Дауна, Тернера, Клайнфельтера и другие;
- внешних вредных внутриутробных — сифилис, грипп, алкогольное поражение;
- послеродовых — асфиксия, черепно-мозговая травма, инфекции.
Большой диапазон причин возникновения УО делает невозможным выделение какой-либо конкретной патогенетической закономерности. Однако во всех этих случаях ввиду различных механизмов возникают необратимые повреждения головного мозга, или наблюдается изначальное недоразвитие, неправильная структура и объём мозга.
Распространённость патологии в разных странах варьируется от 0,3% до 3%. Из них на долю людей с лёгкой УО приходится примерно 70-90%, на долю людей со средней и тяжёлой степенью тяжести — 10-30%, и только 0,1% больных страдают крайне тяжёлой степенью УО.[7]
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!
Симптомы умственной отсталости (олигофрении)
Следует понимать, что УО — это не только состояние интеллектуальной слабости. Она является комплексом патологий психики, который включает:
- недоразвитие в эмоционально-волевой сфере — эмоциональная лабильность, агрессивность, гипобулия (снижение воли), гипотимия (стойкое ухудшение настроения), безынициативность и другое;
- недостаточность абстрактного мышления — конкретизация, неспособность к обобщению;
- нарушения внимания и памяти — повышенная отвлекаемость, плохая кратковременная память;
- проблемы с речью;
- трудности с обучаемостью;
- проблемы социализации.
Нередко у больных с УО, особенно тяжёлой степени, имеются сопутствующие психотические симптомы, депрессивные расстройства, эпилептиформные приступы и неврозоподобная симптоматика.
Конечно, главным критерием в постановке диагноза остаётся уровень интеллекта (определяется, например, с помощью теста IQ или теста Векслера), однако важно оценивать развитие всех аспектов психики ребёнка (при помощи теста «ГНОМ», диагностики нервно-психического развития детей, разработанной К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухтом и Г.В. Пантюхиной).[2][8]
Патогенез умственной отсталости (олигофрении)
Интеллект — это очень тонкая психическая функция, которая требует для своего формирования участия всего мозга. Различные факторы могут нарушать формирование высших мозговых функций и потому являются запускающими механизмами и звеньями патогенеза расстройств интеллекта. Эти патогенетические механизмы можно разделить две группы:
- Эндогенные причины:
- изменение наследственных структур (мутации) — наиболее частые причины УО. Встречаются генные мутации (изменяется внутренняя структура генов) и хромосомные мутации (изменяется структура хромосом). К таким видоизменениям относятся транслокации (обмен сегментами между хромосомами), делеции (поломки хромосом с утратой их части), дупликации (удвоение участка хромосомы) и инверсии (две поломки в одной хромосоме с поворотом участка между ними на 180°);
- эндокринные заболевания и метаболические дефекты (например, сахарный диабет у матери или фенилкетонурия);
- внутриутробные инфекции (как вирусные, так и бактериальные);
- химические вредности (в том числе нерациональное использование лекарственных препаратов);
- физические факторы (ионизирующее излучение и прочие).
- Внешние причины:
- патология беременности и родов (в том числе гипоксическое поражение плода из-за агрессивных акушерских стратегий);
- нарушение ранней привязанности к родителям и недостаток воспитания.
Чем раньше и сильнее воздействуют факторы патогенеза, указанные выше, тем раньше и сильнее нарушается развитие мозга, и тем тяжелее будет степень УО.
Классификация и стадии развития умственной отсталости (олигофрении)
В МКБ-10[9] умственная отсталость кодируется в рубриках F70-F79:
- F70.xz Лёгкая УО (IQ 50-69, результаты теста Векслера 60-79);
- F71.xz Средняя УО (IQ 35-49, результаты теста Векслера 45-59);
- F72.xz Тяжёлая УО (IQ 20-34, результаты теста Векслера 30-44);
- F73.xz Глубокая УО (IQ < 20, результаты теста Векслера < 30);
- F78.xz Другие формы УО;
- F79.xz Неуточнённая форма УО.
Под «x» подразумевается дополнительный знак, указывающий на нарушения поведения:
- 0z — отсутствие нарушения поведения или его слабая степень выраженности;
- 1z — нарушение поведения в выраженной степени;
- 8z — другое нарушение поведения;
- 9z — без указания на нарушение поведения.
Под «z» подразумевается этиологическая причина:
- .x1 — УО, вызванная инфекцией или интоксикацией;
- .x2 — УО, вызванная травмой или гипоксией;
- .x3 — УО, вызванная фенилкетонурией;
- .x4 — УО, вызванная хромосомной патологией;
- .x5 — УО, вызванная гипертиреозом;
- .x6 — УО, вызванная гипотиреозом;
- .x7 — УО, вызванная недоношенностью;
- .x8 — УО, вызванная другими уточнёнными факторами;
- .х9 — УО, вызванная неизвестными причинами.
Умственная отсталость делится также на две формы:
- дифференцированную — если причина возникновения УО установлена (в МКБ-10 отражается пятым знаком z от .х1 до .х8);
- недифференцированную — если этиология неизвестна (в МКБ-10 — .х9).
Также существует привычная российском врачу классификация Э. Крепелина, которая подразделяет УО на три типа:
- Дебильность (IQ 50-69). В МКБ-10 соответствует F70. Для ребёнка с легкой степенью УО характерен относительно большой словарный запас, трудности с абстрактным мышлением, хорошая механическая память, проблемы с самообладанием, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность. Такие люди обучаемы, у них есть возможность закончить школу, училище и получить профессию.
- Имбецильность (IQ 20-35). Соответствует F71-F72. Имбецилы имеют низкий словарный запас, не владеют грамматикой, слабо усваивают новый материал, им сложно освоить бытовые навыки, нуждаются в постоянном уходе.
- Идиотия (IQ <20). Соответствует F73. Идиоты не владеют членораздельной речью и не понимают речь других людей. Реакция на окружающие вещи не отличается от младенческой. Голод и другие неприятные ощущения и раздражители вызывают плач, агрессию, аутоагрессию (желание причинить вред самому себе). Благополучное окружение приводит к успокоению. Обычно они не умеют ходить, только ползают. Окружающий мир познают через хватание предметов в рот. За такими людьми нужен постоянный контроль и опека. [3]
Существуют и другие классификации умственно отсталосьи:
- Этиопатогенетическая классификация М.С. Певзнера:
- неосложнённая форма УО;
- УО с нарушениями нейродинамики (с преобладанием возбуждения или торможения);
- УО, сочетающаяся с патологией анализаторов;
- УО с сопутствующим психопатоподобным поведением;
- УО с лобной недостаточностью.
- Клинико-физиологическая классификация С.С. Мухина и Д.Н.Исаева:
- атоническая форма — характерна повышенная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться, больные вялые, апатичные, со слаборазвитой мелкой моторикой, обычно не реагируют на речь, часто повторяют стереотипные простые действия;
- дисфорическая форма — характерна эмоциональная лабильность, агрессивность и аутоагрессивность, раздражительность и нарушения внимания;
- теническая форма — характерна эмоциональность и общительность;
- астеническая форма — характерна эмоциональная лабильность, нарушения внимания, суетливость, пространственная дезориентированность и недоразвитость мелкой моторики.[11]
Осложнения умственной отсталости (олигофрении)
УО может осложниться психическими и соматическими расстройствами.
К психическим осложнениям следует отнести другие поведенческие нарушения, которые наиболее часто присоединяются к олигофрении, а именно повторяющиеся нанесения самоповреждений. Некоторые пациенты склонны к навязчивым импульсивным поступкам (например, бьются головой о стену или часто ломают себе кости конечностей). Другие пациенты постоянно наносят себе повреждения на коже (экскориации), выдергивают волосы и т.д. Все эти поведенческие нарушения тяжело поддаются лечению. Психологическая коррекция бывает недоступна ввиду низкой обучаемости и отсутствия возможности осознавать последствия своих поступков. УО — одно из немногих абсолютных противопоказаний к психотерапии, так как психологический подход в лечении и коррекции данного заболевания зачастую бывает неэффективным.
Как соматическая патология УО могут осложнять пневмонии, кожные инфекции, пролежни и другие заболевания. Риск соматических осложнений напрямую зависит от качества ухода и надзора за такими больным. При хорошем уровне ухода люди с УО могут жить достаточно долго.
Также осложнением УО можно назвать появление тревожных и депрессивных расстройств у ухаживающих за больными с УО. Эти люди вынуждены постоянно находиться рядом с такими пациентами и наблюдать за ними. Несмотря на все их старания, люди с УО не выздоравливают, темп их прогресса в психическом и физическом плане очень медленный, а на каком-то этапе и вовсе прекращается. То, что здоровым людям удаётся освоить очень быстро и легко (например, навыки самообслуживания — есть ложкой, одеваться, убирать за собой), пациентам с УО даётся очень тяжело или же остаётся недостижимой «планкой». Для профилактики невротических расстройств у людей, ухаживающих за олигофренами, необходимо освоить основы олигофренопедагогики.
Диагностика умственной отсталости (олигофрении)
В первую очередь следует проводить тщательное обследование матери в пренатальный период для выявления хромосомных патологий:
- из анамнеза следует выяснить все хронические заболевания беременной, её наследственную предрасположенность, вредные привычки, перенесённые заболевания и операции;
- необходимо исследовать резус-совместимость матери и ребёнка;
- сделать клинические анализы крови и мочи, исключить ВИЧ-инфекцию, гепатиты, половые инфекции, грипп, герпес и другие заболевания;
- провести УЗИ-диагностику, которая позволяет выявить аномалии плода;
- исследовать α-фетопротеин — его повышение в крови матери является показанием к изучению амниотической жидкости на содержание α-фетопротеина;
- по показаниям исследуются клетки в околоплодной жидкости.
После рождения ребёнка, в первые дни и годы его жизни проводят общие анализы крови, мочи, биохимические анализы, применяют различные скрининговые тесты для выявления нарушений обмена (фенилкетонурия, тирозинемия, мукополисахаридоз, гистидинемии и другие).
Из инструментальных методов диагностики используют:
- рентгенографическое исследование черепа;
- электроэнцефалографию (ЭЭГ);
- компьютерную и магнитно-резонансную томографию (КТ и МРТ);
- эхоэнцефалоскопию (ЭхоЭГ);
- кариотипирование;
- реоэнцефалографию.[7][12]
Из психо-педагогических методов исследования применяют различные тесты на определение уровня интеллекта (в зависимости от возраста ребёнка), а также диагностические тесты на изучение общего психического развития ребёнка.
С двухлетнего возраста используют шкалу интеллекта Стэнфорда — Бине. Она оценивает коэффициент интеллекта (IQ) тестируемого. Тест состоит из четырёх частей, в которых исследуются:
- вербальные навыки;
- вычислительные навыки;
- абстрактно-визуальные навыки;
- кратковременная память.
Это не просто «сухое» тестирование, в процессе исследования специалист может наблюдать за проявлением различных качеств испытуемого (сосредоточенность, усидчивость, усердие, уверенность в себе), что также отмечается в результатах.
С пятилетнего возраста в России чаще всего используют тест Векслера.
Важно: результаты IQ в данном тесте не соотносятся напрямую с показателями IQ для классификации в МКБ-10. Из результата в тесте Векслера следует вычитать 10 и только потом обращаться к МКБ-10 для постановки диагноза. Например, если результат равен 34, то вычитаем 10 и получаем IQ = 24, что соответствует F72 — тяжёлой форме умственной отсталости.
Тест состоит из вербальной и невербальной частей, которые делятся по темам (арифметика, словарный запас, запоминание цифр, недостающие детали, кубики Кооса, складывание фигур и другое).
При обработке результатов:
- подсчитываются баллы общего интеллекта;
- подсчитываются коэффициенты на основе выполненных субтестов;
- интерпретируется индивидуальный поведенческий профиль испытуемого.
Помимо вышеизложенных тестов существует большое количество альтернативных методик:
- метод Равена;
- метод Кноблоха;
- шкала развития Бейли;
- гештальт-тест Бендера;
- Денверский скрининговый метод и другие.[1][4]
Дифференциальная диагностика
Дифференциальную диагностику проводят со следующими патологиями:
- Шизофрения с началом в детском возрасте
Детям с этим заболеванием характерно нормальное интеллектуальное развитие в первые годы жизни. У них может быть богатый словарный запас, они проявляют интерес во многих вопросах, часто фантазируют. Нарушений речи нет, но если они возникают, то не из-за нарушений общего психического развития, а по причине деформации мышления.
Характерным является нарастание гипобулии и гипотимии: если вначале ребёнок интересовался миром, проявлял много ярких эмоций, то потом постепенно становится безыдейным, безынициативным, отстранённым.
При выполнении заданий и тестов дети с шизофренией показывают нестабильность в результатах. Они способны отвечать на сложные вопросы и проваливают лёгкие тесты. Эти дети склонны к обобщению, если не учитывать частные признаки, в то время как при УО ребёнок не может выполнить задание в обобщённом плане.
- Аутизм
Примерно 70% людей с аутизмом имеют черты УО. Однако в первую очередь следует диагностировать аутизм, так как методы коррекции детей с УО и аутизмом различны.
В отличие от людей с умственной отсталость, для детей с аутизмом характерна неравномерная задержка психического развития. Причём задержка наблюдается лишь в отдельных областях психики, в остальном же психическое развитие соответствует норме. При олигофрении же наблюдается общее психическое недоразвитие.
- Задержка психического развития (ЗПР)
Это отклонение является состоянием лёгкого интеллектуального недоразвития, когда уровень мышления или эмоционально-волевая сфера и речевая функция не соответствуют возрасту. В отличие от УО оно может быть обратимым, однако если этого не происходит к 13 годам, то ставится диагноз лёгкой дебильности.
ЗПР возникает под действием наследственных факторов, внешних вредностей (черепно-мозговая травма, органическое поражение мозга, нарушение работы органов чувств) и психогенных воздействий (педагогическая запущенность, отсутствие должного ухода и воспитания). Дети с ЗПР, в отличие от детей с олигофренией, более эмоциональны, интересуются окружающим миром, обладают хорошим воображением, более обучаемы.[7]
- Деменция
Важно не путать умственную отсталость и деменцию, которая тоже характеризуется слабоумием и другими схожими нарушениями психики. Однако деменция — это состояние деградации, то есть переход из нормального состояния психики в патологическое, в то время как психика человека с УО изначально не развивалась. Следовательно, для постановки диагноза нужно учитывать возраст, в котором возникла патология.[12]
Лечение умственной отсталости (олигофрении)
Прежде чем врач выберет тактику лечения, ему следует ответить на несколько вопросов:
- Требуется ли госпитализация больному УО?
Показаниями к стационарному лечению в случае с УО являются выраженные нарушения поведения, сопутствующая острая психотическая симптоматика, расстройства настроения и неврозоподобные симптомы. В некоторых случаях госпитализация требуется для проведения медико-психологического обследования (дифференциальной диагностики с задержкой психического развития, аутизмом и шизофренией).
- Известен ли этиологический фактор заболевания?
Владея информацией о причине возникновения УО, врач может проводить целенаправленное лечение. Например, при ферментопатиях может быть назначена диета, при патологиях щитовидной железы применяют гормональные препараты, при инфекциях — антибиотики, при интоксикациях — дезинтоксикационную терапию и далее в зависимости от конкретного случая.
- Какова тяжесть патологического процесса?
Определение степени УО необходимо для разработки тактики психолого-педагогической коррекции. Больного, в зависимости от его состояния, стараются адаптировать к окружающим его условиям, обучают необходимым трудовым и бытовым навыкам, если это возможно, и подбирают индивидуальный план обучения.
Из патогенетической медикаментозной терапии применяют такие лекарства, как «Ноотропил», «Пантогам», «Фенибут», «Нооклерин», «Церетон», «Инстенон», «Мемантин», «Церебролизин», «Кортексин», «Циннаризин», «Леводопа» и глутаминовая кислота.
К симптоматической терапии обращаются, если имеется выраженная психотическая симптоматика, нарушения поведения и депрессия. Для этого применяют «Флувоксамин», «Амитриптилин», «Феназепам», «Рисперидон», «Хлорпромазин» и противоэпилептические средства.
Не менее важна психологическая работа с родственниками. Следует объяснять родителям все нюансы поведения и возможные проблемы, обучить их правильному уходу для лучшей адаптации больного. Важно помнить, что ребёнок с УО может стать огромной стрессовой нагрузкой для родных, поэтому психотерапевтическая работа с родителями является важнейшим звеном для поддержания здоровой атмосферы в семье, что очень важно для развития ребёнка.[5][8][13]
Прогноз. Профилактика
Прогноз благоприятен для людей с лёгкой степенью УО. Они социализированы, могут окончить специализированное обучение, получить профессию, владеют простыми бытовыми навыками, способны помогать по хозяйству, не имеют сопутствующей психотической симптоматики.
Прогноз неблагоприятен в средних и тяжёлых случаях УО. Это связано с постоянной опекой и специальным уходом, который требуется больным, и нередкими случаями сопутствующих психотических патологий.
Профилактическая работа направлена на:
- работу с беременными и раннее выявление внутриутробных и хромосомных патологий;
- устранение внешних вредностей, способных повлиять на развитие плода и ребёнка (улучшение экологической обстановки, исключение алкоголя, наркотиков, курения, ограничение контакта с бытовой химией и другое);
- предотвращение развития осложнений во время родов (повышение доступности квалифицированной акушерской помощи, улучшение качества оборудования, повышение квалификации врачей);
- правильный уход за ребёнком для предотвращения инфекционных поражений и соматических заболеваний;
- раннюю диагностику нарушений обмена, гормональных патологий и ферментопатий.[10]
Источник