Причинами социальной дезадаптации могут быть

Содержание статьи

Социальная дезадаптация и ее причины

Понятие «социальная дезадаптация»

Социальная дезадаптация является термином, который используется сразу в нескольких научных областях:

  • психологии,
  • социологии ,
  • педагогике.

Определение 1

Под социальной дезадаптацией исследователи понимают частичную или полную неприспособленность человека к окружающим его социальным условиям.

Данный термин очень прочно вошел в жизни современного человека. Даже несмотря на то, что в обществе созданы все условия для нормальной жизнедеятельности и функционирования, не каждый человек способен адекватно оценивать себя, окружающий мир, воспринимать нормы и правила поведения, а также вести полноценный образ жизни в связи с различными отклонениями как в физиологическом, так и психическом плане.

Конечно, факт одиночества и неприспособленности человека сегодня достаточно прозаичен. Многие говорят о том, что дезадаптация происходит из-за недостатка возможностей к приспособлению к новым условиям, а некоторые утверждают, что основной причиной дезадаптации и одиночества как раз и является развитие информационных технологий. Некоторые люди теряют ориентиры и не могут разрешить элементарные проблемы, с которыми сталкиваются. Это ведет к увеличению уровня асоциальности, апатичности, человек впадает в депрессию даже в достаточно молодом возрасте. Поэтому выходит так, что уже взрослой и состоятельной личности приходится смотреть на жизнь по-новому, учиться радоваться ей, потому что из-за дезадаптивных процессов она утрачивает этот навык.

Таким образом, как мы отметили ранее, социальная дезадаптация – это утрата приспособленности личности к социальным и культурным условиям окружающей среды. Утрата может быть полная (полная, фатальная дезадаптация) или частичная, что, соответственно вызывает частичную дезадаптацию.

Замечание 1

Человек, который страдает от данного явления, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми, которые окружают его. Он может проявлять агрессивное поведение в отношении них, избегать прямых контактов. Также социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неумением понять другого человека и принять его точку зрения.

Педагогическая запущенность как причина социальной дезадаптации

Как и у любого явления, у социальной дезадаптации также есть свои предпосылки и причины, по которым человек впадает в данное состояние. Когда психологическое состояние человека ничем не нарушено, то он вряд ли станет избегать прямых контактов с окружающими. Таким образом, социальная дезадаптация в определенной мере является свидетельством того, что личность испытывает серьезные проблемы, а условия, в которых она находится, вряд ли можно назвать благополучными.

Среди основных причин, которые чаще всего встречаются и определяют социальную дезадаптацию, выделяют педагогическую запущенность личности. Зачастую все проблемы личности исходят из его детского возраста. Социальная дезадаптация также проявляется чаще всего там, где к ребенку имеет место быть невнимательное отношение, пренебрежение к его интересам и потребностям. Если за ребенком плохо ухаживали в детстве, часто оставляли одного, то это вызывает у человека чувство незащищенности, не нужности уже в более сознательном возрасте. Не умея принимать чужую любовь и поддержку, человек и сам не умеет проявлять ее. К тому же, детская социальная дезадаптация приводит к трудностям с самоопределением и тем, чтобы найти свое место в жизни;

Утрата привычного коллектива и конфликт как причина социальной дезадаптации

Зачастую человек попадает в сложную ситуацию, при которой как бы «выпадает из общества» на продолжительный срок. Например, это может быть болезнь или смена собственной деятельности и интересов. Социальная дезадаптация при этом начинается не стихийно, а формируется постепенно. Лишь через некоторое время человек сам начинает замечать, что ему гораздо сложнее общаться с людьми, высказывать свою точку зрения в новом коллективе. Он испытывает внутреннюю зажатость и дискомфорт, поскольку боится, что его не примут. Поэтому он лишний раз избегает ситуаций, когда нужно покидать дом и свою зону комфорта, а также перестает следить за собой, выполняет рутинную деятельность, которая не удовлетворяет его потребностей и интересов.

Привычка действовать в одиночку приводит к тому, что человек становится более раздражительным в присутствии других людей. Дезадаптация нарастает, увеличивается уровень страхов, которые связаны как раз с общением с другими людьми. Человек вступает в конфликт с самим собой, а также с окружающими. Он бросает вызов обществу, становится уязвимым и незащищенным. Из-за утраты способности к общению в конфликте человек не может привести достаточно аргументов, чтобы отстоять свою точку зрения. по этой причине на психику ложатся дополнительные переживания. Конфликт очень выматывает, держит человека в напряжении и на заметном расстоянии от всех других людей. Формируются такие чувства, как подозрительность, недоверие, ухудшается характер, а вместе с ним и физическое состояние человека.

Читайте также:  В начале мутная моча у мужчин причины

По сути, социальная дезадаптация тут становится следствием неправильного отношения человека к окружающему его миру, к людям, неумение выстроить правильные отношения к человеку, основанные на доверие. Отсутствует гармония с миром и с самим собой. Для разрешения данной проблемы человек обращается к психологу, который выясняет, какая из причин дезадаптации является самой главной: или это следствие проблемного и болезненного детского состояния, психологическая травма, или дезадаптация вследствие отсутствия контактов с окружающим миром. Не следует также забывать о том, что у каждого из нас есть свой собственный, личный выбор. Кто-то специально взял на себя роль отшельника, чтобы максимально уединиться с самим собой. но подобное решение чаще приводит не к гармонии с самим собой, а к внутренним противоречиям, страхам и конфликтам, которые самостоятельно разрешить практически невозможно.

Источник

Понятие социальной дезадаптации

Что такое социальная дезадаптация

Социальная дезадаптация — это утеря человеком способности приспосабливаться к условиям социума. Бывает полной и частичной.

Кроме социальной, есть психосоциальная дезадаптация, и границы между ними довольно размыты. Но в любом случае это означает нарушение взаимодействия индивида с обществом, невозможность осуществления им своей позитивной социальной роли. Часто следствием становится значительное ухудшение качества жизни или опасность для окружающих.

Примечание

Социальная дезадаптация не считается медицинской патологией, хотя может проявляться как следствие нервно-психических заболеваний.

Психологи о социальной дезадаптации

Единого мнения специалистов о стадиях, разновидностях и способах коррекции этого явления нет, поскольку существует несколько теорий относительно факторов его возникновения.

  • Психологическая теория. Связана с особенностями личности, расстройством поведения.
  • Медицинская теория. Виноваты нервно-психические нарушения: например, фобии, психозы или тяжелые заболевания типа шизофрении.
  • Кризисная теория. Дезадаптация — защитная реакция подсознания человека на кризис, опасную ситуацию.

Дезадаптированность бывает четырех уровней:

  1. Нижний. Латентный, т.е. скрытый, без внешних признаков.
  2. Половинный. Изменения в поведении становятся уже заметны со стороны, но некоторые отклонения то появляются, то исчезают.
  3. Устойчиво входящий. Можно говорить о стабильном разрушении старой адаптации к социуму.
  4. Закрепившаяся дезадаптация. Самый глубокий уровень, когда человек испытывает большие трудности и дискомфорт даже при кратком общении с другими людьми. 

Социальная дезадаптация в современном обществе принимает все более угрожающие масштабы в связи с развитием новых технологий, интернета, с ускорением темпа жизни и, как следствие, с большей разобщенностью людей, их усталостью от себе подобных, желанием уйти с головой в виртуальный мир.

Если раньше психологи употребляли термин «дезадаптант» в отношение детей, то в настоящий момент многие взрослые признаются, что не могут успешно взаимодействовать с коллективом. Им тяжело общаться с коллегами и начальством, они не в состоянии «подать» себя, а в особо трудных случаях — работать среди людей и зарабатывать средства на жизнь.

Поэтому сейчас проводится много исследований на эту тему. Проблемой интересуются не только психологи, но и психотерапевты, психиатры, а также социологи. Необходимо искать новые методы коррекции, которые будут действенны по отношению не только к детям, но и совершеннолетним.

Причины возникновения

Социальная дезадаптация не может быть врожденной и никогда не возникает без причины. Как правило, таких причин бывает не одна, а целый комплекс. Рассмотрим основные.

Переходный возраст школьников/подростков

Для подростков характерна лабильность и возбудимость, что во многом обусловлено гормональной перестройкой организма. Но влияет еще и смена социальной роли: ребенок становится более или менее ответственным за свои поступки. Мы все слышали выражения «трудный возраст» и «юношеский максимализм». 

Слабость личности, при которой требования общества кажутся завышенными

Психологическая причина связана с особенностями личности и нервной системы, акцентуациями характера. В современном обществе, особенно от девочки в школе, а потом и от взрослой женщины, которая строит карьеру, требуется проявлять черты характера, традиционно считающиеся мужскими — агрессивность, грубость, вызывающее поведение, чтобы обратить на себя внимание. В школе всегда хорошо чувствуют себя «пацанки», а вот скромным и застенчивым девочкам (а также часто и мальчикам) приходится плохо и бывает, что они страдают от травли, не умея постоять за себя. 

Личность, слишком возбудимая и привыкшая выражать свои эмоции публично, может не выдержать требований соблюдать дисциплину на работе. Эгоцентричному человеку сложно подчиняться субординации и т.д.

События в жизни, травмирующие психику, и затянувшийся стресс

Здесь могут быть как социально-экономические, так и личные психологические причины, оттолкнувшие человека от общества: сокращение на работе, уход из жизни близкого человека, развод, проблемы с внешностью, тяжелые длительные болезни и др. В этом случае дезадаптация может играть роль защитного механизма, спасительной реакции подсознания. Главное, чтобы этот процесс был обратим. 

Психические расстройства и болезни

Без медикаментозного лечения обычно их сложно корректировать. Помимо серьезных заболеваний, здесь могут быть и различные зависимости: алкогольная, от компьютерных игр и т.д.

Проявление дезадаптации

Излишняя агрессия

Такое часто бывает в школе. Ребенок, которого в классе по каким-то причинам (часто объективным) считают изгоем, вместо того, чтобы понять причину неприятия и попытаться от нее избавиться, пытается самоутвердиться за счет агрессии и драк. У взрослых тоже бывает, что свой страх и неуверенность они прячут за немотивированным агрессивным поведением в адрес своих коллег или семьи. На простую просьбу или вежливый вопрос они порой реагируют неадекватно, раздражительно, даже с кулаками.

Читайте также:  По каким причинам могут задержать полиция

Заниженная самооценка

Неумение видеть свои положительные стороны и зацикливание на недостатках — часто виной этому становится неправильное воспитание, когда ребенка сравнивают с другими детьми не в лучшую сторону. «У всех дети как дети, а у меня неумеха и двоечник». Неудивительно, что такое программирование сознания пускает корни на всю оставшуюся жизнь и человек на полном серьезе считает себя неудачником и не пытается чего-то добиться.

Отсутствие желания общаться

Даже простой диалог с продавцом на кассе или с прохожим, который спрашивает дорогу, вызывает проблемы. Человек не отвечает на обращенные к нему вопросы или отвечает односложными фразами, на работе старается избегать коллег или разговаривать только по делу. Нет интереса к другим людям. Не может придумать темы для разговора, впадает в ступор, когда к нему обращаются. 

Перепады настроения

Сейчас человек в приподнятом радостном настроении, а через минуту уже впал в печаль, и так может быть много раз в течение дня. Перепады — уже повод насторожиться, что что-то в окружении вызывает желание уйти и спрятаться. Часто это показатель скрытой агрессии.

Замкнутость

Если это не природная черта характера, то дезадаптация может выразиться именно так. Еще недавно человек был открытым и общительным, но вот случился момент, когда он перестал реагировать на внешнюю среду, предпочитая молчать или ограничиваться общими фразами. Живет обособленно, не любит гостей, сам ни к кому не ходит, не выносит находиться в шумной компании или просто в людном месте.

Демонстрация эмоций на людях

Внезапная слезливость, угрюмость или громкий неестественный смех, когда нет особых причин для этого. Поведение такого человека кажется странным, и не только у него, но и у окружающих постепенно пропадает желание общаться. Непредсказуемость и отсутствие адекватной реакции отталкивает, и постепенно индивид все больше и больше отдаляется от социума, считая себя «непонятым».

Особенности

Низкая эмоциональная устойчивость

Реакция на внешние раздражители неадекватная и резкая. Человек не отличается выдержкой, не способен правильно оценивать ситуацию, не может работать в условиях стрессовой ситуации. Излишне эмоционален, его задевают мелочи, на что другой бы не обратил внимания. Легко расстраивается. Нет стабильных интересов, работоспособность зависит от настроения. Также характерна раздражительность, быстрая утомляемость.

Сосредоточенность на себе

Погруженность в свои личные переживания, нежелание подстраивать себя под социум. Человек ощущает себя «пупом земли», который не понят и не оценен по достоинству. Приводит обычно к внутренней опустошенности. Внешний мир перестает интересовать, проблемы родных и друзей не волнуют.

Нежелание подчиняться требованиям общества

Отсутствие желания подчиняться логичным и необходимым требованиям общества и закона может приводить к асоциальному, девиантному поведению, желанию покончить с собой. В тяжелой стадии оканчивается реальными преступлениями и суицидом.  

Примеры социальной дезадаптации

Частичная социальная дезадаптация может проявляться в случае длительной болезни, декретного отпуска, когда теряется интерес к общественной жизни и к рабочему коллективу, при этом человек может сохранять нормальный стиль общения со своей семьей и с близкими друзьями. После выхода из временной изоляции через какое-то время все восстанавливается.

Например, молодая женщина в декретном отпуске перестала следить за собой, общаться с друзьями, все ее интересы теперь, помимо ухода за ребенком, — просмотр сериалов, чтобы отвлечься от реальности. Выход на работу сначала стал сильным стрессом, но постепенно самочувствие улучшилось и вернулись привычные навыки общения.

Полная социальная дезадаптация часто характеризуется сильным душевным дискомфортом. Теряется вера в себя, доверие и интерес к окружающему миру. Человек может чувствовать себя хорошо только наедине с самим собой или рядом с очень ограниченным кругом близких. У него нет никакого желания реализовывать себя в социуме, хочется навсегда замкнуться в собственной скорлупе, обычный поход в магазин вызывает страх и неприятие.

Например, в современной Японии, стране высокого уровня технологического развития, появилась целая прослойка затворников. Они называются «хикикомори». Молодые, здоровые люди могут месяцами, а то и годами не покидать свое жилище, полностью отказавшись от какой бы то ни было социальной жизни. 

Ярким примером «дезадаптанта» из классической литературы является известный герой романа Гончарова. Пребывание на любимом диване заменило Илье Ильичу Обломову и любовь, и материальное благополучие, и физическое здоровье. Вялый и безвольный из-за неправильного воспитания и собственного характера, однажды он пытается «проснуться» и что-то сделать, но все оказывается бесполезно. Диван победил. 

Коррекция

Рассмотрим вкратце некоторые приемы, позволяющие скорректировать или устранить социальную дезадаптацию. Лучше всего начинать с профилактики. 

  • Создать благоприятную, дружелюбную обстановку в школе, дома, на работе. 
  • Найти увлечение или хобби, что позволит расширить круг друзей и знакомых по интересам.
  • Найти постоянную доходную работу с официальным заработком.
  • Завести новые знакомства и поддерживать старые контакты.
  • Пройти курс аутотренинга у специалиста, гипноз.
  • Записаться на тренинги. Например, по контролю акцентуации характера, по борьбе с комлексами и внутренними страхами, по развитию коммуникативных навыков и др.
Читайте также:  По какой причине могут не пустить отпуск

Конечно, не все перечисленные способы могут быть легко выполнимы, но даже в самых запущенных случаях надо помнить, что социальная дезадаптация всегда поддается коррекции.

Источник

Социальная дезадаптация — ее виды, причины и проявления.

Следующий момент — это «проникновение в психику».

Если ребенок проявил грубость, рассеянность или лень (это временное состояние или мотив), можно говорить о поверхностной дезадаптации. Воспитатель допустил бестактность, ребенок обиделся или нагрубил, но это не стало чертой характера и не повлияло на поведение в целом; но если такая грубость начинает проявляться все чаще, переходя в черту характера, речь идет уже о дезадаптации углубленной или глубокой.

Дезадаптация является скрытой, когда ребенок все носит в себе (обиду, тревогу, страх, одиночество), открытой, проявляется довольно четко и ярко выраженной, такая дезадаптация бросается в глаза и очень мешает окружающим и самому ребенку.

Если ребенок растерялся, разозлился, проявил рассеянность или конфликтность, но произошло это быстро, то можно говорить о ситуативности проявления дезадаптации. Если какие то нарушения отношений и деятельности проявляются в сходных ситуациях, но еще не стали чертами характера, на наш взгляд, следует сделать вывод о временной дезадаптации, если же они проявляются практически постоянно, то это дезадаптация устойчивая. Разные виды и подвиды, дезадаптации могут иногда существовать у одного человека, взаимодействуя, переплетаясь, ослабевая, и уничтожая друг друга. Невозможно найти человека, у которого бы элементы дезадаптации, хотя бы ситуативно, никогда не проявлялись, а их проявление зависит от всего мотивационно — личностного строя личности, ее характера, способностей.
Помимо этого, социальной дезадаптация может быть обращена как во внутрь, на себя, так и на окружающий, осознаваться инее осознаваться, самоосуждаться или нет, вызывать или не вызывать желание измениться или что-то изменить — все это порождает проявление типов дезадаптации:
«саморазрушители» — дефект самооценки, самовыражения, взаимоотношений;
«неумеющие» — дефект навыков и умений, деформации предметной дезадаптации;
«инертные» — ослабленность воли и эмоционального контроля;
«конформисты’ — ослабленность воли, принципиальности, стойкости убеждений;
«разрушители» — превалирование агрессивности, несдержанности и равнодушия;
«смирившиеся» — дефект воли, эмоций, занижающий
«конформисты’ — ослабленность воли, принципиальности, стойкости убеждений;
«разрушители» — превалирование агрессивности, несдержанности и равнодушия;
«смирившиеся» — дефект воли, эмоций, занижающий самооценку, деформацию «я»;
«себялюбцы» — напротив, завышающей самооценку, деформацию «я»; «демонстративные» — дефект взаимоотношений, эмоций самооценки; «заблуждающиеся»~ отсутствие правильной оценки себя, своих поступков;
«стремящиеся» — осознание и отрицательное отношение к своим поступкам, отсутствие отрицательного влияния на окружающих и подверженности отрицательным воздействиям, активность в преодолении дезадаптации. Нередко типы дезадаптации могут быть смешанными, сочетая в себе характеристики нескольких типов. Любой из указанных типов дезадаптации имеет различную выраженность в зависимости от отношения ребенка к ней, влияние его на окружающих и стремление дезадаптацию преодолеть.
Приведенная классификация дезадаптации по ее видам, подвидам и типам позволяет более дифференцированно подходить к каждому дезадаптированному подростку. Определение вида дезадаптации дает понять, к какой области проявления следует обратиться, подвида — степень ее запущенности, типа — конкретное поведенческое ее проявление, что, в конечном счете, должно влиять на стратегию работы с подростком.
ВыводТаким образом, под понятием дезадаптация понимаем социально психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями, умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими, и с окружающим миром.
Так же мы выяснили, что дезадаптация бывает: патогенная, психосоциальная, социальная, которые в свою очередь могут быть различными по глубине распространенности, выраженности, характеру возникновения, длительности протекания, направленности. Выяснили типы проявления, социальной дезадаптации: саморазрушители, неумеющие, инертные, конформисты, разрушители, смирившиеся, себялюбцы, демонстративные, заблуждающиеся, стремящиеся.

Заключение.
Значимость проблемы социальной дезадаптации, обусловлена современной ситуацией в обществе. Социальную ситуацию, сложившуюся в нашей стране, можно охарактеризовать как критическую. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, социально — педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями.

При изучении психолого — педагогической литературы, мы рассмотрели понятие социальной дезадаптации, под которой понимается: неспособность индивида отвечать на предъявляемые ему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность применять на практике общественно — исторически выработанные способы деятельности, овладение которыми соответствует его индивидуальным возможностям и необходимы для удовлетворения собственных потребностей.

Так же рассмотрели причины, проявления, виды и типы социальной дезадаптации. Рассмотрели сущность понятия социально — психолого педагогической поддержки, под которой понимается «процесс совместного с подростком определения препятствий мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, воспитании, общении, образе жизни». Существует определенная структура социально — психолого — педагогической поддержки, которая состоит из нескольких этапов: диагностического, поискового этапа, договорного, деятельностного и рефлексивного этапов.

Источник