Причинами смены школы могут быть

5 объективных причин сменить школу. И ещё 5 таких, когда лучше лишний раз подумать

Причинами смены школы могут быть

Школа далеко, педагог некомпетентен, дети в классе агрессивные — причин, по которым родители решили поменять школу, может быть много. Наш блогер, учительница начальных классов Ольга Катаева, рассказывает, в каких случаях это необходимо, а в каких стоит подумать дважды.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Каждый родитель хоть раз в жизни задумывался: «А не сменить ли школу?» Причины, по которым этот вопрос появляется, могут быть разные. Стоит ли искать аргументы и убеждать себя, что назрела необходимость сменить школу, или оставить этот вопрос без внимания? Особенно остро дилемма встаёт в начальной школе. Итак, когда появляется реальная возможность сменить школу.

1. Переезд

Часто переезд становится естественной причиной смены одного учебного заведения на другое. Особенно если семья переехала в другой город. Иногда семья меняет только район места жительства, тогда решение о смене школы окажется не таким простым. Если проблема дороги до школы серьёзнее, чем уйти от любимого учителя, то выбор очевиден.

2. Престижная школа

Приём в школы ведётся по месту жительства. Когда наступает вторая волна приёма документов в первый класс, часто оказывается, что мест нет, особенно в престижных школах. Попасть в такую можно, когда там освобождается место. Если ребёнок учится стабильно хорошо, у него нет проблем со здоровьем, то переход в неё возможен без лишних моральных потерь.

3. Травля в школе

Естественно, в таком случае переход в другую школу необходим. Родители не всегда понимают, когда над ребёнком совершается психологическое насилие, в отличие от физического. Травля может совершаться как одноклассниками, так и учителем (кстати, психологическое насилие со стороны учителя часто провоцирует буллинг в классе). Вот его признаки:

  • крик;
  • сердитое выражение лица;
  • оскорбления и угрозы;
  • некорректная критика;
  • унижение достоинства;
  • сарказм;
  • необъективное отношение;
  • невнимательность к личности ребёнка.

Часто неграмотно организованная рефлексия становится причиной буллинга в классе.

4. Коррекционная школа

Не стоит раздумывать, если на ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) вам порекомендовали уйти в коррекционную школу. У ребёнка стабильные неуспехи в учёбе, низкая мотивация, проблемы в волевой сфере, проблемы с коммуникацией — всё это симптомы, которые, возможно, указывают, что ребёнку лучше сменить образовательное учреждение. В таких случаях подскажет учитель: он наблюдает ребёнка и в учебной, и в коммуникативной деятельности, следит за успеваемостью и анализирует причины неуспешности.

5. Профнепригодность учителя начальных классов

И такая причина смены школы возможна. Единственное — родителям, даже имеющим педагогическое образование, очень трудно определить уровень профпригодности учителя.

Не всегда причины ухода объективны, вот чем иногда родители объясняют смену образовательного учреждения:

1. Друзья

Да, детям, особенно первоклассникам, бывает сложно адаптироваться к условиям школы без друзей, но коммуникабельные дети быстро находят себе знакомых в новом коллективе. Ещё надо учитывать, что в начальной школе дружба ситуативная, дружеские связи только начинают выстраиваться. К тому же ребёнок погружён в учебную деятельность, которая в этом возрасте (начальная школа) является главной. Поэтому «У нас там друзья!» — так себе аргумент (при поступлении нельзя было сразу подать документы в класс, где друзья?).

2. Глаза не горят

Очень часто родителей беспокоит, что у ребёнка «глаза не горят» и скучно на уроках. Отличный аргумент, но для беседы с учителем, который поможет определить причины. Естественно, если ребёнок приходит в школу читающий, а азбука по программе чуть ли не до марта месяца, на уроках будет скучновато.

3. Ребёнок хочет

В этом возрасте я бы не стала слушать «хотелки» детей. Если класс замечательный, учитель адекватный, школа тоже соответствует, зачем переходить? Переход — это стресс. Ребёнок сам не понимает, что сменить коллектив, учителя, школу, маршрут до школы — это очень сложно. Не случайно у многих детей падает успеваемость при переходе из школы в школу на первых порах.

4. В другой школе меньше детей в классе

Родители думают, что если в классе меньше детей, то учитель больше времени сможет уделить индивидуальной работе. Это так. Опять же менять коллектив, адекватного учителя на новое, подвергать ребёнка стрессу — стоит ли? И 20 человек в классе против 25 — не такая уж большая разница.

5. Классная работа проводится не так

Учителя работают по методике. Они окончили училище, специалитет, магистратуру. У каждого учителя свой педагогический опыт, свои слова для объяснения, свои приёмы для отработки материала. Одинаково никто не объясняет (если только не по одинаковым поурочным разработкам ведут уроки). Тем более сейчас по-другому организуется процесс обучения — ФГОС. Естественно, образовательный процесс сейчас отличается от советской системы обучения. Поэтому «не так», «нас по-другому учили» не значит, что учат неправильно.

Читайте также:  Больше года не могу забеременеть вторым ребенком причины

Конечно, иногда под этими причинами скрывается нечто большее, но ведь никто не скажет: «Нам просто не нравится учитель».

На обложке: Леопольд Сюрваж. Пейзаж с красной фигурой

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

7 причин, чтобы сменить школу. Как понять, что вы просчитались с выбором учебного заведения

Иногда мы выбираем ребенку школу по принципу «поближе к дому». Иногда идем к конкретной учительнице. Иногда — на определенную программу или потому, что это лучшая школа в районе. Но бывают случаи, когда оказывается, что наш выбор — не из лучших. Как понять, что ребенка пора переводить в другую школу, — рассказывает Ксения Букша.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Учительница-мучительница

Или по-английски — булли. Так называются свирепые начальники, которые относятся к подчиненным грубо и жестоко, издеваются над ними. Не всегда родитель может при первом-втором знакомстве распознать учительницу-булли. Строгая, но справедливая; жесткая, умеет держать класс; с ней не забалуешь; обычно — много лет педстажа. Где грань? Очень просто: там, где наша Марья Ивановна становится, во-первых, безжалостной, а во-вторых — изощренной. Помните, в Конституции запрещаются жестокие и необычные наказания. Если учительница не разрешает бегать на переменках, может поставить в угол или сделать строгое внушение — это не очень здорово, но это полбеды, если в целом она не прибегает к этим мерам постоянно, и при этом вообще-то любит детей.

Пожилым учителям порой трудно перестроиться, но лучшие из них компенсируют свои «советские привычки» хорошими человеческими качествами

В одной из школ — прекрасной, к слову — мы столкнулись со знающей и грамотной, опытной учительницей Л. Если ребенок играл с линейкой, она заставляла его положить линейку на пол. «Мой стол неприкосновенен. На переменке другие дети запинывают линейку под шкаф», — констатировала она самодовольно. «Приходится брать длинную палку и доставать?» — спросила я. «Это если я разрешу!» — ответила Л., явно наслаждаясь своей властью.

В другой раз ребенок побоялся спросить у учителя, где свободное место для него за столом в столовой, и остался без завтрака. Учитель-булли самоутверждается за счет учеников, наводит чрезмерный трепет и не смягчает суровую дисциплину ничем человеческим. От такого учителя надо уходить. В начальной школе формат отношений с другими — важнее знаний. Получать опыт подчинения мучителю нашему ребенку совершенно ни к чему, не говоря уж о том, что такая учительница способна иногда прямо отравить ребенку несколько лет детства.

2. Безнадежно нездоровая атмосфера в классе

Например, класс поделен на «агнцев и козлов» — отличников и двоечников. Или девочки воюют с мальчиками, достают их. Или все вместе травят какого-нибудь ребенка. Кем бы при этом ни был наш собственный отпрыск, месяц за месяцем ходить в такой класс ему вредно.

Дети не могут сами оздоровить свои отношения; без направляющей руки взрослого начинается то, что описано в фильме «Чучело» или книге «Повелитель мух». Но если до крайностей и не доходит — зло входит в сердца, и страдают все. Нездоровая обстановка в коллективе затрагивает всех его членов, и даже если наш ребенок не принимает прямого участия в этих разборках — он все равно их видит и поневоле занимает какую-то позицию. Пусть это самая этически обоснованная позиция спасателя, помощника, одного правого против всех виноватых — все равно это не лучший урок для ребенка младше двенадцати. Полезных для ребенка моментов в таких условиях вообще нет.

Обучение нездоровым стереотипам общения может и не сказаться роковым образом на характере и не привить психологических комплексов, если ребенка любят дома. Но зачем рисковать?

Конечно, лучший выход из возможных — попытаться изменить ситуацию на месте: поговорить с учителем или руководством школы, принять комплексные меры на взрослом уровне. Но если такие попытки уже сделаны, а понимания мы нигде не встретили — пора уходить, пока ребенок не научился травить или пока его не затравили самого.

Причинами смены школы могут быть

3. На ребенка навесили ярлык «трудного ученика»

Плохих учеников не бывает. Двоечников не бывает. Злостными хулиганами не рождаются. В основе поведения и обучаемости лежат особенности внимания, концентрации, восприятия, бывают разные характеры, наконец, логопедические и психологические проблемы и так далее. Все это не должно сказываться на отношении к нашему ребенку. Не должно, но сказывается.

Средний учитель может дать слабину — «у меня, кроме Васи, еще тридцать человек» — и записать ученика в трудные

А дальше цепная реакция: от него ничего хорошего не ждут — он отчаивается и оправдывает характеристику, находит в ней свое призвание. Теперь у него есть свое место! Как же, как же: он тот самый, отпетый, гроза педагогов. Прекрасно.

Один мой знакомый мальчик в своей первой школе поворачивался спиной к учителю и лицом к классу, прыгал и кричал всякие ругательства. Учительница была настолько шокирована его поведением, что попросила мальчика из школы забрать.

В другой школе им повезло больше: учительница на этот раз попалась не выгоревшая, такая, которая ко всем детям относится — как к детям, а не как не к проблемам, помехам или неподатливому человеческому материалу. Она посадила ребенка на первую парту и не без юмора пообещала родителям уделять ему индивидуальное внимание. И обещание свое выполнила. Теперь парень сидит смирно, и хотя порой витает в облаках, и ошибок в диктантах делает много, — он стал членом общества, его никто не считает «худшим учеником» и «хулиганом». А главное, и он сам понемногу перестает считать себя таким.

Читайте также:  Что может быть причиной боли внизу живота у девушки

4. В начальной школе у ребенка нет друзей

Какое главное дело в начальной школе? Думаете, обучение? Не совсем. Научить детей читать, писать и считать может даже самый занятый и даже не самый педагогически одаренный родитель, — лишь бы сам грамотным был. Изюминка начальной школы — общение с другими ребятами, вот это бессмысленно-прекрасное броуновское движение «я сегодня купил мандарин и поделился с Розой, а потом мы на перемене сделали человечка из скрепок».

Общение ребят трудно организовать в домашних условиях. Но и в школе общение просто так не складывается: для него нужно время, свобода и некоторая поддержка лидера класса — учителя (учительницы). В одной из петербургских школ ученик разбил голову в туалете, и после этого второклассники проводят все перемены, расхаживая по коридору парами. Безопасность, конечно, важна, но подружиться в таких условиях очень трудно. В другой школе активно поощряется конкуренция между детьми; еженедельно вывешиваются на стенд пять лучших и пять худших учеников — и это тоже совсем не здорово.

Атмосфера в классе складывается из мелочей, и позиция учителя очень важна

Даются ли ребятам групповые задания, в процессе выполнения которых можно работать вместе, взаимодействовать, спорить и договариваться? Есть ли возможность поиграть вместе на переменах? Что происходит на уроках физкультуры? А в столовой? Каждый момент школьного дня работает либо на соединение ребят, либо на разобщение. Они оказались в одном классе почти случайно, однако практика показывает, что если дать детям стабильность и свободу, можно получить то, что называется «дружным классом» или коллективом.

Причинами смены школы могут быть

Фото: uaua.info

5. В средней школе у ребенка нет любимого учителя

Если цель начальной школы — научиться общаться и сотрудничать, то в среднюю школу ребенок, по идее, должен приходить за знаниями. Тут возникает вопрос о том, что такое знание в наше время, битком набитое однородной информацией.

Особенной информацию для ребенка делает эмоция, страсть. Именно поэтому хороший учитель лучше, чем самостоятельное обучение предмету

Наш знакомый педиатр рассказывал об учителе биологии в их провинциальной школе: полкласса в итоге стали ездить в другой город на биологический кружок, человек десять поступили на биофак, еще несколько (в том числе он сам) — в медицинский, и почти все в классе завели себе домашних животных. Вот приблизительно такой учитель, хотя бы один, должен быть и в нашей школе. А лучше — несколько, на выбор. Если же на уроке происходит просто передача информации — такая информация не выдержит конкуренции и просто не дойдет до учеников. А значит, смысл получать эту информацию в школе пропадает.

6. В девятом-десятом классах подготовка к ЕГЭ заменяет обучение

ЕГЭ и прочие ГИА — вообще, на взгляд автора, бич современной российской школы. Возможно, когда-нибудь его отменят, но пока нередко случается так, что в последние два года школы учителя вместо диалога с ребятами впадают в состояние тревожности и принимаются натаскивать их на правильные ответы к тестам. Еще бы, ведь от результатов этих тестов зависит «все будущее». Как всегда, доля разумного компромисса с системой в этом есть, но сплошь и рядом школа перегибает палку.

Текущие потребности ребенка при этом игнорируются. Два года в школе проходят впустую. В хороших школах так не делают. Смысл учения не в том, чтобы «поступить», а в том, чтобы получить образование. Если ребенка еще не окончательно загипнотизировали, он и сам в этом возрасте подумает о том, чтобы сменить школу или уйти в колледж, где не так нагнетают обстановку.

Причинами смены школы могут быть

Фото: bambooo.ru

7. Ребенок учится на четыре и пять, но ничего не знает

В каком смысле «ничего не знает»? В том смысле, что у него не формируется целостная картина мира — гуманитарная, естественнонаучная и так далее. Ребенок может отлично знать урок на завтра, но не помнить, что изучали в прошлом году, потому что система обучения не задействовала, не активировала эти его знания. В этом феномен нашего собственного невежества: многие не знают самых простых фактов о Земле, космосе, человеке, не говоря уж об истории и культуре.

Современная российская школа зачастую не дает образования, и это наша общая беда. Однако пока еще существуют школы, где что-то в этом направлении делается и получается.

Возможно, если мы выяснили, что наш ребенок никак не прогрессирует по сравнению с самим собой двух- или трехлетней давности и при этом ежедневно тратит по 6-8 часов на школу, не считая домашних заданий — нам захочется что-то с этим сделать. Например, сменить школу. Или способ обучения. Или еще как-нибудь перестроить жизнь — свою и своего ребенка. И тут мы приходим к тому, что причины для смены школы могут быть самыми разными — все зависит от нашей ситуации и от того, чего мы от школы ждем.

Причинами смены школы могут быть

Фото: den-solotareff.livejournal.com

Источник

Смена школы: как пережить?

Фотобанк Лори

Большинство родителей очень тщательно подходит к выбору учебного заведения для своего ребенка. Они рассматривают все критерии, начиная от личности учителя, программы, по которой будет учиться будущий первоклассник, и заканчивая местоположением школы. Многие родители готовы возить ребенка далеко от дома в хорошую школу, к сильному учителю, лишь бы чадо получало необходимые знания на высшем уровне. Но иногда обстоятельства складываются таким образом, что ребенка приходится переводить в другую школу.

Наиболее распространенные причины смены школы

1. Причиной для смены школы может стать серьезный конфликт с учителем. К сожалению, хорошая успеваемость и примерное поведение не гарантируют того, что учитель будет хорошо относиться к ребенку. Если такая ситуация имеет место быть, то стоит для начала разобраться в ситуации, поговорить с учителем. В том случае, если ни разговоры, ни разбор конфликтных ситуаций, ни работа с ребенком и учителем не принесли свои плоды, то не стоит ждать. Следует  перевести ребенка в другой класс или учебное заведение. Опять же, оборотная сторона данной проблемы в том, что ребенок сам может провоцировать учителя на конфликт. Для того, чтобы разобраться в этом, стоит обратиться к школьному психологу.

Сходила со своим к психологу, проделали какие-то тесты и во что-то играли. Говорит, это способ привлечь внимание родителей. Недостаточно любви мы даем своим детям, вечно мы заняты. Отсюда и агрессия, и обиды. Сейчас пытаюсь исправлять свое поведение, начала с ним, как с маленьким сюсюкаться, даже с ложки иногда кормлю. Кажется, что-то начинает проклевываться.

2. Конфликтные ситуации с одноклассниками также довольно распространенная проблема. Практически в любом детском коллективе бывают размолвки. Большинство таких ситуаций дети решают самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых. Однако случается и так, что ребенок не может влиться в коллектив, поскольку он очень застенчив, не умеет общаться со сверстниками, или излишне обидчив. Пользуясь слабостью своего одноклассника, некоторые дети начинают открыто с ним конфронтировать, всячески его задирать, обзывать и обижать.

Читайте также:  Моча голубого цвета причины

Но случается и так, что ваш ребенок сам выступает в роли агрессора, а это значит, что уже другие дети будут жаловаться на него. Такое поведение ребенка говорит не о том, что он плохой, но о том, что он таким образом защищается от внутренних переживаний, неприятных ситуаций, проблем в учебе или семье. Для того, чтобы решить этот вопрос, необходимо тщательно разобраться в ситуации, понять причины конфликта и роль ребенка в нем. Нужно попробовать найти пути выхода из сложившейся ситуации, подключив к этому не только классного руководителя, но и школьного психолога. Конечно, если конфликт себя не исчерпал, и ребенка продолжают обижать в классе, то стоит задуматься о переводе в другую школу.

3. Проблемы с учебой тоже могут послужить причиной смены школы. Неуспеваемость может быть связана как с самим учебным процессом, когда ученик просто не понимает материал, так и с окружающей его школьной обстановкой. Когда ребенку некомфортно в классе, когда его тяготит общение с одноклассниками или учителями, то он начинает внутренне этому противостоять. Самый простой способ убрать проблему из жизни хотя бы на день, это просто прогулять урок. Нет урока – нет проблемы. Многие прогульщики не делают домашнее задание, а значит, не закрепляют данный материал и, соответственно, отстают от класса, что провоцирует новые проблемы.

4. Так складываются в жизни обстоятельства, что иной раз приходится переезжать на другое место жительства. Кто-то переезжает в пределах одного города, кто-то уезжает в другой город или даже страну. Родителям стоит подойти к вопросу о переезде и переходе в другую школу крайне деликатно. Для ребенка менять все то, к чему он привык, очень сложно. Естественно, он испытывает стресс, проходит через период адаптации. Для него другой город сравним с другим миром, где все чужое. Поэтому стоит обговорить с ребенком тему переезда и перехода в другую школу. Рассказать о новых перспективах, интересных знакомствах, новых друзьях. Объясните, что он может продолжать общаться со своими старыми друзьями, тем более, что современные способы связи позволяют сделать это на любом расстоянии друг от друга.

5. Бывает так, что родители решают перевести своего ученика в другую, более сильную школу, по сравнению с той, в которую ходит ребенок сейчас. В этом случае вам стоит поинтересоваться, по какой программе обучается класс и, по возможности, «подтянуть» своего ребенка по тем предметам, где есть пробелы в знаниях. Обсудите с ребенком то, что ему придется заниматься дополнительно, чтобы это не стало для него неожиданностью. Объясните ему перспективы обучения в сильной школе или лицее.

Чем младше ребенок, тем ему легче влиться в коллектив, но смена обстановки может негативно повлиять на эмоциональное и психологическое состояние школьника любого возраста. Будьте терпеливыми, особенно если ваш ребенок стеснительный. Постарайтесь чаще интересоваться его делами, взаимоотношениями с новыми одноклассниками и учителями, по возможности, поддерживать его советом.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник