Причинами плохой коммуникации могут быть
Причинами плохой коммуникации могут быть:
a. стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
b. «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
c. плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
d. отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
e. пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
f. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
g. неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения: 1) открытое – закрытое общение; 2) монологическое – диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).
Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.
Трансакционный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.
При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Ребенка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста – любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.
В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
В позиции Ребенка выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» (ведет себя: «Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т.п.).
Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова «устный, словесный») и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э»; и др.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
6. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
7. Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.
8. Проксемика – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
o интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
o личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
o социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;
o публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.
Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п.
Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.
Источник
Общение как коммуникация. Причины плохой коммуникации
Коммуникация (в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми») — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Обмену информацией могут препятствовать барьеры общения. Существует несколько видов барьеров:
• барьер непонимания может возникнуть из-за незнания отдельных слов или выражений;
• фонетический барьер — из-за невнятной речи;
• стилистический — из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения,
• логический — из-за непонятной или неправильной логики рассуждений;
• барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия)
• барьеры отношений, связанные с неприязнью или недоверием к коммуникатору.
Таким образом, причинами плохой коммуникации могут быть:
а) стереотипы—упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций;
б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново,необычно;
в) плохие отношения между людьми;
г) отсутствие внимания и интереса собеседника;
д) пренебрежение фактами, привычка делать выводы при отсутствии достаточного количества фактов;
е) ошибки в построении высказываний;
ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
5. Общение как восприятие: идентификация, эмпатия, рефлексия
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. В процессе восприятия действует несколько психологических механизмов, наиболее существенными из которых являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.
Идентификация (или отождествление) — это установление сходства одного человека с другим. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — эмпатией.
Эмпатия — особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия — это способность эмоционально воспринять другого человека, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.
Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе — как перцептивный механизм осознание человеком того, как он воспринимается партнером но общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.
Date: 2015-09-05; view: 2985; Нарушение авторских прав
Источник
Нарушение коммуникации между людьми
Уверен, что каждый из нас в своей работе, равно как и в личной жизни, часто сталкивается с проблемами, связанными с нарушением коммуникации. А в разработке такие нарушения могут привести к существенным временным и финансовым издержкам.
Так вот, наверняка, после рабочего инцидента, ссоры с коллегой или близким человеком, вы, анализируя случившееся, понимали, что проблем и конфликта можно было избежать. Для этого было достаточно договориться на берегу, обсудить сложившуюся ситуацию, выслушать позиции сторон, попытаться найти компромисс, уточнить, переспросить и так далее. Но конфликт все равно случился и будет замечательно, если его последствия обратимы. К сожалению, некоторые конфликты заходят в тупик, приводя к полному разрушению коммуникации между сотрудниками, руководителями, да и что там говорить, даже целыми департаментами. А ведь достаточно просто разговаривать – банально, не так ли?
Любопытно, что непосредственные причины возникающих проблем могут быть настолько очевидными и простыми для понимания, что дальнейшим их анализом многие руководители пренебрегают. Ведь все прозрачно, этот – не понимает, тот – дурак, а прочих и вовсе нечего слушать, кто они, в конце концов, такие. К чему это приводит? Да все просто, не осмысленная и не решенная первопричина будет проявлять себя вновь и вновь, синтезируя все новые и новые проблемы, порождая все более серьезные конфликты. Тупиков будет становиться все больше, а приемлемых выходов из них будет все меньше.
Собственно, что мы можем понимать под нарушением коммуникации? Я сознательно акцентирую внимание на корпоративных коммуникациях и постараюсь не затрагивать аспекты, связанные с межличностным отношением вне рабочих отношений, например, между друзьями или между супругами – в целом, причины нарушения коммуникации в них те же самые, просто выражаются чуть иначе – оставим это психологам.
В первую очередь, невнимательность к мнению оппонента или. Уверен, что если опросить 10 человек, то 9 из них скажут, что очень внимательны к чужому мнению. Лгут ли они? Уверяю, нет – они действительно считают, что если они смотрели в глаза и слушали, то они услышали и проанализировали сказанное. На самом деле, очень многие люди слушают только для того, чтобы слушать. А нужно уметь признать, что ваше мнение может быть ошибочным или оно действительно может быть развито другим человеком, а совместный результат будет лучше.
Во-вторых, излишняя самоуверенность, граничащая с тщеславием. Сюда же можно отнести пресловутое неумение работать в команде. Каждый руководитель бьется за свой результат, это верно. Но не нужно забывать, что вместе руководители бьются за общий результат. Лично мне очень не нравится гонка за медалями и признанием, потому что она не конструктивна. Если вы хотите быть лучшим, то усердно работайте и становитесь лучшим. От того, что вы на каждом шагу будете кричать о том, какой вы молодец, лучшим вы едва ли станете. Именно таких людей часто описывают обидными “выскочка” и “самый умный нашелся”. Строго говоря, этот пункт является родственным первому, но в данном случае человек может быть внимателен к оппоненту, но на первом месте в его картине ценностей находится не результат, а собственное эго.
Во-третьих, умалчивание важной информации. Соглашусь с тем, что на уровне руководителей возникает довольно много игр политического характера и говорить все далеко не всегда возможно. Но если вы совместно бьетесь за результат, то информационные потоки между всеми участниками проекта должны быть максимально насыщены всей информацией, связанной с ним. Не сообщили какую-то мелочь и вот в продукт не была заложена важная возможность, а последующая доработка будет стоить дороже, если бы все детали были озвучены заранее. Подумали, что “и так все понятно” – получите не то, что ожидали.
В-четвертых, неточность в определении зон ответственности. Сколько раз каждый из нас слышал на совещаниях от директора: “Через месяц должно быть готово”. В чем же здесь проблема, спросите вы. А проблема в том, что это озвучивается “в воздух”. Кто именно должен это сделать? И вот уже через неделю мы получаем конфликт, потому что бросились делать все. И тот, кто формально отвечает за данную задачу и те, кто любят влезать в чужие проекты и перетягивать одеяло на себя. Ну, в каждой организации есть пара чудаков, которые не ясно чем занимаются и все время пытаются найти себе хотя бы какое-то занятие.
В-пятых, неточность в формулировках. С людьми надо разговаривать на языке, который им понятен. Если вы этого не делаете, то вас могут не понять. Вернее, набор слов будет понятен, но мысль, которую вы пытаетесь донести, останется с вами. Не надо умничать, не надо косить под дурачка. Ваша задача – в точности донести свою мысль, письменно ли, устно ли, но учитывайте то, с кем вы разговариваете.
Я очень люблю труды Ф. Ницше и однажды испытал невыносимое чувство единства мысли, прочитав у него о четырех великих заблуждениях, первое из которых было описано так: «Заблуждение, заключающееся в смешивании причины и следствия. – Нет более опасного заблуждения, чем когда путают следствие и причину: я считаю его настоящей порчей разума.». Так вот под нарушением коммуникации я понимаю условия, при которых у сотрудников одной организации, равно как членов любой группы людей, возникает противоречивое понимание ее целей, ролей других сотрудников и, что важнее всего, происходит разрушение причинно-следственных связей.
Итак, я с уверенностью заявляю, что нарушение коммуникации является наиболее частой причиной возникновения проблем разного характера, начиная от чисто технических и заканчивая глубокими психологическими. Почему часто мы слышим о необходимости сохранения в организации духа стартапа? На мой взгляд, ключевая цель такого призыва заключается в сохранении того уровня внутренних коммуникаций между членами команды, который сопутствует именно стартапам. На начальном этапе зарождения проекта или, если можно так выразиться, бизнеса, происходит очень тесное общение, обусловленное определенным азартом, малой численностью коллектива, непрерывным кризисом и другими факторами. Такая ситуация и является одной из причин их высокой продуктивности. Постепенно стартап обнаруживает, что он уже не стартап, а вполне стабильно функционирующее предприятие с увеличившимся штатом и проблемами, позволяющими руководителю сказать: «Да не до болтовни мне сейчас, других забот хватает»? И в этот момент мы можем говорить о возникновении рисков нарушения коммуникации. Информационные потоки начинают сегментироваться по “типам” ушей, для которых они предназначены. Держать всех в курсе становится труднее и этот процесс требует все больше усилий со стороны руководства организации. Нередки случаи, когда поток информации становится настолько скудным, что сотрудники оказываются в информационном вакууме, а дух стартапа замещается демотивацией и поиском ответа на вопрос о том, что мы все здесь вообще делаем.
Попробуем обратиться к примеру. Думаю, что всем вам знакома ситуация, когда один руководитель считает, что только его отдел приносит прибыль организации, в то время как все остальные подразделения только проедают бюджеты и не приносят никакой пользы. С таким подходом в своей работе я сталкиваюсь постоянно, причем с разных сторон. Иногда мои сотрудники допускают мысли о том, что только наша команда занимается делом, но чаще я слышу мнение других, что моя команда занимается какой-то ерундой вместо того, чтобы заняться чем-то полезным. Стоит ли говорить, что мой вопрос критикам о том, каким делом нам следует заняться, не находит ответа? И стоит ли говорить о том, что глубокий анализ показывает огромный вклад моих команд в общее дело? Но должны ли другие сотрудники заниматься таким анализом? Едва ли, ведь задача гармонизации отношений между подразделениями находится исключительно в зоне ответственности руководителей.
В худших ситуациях наблюдается полное разобщение коллектива, где все подразделения становятся обособленными настолько, что перестают поддерживать нормальное человеческое общение, еще сильнее закручивая спираль непонимания и еще сильнее нарушая так необходимую коммуникацию. Усугублению ситуации способствуют и руководители предприятия, считающие такое положение дел абсолютно нормальным и не пытающиеся разъяснить истинное положение дел. Является ли это в действительности нормальным? Абсолютно нет! Удивительно, но те же самые руководители в полной мере признают важность командности, но ведь команда, прежде всего, это взаимопонимание. Его присутствие не только облегчает совместную, командную, работу, но и создает ту самую невидимую нормальную рабочую атмосферу, исключающую фатальные конфликты и другие проблемы, вредящие, в первую очередь, самому предприятию.
Таким образом, можно вывести простую формулу: нарушение коммуникации разрушает команду, разрушение команды разрушает предприятие.
Стоит заметить, что тема корпоративных коммуникаций очень глубока и не может быть рассмотрена в нескольких абзацах, поэтому в будущем я буду постоянно к ней обращаться, рассматривая различные стороны этой проблемы.
Источник