Причинами объединения людей в группы могут быть стиль руководства

Тест с ответами по теме: “Организационное поведение” | exam-test.ru

1.На какие виды делятся группы по целевому назначению?
а) дружеские+
б) проектные+
в) по интересам+
г) малые
д) функциональные+
е) неформальные

2.Что может являться причиной объединения людей в группы?
а) потребность в общении+
б) получение определенного общественного статуса+
в) стиль руководства

3.Как называются общепризнанные стандарты, сложившиеся в группе в результате длительного взаимодействия ее членов?
а) групповая динамика
б) роли
в) групповые нормы+

4.Как называются организации, которые применяются в области высоких технологий, при ложных инновационных процессах, основанные на знании и компетенции персонала?
а) индивидуалистические организации
б) эдхократические организации+
в) партисипативные организации
г) корпоративные организации

5.Кто проводил эксперименты на заводе «Вестерн электрик» в Хоторне, в результате которых была сформулирована доктрина человеческих отношений?
а) Альберт Бандура
б) Элтон Мэйо+
в) Джордж Келли

6.Что подразумевается под скелетом организации, схемой должностей и подразделений, на основе которой строятся формальные отношения между людьми в организации?
а) организационный дизайн
б) организационная культура
в) организационная структура+

7.Какое название носят организации, для которых характерны устойчивый характер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными?
а) партисипативные организации
б) эдхократические организации
в) индивидуалистические организации
г) корпоративные организации+

8.Что является источниками групповой эффективности?
а) организационная культура
б) навыки
в) групповые нормы+
г) роли+

9.Что из нижеперечисленного относится к адаптивным типам организационных структур?
а) линейно-функциональная
б) проектная+
в) дивизиональная
г) матричная+

10.Что такое мотивация?
а) достижение личных целей через достижение общих целей
б) процесс побуждения человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации+
в) достижение желаемого результата

11.Кто предложил классификацию потребностей человека и взаимосвязей между ними, выстроенными в иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены потребности низших уровней?
а) Абрахам Маслоу+
б) Ренсис Лайкерт
в) Фредерик Тейлор

12.Выберите элементы, которые необходимы для осуществления коммуникации в организации:
а) Интернет
б) Отправитель+
в) Сообщение+
г) Канал связи+
д) Получатель+

13.Какова причина существования неформальных коммуникаций в организациях?
а) В низкой дисциплине в коллективе
б) В отсутствии авторитета у руководителя
в) В перегрузке официальных каналов связи
г) В неформальной структуре организации+
д) В демократическом стиле руководства

14.Определите для каких компаний характерна дивизиональная структура организации:
а) Для любых компаний
б) Крупных, диверсифицированных компаний+
в) Компаний, работающих на нескольких различных рыночных сегментах+
г) Средних, специализированных компаний

15.Как называются группы, которые созданы по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, способствующих достижению целей организации?
а) управленческие группы
б) формальные группы+
в) неформальные группы

16. Какие могут быть группы по характеру вхождения?
а) оперативные+
б) нереферентные
в) референтные+

Источник

Тест по организационному поведению, 27 вопросов с ответами — Все для учебы и образования

?По целевому назначению группы делятся на следующие виды:
*дружеские
*проектные
*по интересам
!малые
*функциональные
!неформальные
?Причинами объединения людей в группы могут быть:
*потребность в общении
*получение определенного общественного статуса
!стиль руководства
?Общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия ее членов, — это:
!групповая динамика
!роли
*групповые нормы
?Группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, способствующих достижению целей организации, — это:
!управленческие группы
*формальные группы
!неформальные группы
?По характеру вхождения группы бывают:
*оперативные
!нереферентные
*референтные
?Малой группой считается группа, включающая в себя от … человек.
*двух
!пяти
!десяти
!пятнадцати
?При увеличении численности группы эффективность ее деятельности всегда возрастает.
*Нет
!Да
?К факторам, содействующим сплоченности группы, относятся:
*внешняя угроза
*успех
*общие цели
!легкость вступления в группу
?Причины объединения людей в неформальную группу:
!осуществление целей организации
*чувство принадлежности
!повышение зарплаты
*реализация личных целей
?Источниками групповой эффективности являются:
!организационная культура
!навыки
*групповые нормы
*роли
?Процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму называется:
!интерпретацией
!обратной связью
*декодированием
?Эксперименты на заводе «Вестерн электрик» в Хоторне, в результате которых была сформулирована доктрина человеческих отношений, проводил:
!Джордж Келли
*Элтон Мэйо
!Альберт Бандура
?Элементами невербального общения являются:
*выражение лица
!грамотная речь
*интонация
?Источниками индивидуальной эффективности являются:
!стратегия организации
*навыки
*компетенция
!групповые нормы
?Эффект синергии — это:
*существенное усиление или ослабление потенциала отдельных участников коллективного процесса
!взаимодействие внешней и внутренней среды организации
!сложное взаимодействие индивидуальной и групповой эффективности
?По оценкам специалистов, до … рабочего времени менеджеров всех уровней расходуется на те или иные виды общения.
*80%
!20%
!40%
?К поведенческим чертам личности можно отнести:
!состояние здоровья
*властность
*самоуверенность
!внешность
?Разновидности конфликтов (по количеству участников) могут быть:
!межгрупповые
!межличностные
*все ответы верны
!между личностью и группой
?Способность влиять на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели — это:
!конфликтность
*лидерство
!полномочия
?Функциональный конфликт:
*дает дополнительную информацию, полезную для принятия решений
!затрудняет удовлетворение потребностей отдельной личности
*делает процесс принятия решений более эффективным
?Дисфункциональный конфликт:
*мешает достижению целей группы и организации в целом
!способствует эффективному взаимодействию должностных лиц
!способствует самореализации отдельной личности
?При компромиссном разрешении конфликта:
!одна из сторон является победителем
*урегулирование разногласий происходит через взаимные уступки
!происходит открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции
?Власть может иметь разнообразные формы:
!коммерческая власть
*законная власть
*власть, основанная на принуждении
?Для харизматического лидера свойственно:
!обещание вознаграждения
!использование законной власти
*уверенность в себе и своих подчиненных
?Причинами возникновения конфликтов в организации являются:
!сходство целей
!четкое разделение обязанностей
*различия во власти и статусе
*распределение ресурсов
?Наилучшая форма преодоления конфликта через стратегию:
!компромисса
*окончательного решения
!игнорирования
!приспособления
?Напишите пропущенное слово0
*Стороны, противостоящие в конфликтной ситуации, — это … .:вариант = оппоненты

Читайте также:  Отрыжка может быть причиной рака

Источник

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Управление человеком и управление группой

15.1. Понятие группы

Группа — это союз двух и более людей, объединившихся вместе для достижения конкретных целей.

Группы могут быть как формальными, так и неформальными.

Формальные группы — это те, которые предусмотрены в структуре организации для решения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на постоянной основе (например, отделы в организации), и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных заданий (например, группа, готовящая презентацию продукции на выставке).

Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей, например, группа коллег, объединившихся для участия в спортивных соревнованиях. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре.

15.2. Причины объединения людей в группы

Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса.

Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди родственников и знакомых. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего нередко трудно добиться одному, вместе, оказывается, добиться намного проще. Обычно, объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько насущных потребностей. Например, объединяясь в профессиональные ассоциации, союзы и др. общественные организации, люди одновременно стремятся удовлетворить свои потребности в защите прав и социальных гарантий, общении, самоуважении, усилении своей власти для достижения конкретных целей.

15.3. Стадии развития группы

В развитии различных групп могут быть выявлены следующие общие закономерности, представленные в виде пятиступенчатой модели развития группы:

  • начальная стадия формирования;
  • внутригрупповой конфликт;
  • обеспечение сплоченности членов группы;
  • стадия наивысшей работоспособности и производительности;
  • заключительная стадия (для временных групп).

Начальная стадия формирования, как правило, характеризуется неопределенностью относительно целей группы и ее структуры. Поначалу не всегда ясно, кто является истинным лидером группы, и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается тогда, когда люди, входящие в группу начинают отчетливо понимать, что они являются неотъемлемой частью данной группы.

Читайте также:  Темно желтая моча у собаки причины

Внутригрупповой конфликт — это вторая стадия развития группы. Для нее характерна борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. По завершении этой стадии будет ясно, кто в данной группе является лидером (в случае формальной группы — неформальным лидером).

Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отношения между членами группы становятся более тесными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе.

Стадия наивысшей работоспособности и производительности. На данной стадии группа полностью функциональна, поскольку энергия ее членов направлена не на борьбу за власть и не на распределение ролей, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.

Заключительная стадия существования для временных групп, созданных на время выполнения конкретных задач, связана с периодом выполнения этих самых задач. Чем ближе к завершению работы над проектом, чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем отчетливее понимание членами группы того факта, что данная группа скоро прекратит свое существование и тем сильнее мысли членов группы связаны с перспективами своей работы в новом коллективе. Производительность работы группы в этот период может существенно снижаться.

Рассмотренные стадии развития групп являются лишь упрощенной моделью сложных процессов, происходящих в реальной жизни. На практике достаточно сложно отделить одну стадию развития группы от другой (иногда несколько стадий проходят одновременно). В процессе работы часто наблюдаются переходы с более высокой стадии развития группы на более низкую. Так при появлении нового члена группы возможны конфликты по поводу принятия им сложившихся неформальных норм поведения, распределения ролей в группе, лидерства и т. д.

Основными факторами, определяющими эффективность работы группы, являются:

  • задачи, стоящие перед группой;
  • внешние условия;
  • возможности членов группы;
  • гармоничное дополнение членов группы друг друга для решения поставленных задач;
  • структура группы;
  • тенденции и динамика групповых процессов;
  • степень компетентности и сплоченности группы как единого организма.

Рассмотрим эти факторы подробнее.

Источник

Теории, объясняющие стремление людей объединяться в группы

Динамика формирования группы

ПОВЕДЕНИЕ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ

Группа— это союз двух и более людей, объединившихся вмес­те, чтобы достичь конкретной цели. Группы могут быть формаль­ными и неформальными.

1. теория близости(propinquity). Она утверждает, что индивиды стремятся быть связанными друг с другом по причине пространственной или географической близости. Эта теория предполагает, что служащие, которые работают в одном подразделении завода или офиса, или менеджеры, чьи кабинеты расположены по соседству, с большей вероятностью объединятся в группу, чем в том случае, если бы их рабочие места были удалены друг от друга.

2. Теория образования групп, более полная, чем теория простой близости, основана на таких понятиях, как деятельность, взаимодействие и чувства. Эти три элемента напрямую связаны друг с другом. Чем больше совместных дел у людей, тем многочисленнее будут их взаимодействия и тем сильнее будут их чувства (симпатия или антипатия к другим);

3. Теория равновесия (balance theory). Эта теория утверждает, что люди привлекают друг друга вследствие схожего отношения к общезначимым для них целям и задачам. Индивид Х будет взаимодействовать и создаст отношения/группу с индивидом Y благодаря общим установкам и ценностям (Z).

4. теория обмена. Схожая по своему подходу с теорией мотивации, внимания, является теория обмена. Групповая теория обмена рассматривает последствия взаимодействия в виде вознаграждения и затрат.

Формальные группы,функционирующие на относительно постоянной или временной основе, предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач.

Неформальные группысоздаются для удовлетворения социаль­ных потребностей и общения людей. Оказы­вают влияние на поведение людей в организации и на эффектив­ность ее работы.

Наиболее частыми причи­нами объединения людей в группы являются:

— стремление к достижению целей;

— потребность в усилении власти;

— обеспечение безопасности;

— обеспечение самоуважения;

— потребность в общении;

— получение определенного статуса.

Объединяясь в группы, люди обычно удовлетворяют не одну, а несколько насущных потребностей.

Каждая группа формируется и разви­вается по-своему, причем любая группа в своем развитии проходит пять этапов:

1) начальная стадия формирования (неопределенность структуры группы, ее целей);

2) внутри групповой конфликт (борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы (если это формальная группа — за неформальное лидерство);

3) обеспечение сплоченности членов группы (отношения между членами группы более тесные и сплоченные, одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе);

Читайте также:  Неприятный резкий запах мочи у мужчин причины

4) стадия наивысшей работоспособности и производительности (энергия ее членов направлена на обеспечение эффективной работы и производительности достижение высоких результатов);

5) заключительная стадия (для временных групп выполнение задач становится заключительной стадией их существования; производительность работы группы в этот период может заметно снизиться).

Условия, влияющие на эффективность работы групппредставлены на рис. 3.

Рис. 3. Основные компоненты, определяющие эффективность работы групп

Внешние условия. Чтобы проанализировать поведение людей в группе, важно прежде всего охарактеризовать организацию, частью которой эта группа является и определяется стратегией развития организации, принятой в организации системой подбора персонала, системой оценки работников и их поощрения, организационной структурой, формально установленными в организации нормами и правилами, ресурсами организации, организационной культурой организа­ции.

Каждая группа, являясь субкультурой в общей организационной культуре, руководствуется ее законами; вместе с тем она может вырабатывать на их основе собственные неписаные нормы и пра­вила, присущие исключительно данной группе.

Эффективность работы группы в значительной степени будет зависеть от возможностей ее членов, т.е. от их способностей и личностных качеств. Что каждый участник группы может и насколько успешно он будет это делать в группе.

Структура группыпредставлена на рис. 4.

Рис. 4. Структура группы

Почти каждая группа имеет своего фор­мального лидера, определяющего моральный климат, взаимоотношения в коллективе и эффективность работы коллектива.

За каждым членом группы обычно закрепляются опреде­ленные роли — модели поведения, ожидаемые от него в соот­ветствии с тем местом в группе, которое он занимает.

Для того чтобы успешно трудиться, все группы выра­батывают определенные нормы поведения. Нормы могут быть формализованы в определенных до­кументах и нефор­мализованы, оказывая наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллек­тиве и эффективность его работы. Условно может быть выделено три совокупности норм:

1) непосредственное выпол­нение работы и ее качества;

2) распределе­ние ресурсов внутри группы;

3) касаются внешних факторов, напри­мер внешнего вида сотрудников.

Статус — положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этой группы другими ее членами. Статус может быть формальным и неформальным.

При выполнении конкретной задачи малые группы оказываются наи­более продуктивными, в то время как при обсуждении и коллективном принятии решения лучшие результаты у групп, в которые входят 12 человек и более.

Если выполнение задач требует тесной взаимосвязи и взаимо­зависимости участников группового процесса, то хорошо нала­женный обмен информацией и результатами работы станет необ­ходимым условием для успешного выполнения задания.

Сплоченность группы и эффективность ее работы — степень удовлетворенности членов этой группы совместной работой и привлекательности перспек­тивы продолжения совместной работы.

Сплоченность группы определяют время, проведенное вместе; трудность вступления в группу; размер группы, ее состав; внешние условия; прежние успехи или неудачи достигнутые группой, также будут влиять на сплоченность ее членов.

Рис. 5. Эффективность группового процесса

Зависимость между спло­ченностью группы и производительностью труда ее участников определяется также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов ее работы.

Для более полного рассмотрения групповых форм работы необходим анализ проблемы группового принятия решений. Каковы, на­пример, достоинства такого группового метода принятия решений, как метод мозгового штурма? К досто­инствам этого метода принятия решений можно отнести: разносторонний опыт, множественность вариантов, лояльность (готовность выполнять решения), законность, меньше субъективизма.

Вместе с тем при групповом принятии решений могут возни­кать проблемы: «размытая» ответственность, соглашательство, доминирование отдельных членов группы, групповые формы работы также предъявляют жесткие требо­вания к коммуникации, увеличение времени для принятия решений.

Таким образом, групповому принятию решений следует отдать предпочтение, когда важны демократичность принятия решений и широкое участие всех членов группы в изыскании резервов для достижения поставленной цели.

Индивидуальноепринятие решений скорее всего будет более эффективным в тех случаях, когда решение должно быть принято в сжатые сроки и необходима персональная ответственность за его последствия.

Для объективной оценки работы друг друга следует:

• начать с положительного;

• не критиковать работника как личность;

• концентрироваться на фактах;

• контролировать эмоции;

• говорить о том, что находится в сфере контроля (конструктив­ность критики);

• стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству.

Источник