Причинами недостоверного декларирования могут быть
Содержание статьи
16.2.
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 16.2 КоАП РФ |
Арбитражные споры:
— Декларант (таможенный представитель) оспаривает привлечение к ответственности за представление недостоверных сведений (недействительных документов), которые могли послужить основанием для несоблюдения запретов и ограничений
— Декларант (таможенный представитель) оспаривает привлечение к ответственности за недостоверное декларирование товаров, влекущее освобождение от уплаты пошлин, налогов (их снижение)
— Декларант (таможенный представитель, иное лицо) оспаривает привлечение к ответственности за недекларирование товаров
Споры в суде общей юрисдикции:
— Декларант (таможенный представитель, иное лицо) оспаривает привлечение к ответственности за недекларирование товаров
1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, —
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 12.02.2015 N 17-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечания:
1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:
1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;
2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;
3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.
3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 — 3 пункта 2 настоящих примечаний.
(примечания в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
Источник
Чем грозят ошибки при декларировании товара — разбираемся с КоАП РФ
Подготовка груза к таможенному оформлению требует тщательной проработки всех сопутствующих вопросов, как со стороны импортера, так и со стороны брокера, которому поручено провести очистку товара. Опытные участники ВЭД знают, что любое несовпадение информации в документах с фактическими данными может привести к весьма печальным последствиям.
Все нарушения, выявленные в процессе растаможки товаров, регулируются гл.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). При этом согласно статистике почти четверть из них приходится на ст.16.2, связанную с недекларированием или недостоверным декларированием грузов. По каким причинам может быть возбуждено дело об административном правонарушении по данной статье и чем это может грозить всем заинтересованным лицам?
Недекларирование товаров
Часть 1 ст.16.2 предусматривает ответственность за недекларирование товаров по установленной форме в соответствии со ст.104 ТК ЕАЭС. То есть таможенному органу не были предоставлены реальные количественные характеристики груза, который пересек границу и в обязательном порядке должен быть задекларирован. Естественно, мы не говорим об откровенной контрабанде, в остальных случаях речь идет о том, что в поданной декларации на товары указаны не соответствующие действительности данные по количеству штук, весу и так далее (п.30 Постановления Пленума ВС РФ №18 от 24.10.2006).
Подобная ситуация может возникнуть по разным причинам. Например, отправители не взвешивают готовый к отправке груз, а в пакингах и коносаментах указывают вес, рассчитанный по среднестатистическим показателям. Изменение веса товара часто встречается при доставке одежды и текстильных изделий морем — специфические условия транспортировки приводят к увеличению влаги в материале, а значит, и к увеличению общей массы груза. К тому же сотрудники склада могут просто совершить ошибку при заполнении контейнера и положить десяток лишних коробок.
Следует отметить, что ввоз меньшего количества товара, чем было заявлено в декларации, не является критической ошибкой, так как фактически отсутствует объект правовых отношений, нарушающий таможенное законодательство.
Выявление перевеса или излишнего количества товара на таможне приводит к отказу в выпуске, долгим разбирательствам, полному досмотру и повторному взвешиванию груза, что влечет за собой потерю времени, денег, а также — возможное возбуждение дела об административном правонарушении. В результате может быть выписан штраф в размере от половинного до двукратного размера стоимости товара, с возможностью его конфискации.
При этом, согласно 289-ФЗ от 03.08.2018, таможенный представитель несет солидарную ответственность с импортером, в том числе, в части достоверности сведений, указываемых в декларации на товары и подкрепляющих документах. Доказать таможенным органам факт того, что брокер не знал о данной проблеме весьма сложно, а вынесение очередного постановления об административном правонарушении не лучшим образом сказывается на деятельности таможенного представителя. В некоторых случаях это может привести к исключению из реестра и прекращению деятельности. Поэтому брокеры трепетно относятся к проверке поступающей от импортеров информации и тщательно проверяют всю документацию.
Отдельного внимания заслуживает формулировка, завершающая второй абзац п.30 Постановления Пленума ВС РФ №18 от 24.10.2006. Она распространяет понятие «недекларирование» на случаи, когда для оформления представляется товар, отличный от того, что был заявлен в декларации. В ситуациях, когда допущена ошибка на складе продавца и был выявлен пересорт, например, в контейнере вместо тканевых кроссовок оказались кожаные сапоги или при загрузке нескольких пород древесины одного из них было отгружено больше, чем указано в документах, а другого — меньше, речь однозначно идет о нарушении ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ. В этом случае мы часто наблюдаем необходимость менять код ТН ВЭД на уровне первых 4-х знаков.
Однако бывают ситуации, когда пересортица наблюдается внутри одной товарной позиции, например, в декларации указаны женские куртки, а фактически в контейнере находятся детские изделия, или вместо заявленных к отгрузке велосипедов бюджетной марки, были ввезены велосипеды премиум-класса. В этом случае согласно тому же п.30 Постановления пленума речь идет о нарушении ч.2 ст.16.2 КоАП РФ — недостоверное декларирование товаров.
Недостоверное декларирование
Под недостоверным декларированием понимается представление при таможенном оформлении товара недостоверных сведений о коде ТН ВЭД сопряженное с указанием в декларации не соответствующих действительности данных о качественных характеристиках изделия, что в результате может привести к занижению суммы обязательных к уплате пошлин и налогов. Основные сведения о товаре, которые должны быть достоверно отражены в ДТ, перечислены в ст.106 ТК ЕАЭС.
Если, например, в описании мониторов товарной позиции 8528 не было указано наличие определенного типа разъемов подключения, в результате чего изделия были классифицированы в подсубпозиции с нулевой ставкой пошлины вместо кода ТН ВЭД 8528529009 с ставкой пошлины в 5%, государственному бюджету может быть нанесен ущерб в размере суммы, на которую был занижен размер таможенных платежей.
Нарушение данного раздела ст.16 КоАП РФ ведет к привлечению к ответственности декларанта или брокера по делу об административном правонарушении с наложением штрафа в размере от половинной до двукратной суммы подлежащих уплате пошлин и налогов с возможной конфискацией товаров.
В последнее время в случаях, когда в таможенной декларации техническое описание товара, страна происхождения, таможенная стоимость и иные характеристики изделия указаны верно, но код ТН ВЭД определен с нарушением правил классификации, таможенные органы чаще всего не возбуждают дело об административном нарушении, а просто выставляют требование о внесении корректировки в ДТ.
Также административная ответственность не наступает, если в результате корректировки данных в декларации сумма подлежащих уплате таможенных платежей уменьшилась по сравнению с заявленной изначально.
Следует отметить, что в некоторых случаях даже сотрудники таможни и суды не могут однозначно квалифицировать правонарушение — имеет ли место случай недекларирования товара по установленной форме (ч.1 ст.16.2 КоАП РФ) или речь идет о недостоверном декларировании (ч.2 ст.16.2 КоАП РФ). Для оспаривания некоторых решений можно опираться на Письмо ФТС №18-19/00474 от 10.01.2018, в котором приведено соответствие норм ТК ЕАЭС и действующих разделов гл.16 КоАП РФ.
К недостоверному декларированию относятся случаи, когда указание ошибочных сведений в таможенной декларации не приводит к изменению сумм пошлин и налогов, но нарушаются действующие в отношении данного товара запреты и ограничения (ч.3 ст.16.2 КоАП РФ). Например, в описании ручного бытового инструмента (дрели) указано рабочее напряжение 12В, а при анализе документов выясняется, что реальное рабочее напряжение прибора — 220В. В этом случае ввоз товара возможен только при наличии сертификата соответствия нормам Технического регламента 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования». Если данного разрешительного документа у импортера нет — налицо попытка обойти обязательные требования ТК ЕАЭС.
В результате может быть возбуждено дело об административном правонарушении с наложением штрафа от 50 до 300 тыс. рублей с возможной конфискацией груза.
Как мы видим, вопрос тщательной и подчас кажущейся излишне дотошной проработки всех вопросов, связанных с оформлением, это не прихоть брокера, а жизненная необходимость. В момент возникновения проблемной ситуации важно оперативно проработать ее с инспектором, предоставить необходимые документы и объяснения, в чем может помочь опытный таможенный представитель. Зачастую это помогает избежать более серьезных последствий и решить все вопросы с минимальными финансовыми и временными потерями.
Источник
Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
Аналитика таможенного законодательства и ВЭД
12/09/2019
Недекларирование товаров либо их недостоверное декларирование по статистике таможенных органов являются наиболее частыми составами административных правонарушений в сфере таможенного дела. Так, в последние годы около 35% возбуждаемых таможней дел касаются именно фактов недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, при этом около 50% дел возбуждаются в отношении физических лиц, 45% — юридических лиц и 10% — на должностных или неустановленных лиц.
Ответственность за данные правонарушения на данный момент предусмотрена частью 1 и частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ. И хотя меры административного наказания за недекларирование и недостоверное декларирование одинаковые, правовые основания для их квалификации разные. В отдельных случаях сами сотрудники отделов об административных правонарушениях (ОАР) затрудняются правильно установить квалификацию дела. Действительно, разница между недекларирование и недостоверным декларированием не всегда очевидна.
Недекларирование товаров
Недекларирование товаров при перемещении их через границу подразумевает под собой фактическое отсутствие действий, направленных на фактическое декларирование товара или его части. То есть, физическое или юридическое лицо не предприняли никаких действий для того, чтобы задекларировать товар. По сути, при недекларировании речь идет о бездействии лица, которое должно было задекларировать товар.
Самым распространенным примером недекларирования товаров физическим лицом является ситуация, в которой пассажир, пересекая границу по «зеленому коридору», имел при себе товар, подлежащий декларированию. Например, дорогостоящий товар, стоимость которого превышала установленные лимиты. В таком случае таможенные органы возбуждают дело по недекларированию товара.
Рекомендуем ознакомиться — что нужно декларировать при въезде или выезде из России?
Примером недекларирования товара юридическим лицом может быть ситуация, в которой при поставке товара в адрес декларанта помимо заявленных товара в ходе досмотра таможня обнаруживает еще иной товар. Достаточно часто подобные ситуации возникают, когда отправитель по своей инициативе направляет комплетуарный или промотовар. Например, несколько образцов другой продукции. Зачастую декларант может и не знать о таком «подарке», за недекларирование которого ему придется нести ответственность, предусмотренную КоАП РФ.
Ответственность за недекларирование товаров по КоАП РФ
Ответственность за недекларирование установлена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Мерой административного наказания как для физических, так и для юридических или должностных лиц предусмотрен штраф. Кроме того, в отдельных случаях незадекларированный товар может быть конфискован. Поскольку ответственность по статье за недекларирование тождественна ответственности, предусмотренной за недостоверное декларирование, особое внимание следует уделить размерам штрафов.
Штраф за недекларирование товаров
По ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ законодатель установил штраф за недекларирование в соответствии со стоимостью товара. Сумма штрафа за недекларирование может быть от половины до двукратной стоимости товара.
Например, по результатам таможенный экспертизы стоимость незадекларированного товара составила 200 тысяч рублей. Соответственно, по части 1 ст. 16.2 КоАП РФ штраф может быть назначен в размере от 100 тысяч до 400 тысяч рублей.
Помимо штрафа сам товар может быть также конфискован.
Очевидно, что штрафы за недекларирование товаров достаточно серьезные. Особенно если учесть, что стоимость незадекларированного товара устанавливается в соответствии с заключением таможенного эксперта, который в свою очередь нередко её значительно завышает. Так, в практике наших юристов достаточно часты случаи, когда таможенная экспертиза оценивала незадекларированный б/у товар по цене нового, что приводило к завышенной стоимости, а соответственно и повышенному штрафу за недекларирование. Разумеется, участие опытного таможенного юриста, как при оспаривании экспертизы, так и в ходе административного расследования позволяет значительно снизить сумму штрафа за недекларирование. В ряде случаев возможно снизить сумму штрафа «ниже низшего», то есть меньше установленного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ порога в половину от стоимости незадекларированного товара.
Также при ведении дел о таможенных административных правонарушениях помимо снижения суммы штрафа возможно работать с конфискацией. В практике наших юристов были дела, когда клиенту было выгоднее заменить штраф за недекларирование на конфискацию, и нам удавалось добиться именно такой меры.
С некоторыми примерами судебных дел по недекларированию товаров, которые вели наши юристы, можно ознакомиться в разделе «Судебная практика».
Также на нашем сайте можно получить дополнительную информацию об условиях и стоимости услуг по ведению дела по недекларированию в таможне нашими юристами.
Размеры штрафов и, в целом, ответственность за недекларирование товаров идентична предусмотренной законодательством ответственности за недостоверное декларирование. Однако состав, то есть суть правонарушений — разная.
Недостоверное декларирование товаров
В отличие от недекларирования, смысл которого сводится к фактическим бездействия лица вопреки его обязанности задекларировать какой-то товар, недостоверное декларирование предполагает, что лицо предприняло действия по декларированию, при этом представило в таможенный орган некорректную, не соответствующую действительности информацию о товаре.
Примером недостоверного декларирования для физического лица является ситуация, при которой, например, пассажир рейса прошел по «красному коридору», заявив, что везет с собой товар, подлежащий декларированию в количестве 10 штук, однако в ходе досмотра товар был найден в количестве 15 штук. В данном случае речь идет о недостоверном декларировании, выразившемся в заявлении недостоверных сведений о количестве товара. Помимо количества товара недостоверная информация может касаться технических характеристик товара, его страны производства, стоимости и прочих данных. Как правило, речь идет о заявлении недостоверных сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных платежей.
Так, участники ВЭД могут быть привлечены к административной ответственности при заявлении ими некорректного кода товара при классификации товара по ТН ВЭД.
Указанное декларантом описание товара и код ТН ВЭД могут влиять на размер таможенных платежей, которые должны быть уплачены в государственную казну. Таким образом, при принятии таможней решения о классификации товара, компании грозит не только доначисление таможенных платежей в результате смены кода, но и ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров.
Ответственность за недостоверное декларирование товаров
Ответственность за недостоверное декларирование определена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Руководствуясь положениями данной статьи, ответственность за недостоверное декларирование аналогична ответственности за недекларирование (см. часть 1 ст. 16.2 КоАП РФ). Санкциями данной статьи предусмотрены штрафы и, кроме того, возможна конфискация товара, по которому были представлены недостоверные сведения. В большинстве случаев, при привлечении лица к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, таможня ограничивается штрафом.
Штраф за недостоверное декларирование
Сумма штрафа за недостоверное декларирование также зависит от стоимости недостоверно задекларированного товара. По аналогии с недекларированием размер штрафа варьируется от половины до двукратной стоимости товара, ставшего предметом административного правонарушения. Снизить или минимизировать штраф за недостоверное декларирование возможно как в ходе ведения дела в таможне, так и при обжаловании постановления о привлечении к ответственности по части 2 ст. 16.2 КоАП.
Срок обжалования штрафа составляет 10 дней с момента фактического получения постановления о привлечении к административной ответственности за недостоверное декларирование или недекларирование.
Предоставление недействительных документов
Частью 3 ст. 16.2 КоАП РФ наравне с предоставлением недостоверной информации о товаре предусмотрена ответственность за предоставление недействительных документов, в результате чего были нарушены установленные законодательством запреты и ограничения. Подразумевается, что помимо заявления в таможню недостоверных сведений о товаре, декларантом или таможенным представителем были представлены недействительные документы на товар. Наиболее распространенным примером является предоставление недействительной декларации соответствия на товар. По составу правонарушения ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ есть ряд нюансов. Кстати, в отличие от штрафов за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, которые привязаны к стоимости товара, штрафы за предоставление недействительных документов фиксированные. В соответствии с ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ их размер следующий:
- от 1,5 до 2 тысяч рублей на физических лиц;
- от 10 до 20 тысяч рублей на должностных лиц;
- от 50 до 300 тысяч рублей на юридических лиц
При возбуждении таможенными органами дела об административном правонарушении по факту недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, рекомендуем внимательно изучить таможенное законодательство и судебную практику по подобным делам.
Разумеется, привлечение опытного юриста с практическим опытом ведения дел по административным таможенным правонарушениям значительно увеличивает шансы отделаться минимальным штрафом.
Знание нюансов ведения дела сотрудниками таможни и особенностей правоприменительной практики позволяют нашим юристам даже в тяжелых случаях сэкономить сотни тысяч рублей для наших клиентов, снижая размеры административных штрафов.
Шансы на минимальный штраф тем выше, чем раньше юрист по таможенным делам включился в сопровождение административного производства в таможне.
Возможность оплаты таможенного штрафа с 50% скидкой в течение 30 дней не распространяется на привлечение к административной ответственности по делам о недекларировании либо недостоверном декларировании товаров.
Источник