Причинами эмоциональных процессов могут быть

Методическая разработка для преподавателя по теме «Эмоциональные процессы и состояния»

КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ ФИЛИАЛ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

По учебной дисциплине ОП.02 «Психология»

Тема: Эмоциональные процессы и состояния

Специальность: 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка, очная форма получения образования)

Составила: преподаватель психологии Комко Ю.О.

Пояснительная записка.

Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка, очная форма получения образования), изучающих дисциплину ОП.02 «Психология». Методическая разработка предназначена для преподавателя дисциплины ОП.02 «Психология» для данной специальности. Разработка включает методические указания для проведения практического занятия по теме «Эмоциональные процессы и состояния», информационный материал по теме, перечень вопросов, обсуждаемых на занятии и задания для самостоятельной работы студентов на занятии, ситуационные задачи и развивающие упражнения. В методическую разработку включены задания для контроля исходного уровня знаний и итогового контроля знаний студентов по изучаемой теме в форме вопросов и теста, а также эталоны ответов для некоторых заданий и проверочной работы.

Мотивация изучения темы:

Изучение вопроса особенностей эмоциональной сферы человека имеет важное значение при подготовке медицинского персонала. Эмоции играют в жизни людей важную роль. От эмоционального состояния зависит психическое и физическое здоровье населения. При знакомстве с особенностями эмоциональных процессов и состояний у студентов формируется наиболее полное представление о человеке как целостной системе. Поэтому преподавателю необходимо уделять особое внимание изучению данной темы.

Тема: Эмоциональные процессы и состояния

Тип занятия:практическое занятие

Метод проведения занятия: устный и письменный опрос, частично-поисковый, тренинговые упражнения.

Цели занятия:

I. Образовательные:

  • Обобщить знания студентов о многообразии эмоциональных процессов и состояний человека, о роли эмоциональной сферы в жизни человека и профессиональной деятельности медработника.

  • Систематизировать представления студентов о возможности управлять своими эмоциями.

  • Закрепить знания студентов по теме «Эмоциональные процессы и состояния».

II. Воспитательные:

Воспитывать у студентов:

  • Стремление к изучению особенностей эмоциональной сферы.

  • Мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию в учебно-профессиональной деятельности.

  • Уважительное отношение к личности другого человека.

III. Развивающие:

Развивать у студентов:

  • Познавательный интерес к изучению дисциплины «Психология».

  • Умение использовать теоретические знания при анализе личности.

  • Умения определять фундаментальные эмоции человека по их описанию, по внешним признакам.

  • Логические операции классификации и обобщения, навыки рефлексии.

В результате работы на занятии:

Студент должен знать:

  • Понятие эмоциональных процессов и состояний.

  • Классификацию эмоциональных состояний человека.

  • Эмоциональные особенности личности.

Студент должен иметь представления:

  • О влиянии эмоций на физическое и психическое состояние человека.

  • О стрессе.

Студент должен уметь:

  • Определять эмоциональное состоянии человека по внешним признакам и с помощью различных методик.

Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения темы «Эмоциональные процессы и состояния» студенты используют для освоения следующих профессиональных и общих компетенций:

Профессиональные компетенции:

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.

ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Место проведения занятия:кабинет психологии

Оснащение занятия:

Основная литература:

  • Полянцева О.И. Психология. Серия «Медицина для вас». – Ростов н/Д: «Феникс», 2015 г.

  • Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2008 г.

Дополнительная литература:

  • Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995 г.

  • Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.

  • Общая психология / Под. ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986 г.

  • Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007 г.

Основные этапы занятия.

Наименование этапа

Содержание этапа и методические указания

Вре

мя

Цель

1

Организационный момент.

Преподаватель проверяет готовность аудитории и студентов к занятию, напоминает о форме одежды, отмечает отсутствующих

0,5 мин

Воспитание дисциплины

2

Мотивация.

Преподаватель сообщает тему занятия, отмечает ее значимость для профессиональной деятельности. Студентам сообщаются цели занятия, план работы, связь темы с другими дисциплинами.

1,5 мин

Развитие у студентов навыков планирования деятельности. Включение знаний по теме «Эмоциональные процессы и состояния» в систему общих представлений студентов.

3

Проверка исходного уровня знаний.

Проверочный тест «Эмоциональные процессы и состояния».

10 мин

Выявить имеющийся у студентов уровень представлений по теме «Эмоциональные процессы и состояния».

4

Актуализация знаний о видах и функциях эмоциональных процессов и состояний человека:

4.1 Понятие эмоциональных процессов и состояний.

4.2 Физиологические механизмы эмоцио-нальных процессов и состояний.

4.3 Эмоции, их виды.

4.4 Чувства. Клас-сификация чувств.

4.5 Сравнительная характеристика эмоций и чувств.

4.6 Нарушения эмоциональной сферы человека.

4.7 Стресс. Причины стресса, его роль в жизни человека.

4.8 Требования к эмоциональной сфере медработника.

Фронтальный опрос с элементами обсуждения по теме «Эмоциональные процессы и состояния».

20

мин

Актуализировать знания студентов о много-образии эмоциональных процессов и состояний человека, о роли эмоциональной сферы в жизни человека и профессиональной дея-тельности медработника, о возможности управлять своими эмоциями. Воспитывать мотивацию к более глубокому изучению вопроса.

5

Формирование умений и навыков:

Читайте также:  Что может ныть с левой стороны внизу живота у женщин причины

5.1 Сопоставление видов эмоций с их характеристикой.

5.2 Анализ перечня основных эмоций человека.

5.3 Игра «Ассоциации».

5.4 Решение ситуационных задач.

5.1 Преподаватель вместе со студентами анализирует характерные особенности фундаментальных эмоций человека.

5.2 Преподаватель предлагает студентам определить признак классификации перечисленных эмоций на группы (положительные, отрицательные и нейтральные), определить среди перечисленных эмоций группу стенических. Студентам предлагается поделиться опытом развития самоконтроля над негативными эмоциями. Проводится обсуждение.

5.3 Преподаватель предлагает студентам определить эмоциональное состояние своего товарища на основании результатов наблюдения за его поведением. Проводится обсуждение.

5.4 Преподаватель предлагает студентам определить нарушения эмоционального состояния пациента на основе описания его поведения.

5 мин

10 мин

10 мин

10 мин

Формировать и развивать умения студентов определять фундаментальные эмоции человека по их описанию.

Развивать у студентов логические операции классификации и обобщения. Развивать навыки рефлексии.

Формировать и развивать у студентов умения определять эмоциональное состоянии человека по внешним признакам.

Развивать знания студентов о нарушениях эмоциональной сферы человека. Развивать способность студентов к эмпатии, наблюдательности.

6

Контроль итогового уровня знаний.

Самостоятельная работа: ответить на вопрос «Роль эмоций в жизни человека».

15 мин

Закрепить знания студентов об эмоциональных процессах и состояниях, их роли в жизни человека.

7

Подведение итогов занятия.

Преподаватель отмечает, какие цели на занятии были достигнуты, останавливается на ключевых моментах темы. Оценивает работу каждого студента на занятии.

5 мин

Оценка деятельности студентов, поддержание положительной мотивации к дальнейшему изучению дисциплины. Развитие умений студентов анализировать свою деятельность.

8

Домашнее задание

Преподаватель сообщает тему следующего занятия, дает указания по самоподготовке.

3 мин

Создать мотивацию на подготовку к следующему занятию.

Приложение № 1

Используется на 3 этапе занятия

Проверочный тест «Эмоциональные процессы и состояния»

1. Функции эмоций:

  1. Приспособительная.

  2. Сигнальная.

  3. Оценочная.

  4. Все ответы верны.

2. Эмоциональные реакции – это:

  1. Кратковременные проявления, имеющие тесную связь с вызывающими эмоциями.

  2. Сильное, глубокое и устойчивое переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

  3. Слабо выраженное переживание.

3. Виды эмоциональных процессов и состояний по продолжительности и интенсивности:

  1. Чувства.

  2. Эмоции.

  3. Настроение.

  4. Все ответы верны.

4. Аффект – это:

  1. Сильное кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко выраженными поведенческими проявлениями.

  2. Длительные устойчивые компоненты психической структуры человека.

  3. Длительные, слабо проявляющиеся в поведении переживания.

5. Стресс зависит от:

  1. Физической силы воздействия.

  2. Личностной значимости действующего фактора.

  3. Психической силы воздействия.

6. Стрессором может быть:

  1. Фактор, реально существующий.

  2. Фактор, придуманный человеком.

  3. Вероятностный фактор.

  4. Все ответы верны.

7. Эмоциональное состояние:

  1. Длительно сохраняющееся проявление, определяющее общее отношение человека к окружающим.

  2. Тесно связано с вызвавшими его объектами.

  3. Кратковременное проявление эмоций.

8. Тоска – это эмоция:

  1. Нейтральная.

  2. Отрицательная.

  3. Положительная.

9. Настроение — это:

  1. Слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние.

  2. Быстро возникшее кратковременное эмоциональное состояние.

  3. Сильное, длительно эмоциональное состояние.

10. Удовольствие может быть:

  1. Высшей эмоцией.

  2. Низшей эмоцией.

  3. Все ответы верны.

11. Переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо:

  1. Аффект.

  2. Настроение.

  3. Эмоция.

12. К стеническим эмоциям не относят:

  1. Гнев.

  2. Радость.

  3. Печаль.

13. К нарушениям эмоциональной сферы человека относят:

  1. Дисфорию.

  2. Галлюцинацию.

  3. Гипермнезию.

14. Эйфория – это:

  1. Ускоренное течение мыслей.

  2. Неадекватно восторженная оценка событий.

  3. Легкая смена настроения без какого-либо повода.

15. Врожденными, характерными для человека и высших животных выступают:

  1. Эмоции.

  2. Чувства.

  3. Все ответы верны.

Приложение № 2

Используется на 4 этапе занятия

Примерные вопросы для фронтального опроса

1. Дайте определение эмоциональным процессам и состояниям. Какие виды эмоциональных процессов и состояний Вам известны?

2. Каковы физиологические механизмы эмоциональных процессов и состояний?

3. Какова роль ретикулярной формации ствола мозга в активизации эмоциональных реакций?

4. Дайте определение эмоциям? Какие виды эмоций Вам известны?

5. Дайте определение чувствам? Раскройте классификацию чувств.

6. С чем заключается сходство и различие эмоций и чувств?

7. Охарактеризуйте нарушения эмоциональной сферы человека.

8. Раскройте понятие стресса. Каковы причины стресса?

9. Раскройте роль стресса в жизни человека?

10. Какие требования к особенностям эмоциональной сферы медицинского работника Вы бы обозначили?

Приложение №3

Используется на 5 этапе занятия (пункт 5.1)

Владимир Даль, врач по образованию, составитель знаменитого «Толкового словаря русского языка», охарактеризовал фундаментальные эмоции.

Задание 1: сопоставьте понятия эмоций с их описанием.

  1. Интерес.

  2. Волнение.

  3. Радость.

  4. Удивление.

  5. Горе.

  6. Страдание.

  7. Гнев.

  8. Отвращение.

  9. Презрение.

  10. Страх.

  11. Стыд.

А. «Внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая».

Б. «Скорбеть, тосковать, болеть душою нравственно».

В. «Беда, бедствие, несчастье, злополучие, напасть; тоска, печаль, скорбь, кручина».

Г. «Являться или казаться странным, чудным, необычайным, нежданным».

Д. «Тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия».

Е. «Внутреннее сознание предосудительного, уничижение, самоосуждение, раскаяние и смирение, нутреная исповедь перед совестью».

Ж. «Пренебрегать, считать ничтожным, подлым, недостойным внимания, ниже всякого уважения».

З. «Омерзение, ненависть, нелюбовь, антипатия».

И. «Сочувствие в ком или в чем, участие, забота, важность дела».

К. «Возмущать, смущать, приводить в беспокойство, тревожить».

Л. «Сильное чувство негодования; страстная порывистая досада; запальчивый порыв, вспышка, озлобление».

Приложение №4

Используется на 5 этапе занятия (пункт 5.2)

Задание 2: познакомьтесь с основными эмоциями человека.

Основные эмоции.

Положительные эмоции.

Источник

Эмоции и чувства. Что это?

Человек рождается с определенным набором эмоциональных реакций, более того, эмоции есть и у животных. Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся страх и тревога как выражение потребности в самосохранении; радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребности в движении.

В более позднем возрасте в результате общения с людьми и вследствие формирования собственного «Я», возникают вторичные эмоции. Они не связаны с жизненно важными потребностями, но от этого не становятся менее значимыми, напротив, именно они доставляют наибольшие страдания и радость.

Эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и движения. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого-либо сильного потрясения. В аффекте изменяется внимание: снижается переключаемость, воспринимаются только те явления, которые имеют отношение к ситуации. Как правило, забывается все, что происходило до события, вызвавшего аффективную реакцию. Примерами аффективных реакций могут быть состояние эйфории после освобождения от опасности, ступор при сообщении о смерти, гнев — как реакция на насмешки и издевательства.

Читайте также:  Она могла бы жить по правилам но причиной стали

Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства — устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (вполне возможно воображаемым).

Настроения — наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку приятия или неприятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс — неспецифическая реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие — холод, усталость, боль, унижение и т. д.

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность филогенетически запрограммированных реакций организма, подготавливающих его к физической активности по типу сопротивления, борьбы или бегства. Эти реакции выражаются в изменении режима работы многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повышаются свертываемость крови, частота пульса. Все физиологические реакции запускаются выделенными в кровь гормонами. Известно, что разные люди по-разному реагируют на стрессовые нагрузки. У одних реакция активная — при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела — это «стресс льва», а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу — «стресс кролика».

Отрицательные эмоции человека могут быть очень разрушительными, особенно, если они вошли в привычный набор психо-эмоциональных отражений реальности, событий, слов и действий окружающих людей. Это обида, вина и стыд.

Вообще, стоит иметь в виду, что есть психосоматические комплексы и реакции, которые ведут к отрицательным последствиям по организму. Устойчивые, привычные реакции обиды, например, могут порождать в организме разрушительные процессы по почкам. Если обиды раздуваются личностью, это ведет к появлению кист, фибромиом.

Обида

Если Вас лягнет осел, Вы на него не обидитесь, хотя это и больно. Если толкнет незнакомый человек, то рассердитесь, но не обидитесь. Но если друг пренебрегает Вашими интересами, любимый человек ведет себя с Вами не так, как Вы ждете, а родственник приезжает из командировки без подарков, то возникает неприятное чувство, которое принято называть обидой.

Это чувство возникает только в общении с людьми, значимыми для нас, от которых мы ждем особого к нам отношения. И когда ожидаемое отношение расходится с реальным, возникает обида.

В любом переживании обиды можно выделить три компонента:

1. Мои ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня. Как он должен вести себя, если он мой друг. Представления об этом складываются в опыте общения.

2. Поведение другого, отклоняющееся от ожидаемого в неблагоприятную сторону.

3. Эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожидания и поведения.

Эти три элемента сцеплены между собой нашим убеждением, что другой человек жестко запрограммирован нашими ожиданиями, лишен самостоятельности. Подобное стремление программировать поведение близких людей идет из детства. Когда маленький ребенок испытывает дискомфорт и ему плохо, он обижен и плачет, тем самым сообщая родителям, что что-то не так. Они должны изменить свое поведение.

Чувство обиды у ребенка стимулирует чувство вины у родителей. Ребенок таким образом воспитывает своих родителей. В детстве такое поведение оправдано — иначе маленькому существу не выжить, да и родительские навыки не сформировались бы. Ребенок чувствует себя центром мира и, естественно, что мир должен соответствовать его ожиданиям.

В старости люди опять становятся обидчивыми: у слабых свое оружие — формирование чувства вины у другого. Когда же обижается взрослый человек, он начинает чувствовать себя маленьким и беспомощным, даже выражение лица у него становится инфантильным.

В обиде много эгоистичного. Обижаясь, человек эксплуатирует любовь другого, так как формирует у него чувство вины. Так как обида — это мучительное ощущение, то мы часто пытаемся ее скрыть или заменить другими эмоциями. Мы мстим, мысленно или реально, обидчику — на смену обиде приходит агрессия. Умственная агрессия опасна тем, что она включает механизмы драки, но не использует их. Лучший вариант избавления от обиды — творчество. Можно рекомендовать такой девиз: «Хорошая жизнь — это лучшая месть».

Вина

Вина противоположна обиде. Внешне она не имеет характерных признаков, экспрессии, жестов. Мы испытываем вину благодаря дару мышления. В переживании вины также три составляющие:

1. Мои представления о том, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями другого человека. Мне точно не известны ожидания другого, я их только моделирую. Модель строится в соответствии с общими социальными установками. Наше поведение в гораздо большей степени определяется ожиданиями других, чем мы предполагаем.

2. Восприятие и оценка собственного поведения «здесь и теперь».

3. Сличение модели ожидания с собственным поведением и обнаружение рассогласования, которое и воспринимается как вина. Это чувство усиливается эмоцией и выражением обиды у другого.

Чувство вины переживается сильнее, чем обида. С обидой мы можем справиться, приняв другого таким, какой он есть, т. е. сменив свои ожидания или простив обидчика. В вине нам нужно менять ожидания другого, а это уже нереально.

Чувство вины полезно для незрелых людей. Так, детьми можно управлять, не наказывая их, а вызывая чувство вины. Здесь важно не перестараться, чтобы у ребенка не развился невроз, основанный на комплексе вины.

Вина не может переживаться слишком долго, так как не может быть долгим непереносимое страдание, и она ослабляется чувством гнева или агрессии, которые оттягивают энергию вины.

Из виноватого мы становимся обидчиком. Иррациональное чувство вины может находить выход и в болезнях. Человек своими физическими страданиями как бы расплачивается за то, в чем он будто бы виноват, и ему становится легче. Но это тяжелая плата.

Читайте также:  В чем может быть причина если опель вектра не заводиться

Стыд

Если мы не соответствуем ожиданиям обобщенного другого или общества, то возникает чувство стыда. Функциональное значение стыда заключается в регуляции поведения человека в соответствии с «Я-концепцией», которая во многом является продуктом культуры, а не личного опыта.

Примечание. «Я-концепция» — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью

Родители и воспитатели, книги и идеология формируют у человека представление о том, каким он должен быть. При этом общество руководствуется соображениями собственной безопасности. Даже культуру можно рассматривать как механизм защиты целостности сообщества и наиболее слабых его членов. Культура ограничивает инстинкты, прежде всего агрессивные и сексуальные, вырабатывает правила поведения, за нарушение которых человек испытывает психологическое наказание в виде стыда или вины. У древних существовало выражение: «Бичуемые стыдом, влекутся они к добродетели».

Возникновение чувства стыда можно представить следующим образом:

1. То, каким я должен быть «здесь и теперь» в соответствии с «Я-концепцией».

2. То, каков я «здесь и теперь».

3. Рассогласование между должным и реальным поведением и его переживание.

Так как стыд мы получаем в наказание, то поведение, диктуемое стыдом, часто бывает инфантильным. Но сколько от него бед! Это — самоубийства у подростков, самоубийства из чести, месть, ревность, агрессия. Познание причин своего стыда открывает скрытые в бессознательном свойства «Я-концепции». Если человек стыдится того, что он не ответил на письмо друга детства, которого он не видел много лет, то можно предположить, что такой человек обязателен и предан друзьям. Стыд, возникающий при нарушении сексуальных запретов, даже мнимых, часто свидетельствует о подавлении сексуальных влечений у человека. То есть, то, чего человек стыдится, говорит о нем больше, чем многое другое.

Стыд похож на чувство вины, но в вине мы ориентированы на ожидания близкого человека, в стыде такого оценщика быть не может. Но существует такое понятие, как социальный стыд, когда стыдятся оценки или мнения конкретной группы лиц.

Можно выделить стыд атрибутивный, предметом которого являются отдельные признаки: физические недостатки, отсутствие вещей, ценимых в группе, к которой принадлежит человек, и стыд экзистенциальный — целостный, когда стыдятся за все признаки, приписываемые себе.

Такой стыд иногда называют комплексом неполноценности. Сколько бы ни убеждали человека, испытывающего этот комплекс, он, несмотря на все свои успехи, не верит себе, считает себя недостойным. В основе возникновения комплекса неполноценности лежит потеря базового доверия к миру и отсутствие любви на ранних этапах развития человека.

Трудно исправить психику нежеланного или нелюбимого ребенка, даже если он будет умен и красив, на нем все равно останется пятно неудачника. Вместе с тем стыд — это важная эмоция, которая способствует приспособлению человека к жизни в обществе. Благодаря стыду, углубляется самопознание, формируются самоуважение, способность оценивать последствия своих поступков, чувствительность к оценкам других. Эта эмоция необходима на определенных этапах развития, но затем стыд надо уметь не просто переживать, а анализировать.

Существуют и другие эмоции, которые возникают при общении, но они не являются культурно оправданными. Это — зависть и тщеславие. В структуре этих эмоций также можно выделить три компонента:

1. Допущение, что другой человек такой же, как и я (мы редко завидуем недосягаемым).

2. Концентрация внимания на этом человеке или отдельных его свойствах и качествах, сравнение этих качеств со своими.

3. Переживание той или иной эмоции в зависимости от результатов сравнения.

Зависть: «он такой же, как я, но у него лучше».

Тщеславие: «он такой же, как я, но у меня лучше».

Злорадство: «он такой же, как я, но у него хуже».

Основным компонентом этих эмоций является сравнение. Если бы человек отказался от сравнения или отделил себя от его результатов, то и зависть, и злорадство были бы убиты в зародыше. Но мы не можем отказаться от сравнения, потому что оно является основной умственной операцией в процессе мышления и познания. Все свойства объектов природы постигаются в сравнении. Отказавшись от сравнения, мы подавили бы и работу мысли.

Сравнение привычно — с раннего детства ребенка сравнивают с другими детьми родители, воспитатели, учителя. В результате этого сравнения возникают не только отрицательные эмоции (зависть), но и положительные — гордость, ощущение своей исключительности. Ребенок перенимает привычку сравнивать. С годами мы начинаем сравнивать всех: родителей, друзей, возлюбленных, а также самих себя.

Неукротимое стремление человека сравнивать себя и других постоянно поддерживается духом соперничества. Общество награждает первенство, в какой бы области оно ни возникло. Но в условиях постоянного соперничества успех и неудача одинаково опасны. В случае неудачи человека «сомнут» более успешные, а успех пробуждает зависть и враждебность со стороны других людей, и они объединятся в борьбе против удачливого. Отказ же от соперничества в условиях нашей цивилизации часто способствует формированию чувства неуверенности и даже неполноценности.

Гордясь, завидуя, злорадствуя, мы участвуем в процессе, построенном на сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда требует ответа на вопрос: «По каким пунктам, признакам, свойствам сравниваю я себя с другими, лишая себя согласия с самим собой и вовлекая других в гонку, которой нет конца?»

Сравнение должно быть уместным, иначе оно порождает конфликт. Следует помнить слова древних: «Пока я в своем уме, я не сравниваю свою милую ни с кем».

Нужно помнить, что проявления гордыни, злорадства, зависти порождают системные разрушительные процессы по организму. Эти проявления в результате постоянного сравнения ведут к блокированию процессов развития сознания человека, нарушают психическую устойчивость, ведут нередко к тяжелым депрессиям и нарушениям биохимического баланса организма.

Источник