Причинами эмоционального стресса могут быть у детей
Содержание статьи
Стресс у ребенка: его разновидности, причины, последствия и способы помощи
Стресс — это реакция нервной системы на физические, психические и эмоциональные раздражители. Они необходимы: учат собраться с мыслями, принимать решения. Но систематические стрессовые ситуации вредят организму. В статье поговорим о том, как справиться со стрессом, его причинах, последствиях и профилактике.
Содержание статьи
Чем опасен стресс у ребенка
Признаки стресса у ребенка
Виды детского стресса
Стадии эмоционального стресса у детей
Причины эмоционального стресса у детей
Как справиться со стрессом: помогаем дошкольнику
Как справиться со стрессом: комплексный подход
Чем опасен стресс у ребенка
Хроническая форма чревата развитием патологических состояний. Происходит дисбаланс — на вегетативном, гормональном, эндокринном уровнях. Это приводит к срыву адаптации. На его фоне развиваются психосоматические заболевания.
Вот к чему приводит стресс у ребенка:
- Обострение хронических болезней. На фоне истощения нервной системы и организма снижается иммунитет — дитя подвергается риску «подхватить» вирус или инфекцию;
- Психосоматические заболевания. Астма, сахарный диабет, невроз, сердечно-сосудистые патологии. Риск развития болезней сердца повышается в 4 раза;
- Нарушение сна. Если ребенок перенес стресс, он может не спать пару ночей. «Привычка» быстро закрепляется: малыш акцентирует внимание на неспособности уснуть — проблема усугубляется;
- Психологические проблемы. Нарушение самоконтроля, депрессивное состояние, неуверенность в себе, комплексы, фобии.
Стресс в жизни ребенка имеет долгосрочные последствия. Он может стать причиной психических расстройств во взрослом возрасте.
Признаки стресса у ребенка
Психологи выделяют несколько групп симптомов.
Потребность в близости
Чадо прижимается к вам, просится на руки, обнимает. Не хочет оставаться в одиночестве, отказывается идти в садик. Остро переживает, боится разлуки с кем-то из близких людей.
Не игнорируйте, не злитесь. Будьте ласковы, обнимайте кроху, беседуйте, говорите слова любви, поддерживайте, проводите вместе время. Этим вы вернете уверенность в себе, снизите тревожность.
Пищевые расстройства
Кроха отказывается есть, плюется едой, возможна рвота. Не заставляйте его, не меняйте привычного графика приема пищи, рациона. Здоровое дитя попросит есть, когда проголодается.
Проблемы с гигиеной
Происходит «откат» в раннее детство: малыш отказывается ходить в туалет на горшок или унитаз, мочится в постель, трусики. Ни в коей мере не ругайте, не стыдите — так вы закрепите энурез. Успокойте дочку, сына. Контролируйте регулярное посещение туалета.
Нарушение сна
Дитя боится темноты, спать в одиночестве, ему снятся кошмары, просит вас побыть с ним.
Не отказывайте дочке, сыну в просьбе: полежите рядом, почитайте сказку на ночь. Обсудите страхи, постарайтесь их развеять.
Болевые ощущения
Боли в животе, мигрени. Возникают на фоне психологических переживаний, а не физиологических нарушений. Не спешите давать крохе лекарства — их назначает педиатр. Проводите с дочкой, сыном время. Разговаривайте, играйте, читайте, веселитесь, гуляйте. Обсуждайте переживания и страхи. Это поможет проработать стресс у ребенка. Не хочет говорить — попробуйте узнать об этом из ролевых игр. Покажите его педиатру.
Повышение агрессии
Поведенческие нарушения — упрямство, протест, агрессивность, раздражительность — попытки детей дошкольного возраста справиться с чувством беспомощности. Проявляются по отношению к близким, чужим людям.
Не отвечайте дочке, сыну тем же. Успокойте, поддержите, обнимите. Обсудите причины его поведения. Объясните: его желания не всегда совпадают с желаниями и возможностями других людей. Расскажите о границах других людей, которые нельзя нарушать. Научите выражать эмоции конструктивно — через творчество (рисование, лепку), игру, физическую активность.
Гиперактивность, возбудимость, нетерпимость
Кроха быстро говорит, спорит, перебивает, грубит, требует. Это происходит из-за чувства беспомощности. Говорите с сыном, дочкой мягко, доброжелательно, ненавязчиво снижайте активность. Установите границы дозволенного поведения. Действуйте осторожно. Давайте дитю поручения, просите о помощи. Обсуждайте его чувства, научите выражать их конструктивно.
Нарушение познавательных процессов
Дошкольник не может сконцентрировать внимание, ухудшается память. Ему скучно, он ничего не хочет, не знает, чем себя занять. Вы злитесь? Вам жалко дитя? Не показывайте ему этого! Ваша задача — восстановить чувство равновесия. Лучший способ сделать это — давать сыну, дочке поручения, которые хорошо знакомы и просты в исполнении.
Острые реакции, психосоматика
Малыш теряет контроль над эмоциями, паникует, жаждет изоляции, неуверен в себе. Возможны психосоматические расстройства. Состояние тяжелое. Требует вмешательства педиатра, детского психотерапевта. Относитесь к чаду бережно, с пониманием. Обеспечьте ему тихое, изолированное место. Излучайте любовь и внимание.
Не давайте ложных обещаний, что все будет хорошо (если ситуацию нельзя изменить, например в связи со смертью близкого человека или разводом родителей). При панике не пытайтесь привести в чувство с помощью пощечин, тряски. В крайних случаях вы можете резко остановить чадо — без телесного насилия.
Другие симптомы стресса у ребенка
Регрессивное поведение — ведет себя, как малютка. Кричит, плачет, истерит, топает ногами, катается по полу, играет в игры не по возрасту.
Нарушение развития речи — заикается, молчит, говорит слишком быстро, глотает слова и окончания, меняет их местами. Речевые навыки не соответствуют возрасту: неправильно произносит звуки, преобладает звукоподражание вместо слов.
Проблемы с обучаемостью — не выполняет задания в процессе развивающих игр, не придерживается правил. Например, к 1,5 — 2-м годам не собирает пирамидку, к 3-м — сортер, пазлы. Не может концентрировать внимание на одной задаче. Проблемы с освоением новых навыков.
Коммуникативные проблемы — не умеет вести себя с детьми, играть. Не может заводить друзей, не понимает, что делать на площадке.
Виды детского стресса
Детям раннего и дошкольного возраста свойственны такие типы:
- Физический. Проявляется реакциями организма на внешние факторы — жару, холод, травму, болезнь, инфекцию, недостаток воздуха. Выражается слабостью, болевым синдромом, головокружением, пищевыми расстройствами, нарушением сна, раздражительностью;
- Психологический. Альтернативные названия — эмоциональный, нервный стресс. Проявляется поведенческими и эмоциональными реакциями на раздражители — социальные факторы, внутриличностные конфликты, переживания, перегрузку мозга, усталость. Малыш неадекватно воспринимает себя, плохо налаживает контакт с людьми, замкнут.
Различают 2 формы: острую (длится кратковременно) и хроническую (в течение длительного времени).
Стадии эмоционального стресса у детей
Малыши проходят 3 стадии. Они проявляются по нарастающей.
Первая стадия — тревога
Дитя беспокоится, тоскует, замыкается в себе, недоверчиво относятся к людям. На уровне физиологии изменений нет. Реакция возникает вследствие процессов в пищеварительной и иммунной системах, гормонов надпочечников.
Помочь малышу можно двумя способами — быстро разрешить ситуацию или занять его физической активностью.
Вторая стадия — сопротивление
Психика сопротивляется, отрицает пережитый стресс. Пытается вытеснить из памяти неприятные воспоминания — малыш испытывает усталость. Защитные системы организма мобилизуются. Тревога, беспокойство, агрессия проходят.
Третья стадия — истощение
Дитя не контролирует свои эмоции, испытывает апатию или агрессию. Происходит моральное и физическое истощение. Характерны психосоматические расстройства, обострение болезней.
На каждом этапе эмоциональное состояние все больше угнетается, что чревато депрессией.
Причины эмоционального стресса у детей
Для малышей раннего и дошкольного возраста стрессорами выступают такие ситуации.
Расставание с мамой, папой
Ребята испытывают беспокойство, страх, тревогу из-за временной разлуки с родителями. Обычно это происходит при оформлении в детский сад. Дитя остается в незнакомой социальной среде, без поддержки близких людей.
Отношения в коллективе
Характерно для дошкольников и школьников. Ребята не могут адаптироваться в новом коллективе детского сада, спортивной секции, центра развития. Они стесняются, замыкаются в себе.
Еще одна причина стресса у ребенка — буллинг и моббинг. У ребят от 3-х до 7-ми лет он проявляется в виде игнорирования, насмешек, дразнилок, запрета на совместные игры, доносов воспитателю. Еще хуже, если дошкольник подвергается травле со стороны самого персонала детского сада.
Психологический климат в семье
Неблагоприятная обстановка дома, плохие отношения между членами семьи, методы воспитания влияют на поведение чада. Конфликты, физические наказания, развод родителей, смерть близкого родственника провоцируют стресс у ребенка.
Отношение к малышу
Неуважение, безразличие мамы и папы, отсутствие поддержки, укоры формируют закомплексованную, нервную, тревожную личность. Такие крохи живут в состоянии хронического стресса и опыт раннего детства переносят во взрослую жизнь.
Социальные факторы
К ним относятся тревожные новости, материальные проблемы в семье, болезнь близкого человека, переезд. Детки дошкольного возраста тяжело переживают это.
Физические факторы
Голод, холод, жара, дефицит витаминов, нарушение или смена питания, низкий уровень влажности в комнате, обезвоживание — эти факторы провоцируют стресс у ребенка раннего возраста.
Как справиться со стрессом: помогаем дошкольнику
Как помочь чаду и сохранить с ним добрые отношения? Вот советы психологов для родителей, если ребенок перенес стресс.
Найдите причину
Причина сильного, кратковременного стресса лежит на поверхности. Хронический стресс в жизни ребенка имеет накопительный эффект и дает о себе знать спустя время. Хотите помочь чаду — ищите и устраняйте стрессор.
Дайте чувство безопасности
Будьте рядом, успокаивайте кроху, напоминайте о своей любви к нему, обнимайте. Разговаривайте с ним спокойно, ровно, доброжелательно. Дитя не хочет идти в детский сад, боится оставаться без вас? Объясните ему, что уходите ненадолго.
Контролируйте поведение
Кроха капризничает, истерит, противоречит? Не спешите наказывать — это признаки стресса. Обсудите с ним причину такого поведения, помогите объяснить словами свои чувства. Детки в раннем возрасте не понимают, что с ними происходит, не могут контролировать эмоции. Помогите выплеснуть их конструктивно. Обозначьте границы дозволенного поведения.
Как справиться со стрессом: комплексный подход
Симптомы не проходят, вы не можете помочь чаду самостоятельно? Подключайте специалистов — педиатра, психолога (психотерапевта), невролога. Существуют разные методы помощи при эмоциональном стрессе у детей. Их подбирают с учетом возраста, состояния маленького пациента.
Комплексный подход — залог эффективной помощи:
- Родители — для опоры. Определите и устраните стрессор. Будьте терпеливы, доброжелательны с дочкой, сыном. Обсуждайте его переживания. Позволяйте выражать эмоции, как у него получается. Через игру проработайте ситуацию, которая привела к дисгармонии;
- Педиатр — для оценки состояния здоровья. Ваши усилия не дали результата. Обратитесь к педиатру. Он оценит общее состояние здоровья маленького пациента. Даст направление к неврологу, психологу;
- Невролог — для оценки нервной системы. При необходимости врач назначит лечение. Например, физиотерапевтические процедуры: массаж, ЛФК, лечебные травяные ванны. Помогают плавание и диетическое питание;
- Психолог — для выхода из ситуации. Задача специалиста — помочь клиенту выйти из сложного состояния, вернуть душевное равновесие. Он поможет пережить ситуацию и не перенести ее во взрослую жизнь, даст рекомендации по развитию стрессоустойчивости;
- Психиатр — для помощи в запущенных ситуациях. Если ребенок перенес стресс и это повлекло за собой нервные расстройства, вас могут направить к детскому психиатру. Не пугайтесь: никто не поставит ваше дитя на учет и не перечеркнет его дальнейшую жизнь.
При чрезмерной тревожности, тиках, судорогах понадобится медикаментозное лечение. Оно снимет симптомы и улучшит состояние дитя.
Профилактика нервного стресса
Развивайте стрессоустойчивость. Прекрасный способ сделать это — физическая активность. Запишите дитя в спортивную секцию. Учитывайте его интересы. Плавание, танцы, гимнастика, боевые искусства, детская йога отлично подойдут дошкольникам. Достаточно заниматься трижды в неделю по полчаса. Ребятам младшего возраста можно бегать, кататься на велосипеде в парке, лазать по шведской стенке, гулять на свежем воздухе в любую погоду.
Придерживайтесь режима сна и отдыха. Засыпать и просыпаться кроха должен в одно и то же время. В комнате должно быть свежо, следите за уровнем влажности. Перед сном никаких гаджетов, компьютерных игр, мультиков.
Предлагайте малышу здоровую разнообразную пищу. Следите за питьевым режимом. Не можете обеспечить сбалансированное питание — давайте витаминные комплексы. Посоветуйтесь с педиатром.
Обеспечьте комфортные условия. Климат в семье, ваше собственное психологическое состояние влияет на малыша. Он копирует ваше поведение, реакции. Проанализируйте, не ваш ли это случай.
Ребята раннего возраста тесно связаны с мамой, особенно при грудном вскармливании. Вот почему если мама истощена морально и физически, нервная и тревожная, хронического стресса у ребенка не избежать. Не забывайте о себе: отдыхайте, делегируйте полномочия, расслабляйтесь.
Источник
детские стрессы — профилактика стресса у детей
Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.
У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.
Симптомы стресса у детей
Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют некоторые признаки, по которым Вы сможете определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса.
Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:
- чрезмерная раздражительность;
- демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
- ухудшение сна.
Симптомы стресса у детей дошкольного возраста
- возросшая требовательность и частое проявление негодования;
- «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
- чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
- частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
- появление дефектов речи;
- гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
- слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.
Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста
- частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
- ночные кошмары;
- быстрая утомляемость;
- постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
- постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
- ложь;
- возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
- расстройства без видимой на то причины;
- озабоченность сверх меры своим здоровьем;
- нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
- агрессивное отношение к окружающим;
- педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
- заниженная самооценка;
- беспричинные тревоги, волнения и страхи;
- падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
- дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
- ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.
Причины стресса у детей
Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой.
Правда, эти категории причин постоянно переплетаются, и их следует рассматривать в совокупности.
Общими причинами стресса для детей всех возрастов могут быть:
- развод родителей;
- расставание с дорогими людьми;
- смерть близкого человека;
- катастрофы, травмы;
- детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
- применение насилия;
- появление нового ребёнка в семье;
- переезд;
- гибель домашнего животного.
Причины стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет
Самой частотной причиной стресса у грудных детей является расставание с родными. Особенно тяжело ребёнок переживает долгое отсутствие мамы. Другими распространёнными причинами стресса у малышей являются: какое-либо заболевание, изменение режима дня, эмоциональное расстройство родителей.
Причины стресса у дошкольников
Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.
Конечно, самой частотной причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.
Другими причинами стресса у детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду.
Причины стресса у детей младшего школьного возраста
Причинами стресса у детей в возрасте от 5 до 10 лет обычно бывают напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренция внутри класса.
В этом возрасте ребёнок уже осознаёт, что он в чём-то уступает другим: кому-то в талантливости, кому-то в красоте, кому-то в успешности в учёбе, кому-то в популярности в классе. Но он ещё не достаточно взрослый, чтобы понять, что такое положение вещей является нормой, что невозможно сразу во всём быть лучшим. Вследствие этого, большинство детей младшего школьного возраста переживают серьёзные стрессы, причём каждый из них в стрессовом состоянии ведёт себя по-разному: кто-то пытается стать самым умным, с головой погружаясь в книги и забывая друзей, кто-то не хочет тратить силы на изменение себя, избирая тактику унижения других и т.д. Вот почему среди причин стресса у детей младшего школьного возраста на первых позициях находятся издевательства и оскорбления в школе.
Причиной стресса может быть и внутренний конфликт. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный.
Также причиной стресса у детей на данном возрастном этапе может стать просмотр шокирующей телевизионной программы или волнующего ролика в Интернете. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, а потому, услышав новости о военных действиях, о природных катаклизмах, о террористических актах, они начинают бояться за свою жизнь и жизни близких людей.
Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения и т.д.
Профилактика стресса у детей
Общие методы профилактики стресса:
- родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;
- родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
- не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;
- родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;
- если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом;
- необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;
- родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
- убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.
Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет
Для того чтобы избежать стресса у малышей, родители должны стараться как можно меньше оставлять их в одиночестве. Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих. Кроме того, надо внимательно следить за их настроением и поведением. Будьте ласковыми и заботливыми родителями, и тогда Вашему грудному ребёнку стресс грозить не будет.
Профилактика стресса у детей дошкольного возраста
Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.
Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка, брать на колени.
Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами!), постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.
Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста
Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его.
Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми.
Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.
Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе. Ни в коем случае нельзя ставить малыша перед выбором, с кем ему жить: с папой или с мамой – решать это должны взрослые.
Если у Вашего ребёнка сложности в школе, не перекладывайте ответственность за их нейтрализацию на себя. Подтолкните его к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей.
Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления. Не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым.
Старайтесь повышать самооценку собственного дитя. Отыщите занятие, в котором Ваше чадо будет действительно успешным. Уверенный в своих силах ребёнок меньше подвержен стрессам.
Борьба со стрессом у детей
Общие методы борьбы со стрессом у детей:
- обязательные ежедневные прогулки;
- хорошее питание;
- соблюдение режима дня;
- общение с родственниками и друзьями;
- физические нагрузки;
- обращение к психологу;
- расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.
Борьба со стрессом у грудных детей и малышей до 2-х лет
Эффективным методом борьбы со стрессом у малышей является игра. Так как самой частотной причиной стресса в этом возрасте является расставание с близкими, то наиболее полезной игрой являются прятки. Данная игра позволяет ребёнку поверить в то, что после каждого исчезновения близкий человек обязательно вернётся.
Если родителям всё же приходится отлучаться ненадолго, необходимо создать условия, чтобы ребёнок не оставался в одиночестве. Если нет возможности пригласить бабушку побыть с ним пару минут, оставьте рядом игрушки.
Борьба со стрессом у детей дошкольного возраста
Прежде всего, родителям следует узнать точную причину стресса. Ребёнок в таком возрасте, скорее всего, ещё не способен к разговорам по душам. Поэтому действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является подслушивание бесед с игрушками.
Сгладить стрессовое состояние или даже полностью нейтрализовать его способны помочь такие методы как крик (ребёнку надо вытеснить из себя все негативные эмоции с помощью громкого крика на улице) или «динамичное» рисование яркими красками.
Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.
Борьба со стрессом у детей младшего школьного возраста
Экстренной мерой борьбы со стрессом у детей младшего школьного возраста является откровенная беседа. При этом родителям не стоит давить на ребёнка, надо, во что бы то ни стало, сделать так, чтобы он сам, по своей воле, всё Вам рассказал.
В процессе беседы по душам Вы должны постараться убедить дитя в том, что то плохое, что с ним произошло, осталось в прошлом, что оно скоро забудется, и жизнь станет ещё лучше, чем была прежде; что в жизни человека всегда бывают и плохие, и хорошие события, и они регулярно сменяют друг друга. Так что, если с ним сейчас случилось что-то очень плохое, то скоро непременно произойдёт что-то удивительно хорошее.
Так как Ваш ребёнок впервые столкнулся со стрессовой ситуацией, у него нет представлений о путях выхода из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, Вы должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже Ваш опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы.
Эффективными методами борьбы со стрессом у детей дошкольного возраста являются также: рисование, игры, занятие спортом.
Последствия стресса у детей
- Если причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.
- Если причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать замкнутость ребёнка и проблемы с психикой.
- В особо тяжёлых случаях стресс может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.
- После пережитого стресса у ребёнка могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка.
- Стресс у детей может привести к развитию невроза.
- Дети, пережившие стресс, склонны приобретать хронические заболевания: астму, сахарный диабет.
К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.
Источник